Поэтапное выполнение работ

Приемка и сдача строительных работ по объекту подразделяются на промежуточные и окончательные. Промежуточная приемка работ осуществляется в процессе производства, например при посадке деревьев и кустарников на объекте, устройстве газонов и т.д. Промежуточная приемка производится непосредственно в холе выполнения работ. Проверяются прежде всего скрытые работы, например выкопка ям под деревья, котлованов под группы кустарников. Приемку таких работ осуществляет комиссия, состоящая из представителей заказчика и подрядчика. При этом составляются акты на скрытые работы по каждому конструктивному элементу объекта.

Для окончательной сдачи объекта в эксплуатацию специальным решением административных органов или приказом по Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства назначаются приемосдаточные комиссии.

Форма 7

Рис. 13.8. Форма 7

По объектам строительства повышенной сметной стоимости назначается государственная комиссия в составе:

  • • председатель — представитель администрации округа, города;
  • • заместитель — начальник Управления (отдела) жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;
  • • члены — представители подрядчика и субподрядчика, заказчика, эксплуатирующей организации, технической инспекции, санитарно-эпидемиологической станции, пожарной инспекции, представителя департамента охраны природы и др.

Заседанию государственной комиссии предшествует заседание хозяйственной комиссии, которая собирается в указанном составе для проверки проектно-сметной документации, осмотра объекта озеленения в натуре, состаале- ния акта незавершенных работ и установления в нем сроков их окончания и срока созыва государственной комиссии для окончательной приемки объекта в эксплуатацию. Форма акта представлена на рис. 13.8.

По объектам строительства, реконструкции и реставрации со сметной стоимостью средних размеров приказом Управления (отдела) вышестоящей организации назначается приемосдаточная комиссия в составе:

  • • председатель — представитель Управления (отдела) жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города (поселка);
  • • члены комиссии как представители заказчика, подрядчика и субподрядчика, эксплуатирующей организации, технической и пожарной инспекции, санитарной эпидемиологической станции, Государственной инспекции по охране памятников и др.

Сдачу объектов назначают на день, когда температура наружного воздуха положительна, в период, способствующий нормальному визуальному и другим обследованиям сдаваемой территории. Сдаче подлежат все элементы озеленения и благоустройства объекта (посадки деревьев и кустарников, дорожки, площадки и т.д.). Работы, которые выполнены в осеннее время, например посадки деревьев и кустарников, должны приниматься в августе следующего года, о чем должна быть сделана соответствующая запись в акте приемки- сдачи. Подрядная организация должна по мере готовности отдельных конструктивных элементов обеспечивать их постоянное содержание за счет средств, предусмотренных в смете строительства объекта до его сдачи. Так, в строительную смету проектировщиками закладывается сумма средств на пополнение естественной гибели деревьев и кустарников в размере не менее 5… 10% от общих затрат на посадку деревьев и кустарников по проекту. При проценте естественной гибели растений выше суммы затрат, предусмотренных сметой, подрядная организация подсаживает растения за свой счет, определяя при этом степень вины исполнителей.

Подготовка к сдаче в эксплуатацию законченного объекта заключается в оформлении исполнительской документации, передаче ее заказчику и выполнении мероприятий по приведению всего объекта в состояние, определенное техническими условиями.

Исполнительская документация передается заказчику в следующем составе:

  • • исполнительские рабочие чертежи с надписями или авторскими листками, подписанные заказчиком и автором проекта;
  • • сравнительная ведомость всех выполненных и запроектированных объемов работ;
  • • акты на скрытые работы;
  • • объектная смета по всем видам работ;
  • • акт приемки-сдачи объекта в эксплуатацию;
  • • паспорт на объект озеленения по установленной форме.

Исполнительские рабочие чертежи представляются в исправленном виде,

т.е. с внесенными дополнениями и изменениями со стороны заказчика и автора проекта, если они имели место в процессе работы. К ним прикладываются для пояснения авторские листки и журнал работ по строительству объекта.

Сравнительная ведомость всех запроектированных и выполненных объемов работ позволяет определить, что именно корректировалось во время работы и вносилось в рабочие чертежи.

Комиссии представляют акты на скрытые работы, которые оформляются в процессе создания объекта, при строительстве каждого его элемента или его конструктивной части. Акты оформляются по форме 8, представленной на рис. 13.9.

Форма 8

Рис. 13.9. Форма 8

При необходимости приемочная комиссия может предложить подрядчику выполнить несколько контрольных шурфов в намеченных ею местах для освидетельствования правильности составленных актов на скрытые работы. Приемка конструктивных элементов озеленения и благоустройства на объекте производится в соответствии со следующими требованиями:

  • • территория объекта должна быть тщательно убрана от камней, опавших сухих ветвей и листьев, прочего мусора;
  • • перед сдачей объекта газоны должны быть скошены, должен быть обеспечен полив 2 раза в неделю; на основе готового газона не должно быть просвета под трехметровой рейкой; на семена газонных трав должен прилагаться паспорт или сертификат; граняной покров должен быть однородным и иметь зеленую окраску;
  • • пригодность растительного грунта должна быть подтверждена лабораторными анализами; внесение рекомендованных анализами добавок должно подтверждаться записями в журнале производства работ;
  • • дорожки и площадки с мягким покрытием должны быть уплотнены и пролиты водой, не должны иметь впадин и выпуклостей (допускается просвет под трехметровой рейкой до 15 мм); дорожки и площадки с твердым покрытием должны быть промыты водой (на них допускается просвет под трехметровой рейкой не более 5 мм); треснутая плитка должна заменяться целой;
  • • деревья и кустарники должны быть здоровы, без поврежденных ветвей и сучьев, с исправными креплениями и растяжками, с кольями установленных размеров и толщины, с оформленными лунками; на посадочный материал должен быть представлен сертификат;
  • • оборудование, МАФ должны соответствовать проекту, находиться в исправном состоянии, иметь товарный вид и находиться на отведенных им проектом местах.

Оценка качества работ при приемке объектов производится на основании положений и правил, утвержденных правительственными организациями. При неудовлетворительной оценке назначаются сроки исправления плохо выполненных работ и повторная сдача объекта в эксплуатацию. Акт приемки-сдачи подписывают члены приемочной комиссии, фамилии которых точно и четко указываются в конце документа.

После сдачи обч>екта в эксплуатацию владелец объекта должен составить паспорт на объект — документ, подлежащий согласованию и регистрации в административных органах и в соответствующем отделе Главного архитектурного управления города. Паспорт на объект ландшафтной архитектуры является составной частью проектной документации, фиксирует основные положения проекта благоустройства и озеленения, разрабатывается по установленной форме. Как правило, паспорт разрабатывается за счет средств заказчика в трех экземплярах.

Паспорт включает в себя следующие материалы:

  • • общие сведения об объекте, его наименование, статус, назначение, адрес;
  • • название владельца объекта, землепользователя, его реквизиты и реквизиты составителя паспорта;
  • • схему расположения объекта в городе (поселке) и ситуационный план в масштабе 1 : 2000, на котором показан объект, его границы («красные» линии), сеть улиц и магистралей, прилегающая застройка и т.д.;
  • • план объекта в масштабе 1 : 500 (генеральный план или чертеж дендро- плана), на котором отображена планировочная структура объекта, дорожно- тропиночная сеть, площадки, сооружения, МАФ, насаждения, водоемы, т.е. все атрибуты проектного решения территории;
  • • исполнительные рабочие чертежи (разбивочные, посадочные, оборудования, размещения и номенклатуры МАФ и др.);
  • • баланс территории объекта, включающий в себя общую площадь благоустройства и озеленения, в том числе площади под МАФ, сооружениями, площадками, газонами, цветниками, водоемами, насаждениями.

В прилагаемых ведомостях дается количественная и качественная характеристика по конструктивным элементам, в том числе:

  • • по сооружениям и МАФ;
  • • плоскостным сооружениям (если они имеются);
  • • дорожно-тропиночной сети;
  • • зеленым насаждениям (деревьям, кустарникам, цветникам);
  • • инженерным сооружениям (дренажу, ливневой канализации, водопроводу, освещению и др.).

К паспорту прилагаются правила содержания по конструктивным элементам (сооружениям, МАФ, оборудованию, зеленым насаждениям) и правила охраны объекта.

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Методика работы над проектами в 3-4-х классах

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования <…>. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

— самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

— представление результатов своей деятельности и хода работы;

— презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);

— поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

— практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к нему. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1—2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег, педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях, начиная со 2-го класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее), возможно проведение в 3-м классе во 2-м полугодии одного проекта или исследования, в 4-м — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу».

Таким образом, согласно определению известного педагога А. В. Горячева, проектная деятельность в начальной школе — это «специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». В 3—4-х классах такая деятельность уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать определенные этапы работы над проектами, разработанные учеными и апробированные многими учителями-практиками.

1-й этап. Погружение в проект

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем «это», то получится «то», «Если «это» заменить на «то», то получится новое, а именно…» и т. д.

2-й этап. Организационный

На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.

3-й этап. Осуществление деятельности

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.

4-й этап. Обработка и оформление результатов

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.

В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки могут входить:

— паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектами, и способами их преодоления;

— вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа;

— эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

— материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.

Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.

5-й этап. Защита проекта (презентация)

Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия в проекте каждого ученика.

6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.

Примерные критерии оценок проектной деятельности (проекта, т. е. готового продукта).

1-й вариант:

— самостоятельность работы над проектом;

— актуальность и значимость темы;

— полнота раскрытия темы;

— оригинальность решения проблемы;

— выразительность выступления и культура речи;

— степень раскрытия содержания проекта в презентации;

— использование средств наглядности, технических средств и ИКТ;

— качество ответов на вопросы.

2-й вариант:

— важность и практическая значимость темы проекта;

— глубина исследования проблемы;

— оригинальность предложенных решений;

— качество выполнения материала (готового продукта);

— убедительность и качество презентации.

Пятый и шестой этапы, пожалуй, самые сложные, так как именно здесь выявляются степень социальной значимости проделанной работы, чувства личной и коллективной ответственности, удовлетворенности или разочарования результатами труда, осознания себя как индивида в общей социально значимой деятельности классного (школьного) коллектива. Именно на этом этапе учителю важно так построить процесс рефлексии, чтобы у каждого участника проектной деятельности обязательно появилась позитивная мотивация к дальнейшей социально значимой, исследовательской или частично- экспериментальной деятельности.

В качестве примера можно привести опыт работы по проектной деятельности на валеологическом содержании учителя начальных классов МОУ СОШ № 4 г. Александрова Владимирской области Белоусовой И.Ю., которая в третьем классе предлагает ребятам участие в учебном творческом проекте по изучению традиций русской трапезы «Щи да каша — пища наша». В ходе самостоятельной работы учащихся происходит знакомство ребят с народными традициями и обычаями, с рецептами национальной русской кухни, с культурой питания, сложившейся веками (посты). Работа по теме велась по выбранным по желанию аспектам: «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты», «Я выбираю кашу», «Где щи — там и нас ищи», «Без хлеба нет обеда», «Где блины, там и мы», «Русский фольклор (пословицы, поговорки, частушки, сказки, песенки, загадки о еде)», «Стихи о пище», «Режим питания (посты, разгрузочные дни)», «Мир бытовых вещей (история ножа, вилки, тарелки)», «Картинная галерея (русская трапеза)», «Интересные рецепты русской кухни».

В ходе работы над проектом учащиеся учились генерировать идеи, выбирать лучшие решения, сотрудничать, помогать товарищам, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, оценивать результат своей деятельности и других, планировать.

Презентация проектов проходила в форме научно-практической конференции. На ней присутствовали родители и учащиеся параллельного класса. Ребята подготовили интересные доклады, разучили пословицы, поговорки, песенки; подобрали репродукции картин; приготовили традиционные русские блюда. Учащиеся дали грамотные ответы на возникшие у слушателей вопросы, и все пришли к выводу, что русская национальная культура питания, складывающаяся веками, правильная и рациональная.

В четвёртом классе Ирина Юрьевна продолжает проектную деятельность по формированию основ валеологической культуры. Учащиеся выполняют творческий проект, пишут заметку в детскую газету «Спортивные игры и моё здоровье». Одним из самых ярких проектов в четвёртом классе стал проект «Комнатные растения-целители», и итогом изысканий ребят стала детская телевизионная передача для школьников и родителей «Расти здоровым». Четвероклассников заинтересовало обилие и разнообразие комнатных растений, и им захотелось узнать, а есть ли среди них лекарственные и приносят ли комнатные растения пользу здоровью человека. Используя разнообразные источники, собранную информацию учащиеся помещают в специальные папки исследователя. Выбор тем исследования происходит по желанию. Предлагаемые темы: «Песни о комнатных растениях», «Стихи и загадки», «Целебные свойства комнатных растений», «Музыкальные классические произведения о цветах» и другие. После подготовки первых сообщений учитель предлагает ученикам их представить и защитить. Учащиеся задают докладчику вопросы, делают поправки, дополняют выступления. По итогам защиты учитель поощряет тех, кто хорошо выступал, и тех, кто задавал интересные вопросы. Из числа общих сообщений выбираются лучшие, интересные, оригинальные и разрабатывается сценарий телепередачи о здоровье, которую ребята показывают родителям и учащимся начальных классов.

Рекомендуем посмотреть:

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Пустить по этапу

2 декабря в Информационном Агентстве «Национальная служба новостей» прошла пресс-конференция «Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?», в которой приняли участие: директор ЦМШ, народный артист РФ В.П.Овчинников, директор МССОШ им.Гнесиных, заслуженный артист РФ М.С.Хохлов, проректор МГК им.П.И.Чайковского, народный артист РФ А.З.Бондурянский, депутат Государственной Думы РФ, заслуженная артистка РСФСР Е.Г.Драпеко и заслуженный артист РФ Д.П.Коган.

Музыкальное академическое искусство и музыкальное исполнительство – одни из тех немногих областей, в которых лидерство России остается неоспоримым уже на протяжении многих десятилетий. После распада СССР мы утратили многое, но этот феномен чудом выжил, продолжая приносить России славу продвинутой в культурном отношении державы в мировом масштабе. По-прежнему наши молодые музыканты стабильно выигрывают международные конкурсы, а концертные залы по всему миру с радостью принимают у себя русских виртуозов, в элите мирового музыкального исполнительства – среди инструменталистов, вокалистов, танцовщиков – россияне не просто основательно присутствуют, но уверенно лидируют, хотя в последнее время стали испытывать значительное давление со стороны хорошо подготовленных выходцев из стран Восточной Азии.

Залогом этого долгоиграющего успеха служит музыкальное образование в России, система которого начала складываться в 19 веке, сформировавшись в строгую и безукоризненную вертикаль, готовившую сызмальства будущих артистов, и не дававшая сбоев на протяжении полутора веков. Ни революции, ни войны не смогли разрушить это, казалось бы, хрупкое здание, на поверку оказавшееся не просто прочным и живучим, но развивающимся организмом, вызывающим восхищение и зависть за рубежом. Чего греха таить – целые исполнительские школы в ряде стран, по сути, являются дочерними, производными от русской, которая сама в свое время вобрала в себя все лучшее, что было в европейском опыте 19 века. Великие братья Рубинштейны, основатели столичных консерваторий, сумели организовать эту систему на столь разумных началах, что ее эффективность очевидна всем и не требует никаких специальных доказательств. В советские годы этот позитивный опыт был многократно развит и преумножен.

Однако, то, что не удалось войнам и революциям, похоже, может сотворить наша вроде бы вполне мирная нынешняя действительность. И главный двигатель этого негативного тренда – российское чиновничество в лице Министерства образования России. Так, по крайней мере, считают те, кто собрал на пресс-конференцию российских журналистов в Национальной службе новостей, озаглавив повестку дня совсем невесело: «Минобр против одаренных детей, или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?».

Актриса и зампредседателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко, директора консерваторской и гнесинской специальных музыкальных школ Владимир Овчинников и Михаил Хохлов, проректор Московской консерватории Александр Бондурянский и скрипач и по совместительству председатель попечительского совета Уральского музыкального колледжа Дмитрий Коган бьют тревогу: Минобр настоятельно рекомендует специальным музыкальным школам, где выращивают элиту российского исполнительского искусства, изменить образовательные стандарты, сократив подготовку артистов-исполнителей высокого класса с традиционных десяти до шести лет, тем самым исключив из нее начальное звено и, по сути, «причесав» старт юных гениев под среднестатистические общероссийские правила, по которым живут все прочие, обычные музыкальные школы.

Артистические индивидуальности, которые, как правило, проявляются в самом раннем возрасте, таким образом, предлагается лишить систематической базовой подготовки на первоначальном этапе, рискуя упустить шанс заложить основы профессии – а ведь в подготовке такого рода специалистов систематичность и преемственность, изначально высокие ориентиры, высокая планка играют исключительно важную роль. «Это глупость или диверсия?» — полемически вопрошает депутат Драпеко, прямым текстом обвиняя чиновников Минобра, а заодно и Минкульта в антинациональной политике, в пренебрежении интересами России, формирования будущего ее культуры.

На пресс-конференции эмоции зашкаливали, а в адрес чиновников прозвучало немало негатива. К сожалению, ни одного представителя указанных министерств в зале не оказалось, поэтому все гневные инвективы деятелей культуры сотрясали только воздух и носились над головами представителей прессы. Поскольку чиновников в России традиционно не любят, в лице последних филиппики нашли благодарных слушателей. В самом же Минобре наличие рекомендаций подтверждают, однако их эмоциональную интерпретацию инициативной группой деятелей культуры считают несправедливой и неверной. По заверению чиновников ЦМШ и прочие элитные учебные заведения смогут и далее учить юных гениев не с пятого, а с первого класса, если пожелают, но формально эти процессы будут разделены на разные образовательные этапы (предпрофессиональный и средний профессиональный), для ведения которых нужно будет получать разные лицензии. Однако двойное лицензирование пугает Владимира Овчинникова, который ожидает от этого нововведения финансовых, административных, юридических, наконец, санитарно-эпидемиологических проблем. Он и другие участники пресс-конференции полагают, что заведениям, подобным ЦМШ (их в стране около десятка), необходимо не низведение под общероссийские образовательные стандарты, а особый статус национального достояния, желательно, под крылом президентской администрации.

Александр Матусевич