По информации предоставленной

Содержание

Некоторое время назад были скорректированы правила подачи документов по требованию налоговых инспекторов, а в июне – и формат уведомления о невозможности их представления. Кроме того, последние сообщения Минфина, ФНС и примеры судебной практики раскрывают новые нюансы удовлетворения профессионального любопытства ИФНС. О том, от какой налоговой может прийти запрос, куда представлять документы, если проверка проводится не в стенах инспекции, и какие бумаги вправе истребовать фискалы, читайте в нашем материале.

Сообщать инспекции о невозможности представить запрошенные документы нужно по новой форме

Налоговая служба с 09.06.2019 обновила бланк уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (бумажную форму плюс электронный формат).

Изменение бланка потребовалось из-за введенной Законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ нормы, позволяющей не отправлять документы в ИФНС повторно.

О невыполнимости требования проверяющих компания обязана предупредить ИФНС не позднее:

  • одного дня, если материалы касаются работы самой организации;
  • пяти дней, если контролерам необходима информация о контрагентах.

В бланке предусмотрены три блока для отдельных случаев заполнения:

  • первый – для указания конкретной причины продления срока;
  • второй – в случае утраты документов или их передачи в аудиторскую организацию;
  • третий – если запрошенные документы уже были представлены в ИФНС ранее.

Приказ ФНС РФ от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме»

Примечание редакции:

Подача данного уведомления не может гарантировать продление срока для подачи документации.

Тем не менее в случае отказа проверяющих и наложения штрафа факт его отправки поможет снизить или вовсе отменить санкции.

Обновлены правила предоставления документов

Налоговики обновили формы документов, используемых в контрольных мероприятиях, в том числе бланк требования о представлении пояснений и документов.

Кроме того, скорректированы требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе. Весь объем бумаг для инспекторов должен быть разделен на части размером не более 150 листов каждая. Каждый такой том отдельно прошивается, нумеруется и заверяется личной подписью лица, подтверждающего подлинность бумаг. Печать компании для их заверения по новым правилам не нужна. Документы более чем на 150 страницах на части не разделяются.

К собранному пакету должно быть приложено сопроводительное письмо с указанием реквизитов требования инспекторов или изложено иное основание для представления бумаг. Письмо должно содержать опись всех документов, либо эта информация должна идти в качестве приложения к нему.

В случае представления документов в электронном виде через ТКС или личный кабинет опись данных, переданных в инспекцию, формируется автоматически. Кроме того, исходя из текста регламента, сопроводительное письмо необходимо составлять только при направлении бумаг по требованию ИФНС.

Добровольное их представление под новое требование не подпадает.

Когда инспекторы вправе требовать документы, и чем грозит неподчинение

Налоговый орган вправе требовать документы:

  • необходимые в связи с камеральной или выездной проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ);
  • касающиеся деятельности проверяемого контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  • относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Ответственность за отказ от представления запрошенных документов в отношении собственной деятельности или их непредставление в установленные сроки предусмотрена ст. 126 НК РФ. Мера ответственности – штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Иные лица за непредставление документов о налогоплательщике, отказ подать имеющиеся у них документы либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями могут быть привлечены к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа для организаций и ИП – 10 тыс. рублей.

За неправомерное несообщение либо несвоевременное сообщение истребуемой информации (не документов) ответственность наступает в соответствии со ст. 129.1 НК РФ. При первом правонарушении это влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. рублей. Повторное деяние в течение календарного года карается штрафом в сумме 20 тыс. рублей.

КоАП РФ также предусмотрены санкции для должностных лиц налогоплательщика, непредставивших инспекторам или исказивших документы и сведения, необходимые для осуществления налогового контроля. Наказание в виде штрафа назначается в соответствии с п.1 ст. 15.6 кодекса и может составить от 300 до 500 рублей.

Кроме того, если налогоплательщик не представил в срок документы, запрашиваемые при проведении налоговой проверки, инспекция может их изъять (п. 4 ст. 93 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Причем фискалы вправе не обращать внимание даже на отказ проверяемого открыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы. Инспектор может сделать это самостоятельно, стараясь без необходимости не повреждать запоры, двери и другие предметы (п. 4 ст. 94 НК РФ).

Еще одно возможное последствие неисполнения требования инспекторов – налоговый орган может определить суммы к уплате в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у него информации о предприятии, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). В этом случае налог будет исчислен примерно, и аргументы о недостоверности расчета приниматься не будут (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10). Спор о законности решения ИФНС, по которому инспекторы доначислили компании 21 млн рублей НДС, завершился в пользу проверяющих (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.03.2019 № Ф08-12102/2018).

Судьи указали, что общество без каких-либо объективных причин не представило первичные документы по требованию инспекции, умышленно противодействуя проведению налогового контроля. При таких обстоятельствах последующая попытка компании представить опровержения доначислений в суде является злоупотребление правом и не может повлечь отмены решения ИФНС, вынесенного по результатам проверки.

Сроки предоставления документов в ИФНС

ТАБЛИЦА: «Сроки предоставления документов в ИФНС»

Что предоставляется в ИФНС

Срок предоставления С какой даты считать срок Формат ответа
по ТКС на бумаге

Квитанция о получении сообщения от ИФНС по ТКС

6 рабочих дней

День отправки сообщения налоговым органом

+

Пояснения к декларации по НДС 5 рабочих дней День получения требования +
Пояснения к иным декларациям + +
Документы (информация), запрошенные в рамках камеральной или выездной проверки

10 рабочих дней

День получения требования

+

+

Уведомление о том, что документы, запрашиваемые в рамках камеральной или выездной проверки, ранее уже подавались в ИФНС
Уведомление о продлении срока представления документов (информации), запрашиваемых в рамках камеральной или выездной проверки

1 рабочий день

День получения требования

+

+

Уведомление об отсутствии документов (информации), запрашиваемых в рамках камеральной или выездной проверки
Документы (информация), запрошенные в рамках встречной проверки контрагента или иного лица

5 рабочих дней

День получения требования

+

+

Уведомление о том, что документы (информация), запрашиваемые в рамках встречной проверки, ранее уже подавались в ИФНС
Уведомление о продлении срока представления документов (информации), запрашиваемых в рамках встречной проверки
Уведомление об отсутствии документов (информации), запрашиваемых в рамках встречной проверки
Документы (информация), запрошенные вне рамок проверок по конкретной сделке

10 рабочих дней

День получения требования

+

+

Уведомление о том, что документы (информация), запрашиваемые вне рамок проверок, ранее уже подавались в ИФНС
Уведомление о продлении срока представления документов (информации), запрашиваемых вне рамок проверок
Уведомление об отсутствии документов (информации), запрашиваемых вне рамок проверок
Копии документов, сведения из которых включены в указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ реестры и которые поданы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов

30 календарных дней

День получения требования

+

+

Документы по сделкам между взаимозависимыми лицами (контролируемым сделкам) (п. 6 ст. 105.17 НК РФ) 30 рабочих дней День получения требования

+

+

Сведения о бенефициарных владельцах (п. 4 правил, утв. Постановлением Правительства от 31.07.2017 № 913) 5 рабочих дней День получения запроса + +
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (п. 8 ст. 25.14 НК РФ) Устанавливается ИФНС, но не менее 30 рабочих дней День получения требования + +
Документы, связанные с исчислением и уплатой НДФЛ, налога на прибыль по ценным бумагам (п. 3 ст. 214.8, п. 3 ст. 310.2 НК РФ) 3 месяца День получения требования + +

Как представить инспекторам электронные больничные листы

В ФНС рассказали, как доказать инспекторам, что выплаты сотрудникам производятся в рамках обязательного соцстрахования и поэтому не облагаются страховыми взносами.

В рамках камеральной проверки РСВ налоговая вправе запросить у компании документы ? основания для начисления или неначисления взносов на суммы, отраженные в отчете.

Если ИФНС потребует представить листки нетрудоспособности, чиновники рекомендуют распечатать бумажную копию электронного больничного, выгруженного из реестра ФСС. Документ должен отражать данные, которые работодатель использовал для определения размера страховых пособий. К нему необходимо приложить и расчеты соответствующих выплат.

Представляемые в налоговую бумаги должны быть заверены организацией, прошиты и пронумерованы надлежащим образом. В случае их повторного истребования достаточно вовремя сообщить инспекторам реквизиты документа, к которому были приложены подтверждения и вместе с которым направлены в ИФНС.

Письмо ФНС РФ от 10.07.2019 № БС-4-11/13464@

Как заверить копии для подтверждения расходов

Минфин рассмотрел обращение о порядке заверения копий документов, подтверждающих расходы по УСН-деятельности.

Есть перечень критериев, соблюдение которых позволит признать эти расходы при исчислении налога. Они должны быть обоснованны и документально подтверждены. Под обоснованностью подразумевается экономическая целесообразность затрат. Документальная подтвержденность – это соответствие оформления документа законодательно установленным правилам.

В данном случае речь идет о заверении копии. Согласно пункту 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утвержденному Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст, копия будет обеспечена юридической значимостью при наличии следующих реквизитов:

  • слова «Верно»;
  • «Должность»;
  • «Подпись»;
  • «Ф.И.О.»;
  • «Дата».

Если копия предназначается для передачи в другую компанию, ее требуется дополнить информацией о месте хранения оригинала: «Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № … за … год» — и заверить печатью организации.

Для упрощения процедуры заверения копии допускается использование штампа.

Письмо Минфина РФ от 22.04.2019 № 03-11-11/28986

Минфин подсказал, как сэкономить на переводе иностранной «первички»

Минфин напоминает, что для того, чтобы отразить расходы компании в учете налога на прибыль, суммы надлежащих затрат должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с российским законодательством, а в случае, если расчет производился за границей – с иностранным деловым оборотом.

Официальное делопроизводство в нашей стране ведется на русском языке, поэтому «первичка», составленная на ином языке, нуждается в переводе, отмечают в министерстве.

Если чаще других в учете встречается типовая форма иностранных документов, чиновники считают достаточным обратиться к переводчику однократно за расшифровкой ее постоянных показателей. В будущем можно будет перевести и обновляющиеся данные бланка, если в этом будет необходимость.

Справочно сообщается, что НК РФ не установлен порядок перевода иностранной «первички».

Письмо Минфина РФ от 29.04.2019 № 03-03-06/1/31506

📌 Реклама Отключить

Есть мнение, что иностранные документы для представления инспекторам в переводе не нуждаются. Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 08.07.2019 № Ф07-7835/2019 признал необоснованными претензии инспекторов к документам, оформленным различными норвежскими поставщиками. Судьи указали, что по своему оформлению, содержанию и реквизитам все спорные счета-фактуры совпадали между собой, что позволяет сделать вывод об их соответствии обычаям делового оборота, применяемым в Норвегии. Помогло отменить решение инспекции и отсутствие в нем ссылок на нормы иностранного права, которым спорные документы не соответствовали. Довод об отсутствии перевода счетов-фактур арбитры также проигнорировали.

Требование может прийти из любой инспекции, где компания стоит на учете

Согласно нормам НК РФ, чтобы истребовать документы, имеющие отношение к деятельности налогоплательщика, налоговый орган отправляет соответствующее поручение в инспекцию по месту учета предприятия.

При этом чиновники обращают внимание на п. 1 ст. 83 НК РФ, где сказано, что для целей налогового контроля учет налогоплательщиков осуществляется:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспорта;
  • на иных основаниях, предусмотренных кодексом.

Таким образом, требование о представлении документов может поступить налогоплательщику от любой из инспекции, где тот состоит на учете.

Письмо Минфина РФ от 06.08.2019 № 03-02-08/59105

Обращаем внимание, что направлять документы по требованию ИФНС следует по адресу запросившей их инспекции. Это правило работает даже в том случае, если инспекторы в это же время проводят проверку на территории компании и имеют в распоряжении оригиналы запрошенных документов. Так, фирме из Челябинска не удалось оспорить штраф 17 тыс. рублей за неисполнение вмененной фискалами обязанности. Получив требование о документах по ТКС, налогоплательщик тем же способом отреагировал на него, сообщив ИФНС о представлении подлинников ее представителям, находящимся на территории предприятия.

Суд констатировал, что документы в установленный срок в ИФНС не поданы и оставил штраф в силе (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2019 № Ф09-9273/18).

При проверке декларации инспекторы вправе истребовать любые документы

Компании не удалось оспорить штраф за непредоставление оборотно-сальдовой ведомости. Организация представила в инспекцию уточненную налоговую НДС-декларацию с суммой налога, подлежащей возмещению из бюджета в размере 2 млн рублей. Право на налоговые вычеты НДС заявлено по счетам-фактурам. Однако проверяющие усомнились в реальности сделок и в качестве их подтверждения затребовали от налогоплательщика оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам.

Требование о предоставлении копий документов организация оставила без исполнения. Кроме того, она даже не сообщила в инспекцию об отсутствии или невозможности их предоставления. В то же время список документов, которые могут потребоваться налоговикам для правомерности предоставления вычетов по НДС, не является исчерпывающим.

Поэтому ИФНС при проведении проверки декларации вправе требовать любые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Довод налогоплательщика о неправомерности произведенного начисления штрафа суд отклонил.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.07.2019 № А60-53363/2018

Отметим, что суды в отношении «обороток» придерживаются и противоположной позиции. Арбитры признают неправомерным привлечение к ответственности за непредставление документов, которые предусмотрены не налоговым, а бухгалтерским законодательством (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2018 № Ф04-3054/2018, от 29.12.2014 № А27-1435/2014).

В целом отмечается тенденция к повышению аппетитов инспекторов. Так, недавним Решением ФНС РФ от 19.06.2019 № СА-4-9/11730@ чиновники подтвердили, что их подчиненные вправе самостоятельно определять полноту и комплектность «первички», регистров учета и аналитики, необходимых им для осуществления контроля. Указанное решение было принято по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика на истребование у него копий штатного расписания и Приказов о назначении руководителя и главбуха в рамках выездной проверки правильности исчисления НДС.

Инспектор сам решает, документы какого периода ему интересны

Проверяя НДС-декларацию фирмы за II квартал 2017 года, инспекторы запросили у ее контрагента документы по сделкам, совершенным в I квартале 2017 года. Компания предоставить бумаги отказалась, указав, что налоговый орган в своем требовании выходит за границы проверяемого периода. Требование ИФНС организация обжаловала в суде, но безуспешно.

Арбитры всех инстанций, включая окружную кассацию, подтвердили, что инспекторы сами решают, какие события имеют отношение к периоду проверки, и не обязаны объяснять свою позицию налогоплательщикам или лицам, у которых запрашивают документы и сведения.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2019 № Ф06-41326/2018

Предположительное окончание «камералки» не освобождает от штрафа за непредставление документов

Инспекторы запросили у компании документы, сославшись на проведение камеральной проверки НДС-декларации контрагента. Фирму смутило, что для проверки отчета за I квартал подтверждающие бумаги ИФНС понадобились в октябре, когда общий срок «камералки» должен был истечь в соответствии с нормами НК РФ. Компания отправила в инспекцию отказ с пояснениями, а на требование инспекторов написала жалобу в управление ФНС РФ, но не добившись успеха, в суд.

В процессе рассмотрения спора выяснилось, что по контрагенту фирмы ИФНС назначила дополнительные проверочные мероприятия, в рамках которых и были запрошены спорные документы. Требование инспекторов суд признал законным, отметив, что в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ оно было бы правомерно, даже если бы проверки не было вовсе.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-41631/2018

Реквизиты запрашиваемых документов инспекторы указывать не должны

Налогоплательщик обжаловал требование ИФНС о представлении 1 027 счетов-фактур, товарных и товарно-транспортных накладных к ним и иных документов, подтверждающих операции с контрагентом за квартал. По мнению компании, согласно п. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ инспекторы должны указать в требовании сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку.

Суды такое толкование кодекса не поддержали. Арбитры указали, что ст. 93.1 НК РФ не устанавливает обязанности налогового органа указывать в требовании реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов. При этом нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов по нескольким сделкам. Фемида также подчеркнула, что инспекторы не должны сообщать контрагенту проверяемого лица причины, по которым ими было принято решение о необходимости направить требование.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2019 № Ф06-42165/2018

Не получится признать незаконным и требование, в котором не указано мероприятие налогового контроля. С точки зрения ВС РФ, главное, чтобы можно было понять, о каком контрагенте идет речь, какие документы и за какой период нужны ИФНС. Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции (Определение ВС РФ от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038).

Обследовать компанию без налоговой проверки запрещено

Фирма получила от ИФНС требование предоставить множество документов о ее работе за последние три года. Притом требование не ссылалось на проведение какой-либо налоговой проверки.

Инспекторы захотели увидеть:

  • расшифровку счетов бухучета 60, 62, 76, 90, 91 с разбивкой по годам;
  • штатное расписание;
  • расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности;
  • расшифровку 11 показателей бухгалтерского баланса;
  • налоговые регистры расходов и доходов с разбивкой на прямые, косвенные и прочие за три года.

Фирма пожаловалась в суд. Первая инстанция и апелляция поддержали проверяющих, однако окружной суд отправил дело на новое рассмотрение. Арбитры согласились с доводами компании, что истребованные документы касаются не отдельной сделки, а всей деятельности компании, и признал, что такое требование вне проверки противоречит п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ. Суду первой инстанции предстоит разобраться, имело ли место указанное мероприятие налогового контроля и в отношении какого именно контрагента или сделки оно было инициировано инспекторами.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 № Ф05-5289/2019

«Камералка» раздела 7 декларации по НДС – не основание требовать документы по необлагаемым операциям

Чиновники отвечают на вопрос, вправе ли инспекторы в рамках «камералки» декларации по НДС требовать представить документы по операциям выдачи займа и получения процентов по ним.

Указанные операции освобождены от обложения НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, в то время как налоговые органы запрашивают бумаги по ним в соответствии с п. 6 ст. 88 кодекса для подтверждения права на налоговые льготы.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 право инспекторов проверять обоснованность применения льготных условий не распространяется на операции, облагаемые по специальным правилам, так как они не отвечают понятию налоговой льготы. К ним в том числе относятся сделки, не облагаемые НДС в соответствии с нормами кодекса, то есть всеми налогоплательщиками на одинаковых основаниях.

В соответствии с пунктом 7 ст.88 НК РФ требовать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики также не вправе.

Письмо Минфина РФ от 11.02.2019 № 03-07-07/8029

Главбух не обязан передавать инспекции трудовую биографию сотрудника

ИФНС назначила главному бухгалтеру компании штраф в размере 300 рублей по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за то, что она не подала в инспекцию документы, затребованные в отношении одного ее работника:

  • заявление о приеме на работу;
  • заявление об увольнении;
  • трудовой договор;
  • Приказ о приеме на работу;
  • личную карточку.

Главбух оспорила штраф, и суд его отменил.

Дело в том, что в требовании имелась ссылка на ст. 93.1 НК РФ. Это означало, что инспекцию интересует информация о другой проверяемой компании или о конкретной сделке.

Главбух решила, что затребованная документация не относится ни к тому ни к другому. У компании нет никаких взаимоотношений с проверяемой организацией. Конкретной сделки перечисленные документы не касаются. Какая связь есть между данным работником и проверяемой организацией либо конкретной сделкой, инспекция в своем требовании не указала.

Поэтому исполнять требование бухгалтер не стала. Причем она сообщила в инспекцию об отказе, пояснив причины. Дополнительно бухгалтер написала, что в документах о работе сотрудника содержатся его персональные данные, которые без его согласия компания не вправе передавать кому-либо.

Судьи пришли к выводу, что главбух совершенно права. Перечисленные в требовании документы не могут быть признаны теми, которые компания (ее должностное лицо) обязано представить налоговому органу.

В соответствии же с пунктом 11 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.

Таким образом, штраф был наложен незаконно.

Постановление Верховного Суда РФ от 26.04.2019 № 9-АД19-10

Рецептами продукции с инспекторами можно не делиться

В рамках выездной проверки налоговая запросила у компании рецептуру 133 наименований производимой алкогольной продукции. Инспекторы объяснили это необходимостью сверить расходы на закупку сырья с перечнем необходимых ингредиентов.

Фирма исполнять требование отказалась, указав, что рецептура изготавливаемых напитков не содержит в себе сведений, необходимых для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, и является информацией, не подлежащей распространению.

📌 Реклама Отключить

Инспекторы выписали штраф, обжаловать который компания отправилась в суд.

Фемида доводы общества подержала. Арбитры указали, что по смыслу ст. 88, 93 НК РФ документы, истребуемые налоговым органом, должны иметь отношение к предмету налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07). При этом подтверждениями данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Рецептура же алкогольных напитков не является документом, используемым для контроля за правильностью исчисления и уплаты налога, поскольку не относится ни к первичным учетным документам, ни к аналитическим регистрам налогового учета, а также не содержит расчета налоговой базы.

При таких обстоятельствах штраф за отказ в представлении указанных документов судьи признали незаконным и отменили его.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-42680/2018

Суд разоблачил инспекторов, изымающих документы и штрафующих за их непредставление

В рамках выездной проверки компания предоставила инспекторам оригиналы запрошенных документов. Спустя три недели фирма получила по ТКС уведомление о приостановлении контрольных мероприятий. Сопроводительным письмом инспекторы сообщали, что в соответствии с требованиями НК РФ на время тайм-аута подлинники документов налогоплательщика должны быть возвращены до возобновления проверки. К письму налоговики приложили копии описей документов, составленных фирмой при передаче документации, без отметок об их возврате.

Через месяц проверка возобновилась, и налоговая потребовала документы, оригиналы которых так и не вернула. Большую их часть фирма все же предоставила, а за недостающие бумаги ей вменили штраф более 320 тыс. рублей. Обжаловать наказание компания отправилась в суд, где Фемида поддержала ее позицию.

Судьи отметили, что инспекция не вправе требовать от налогоплательщика копии документов, оригиналы которых ему не были возвращены. Порядок возврата бумаг хотя и не регламентирован, но, по мнению суда, должен совпадать с оформлением приема-передачи документов от налогоплательщика, то есть проходить по описи с проставлением подписи ответственного лица. Инспекция подобных доказательств со своей стороны не представила, что заставило арбитров отменить решение налогового органа.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2019 № Ф07-15324/2018

Требование о представлении документов: как и в какие сроки налогоплательщик должен его исполнить

Когда ИФНС может направить требование о представлении документов

В рамках камеральной и выездной проверки

Согласно статье 93 НК РФ, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы во время проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

В рамках камеральной проверки ИФНС может включить в требование не любые документы, а только те, которые упомянуты в статье 88 НК РФ. К ним, в частности, относятся:

  • при применении налоговых льгот — документы, подтверждающие данные льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
  • при подаче декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС, — документы, подтверждающие право на вычеты по налогу на добавленную стоимость (п. 8 ст. 88 НК РФ);

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами

  • при обнаружении противоречий между данными, указанными в декларации по НДС и в отчетности контрагентов, либо в различных полях одной и той же декларации по НДС, либо в декларации по НДС и в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, — счета-фактуры, «первичка» и иные документы, относящиеся к противоречивым сведениям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • при подаче уточненной декларации спустя два года после истечения срока сдачи отчетности, если в «уточненке» заявлено уменьшение налога к уплате или увеличение убытка по сравнению с показателями первичной декларацией, — документы, подтверждающие изменения первоначальных данных, и регистры налогового учета, где отражены показатели до и после изменений (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • при подаче расчета по страховым взносам — документы, подтверждающие обоснованность отражения необлагаемых сумм и применения пониженных тарифов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).

Помимо этого, в ходе «камералки» налоговики вправе истребовать дополнительные документы в следующих случаях: при проверке декларации, поданной участником простого товарищества; при предъявлении вычетов по акцизам; при оказании иностранной компанией услуг на территории РФ и проч.

В рамках выездной ревизии инспекторы могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Главное, чтобы такие документы относились к проверяемому периоду и к проверяемому налогу. Это следует из пункта 12 статьи 89 НК РФ.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

В рамках «встречной» проверки

Сотрудники ИФНС также могут истребовать документы не у самого проверяемого налогоплательщика, а у его контрагентов (в том числе второго, третьего и последующего звена) или иных лиц, которые располагают необходимой информацией. Помимо этого, налоговики могут запросить документы вне рамок проверки, если они собирают данные о какой-либо отдельно взятой сделке. При указанных обстоятельствах сотрудник инспекции, которая проверяет налогоплательщика или собирает данные о сделке, направляет специальное поручение в ИФНС, где состоит на учете контрагент или иное лицо, которое располагает необходимыми сведениями. На основании этого поручения формируется требование о представлении документов (информации) и направляется указанному лицу. Такой порядок закреплен в статье 93.1 НК РФ.

Добавим, что перечень документов, которые инспекторы могут истребовать при «встречной» проверке, не ограничен. Поэтому налоговики вправе запросить любые бумаги — главное, чтобы они относились к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки и наличие дисквалифицированных лиц

В какой форме инспекция направляет требования

В пункте 4 статьи 31 НК РФ закреплено следующее правило. Если налогоплательщик должен сдавать налоговую отчетность в электронной форме, то и требования о представлении документов направляются ему тоже в электронной форме.

Такой налогоплательщик, в свою очередь, обязан обеспечить техническую возможность принимать от налоговиков электронные документы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Для этого необходимо заключить договор с оператором ЭДО и получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Это необходимо сделать в течение 10 дней с того момента, как у налогоплательщика появилась обязанность сдавать электронную отчетность (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Напомним, что отчитываться по налогам в электронной форме должны компании и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек. Также электронная отчетность обязательна для всех без исключения плательщиков налога на добавленную стоимость и тех, кто является налоговым агентом по НДС, либо просто выставляет клиентам счета-фактуры (подробнее см. «Электронная отчетность: кто обязан отчитываться в контролирующие органы через интернет»). Это означает, что на практике многие организации и ИП должны получать требования от налоговиков в электронном виде.

Бесплатно сдавать налоговую отчетность и отвечать на требования ИФНС через интернет

Отметим, что электронной перепиской с ИФНС вместо налогоплательщика может заниматься его уполномоченный представитель. В этом случае в инспекцию надо дополнительно направить документ, подтверждающий право уполномоченного представителя принимать от налоговиков электронные требования и другие документы, адресованные налогоплательщику (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Если же налогоплательщик вправе сдавать налоговую отчетность на бумаге, то ИФНС может направлять ему «бумажные» требования о представлении документов. Соответственно, он не обязан обеспечить возможность получать электронные требования от налоговиков через оператора ЭДО.

В какой форме направлять истребованные документы

В Налоговом кодексе нет положения, которое обязывало бы налогоплательщиков, получающих электронные требования, исполнять их только в электронной форме. Другими словами, даже если ИФНС направляет требования о представлении документов через интернет, организации и ИП, строго говоря, могут представить эти документы в бумажном виде. Однако в жизни так практически никто не поступает. Обычно налогоплательщики, принимающие электронные требования, отправляют документы инспекторам именно в электронном виде, потому что этот способ является более удобным, быстрым и экономичным.

Электронные документы по формату и бумажные документы

Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ, через интернет можно представить либо те документы, которые изначально были составлены в электронной форме по установленным форматам (например, счета-фактуры), либо скан-образы бумажных документов.

Для передачи скан-образов существует свой формат, который утвержден приказом ФНС России от 18.01.17 № ММВ-7-6/16@. Передача осуществляется по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО (электронного документооборота), то есть через систему для отправки отчетности. Пересылаемые документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя.

Документы, составленные на бумаге, можно также принести в инспекцию лично, передать через представителя или направить по почте заказным письмом. Документы подаются в виде копий, заверенных налогоплательщиком. Все листы должны быть прошиты и пронумерованы (см. «Определены правила формирования и представления подшивки документов, запрошенных инспекцией»). При этом нотариальное заверение в общем случае не требуется (п. 2 ст. 93 НК РФ).

«Неформатные» электронные документы

В Налоговом кодексе не сказано, каким способом следует представить запрошенные документы, если изначально они были составлены в электронном виде, но не по установленному формату (например, договоры). Напомним, что «неформатные» документы, подписанные электронной подписью и переданные контрагенту через систему для электронного документооборота (например, «Контур.Диадок») признаются юридически значимыми. Из письма ФНС России от 09.09.15 № СА-4-7/15871 следует, что перед отправкой в инспекцию «неформатный» электронный документ надо распечатать, заверить его в обычном порядке и сделать отметку о том, что он был подписан электронной подписью (см. «ФНС разъяснила, как представлять в инспекцию электронные документы, форматы для которых не утверждены»). Вероятно, далее можно поступить по аналогии с отправкой бумажных документов. То есть либо сдать в ИФНС лично или по почте бумажные копии, либо отсканировать их и отправить сканы в инспекцию через систему для отправки отчетности.

Также см. «Как подписывать электронную «первичку» и как делегировать право ее подписания».

В какие сроки нужно представить документы

Если документы истребованы в рамках камеральной или выездной проверки, то налогоплательщик должен представить их в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (20 рабочих дней — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Об этом сказано в пункте 3 статьи 93 НК РФ. Если ИФНС затребовала документы в рамках «встречной» проверки, то на подачу бумаг отводится 5 рабочих дней с даты получения требования. В случае, когда налоговики запросили сведения по конкретной сделке, представить их нужно в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Какая дата считается днем получения требования? Ответ на этот вопрос зависит от того, в какой форме было направлено требование.

Требование в электронной форме

Датой получения электронного требования считается день, когда налогоплательщик открыл файл с данным требованием и направил в ИФНС квитанцию о приеме. Это следует из пунктов 12 и 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.11 № ММВ-7-2/168@.

Квитанцию о приеме требования налогоплательщик должен передать в ИФНС через оператора ЭДО не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Момент отправки фиксируется в документе, который называется «Подтверждение даты отправки». Такое подтверждение формирует оператор ЭДО, и направляет его налоговикам и налогоплательщику (подробнее см. «Как реагировать на электронные требования из ИФНС: пошаговая инструкция»).

Бесплатно получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Требование на бумажном носителе

Датой получения требования, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день со дня отправки указанного письма. Данное правило закреплено в пункте 4 статьи 31 НК РФ.

Что делать, если налогоплательщик не укладывается в сроки

Не исключено, что организация или предприниматель не успевает подготовить документы в срок, зафиксированный в требовании. Тогда нужно направить в инспекцию письменное уведомление о невозможности представить документы (информацию) в установленный срок (форма и электронный формат уведомления утв. приказом ФНС России от 24.04.19 № ММВ-7-2/204@). Такое уведомление необходимо передать в ИФНС в течение дня, следующего за днем получения требования. Сделать это можно лично, через представителя, либо в электронной форме. А лица, не обязанные отчитываться в электронном виде, могут направить уведомление по почте.

Получив уведомление, налоговики в течение двух дней должны принять решение: продлить срок представления затребованных документов или отказать в продлении. Отметим, что Налоговый кодекс не ограничивает налоговиков в вопросе о том, на какой период увеличить срок представления документов. Поэтому этот период может быть любым. Единственное ограничение введено для консолидированных групп налогоплательщиков — для них срок представления документов может быть продлен не менее чем на 10 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Как быстро отправить в ИФНС большое количество документов

Нередко количество документов, указанных в требовании, исчисляется десятками, сотнями и даже тысячами. Чтобы подготовить и направить в инспекцию такой внушительный пакет, требуется много сил и времени. И даже если ИФНС продлит срок, отведенный для представления документов, уложиться в него бывает непросто.

В связи с этим многие компании и предприниматели используют современные сервисы, позволяющие облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию. К таким сервисам, в частности, относится «Коннектор Контур.Экстерн». Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов.

Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.). Такие документы направляются в виде XML-файлов. Также «Коннектор» отсылает скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, платежек и др. Скан-образы передаются в следующих форматах: pdf, jpg, png, tiff. Опись отправленных документов формируется автоматически.

Налогоплательщики, которым предстоит представить в ИФНС особенно много «первички», поступают следующим образом. Они устанавливают «Коннектор Контур.Экстерн» на разных компьютерах и запускают параллельную отправку. Таким образом, риск нарушить сроки, отведенные для представления документов, сводится к нулю.

Подключиться к системе «Контур.Экстерн»

Что делать, если нужных документов нет

Случается, что инспекция запрашивает документы, которых у налогоплательщика или его контрагента нет, а возможно, никогда и не было. Как быть в такой ситуации?

У налогоплательщика есть законное право ответить отказом. В пункте 3 статьи 93 НК РФ сказано, что лицо, которому направлено требование, может в течение одного дня с даты его получения сообщить налоговикам, что нужные документы у него отсутствуют. Аналогичное правило содержится в пункте 5 статьи 93.1 НК РФ. Форма и формат уведомления утверждены приказом ФНС России от 24.04.19 № ММВ-7-2/204@.

Что делать, если документы затребованы повторно

ИФНС вправе запросить документы повторно, а налогоплательщик, в свою очередь, вправе не сдавать бумаги, которые ранее были представлены. В этом случае налогоплательщику нужно уведомить инспекцию о том, что данные документы уже подавались. В уведомлении следует указать реквизиты документа, которым запрошенные договоры, накладные и счета-фактуры были представлены или к которому были приложены, и наименование получившей его инспекции. Сделать это нужно в сроки, назначенные для подачи затребованных документов.

Данное правило не распространяются на подлинники документов, представленные налогоплательщиком и полученные им обратно, а также на документы, потерянные налоговиками «вследствие обстоятельств непреодолимой силы». Такие бумаги необходимо сдавать второй раз.

Какие санкции предусмотрены для нарушителей

Налогоплательщику, который обязан отчитываться перед ИФНС в электронном виде, но не обеспечил возможность получения от инспекции электронных документов, налоговики заблокируют счета в банке. То же самое случится, если данный налогоплательщик не направит налоговикам квитанцию о получении электронного требования (подп. 1.1 и подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ; подробнее см. «Непредставление налогоплательщиком электронной квитанции о приеме документов из инспекции является основанием для блокировки счета»).

Бесплатно получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

За отказ представить в срок истребованные в рамках проверки документы (которыми, по мнению инспекторов, налогоплательщик располагает) предусмотрен штраф на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Его размер составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если же контрагент проверяемого налогоплательщика отказался направить запрошенные у него документы об этом налогоплательщике (при том, что такие документы есть в наличии), инспекторы выпишут штраф по пункту 2 статьи 126 НК РФ в размере 10 000 рублей. Необоснованный отказ представить информацию о конкретной сделке влечет штраф в размере 5 000 рублей по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ, а за повторный отказ в течение года штраф составит 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).