Передача имущества в оперативное управление казенному учреждению

Право оперативного управления

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Ревизоры требуют недвижимое имущество, на которое не зарегистрировано право оперативного управления, поставить на забалансовый учет (пункты 36, 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). Однако в п. 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, перечислено арендованное имущество, имущество переданное в безвозмездное пользование. Кроме того, имущество передано по распоряжению администрации с формулировкой: «передать из муниципальной казны… в оперативное управление (на баланс) муниципальному бюджетному учреждению имущество согласно приложению…».
Правомерно ли в бюджетном учреждении отражать такое имущество на забалансовом счете?

21 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к балансовому учету недвижимого имущества на праве оперативного управления отражается только с момента государственной регистрации права оперативного управления.
До оформления соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления, принимающая сторона учитывает полученный объект на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственным (муниципальным) учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В отношении недвижимого имущества установлен иной момент возникновения права оперативного управления — с момента государственной регистрации права (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 6 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, далее — Закон N 218-ФЗ).
Согласно п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией N 157н не предусмотрено. При этом отметим, что в связи с началом применения федеральных стандартов, в частности стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, данный подход в отношении рассматриваемой ситуации не изменился.
Таким образом, для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения обязательно должен быть документ, подтверждающий регистрацию права оперативного управления, т.е. выписка из ЕГРН (ст. 28 Закона N 218-ФЗ).
В свою очередь, согласно п.п. 332, 333 Инструкции N 157н ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, подлежат учету на забалансовых счетах. В частности, на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученные учреждением в безвозмездное пользование, объекты, которые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части — по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации), а также объекты движимого и недвижимого имущества, полученные в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя.
Отметим, что в связи с началом применения федеральных стандартов для организаций государственного сектора нормы п.п. 332 и 333 Инструкции N 157н планируется уточнить*(1). Вместе с тем данные изменения не коснутся порядка учета недвижимого имущества в ситуации, аналогичной рассматриваемой. В частности, уточнено, что с использованием забалансового счета 01 необходимо будет учитывать имущество полученное учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды.
Соответственно, в случае получения недвижимого имущества до оформления соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов), принимающая сторона осуществляет отражение информации о полученном объекте на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Учет на этом счете следует осуществлять в течение всего периода отсутствия такого документа, а именно с момента приемки объекта и вплоть до регистрации права оперативного управления полученного имущества (смотрите также, п. 3.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2018 NN 02-06-07/6076, 07-04-05/02-1648, абз. 3 п. 1.1.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, письмо Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190). Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы (смотрите, например, решение АС Новосибирской области от 23.03.2016 по делу N А45-23187/2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу N А60-27725/2014, решение АС города Москвы от 01.07.2013 по делу N А40-26322/2013).
Обратите внимание, что данное правило актуально как до момента начала применения федеральных стандартов для государственного сектора (01.01.2018), так и после.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации у бюджетного учреждения до момента оформления в установленном порядке документов, подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости нет оснований для учета полученного в оперативное управление недвижимого имущества из казны на счете 101 00 «Основные средства» (смотрите, в частности, решение Курганского областного суда от 11.04.2016 по делу N 21-189/2016, решение Верховного Суда Республики Марий Эл N 7Р-10/2016 7Р-659/2015 от 15.01.2016 по делу N 7Р-10/2016, решение Верховного Суда Чувашской Республики Чувашии от 28.04.2015 по делу N 21-238/2015). Кроме того, несоблюдение данного правила значительно увеличивает риск квалификации расходов, связанных с уплатой налога на имущество, в качестве необоснованных (п. 10.1 Представления Счетной палаты РФ от 09.12.2016 N ПР 09-347/09-03).
Таким образом, объект недвижимости, переданный бюджетному учреждению из казны до момента государственной регистрации права оперативного управления, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (смотрите также письма Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190, от 14.10.2015 N 02-07-10/58921).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

25 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вопрос аудитору

Орган местного самоуправления городского округа в 2019 году приобрел автомобиль на счет 101 35. В 2020 году по постановлению главы округа его нужно передать в казну на счет 108 52. Как отразить передачу в учете?

В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальную казну составляет имущество, которое находится в собственности муниципального образования и не закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Публично-правовое образование реализует свои права собственника через уполномоченный орган власти (ст. 125, 215 ГК РФ). Следовательно, только уполномоченный орган по учету имущества казны публично-правового образования может отразить такое имущество в учете.

Чтобы автомобиль был зачислен в состав имущества муниципальной казны, его необходимо изъять из оперативного управления учреждения. Это может быть сделано на основании распоряжения уполномоченного органа власти.

Обычно полномочиями по ведению бюджетного учета имущества казны наделяется орган по управлению имуществом (если он является самостоятельным юридическим лицом) или администрация муниципального образования.

Если в публично-правовом образовании есть хотя бы одна единица имущества казны, должно быть утверждено положение о казне публично-правового образования.

В соответствии с п. 10.8.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), безвозмездная передача основных фондов (в т.ч. активов в составе казны публично-правового образования) отражается по подстатье 281 КОСГУ.

Безвозмездные неденежные поступления капитального характера в сектор государственного управления от сектора государственного управления и организаций госсектора учитываются по подстатье 195 КОСГУ (п. 9.9.5 Порядка № 209н).

Безвозмездное поступление нефинансовых активов отражается в доходах бюджетов по соответствующим статьям и подстатьям доходов кода вида доходов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления» (п. 14 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н).

В соответствии с положениями инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н) передача автомобиля в казну отражается записями:

Дебет КРБ (000) 1 401 20 281 Кредит КРБ (000) 1 101 35 410 – списана балансовая стоимость автомобиля при изъятии из оперативного управления и передаче в казну этого же публично-правового образования (п. 10 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 104 35 411 Кредит КРБ (000) 1 401 20 281 – списана сумма начисленной амортизации (п. 19 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 114 35 412 Кредит КРБ (000) 1 401 20 281 – списана сумма начисленного убытка от обесценения при наличии (п. 41.3 Инструкции № 162н).

Поступление в состав имущества казны основного средства в результате изъятия из оперативного управления отражается в учете уполномоченного органа по бюджетному учету имущества казны:

Дебет КРБ (000) 1 108 52 310 Кредит КДБ (000) 1 401 10 195 – принят к учету автомобиль по балансовой стоимости (п. 38 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ (000) 1 401 10 195 Кредит КРБ (000) 1 104 52 411 – принята к учету сумма начисленной ранее амортизации (п. 20 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ (000) 1 401 10 195 Кредит КРБ (000) 1 114 35 412 – списана сумма начисленного ранее убытка от обесценения (при наличии) (п. 41.3 Инструкции № 162н).

Если орган местного самоуправления в то же время наделен полномочиями по управлению муниципальным имуществом и передает автомобиль из своего оперативного управления в казну, для отражения такой операции может быть применен счет 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». В соответствии с п. 109 Инструкции № 162н он используется при безвозмездной передаче объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств.

Передача автомобиля из оперативного управления в казну отражается в учете органа местного самоуправления – казенного учреждения записями:

Дебет КРБ (000) 1 304 04 310 Кредит КРБ (000) 1 101 ХХ 410 – списана балансовая стоимость автомобиля при изъятии из оперативного управления и передаче в казну публично-правового образования (п. 10 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ (000) 1 304 04 310 – списана сумма начисленной амортизации (п. 19 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 114 35 412 Кредит КРБ (000) 1 304 04 310 – списана сумма начисленного убытка от обесценения (при наличии) (п. 41.3 Инструкции № 162н).

В учете органа местного самоуправления как органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, принятие автомобиля в казну отражается записями:

Дебет КРБ (000) 1 108 52 310 Кредит КРБ (000) 1 304 04 310 – принят к учету автомобиль по балансовой стоимости (п. 38 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 304 04 410 Кредит КРБ (000) 1 104 52 411 – принята к учету сумма начисленной ранее амортизации (п. 20 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ (000) 1 304 04 310 Кредит КРБ (000) 1 114 35 412 – списана сумма начисленного ранее убытка от обесценения (при наличии) (п. 41.3 Инструкции № 162н).

Основные средства в оперативном учете и основные средства на забалансовом учете — это одно и тоже?

Опубликовано 02.03.2016 08:53 Просмотров: 45158

Основные средства в оперативном учете и основные средства на забалансовом учете — это одно и тоже? Такой вопрос очень часто приходится слышать от бухгалтеров государственных учреждений. Давайте разберемся с ним в данной статье, а также рассмотрим пример покупки и принятия к учету основного средства стоимостью менее 3000 рублей в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.

Итак, что такое основные средства (ОС) в оперативном учете? Это ОС стоимостью до 3000 рублей, списанные при вводе в эксплуатацию и учитываемые на 21 счете. 21 счет – это действительно забалансовый счет, но… он выделен в отдельную группу.

Для учета таких средств в программе есть специальный раздел.

А вот ОС, учитываемые на забалансовом учете, находятся в другом разделе.

Итак, 21 счет это ОС стоимостью до 3000 рублей, то что же тогда значит забалансовый учет? Если мы откроем документ «Поступление ОС (забаланс)» и зайдем в счет учета, то увидим, что тут счет 01 – это ОС, полученные в пользование.

Счет 02 – ОС на ответственном хранении

И счет 22 – ОС, полученные по централизованному сравнению

Теперь рассмотрим нюансы для ос в оперативном учете. Почему в разделе есть только документ «Поступление ОС в оперативном учете (ввод остатков)»? И как ОС попадают на 21 счет?

Документ «Поступление ОС в оперативном учете (ввод остатков)» предназначен для ввода при начале работы с программой входящих остатков по объектам основных средств в оперативном учете — ОС, стоимостью до 3000 рублей, списанных при вводе в эксплуатацию. Поступление ОС в оперативный учет производится документами по вводу в эксплуатацию ОС («Принятие к учету ОС и НМА», «Внутреннее перемещение ОС», «Оприходование ОС по результатам инвентаризации», «Безвозмездное поступление ОС» с видом операции «Поступление на счет 101»). Рассмотрим пример покупки и принятия к учету основного средства стоимостью менее 3000 рублей.

Делаем документ «Покупка ОС, НМА»

Из этого документа формируем документ «Принятие к учету ОС и НМА»

Заполняем вкладку «Основные средства»

и вкладку «Амортизация».

В документе формируются проводки:

Теперь данное основное средство учитывается на 21 счете. Таким образом, ОС в оперативном учете — это основные средства на забалансовом счете, но выделенные в отдельную категорию.

Если вам нужно больше информации о работе в 1С: БГУ 8, то вы можете бесплатно получить наш сборник статей по .

Автор статьи: Наталья Стахнёва

Консультант Компании «Мэйпл» по программам 1С для государственных учреждений

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Заказать персональную консультацию

Отзывы наших клиентов