Порядок исполнения федерального бюджета

Информация об изменениях:

Статья 6 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 БК РФ

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:

бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;

профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;

бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);

бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;

бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;

целевой иностранный кредит — форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;

государственный (муниципальный) долг — обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;

Положения абзаца восемнадцатого (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.

государственный (муниципальный) внутренний долг — долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации;

Положения абзаца девятнадцатого (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.

государственный (муниципальный) внешний долг — долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в иностранной валюте;

расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;

межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;

межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования;

бюджетные полномочия — установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, — утвержденный органом местного самоуправления городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя осуществлять в данном населенном пункте, на другой территории, входящих в состав территории городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, отдельные функции местной администрации;

абзац утратил силу с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

См. предыдущую редакцию

казначейский счет — счет, открытый в Федеральном казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для осуществления и отражения в системе казначейских платежей операций участника системы казначейских платежей с денежными средствами;

единый казначейский счет — банковский счет (совокупность банковских счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации в валюте Российской Федерации (в кредитных организациях — в иностранной валюте) для совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния;

единый счет бюджета — казначейский счет (совокупность казначейских счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) в Федеральном казначействе отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для осуществления и отражения операций с денежными средствами по поступлениям в бюджет и перечислениям из бюджета;

казначейское обслуживание — проведение Федеральным казначейством в системе казначейских платежей операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах;

государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;

государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;

налоговые расходы публично-правового образования — выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;

финансовые органы — Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);

главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;

распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;

получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;

бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;

ведомственная структура расходов бюджета — распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов;

администратор доходов бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

главный администратор доходов бюджета — определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета;

главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) — определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) — вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;

обоснование бюджетных ассигнований — документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

текущий финансовый год — год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом;

плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

отчетный финансовый год — год, предшествующий текущему финансовому году;

временный кассовый разрыв — прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином казначейском счете или на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления перечислений из бюджета;

долговая устойчивость — состояние, структура и сумма задолженности, позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию этой задолженности, исключающие нанесение ущерба социально-экономическому развитию и необходимость ее списания и (или) реструктуризации;

денежные обязательства перед публично-правовым образованием — обязанность должника уплатить публично-правовому образованию денежные средства по гражданско-правовой сделке (в том числе обеспечивающей исполнение обязательств) и (или) иному основанию, установленному гражданским или бюджетным законодательством, возникшая в связи с предоставлением публично-правовым образованием на возвратной и возмездной (возвратной) основе денежных средств (в том числе в связи с привлечением целевых иностранных кредитов) или в связи с предоставлением и (или) исполнением государственной (муниципальной) гарантии (включая обязанность по уплате процентов, неустойки (пеней, штрафов), иных платежей, установленных законом и (или) договором, вследствие неосновательного обогащения, причинения убытков, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, уступки или перехода по иным основаниям прав требования, предъявления регрессных требований);

временно свободные средства — остаток денежных средств, образовавшийся на едином казначейском счете или на едином счете бюджета вследствие разницы в сроках и объемах поступлений (зачислений) на счет и переводов (перечислений) со счета.

Определение термина

Банковские операции – ограниченный перечень видов хозяйственной деятельности, которыми может заниматься отдельное банковское учреждение, чтобы получать прибыль.
Перечень банковских операций регулирует законодательство, а также отдельные лицензии, которые Центральный Банк выдает для каждого кредитного учреждения отдельно.

Круг сделок, которыми занимается любой из банков, достаточно обширен, но теоретически их можно разделить на четыре группы:

  1. пассивные банковские операции;
  2. активные операции;
  3. банковские услуги;
  4. собственные операции банков.

На первых двух группах операций банки зарабатывают основную часть прибыли. Банковские услуги – второй по важности источник доходов. Собственные операции банков имеют подчиненное значение.

Пассивные банковские операции

Пассивные операции – это мобилизация средств для финансирования активных операций. Название связано с тем, что результаты этих операций отражаются в пассиве баланса банка, а также считается, что для привлечения денег не надо предпринимать активных действий, хотя на практике трудозатраты одинаковы.
К пассивным операциям банка относятся:

  • Формирование собственного капитала финансового учреждения;
  • Прием вкладов (депозитов); К данным операциям относятся все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Дополнительно сюда же можно отнести: средства на счетах предприятий и учреждений, счета заработной платы, которые не используются в полной мере, вклады до востребования.
  • Открытие и ведение счетов клиентов. В том числе и корреспондентских счетов других банков, а также осуществление платежных расчетных операций по поручению друг друга, консультации по управлению инвестиционным портфелем, операции с ценными бумагами по поручению другого учреждения. Всё это позволяет существенно снизить издержки и быть более конкурентоспособными для инвесторов.
  • Получение межбанковских кредитов, в том числе валютных от иностранных резидентов;
  • Эмиссия ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);
  • Другие способы, которые базируются на заемных средствах.

Обычным соотношением между собственным и заемным капиталом можно считать уровень от 1:10 до 1:100.

Активные банковские операции

Активные операции банка — это деятельность по размещению привлеченных и собственных средств банковского учреждения в целях получения дохода, обеспечения своей ликвидности и создания условий для проведения других банковских операций.

Aktiv operac.jpg

К ним относятся:
1) кредитные (учетно-ссудные) операции;
2) фондовые – операции с ценными бумагами.
3) кассовые, акцептные операции,
4) сделки с иностранной валютой, недвижимостью.
5) инвестиционные операции,
6) операции по формированию имущества банка,
7) комиссионно-посреднические (факторинг, лизинг, форфэтинг и пр.).

Виды активных операций

Активные банковские операции многообразны по форме, назначению, экономическому содержанию, ликвидности, степени доходности и риска.
1) Кредитные операции
Несмотря на свой высокий риск, именно кредитование организаций и частных лиц является для банков главным источником доходов.
2) Форфейтинговые операции
Разновидность ссудных операций, которые подразумевают покупку векселей и других финансовых документов.
Форфетирование представляет собой форму кредитования экспорта путем покупки обязательств и других долговых требований по внешнеторговым операциям, погашение которых происходит на определенный период в будущем.
Суть форфетирования: если у поставщика отсутствует возможность предоставить плательщику на длительный период коммерческий кредит, то он обращается в банк с предложением купить предполагаемые долговые требования в отношении покупателя.
После оценки банком своих рисков по данной операции поставщику выплачивается сумма стоимости поставки за вычетом издержек.
3) Факторинговые операции
Покупка банком или специализированной компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.
4) Инвестиционные операции
Вторая по рентабельности группа активных банковских операций, в процессе которых банки вкладывают собственные и заимствованные ресурсы в ценные бумаги с целью получения по ним дохода.
Вложение средств происходит путем:

  • Прямых инвестиций.
  • Портфельного инвестирования, когда ценными бумагами различных эмитентов управляют как единым целым.
  • Лизинговых операций.
  • Вложения средств в банковские здания, оборудование, нематериальные активы для осуществления банковской деятельности.

5) Операции с ценными бумагами
Этот вид активных банковских операций можно условно разделить на две большие группы:

1) Учетно-ссудные операции – учет векселей, выдача ссуд под залог векселей и товарных документов, ипотечные кредиты, ссуды под ценные бумаги.
2) Инвестиционные – куда входят также арбитражные операции банков за собственный счет, преследующие цель получения дохода за счет курсовых разниц.

Особенности активных банковских операций

Активные операции являются вторичными по отношению к пассивным, так как размеры и сроки первых непосредственно зависят от аналогичных параметров вторых. Банк может разместить только те ресурсы, которые привлек в результате пассивных операций, так как основная масса пассивных операций осуществляется за счет заемных средств. Поэтому активные операции должны быть так налажены, чтобы сроки возврата денег в банк соответствовали срокам их возвращения клиентам.
Следует выделить некоторые аспекты активных банковских операций:
1) Сделки по размещению финансовых ресурсов совершаются банками от своего имени, а не от имени тех лиц, чьи временно свободные деньги стали пассивами банка.
2) Активные операции совершаются банками за свой счет. Расходы по вовлечению аккумулированных ресурсов в оборот относятся к тем затратам, которые должны быть покрыты доходами, с учетом начисленных процентов владельцам банковских счетов.
3) Банк распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами на свой риск. Убытки от неблагоприятных экономических последствий локализуются в банке. Владельцы банковских счетов не имеют отношения к банковским рискам.
4) По своей экономической сущности активные банковские операции неоднородны: капитал может сохранить свою денежную форму, но быть подробленным. Или денежная форма может видоизмениться на натуральную, или конвертироваться.

Роль банковских операций

Современное банковское учреждение выполняет в среднем до 100 видов услуг и сделок, которые взаимосвязаны между собой, особенно зависимы друг от друга активные и пассивные операции. Причиной тому – происхождение капитала. Преимущественно банки оперируют чужими средствами, поэтому масштабы активных и пассивных операций во многом зависят от конкурентоспособности учреждения, его положения на рынке, количества клиентов.
Также все виды банковских операций взаимосвязаны по причине потребностей клиентов, особенно крупных. Так, корпоративный заёмщик предпочитает параллельно открыть текущий счет, делать инвестиции в ценные бумаги, предоставить свое имущество на доверительное управление вместе с использованием кредитных карт и доступом к платёжным терминалам для получения или взноса денег в нерабочие часы.
Это стимулирует менеджмент банка вводить новые формы обслуживания, предоставлять сопутствующие, дополняющие, в том числе и бесплатные услуги.

Ссылки

  1. Новый банковский подход на «взрослеющем» рынке частных банковских услуг
  2. Роман Исаев: Способы обеспечения и улучшения качества обслуживания клиентов банка

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Учет бюджетных данных получателем бюджетных средств

В предлагаемой статье методисты фирмы «1С» рассматривают порядок отражения бюджетных данных — лимитов бюджетных обязательств, ассигнований, предельных объемов финансирования на счетах бюджетного учета и дают практические рекомендации по их регистрации в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8». Приводятся примеры отражения в программе бюджетных данных, в том числе их детализации.

Согласно Бюджетному кодексу получатель бюджетных средств — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено кодексом. Одним из полномочий получателя бюджетных средств, согласно Бюджетному кодексу, является право принимать и (или) исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО) и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства за счет средств соответствующего бюджета.

В зависимости от порядка, установленного финансовым органом, при организации исполнения бюджета до получателей бюджетных средств могут доводиться бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, а так же предельные объемы оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования), далее — бюджетные данные.

Бюджетный учет лимитов бюджетных обязательств, ассигнований

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина Россииот 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция по бюджетному учету), на счетах бюджетного учета отражаются только лимиты бюджетных обязательств — на счете 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств» и ассигнования — на счете 050300000 «Бюджетные ассигнования». Эти счета входят в раздел 5 «Санкционирование расходов бюджета» плана счетов бюджетного учета.

Отражение предельных объемов финансирования на счетах бюджетного учета не предусмотрено, однако, если до учреждения доводятся предельные объемы финансирования, необходимо организовать внесистемный учет этих бюджетных данных.

Согласно Инструкции по бюджетному учету номер счета санкционирования расходов бюджета формируется с отражением в 22 разряде номера счета кода аналитического учета соответствующего финансового года:

1 — текущий финансовый год;

2 — первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);

3 — второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);

4 — второй год, следующий за очередным.

Бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств осуществляется на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета, с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных Инструкцией по бюджетному учету.

Счет 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств» предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода.

Учет лимитов бюджетных обязательств ведется на следующих счетах:

— 050101000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств»;

— 050102000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению»;

— 050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»;

— 050104000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств»;

— 050105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»;

— 050106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути»;

— 050109000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств».

Аналитический учет операций по счетам 050104000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств», 050105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Счет 050300000 «Бюджетные ассигнования» предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами показателей утвержденных бюджетных ассигнований текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода. Учет бюджетных ассигнований ведется на следующих счетах:

— 050301000 «Доведенные бюджетные ассигнования»;

— 050302000 «Бюджетные ассигнования к распределению»;

— 050303000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам»;

— 050304000 «Переданные бюджетные ассигнования»;

— 050305000 «Полученные бюджетные ассигнования»;

— 050306000 «Бюджетные ассигнования в пути»;

— 050309000 «Утвержденные бюджетные ассигнования».

Аналитический учет операций по счетам 050304000 «Переданные бюджетные ассигнования», 050305000 «Полученные бюджетные ассигнования» ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Как видно, аналитические счета учета ассигнований аналогичны счетам учета лимитов бюджетных обязательств.

Порядок учета, предусмотренный Инструкцией по бюджетному учету для ассигнований, также аналогичен учету лимитов бюджетных обязательств. Поэтому далее учет бюджетных данных у получателя бюджетных средств рассмотрим на примере учета лимитов бюджетных обязательств.

Согласно Инструкции по бюджетному учету операции получателя по получению лимитов бюджетных обязательств отражаются следующими бухгалтерскими записями. Суммы лимитов бюджетных обязательств, полученных в установленном порядке получателем бюджетных средств, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение со знаком «плюс», уменьшение со знаком «минус»):

Дебет КРБ 1 501 05 000 Кредит КРБ 1 501 03 000 (к/с 13).

Детализация получателем бюджетных средств показателей доведенных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ, а также суммы изменений, внесенных в течение финансового года (увеличение со знаком «плюс», уменьшение со знаком «минус»):

Дебет КРБ 1 501 03 000 Кредит КРБ 1 501 03 000 (к/с 14).

Данная операция применяется при наличии у учреждения полномочий по детализации лимитов бюджетных обязательств, в случае если доведенные бюджетные данные не содержат указанной детализации.

Указанные в скобках номера корреспонденций — из раздела II «Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета» (Приложение № 1 к Инструкции по бюджетному учету, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Отражение бюджетных данных в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрены регистрация и учет полученных ЛБО, ассигнований, предельных объемов финансирования, формирование расходных расписаний для представления в орган Федерального казначейства, финансовый орган.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учет ассигнований и лимитов бюджетных обязательств ведется на следующих счетах:

— 501.00 «Лимиты бюджетных обязательств»;

— 503.00 «Бюджетные ассигнования».

К счетам 501.00 и 503.00 открыты субсчета, соответствующие аналитическим счетам, предусмотренным Инструкцией по бюджетному учету, к которым, в свою очередь, открыты субсчета следующего порядка по годам финансирования. По счетам 501.00 и 503.00 предусмотрено ведение аналитического учета по КПС, КЭК (субконто «КЭК»). Также дополнительно аналитический учет ведется по счетам 501.03 и 503.03 — по лицевым счетам и разделам лицевых счетов (субконто «Разделы лицевых счетов»).

Для внесистемного учета полученных и переданных предельных объемов финансирования (ПОФ) пользователь должен самостоятельно создать забалансовые счета и указать их в константах программы: «Забалансовый счет учета полученных ПОФ» и «Забалансовый счет учета переданных ПОФ» (Настройка параметров учета — закладка Счета учета).

Настройка счетов должна быть аналогичной соответствующим счетам учета ЛБО. Подробнее о настройке счетов предельных объемов финансирования рассказано в статье «Настройка учета предельных объемов финансирования расходов» на ИТС http://its.1c.ru/db/metbud81#content:4597:1.

Для регистрации бюджетных данных предназначены документы вида Расходное расписание РБС и Бюджетные данные ГРБС/РБС/ГАИФ.

Следует отметить, что в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрены две группы документов по учету бюджетных данных — для получателя и распорядителя (главного распорядителя) бюджетных средств.

Обратиться к ним можно через пункт Санкционирование главного меню программы (интерфейс Полный).

Или через пункт Документы — Бюджетные назначения главного меню программы (интерфейс Бухгалтерский как в 7.7).

Для отражения бюджетных данных получателем бюджетных средств применяются следующие документы (Меню Документы — Бюджетные назначения):

Бюджетные данные ПБС/АИФ — предназначен для отражения в учете сумм доведенных до учреждения (получателя бюджетных средств) ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования расходов.

Документ вводится после получения Расходного расписания, выписки из лицевого счета получателя средств бюджета.

Расходное расписание ПБС — предназначен для оформления и формирования Расходного расписания ф. 0531722 (Приложение № 2 к приказу Минфина России от 30.09.2008 № 104н) для передачи в органы казначейства, а также для формирования бухгалтерских записей по детализация ЛБО, доведенных по укрупненной классификации, и ЛБО по дополнительному финансированию за счет арендных платежей согласно Порядкудоведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня (утвержден приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н).

Для работы с документами Бюджетные данные ПБС/АИФ и Расходное расписание ПБС необходимо, чтобы в карточке учреждения (элементе справочника Учреждения) были установлены полномочия получателя бюджетных средств — включен соответствующий флажок Полномочия получателя бюджетных средств на закладке Бюджетные полномочия.

Кроме того на закладке Основные карточки учреждения должна быть указана информация об органе, осуществляющем полномочия учредителя: Код главы главного распорядителя средств, код ГРБС по ОКПО, в реквизите Распорядитель должен быть указан вышестоящий распорядитель бюджетных средств (если есть), в ведении которого находится учреждение.

Получение ЛБО

Доведение до получателя бюджетных средств ЛБО, а также регистрация изменений ЛБО (увеличение со знаком «плюс», уменьшение со знаком «минус»)

Дебет КРБ 1 501 05 000 Кредит КРБ 1 501 03 000 (к/с 13)

отражаются в программе документами Бюджетные данные ПБС/АИФ.

На закладке Документ необходимо указать Лицевой счет и Раздел лицевого счета, на которых учитываются бюджетные данные, а также Вид бюджетных данных — классификация расходов или источников. Бюджетополучатель должен указать, от кого получены бюджетные данные (ГРБС, РБС) — см. рис. 1.

Рис. 1

На закладке ЛБО вводятся данные раздела II «Лимиты бюджетных обязательств» Расходного расписания ПБС — см. рис. 2.

Рис. 2

При проведении документа формируются проводки (к/с 13).

Представление бюджетных данных по дополнительному бюджетному финансированию

Для того, чтобы правильно сформировать Расходное расписание в случае дополнительного финансирования получателей средств федерального бюджета согласно порядку, утвержденному приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» пользователю следует воспользоваться документом Расходное расписание ПБС с видом операции ЛБО по дополнительному финансированию за счет арендных платежей. При этом Раздел лицевого счета указывается за счет средств дополнительного бюджетного финансирования, а в строке Специальное указание Расходного расписания указывается Дополнительное бюджетное финансирование с кодом специальных указаний «05».

Для формирования бухгалтерских записей достаточно заполнить табличную часть на закладке Раздел II. Лимиты бюджетных обязательств документа, предназначенной для указания бюджетных данных.

При проведении документа формируются проводки (к/с 13).

Представление получателями средств бюджета детализированных бюджетных данных

Для предоставления получателями средств федерального бюджета в органы федерального казначейства Расходного расписания (ф. 0531722), детализирующего доведенные до них ЛБО по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОГСУ, если доведенные бюджетные данные не содержат указанной детализации, и детализации бюджетных данных в учете применяется документ Расходное расписание ПБС с видом операции Детализация ЛБО, доведенных по укрупненной классификации (рис. 3).

Рис. 3

Для формирования бухгалтерских записей достаточно заполнить табличную часть на закладке Раздел II. Лимиты бюджетных обязательств документа, предназначенной для указания бюджетных данных.

При проведении документа формируются проводки (к/с 14).

Расходное расписание можно выгрузить в файл (меню Сервис — Обмен данными с казначейскими системами и учреждениями банка главного меню программы).

Работа с документами ведется в одноименных журналах. Более подробно порядок заполнения документов приведен в их электронном описании.

Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года

Для формирования записей по завершению счетов учета лимита бюджетных обязательств и ассигнований текущего финансового года в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» предназначен документ Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года, который следует вводить последним днем завершаемого года.

Для переноса показателей по санкционированию применяется документ Перенос показателей по санкционированию.

Согласно пункту 312 Инструкции по применению единого Плана счетов бюджетного учета документ Перенос показателей по санкционированию следует вводить в первый рабочий день текущего года.

Формирование регистров учета бюджетных данных

Согласно пунктам 129 и 142 Инструкции по бюджетному учету аналитический учет операций по счетам 050104000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств», 050105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета. Аналитический учет операций по счетам 050304000 «Переданные бюджетные ассигнования», 050305000 «Полученные бюджетные ассигнования» ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по форме 0504062 по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрено формирование отчета Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (форма 0504062) по следующим счетам:

— 501.11 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств»;

— 501.14 «Переданные лимиты бюджетных обязательств»;

— 501.15 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»;

— 503.11 «Доведенные бюджетные ассигнования»;

— 503.14 «Переданные бюджетные ассигнования»;

— 503.15 «Полученные бюджетные ассигнования».

Следует отметить, что по всем счетам учета группы 5 «Санкционирование расходов бюджета» в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» можно формировать любые стандартные отчеты.