Планирование налогов

Содержание

Налоговое планирование тесно связано со знанием и применением норм налогового права, которое в настоящее время неоднозначно, нестабильно и противоречиво, а практика его применения сопровождается многочисленными правовыми проблемами.

Без наличия принципиальных положений, методов и способов разработки и применения, налоговое планирование не сможет реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать лишь в роли инструмента минимизации налоговых платежей в краткосрочном периоде — без планирования деятельности предпринимателя (предприятия) в перспективе. Таким образом, на первый план должно выходить обоснование принципов и методов налогового планирования, его организации.

Возможность налогоплательщика принимать меры, направленные на законное уменьшение своих налоговых обязательств, можно обосновать тем, что каждый может защищать свои права (в первую очередь, право собственности) любыми, не запрещенными законом, способами. Собственник может по своему усмотрению совершать с принадлежащим ему имуществом любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Налог — обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с налогоплательщиков (организаций и физических лиц) в виде отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Целью налогообложения является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) органов местного самоуправления. Конечно же, предприниматель вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить размер такого отчуждения. А для этого необходимо воспользоваться всеми допустимыми законом способами.

Основная задача налогового планирования — предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговая оптимизация — процесс достижения определенных (необходимых для предприятия) пропорций всех финансовых сделок предприятия.

Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов (ее часто даже называют налоговой минимизацией). Но такой подход не всегда приносит желаемые результаты. Налоговое планирование необходимо рассматривать через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время оно не только уменьшает налоговые отчисления, но и является регулятором процесса управления предприятием, так как минимизация и оптимизация налогов не всегда отвечают стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта. Ему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин (например, если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных и политических причин). Но такой отказ не означает отсутствие налогового планирования. Таким образом, налоговое планирование — интеграционный процесс упорядочивания хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры предприятия.

Благодаря такому планированию можно выбрать оптимальное построение правовых форм отношений и варианты их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания общих принципов налогового планирования вне зависимости от конкретных примеров.

Очевидно, что в идеале налоговое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения при сделках особенно при крупных инвестиционных программах, весьма дорого обходятся: ошибочные действия повлекут крупные финансовые потери. Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующего налогового законодательства, но и общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектов налоговых законов, направлений и содержания готовящихся налоговых реформ, а также на анализе тенденций в налоговой политике.

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение и стратегическими приоритетами предприятия.

При описании процесса налогового планирования применяются различные подходы для определения его структурных элементов. Так, его можно разбить на четыре взаимосвязанных этапа:

1. Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия.

2. Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей.

3. Взаимоотношения с налоговыми органами — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях.

4. Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Принципы и методы

Оптимизировать налоговое бремя предпринимателя (предприятия) можно как легальными методами, так и с помощью незаконных операций.

Оптимизация налогов — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательных возможностей путем изменения своей деятельности.

Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторых методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае. Перспективная налоговая оптимизация основывается на применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе деятельности компании, имеет долгосрочный характер и учитывает возможные изменения как внешних так и внутренних факторов, влияющих на уровень налогообложения.

Условно методы налогового планирования можно поделить на следующие группы:

— организационно-правовые (выбор организационной структуры, места регистрации, организационно-правовой формы, видов деятельности);

— функциональные (управление отдельными видами налогов, объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой);

— временные (управление сроками уплаты налогов, динамикой налоговых платежей, договорными обязательствами, правом собственности);

— ситуационные (организационный период, налоговые льготы, ликвидация предприятия).

Такое деление является чисто теоретическим. Одновременно следует заметить, что большинство налоговых консультантов располагает эксклюзивными методами.

Методы налоговой оптимизации основываются на использовании особенностей налогообложения, которые предназначены определенным объектам и субъектам налогообложения, а также видов деятельности субъектов налогообложения, действующих на отдельных территориях.

Метод уменьшения (или изменения) объекта налогообложения снижает размер объекта, подлежащего налогообложению или заменяет его таким, который облагается более низким налогом или не облагается им вовсе.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, для которой действует более благоприятный режим налогообложения.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с прежними.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации в государстве, предоставляющем при определенных условиях льготное налогообложение.

Комплексное и целенаправленное использование перечисленных методов налоговой оптимизации для получения максимального экономического эффекта и называется налоговым планированием. Причем оно может с успехом применяться как организациями, так и физическими лицами.

Рассмотрим этапы налогового планирования и кратко охарактеризуем некоторые из них.

1. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции).

При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших 10–15 % налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высоким налоговым выплатам.

2. Выбор организационно-правовой формы влияет на порядок использования прибыли и возможность получения льгот.

3. Определение состава учредителей и долей акционерного капитала.

4. Выбор основных направлений деятельности и особенности подготовки учредительных документов.

5. Определение стратегии развития предприятия (количество работников, внутренняя структура организации и филиалов).

Используется для максимального привлечения налоговых льгот и преференций (например, малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.). Создание филиалов в юрисдикции с высокими налоговыми выплатами снижает общие доходы организации, а с минимальным — создает дополнительные возможности для налогового планирования.

6.Выбор порядка формирования уставного капитала.

7. Выбор учетной политики предприятия.

8. Построение схемы работы предприятия, что позволяют выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.

9. Применение льгот.

Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности бюджетного финансирования.

Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жесткая целевая направленность средств, сэкономленных на льготах.

В основном предприятия применяют льготы в чистом виде, но более правильным подходом будет использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

10. Обеспечение рационального использования оборотных средств предприятия.

11. Установление порядка использования и распределения прибыли организации.

Предусматривается учредительными документами организации. В основном определяется наличием льгот и преференций, предоставляемых в налоговой юрисдикции по месту расположения предприятия.

Рассмотрим некоторые схемы оптимизации налоговых платежей. Их можно разделить на две группы.

Простые схемы. Их реализация не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К данной группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы (проценты или фиксированная сумма) и т.д. Ведь большинство предпринимателей решает вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта. Примеров применения таких схем много. Так, многие руководители предприятий используют статус частного предпринимателя без образования юридического лица для существенного сокращения выплачиваемых налогов. Это фактически заменяет подоходный налог, который должен выплатить предприниматель, стоимостью патента. Следует отметить, что большинство нарушений приходится не на сами схемы оптимизации (как правило, юридически они построены грамотно), а на сопроводительные условия данной схемы. Например, использование льгот, предоставляемых малым предприятиям, довольно часто сопровождается фальсификацией количества работников организации. Это автоматически делает такую схему незаконной.

Сложные схемы. Требуют материальных затрат, например, по обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых одни правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, проще говоря, использование оффшорных зон.

Организация процесса

Самый эффективный путь организации налогового планирования — это интеллектуальное состязание с создателями налоговой системы государства. Это надежный и практичный путь. Мысль предпринимателя всегда (по определению) будет опережать неповоротливую государственную машину, у которой в настоящий момент практически отсутствуют анализ и планирование.

В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо планировать сбалансированные налоговые отчисления.

При резком изменении или значительном несоответствии указанным параметрам предприятие рискует подвергнуться внеплановой пристрастной проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить текущую деятельность или сделать ее практически невозможной.

Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.

Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при слепом применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и справедливое внимание фискальных служб.

Процесс налогового планирования — это совместная работа руководителя, финансового аналитика и юриста, которая заключается в поиске оригинальных решений и схем работы, постоянном изучении нормативной базы и специальной литературы, а также изучении и анализе опыта других предпринимателей (предприятий).

Рассмотрим роли участников налогового планирования.

Руководитель предоставляет информацию об условиях сделки и об ожидаемых результатах.

Финансовый аналитик проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражает ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Он формулирует возможные процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом и рассчитывает суммы выплат в бюджет с учетом налогов.

Юрист анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом возможных трудностей при ее проведении. Помогает финансовому аналитику заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отразить в бухгалтерской отчетности ее результаты с учетом проблем при ее заключении. Он разрабатывает или принимает участие в составлении документов налогово-правового характера, осуществляет методическое руководство налогово-правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода налоговых документов, участвует в подготовке исков о признании недействительными решений должностных лиц органов налоговой службы, милиции о привлечении предприятия, его управленческого персонала к административной или уголовной ответственности. Юрист ведет учет и хранение находящихся в производстве дел и исполненных решений, участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины. Кроме того, он изучает, анализирует и обобщает результаты рассмотрения судебных дел в сфере налогообложения, практику заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Юрист принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их налогово-правовой экспертизы, ведет учет и хранение действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию. Он принимает участие в подготовке заключений по налогово-правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв. В его обязанности входит информирование работников предприятия о действующем налоговом законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативно-правовыми актами по их деятельности, урегулирование налоговых споров с государственными органами.

Особенность роли юриста в налоговом планировании в том, что он анализирует нормы налогового и финансового законодательства, которые неточно определены или допускается их неоднозначное толкование, также тщательное прогнозирование возможной реакции налоговых органов.

Приведем перечень мероприятий и инструментов налогового планирования, которые должны быть в арсенале юриста и финансового аналитика группы налогового планирования.

Мероприятия:

— постоянный мониторинг нормативно-правовой базы;

— исследование причин отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации;

— обзор комментариев специалистов по налоговой тематике;

— составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок;

— составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;

— обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

— составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;

— разработка вариантов схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков;

— составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;

— письменное обоснование применяемых схем и, в особенности, «узких мест», с точки зрения налоговых последствий;

— прогнозирование возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации. Прогноз эффективности применяемых мер, оценка риска различных программ действий.

Инструменты:

— специальная литература;

— экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике;

— формирование запросов в налоговые инспекции и иные государственные органы;

— хозяйственная и общегражданская судебная практика.

Построение системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей предприятия в области налогообложения. Далее в соответствии с этими установками генерируются показатели, позволяющие судить о достижимости и успешности выбранных в качестве стратегических ориентиров нормативов. Исходя из этого строится организационная структура процесса налогового планирования. Наиболее подходящей для реализации стратегических целей налогового планирования является проектная структура управления налоговыми потоками, которая позволяет соединить элементы организационной структуры и индивидуальный подход при оптимизации налогового портфеля. Это требует применения знаний и навыков специалистов различного профиля — работников финансовой, бухгалтерской, экономической, юридической служб.

АЗАРОВ Лев — юрист, консультант по налогообложению, г. Киев

Поділитися

Налоговое планирование — это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

  • оптимизация налоговых платежей;

  • сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

  • обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

  • обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

  • составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

  • нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

  • составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

  • обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

  • составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

  • еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

  • составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

  • составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

  • прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

  • выявление налоговых рисков;

  • анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

  • выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

  • разработка налоговой схемы;

  • осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

  • риски контроля со стороны налоговых органов;

  • риски увеличения сумм налогов;

  • риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

  • принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

  • принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

  • принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

  • принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

  • принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

  • выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

  • перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

  • анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

  1. Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

  2. Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

  3. Оптимизация цены сделок

  4. Применение отдельных элементов налогообложения

  5. Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

  6. Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

  7. Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

  • начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

  • порядок списания расходов;

  • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  • налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

  • «налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

  • специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

УДК 336.22

Абдуллаева Барият Курбановна

старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения

Дагестанского государственного института народного хозяйства

Гаджиева Меседо Магомедкамиловна

старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения

Дагестанского государственного института народного хозяйства

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Abdullaeva Bariyat Kurbanovna

Senior Lecturer, Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy

Gadzhieva Mesedo Magomedkamilovna

Senior Lecturer, Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy

THE TAX PLANNING AS A TOOL FOR OPTIMIZATION OF TAXATION

Аннотация:

В статье рассмотрена важная народнохозяйственная задача, способствующая оптимизации налогообложения и снижению налогового бремени через реализацию института налогового планирования. Авторами обоснованы возможности оптимизации налогообложения через законные инструменты налогового планирования. Налогоплательщикам предоставляются широкие возможности в решении вопросов оптимизации налогообложения.

Ключевые слова:

налоговое планирование, пределы налогового планирования, методы налогового планирования, оптимизация налогообложения, налоговое бремя, налоговое законодательство, налоговая минимизация, налогоплательщик.

В период становления и усовершенствования системы налогообложения в Российской Федерации актуальными представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения организаций и предприятий.

В настоящее время налогообложение находится на стыке публичных интересов государства в пополнении бюджета и частных интересов налогоплательщика в уменьшении изъятий его собственности в доход государства. Так, государство ожидает от налогоплательщиков законопослушности и уплаты всех налогов, которых не всегда получает в полной мере. Налогоплательщики в свою очередь ожидают от государства гибкой налоговой политики, а также эффективного распределения бюджетных средств, удовлетворяющих их потребностям, что также полностью неосуществимо. Правомерная реализация интересов государства и налогоплательщиков осуществляется в процессе налогового планирования, теоретико-прикладному пониманию которого в литературе уделяется повышенное внимание.

Возможность налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает определенные налоговые режимы для различных ситуаций. При этом допускается многообразие методов для исчисления налоговой базы, а также предлагаются различные налоговые льготы, если они будут действовать в одобренных органами государственной власти направлениях.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора оптимального сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства .

Налоговое планирование можно подразделить на стратегическое и тактическое. Стратегическое налоговое планирование предполагает использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Под тактическим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.

Процесс налогового планирования должен быть непрерывным и состоять из нескольких взаимосвязанных между собой этапов:

-определение целей и основных принципов налогового планирования;

-анализ проблем и постановка задач;

-выбор лучшего варианта решения;

-оценка основных инструментов, которые могут быть использованы организацией;

-создание налогового календаря;

-оценка эффективности разработанного налогового плана.

Главной целью налогового планирования является сокращение влияния налогов на управленческое решение и его эффективное применение, которые требуют знания принципов налогообложения, исчисления базы налогов, специальных налоговых режимов и других нюансов налогового законодательства.

Основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

-согласованность налогового плана предприятия и требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;

-снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;

-использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;

-альтернативность вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;

-экономическая обоснованность и реализуемость разработанного налогового плана .

В целом принципы налогового планирования должны быть основаны на соблюдении налогового законодательства и использовать легальные способы облегчения налогового бремени. Кроме того, непрофессиональное вмешательство в налоговое планирование и нарушение отмеченных выше принципов чревато для предприятия множеством проблем.

Современное налоговое законодательство, с одной стороны, достаточно нестабильно, а с другой — предоставляет организациям возможность выбора налоговых режимов и методов исчисления и уплаты налогов, которые наиболее соответствуют целям и задачам, стоящим перед предприятием. Выделяют следующие методы сокращения налоговых обязательств:

-налоговая минимизация;

-уклонение от уплаты налогов;

-налоговое планирование .

Налоговая минимизация представляет собой уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Данный метод основан на «пробелах» в налоговом законодательстве.

Под уклонением от уплаты налогов понимают прежде всего противозаконное поведение, выражающееся в сокрытии информации об объекте налогообложения, несвоевременной уплате налогов, непредставлении или несвоевременном предоставлении документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов, отказе в регистрации в качестве налогоплательщика, фальсификации документов налоговой отчетности и учета, а также некоторых иных действиях. При уклонении от уплаты налогов снижение налоговых выплат осуществляется посредством совершения налоговых преступлений, то есть путем прямого нарушения налогового законодательства.

В отличие от предыдущего метода налоговое планирование — это законный способ уменьшения налоговых обязательств путем оптимального построения различных схем налоговых платежей, предусмотренных действующим законодательством .

Таким образом, в основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных налоговым законодательством льгот, оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

В последнее время международный уровень налогового планирования получает все большее развитие во всем мире. Так, государства объединяются в рамках борьбы с отмыванием денежных средств, укрыванием денег в офшорных юрисдикциях. Еще одной тенденцией является использование модельных законодательных актов, которые внедряются на национальном

уровне. Однако в России теоретическая база исследований международных аспектов налогового планирования развита слабо, и в настоящее время проведены лишь отдельные исследования международных аспектов налогового планирования.

В заключение следует отметить, что Россия в настоящее время занимает ведущее место в мире в отношении системы налогообложения. И причин этому множество: низкое качество налогового планирования, отсутствие теоретической базы, опирающейся на международные стандарты. Знание налогового законодательства позволит грамотно подойти к решению данного вопроса. Налогоплательщикам представлены широкие возможности в решении вопросов минимизации налогового бремени, поэтому главными задачами остаются изучение законодательства Российской Федерации и выбор направлений и методов, оптимальных для конкретной организации и специфики ее деятельности. Вместе с тем в настоящее время в мировой практике разработаны различные подходы к вопросам налогового планирования, которые могут быть использованы и в России.

Ссылки:

1.Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 72.

2.Беспалов И.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления // Бухгалтерский учет в бюджетных и коммерческих предприятиях. 2013. № 23 (335). С. 22-25.

3.Залибекова Д.З. Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 297-299.

4.Долгих И.Н. Налоговое планирование и оценка его эффективности // Финансы и кредит. 2013. № 16 (544).

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права

4. Источники налогового права. Виды источников налогового праваКатегория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов

63. Стадии движения кредита

63. Стадии движения кредита1. Размещение кредита : а) определение кредитоспособности заемщика; б) принятие решения о выдаче кредита; в) установление качественных и количественных границ кредита для кредитора и заемщика. Ключевое условие возможности кредита – совпадение

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательстваНорма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса

14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процессаВ литературе существует два подхода к налоговому процессу:– часть законотворческого процесса;– как процесс применения норм налогового материального права.В рамках первого подхода под «налоговым процессом»

Глава 10. Снижение налоговой нагрузки посредством налогового планирования

Глава 10. Снижение налоговой нагрузки посредством налогового планированияОдной из существенных статей расходов предприятия является уплата обязательных налогов. Естественным желанием любого предпринимателя является сведение этих платежей к минимуму. При этом

6.1. Содержание государственного налогового планирования

6.1. Содержание государственного налогового планированияГосударственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов

6.3. Методы государственного налогового планирования и прогнозирования

6.3. Методы государственного налогового планирования и прогнозированияВ связи с тем, что в реальности невозможно разделить на отдельные этапы прогнозирование и планирование, т. к. это взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы, то не представляется строго

2. Понятие минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планирования

2. Понятие минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планированияВ учебной и другой специальной литературе зачастую ставят знак равенства между такими понятиями корпоративного налогового менеджмента как минимизация налоговых платежей,

5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования

5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозированияСовременная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью

5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планирования

5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планированияГоворя о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с

5.3. Принципы корпоративного налогового планирования

5.3. Принципы корпоративного налогового планированияСуществует достаточно большое количество различных вариантов принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.Налоговое планирование на

5.4. Этапы корпоративного налогового планирования

5.4. Этапы корпоративного налогового планированияНалоговое планирование – неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления

5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планированияЭффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования

5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозированияНа практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в

Три стадии развития

Три стадии развитияДалее в этой главе я вернусь к вопросу о том, какими средствами можно разгрести завалы условных рефлексов, и проиллюстрирую другие способы борьбы со страхом, но сейчас нам нужно прерваться и выявить три стадии внутреннего развития. Такие термины, как

Стадии синдрома понедельника

Стадии синдрома понедельникаКак и все процессы, синдром понедельника имеет четко обозначенные стадии. Мы можем выделить четыре:1. Последнее цветение.2. Приятная ностальгия.3. Подрывающая силы неприязнь.4. Неизбежное оцепенение.Эти стадии полезно знать. Не для того чтобы

Налоговые проверки или почему нельзя жить по-старому?

Нужно понимать, что огромное количество искажений налоговые инспекторы теперь в состоянии выявить на стадии камеральной проверки. Это стало возможным благодаря планомерно внедряемому риск-ориентированному подходу.

Принцип риск-ориентированного подхода и группы риска

Принцип очень простой. Управление камерального контроля сформировало показатели, по которым всех налогоплательщиков поделили на три группы: с высоким риском, средним и низким (Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@). Сейчас таких показателей 84. И они постоянно совершенствуются. Соответственно, для группировки по этим показателям собран огромный массив информации в базе данных АИС Налог-3.

Инспекторам известны в режиме онлайн взаимосвязи, адреса, контрагенты, движение денег, финансовые результаты, уровень зарплаты и т. д. Созданы аналитические подразделения для работы с этим массивом. Всех, кто не соответствует нормативам риска, но упорствует в своих нарушениях, выводят на чистую воду на выездных проверках, которые сейчас наугад не проводятся.

Технология выездных проверок

Сама технология выездных проверок тоже продумана и предусматривает допросы сотрудников, осмотры помещений, анализ движения денежных средств, поиск реального руководителя, выявление общих складов, транспорта и персонала, в первую очередь, для выявления признаков имитации деятельности (см. Методические рекомендации, доведенные письмом ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@). ФНС систематизировала признаки незаконных схем. Например, в письме от 11.08.17 № СА-4-7/15895 даны 17 признаков дробления бизнеса, которые нужно выявить на проверке

В результате инспекторы добились того, что дешевая имитация почти невозможна.

Например, посредник, который существует только по документам, но участвует в расчетах между взаимозависимыми лицами, привлечет внимание сразу после сдачи отчетности.

К сожалению не все налогоплательщики осознали новые реалии. Многие до сих пор искренне полагают, что нужно просто составить документы по-другому. Более хитро. Или придумать какой-то новый дополнительный документ-легенду, который снимет все вопросы инспекторов.

Проблема в том, что инспекторы как раз и ищут документы, которые не соответствуют реальности. И чем больше таких документов составил налогоплательщик, тем больше проблем себе создал. Инспекторы хотят добиться прозрачной бизнес среды. И, со своей стороны, борются с формальным подходом к проверкам и претензиями к налогоплательщикам по формальным основаниям (Письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).