ОКОФ автомобиль

Организация (общая система налогообложения) в апреле 2020 года по окончании договора лизинга по выкупной стоимости приобрела автомобиль Toyota Land Cruiser 150 (Prado) с дизельным двигателем (объем 2,75 литра), который учитывался на балансе лизингополучателя. В акте приема-передачи по форме ОС-1 лизинговая компания указала код по ОКОФ — 310.29.10.23, 5-я амортизационная группа, фактический срок эксплуатации — 35 месяцев. Остаточной стоимости нет. Амортизация в отношении указанного автомобиля будет начисляться с использованием линейного метода.
Как организации-покупателю правильно принять к налоговому учету приобретенный автомобиль, а именно: какой указать код по ОКОФ, к какой амортизационной группе его отнести, какой срок полезного использования установить (организация будет ориентироваться на минимальный срок для соответствующей амортизационной группы)?

25 мая 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приобретенному организацией автомобилю соответствует код по ОКОФ 310.29.10.24. Он может быть отнесен к третьей или к пятой амортизационной группе (второй вариант менее рискованный). В рамках третьей амортизационной группы минимально возможный срок полезного использования равен 37 месяцам, в рамках пятой — 85 месяцам. Организация вправе уменьшить определенный таким образом срок полезного использования приобретенного автомобиля на срок его фактической эксплуатации до приобретения, то есть на 35 месяцев (до 2 и 50 месяцев).

Обоснование позиции:
Пунктом 1 ст. 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (п. 3 ст. 258 НК РФ). Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация).
Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Это справедливо при условии, что предыдущий собственник правильно определил амортизационную группу. В противном случае налогоплательщик должен определить амортизационную группу самостоятельно (постановление АС Поволжского округа от 06.03.2015 N Ф06-21153/13 по делу N А55-4802/2014).
Для целей применения приведенных норм данные о количестве лет (месяцев) эксплуатации основного средства предыдущими собственниками, о сроке полезного использования, установленном предыдущим собственником основного средства, об амортизационной группе (подгруппе), в которую основное средство было включено у предыдущего собственника, должны иметь документальное подтверждение (постановление АС Уральского округа от 16.11.2018 N Ф09-7392/18 по делу N А71-15379/2017, письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608). В частности, для этого могут использоваться данные акта о приеме-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1 (письма Минфина России от 05.07.2010 N 03-03-06/1/448, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064109).
Таким образом, полагаем, что нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования имущества, бывшего в употреблении, ему применять:
1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации (в соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ), как для нового объекта основных средств;
2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации, уменьшенного на срок фактического использования всеми прежними собственниками (первое предложение п. 7 ст. 258 НК РФ);
3) исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования прежним владельцем (второе предложение п. 7 ст. 258 НК РФ).
Наряду с этим отметим, что в письмах Минфина России от 20.01.2020 N 03-03-06/1/2355, от 06.08.2019 N 03-03-06/1/59100 предлагаются только два из приведенных вариантов.
Поскольку нормами главы 25 НК РФ не установлено иное, считаем, что приведенные правила применяются и при выкупе основных средств, являвшихся предметом лизинга (письмо Минфина России от 22.03.2011 N 03-03-06/1/168). При этом в ситуации, когда предмет лизинга учитывался на балансе лизингополучателя, возникают неясности в применении норм п.п. 7, 12 ст. 258 НК РФ, поскольку в таком случае амортизационная группа и срок полезного использования предмета лизинга определялись лизингополучателем, а не лизингодателем (предыдущим собственником) (п. 10 ст. 258 НК РФ). Такие неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться кодами ОКОФ. Согласно ОКОФ легковые автомобили относятся к группировке «Транспортные средства». Так, для средств транспортных с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) новых предусмотрен код 310.29.10.23. Данный код был присвоен автомобилю Toyota Land Cruiser 150 (Prado) с дизельным двигателем лизингодателем. Однако, учитывая, что организация-лизингополучатель приобретает уже не новый, а бывший в эксплуатации автомобиль, считаем, что ему больше соответствует код 310.29.10.24, предусмотренный для средств автотранспортных для перевозки людей прочих.
По общему правилу легковые автомобили согласно Классификации включаются в третью амортизационную группу (код 310.29.10.2). Исключения предусмотрены для автомобилей легковых малого класса для инвалидов (код — 310.29.10.24), которые отнесены к четвертой амортизационной группе, и для автомобилей легковых большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (код 310.29.10.24), отнесенных к пятой амортизационной группе. При этом порядок определения принадлежности автомобиля к высшему классу ни Классификация, ни другие правовые акты не устанавливают.
Суды при принятии решений относительно определения класса легковых автомобилей исходят из объема их двигателя (постановления АС Западно-Сибирского округа от 25.11.2015 N Ф04-25087/15, Девятого ААС от 01.02.2016 N 09АП-57192/15, Шестнадцатого ААС от 26.03.2015 N 16АП-2748/14, Четырнадцатого ААС от 13.07.2012 N 14АП-4458/12). При этом использование качественных характеристик считается субъективной оценкой (постановление АС Московского округа от 23.05.2016 N Ф05-6183/16). Если придерживаться данной позиции, то автомобиль Toyota Land Cruiser 150 (Prado) с дизельным двигателем объемом 2,75 литра можно отнести к третьей амортизационной группе. Однако не исключено, что налоговые органы при проверке будут настаивать на том, что данный автомобиль как автомобиль высшего класса должен относиться к пятой амортизационной группе (письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@, подробнее с данным вопросом можно ознакомиться здесь). Более безопасным с точки зрения предъявления претензий налоговыми органами, по нашему мнению, является второй вариант.
В рамках третьей амортизационной группы минимально возможный срок полезного использования равен 37 месяцам, в рамках пятой — 85 месяцам (п. 3 ст. 258 НК РФ). На наш взгляд, организация в анализируемой ситуации не лишена права уменьшить его на количество месяцев фактической эксплуатации приобретенного объекта основных средств (35 месяцев). Тогда минимально возможные сроки полезного использования в отношении приобретенного автомобиля будут составлять:
— два месяца — при отнесении автомобиля к третьей амортизационной группе;
— 50 месяцев — при отнесении автомобиля к пятой амортизационной группе.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным рассмотренной ситуациям нами не обнаружено.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет основных средств, бывших в эксплуатации. Установление срока полезного использования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Какую амортизационную группу присвоить легковому автомобилю Toyota Land Cruiser Prado 150?

Цитата (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2015 г. N 07АП-1533/15 ):Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» утверждена соответствующая классификация основных средств.
В соответствии с указанным Постановлением к третьей амортизационной группе со сроком полезного пользования от 3 до 5 лет относятся легковые автомобили; к пятой амортизационной группе со сроком полезного пользования от 7 до 10 лет относятся автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литров) и высшего класса.
Обществом срок полезного использования легкового автомобиля TOYOTA LAND CRUISER 150 (PRADO 4.0) установлен 60 месяцев, поскольку руководителю Общества непрестижно ездить в автомобиле семилетней давности.
Согласно паспорту транспортного средства N 78УН330437 автомобиль TOYOTA LAND CRUISER 150 (PRADO 4.0) имеет рабочий объем двигателя 3956 куб.см, соответственно должен быть отнесен к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования от 7 до 10 лет.
Поддерживая выводы суда первой инстанции в указанной части, апелляционный суд считает, что данные налогового учета заявителя, повлиявшие на сумму исчисленного налога, не основаны на нормах права и применены Обществом неправомерно. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств, к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение в использовании. Указанные показатели проставляются в паспорте транспортного средства при регистрации в органах ГИБДД.
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (коды 15 3410130 — 15 3410141) отнесены к пятой группе со сроком полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, а также принятие налогоплательщиком к учету спорного автомобиля как автомобиля большого класса, суд довод налогоплательщика об отнесении данного имущества к третьей амортизационной группе считает необоснованным, поскольку легковые автомобили большого класса относятся к пятой амортизационной группе.