Предоставление бухгалтерской отчетности контрагенту

Коммерческая тайна предприятия — что относится, сведения и признаки

Что представляет собой коммерческая тайна? Какие сведения к ней относятся? Какое наказание грозит работнику за нарушение режима коммерческой тайны? Какими документами устанавливается на предприятии режим коммерческой тайны?

Коммерческая тайна (далее по тексту КТ) — это режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (пп.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне», далее по тексту — Закон №98-ФЗ).

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КТО НА НЕЕ МОЖЕТ ПОКУСИТЬСЯ?

Какие сведения относятся к КТ

К информации, составляющей КТ, могут относиться производственные, технические, экономические, организационные и иные сведения любого характера, которые имеют действительную (потенциальную) коммерческую ценность, а также сведения о способах ведения профессиональной деятельности компании (п.2 ст.3 Закона №98-ФЗ).

Важно! При этом в отношении таких сведений должен быть ограничен свободный доступ и введен режим КТ (например, путем издания приказа и утверждения локального нормативного акта компании «Положение о КТ»).

Например, к сведениям, которые могут составлять КТ, относятся:

  • сведения об условиях заключенных контрактов;
  • определенные технологические производственные процессы;
  • разработанные стандарты по существующим бизнес-процессам в компании;
  • перспективные планы развития компании;
  • сведения о подготовке и результатах переговоров с деловыми партнерами компании;
  • сведения о бизнес-идеях и результаты их исследований;
  • сведения о внешнем и внутреннем финансировании;
  • сведения о мероприятиях налогового планирования и о налоговых рисках.

Важно! В каждой компании существует свой перечень сведений, составляющих КТ, который утвержден руководителем, исходя из специфики финансово-хозяйственной деятельности компании.

Перечень сведений, не относящихся к КТ

Однако в ст.5 Закона №98-ФЗ приведен перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим КТ. К таким сведениям относятся:

  • данные в учредительных документах компании, а также ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • документы, дающие право заниматься бизнесом;
  • информация о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности и т. д.;
  • условия труда в компании (численность, состав работников, система оплаты труда, наличие свободных рабочих мест и т.п.);
  • информация задолженность по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • данные о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности;
  • данные о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени компании.

ЛОГОТИП, РЕГИСТРАЦИЯ

В иных нормативных документах также может содержаться информация о составе сведений, которые не могут составлять КТ. Такими сведениями является, например, бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п.11 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Документальное оформление режима секретности

Режим КТ устанавливаются в компании путем принятия следующих действий:

  • утверждение перечня информации, составляющей КТ;
  • ограничение доступа к секретной информации путем установления порядка обращения с этой информацией;
  • установление списка работников, имеющих допуск к такой информации;
  • обеспечение безопасности информации, составляющей КТ;
  • нанесение на материальные носители, содержащие информацию или включение в реквизиты документов грифа «Конфиденциально»;
  • установление ответственности за разглашение КТ.

В целях реализации требований политики информационной безопасности компании, а также сохранности сведений, составляющих КТ, компания утверждает «Положение о КТ».

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

Важно! Документы, касающиеся режима установления КТ, должны храниться постоянно в компании (ст. 62 Перечня, утв. приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. №558).

Наказание за разглашение коммерческой тайны

Разглашением информации, составляющей КТ, признается действие (бездействие), в результате которых информация, составляющая КТ, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА

Трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: разглашения охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника (пп.»в» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ).

Как отмечают суды, с ссылкой на п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. №2, в случае оспаривания работником увольнения по данному основанию работодатель обязан:

  • представить доказательства о том, что сведения, которые разглашены работником, относятся к коммерческой тайне,
  • эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • работник обязывался не разглашать такие сведения (Решения Калужского районного суда (Калужского область) от 03.02.2017 г. №2-12917/2016, Заводского районного суда г. Саратова от 14.01.2016 г. №2-273/2016).

Предоставление документов по запросу конграгента (ООО)

Добрый день, я так понимаю, Ваша организация является Продавцом и копии бух. балансов Вы предоставлять не хотите.

Соглашусь с коллегами, бухгалтерская отчетность является открытой (на основании вышеназванных норм права), Покупатель ее требует чтобы проявить должную осмотрительность при выборе партнера, избежать риски, в том числе риски доначисления налогов, избежать проблем с налоговой.

Судьи приходят к выводу, что запрос у контрагента бухгалтерского баланса позволит выявить наличие либо отсутствие у него производственных активов, необходимых для выполнения сделки. Без такого запроса налогоплательщик может неосмотрительно подойти к выбору делового партнера (Постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.06.2012 N А75-7551/2010 и Московского от 24.12.2010 N А40-164434/09-142-1370 округов).
Если же компания заручится бухгалтерской отчетностью контрагента, то арбитры принимают сторону налогоплательщика (Постановления ФАС Поволжского от 26.04.2012 N А49-1563/2011, Московского от 18.10.2011 N А40-9253/11-90-38 и от 20.05.2011 N А40-106987/10-99-559 округов).

Кроме того, любой заинтересованный может

запросить данные бухгалтерской отчетности в Росстате. Такие полномочия появились у ведомства в 2013
году с утверждением административного регламента «Обеспечение
заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой)
отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на
территории Российской Федерации» (утв. приказом
Федеральной службы государственной статистики от 20.05.2013 № 183
(далее — Регламент)). Документ устанавливает правила, сроки и
последовательность административных процедур и административных действий
Росстата (его территориальных отделений), выполняемых по запросу.

Получить
данные годовой бухгалтерской отчетности той или иной организации может
как любое юридическое (кроме государственных органов, органов
государственных внебюджетных фондов и их территориальных отделений,
органов местного самоуправления), так и любое физическое лицо (п. 2
Регламента) (далее — заявитель). Отметим, услуга бесплатна (п. 21
Регламента).

Анализируя законодательство, считаю организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с
соответствующим запросом, в предоставлении годовой бухгалтерской
отчетности.

Однако, в силу ст. 421 ГК РФ каждый субъект предпринимательской деятельности
вправе сам решать, заключать ему договор или нет, свободен он и в выборе
контрагента по договору. Законодательство не обязывает истребовать
бухгалтерский баланс у будущего контрагента при заключении с ним
договора, но не содержит и запрета на его запрос.

Рекомендую дать ответ примерно такого содержания, без явного отказа:

На ваш запрос сообщаем следующее — для заключения договора на… предоставляем Вам следующие документы, характеризующие деятельность
контрагента:
— копию устава,

— копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
— копию выписки из ЕГРЮЛ,
— копию доверенности или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.

Вправе ли Покупатель требовать от организации предоставление баланса?

Компания ГАРАНТ

Организация (поставщик) заключает договор на реализацию товара. Покупатель требует от нее бухгалтерский баланс за последний отчетный период. Вправе ли он требовать от организации предоставление баланса?

В настоящее время при проведении налоговых проверок контролирующие органы большое внимание уделяют вопросу добросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов по НДС.

В этой связи хозяйствующие субъекты стали более осмотрительно подходить к выбору своих контрагентов с тем, чтобы впоследствии избежать негативных налоговых последствий. Как отмечено в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговый орган может признать налоговую выгоду необоснованной, если докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» в качестве одного из критериев, при оценке которых налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, названо ведение налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, данным приказом (Приложение N 2) налогоплательщику рекомендуется исследовать целый ряд признаков, таких как отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок и при подписании договоров, отсутствие документального подтверждения полномочий ответственных лиц контрагентов, копий документа, удостоверяющего личность ответственного лица, а также другой необходимой «деловой» информации. Их наличие свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными. Необходимо отметить, что налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации налоговых рисков. Применительно к конкретным ситуациям проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделок может подтверждаться различными документами.

Минфин РФ в письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177 рекомендует при выборе контрагента получать от него копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверять факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получать доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента. По всей вероятности, просьба Вашего контрагента предоставить копию баланса вызвана необходимостью соблюдения требования об осмотрительности при совершении хозяйственных операций.

В силу ст. 421 ГК РФ каждый субъект предпринимательской деятельности вправе сам решать, заключать ему договор или нет, свободен он и в выборе контрагента по договору. Законодательство не обязывает истребовать бухгалтерский баланс у будущего контрагента при заключении с ним договора, но не содержит и запрета на его запрос. Поэтому при решении вопроса о заключении с той или иной организацией договора покупатель вправе запросить у потенциального контрагента какие-либо документы, содержащие сведения о нем.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский баланс является составной частью бухгалтерской отчетности (подп. «а» п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). В отличие от регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, содержание которых в силу прямого указания закона является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете), данные бухгалтерской отчетности носят публичный характер. Согласно ст. 16 Закона о бухгалтерском учете публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Обращаем Ваше внимание, что речь в данном случае идет именно о годовой отчетности, а не об отчетности на последнюю отчетную дату.

Таким образом, по нашему мнению, организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с соответствующим запросом, в предоставлении годового бухгалтерского баланса. Предоставлять ли бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату организация вправе решать самостоятельно.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 5.10 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» в обязанности Росстата входит обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Предоставление бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям производится на платной основе по договору (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.04.1995 N 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности»). Таким образом, даже если продавец откажется представить покупателю свой бухгалтерский баланс, последний вправе обратиться с запросом в органы статистики.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей