Последствия самовольного строительства

Каковы последствия самовольного строительства?

Для начало надо определиться какой объект строительства является самовольной постройкой. Если вы построили жилой дом на участке земли без разрешения на строительство или с серьезными градостроительными нарушениями данного объекта, то такой объект называется самовольное строительство. Какие же последствия вас ждут, если вы все же произвели самовольную постройку. Самый худший для вас вариант, это снос дома за вас же счет. Но существуют и другие не столь страшные последствия самовольного строительства. Свою правоту вы можете попробовать отстоять в суде. Если вам повезет, то суд признает ваше право собственности на возведенную постройку вместе с участком на котором она возведена, если же это по каким-то причинам невозможно вам возместят средства потраченные на ее постройку, тем лицом за которым суд может признать право собственности на земельный участок. В случаях если самовольная постройка нарушает интересы других людей или она создает угрозу здоровью и жизни других людей, а так же если целевое значение земельного участка не соответствует его разрешенному использованию, а компетентным органам отказали в его переводе, то суд может не признать ваше право собственности.

Последствием является снос жилого дома самим инициатором строительства за его счет. Однако эту ситуацию можно исправить. Государство пошло навстречу самостройщикам, позволив им отстаивать свою правоту в суде.

Согласно закону право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим ее, при условии, что участок будет предоставлен этому человеку под возведенную застройку. Если же оформить землю на данное лицо нельзя, закон предусматривает еще один вариант.

В законе сказано, что суд может признать право собственности на самовольную постройку за другим лицом, у которого есть право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или собственности на данный земельный участок. В этом случае, получив право собственности на постройку, человек должен возместить в размере, определенном судом, расходы на ее постройку лицу, построившему этот объект. Суд может не признать право собственности на самовольную постройку, если ее сохранение нарушает интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан и если использование земельного участка, занятого такой постройкой, не соответствует целевому назначению и (или) его разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его переводе и (или) изменении разрешенного использования.

Что такое самовольное строительство?

Первым шагом строительства должно стать оформление прав на земельный участок. Если права пользования, аренды или собственности оформлены, закон позволяет возводить те или иные сооружения, но в соответствии с разрешенным использованием данного земельного участка. То бишь дом, построенный на земле, которая не предназначена для этих целей, является самовольной постройкой.

Второй признак самовольной постройки — возведение без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Нужно отметить, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности и не может распоряжаться ею, то есть продать, подарить, сдать в аренду, совершать другие сделки.

Почему необходимо проводить узаконение таких построек?

Человек, осуществивший самовольную постройку, не получает на нее право собственности. Он не имеет права распоряжаться этой недвижимостью – продавать, дарить, сдавать в аренду или совершать другие сделки. Конечно, до какого-то времени человек будет спокойно жить в доме, но рано или поздно с проблемой не проведенной вовремя процедуры узаконения он столкнется, либо столкнутся его дети. Если же человек захочет продать только землю без строений, у него ничего не получится, так как Росреестр потребует у него доказательств того, что на участке нет никаких построек.

Как же можно узаконить самовольно возведенный дом или коттедж?

Узаконить постройку возможно двумя способами: в упрощенном порядке в рамках «дачной амнистии» и в судебном порядке. Дачная амнистия разрешает зарегистрировать строения на основании документов на земельный участок, на котором построен дом. Земля должна быть у человека или в долгосрочной аренде, либо в собственности. Для проведения процедуры узаконивания надо заказать в БТИ техническое описание жилого дома, а после его получения подавать документы на регистрацию.

Правда здесь есть один важный момент – для того, чтобы пройти регистрацию, БТИ должно признать дом жилым, для этого необходимо наличие в нем отопления (либо центральнного, либо печного или газового в зависимости от региона).

Возможно ли узаконить недостроенные дома?

Если БТИ признало жилой дом как объект незавершенного строительства, то его можно узаконить в упрощенном порядке только если у хозяина дома есть разрешение на его строительство. Если его нет, тогда узаконение возможно лишь в судебном порядке. Эта процедура довольно непростая, потому что для обращения в суд требуется собрать немалое количество документов.

Если земля, где построен дом, не была отведена под строительство и не находится в частной собственности у его владельца, то узаконивание такой постройки невозможно даже в судебном порядке.

  • Минимальная площадь участка
  • Какие типы земель подойдут под застройку
  • Требования к участку
  • А если точные границы земельного участка не установлены
  • Что делать, если сосед захватил часть земельного участка?
  • Оформление дарственной
  • Документы для продажи дома
  • Межевание участка для строительства
  • Оформление участка по упрощенной системе
  • Оформление в собственность
  • Документы для покупки земельного участка
  • Нужно ли разрешение на строительство индивидуального жилого дома
  • Каковы последствия самовольного строительства?
  • Оформление дома через суд
  • Орган, выдающий свидетельство о собственности на дом
  • Упрощенная процедура оформления собственности
  • Ввод дома в эксплуатацию
  • Шум во время работ

Подключения к коммуникациям

  • Как подключить электричество
  • Подключить газ
  • Подключение канализации в частном
  • Подключение счетчика воды в доме
  • Как подключить стационарный телефон

Дела о самовольных постройках (в частности о сносе и признании права собственности на них) довольно часто становятся предметом рассмотрения в Верховном суде Российской Федерации, так как действующим законодательством вопрос о них является недостаточно урегулированным.

Тем не менее, законодательные попытки урегулирования проблемы так называемых «самостроев» предпринимались регулярно. Наиболее масштабному урегулированию статья 222 ГК РФ подверглась в 2015 г. Федеральным законом N 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Тогда Гражданский кодекс был дополнен пунктом 4, в соответствии с которым были регламентированы условия и порядок сноса постройки органом местного самоуправления. При этом, изменялся порядок признания права собственности на самовольные постройки, согласно которому признание права собственности на такую постройку осуществлялось лишь при соблюдении ряда условий относительно прав на земельной участок, соответствия постройки планировке территории и отсутствия нарушения прав иных лиц.

Однако «де-факто» отдельные нюансы, возникающие при рассмотрении споров о сносе и признании права собственности, обобщались Верховным судом Российской Федерации в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017), «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года»(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007) и т.д.

Вместе с этим, за два года действия поправок к ГК РФ судебная практика по признанию права собственности на самовольные постройки выявила ряд проблемных моментов по разрешению споров, возникающих при практическом применении статьи 222 ГК РФ.

Судебная практика о самовольных постройках в 2017 г.: успеть в последний вагон

Большинство дел, рассмотренных Cудебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в 2017 г., касались признания строений самовольной постройкой и о сносе самовольных строений, а требование о признании права собственности на самовольную постройку рассматривалось в качестве встречного.

В 2017 г. Судебная коллегия в большинстве дел о сносе самовольных строений указала на оставление судами без внимания фактических обстоятельств дела и их неправильную юридическую квалификацию, а именно исследование вопроса о наличии каких-либо из указанных в ст. 222 ГК РФ вещных прав на землю:

— при рассмотрении дела необходимо установить, являются ли допущенные при возведении самовольной постройки нарушения (в частности, нарушение муниципальных правил землепользования и застройки) существенными, могло ли их наличие служить основанием для удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку и, если могло, то требовали ли эти нарушения устранения и какими способами (определение по делу № 18-КГ17-21 от 21.03.2017 г., определение по делу № 19-КГ17-11 от 16.05.2017 г.).

— суду при новом рассмотрении необходимо установить соответствие типа возведенного самовольного строения целевому назначению земельного участка и возможность возведения на нём домов блокированной застройки (определение по делу № 19-КГ17-11 от 16.05.2017 г.).

Репрезентативной является тенденция Судебной коллегии в необходимости исследования оснований для признания права собственности самовольных построек, прослеживаемая и в деле №47-КГ17-18 о сносе самовольной постройки, признании отсутствующим права на земельный участок. Судебная коллегия указала на то обстоятельство, что согласно ч. 4 ст. 67 и ч. 4 ст. 198 ГК РФ при рассмотрении дела необходимо установить имеющие существенное значение для квалификации правоотношений сторон обстоятельства, связанные с местонахождением земельного участка, право на который возникло у ответчика на основании договора купли-продажи жилого дома, о сносе которого просит администрация.

Однако, всё же, несколько рассмотренных судебной коллегией дел имели отношение к признанию права собственности на самовольные постройки в качестве самостоятельного требования.

В деле № 18-КГ17-64 Судебная коллегия по гражданским делам указала на то, что суды пришли к неправильному выводу, неправомерно оставив без внимания фактические обстоятельства дела и их правильную юридическую квалификацию. Кроме исследования юридически значимых обстоятельств, рассмотрение которых требуется в делах о признании права собственности на самовольные постройки, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, суд неправомерно оставил без внимания вопрос о возможности нарушения прав и охраняемых законом интересы других лиц, а именно наследников совладельца возведенной постройки.

Вместе с этим, краеугольным камнем рассмотрения дел о признании права собственности на самовольную постройку является также исследование вопроса о наличии у лица какого-либо из указанных в ст. 222 ГК РФ вещного права на землю. На это судебная коллегия указала и в деле № 18-КГ17-64, подчеркнув это как основание для повторного рассмотрения в соответствующем суде.

Аналогичная правовая позиция высказана судебной коллегией и в деле № 66-КГ16-13, в котором суд апелляционной инстанции не учел, что постройки, размещенные полностью или частично за пределами красных линий, не могут быть признаны соответствующими проекту планировки территории и правилам землепользования и застройки.

Таким образом, в 2017 г. основное внимание Судебная коллегия по гражданским делам уделяла исследованию наличия каких-либо вещных прав на земельный участок под самовольной постройкой даже в делах о сносе самовольных построек.

Вместе с этим, разделение компетенции в вопросе сноса самовольной постройки между судом и органом местного самоуправления предусмотрено законопроектом №301924-7 о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части уточнения положений о самовольных постройках. В частности, к ведению органов местного самоуправления законопроект отнес полномочия:

(а) по сносу самовольной постройки в случае, если такая постройка создана или возведена на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы.

(б) а также, если постройка создана или возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительство на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории.

В то же время, указанный законопроект оставляет без внимания коллизию полномочий суда и органов местного самоуправления, связанную с разрешением проблемы сноса самовольной постройки или же приведения её в соответствие с параметрами, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки (абз. 2 ч. 2 ст. 222 ГК РФ в редакции указанного законопроекта).

Нововведения в 2018 г.:

закрытый перечень случаев сноса по решению органа местного самоуправления и упрощение судопроизводства по делам «самостроев»

Законопроектом №301924-7 о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках) предусматривается ряд дополнений в ГК, в частности в ст. 222 ГК РФ, которыми изменяется само понятие «самовольной постройки».

Вместе с этим, законопроектом предлагается дополнить ст. 222 ГК РФ пунктами 31 и 32 в большей мере процедурного характера, несмотря на то, что судебная практика указала на необходимость уточнения условий признания права собственности самовольных построек.

Тем не менее, указанными изменениями предполагается, что компетенция в вопросе сноса или же приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями разделена между судом и органом местного самоуправления.

Законодатель поставил в зависимость возможность сохранения самовольной постройки от параметров, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами посредством её сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.

Законопроектом о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках), законодатель значительно расширяет правовое регулирование самовольных построек, дает развернутое определение этого понятия в ст.222 ГК РФ, дополняет её механизмом возмещения в связи с утратой права собственности на приобретенный объект недвижимости в случае принятия решения о сносе самовольной постройки. Примечательно, что данным законопроектом устанавливается ответственность государственного регистратора за внесение им недостоверных сведений и прав на такой объект недвижимости.

Законодательные меры, согласованные Правительством, направлены, в первую очередь, на упрощение судопроизводства по делам, касающимся так называемых «самостроев». Во вторую — законопроект призван упросить вопрос принятия органом местного самоуправления решения о сносе «самостроев», очерчен круг случаев, когда орган местного самоуправления вправе принять соответствующее решение.

Указанные изменения, в целом, должны положительно повлиять на правовое регулирование строительной отрасли, а также на рассмотрение дел о «самостроях» в суде, упорядочив судебную практику в данном вопросе. Законопроект детализирует круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, при рассмотрении дел о признании права собственности на самовольные постройки. В частности, это коснется обстоятельств, при которых собственник не знал и не мог или не обязан был знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Вместе с этим, законодатель ставит в зависимость возможность сохранения самовольной постройки от параметров, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами посредством её сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями. В случае судебного рассмотрения дела о приведении постройки согласно требований законодательства, суд может обязать сторону получить разрешительные документы на постройку. Также видится, что в случае несоответствия постройки каким-либо строительно-техническим требованиям суд будет принимать решение исходя из результатов судебно-строительной экспертизы.

Учитывая вышеуказанное, установление исчерпывающего перечня случаев, когда снос самовольных построек будет осуществляться по решению органов местного самоуправления, посредством их законодательного закрепления в гражданском законодательстве, установит пределы полномочий органов местного самоуправления в этом вопросе.

Таким образом, в законопроекте о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках), законодатель разделяет компетенцию суда и органов местного самоуправления в отношении самовольных построек, что окажет непосредственное влияние на способы защиты права собственности на самовольные постройки. А его принятие приведет к пересмотру процессуальных способов защиты права собственности на самовольные постройки, в частности, и на судебную практику, в целом.

Последствия самовольного строительстваВ настоящее время самовольное строительство стало для России явлением столь же привычным, сколь и незаконным. В то же время правовой статус объектов самовольного строительства определен в законодательстве весьма расплывчато.Под самовольной постройкой согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ понимается недвижимое имущество (жилой дом, другое строение, сооружение и проч.), созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.Таким образом, в пункте 1 статьи 222 закреплено три признака самовольной постройки:1. Земельный участок, на котором возведена постройка, не был отведен для ее строительства в установленном законодательством порядке.2. Не была получена необходимая разрешительная документация.3. Самовольное строение было создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.При этом достаточно наличия одного из перечисленных признаков, чтобы строение приобрело статус самовольного.Следует уточнить, что самовольным строительством является не только возведение нового объекта недвижимости, но и, согласно Приказу Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», осуществление без соответствующего разрешения реконструкции жилых домов (частей домов), переоборудования правомерно возведенных нежилых зданий в жилые и наоборот, возведение нового здания при наличии разрешения на капитальный ремонт старого, возведение дополнительных зданий.Обобщение судебной практики ВАС РФВ конце 2011 года ВАС РФ выпустил информационное письмо N 143, посвященное проблеме самовольных строений. В данном письме суд обобщил сведения, которые были озвучены им ранее в различных постановлениях.В соответствии с данным письмом принудительный снос самовольной постройки может производиться только на основании решения суда, вступившего в законную силу. Таким образом, решения органов государственной власти и местного самоуправления о сносе самовольной постройки не подлежат исполнению.Государственная регистрация права собственности на самовольную постройку не защитит ее от сноса. При наличии записи о государственной регистрации права собственности суд обяжет регистрирующий орган аннулировать ее.При строительстве здания на чужом земельном участке без разрешения его собственника (владельца) нет оснований рассчитывать на то, что по истечении трех лет удастся избежать сноса самовольной постройки, сославшись на истечение срока исковой давности. На требования о защите права собственника пользоваться своим земельным участком срок исковой давности не распространяется.Кроме того, исковая давность не применяется в отношении требования о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан. Поэтому орган, осуществляющий строительный надзор, вправе в любое время обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, возведенной с существенным нарушением строительных норм и правил.Если самовольная постройка, созданная на чужом земельном участке, отвечает требованиям градостроительных и строительных норм и правил, собственник земли может заявить требование не о сносе, а о признании права собственности на нее. В этом случае создавшее самовольную постройку лицо может рассчитывать на получение денежной компенсации, размер которой определяет суд. При этом суд исходит не только из действительно понесенных расходов, но и оценивает, не превышают ли эти расходы рыночную стоимость спорного объекта.Ответственность за самовольное строительствоПунктом 3 ст. 25 ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» установлена имущественная ответственность лица, виновного в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство. На него возлагается обязанность за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства (ст. 9.4), за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5).В соответствии с пунктом 26 Постановления пленума Верховного суда РФ N 10, пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.Таким образом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что исключительными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.Особенности самовольного строительства жилого помещенияСледует отметить, что самовольная постройка не может быть включена в состав жилищного фонда и иметь статус жилого помещения. Поэтому лицо, которое возвело самовольную постройку, не может быть в ней зарегистрировано и получить право на проживание в ней.Следовательно, при подаче заявления о признании жилого помещения в установленном законом порядке самовольной постройкой не требуется дополнительно заявлять требование о выселении граждан из жилых построек, подлежащих в дальнейшем сносу, так как решением суда о сносе самовольно возведенного строения не нарушаются права гражданина на проживание в указанном жилом помещении. Если гражданин зарегистрирован в самовольно возведенном жилом помещении, то в этом случае при подаче иска о сносе самовольно возведенного строения необходимо предъявлять также требование о выселении.Кирилл КалашниковИсточник: Первый пермский правовой портал