Оценка условий труда

Содержание

Как провести спецоценку: напомним основные правила

Порядок проведения спецоценки условий труда принят Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ в ред. (далее — Закон № 426-ФЗ). Напомним основные этапы для тех, кто еще не успел аттестовать рабочие места по новым правилам, и тех, кому в ближайшее время предстоит проходить эту процедуру вновь.

Первое слово — за работодателем

Внутренняя комиссия по проведению СОУТ может быть создана в организации только на основании приказа директора. Приказ определяет поименно членов комиссии, ее руководителя и регламент деятельности. В состав комиссии должны войти специалист по охране труда, представители профсоюзной организации, если таковая есть, а если нет — уполномоченные (доверенные) лица по охране труда от трудового коллектива (такого требование некоторых региональных ГИТ). Возглавляет комиссию работодатель или его полномочный представитель. Закон не называет необходимое количество членов комиссии, но содержит уточнение — количество должно быть нечетным (ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Комиссия должна определить список рабочих мест, которые подлежат оценке. Если это начальная СОУТ или закончилось действие результатов АРМ, проводится спецоценка всех рабочих мест: и офисных, и производственных. Исключение составляют место работы дистанционных сотрудников. Аналогичные рабочие места — такое понятие вводит п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ — выборочно. Замеры проводятся на 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест, но не менее двух. Результаты СОУТ потом распространяются на оставшиеся.

После определения перечня рабочих мест комиссия должна составить график проведения спецоценки и утвердить его приказом директора. Если СОУТ проводится поэтапно, следует учесть, что некоторые рабочие места должны быть обследованы в первую очередь (письмо Минтруда России от 8.12.2014 № 15-1/В-1829):

  • если должность или специальность дает сотруднику право на досрочную трудовую пенсию по старости;
  • если условия работы дают право на гарантии и компенсации;
  • если по результатам предыдущей аттестации/спецоценки были определены вредные и/или опасные условия труда (п. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Важно! Результаты спецоценки условий труда действительны в течение пяти лет.

Иногда у работодателя возникает необходимость провести внеплановую спецоценку. Закон № 426-ФЗ выделяет несколько оснований (п. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • создание новых рабочих мест;
  • по предписанию инспектора ГИТ;
  • изменение производственного процесса или замена оборудования, которые способны изменить условия труда;
  • изменение состава сырья, которое может негативно влиять на сотрудника;
  • изменение средств индивидуальной и/или коллективной защиты;
  • несчастный случай или выявленное заболевание, связанные с выполнением трудовых обязанностей;
  • обоснованное предложение выборного органа о пересмотре результатов действующей СОУТ.

В зависимости от оснований работодатель обязан провести внеплановую оценку в срок от 6 до 12 месяцев (п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Следующий этап — найти лицензированную организацию, которая и проведет оценку рабочих мест. Выбрать ее можно в перечне, который представлен на сайте Минтруда РФ. После подписания договора работодатель должен передать организации всю информацию по условиям труда: документы, технологические карты, планировки помещений и пр.

Слово за подрядчиком

На этом этапе проводится идентификация и оценка факторов, негативно влияющих на сотрудников. Их подразделяют на:

  • физические (движущиеся механизмы, электрический ток, открытые режущие механизмы и пр.);
  • химические (газы, агрессивные жидкости, токсичные пыли и пр.);
  • биологические (микробы, бактерии, вирусы);
  • психофизиологические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Нанятая организация идентифицирует вредные/опасные факторы в соответствии со спецификой организации и передает этот перечень комиссии на утверждение (п. 2 ч. 2 Приказа Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 № 642н).

Затем происходит измерение реальных показателей по каждому рабочему месту. На основе этого исследования рабочим местам присваивается класс: 1 класс — оптимальные условия труда, 2 — допустимые, 3 — вредные и 4 — опасные (п. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

В Контур.Персонале сведения об условиях труда всегда доступны: информация хранится как в штатной единице, так и в личной карточке сотрудников

Узнать больше

Лицензированная организация, с которой у работодателя заключен договор, подводит итоги и собирает их в отчет. Форма отчета представлена в Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. В ней содержатся:

  • <>сведения об организации, проводившей специальную оценку;
  • перечень рабочих мест и перечень вредных и (или) опасных факторов;
  • карты спецоценки с указанием класса условий труда по конкретным рабочим местам;
  • протоколы исследований и измерений производственных факторов;
  • протоколы по оценке эффективности СИЗ и пр.

Отчет должны изучить и подписать все члены комиссии во главе с руководителем. Подписание должно быть зафиксировано протоколом заседания комиссии. Если один из членов комиссии по какой-то причине не может принимать участия в работе, издается дополнение к приказу на проведение СОУТ о замене одного из членов комиссии.

Если кто-то не согласен с результатами спецоценки, может сформулировать свои возражения в письменном виде. Важно, что последним подписывает отчет руководитель компании-нанимателя. Его виза на титульном листе отчета и станет отправной точкой для дальнейших шагов.

Не позднее чем через три рабочих дня после утверждения отчета работодатель обязан сообщить организации, которая проводила СОУТ, что отчет принят. Сделать это можно любым удобным способом, подтверждающим дату отправки, направив подрядчику копию подписанного отчета.

Важно! С даты утверждения отчета начинают действовать все полагающиеся сотрудникам компенсации, льготы и надбавки согласно ТК РФ.

Еще один важный документ, который работодатель составляет на этом этапе, — декларация соответствия условий труда на рабочих местах госнормативам охраны труда. Такую декларацию подают в ГИТ, если по результатам СОУТ не выявлены вредные и/или опасные факторы и рабочим местами присвоены классы 1 — оптимальный и 2 — допустимый. На это отводится не более 30 рабочих с дней с даты утверждения отчета руководителем. Декларация может быть передана лично в региональную государственную инспекцию по труду, выслана почтовым отправлением или подана в электронном виде, через сайт Федеральной службы по труду и занятости (Приложение 2 к Приказу Минтруда России от 7.02.2014 № 80н в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н).

Не позднее чем через 10 рабочих дней госинспекция должна уведомить компанию о том, что приняла декларацию, или вернуть документ на доработку.

Обнародуйте результаты СОУТ

Прежде всего работодатель должен под подпись ознакомить каждого сотрудника с итогами проведенной спецоценки (пп. 4 п. 2 ст. 4, п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это надо в течение 30 дней с момента утверждения отчета. Срок можно продлить, если сотрудник был в длительном отпуске или командировке, на больничном и пр.

Подписи можно оставить в карте спецоценки. Если на рабочем месте сотрудники меняются часто и в карте не осталось места, можно составить отдельный лист ознакомления. Если спецоценка проводится впервые, с каждым сотрудником следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору — тем более что пункт об условиях труда входит в список обязательных для трудового договора. Когда впоследствии будут приходить новые сотрудники, класс рабочего места и условия труда должны быть сразу указаны в трудовом договоре.

Кроме того, разместите на сайте своей компании информацию о присвоенных классах рабочих мест и перечне мероприятий по охране труда. Сделайте это не позднее 30 календарных дней со времени утверждения отчета (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

И последний этап этого долгого пути — сообщить о результатах спецоценки ФСС. В первый же отчет по обязательному социальному страхованию (форма 4-ФСС) внесите соответствующие сведения.

Штрафы и взыскания

В действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях выделен целый раздел, описывающий санкции для организаций-нарушителей. Пункт 5.27.1 КоАП содержит несколько оснований для взысканий:

Основание

Объект

Сумма штрафа, руб.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

Должностные лица

От 2 000 до 5 000 или предупреждение

ИП

От 2 000 до 5 000

Юридические лица

От 50 000 до 80 000

Непроведение или нарушение установленного порядка проведения СОУТ

Должностные лица

От 5 000 до 10 000 или предупреждение

ИП

От 5 000 до 10 000

Юридические лица

От 60 000 до 80 000

Допуск работника без прохождения обучения и проверки знаний, без обязательных медосмотров и пр.

Должностные лица и ИП

От 15 000 до 25 000

Юридические лица

От 110 000 до 130 000

Необеспечение работников СИЗ

Должностные лица и ИП

От 20 000 до 30 000

Юридические лица

От 130 000 до 150 000

Повторное правонарушение в сфере охраны труда

Должностные лица

От 30 000 до 40 000 или дисквалификация от одного до трех лет

ИП

От 30 000 до 40 000 или приостановление деятельности до 90 суток

Юридические лица

От 100 000 до 200 000 или приостановление деятельности до 90 суток

Эксперты организации проводящие СОУТ должны иметь…

Коллеги, мы продолжаем наш цикл статей про специальную оценку условий труда. И сегодня мы поговорим о самых главных — экспертах, которые оценивают рабочие места. Эксперты организации проводящие СОУТ должны иметь аттестацию, сертификат… а впрочем, давайте всё по порядку. Открывайте статью и записывайте.

Обо всём об этом, конечно, сказано в Федеральном законе о специальной оценке условий труда (№426-ФЗ). В этой заметке мы подробно разбираем содержание закона. На что обратить внимание, о чём не забыть — переходите по ссылке!

Прежде всего, зачем Вам нужно это знать? Варианта два: либо Вы собираетесь заняться специальной оценкой условий труда самостоятельно, либо подбираете аккредитованную лабораторию для этих целей. Во втором случае знания пригодятся Вам, чтобы подобрать правильную организацию для проведения СОУТ. Ведь проверив экспертов подрядчика, можно быть спокойным за результат работ. Но всё же:

Эксперты организации
проводящие СОУТ должны иметь:

  • сертификат эксперта по специальной оценке условий труда;
  • высшее образование;
  • дополнительное проф. образование (по направлению СОУТ, не менее 72 часа);
  • опыт практической работы в области СОУТ (не менее 3х лет).

Примечательно, что первое требование будто включает в себя следующие три. Иными словами, без высшего и дополнительного профессионального образования, а также опыта работы сертификат эксперта не получить.

Все эти требования прописаны в 426-м Федеральном законе «О специальной оценке условий труда». Если быть конкретнее, то ст. 20, «Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда». Чтобы ознакомиться с оригиналом документа, пройдите .

Хорошо, СОУТ провели. А что забыли?

Какими должны быть эксперты по специальной оценке условий труда?

То, о чём пойдёт речь далее, не является чем-то необходимым. И уж точно не обязательным с точки зрения трудового законодательства. По нашему опыту работы, следующие качества заметно улучшают качество работы эксперта по специальной оценке условий труда.

Во-первых, это наблюдательность. От опытного эксперта не скроется ни одна важная деталь. Особенно это важно при идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов. Более того, эксперт сможет сразу понять, какие рабочие места можно признать аналогичными и позволит Вам сэкономить.

Эксперты организации, проводящие СУОТ, какими они должны быть?
Педантичными, беспристрастными и наблюдательными

Во-вторых, педантичность. Бывает, что эксперты по СОУТ не хотят (по разным причинам) замерять тот или иной вредный производственный фактор, ссылаясь на свой опыт. Вместе с тем, отсутствие положенных замеров может снизить объективность специальной оценки условий труда. А это, в свою очередь, чревато неверными компенсациями, а может и вовсе аннулированием результатов СОУТ.

В-третьих — беспристрастность. Эксперт по СОУТ не должен занимать ни одну из сторон. Работодатель всегда заинтересован в получении меньшего количества «вредных» рабочих мест. Работники склонны получить как можно большую надбавку за «вредность». Тем не менее, эксперт — представитель третьей, независимой стороны. И в его обязанностях — рассудить и тех, и других.

Подведём итог

Если Вы подбираете организацию, чтобы провести СОУТ, будет нелишним поинтересоваться их специалистами. Эксперты организации проводящие СОУТ, должны иметь специальный сертификат, а также быть внимательными, пунктуальными и независимыми. Ну а если Вы собираетесь открыть такую организацию, и оказывать услуги по специальной оценке условий труда, то отнеситесь внимательно к этим требованиям. Они — залог Вашей будущей конкурентоспособности!

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

Екатерина Добрикова, Валерия Зеновина

racorn / .com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

Другие бланки

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
  • Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»