Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 4 августа 2017 г.

Банкротство сельскохозяйственных предприятий имеет свои особенности. Специальное правовое регулирование таких организаций связано с характером осуществляемой ими деятельности.

К сельскохозяйственным организациям относятся юридические лица, основным видом деятельности которых является производство или производство и переработка сельхозпродукции. Причем выручка от реализации этой продукции должна составлять не менее 50% всей суммы выручки предприятия (п. 1 ст. 177 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). Также с учетом особенностей, предусмотренных для сельхозорганизаций, проводится банкротство рыболовецких артелей (колхозов). Но их выручка от реализации сельхозпродукции и улова водных биологических ресурсов должна быть не меньше 70% от общей суммы выручки (п. 2 ст. 177 Закона N 127-ФЗ).

Отметим, что указанное определение сельскохозяйственных организаций применяется именно для целей Закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В законодательстве встречаются и другие определения сельхозкомпаний, «наделенные» другим содержанием. К примеру, понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей, приведенное в НК РФ, для целей применения ЕСХН (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Вместе с тем, сложность заключается в том, что Закон N 127-ФЗ не конкретизирует порядок расчета указанной 50%-ной (или 70%-ной) доли выручки. Поскольку из текста Закона непонятно, за какой период рассчитывается данный показатель.

Основания для банкротства сельскохозяйственной организации

Дело о банкротстве сельхозпредприятия будет возбуждено, если сумма требований к нему составит не менее 500 тыс. руб. При этом арбитражный суд примет заявление о банкротстве, если исполнение требований на указанную сумму просрочены должником на 3 месяца или более (п. 5,6 ст. 177 Закона N 127-ФЗ).

Особенности проведения процедуры банкротства сельхозпредприятия

В отношении сельхозкомпании могут быть применены такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление. Любая из них должна быть введена с учетом сезонности сельхозпроизводства и природно-климатических условий, в которых ведет деятельность должник (п. 1 ст. 178 Закона N 127-ФЗ).

В связи с этим финансовое оздоровление в отношении сельхозорганизации вводится на срок до окончания периода сельхозработ, и с учетом времени, необходимого для продажи сельхозпродукции. В определенных случаях этот срок может быть продлен еще на год при условии, что график погашения задолженности также будет сдвинут (п. 2 ст. 178, ст. 85 Закона N 127-ФЗ).

Внешнее управление также вводится на период до окончания сельхозработ, и времени на реализацию сельхозпродукции. При этом срок внешнего управления не может составлять больше 2 лет и 3 месяцев (п. 3 ст. 178, п. 2 ст. 92 Закона N 127-ФЗ). Эта процедура тоже может быть продлена на год.

Если же дело дойдет до реализации имущества сельхозкомпании, то сначала арбитражный управляющий должен будет выставить на продажу в целом все предприятие должника путем проведения торгов. Если оно не будет продано, то следующим шагом управляющего будет выставление на продажу имущества должника единым лотом как производственно-технологического комплекса. Если на имущество, как на единый комплекс, также не найдется покупатель, то управляющий будет вправе продавать имущество должника по частям (п. 1 ст. 179 Закона N 127-ФЗ).

Преимущественным правом выкупа имущества, реализуемого по правилам продажи по частям или в рамках публичного предложения, обладают лица, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции и владеющие земельными участками, непосредственно соседствующими с участком должника. А если таких лиц нет, то преимущественное право переходит к сельхозкомпаниям и КФХ, расположенным в той же местности, а также к субъекту РФ или муниципальному образованию (п. 2 ст. 179 Закона N 127-ФЗ). Как разъяснял ВАС РФ, законодатель ввел данные нормы для того, чтобы сохранить функциональное назначения имущества сельхозорганизации (в том числе земли) для производства или переработки сельскохозпродукции, что имеет конечной целью развитие сельского хозяйства в целом (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 10125/13).

Соответственно, арбитражный управляющий должен уведомить о продаже предприятия должника и имущества должника все сельхозкомпании, чья территория непосредственно прилегает к земельному участку должника. И кроме того, опубликовать сведения о продаже в печатном издании по месту нахождения должника с указанием начальной цены (п. 2 ст. 179 Закона N 127-ФЗ).

Продажа имущества лицу, имеющему преимущественное право, осуществляется по цене, установленной на торгах. Если желающих приобрести имущество несколько, то имущество продается тому, чья заявка поступила первой (п. 3 ст. 179 Закона N 127-ФЗ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3 1. ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………….5 1.1 Соотношение понятий «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и «сельскохозяйственная организация»………………….5 1.2 Специфика сельскохозяйственных организаций………………………..7 1.3 Развитие законодательства о несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций…………………………………………………………9 2. ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………………………….13 2.1 Стадии банкротства сельскохозяйственной организации………….13 2.2 Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций……………………………………………………….14 2.3 Основные пути решения проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций……………………………………………………….18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27 2 ВВЕДЕНИЕ Одной из центральных проблем аграрной экономики России была и остается неплатежеспособность сельскохозяйственных организаций. Их кризисное состояние в начале реформы объяснялось прежде всего макроэкономическими проблемами (например, проблемами, связанными с реализацией продукции, со страхованием, с налогообложением, кредитованием, разрывом межотраслевых связей, ограничением денежной массы, вызвавшим нехватку оборотных средств предприятий, либерализацию цен и значительный рост цен на услуги предприятий-монополистов). В сельском хозяйстве возник диспаритет цен, который в совокупности с инфляцией поглотил денежные накопления и оборотные средства сельскохозяйственных предприятий. Сельское хозяйство России сегодня находится в сложном положении. Отсутствие весомой государственной поддержки привело к существенному спаду сельскохозяйственного производства. На данный момент в России у 60-70% сельхозпредприятий фактически имеется угроза банкротства. Значимость сельского хозяйства как стратегического ресурса, способного обеспечить продовольственную и экономическую независимость государства, обуславливает необходимость проведения процедуры банкротства сельхозпредприятий компетентной командой специалистов. Юристы, обладающие комплексными знаниями в области сельского хозяйства, способны разработать индивидуальные подходы к восстановлению платежеспособности конкретного сельхозпроизводителя в рамках процедуры несостоятельности (банкротства). Если финансовое оздоровление сельхозпроизводителя представляется невозможным, задачей специалистов в области антикризисного управления является пропорциональное погашение требований кредиторов. Представляется особенно важным, чтобы банкротство сельскохозяйственных организаций способствовало тому, что прекращение у 3 сельскохозяйственной и рыболовецкой артели (личным трудом в деятельности кооператива может участвовать только физическое лицо — гражданин) не является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Результат его личного труда, соединенного с трудом других членов, никак не может быть индивидуализирован в стоимости производимой продукции. Такая оценка дается только в отношении полученного результата производственно-хозяйственной деятельности кооператива в целом»2. Налицо ошибка законодателя. Согласно статье 2 Федерального закона от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»3 сельскохозяйственные товаропроизводители — организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»4, в соответствии с которым сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Таким образом, можно констатировать, что в качестве критерия для признания того или иного хозяйствующего субъекта сельскохозяйственным товаропроизводителем называется полученная им от реализации продукции 2 Матигина Е.В., Михалева Т.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (постатейный). — Система ГАРАНТ, 2011. 3 Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2787. 4 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 28 февраля 2012 г. N 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (часть I). Ст. 27. 6 доля выручки, в которую включается стоимость не только произведенной, но и переработанной сельскохозяйственной продукции (рыбы). 1.2 Специфика сельскохозяйственных организаций Специфика финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций обусловлена действием следующих факторов: — сезонный, цикличный характер производства; — повышенный риск и достаточно протяженный временной период производства сельскохозяйственной продукции, характеризующийся зависимостью урожайности растений и продуктивности животных от природных факторов (засухи, морозов, стихийных бедствий и т. д.), что затрудняет прогнозирование (даже на 2—3 года) возможности восстановления платежеспособности организации; — разнообразие сельскохозяйственного бизнеса, обусловленное многоотраслевой специализацией производства в животноводстве и растениеводстве и др.; — более низкая по сравнению с другими отраслями экономики норма накопления капитала; — социальная значимость сельскохозяйственной организации для территории, на которой она размещается5. Не менее специфичными являются особенности имущественных отношений в сельскохозяйственной отрасли: — особый характер землепользования с использованием земель сельскохозяйственного назначения в качестве основного средства производства; — большая доля в имуществе сельскохозяйственного предприятия 5 Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) /Под ред. Е.А. Рыбасовой. – М.: Юстицинформ, 2011. С. 125. 7 объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающих всю прилегающую территорию; — большая доля неликвидного имущества (особенно недвижимого) в имущественном комплексе предприятия; — наличие имущества (скот, растения), требующего постоянного ухода и финансовых затрат. Нельзя не упомянуть о специфичности ситуации, нередко возникающей при проведении в отношении сельскохозяйственной организации процесса банкротства. Типичным случаем здесь является такой, когда работник сельскохозяйственного предприятия, одновременно с этим, является и его собственником (в сельскохозяйственном производственном кооперативе, открытом акционерном обществе), и кредитором (существующая задолженность по заработной плате, по выплате компенсаций социального характера)6. В современных социально-экономических условиях предприятия сельскохозяйственной отрасли, в большинстве своем, имеют неудовлетворительное финансовое положение, по крайней мере, к 80% из них могут быть применены критерии признаков банкротства, определенные действующим Федеральным Законом от 26.10.2002г № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.» (п.2, ст. 3). Это позволяет некоторым исследователям характеризовать процесс банкротства сельскохозяйственных организаций, как «закономерное 6 Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) /Под ред. Е.А. Рыбасовой. – М.: Юстицинформ, 2011. С. 126. 8 использования земли, сезонность производства, необходимость сохранения жизнедеятельности объектов социальной сферы. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»11 определил особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, т.е. организаций, которые в качестве основного вида деятельности осуществляют только производство сельхозпродукции либо ее производство и переработку при условии, что выручка от реализации такой продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки организации (сельскохозяйственные коммерческие организации обладают общей правоспособностью и вправе заниматься любой другой деятельностью, прямо не запрещенной законом). Особенности процедур банкротства применялись также к рыболовецким артелям, у которых выручка от реализации выращенной (произведенной и переработанной) сельхозпродукции и выловленных водных биоресурсов составляла не менее 70% общей суммы выручки. Законодатель учел более незащищенное положение сельскохозяйственных производителей по сравнению с другими участниками оборота, поэтому установил особые правила их банкротства. В частности, предусмотрел, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имели сельскохозяйственные организации и крестьянские хозяйства, расположенные в данной местности. Что касалось земельных участков ликвидируемой сельскохозяйственной организации, то они могли отчуждаться или переходить к третьим лицам на основании земельного законодательства (на тот период действовал Земельный кодекс РСФСР 1991 г.). К особенностям также относилась возможность увеличения срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом периода сельскохозяйственных работ. Этот срок мог составлять 1 год 9 месяцев. Если в течение срока внешнего управления имело место ухудшение финансового 11 СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222. 11 состояния в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, то срок внешнего управления мог быть продлен арбитражным судом еще на один год, и составлять, таким образом, 2 года 9 месяцев, в то время как общий максимальный срок внешнего управления — 1,5 года. 2 декабря 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»12 (в ред. от 28 апреля 2009 г.). В нем значительно усилены общие условия проведения банкротства: эта процедура должна проходить максимально результативно с сохранением производственного, экономического и трудового потенциала сельскохозяйственного предприятия. Закон направлен на недопущение передела собственности, предусматривает определенные льготы в отношении процедур банкротства сельскохозяйственных организаций лишь в том случае, если их выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки (для рыболовецких артелей — не менее 70%). Однако законодательство и 1998 г., 2002 г. не определяет, за какой период, в течение какого времени выручка должна составлять 50 (70%): за весь период деятельности юридического лица или за последний год(ы). Например, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Налоговом кодексе РФ за основу берется «календарный год». 12 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. Ст. 4190. 12 2. ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1 Стадии банкротства сельскохозяйственной организации Рассмотрение дела о банкротстве сельскохозяйственной организации включает в себя следующие стадии: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. В ходе наблюдения арбитражным управляющим проводится анализ финансового состояния должника. Особенностью его проведения в отношении сельскохозяйственных организаций является учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно- климатических условий. Кроме того, должна учитываться возможность удовлетворить требования кредиторов за счет тех доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится арбитражным судом. Следует иметь в виду, что Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в этом случае не применяется. В данном законе и Законе о банкротстве, несмотря на использование одинакового термина «финансовое оздоровление», речь идет о разных понятиях. В понимании Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» финансовое оздоровление — комплекс мер по реструктуризации долгов сельскохозяйственного товаропроизводителя при условии включения его в программу такого оздоровления. Закон о банкротстве регламентирует финансовое оздоровление в качестве процедуры, применяемой в деле о банкротстве, к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в 13 равнозначно упоминаются понятия «имущество и имущественные права», «предприятие», «имущество». Таким образом, на торги единым лотом выставляется все имущество должника, в том числе имущественные права. Сложность процедуры продажи имущества сельскохозяйственной организации в том, что, с одной стороны, оно подлежит продаже с открытых торгов, а с другой стороны, Законом определены лица, имеющие преимущественное право на приобретение имущества. При этом новая редакция ст. 179 Закона о банкротстве устанавливает две категории лиц, обладающих преимущественным правом на приобретение имущества. К первой категории относятся лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. Арбитражный управляющий обязан определить круг этих лиц15. В большинстве случаев сельскохозяйственным организациям на праве собственности принадлежат только земельные участки, находящиеся под объектами недвижимости, а земли, на которых осуществляется сельскохозяйственная деятельность, находятся в долевой собственности граждан, заключивших с должником договор аренды. Таким образом, фактическим владельцем земельного участка будет арендатор, а не собственник земельного участка, так как права владения и пользования передаются по договору аренды. При отсутствии кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки арбитражному управляющему будет трудно определить круг лиц, имеющих преимущественное право. Отнесение лиц к первой категории лиц, имеющих прав на приобретение имущества должника, имеет важное правовое значение, так как только в случае отсутствия желания таких лиц приобрести имущество 15 Башмаков Д.В. Актуальные вопросы несостоятельности (банкротства) в агропромышленном комплексе России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. N 9. С. 52. 16 преимущественное право приобретения имущества может быть реализовано лицам второй категории — сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности. В Федеральном законе не указан уровень административно- территориального деления, это может быть субъект РФ, район, населенный пункт. Представляется, решать, что понимать под понятием «данная местность» должно собрание кредиторов или комитет кредиторов, утверждая предложения о продаже имущества должника. После того, как собрание или комитет кредиторов утвердит начальную цену реализации имущества должника, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие сельскохозяйственной организации. При этом помимо обязательного уведомления неопределенного круга лиц о торгах арбитражный управляющий обязан направить уведомление о торгах всем лицам, относящимся к первой категории лиц, имеющих преимущественное право на приобретение имущества должника. Уведомление лиц второй категории осуществляется посредством обязательного опубликования в печатном органе по месту нахождения должника. В целях избежания неопределенности с определением этого печатного органа целесообразно его указывать в предложениях о продаже имущества должника. Торги по продаже имущества сельскохозяйственной организации имеют свою специфику, обусловленную наличием лиц, обладающих преимущественным правом приобретения имущества должника. Ст. 179 Закона о банкротстве допускает неоднозначное толкование процедуры проведения торгов. В частности, из анализа п. 3 ст. 179 Закона о банкротстве можно сделать вывод о том, что уже после того, как проведены торги и определена цена реализации имущества должника, арбитражный управляющий предлагает лицам, имеющим преимущественное право приобрести имущество, которые должны заявить о своем согласии в течение месяца 17 после проведения торгов. При этом покупателем имущества становится не победитель торгов, а лицо первой категории, которое первым направило заявку арбитражному управляющему в месячный срок после проведения торгов, а в случае отсутствия заявления лица первой категории — лицо второй категории, заявившее о своем желании приобрести имущество и только при отсутствии заявлений этих лиц договор купли-продажи заключается с победителем торгов16. Возможно, в соответствии с предложениями о продаже имущества должника будет предусмотрена следующая процедура проведения торгов: на торги приглашаются все желающие, собираются заявки, при этом в объявлении указывается, что по результатам приема заявок торги проводятся между лицами первой категории, в случае их отсутствия — между лицами второй категории, а если лица, обладающие преимущественным правом своим воспользовались и заявку не подали, то на торги допускаются все прочие лица и проводятся открытые торги по продаже имущества. Следует отметить, что после того, как торги по продаже предприятия с учетом положений ст. 179 Закона о банкротстве не состоялись, продажа имущества осуществляется в соответствии с общими нормами Федерального закона. 2.3 Основные пути решения проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций Опыт применения в отношении сельскохозяйственных организаций процедур банкротства убедительно показывает, что процесс восстановления платежеспособности и оздоровления экономики предприятий с применением этого механизма крайне неэффективен. Между тем, последствия проводимых в отношении 16 Бушев А.Ю., Городов О.А., Ковалевская Н.С. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (под ред. В.Ф. Попондопуло). — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. С. 218. 18 Федеральная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. В каждом из субъектов Российской Федерации создана территориальная комиссия, в компетенции которой находится рассмотрение вопроса о включении сельскохозяйственных организаций в процедуру финансового оздоровления, определяющую условия необходимые о предоставлении права на реструктуризацию долгов. В случае если сельскохозяйственная организация имеет признаки банкротства, но еще не возбуждено дело в арбитражном суде, она может рассчитывать на реструктуризацию долгов — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Следует отметить, что участие сельскохозяйственного предприятия в процедуре финансового оздоровления не является гарантией в том, что в отношении него не будет применена процедура банкротства. В соответствии с положениями Федерального закона, право на реструктуризацию задолженности сельскохозяйственной организации предоставляется один раз. При этом для вступления в программу реструктуризации сельскохозяйственной организации необходимо обеспечить уплату в полном объеме в течение 1 месяца текущих налоговых платежей до момента принятия территориальной комиссией решения о предоставлении права на участие в программе. Предприятия, не сумевшие выполнить необходимые требования и по этой причине не вошедшие в процедуру финансового оздоровления, автоматически попадают в категорию потенциальных банкротов. А те сельскохозяйственные товаропроизводители, кто принял участие в программе реструктуризации, но не смог выполнить условия заключенного соглашения по рассроченному погашению реструктурированной задолженности, потеряли право на льготное погашение задолженности. 21 Принять участие в программе финансового оздоровления повторно, согласно нормам Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», у них нет права18. Следует отметить несколько перспективных с организационной и экономической точки зрения мероприятий, которые могли бы принести свой результат в процессе реорганизации сельскохозяйственного предприятия, находящегося в стадии банкротства (внешнего управления). Одним из направлений выхода из критической ситуации для ряда сельскохозяйственных предприятий может стать их реструктуризация. В этом случае под реструктуризацией понимается структурная перестройка сельскохозяйственной организации в целях обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов и создания комплекса бизнес-единиц, жизнеспособных в нынешних условиях. Реструктуризация в рассматриваемом контексте включает в себя создание на базе сельскохозяйственного предприятия одного или нескольких юридических лиц, а также создание сельскохозяйственных организаций на базе земельных долей и имущественных паев, собственниками которых являются учредители (участники) сельскохозяйственных предприятий и (или) работники данной организации. Для сельскохозяйственных предприятий, к которым применена процедура внешнего управления, прежде всего, могут использовать следующие формы реструктуризации (организационно-правовой аспект): — преобразование в иную организационно-правовую форму юридического лица; — создание новых юридических лиц на базе имущества сельскохозяйственного предприятия, в том числе с применением ускоренных процедур банкротства; — создание новых юридических лиц различных организационно- правовых форм на базе земельных долей и имущественных паев учредителей 18 Файзрахманова Л.М. Особенности несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций // Правосудие в Поволжье. 2008. N 5. С. 44. 22 (участников) и (или) работников сельскохозяйственного предприятия. С помощью одного или нескольких их предложенных способов реструктуризации неплатежеспособного предприятия становится возможно (экономический аспект): — формирование самостоятельных малых предприятий, специализирующихся на производстве продукции растениеводства путем объединения земельных долей и имущественных паев — свертывание производства в общественном секторе животноводства и развитие его в личных подсобных хозяйствах бывших работников предприятия; — кооперация малых предприятий и личных подсобных хозяйств в обеспечении животных кормами; — кооперация объектов перерабатывающей отрасли с вновь созданными малыми предприятиями; — аренда малыми предприятиями основных производственных фондов с последующим выкупом у предприятий-банкротов; — кооперация малых предприятий по различным направлениям деятельности (обслуживание техники, получение инвестиций, снабжение, сбыт и т.д.); — создание на базе юридических лиц-банкротов новых организаций с передачей им части имущества19. Следует отметить, что практически все эффективные методы сохранения хозяйственного комплекса сельскохозяйственной организации, находящейся в процессе банкротства, предусматривает смену собственника предприятия. Таким образом, для того чтобы вовремя распознать и предотвратить финансовую несостоятельность организаций сельскохозяйственного назначения из-за неэффективности управления, необходимо систематически прогнозировать будущее состояние организации, путем проведения анализа 19 Телюкина М.В. Особенности нового законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Законодательство. 2009. N 5. С. 75. 23 работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год. • Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1) Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (в ред. от 30.12.2012 N 302-ФЗ) // Российская газета. – 1994. – 8 дек. 2) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 28 февраля 2012 г. N 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (часть I). Ст. 27. 3) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. Ст. 4190. 4) Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2787. 5) Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. 6) Башмаков Д.В. Актуальные вопросы несостоятельности (банкротства) в агропромышленном комплексе России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. N 9. С. 52. 7) Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Ведышева Н.О. Аграрное право (отв. ред. М.И. Палладина, Н.Г. Жаворонкова). — М.: Проспект, 2010. 8) Бушев А.Ю., Городов О.А., Ковалевская Н.С. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (под ред. В.Ф. Попондопуло). — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. 9) Гражданское право/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Юрист, 2010. 10) Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. 27 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) /Под ред. Е.А. Рыбасовой. – М.: Юстицинформ, 2011. 11) Матигина Е.В., Михалева Т.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (постатейный). — Система ГАРАНТ, 2011. 12) Телюкина М.В. Особенности нового законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Законодательство. 2009. N 5. С. 75. 13) Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М., 2009. 14) Туркина А.А. Институт несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных производителей в российском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 15) Файзрахманова Л.М. Особенности несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций // Правосудие в Поволжье. 2008. N 5. С. 42. 28