Постановка на учет в ФСС обособленного подразделения

Регистрация, снятие с регистрационного учета

подать заявление на регистрацию и снятие с учета можно на Едином портале госуслуг

Регистрация юридических лиц в Фонде социального страхования РФ осуществляется одновременно с регистрацией в налоговых органах. Между ФНС и Фондом реализован обмен данными по защищенным каналам связи. Дополнительного обращения юридических лиц в ФСС не требуется. Исключение составляет регистрация обособленных подразделений. Заявление о регистрации в Фонде нужно подать в отношении обособленных подразделений, имеющих собственный расчетный счет в банке и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу своих работников. Срок обращения — не позднее 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.

Документы, необходимые для регистрации и снятия с учета:

а) для регистрации в качестве страхователя — заявление о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения, копии документов, подтверждающих наличие открытого юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации) для совершения операций обособленным подразделением и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

б) для снятия с регистрационного учета — заявление о снятии с регистрационного учета юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения, копии документов, подтверждающих закрытие юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации), открытого для совершения операций обособленным подразделением, либо прекращения полномочий обособленного подразделения по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц) по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Снятие с регистрационного учета обособленных подразделений осуществляется в случаях:

  • ликвидации обособленного подразделения юридического лица – на основании заявления;
  • ликвидации юридического лица, имеющего обособленные подразделения;
  • закрытия юридическим лицом счета в банке, открытого для совершения операций обособленным подразделением, либо прекращения полномочий обособленного подразделения по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц – на основании заявления;
  • выявления территориальным органом Фонда факта несоблюдения при регистрации в качестве страхователя обособленного подразделения юридического лица условий регистрации страхователей.

Индивидуальные предприниматели обязаны подать заявление о постановке на учет в случаях:

  • заключение трудового договора с работником в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников;
  • заключение с физическим лицом гражданско-правового договора, в соответствии с которым у индивидуального предпринимателя возникает обязанность уплачивать страховые взносы в Фонд в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения указанного договора.

Документы, необходимые для регистрации и снятия с учета при заключении трудового договора с работником:

а) для регистрации в качестве страхователя — заявление о регистрации, копия документа, удостоверяющего личность, и копии трудовых книжек нанятых работников или трудовых договоров, заключенных с работниками.

б) для снятия страхователя с регистрационного учета — заявление о снятии с регистрационного учета и копии документов, подтверждающих наступление обстоятельств, являющихся основанием для снятия с регистрационного учета (прекращение действия трудового договора с последним из принятых работников);

в) в случае изменения места жительства страхователя — заявление о регистрации в качестве страхователя в связи с изменением места жительства (далее — заявление о регистрации в связи с изменением места жительства) и копия документа, удостоверяющего личность.

Документы, необходимые для регистрации и снятия с учета при заключении гражданско-правового договора:

а) для регистрации страхователя – заявление о регистрации, копия документа, удостоверяющего личность, копии гражданско-правовых договоров с физическими лицами, при наличии в них условий о том, что страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за указанных лиц;

б) для снятия страхователя с регистрационного учета – заявление о снятии с регистрационного учета и копии документов, подтверждающих расторжение либо окончание срока действия гражданско-правовых договоров (при отсутствии трудовых договоров с нанимаемыми страхователем работниками);

в) в случае изменения места жительства страхователя — заявление о регистрации и копии документа, удостоверяющего личность.

Снятие с регистрационного учета индивидуальных предпринимателей осуществляется в случаях:

  • прекращения трудового договора с последним из принятых работников – на основании заявления;
  • расторжения либо окончания срока действия гражданско-правовых договоров, заключенных с физическими лицами при условии отсутствия трудового договора с работниками – на основании заявления;
  • при наличии в территориальном органе Фонда сведений из ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе в связи со смертью данного лица.

Индивидуальные предприниматели также могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудостпособности и в связи с материнством. В этом случае они обязаны уплачивать страховые взносы за себя и вправе получать страховое обеспечение (пособия).

Документы, необходимые для регистрации и снятия с учета:

а) для регистрации в качестве страхователя — заявление о регистрации и копия документа, удостоверяющего личность;

б) для снятия с регистрационного учета — заявление о снятии с регистрационного учета;

в) в случае изменения места жительства страхователя — заявление о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с изменением места жительства и копия документа, удостоверяющего личность и подтверждающего адрес места жительства страхователя.

Срок снятия с учета – в течение 14 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Фонда заявлений.

Снятие страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по обязательным платежам в Фонд.

узнать свой регистрационный номер в ФСС можно на Портале Фонда социального страхования Российской Федерации

Заявление о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения

Заявление о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения

Заявление о регистрации страхователя — физического лица, заключившего трудовой договор с работником

Заявление о снятии с регистрационного учёта в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации физического лица заключившего трудовой договор с работником

Заявление о регистрации в качестве страхователя — физического лица, заключившего гражданско-правовой договор

Заявление о снятии с учёта в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации физического лица, заключившего гражданско-правовой договор

Заявление о регистрации в качестве страхователя в связи с изменением места жительства физического лица заключившего трудовой договор с работником

Заявление о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Заявление о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Заявление о регистрации лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с изменением места жительства

Перечень нормативных правовых актов

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.04.2019 г. № 217 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений»

Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.04.2019 г. № 215 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — физических лиц, заключивших трудовой договор с работником»

Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.04.2019 г. № 214 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации страхователей и снятию с учета страхователей — физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора»

Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.04.2019 г. № 216 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Приказ Минтруда России от 29.04.2016 г. № 202н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям»

Статья 26.28 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

1. Нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.

2. Нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Приказ ФСС РФ от 20.05.2019 N 262 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.08.2019 N 55496)

  • Приказ
  • Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти
    • I. Общие положения
      • Предмет регулирования регламента
      • Круг заявителей
      • Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
    • II. Стандарт предоставления государственной услуги
      • Наименование государственной услуги
      • Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
      • Описание результата предоставления государственной услуги
      • Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги
      • Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги
      • Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления
      • Запрет требовать от заявителя предоставления документов, информации или осуществления действий
      • Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
      • Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
      • Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
      • Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги
      • Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета размера такой платы
      • Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги и услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме
      • Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной услуги, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления такой услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов
      • Показатели доступности и качества государственной услуги, в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, возможность либо невозможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе в полном объеме), в любом территориальном подразделении органа, предоставляющего государственную услугу, по выбору заявителя (экстерриториальный принцип)
      • Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги по экстерриториальному принципу и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме
    • III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
      • Состав административных процедур по предоставлению государственной услуги
      • Предоставление государственной услуги в территориальных органах Фонда
        • Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
        • Формирование и направление межведомственного запроса
        • Рассмотрение заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги
        • Направление заявителю результата предоставления государственной услуги
      • Предоставление государственной услуги в электронной форме с использованием Единого портала
        • Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, или отказ в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
        • Рассмотрение в территориальном органе Фонда заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги
        • Направление заявителю сведений о ходе предоставления государственной услуги
        • Направление заявителю результата предоставления государственной услуги
        • Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах
    • IV. Особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг
      • Состав административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги через многофункциональные центры
      • Информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги через многофункциональные центры
      • Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
      • Направление многофункциональным центром в территориальный орган Фонда заявления и документов, полученных от заявителя
      • Рассмотрение в территориальном органе Фонда полученных заявления и документов и принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги
      • Направление территориальным органом Фонда в многофункциональный центр приказа территориального органа Фонда о назначении единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат либо уведомления об отказе в назначении единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат
      • Выдача заявителю приказа территориального органа Фонда о назначении единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат либо уведомления об отказе в назначении единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат
    • V. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
      • Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами территориального органа Фонда положений Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений
      • Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги
      • Ответственность должностных лиц территориального органа Фонда за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
      • Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
    • VI. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и (или) действий (бездействия) Фонда, его территориальных органов и их должностных лиц, а также решений и (или) действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра при предоставлении государственной услуги
      • Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги
      • Организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
      • Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы
      • Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц
    • Приложение. Заявление (Форма)
      • I. Сведения о периоде для расчета ежемесячной страховой выплаты
      • II. Сведения о составе семьи умершего застрахованного

Открыть полный текст документа

С 2017 г. исчисление и уплату страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс РФ, а их администрированием будут заниматься налоговые органы (см. «Финансовая газета» № 39 от 27.10.16 г. «Страховые взносы с 2017 года. О новых правилах исчисления и уплаты»). В связи с этим у организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, появятся «свои» особенности регистрации таких подразделений, сдачи отчетности и проверок, о которых мы и поговорим более подробно.

Передача ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов существенно обновила положения части первой НК РФ (добавлена глава 34 «Страховые взносы»), и с 1.01.17 г. плательщики страховых взносов наделены теми же правами, что и налогоплательщики, а обеспечение и защита прав плательщиков страховых взносов гарантированы ст. 22 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Для справки. Условимся, что далее под налогоплательщиком и плательщиком страховых взносов мы будем иметь в виду только организацию.

Понятие обособленного подразделения

В НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. 📌 Реклама Отключить

Если созданное организацией подразделение отвечает всем перечисленным признакам, то у налогоплательщика возникает обязанность встать на налоговый учет по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Напомним, что в целях налогового контроля налогоплательщики встают на налоговый учет не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения своих обособленных подразделений, на что указывает п. 1 ст. 83 НК РФ. При этом постановка на учет по месту нахождения его обособленного подразделения налогоплательщика зависит от формы обособленного подразделения. Так, постановка налогоплательщика на учет по месту нахождения филиала или представительства осуществляется налоговым органом автоматически на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Постановка на налоговый учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения иной формы осуществляется налоговыми органами на основании сообщения организации, направленного налоговым органом в течение месяца со дня создания ОП. Аналогичные разъяснения по этому поводу дает и Минфин России в письме от 19.02.16 г. № 03-02-07/1/9377, уточняя при этом, что днем создания обособленного подразделения считается дата начала осуществления деятельности организации через ОП. Данную позицию поддерживают и арбитры в постановлении ФАС Уральского округа от 3.12.08 г. № Ф09-9013/08-С2 по делу № А71-4289/08. После получения сообщения сотрудники налоговой инспекции в течение пяти дней должны поставить налогоплательщика на учет по месту нахождения ОП и направить ему соответствующее уведомление.

Заметим, что если налогоплательщик нарушит указанные сроки или вовсе проигнорирует требование о постановке на учет, то юридическое лицо и его должностные лица будут оштрафованы.

📌 Реклама Отключить

В первом случае компания «отделается» штрафом в размере 200 руб., а для руководителя штраф может составить 500 руб., на что указывают положения ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ. Аналогичные разъяснения даны и в письме Минфина России от 17.04.13 г. № 03-02-07/1/12946.

Во втором случае при ведении нелегальной деятельности через ОП размер штрафа может составить уже 40 000 руб., о чем указано в ст. 116 НК РФ.

НК РФ установил не только права плательщиков страховых взносов, но и определил их обязанности.

Согласно п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны:

уплачивать установленные НК РФ страховые взносы; вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета; в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов; сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.

📌 Реклама Отключить

Следовательно, организация, создавшая ОП, как плательщик страховых взносов обязана сообщать в налоговую инспекцию не о факте его создания, а именно о наделении такой структуры полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Обратите внимание! Эта обязанность возникает у плательщика страховых взносов в отношении обособленных подразделений, созданных на российской территории, наделяемых указанными полномочиями после 1.01.17 г., на что прямо указано в п. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ ПФР и его территориальные органы обязаны до 1.02.17 г. передать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения, в том числе о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, по состоянию на 1.01.17 г. в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.

📌 Реклама Отключить

Иными словами, при создании ОП и его регистрации плательщик должен исходить из того, намерен ли он сразу наделить свое ОП полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц или нет. Если ОП не будет самостоятельно начислять выплаты в пользу физических лиц, в том числе своих работников, то достаточно сообщить в налоговый орган только о факте создания ОП, в ином случае следует уведомить именно о создании ОП, наделенного полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц.

Имейте в виду, что невыполнение или ненадлежащее выполнение данного требования НК РФ приведет к тем же штрафам, которые установлены для налогоплательщиков

Регистрация обособленного подразделения в ПФР

Если в настоящее время при создании ОП организация регистрируется в ПФР и ФСС РФ по месту нахождения своего ОП на основании поданного ею заявления, то со следующего года обращаться для этого в ПФР специально будет не нужно. На основании полученного сообщения налоговые органы в порядке информационного обмена передадут эти сведения в ПФР, который в течение трех рабочих дней зарегистрирует такое ОП самостоятельно, что указано в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». 📌 Реклама Отключить

Регистрация обособленного подразделения в ФСС РФ

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что регистрация страхователей — юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется в территориальных органах ФСС РФ в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.

Регистрация обособленных подразделений организаций в территориальных органах ФСС РФ производится в соответствии с Порядком регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям, утвержденным приказом Минтруда России от 29.04.16 г. № 202н (далее — Порядок № 202н).

📌 Реклама Отключить

Регистрация юридического лица по месту нахождения их обособленных подразделений осуществляется на основании заявления о регистрации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (пп. 6 и 9 Порядка № 202н). Указанное заявление необходимо представить не позднее 30 календарных дней со дня создания обособленного подразделения юридического лица. Форма заявления приведена в приложении № 2 к Административному регламенту ФСС РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, утвержденному приказом Минтруда России от 25.10.13 г. № 576н (далее — Регламент № 576н).

📌 Реклама Отключить

При этом юридическому лицу к заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих наличие счета в банке (иных кредитных организациях) и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (п. 10 Порядка № 202н, п.п. «а» п. 14 Регламента № 576н).

Обратите внимание, что заявитель — юридическое лицо для регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения может по своей инициативе представить в ФСС РФ копии следующих документов (п.п. «а» п. 19 Регламента № 576н):

свидетельства о государственной регистрации юридического лица; свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, выданных территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и подтверждающих виды экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

📌 Реклама Отключить

Сдача отчетности при наличии обособленного подразделения

Суммы страховых взносов, исчисленные плательщиком страховых взносов, в том числе имеющим ОП, подлежат обязательной уплате. В силу общего правила п. 1 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Иными словами, порядок уплаты налога и адрес сдачи отчетности зависит от того, наделено ли ОП организации полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц или нет.

Если таких полномочий у ОП нет, то уплата налога и отчетность по взносам сдается плательщиком только по месту нахождения самой организации. В ином случае уплата взносов и представление отчетности производится как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ОП.

📌 Реклама Отключить

При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения ОП, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят ОП, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

Обратите внимание! Единственное исключение из общего правила уплаты страховых взносов предусмотрено НК РФ только в отношении обособленных подразделений, расположенных за границей. В такой ситуации, даже если ОП самостоятельно исчисляет страховые взносы с выплат, произведенным своим работникам, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по ним осуществляется организацией по месту своего нахождения, на что указывает п. 14 ст. 431 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Отчетность по страховым взносам представляет собой специальный расчет, форма которого утверждена приказом ФНС России от 10.10.16 г. № ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме».

В силу п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют указанный расчет в налоговую инспекцию по месту нахождения организации и по месту нахождения ОП, начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в срок не позднее 30-числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

На основании ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Следовательно, отчетность по страховым взносам сдается в налоговый орган ежеквартально.

📌 Реклама Отключить

Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения за предшествующий год у организации не превышает 25 человек, то отчетность по взносам сдается на бумажном носителе.

При превышении указанного предела среднесписочной численности физических лиц расчеты предоставляются налоговым органам исключительно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи.

Обращаем внимание на то, что расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1.01.17 г., представляются в соответствующие органы ПФР, ФСС РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание! Нарушение указанного срока сдачи отчетности по страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Особенности проведения проверок плательщиков страховых взносов, имеющих ОП

Поскольку функции по контролю и администрированию страховых взносов будет осуществлять ФНС России, то проверку правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов будут проводить налоговые органы, руководствуясь при этом порядком, установленным НК РФ.

Напомним, что НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок — камеральные и выездные. Порядок проведения камеральных проверок установлен ст. 88 НК РФ, и он не предусматривает специальных правил ее проведения при наличии у организации обособленных подразделений.

📌 Реклама Отключить

Следовательно, проводить камеральную проверку плательщика страховых взносов налоговые органы будут в общем порядке.

Единственное исключение закреплено в п. 13 ст. 88 НК РФ. Указанной нормой предусматривается, что камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — по ВНиМ), проводится с учетом положений, установленных главой 34 НК РФ.

В свою очередь из п. 8 ст. 431 НК РФ вытекает, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет проводить ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.06 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

📌 Реклама Отключить

О результатах проверки ФСС РФ будет сообщать налоговым органам в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.

Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ (за вычетом средств, выделенных ФСС РФ страхователю в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование по ВНиМ, то на основании полученного от ФСС РФ подтверждения разница будет засчитываться налоговыми органами в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию по ВНиМ.

Выездные налоговые проверки (далее — ВНП) регламентированы ст. 89 НК РФ, из которой следует, что в общем случае ВНП проводится по месту нахождения организации на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя. При этом если у организации имеются ОП, то на основании пп. 2 и 7 ст. 89 НК РФ налоговые органы могут:

📌 Реклама Отключить

в рамках общей ВНП проверить деятельность всех ОП организации (включая деятельность филиалов и представительств); провести самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов или представительств организации.

Однако, если учитывать тот факт, что в рамках самостоятельной проверки филиала и представительства налоговые органы могут проверять только правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и (или) местных налогов, то получается, что деятельность ОП плательщика страховых взносов может быть проверена только в рамках общей выездной проверки, которая проводится по месту нахождения плательщика страховых взносов.

По общему правилу выездная проверка организации не может продолжаться более двух месяцев, на что указывает п. 6 ст. 89 НК РФ. Между тем в некоторых случаях ВНП может длиться четыре месяца, а в исключительных случаях — шесть месяцев.

📌 Реклама Отключить

Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки приведены в приложении № 4 к приказу ФНС России от 8.05.15 г. № ММВ-7-2/189@.

Применительно к теме нашей статьи основанием для продления сроков ВНП является проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные ОП, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе ОП составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации; четыре и более ОП — до четырех месяцев; десять и более ОП — до шести месяцев.

Кроме того, при необходимости руководитель налоговой инспекции (его заместитель) на основании п. 9 ст. 89 НК РФ своим решением может приостановить ВНП организации, но не более чем на полгода (а в некоторых случаях — не более чем на девять месяцев).

📌 Реклама Отключить

Таким образом, с учетом всех перечисленных обстоятельств общая продолжительность ВНП организации, имеющей в своем составе ОП, может длиться более года, а именно год и три месяца. При этом срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, на что указывает п. 8 ст. 89 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 89 НК РФ предметом ВНП организации может являться проверка правильности исчисления и своевременности уплаты как по одному налогу, так и по нескольким налогам сразу (комплексная проверка). По общему правилу в рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.