Планирование выездных налоговых проверок

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

План проведения выездных налоговых проверок является важнейшим документом, от качества которого зависит эффективность всей контрольной работы налоговых органов. Его важность еще более усиливается с учетом общего направления деятельности ФНС на уменьшение числа проводимых выездных проверок и одновременном повышении их эффективности.

В целях эффективного решения всех этих задач ФНС Росссии в 2007 г. была подготовлена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). В последующие годы эта Концепция дополнялась и совершенствовалась. Концепция определяет алгоритм действий налоговых органов при отборе претендентов на выездную налоговую проверку

Суть принятого в концепции подхода состоит в том, что на основании качественного и всестороннего анализа всей информации, которой располагают налоговые органы, определяются так называемые зоны риска совершения налоговых правонарушений со стороны налогоплательщика.

Целями Концепции являются:

  • 1) создание единой системы планирования выездных налоговых проверок;
  • 2) повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
  • 3) обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
  • 4) сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;
  • 5) информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Если ранее планирование выездных проверок было сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов, то с принятием Концепции подготовка плана носит открытый характер. Налогоплательщики могут самостоятельно оценить риски совершения правонарушений, самостоятельно исправить ошибки, в результате чего вероятность налоговой проверки у данного плательщика будет снижена.

В настоящее время общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков являются 12 критериев.

Условно, представленные в Концепции критерии можно разделить на следующие пять групп:

  • • критерии оценки риска по отраслевому принципу;
  • • критерии оценки деятельности налогоплательщиков по показателям бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • • критерии оценки приближения расчетных показателей к предельным значениям;
  • • критерии, характеризующие взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами;
  • • критерии, отражающие особенности функционирования и ведения налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности.

В табл. 6.1 приведены указанные критерии оценки риска совершения налоговых правонарушений и возможные источники информации для их определения.

Таблица 6.7

Критерии риска совершения налоговых правонарушений

Номер

критерия

согласно

Концепции

Наименование критерия

Возможные источники информации для определения критерия

Критерии оценки рисков по отраслевому принципу

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Формы бухгалтерской и налоговой отчетности, статистические данные

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ

Форма поКНД 1151046, форма по КНД 1151050, статистические данные

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

Форма по ОКУД 0710001, форма по ОКУД 0710002, статистические данные

Критерии оценки деятельности налогоплательщиков по показателям бухгалтерской и налоговой отчетности

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов

Форма по КНД 1151006, форма по ОКУД 0710002

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период

Форма по КНД 1151001

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Форма по КНД 1151006, форма по ОКУД 0710002

Номер

критерия

согласно

Концепции

Наименование критерия

Возможные источники информации для определения критерия

Критерии оценки приближения расчетных показателей к предельным значениям

Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы

Формы бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения из внешних источников информации

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год

Форма поКНД 1151020

Критерии, характеризующие взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением местонахождения («миграция» между налоговыми органами)

Сведения из внешних и внутренних источников информации

Критерии, отражающие особенности функционирования и ведения налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекуп- щиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)

Сведения из внешних и внутренних источников информации

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Сведения из внешних и внутренних источников информации

Рассмотрим более подробно содержание и порядок применения указанных критериев.

Критерии оценки рисков по отраслевому признаку основаны на анализе отличий таких показателей деятельности хозяйствующих субъектов как налоговая нагрузка, рентабельность и уровень средней заработной платы от средних значений по отрасли или видам деятельности. В соответствии с Концепцией, если показатели налогоплательщика отличаются от общеотраслевых более чем на 10 %, то это может свидетельствовать о возможных налоговых правонарушениях и налогоплательщика целесообразно включить в список кандидатов на выездную налоговую проверку.

В Концепции налоговая нагрузка определяется как отношение суммы уплаченных налогов по данным налоговых органов к выручке организаций, без включения суммы НДС и акцизов, (по данным Росстата). Необходимо отметить, что в 2007—2009 гг. при расчете налоговой нагрузки учитывались суммы страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, а в 2006, 2010—2017 гг. они не учитывались.

Для целей Концепции под рентабельностью продаж понимается отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи к себестоимости товаров. Показатель рентабельности активов определяется как отношение сальдированного финансового результата к стоимости активов. Для проведения анализа по отраслевому признаку могут быть использованы и другие показатели. Например, рентабельность оборотного капитала и др.

Для оценки по критерию выплаты среднемесячной зарплаты на одного работника налоговые органы используют налоговые декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, осуществляющих выплаты физическим лицам, а также сведения о средней численности работников за предшествующий год.

В приложениях 3, 4 приказа об утверждении Концепции приведены сведения о средних показателях налоговой нагрузки, рентабельности продаж и активов по отраслям и видам экономической деятельности, которые используются для практической оценки. В табл. 6.2, 6.3 для примера приведены сведения о средней налоговой нагрузке и рентабельности по некоторым видам деятельности за 2010—2017 гг., взятые из указанных приложений.

Таблица 6.2

Налоговая нагрузка, %

Вид экономической деятельности

Налоговая нагрузка

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2014 г.

2016 г.

2017 г.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,3

4,8

4,2

4,8

6,1

6,8

Строительство

11,3

12,2

13,0

12,7

10,9

10,2

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2,4

2,4

2,8

2,6

2,8

3,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

19,7

22,2

18,6

17,5

15,4

н/д

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

22,3

23,9

26,6

25,8

23,4

н/д

в том числе деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

23,1

26,3

29,4

29,1

25,6

н/д

Примечание. Расчет за 2010—2017 гг. произведен без учета поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Таблица 6.3

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций, %

Информация о статистических показателях среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в городе, районе или субъекте РФ можно получить на соответствующих сайтах органов Росстата и других официальных источников. В табл. 6.4 приведены сведения по показателям среднего уровня зарплаты по отраслям и видам деятельности в г. Москве в 2000—2016 гг.

Как показывает практика, при проведении отбора по отраслевому признаку могут возникать сложности при выявлении вида деятельности, по которому проводится анализ. Очень часто организации фактически осуществляют не тот вид деятельности, который заявлен в качестве основного. Более точные выводы о целесообразности включения налогоплательщика в план выездной налоговой проверки позволяет сделать использование специальных математико-статистических методов.

  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг — соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток)от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случаеесли сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продажотрицательный, имеет место убыточность.
  • Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансовогорезультата (прибыль минус убыток) от продаж и стоимости активов организаций.В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)отрицательный, имеет место убыточность.
  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг — соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток)от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случаеесли сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продажотрицательный, имеет место убыточность.
  • Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансовогорезультата (прибыль минус убыток) от продаж и стоимости активов организаций.В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)отрицательный, имеет место убыточность.
  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг — соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток)от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случаеесли сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продажотрицательный, имеет место убыточность.
  • Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансовогорезультата (прибыль минус убыток) от продаж и стоимости активов организаций.В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)отрицательный, имеет место убыточность.

Кому из ИП и организаций готовиться к налоговой проверке в 2020 году

ФНС опубликовала сводный план налоговых проверок на 2020 год. Проверки коснутся как ИП, так и юрлиц.

Скачать сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год в Excel

Как проходят налоговые проверки в 2020 году

Инспекторы ФНС могут проверить фирму по одному и тому же налогу не чаще одного раза за налоговый период. Проведение повторной инспекции назначает вышестоящий налоговый орган для проверки работы конкретной ИФНС. Также проверить фирму дважды могут после представления уточненной декларации.

Налоговая проверка длится не более двух месяцев. Только вышестоящий орган может продлить инспекцию на 2-4 месяца или приостановить.

Вероятность проверки компании можно спрогнозировать, руководствуясь критериями ФНС для назначения мероприятий налогового контроля.

Основания для выездной инспекции фирмы:

  • налоговая нагрузка фирмы ниже среднеотраслевой;

  • организация несет убытки несколько налоговых периодов подряд;

  • регулярные контракты с предприятиями-однодневками;

  • среднемесячная зарплата персонала ниже средней по виду деятельности в субъекте РФ;

  • непредставление пояснений по запросу инспекции.

Больше критериев для самоконтроля вы найдете в Приказе ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007.

Сомнительная деятельность налогоплательщика насторожит ФНС, и проверка может прийти на фирму вне плана. И напротив: если компания попала в список проверок, инспекторы могут и не приходить в офис.

Важно: налоговая предупреждает о плановых проверках не позднее чем за три рабочих дня до начала. О внеплановых проверках фирму уведомят не позднее чем за 24 часа.

Налоговая инспекция в рамках плановой проверки прежде всего направляет налогоплательщику требование. Если предприниматель обосновал то или иное действие договором, чеками и другими документами, инспектора не станут продолжать проверку.

Если фирма игнорирует требование ФНС или не может пояснить спорные моменты, предпринимателя пригласят в инспекцию для беседы. Тогда понадобятся документы, которые подтвердят законность и целесообразность спорных решений.

Также налоговики могут запросить информацию у банков. И только в крайнем случае инспектора придут в компанию, а плановый контроль закончится выемкой и экспертизой.

Облачный сервис Новый Астрал Отчет поможет вовремя ответить на требования ФНС. Он автоматически отправляет в налоговую подтверждение о получении требования, предоставляя пользователю время для подготовки ответа.

Сервис помогает подготовить отчеты быстро и без ошибок благодаря интерактивным подсказкам и автозаполнению форм. С сервисом Новый Астрал Отчет отправка отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и РАР проще, чем кажется.

План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 24 февраля 2012 г.

Содержание журнала № 5 за 2012 г.В.А. Полянская, экономист

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверокПисьмо ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40. Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиковПриказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверокПисьмо ФНС от 31.07.2007 № 06-1-04/505.

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговиковразд. 4 Концепции. К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа нетПисьма ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853, от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 № А28-2594/2011.

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверкуп. 1 ст. 89 НК РФ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

***

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сделокпп. 2, 3, 5 ст. 93.1 НК РФ; Письмо Минфина от 20.06.2008 № 03-02-07/1-225. Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.