Отчет об отходах производства и потребления

Содержание

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 24 июня 1998 года N 89-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 07.04.2020 N 117-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 19.07.2019 N 30-П) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
    • Статья 4. Отходы как объект права собственности
    • Статья 4.1. Классы опасности отходов
  • Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 7. Утратила силу
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 8.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава III. Общие требования к обращению с отходами
    • Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов
    • Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами
    • Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
    • Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
    • Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
    • Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами
    • Статья 13.4. Требования к местам (площадкам) накопления отходов
    • Статья 13.5. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов
    • Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности
    • Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.2. Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.3. Государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.4. Особенности обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 16. Требования к транспортированию отходов
    • Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
  • Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
    • Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 20. Государственный кадастр отходов
  • Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
    • Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
    • Статья 24.1. Утилизационный сбор
    • Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
    • Статья 24.3. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.4. Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.5. Экологический сбор
  • Глава V.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
    • Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
    • Статья 24.11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.12. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.14. Российский экологический оператор
  • Глава VI. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 25. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
    • Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
  • Глава VIII. Заключительные и переходные положения
    • Статья 29.1. Переходные положения
    • Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Какую экологическую отчетность должен сдавать малый и средний бизнес: шпаргалка для бухгалтера

Негативное воздействие на окружающую среду

Что такое НВОС

Негативное воздействие на окружающую среду — это выбросы загрязняющих веществ в воздух или в воду. Кроме того, к такому воздействию относится хранение, захоронение и размещение отходов производства и потребления (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; далее — Закон № 7-ФЗ).

Отходы производства и потребления бывают двух видов: твердые коммунальные (ТКО) и все остальные. Примеры ТКО — картонная упаковка, использованная бумага.

Существует четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Присвоение объекту категории осуществляется при постановке его на государственный учет в качестве объекта НВОС (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов к той или иной категории перечислены в постановлении Правительства РФ от 28.09.15 № 1029. Объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, а объекты IV категории — минимальное.

ВАЖНО. Есть объекты, которым не присвоена ни одна из четырех категорий, но они образовывают отходы производства и потребления, в том числе бытовой мусор. Несмотря на отсутствие категории, они тоже оказывают НВОС. К таким объектам относится, в частности, подавляющее большинство офисов (подробнее см.: «Негативное воздействие на окружающую среду: кто должен сдать декларацию не позднее 11 марта»).

Заполнить и сдать через интернет «экологическую» декларацию по новой форме

Кто отвечает за вывоз ТКО: арендодатель или арендатор

Твердые коммунальные отходы образуются практически во всех помещениях, включая офисные. Вывозом данных отходов занимаются специализированные организации — региональные операторы по обращению с ТКО. Собственник «твердого» мусора должен заключить с региональным оператором соответствующий договор (п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Если помещение передано в аренду, возникает вопрос: кто обязан оформить договор с региональным оператором — арендодатель или арендатор? Ответ зависит от того, кто является собственником мусора. Как правило, этот момент четко прописывают в документах по аренде.

Иногда по документам арендатор передает свои отходы в собственность арендодателя, и тем самым снимает с себя ответственность за их вывоз. В этом случае договор с оператором подписывает арендодатель.

Иногда арендатор остается владельцем собственных ТКО. Тогда именно он должен заключить договор с региональным оператором.

Кто обязан вносить плату и отчитываться

Плату за НВОС в общем случае обязаны вносить организации и индивидуальные предприниматели, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ). Эти же лица должны сдавать декларации.

Предусмотрены исключения. Плату за НВОС не вносят и декларации не представляют:

  1. Организации и предприниматели, заключившие с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор о передаче ему ТКО. Тогда плату за НВОС в отношении данных отходов должен вносить оператор. Что касается декларации, то по закону сдавать ее в этом случае не надо, но на практике Роспотребнадзор зачастую требует это делать.
  2. Организации и предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность только на объектах IV категории.

ВНИМАНИЕ. Не исключено, что юрлицо или ИП эксплуатирует не только объекты IV категории, но и других категорий (I, II или III). Тогда плату за НВОС нужно вносить по всем объектам, в том числе по тем, которые относятся к IV категории. Если же объекту не присвоена ни одна из категорий, но он оказывает негативное воздействие на окружающую среду (например, на нем образуются отходы, не относящиеся к ТКО), вносить плату за НВОС необходимо.

Отметим, что юридические лица и ИП, работающие на объектах II категории, помимо основной декларации по НВОС должны сдавать еще один отчет. Это декларация о воздействии на окружающую среду (подробнее см.: «Утверждена декларация о воздействии на окружающую среду для владельцев «вредных» объектов II категории»).

Заполнить, проверить и сдать новый отчет в Росприроднадзор через интернет

Должны ли арендаторы вносить плату за НВОС и представлять декларации

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

Сроки внесения платы за НВОС

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2020 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

Автоматически сформировать платежку по плате за НВОС по данным из декларации

Экологический сбор

Кто обязан платить и отчитываться

В общем случае платить экологический сбор и сдавать отчетность должны компании и предприниматели, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (в том числе упаковки) утвержден постановлением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р.

Возможны три варианта.

  1. Организация или ИП не производит и не импортирует товары и упаковку из указанного перечня. Тогда платить экосбор и отчитываться по нему не нужно.
  2. Организация или ИП является производителем или импортером товара из перечня. В этом случае необходимо рассчитывать сумму сбора и сдавать отчетность. Но платить экосбор надо не всегда, а только если не выполнены нормативы по утилизации, установленные на отчетный год.
  3. Организация или ИП производит или импортирует упаковку из перечня. Экосбор за упаковку товаров платят производители этих товаров, если реализуют ее конечному потребителю. Экосбор в отношении многооборотной тары платит ее производитель (подробнее см.: «Экологический сбор за 2019 год: как подготовить отчет и рассчитать сумму сбора»).

Сумма экологического сбора за отчетный год — это произведение трех величин: массы товара и (или) упаковки, соответствующего норматива утилизации и ставки сбора. Пример расчета приведен в статье «Экологический сбор: кто, сколько, когда и как должен заплатить за 2017 год».

Срок уплаты экосбора

До 15 апреля года, следующего за отчетным. Эта дата включается (письмо Минприроды от 04.04.19 № 01-19-44/7874). Соответственно, крайний срок уплаты экосбора за 2019 год — 15 апреля 2020 года.

Автоматически сформировать платежку на уплату экосбора по данным из декларации и сдать всю отчетность по сбору Подать заявку

«Экологическая» статистика: форма № 2-ТП (отходы)

Кто обязан сдавать

Отчет № 2-ТП (отходы) относится к формам статистического наблюдения.

В общем случае этот отчет представляют организации и ИП, «осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления». Под данное определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.

Исключение сделано для тех, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Они вправе не представлять форму № 2-ТП (отходы), если одновременно выполняются следующие условия:

  • образуются только ТКО в количестве менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором;
  • нет деятельности по обращению с отходами (обработки, утилизации, обезвреживания, размещения).

Должны ли арендаторы представлять форму № 2-ТП (отходы)

Возникают споры в отношении арендаторов, относящихся к малым и средним предприятиям, которые образуют ТКО менее 0,1 тонны и не ведут деятельность по обращению с отходами.

Если такой арендатор от своего имени заключил договор с региональным оператором, то все понятно — сдавать указанный отчет арендатор не должен.

Но часто встречается другая ситуация. По документам за вывоз мусора отвечает арендодатель, и именно он заключает договор с оператором. А арендатор просто передает отходы в собственность арендодателя. Должен ли арендатор сдавать форму № 2-ТП?

Существуют две противоположные точки зрения.

Согласно первой, сдавать отчет № 2-ТП необходимо, так как у арендатора нет прямого договора с оператором. Как следствие, не выполнено одно из условий, дающих право на освобождение от обязанностей по представлению данной формы.

Вторая точка зрения (которой придерживаемся и мы) заключается в следующем. Раз арендатор не является собственником отходов, то и отчитываться по форме № 2-ТП (отходы) ему не нужно. Тем более, что эту форму сдает собственник мусора — арендодатель (в случае, если он не является малым предприятием). Повторное представление отчета было бы бессмысленным.

Также см.: «Утверждена новая форма № 2-ТП (отходы)».

Бесплатно заполнить и сдать новую форму 2‑ТП через интернет

Форма № 2-ТП (воздух)

Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:

  • более 10 тонн по одному объекту;
  • от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.

СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.

Форма № 2-ТП (рекультивация)

Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.

Отчет о результатах программы экологического контроля (ПЭК)

Этот отчет обязаны представлять организации и ИП, работающие на объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и отнесены к I, II или III категории. Предварительно такие компании и ИП разрабатывают программу производственного экологического контроля (требования к ней утв. приказом Минприроды от 28.02.18 № 74). Для каждого объекта нужна отдельная программа. Затем заполняют отчеты — по одному на каждый объект.

Правила представления основных «экологических» отчетов

Формы отчетов по экологическому сбору, плате за НВОС и статистической «экологической» отчетности, сроки и правила их представления приведены в таблице.

ВНИМАНИЕ. Чтобы сдать отчетность в Росприроднадзор через интернет, нужно иметь сертификат электронной подписи.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Далее нужно выбрать один из способов представления:

  • первый способ предполагает, что владелец сертификата должен сформировать и подписать отчет, после чего самостоятельно загрузить его на приемный шлюз РПН;
  • второй способ заключается в том, чтобы подключиться к системе для сдачи отчетности, которая поможет заполнить отчет, используя все актуальные параметры, проверить его и отправить в РПН.

Те, кто выберут второй способ, получат два преимущества:

  • не нужно самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Достаточно один раз отправить отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам загрузит его на шлюз РПН;
  • оператор ЭДО зафиксирует время загрузки отчета, и укажет его в документе, который получит отправитель. Если возникнет спор о времени подачи отчета, то подтверждение от оператора ЭДО поможет доказать, что отчетность была передана в срок.

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО Подать заявку

Таблица по основным формам «экологической» отчетности

Наименование отчета

Периодичность и сроки сдачи

Куда представлять

В каком виде отчитываться

Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 30.12.19 № 899)

Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным (за 2019 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2020 года)

В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.

Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН

Если плата за НВОС за предыдущий отчетный период:

— превысила 25 тыс. руб., то через интернет;

— не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчета на электронном носителе

Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509)

В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:

— разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

— нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

В Росприроднадзор

На бумаге или через интернет

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417)

Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2019 год нужно отчитаться до 1 апреля 2020 года включительно)

Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению.

Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва)

В общем случае —через интернет.

При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчета в формате xml

Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342)

Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2019 год нужно отчитаться до 1 апреля 2020 года включительно)

Расчет суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488)

Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2019 год нужно отчитаться до 15 апреля 2020 года включительно)

Форма № 2-ТП (отходы)

(утв. приказом Росстата от 12.12.19 № 766)

Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным

В территориальный орган РПН по местонахождению респондента.

Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них

На бумаге или через интернет

Форма № 2-ТП (воздух)

(утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661)

Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчетным

В территориальный орган РПН по местонахождению респондента

На бумаге или через интернет

Форма № 2-ТП (рекультивация)

(утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676)

Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным

В территориальный орган РПН по местонахождению респондента

На бумаге или через интернет

Отчет о результатах ПЭК (утв. приказом Минприроды от 28.02.18 № 74)

Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчетным

В Росприроднадзор

На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет

Штрафы для нарушителей

Несвоевременная сдача декларации о плате за НВОС и декларации о воздействии на окружающую среду грозит штрафом по статье 8.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 до 80 000 руб.

Неуплата экологического сбора наказывается штрафом по статье 8.41.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.;
  • для организаций — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 500 000 руб.

Непредставление либо несвоевременное представление декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) или отчета о выполнении норматива утилизации влечет штраф по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для ИП — от 50 000 до 70 000 руб.;
  • для организаций — от 70 000 до 150 000 руб.

Представление декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) или отчета о выполнении норматива утилизации не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями влечет штраф по части 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 100 000 руб.;
  • для организаций — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.

Экологическая отчетность

Экологическая отчетность на предприятии

Экологическая отчетность – это комплекс документов, регистрирующий различные факторы воздействия на окружающую среду в процессе деятельности предприятия и дающий оценку данного воздействия в экономическом эквиваленте. В современном мире каждая компания, ИП имеют определенные экологические обязательства – мы обязаны развиваться таким образом, чтобы оставались сохранными важные природные ресурсы, необходимые не только для поддержания жизни, но и для развития наших потомков. Экологическая отчетность помогает предпринимателю своевременно собрать всю необходимую информацию и при необходимости внести соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Виды экологической отчетности

  • ежеквартальная экологическая отчётность – ведение журнала учета движения и кадастра отходов (для СПб). Журнал является внутренним документом компании, но может быть затребован при проверке. Кадастр отправляется в комитет по благоустройству ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за периодом отчетности.
  • декларация о плате за НВОС – данный платеж является налогом, которым облагаются все организации, кроме объектов, отнесённых к 4 категории. К негативному воздействию на окружающую среду при расчете данного налога относят сброс в водные объекты, выбросы в атмосферный воздух, размещение отходов. Данная декларация сдается ежегодно до 10 марта. Платёж необходимо внести до 1 марта.
  • годовая отчётность МСП (малого и среднего предпринимательства) – данный отчёт объединяет данные о всех отходах (объём, наименование, способ утилизации/использования/обезвреживания, место размещения). Составляется на основе данных из официальных документов, подтверждается договорами с лицензированными предприятиями, актами приема-передачи отходов. Отчет подается до 1 марта для объектов регионального надзора, до 15 января для объектов федерального надзора.
  • статистическая отчётность 2ТП, 4ОС – еще один вид ежегодной отчётности, обязательной для всех. Данные отчетов 2ТП и 4ОС вносятся в государственную статистику, к оформлению этих документов следует отнестись предельно внимательно.
    • 2ТП воздух: учет выбросов в атмосферу от стационарных источников загрязнения, принадлежащих предприятию, организованных (вентшахт, труб) и неорганизованных (аварийных резервуаров, горящих угольных отвалов и пр.). Наличие очистных установок не освобождает от необходимости формирования данного отчета. В документе отражается количество и характеристики атмосферных выбросов (улавливаемых/утилизируемых/выбрасываемых). Основой служат данные о количестве производственного сырья, топлива, характеристиках очистных установок. Отчет подается до 22 января года, следующего за отчётным.
    • 2ТП отходы: содержит полный перечень отходов, описывает все операции, осуществляемые с ними на предприятии (количество, образование, прием, движение: использование, обезвреживание, утилизация, складирование или захоронение). Составляется на основе актов за отчетный период, сдается до 1 февраля следующего года.
    • 2ТП водхоз: данный отчет обязаны подавать организации, чья работа связана с использованием водных ресурсов: забор воды из поверхностных или подземных источников (от 50 кубометров в сутки), из систем водоснабжения (от 300 м3/сутки, для с/х производств – от 150 м3/сутки), сбор/сброс сточных вод, использование систем оборотного водоснабжения (суточной производительностью более 5000 кубометров). Документ составляется на основе балансовых расчётов, журналов учёта, специальных форм, содержит различные справки, протоколы и учитывает степень воздействия на тот или иной водный объект. Подается, как и 2ТП воздух, до 22 января.
    • 4ОС: данную форму заполняют организации, располагающие очистными сооружениями, осуществляющие природоохранные мероприятия, вносящие экологические платежи (траты должны составлять более 100 т.р. в год). Документ подается в Росстат ежегодно, до 25 января.
  • техотчет по ПНООЛР – составляется экологом ежегодно, основная цель – продление действующего тома ПНООЛР. Подтверждает, что все данные, заявленные в проекте НООЛР, остались неизменны, включая технологию производства, используемое сырье. Составляется на основе действующего проекта, актов движения отходов за отчётный период, сдаётся не позднее, чем через 10 дней от даты истечения очередного года с момента утверждения ПНООЛР.
  • техотчет по контролю ПДВ – аналогичен предыдущему виду отчетности, т.е. необходим для продления действующего тома ПДВ. Сдаётся ежегодно, подтверждает, что все процессы на предприятии остались неизменными, также приводятся годовые расчёты атмосферных выбросов и/или их замеры. Подается через год от даты утверждения тома ПДВ.
  • отчет по производственному экологическому контролю – входит в систему производственного контроля предприятий, оказывающих негативное воздействие на ОС (первой, второй, третьей категории). Является суммирующим отчетом, оценивающим природоохранную деятельность организации, содержит сведения об ответственных за ПЭК, данные об инвентаризации всех источников загрязнения, методах испытаний и измерений, аккредитованных лабораториях, выполняющих анализы. На данный момент отчет по ПЭК подается через год после утверждения плана ПЭК.

Компания «Экология производства» поможет вам избежать необходимости разбираться во всех хитросплетениях природоохранного законодательства и отчётности, полностью взяв на себя экологическое сопровождение вашего предприятия. Мы заключаем с заказчиками договор на комплексное сопровождение, в состав которого входит вся необходимая отчетность. После заключения договора за вашей организацией будет закреплен опытный эколог. Заключая договор на экологическое сопровождение, вы получаете возможность не нанимать эколога в свой штат. Также необходимо помнить, что за нарушения отчетности могут налагаться штрафы от нескольких десятков до сотен тысяч рублей. В среднем стоимость абонентского обслуживания составляет 4000 руб. с учетом НДС за одну площадку в месяц (при условии заключения договора на календарный год). Ориентировочная заработная плата эколога на предприятии составляет 30 000 – 35 000 рублей ежемесячно. Помимо экономической составляющей необходимо учитывать, что в штате нашей организации состоят опытные экологи-проектировщики, регулярно проходящие обучение и повышающие квалификацию. Будем рады дальнейшему общению и сотрудничеству. При возникновении вопросов, пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами по телефону, указанному в контактной информации.