Повторный запрос

Могут ли налоговые органы повторно истребовать ранее предоставленные документы?

27 сентября 2017

Как долго может продолжаться выездная налоговая проверка? Сколько раз ее можно приостановить и по чьей инициативе? Каким документом подтверждается ее прохождение? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив продукт
«Советы экспертов. Проверки, налоги, право».
Оставить заявку

В соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, в силу прямой нормы НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица следующие документы:

  • документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также
  • документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Так, например, в рамках камеральной проверки уточненной налоговой декларации не могут быть повторно истребованы документы, ранее полученные налоговым органом при проверке первичной декларации (п. 9.1 ст. 88 и п. 5 ст. 93 НК РФ, постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 N Ф06-12023/11).

Налоговым законодательством не запрещено проводить выездную налоговую проверку после проведения камеральной налоговой проверки.

В таком случае налогоплательщик вправе не предоставлять в рамках выездной проверки документы, которые были ранее представлены в ходе камеральной проверки.

При этом положение п. 5 ст. 93 НК РФ не подлежит расширительному толкованию и не распространяется на случаи представления налогоплательщиком документов вне рамок проведения налоговой проверки (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304).

Действующим законодательством о налогах и сборах не установлено ограничение на повторное истребование у проверяемого лица:

  • документов, ранее представленных в налоговые органы в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304);
  • документов, касающихся деятельности контрагента налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), представленных ранее налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2013 N Ф07-2107/12, Девятого ААС от 23.12.2013 N 09АП-41566/13).
  • документов, которые были истребованы в рамках иных мероприятий налогового контроля. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.01.2012 N Ф07-584/11 согласился с выводами контролеров о том, что повторное истребование в рамках выездной налоговой проверки журнала кассира-операциониста, представленного ранее в налоговый орган при снятии ККМ с учета, не подпадает под ограничение, установленное п. 5 ст. 93 НК РФ.

Как видим, ограничение на повторное истребование документов, представленных налогоплательщиком ранее в соответствии, например, со ст. 93.1 НК РФ, в налоговом кодексе отсутствует. Существуют и судебная практика, в которой судьи признают необоснованным отказ налогоплательщика представить документы, которые частично были ранее представлены в рамках встречной проверки этого же контрагента (см, например, постановление Одиннадцатого ААС от 05.08.2014 N 11АП-10085/14, оставлено в силе постановлением АС Поволжского округа от 24.11.2014 N Ф06-17227/2013).

Таким образом, если налоговые органы повторно запрашивают ранее представленные документы в рамках камеральных, выездных проверок налогоплательщика или в рамках проведения налогового мониторинга, последний вправе обжаловать такое требование в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном разделом VII НК РФ, приложив к жалобе копии требований по представлению одних и тех же документов (первоначальное и вновь полученное).

Материал подготовлен на основе рекомендаций, предоставленных в рамках линии экспертной поддержки «Советы экспертов. Проверки, налоги, право»

Другие материалы рубрики

<Письмо> ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019) «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками»

Приложения к данному документу не применяются по мере реализации в Прикладной подсистеме «Контрольная работа» Автоматизированной информационной системы «Налог-3» форм, направленных письмом ФНС России от 15.01.2019 N ЕД-4-2/356@.

  • Письмо
    • 1. Общие положения
    • 2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений
    • 3. Инвентаризация имущества
    • 4. Направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств (пункт 2 статьи 86 Кодекса)
    • 5. Порядок проведения допроса свидетеля. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений о допросе свидетеля
    • 6. Порядок проведения осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов
    • 7. Порядок истребования документов
    • 8. Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) у контрагента или у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), в том числе информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке
    • 9. Порядок проведения выемки
    • 10. Порядок назначения экспертизы
    • 11. Порядок привлечения специалиста, переводчика, вызова понятых
  • Приложение N 1. Договор об оказании экспертных услуг
    • 1. Предмет договора
    • 2. Обязанности Сторон
    • 3. Стоимость экспертных услуг и порядок расчетов
    • 4. Ответственность
    • 5. Срок действия Договора, порядок его изменения и расторжения
    • 6. Дополнительные условия
    • 7. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон
    • 8. Подписи Сторон
  • Приложение N 2. Постановление о внесении изменений в Постановление о назначении экспертизы
  • Приложение N 3. Договор об оказании услуг специалистом (переводчиком) (подряда со специалистом)
    • 1. Предмет договора
    • 2. Стоимость услуг (работ) и порядок расчетов
    • 3. Ответственность
    • 5. Срок действия Договора, порядок его изменения и расторжения
    • 6. Дополнительные условия
    • 7. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон
    • 8. Подписи Сторон

Открыть полный текст документа

Как поступить, если инспекция повторно запросила документы

Например, если документы уже представлялись в рамках ст. 93.1 НК РФ; если запрошены по месту нахождения организации документы, ранее представленные по месту нахождения обособки; если запрошены документы, представленные налогоплательщиком самостоятельно, а не в ответ на требование инспекции. Исключение из правила о запрете повторного истребования составляет лишь форс-мажор, из-за которого документы в инспекции могли быть утрачены.

Как поступить, если документы затребованы повторно? Вы не обязаны их представлять, но не следует игнорировать запрос инспекции. Вам нужно подтвердить факт повторного запроса. Например, распиской налогового органа в получении документов по описи. Или почтовой документацией (согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи от 31.07.2014 № 234). Или квитанцией о приеме с электронной подписью должностного лица налогового органа.

Получить такую квитанцию вы можете лишь при формализованной отправке документов в инспекцию — или через опцию «Ответ на требование», или через Коннектор Контур.Экстерна. Если для отправки документов вы применили сервис «Письма», квитанции у вас не будет.

Ответить инспектору нужно в рамках срока, отведенного для ответа на требование, — то есть в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса. В уведомлении укажите, в какую инспекцию представлены документы, а также реквизиты документа, с которым они были направлены (п. 5 ст. 93 НК РФ).

С 3 сентября срок подачи документов по конкретной сделке, которые инспекция запросила вне рамок налоговой проверки, составляет 10 рабочих дней со дня получения требования (вместо прежних 5 рабочих дней). Если запрашиваемых документов нет, необходимо сообщить об этом в инспекцию в тот же 10-дневный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Главная — Статьи

Инспекция не вправе требовать у вас документы, которые вы уже сдавали ей раньше при проведении камеральных или выездных проверок. Этот запрет действует: — в отношении документов, представляемых после 01.01.2010, если инспекция запрашивает их в рамках камеральной либо выездной проверки (Пункт 5 ст. 93 НК РФ; п. п. 3, 15 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ); — в отношении документов, представляемых после 01.01.2011, если инспекция запрашивает их в рамках встречной проверки (Пункт 5 ст. 93.1, п. 5 ст. 93 НК РФ; п. 8 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ). Как показала практика, налогоплательщики и инспекторы по-разному понимают, какие из уже представленных документов нельзя потребовать повторно: (или) любые когда-либо сданные в инспекцию; (или) сданные только после введения соответствующего запрета. И уже появились первые судебные решения по таким спорам. Давайте посмотрим, в каких же случаях безопасно отказывать налоговикам в представлении документов, которые вы им уже сдавали, и как это сделать.

Для справки Из запрета на повторный запрос документов НК РФ делает исключения. Второй раз потребовать однажды представленные документы инспекция вправе, если (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ): (или) вы ранее представляли эти документы в инспекцию в виде подлинников, которые она затем вернула; (или) ранее представленные копии документов утрачены инспекцией вследствие обстоятельств непреодолимой силы; (или) вы раньше представляли эти документы не для камеральной или выездной проверки, а для встречной.

Может ли ФНС повторно истребовать ранее предоставленные документы

Если проверяемое лицо или консолидированная группа налогоплательщиков ранее подвергалась камеральной или выездной проверке налоговыми органами, в ходе которой в ФНС были переданы запрошенные специалистами ФНС документы, налоговые органы не имеют права на то, чтобы в процессе проведения новой проверки или других мероприятий налогового контроля истребовать у данного лица (группы лиц) те же самые бумаги или документы, которые во время проведения проверки предоставлялись в форме заверенных ксерокопий (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Однако, подобное ограничение распространяется не на все случаи. Налоговая имеет законное право на подачу повторного запроса, если:

  • переданные сотрудникам ФНС документы были утрачены в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (например, природный катаклизм, пожар в здании налоговой);
  • запрошенные бумаги были переданы в ФНС в виде подлинников, и специалисты налогового органа вернули их обратно налогоплательщику.

Следует также иметь в виду, что нормы п. 5 ст. 93 НК РФ не распространяются на случаи, когда плательщик налогов передает бумаги в ФНС вне рамок организации налогового мониторинга. То есть п. 5 ст. 93 НК РФ не подлежит расширительному толкованию. Об этом говорится в Письме ФНС РФ от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304.

Важно!

Положения НК РФ не содержат в себе запрета на проведение выездной налоговой проверки по окончании проведения камеральной проверки. Но налогоплательщик не обязан предоставлять те же документы, что ранее уже были предоставлены в ходе проведения первой проверки.

Налоговая инспекция не имеет права требовать у проверяемого лица повторного направления в ФНС следующих документов:

  • переданных ранее в налоговые органы в виде заверенных копий в рамках организации налоговой проверки;
  • ранее направленные сотрудникам ФНС при проведении налоговой службой выездной или камеральной проверки рассматриваемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).

В то же время актуальные российские законы о налогах и сборах не ограничивают налоговые органы в отправке повторного запроса на предоставление проверяемым лицом следующих документов:

  • касающихся работы контрагента, ранее истребованных у налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) при проведении проверки его контрагента и предоставленных налоговой службе на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  • по конкретной сделке, предоставленных ранее после получения запроса от ФНС вне рамок осуществления налогового мониторинга (в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
  • истребованных ранее в связи с проведением каких-либо других мероприятий налогового контроля (например, журнала кассира-операциониста, ранее предоставленного при снятии ККМ с учета).

В случае повторного запроса

Согласно новым правилам инспекторы лишены возможности повторно требовать документы (независимо от целей), если они уже были представлены налогоплательщиком. И когда несмотря ни на что компания получает требование с просьбой подготовить и сдать ранее направленные в ИФНС документы, фирме следует подстраховаться, написав официальное письмо в налоговую инспекцию с указанием факта нарушения налоговым органом полномочий, и подробно, аргументированно изложить позицию налогоплательщика. Повторный запрос документов, как уже отмечалось, допустим лишь в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, например, пожара, наводнения, другого стихийного бедствия или катастрофы. Если вами были отправлены документы в одну налоговую, а после этого вы сменили адрес регистрации, то в налоговой, где вы зарегистрируетесь по новому месту, будет доступ к документам, сданным ранее.

Как реагировать на повторное истребование документов

Если в рамках проведения налогового мониторинга, камеральных и выездных проверок налоговая служба истребует документы налогоплательщика повторно, последний имеет право на то, чтобы подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Порядок обжалования требований ФНС предусматривается разделом VII НК РФ. К жалобе необходимо приложить копию требования (первоначального и вновь полученного) о передаче в ФНС ранее переданных документов.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ст. 93.1 НК РФ: официальный текст

В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?
Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?

Может ли инспекция истребовать документы в рамках ст. 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более чем трехлетней давности?

Итоги

Повторное истребование документов нельзя оставлять без ответа

Несмотря на то, что передавать в налоговую службу документы, которые ранее уже были истребованы, необязательно, налогоплательщики с 3 сентября 2020 года

обязаны сообщать инспекторам, когда и в какую именно ИФНС он ранее подавал запрошенные вновь бумаги. Необходимо также сообщить реквизиты документа, к которому такие документы прилагались.
Повторное истребование документов нельзя оставлять без ответа.
Ответить на запрос ФНС следует в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (согласно п. 5 ст. 93 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2020 № 302-ФЗ).

Обновлены правила предоставления документов

Налоговики обновили формы документов, используемых в контрольных мероприятиях, в том числе бланк требования о представлении пояснений и документов.

Кроме того, скорректированы требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе. Весь объем бумаг для инспекторов должен быть разделен на части размером не более 150 листов каждая. Каждый такой том отдельно прошивается, нумеруется и заверяется личной подписью лица, подтверждающего подлинность бумаг. Печать компании для их заверения по новым правилам не нужна. Документы более чем на 150 страницах на части не разделяются.

К собранному пакету должно быть приложено сопроводительное письмо с указанием реквизитов требования инспекторов или изложено иное основание для представления бумаг. Письмо должно содержать опись всех документов, либо эта информация должна идти в качестве приложения к нему.

Примечание редакции:

В случае представления документов в электронном виде через ТКС или личный кабинет опись данных, переданных в инспекцию, формируется автоматически. Кроме того, исходя из текста регламента, сопроводительное письмо необходимо составлять только при направлении бумаг по требованию ИФНС.

Добровольное их представление под новое требование не подпадает.

Типичные ошибки

Ошибка:

Документы были предоставлены налогоплательщиком в ходе проведения встречной проверки контрагента налогоплательщика. Он отказывается предоставить данные документы в ФНС повторно.

Документы должны быть предоставлены. См. Постановление Одиннадцатого ААС от 05.08.2014 № 11АП-10085/14.

Ошибка:

1-ого сентября 2020 года налогоплательщик получил от ФНС требование о предоставлении документов, предоставленных инспекторам ранее. Налогоплательщик оставил требование без ответа.

Повторное истребование документов нельзя оставлять без ответа, начиная с 3 сентября 2020 года.

Минфин подсказал, как сэкономить на переводе иностранной «первички»

Минфин напоминает, что для того, чтобы отразить расходы компании в учете налога на прибыль, суммы надлежащих затрат должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с российским законодательством, а в случае, если расчет производился за границей – с иностранным деловым оборотом.

Официальное делопроизводство в нашей стране ведется на русском языке, поэтому «первичка», составленная на ином языке, нуждается в переводе, отмечают в министерстве.

Если чаще других в учете встречается типовая форма иностранных документов, чиновники считают достаточным обратиться к переводчику однократно за расшифровкой ее постоянных показателей. В будущем можно будет перевести и обновляющиеся данные бланка, если в этом будет необходимость.

Справочно сообщается, что НК РФ не установлен порядок перевода иностранной «первички».

Письмо Минфина РФ от 29.04.2019 № 03-03-06/1/31506

Ответ на письмо-запрос. Письмо-ответ

Составление ответа на письмо-запрос (оно же письмо-ответ) – стандартная норма деловой этики. Как правило, с запросами обращаются либо потенциальные партнеры фирмы с просьбой предоставить какие-либо сведения о деятельности предприятия, товарах, услугах, ценах и скидках, либо уже существующие контрагенты, например для получения информации о сроках поставки, оплаты, пересылки или корректировки документов и т.д.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма-запроса .docСкачать образец письма-запроса .doc

Ответ на запрос носит официальный характер и является частью делового документооборота фирмы.

Общие правила написания ответа

В первую очередь следует помнить о том, что ответ должен писать именно тот сотрудник предприятия, на имя которого писалось первоначальное письмо. Исключения возможны только для тех случаев, если этот сотрудник по каким-либо причинам отсутствует (больничный, командировка. увольнение) – тогда ответ может написать тот, кто замещает отсутствующего на данный момент времени.

Язык и подача послания должны зеркально отражать письмо-запрос. Иными словами, в тексте желательно использовать ту же форму обращения, которую применил отправитель запроса, ту же лексику, терминологию, языковые обороты и последовательность изложения, конечно, при условии, что автор инициативного послания проявил себя как грамотный и корректный человек.

Нужно обязательно указывать ссылку на номер и дату входящего послания, но при этом нельзя повторять ошибки, допущенные автором запроса и нежелательно указывать на них в ответом письме (только если это не относится к конкретной деятельности фирмы).

Ответ на запрос может быть как положительным, так и отрицательным.

  • Положительный ответ должен быть максимально подробным,
  • а отрицательный – обоснованным и предельно корректным.

Кроме того, при отказе на запрос хорошим тоном будет сообщить его автору информацию о том, при каких обстоятельствах ответ может стать положительным.

В любом случае, ответное письмо должно быть составлено в максимально вежливой форме. Желательно избегать пустых отписок и даже при отсутствии необходимой информации писать ответ нужно сдержанно, вежливо и уважительно по отношению к автору запроса. Грубость, ровно как и заведомо ложные сведения совершенно недопустимы.

Как составить ответ на запрос

Форма подачи и оформления ответа на письмо-запрос может сыграть решающую роль в отношениях между организациями. Именно поэтому к его составлению следует относиться очень внимательно, придерживаясь определенных правил.

В первую очередь, прежде чем составлять ответное письмо следует любым удобным способом проинформировать отправителя о получении запроса. Далее, при наличии всей необходимой информации можно приступать к ответу. Чем скорее будет написано ответное послание, тем лучше, но если в данный момент запрашиваемые сведения отсутствуют, с письмом лучше повременить.

Структура ответа вполне стандартна с точки зрения делопроизводства.

  1. Вверху послания (справа или слева) нужно написать название компании-отправителя (с указанием адреса и телефона), а также конкретного сотрудника, от имени которого составляется ответ.
  2. Далее аналогичным образом вносятся сведения о получателе.
  3. После этого пишется сам ответ. Он должен полностью соответствовать сути запроса и, если запрашивающий в своем письме задал сразу несколько вопросов, разбитых на отдельные пункты, ответ должен быть написан точно в таком же формате. Если к ответу прилагаются какие-либо дополнительные сведения, это необходимо отразить в тексте письма, отметив отдельно.
  4. Точно также, если того требуют обстоятельства, в ответ можно включать ссылки на какие-то законы, нормативные и правовые акты.

Как оформить письмо-ответ

Ответ можно писать

  • как в рукописном виде (в основном так поступают тогда, когда сам запрос приходит в подобном формате),
  • так и в печатном (данный способ существенно экономит время).

Его можно оформлять на простом листе А4 формата или же на фирменном бланке организации – второй вариант позволяет не вбивать вручную реквизиты фирмы, да и выглядит значительно солиднее. Ответ должен в обязательном порядке содержать подпись сотрудника, который представляет организацию с указанием его должности. Ставить печать не надо, т.к. с 2016 года требование закона о применении юридическими лицами штампов и печатей утратило силу.

Составляется ответ в единственном экземпляре, перед отправлением его нужно пронумеровать (в соответствии с внутренним документооборотом компании), а также проставить дату.

Сведения об письме нужно внести в журнал учета исходящей документации – в случае, если ответ на запрос затеряется или возникнут разногласия с контрагентом, это позволит быстро разобраться в ситуации.

Как отправить письмо

Ответ можно отправлять разными способами. Электронная почта или факс позволяют существенно сэкономить время. Но если письмо содержит особо ценную информацию или оригиналы документов и отправитель заинтересован в гарантированном получении послания, следует воспользоваться услугами Почты России, отправив ответ заказным письмом с уведомлением о вручении.

Ждать ли ответ на письмо-ответ

Практически все деловые письма требуют ответа, но из этого правила есть исключение.

Письмо-ответ не нуждается ни в каком ответе, поскольку оно изначально не содержит в себе никаких просьб, запросов и предложений. По сути дела, оно содержит лишь ту информацию, которая требовалась второй стороне.

При этом именно письмо-ответ может стать отправной точкой к заключению выгодного контракта или сделки, а также простым и доступным способом урегулирования каких-либо проблем и сложностей во взаимоотношениях между партнерами.