Портал правовой статистики

Раздел 4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации и актуальные вопросы обеспечения полноты и достоверности статистических данных

Публичным сегментом Государственной автоматизированной системы правовой статистики является информационно-аналитический ресурс «Публичный портал правовой статистики» — www.crimestat.ru (далее — портал), разработанный по заказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации*(14).

Указанный портал предназначен для обеспечения доступа широкого круга пользователей к информации о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы.

Информация, содержащаяся на портале, вызывает большой интерес у общественных организаций, представителей СМИ и бизнеса, органов государственной власти.

Информационное содержание страниц всех разделов портала формируется программным путем из соответствующих баз данных. Актуализация аналитических материалов (графики, таблицы, аналитические записки) производится автоматически при обновлении соответствующей информации в базах данных.

Беспрепятственный доступ к информации обеспечивается любыми средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами, и не требует установки какого-либо специально созданного программного обеспечения.

Визуализация данных на портале осуществляется путем использования современных графических методов: электронных карт, динамических диаграмм, таблиц и интерактивных графиков. Публичный портал состоит из следующих разделов:

«Показатели преступности России»;

«Преступность в регионах»;

«Социальный портрет преступности»;

«Россия в мировом рейтинге»;

«Открытые данные»;

«О портале».

На портале представлена информация по ключевым показателям форм федерального статистического наблюдения.

Раздел «Показатели преступности в России» предназначен для мониторинга и анализа основных показателей преступности по субъектам Российской Федерации и по России в целом, которые могут быть представлены в различном виде:

в табличном виде с возможностью сортировки по убыванию и возрастанию абсолютных и относительных значений (на 100 тыс. населения);

в графическом виде с ранжированием регионов по значениям показателей и приросту этих значений, а также отображение динамики значения показателя в виде диаграммы;

в виде электронной карты с цветовой идентификацией субъектов в зависимости от абсолютного и относительного значения, а также прироста этих значений.

Раздел «Социальный портрет преступности» позволяет анализировать половозрастную характеристику лиц, совершающих преступления, их гражданство, образование и социальный состав. Данные отображаются на выбранную дату по каждому субъекту Российской Федерации в виде интерактивных графиков.

Раздел «Россия в мировом рейтинге» позволяет отслеживать значения ключевых показателей уголовной статистики России в сравнении с аналогичными показателями в других государствах мира. Представление данных реализовано в табличном виде и в виде диаграмм с отображением абсолютного и относительного (на 100 тыс. населения) значения показателей с возможностью сортировки стран по убыванию и возрастанию значений выбранного показателя. Источником информации для раздела являются общедоступные данные международной уголовной статистики.

Раздел «О портале» содержит определения терминов и расшифровок аббревиатур, упорядоченных по алфавиту, обеспечивает возможность реализации в рамках других функциональных блоков интерактивных ссылок на соответствующие термины и аббревиатуры.

В целях повышения открытости информации на портале размещаются сведения в форматах, использование которых обеспечивает свободное копирование статистических данных и последующую работу с ними.

Это позволяет пользователям и разработчикам информационных систем получать информацию в автоматизированном режиме для повторного использования. Данный подход способствует повышению прозрачности предоставления отчетности гражданам, представителям научных учреждений и общественных организаций.

Экспорт данных со страниц портала или вывод их на печать осуществляется стандартными средствами используемого web-браузера с помощью его функциональных возможностей «Сохранить как», «Предварительный просмотр» и «Печать».

Размещаемые на портале правовой статистики сведения о состоянии преступности подвергаются систематической проверке прокурорами на предмет установления достоверности первичных данных, на основе которых формируется государственная статистика.

В настоящее время количество пользователей, обращающихся к порталу, составляет около 475 человек ежедневно, почти половина из них посещала сайт неоднократно. Отметим интерес к информации, размещенной на портале, пользователей не только из Российской Федерации, но и из Украины, США, Германии, Республики Беларусь, Казахстана, Канады, Великобритании, Израиля и ряда других государств.

В дальнейшем планируется реализовать функцию портала по предоставлению гражданам Российской Федерации информации, непосредственно имеющей отношение к соблюдению их прав и свобод, в частности, о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.

На сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации имеется ссылка на указанный портал. Одновременно в закрытом сегменте ИСОП размещен внутренний портал для сотрудников органов прокуратуры, предназначенный для размещения там материалов по актуальным вопросам, возникающим как в ходе проведения опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики в регионах пилотной зоны, так и при реализации новой функции по обеспечению достоверности документов первичного учета преступлений в прокуратурах других субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, сотрудниками управления правовой статистики совместно с разработчиками специального программного обеспечения осуществляется мониторинг обращений, поступающих на портал технической поддержки государственной автоматизированной системы правовой статистики, в том числе по проблемным вопросам, связанным с применением приказа «О едином учете преступлений».

Полагаем необходимым изложить далее содержание отдельных ответов на вопросы, которые были получены из прокуратур субъектов Российской Федерации или были размещены на портале правовой статистики.

1. О разъяснении порядка учета материального ущерба, причиненного в результате совершения преступления, в том числе от покушений на преступление, в документах первичного учета преступлений.

Основания для заполнения статистических карточек по формам N 1.1 и 4 указаны в пп. 18 и 27 Инструкции.

Установленная сумма материального ущерба, причиненного при совершении преступлений, учитывается в реквизите N 28 статистической карточки по форме N 1.1 по каждому преступлению.

Согласно п. 28 Инструкции в реквизите N 10 статистической карточки по форме N 4 отражается размер материального ущерба, который включает в себя ущерб, причиненный всеми преступлениями, расследование по которым проводится в рамках одного уголовного дела.

Полагаем, что при отражении сведений необходимо исходить из фактически нанесенного материального ущерба лицу, потерпевшему от преступного посягательства как от оконченных преступлений, так и от покушений. Если в результате совершения уголовно наказуемого деяния реальный имущественный вред причинен не был, то сведения о возможном его причинении не учитываются.

2. Можно ли отнести противоправные деяния к категории преступлений коррупционной направленности при неисполнении генеральным директором договорных обязательств между хозяйствующими субъектами путем присвоения денежных средств, перечисленных в качестве предоплаты по договору, и в случае использования незаконного использования права директора на возмещение налога из бюджета по поддельным бухгалтерским документам?

В соответствии с п. 3.6 Перечня N 23, введенного в действие указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 (с изм. от 15.08.2012 N 283-11/3), преступные деяния, квалифицированные по ч. 3 ст. 159 УК РФ, относятся к категории преступлений коррупционной направленности при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения.

Кроме того, к данной категории преступлений относятся также деяния, квалифицированные по ст. 159 УК РФ, при соблюдении условий, изложенных в п. 4.1 Перечня N 23 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6).

3. Является ли подписание прокурором статистической карточки формы N 1 процессуальным согласием с решением о возбуждении уголовного дела?

В соответствии с п. 17 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного межведомственным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России, от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», учетные документы в течение суток с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу направляются лицом, производящим предварительное расследование, в регистрационно-учетные подразделения.

Согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ, копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

На наш взгляд, в данной ситуации целесообразно разделять понятия «проверка законности процессуального решения» и «подписание прокурором статистической карточки на выявленное преступление». Статистическая карточка является лишь способом отражения результатов работы органов предварительного следствия.

Справочник N 16 для заполнения соответствующих реквизитов статистических карточек предусматривает код «47», согласно которому преступление снимается с учета в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ.

Вместе с тем при необходимости проверки материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, надзирающий прокурор должен принять исчерпывающие меры для обеспечения достоверности информации, содержащейся в реквизитах статистической карточки на выявленное преступление.

4. Какой показатель следует отражать в реквизите 9 статистической карточки формы N 1, если уголовное дело возбуждается после отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям?

В соответствии с п. 17 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной межведомственным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», при отражении информации в реквизите 9 статистической карточки формы N 1 на выявленное преступление указывается подразделение, сотрудниками которого было выявлено преступление (установлено наличие состава преступления), то есть непосредственно обнаружено при обстоятельствах, исключающих наличие об этом преступлении какой-либо информации ранее.

Прокурор, отменяя постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, дает правовую оценку результатам проверки сообщения о преступлении, устанавливает повод и основание для возбуждения уголовного дела. При этом следует учитывать, что в данном случае факт совершения деяния правоохранительным органам уже известен, но оно не квалифицировано как преступление.

В связи с этим установление повода и основания для возбуждения уголовного дела по материалам проверки, по нашему мнению, не является тождественным понятию «выявление преступления» и код 125 в реквизите 9 должен быть указан лишь в том случае, когда именно прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выявлено преступление, о котором правоохранительным органам известно не было.

5. Как учитываются преступления, совершенные в сфере топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК)? Можно ли отнести хищения денежных средств, принадлежащих предприятию ТЭК, либо противоправные деяния по уклонению от уплаты налогов таким предприятием к преступлениям, совершенным в сфере ТЭК?

В целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в документах первичного учета сведений о преступлениях, совершенных в сфере ТЭК, следует руководствоваться указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 24.02.2010 N 66/85/1.

В соответствии с подп. «з» п. 2.4.5 данного указания при квалификации деяния по статьям главы 21 УК РФ преступления относятся к категории совершенных в сфере ТЭК в случаях, при которых объектом преступного посягательства являются нефть, нефтепродукты, ГСМ, бензин, природный газ, уголь, торф, электроэнергия, а также различного рода техническое оборудование, обеспечивающее функционирование объектов топливно-энергетического комплекса.

В связи с этим при формировании официальной статистической отчетности в части учета преступлений, совершаемых в сфере ТЭК, следует брать за основу реквизит 27 статистической карточки N 1 (дополнительная характеристика преступления по справочнику N 15), в комплексе с реквизитом 22 (вид экономической деятельности, в ходе осуществления которой совершено преступление) и одновременно учитывать реквизит 23 (предмет преступного посягательства по справочнику N 3).

6. Как следует учитывать при соединении в одно производство продолжаемые и самостоятельные преступления? Какие статистические карточки необходимо выставлять по этим преступлениям? Меняется ли при этом количество уголовных дел?

При соединении уголовных дел в одно производство количество подлежащих учету преступлений определяется в соответствии с требованиями пп. 33, 34 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного межведомственным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

Названным приказом утверждены формы статистических карточек (N 1, 1.1, 2, 3, 4, 5, 6). При этом понятия «продолжаемые» и «самостоятельные» применительно к статистическим карточкам не используются.

Статистические карточки формы N 1.1 о результатах расследования заполняются на каждое учтенное преступление.

При определении количества уголовных дел в случае их соединения предлагаем исходить из того, что дальнейшее расследование осуществляется в рамках единого производства за номером, присвоенным согласно постановлению о соединении. Принимаемые в ходе расследования процессуальные решения и выполняемые процессуальные действия реализуются применительно ко всему уголовному делу в целом и оформляются процессуальными документами с указанием номера, присвоенного согласно постановлению о соединении.

Кроме того, анализ правовых норм глав 30-32 УПК РФ, регламентирующих порядок окончания расследования и направления уголовного дела в суд, позволяет расценивать объединенные в одном производстве уголовные дела как одно уголовное дело.

7. Правомерно ли отнесение преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, к категории преступлений коррупционной направленности по п. 4 Перечня N 23 приложения к указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 в случае возбуждения уголовного дела по факту дачи взятки недолжностным лицом должностному лицу?

Пунктом 2 Перечня N 23, введенного в действие указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 (с изм. от 15.08.2012 N 283-11/3) определены статьи УК РФ (в том числе ст. 291 УК РФ), квалификация преступного деяния по которым является достаточным основанием для отнесения их к категории преступлений коррупционной направленности, при этом соблюдения каких-либо дополнительных условий не требуется.

Дополнительные условия, изложенные в п. 4.1 данного Перечня, применяются только в отношении преступных деяний, квалифицированных по ст. 159, 169, 178, 179 УК РФ.

8. Чем следует руководствоваться при отнесении преступлений, совершенных в сфере экономики и потребительского рынка? Для чего используются сведения об экономических преступлениях, какие делаются выводы на федеральном уровне из статистических данных, какая идея положена в основу отнесения преступлений к той или иной из названных категорий?

В приказах и указаниях Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе принятых совместно с иными заинтересованными ведомствами и изданных в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений, подробно определены все необходимые критерии этой оценки.

При решении вопроса об отнесении преступлений к определенной категории, в том числе экономической направленности, следует руководствоваться действующим на настоящий момент указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 15.02.2012 N 52-11/2 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

Приведенные в обращении примеры правонарушений (хищение рыбной продукции со склада и хищение денежных средств со счета в банке) не подпадают под утвержденный Перечень преступлений экономической направленности N 2, поскольку отсутствуют дополнительные условия, при которых совершенные преступления можно отнести к категории экономических:

«а) преступление совершено лицами:

должностными, материально-ответственными и иными, выполняющими на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

не наделенными указанными полномочиями, но имеющими доступ к предмету преступного посягательства для выполнения трудовых обязанностей по роду деятельности или службы;

выполняющими обязанности по охране имущества или объекта, в котором оно хранится, без материальной ответственности;

б) преступление совершено в процессе осуществления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности либо под видом ее осуществления:

в отношении юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, официально зарегистрированных в качестве предпринимателей, а также объединений (граждан, юридических лиц), не являющихся юридическими лицами;

выявленное при проведении бухгалтерских документальных ревизий либо проверок контролирующих и надзорных органов;».

Для решения вопроса об отнесении преступлений к числу совершенных на потребительском рынке следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной межведомственным приказом «О едином учете преступлений» от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 (с изменениями, внесенными указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 24.02.2010 N 66/85/1).

В соответствии с п. «и» о порядке заполнения реквизита 27 статистической карточки N 1 приведенный в обращении пример преступления (об изготовлении физическим лицом спиртосодержащей жидкости, впоследствии реализуемой под видом водки) не связан с потребительским рынком.

Отвечая на общие вопросы, затронутые в обращении об идеях и преследуемых целях формирования группы преступлений экономической направленности, рекомендуем ознакомиться со следующими материалами: «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации», «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», а также работами Карповича О.Г. «Совершенствование стратегии борьбы с экономическими преступлениями в России», Смирнова Г.К. «Об общей проблеме модернизации государственной политики в области противодействия экономической преступности» и Акопджановой М.О. «История развития уголовно-правового регулирования экономических отношений в России».

9. Согласно материалам уголовного дела, предприниматель, осуществляющий деятельность по изготовлению мебели, в последующем имея финансовые затруднения и не имея намерений выполнить взятые на себя обязательства по сборке и установке мебели, получил от граждан деньги, которые похищает и расходует на собственные нужды (ст. 159 УК РФ). Относится ли данное преступление к категории экономических, если да, то в соответствии с каким пунктом Перечня дополнительных условий п. «б» или п. «в» совместного указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 его следует ставить на учет?

Используя п. «б» Перечня преступлений экономической направленности N 2, утвержденного указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», следует учитывать личность потерпевших. Если потерпевшими являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, официально зарегистрированные в качестве предпринимателей, а также объединения (граждан, юридических лиц), не являющиеся юридическими лицами, то данное преступление можно отнести к категории экономических. Если потерпевший не является таковым, соответственно преступление имеет общеуголовную направленность.

Под п. «в» указанного Перечня данное преступление не подпадает, так как данным пунктом предусмотрено совершение преступления физическим лицом.

Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – Портал) разработан в целях информирования граждан РФ о состоянии преступности в отдельных субъектах РФ и стране в целом, сравнения России с другими странами мира по ряду ключевых показателей, характеризующих криминальную ситуацию, а также предоставления исходных данных в открытых форматах.

Основная целевая аудитория Портала – граждане РФ, которые не являются специалистами в сфере правовой статистики. Информация, размещаемая на Портале, также может быть полезной для общественных организаций, представителей СМИ и бизнеса, органов государственной власти. Обеспечение автоматизированного доступа к открытым данным позволит пользователям Портала и разработчикам информационных систем получать информацию для повторного использования, что повысит прозрачность предоставления статистических данных гражданам, представителям научных учреждений и общественных организаций.

В настоящее время Портал обеспечивает мониторинг и анализ данных по показателям государственной статистической отчетности и данных международных организаций.

В разделе «Россия в мировом рейтинге» приведены данные по отдельным видам преступлений в крупнейших странах мира. Источником данных являются: Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC – http://www.unodc.org), Всемирная организация здравоохранения (WHO – http://www.who.int) и Международный центр тюремных исследований (ICPS – http://www.prisonstudies.org). Использование данных этих источников позволяет преодолеть проблемы различия методологий при ведении показателей государственных статистических служб различных стран, а также различную периодичность ведения данных.

На Портале также имеется раздел Глоссарий, в котором размещены материалы нормативно-правовых актов, позволяющие пользователям без знаний в правовой области разобраться с основными терминами правовой статистики и узнать определения используемых в данной предметной области понятий.

Более подробно ознакомиться с Порталом можно на сайте www.crimestat.ru