О привлечении к административной ответственности

 В связи с введением в действие K010155_ Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан. 2. Настоящий Приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации. Министр Утверждена приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 21 мая 2001 года N 54 Инструкция по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан 1. Общие положения

1. Задачей органов юстиции по делам об административных правонарушениях являются предупреждение и пресечение административных правонарушений, выявление причин и условий, способствующих их совершению.
2. Инструкция по производству дел об административных правонарушениях (далее — Инструкция) регламентирует деятельность органов юстиции по выявлению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, организацию производства дел об административных правонарушениях, сроки их рассмотрения, исполнения, обжалования, а также организации делопроизводства и контроля за обоснованностью принятого решения.
3. Инструкция разработана в соответствии с K010155_ Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — Кодекс).
4. Органами юстиции выявляются административные правонарушения, предусмотренные статьями 128, 129, 145, 148, 353, 354, 356, 376 Кодекса.
5. Органами юстиции рассматриваются административные правонарушения, предусмотренные статьями 128, 145 Кодекса.
6. При осуществлении административного производства должностными лицами органов юстиции ссылки в документации по административному производству должны производиться только на нормы Кодекса.
2. Административное правонарушение и
административная ответственность
7. Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, перечисленные в пункте 4 настоящей Инструкции, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности.
8. Административной ответственности подлежат:
1) физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

2) юридическое лицо.
9. Должностное лицо привлекается к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основаниях, предусмотренных статьей 34 Кодекса.
Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее — индивидуальный предприниматель), а равно руководители, другие работники, выполняющие управленческие функции, не являющихся государственными органами или органами местного самоуправления организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, несут административную ответственность как должностные лица.
Примечание. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти (то есть наделенные в установленном законом порядке в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, правом издавать от имени государства или его органом юридически значимые акты или распорядительными полномочиями), либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан,
10. Не подлежат административной ответственности лица за совершение административных правонарушений при обстоятельствах, исключающих административную ответственность (ст.38-43 Кодекса).
11. Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
3. Административное взыскание и меры
административно-правового воздействия
12. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав лица, совершившего такое нарушение.
13. За совершение административного правонарушения к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания:
1) предупреждение;
2) административный штраф.
К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применить административное взыскание, указанное в подпункте 1), а также приостановление или запрещение деятельности юридического лица.
14. Предупреждение, административный штраф могут применяться только в качестве основных административных взысканий.
Предупреждение состоит в официальной даче органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения.
Предупреждение выносится в письменной форме.
15. Административный штраф (далее — штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыскания.
В случаях, предусмотренных в статьях особенной части раздела 2 Кодекса, размер штрафа выражается в процентах от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного законодательными актами Республики Казахстан, а также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законодательства Республики Казахстан.
16. Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в установленном законодательством порядке.
При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же судьей, органом (должностным лицом), то в случае наложения на это лицо взысканий одного и того же вида окончательный размер взыскания не может превышать трехкратного максимального предела, установленного Кодексом для данного вида взыскания.
17. Лицо, на которое наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания.
При длящемся административном правонарушении лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Течение срока наложения взыскания за административное правонарушение прерывается, если до истечения сроков, указанных в частях первой и третьей статьи 69 Кодекса, лицо совершит новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.
4. Органы, уполномоченные рассматривать дела
об административных правонарушениях
18. Должностные лица органов юстиции по правам интеллектуальной собственности согласно статьям 538, 551 K010155_ Кодекса рассматривают дела и налагают административные взыскания за следующие административные правонарушения:
1) незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности научного открытия, изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официальной публикации сведений о них, а равно присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;
2) незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, или сходных с ним обозначений для однородных товаров или услуг, а также незаконное использование чужого фирменного наименования, если эти деяния не причинили крупный ущерб.
19. К должностным лицам, имеющим право рассматривать и налагать административные взыскания за указанные административные правонарушения, относятся председатель Комитета по правам интеллектуальной собственности и его заместители, начальники территориальных органов юстиции и их заместители.
20. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы:
1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом;
3) правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие ответственность по делу, а также обстоятельства, позволяющие не привлекать лицо к административной ответственности;
5) имеются ли ходатайства и отводы;
6) извещены ли о месте и времени рассмотрения дела лица, указанные в статьях 584-588 Кодекса.
21. Должностное лицо, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело в случаях, если это лицо:
1) является родственником лица, привлекаемого к ответственности, или потерпевшего, их законных представителей, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
При наличии обстоятельств, предусмотренных данным пунктом настоящей Инструкции, должностное лицо обязано заявить о самоотводе.
При наличии обстоятельств, предусмотренных данным пунктом настоящей Инструкции, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, защитник и представитель, прокурор вправе заявить отвод должностному лицу.
Заявление о самоотводе, отводе подается вышестоящему должностному лицу, который рассматривает его в течение суток со дня поступления, и по результатам рассмотрения выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
22. Должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении принимает следующие решения:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, истребовании необходимых дополнительных материалов по делу. В случае необходимости должностное лицо также вправе назначить экспертизу;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол, в случаях составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение данного дела не относится к его компетенции либо вынесено определение об отводе должностного лица;
6) о передаче дела для рассмотрения по существу в соответствии со статьей 642 Кодекса;
7) о прекращении производства при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 580-581 Кодекса.
Решения, предусмотренные подпунктами 1)-6) настоящего пункта данной Инструкции, выносятся в виде определения.
Решение, предусмотренное подпунктом 7) настоящего пункта данной Инструкции, выносится в виде постановления.
23. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц.
24. Должностное лицо, приступив к рассмотрению дела об административном правонарушении:
1) объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какой статьи Кодекса привлекается к ответственности;
2) удостоверяется в явке физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к административной ответственности, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) устанавливает личность участников производства по делу и проверяет полномочия законных представителей физического лица или юридического лица, защитника и уполномоченного представителя;
4) выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела при отсутствии указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) в необходимых случаях выносит определение о приводе лица, участие которого является обязательным при рассмотрении дела, назначает переводчика;
6) разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
7) разрешает заявленные отводы и ходатайства;
8) оглашает протокол об административном правонарушении, а при необходимости — и иные материалы дела;
9) выносит определение об отложении рассмотрения дела в связи:
— с заявлением о самоотводе или отводе должностного лица, рассматривающего дело, если его отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
— с отводом защитника, уполномоченного представителя, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
— с необходимостью явки лиц, участвующих в рассмотрении дела, или истребования дополнительных материалов по делу. В случае необходимости должностное лицо выносит определение о назначении экспертизы;
10) выносит определение о передаче дела для рассмотрения дела по существу в случаях, предусмотренных статьей 646 Кодекса.
Должностное лицо, приступив к рассмотрению дела об административном правонарушении, заслушивает объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснение специалиста и заключение эксперта, исследуются иные

доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. 25. Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо выносит одно из следующих постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о прекращении производства по делу; 3) о передаче дела должностному лицу, правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера; 4) о принудительном исполнении и наложении штрафа. 26. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, вынесшего постановление; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) статья Кодекса, предусматривающая ответственность за административное правонарушение; 5) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 6) решение по делу; 7) порядок и сроки обжалования постановления. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным. 

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим постановление.
27. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему, законному представителю физического лица по их просьбе. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения.
28. Должностное лицо, рассматривающее дело при установлении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вносит в соответствующую организацию и должностным лицам представление о принятии мер по их устранению.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано заинтересованными лицами, а также опротестовано прокурором, в порядке и сроки, установленные Кодексом.
5. Возбуждение дел об административных правонарушениях
29. Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения;
2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления;
3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
30. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на то должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 639 Кодекса.
Право составления протокола об административном правонарушении предоставляется должностным лицам:
— Комитета по правам интеллектуальной собственности и территориальных органов юстиции при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 128, 129, 145, 356 K010155_ Кодекса;
— Комитета регистрационной службы и его территориальных органов при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 148, 356 Кодекса;
— Департамента регистрации и контроля за нормативными правовыми актами центральных и местных государственных органов, а также территориальных органов юстиции при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 353, 354 и 356 Кодекса;
— территориальных органов юстиции при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 376 Кодекса.
Право составления протокола об административных правонарушениях предоставляется должностным лицам, указанным в настоящем пункте данной Инструкции, на основании приказа или предписания, выданного руководителем уполномоченного органа юстиции в установленном законодательством порядке.
31. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело; место, время совершения и существо административного правонарушения; статья особенной части Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей, если они имеются; объяснение физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; название, регистрационный номер юридического лица, филиала, представительства и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается отметка в протоколе.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение, или представителем юридического лица, филиала, представительства. При наличии свидетелей, а также в случаях участия понятых, протокол подписывается также этими лицами.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к этому протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола об административном правонарушении в нем производится соответствующая запись.
Физическому лицу, законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку немедленно после его составления.
32. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
В случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех суток с момента выявления правонарушения.
33. Протокол об административном правонарушении в течение суток направляется для рассмотрения судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
34. В случаях, когда протокол составлен неправомочным лицом, при неправильном составлении протокола и оформлении других материалов дела, а также в иных случаях, предусмотренных подпунктом 4) статьи 646 Кодекса, недостатки протокола и других материалов устраняются в срок не более трех суток со дня их получения от судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Исправленный протокол и другие материалы дела с внесенными в них изменениями повторно направляются судье, органу (должностному лицу), рассматривающему дело об административном правонарушении, в течение суток со дня устранения недостатков.
35. Изъятие документов и вещей, являющихся орудием или объектами правонарушений, обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 618 Кодекса, осуществляется должностными лицами, уполномоченными применять соответствующие меры обеспечения производства по делу, с участием двух понятых.
36. Об изъятии вещей и документов составляется протокол (ст.628 Кодекса), копия которого вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу, или его законному представителю, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты соответствующие документы и вещи, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты соответствующие документы и вещи, от подписания протокола в нем производится соответствующая запись.
В протоколе об изъятии документов и вещей (протоколе об административном правонарушении) содержатся сведения о видах и иных идентификационных признаках изъятых вещей.
37. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном

правонарушении хранятся в местах, определяемых должностным лицом, произведшим изъятие, в порядке, определяемом соответствующим органом исполнительной власти. 38. После рассмотрения дела в соответствии с вынесенным постановлением изъятые документы и вещи возвращаются их владельцу или конфискуются, или реализуются, или хранятся, или уничтожаются в установленном порядке. 39. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке и условиях, предусмотренных главами 33-35 Кодекса. 6. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий 40. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или опротестовано;
2) немедленно после вынесения определения по жалобе, протесту, а также вынесения постановления в случае, предусмотренном статьей 664 K010155_ Кодекса.
Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу.
41. Обращение постановления о наложении административного взыскания к исполнению возлагается на должностное лицо, вынесшее постановление. Постановление направляется органу (должностному лицу), уполномоченному приводить его в исполнение в течение суток со дня вступления его в законную силу.
42. Постановление о наложении административного взыскания приводится в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном Кодексом.
43. Постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения исполняется должностным лицом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 652 Кодекса.
44. Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее тридцати суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения отсрочки, предусмотренной статьей 701 Кодекса.
Штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится физическим лицом или перечисляется юридическим лицом в государственный бюджет в установленном порядке.
Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа на физических и юридических лиц, производится в порядке, установленном статьями 708, 709 Кодекса.
Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление.
7. Ведение делопроизводства по делам
об административных правонарушениях
45. Протоколы об административных правонарушениях составляются с учетом требований статьи 635 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». <*>
Сноска. Пункт 45 в новой редакции — приказом Министра юстиции РК от 3.08.2001г. N 97 V011638_ .
46. Руководители территориальных органов юстиции на местах обязаны

обеспечить своевременное изготовление и получение бланков, а также осуществлять контроль за их хранением и использованием по назначению. 47. Журналы учета предписаний, протоколов, актов, составленных на правонарушителей, привлекаемых к административной ответственности, должны храниться у ответственного лица, определенного приказом руководителя территориального органа юстиции, и должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью того же органа. 48. <*> Сноска. Пункт 48 исключен приказом Министра юстиции РК от 3.08.2001г. N 97 V011638_ . 8. Организация контроля за производством по делам об административных правонарушениях 49. Ответственность за состояние делопроизводства и учета возлагается на руководителя соответствующего органа юстиции. 50. Контроль за состоянием делопроизводства и учета осуществляется курирующими вице-Министрами юстиции. 51. Министерство юстиции осуществляет плановые проверки территориальных органов по делам об административных правонарушениях. 52. В ходе проверок подлежат изучению следующие вопросы: - правильность составления протоколов, справок о результатах проверок и других документов; - состояние хранения, учета и выдачи бланков документов строгой отчетности; - состояние работы с жалобами и заявлениями. 53. В случае выявления упущений и недостатков в работе, принимаются меры по их устранению. Серия ______ N_______

 ПРОТОКОЛ

об административном правонарушении

__________________________ "______"________ 2001 г. (место составления)

Нами,_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ (должность и ФИО сотрудников (подразделения МВД РК, МГД РК; Агентства финансовой полиции РК, Комитета по правам интеллектуальной собственности
МЮ РК)

 действующими в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан P010411_ Положением о Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК за N 411 от 29.03.2001 г., согласно ст.ст. 28, 29, 30 K010155_ Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. N 155-II ЗРК; совместного приказа МВД РК N 119 от 29.02.00 г.; МГД РК N 168 от 01.03.00 г.; МЮ РК N 23 от 29.02.00 г. и согласованного с Генеральной прокуратурой РК. В присутствии понятых (свидетелей):1. ____________________________________________________________________2. ____________________________________________________________________подписи понятых (свидетелей): 1._____________ 2.___________(с правами и обязанностями понятых в соответствии ст. ст. 594, 595 КоАП ознакомлен) составлен настоящий протокол. При проверке деятельности _____________________________________________ (наименование и адресные реквизиты_______________________________________________________________________ государственного или иной формы собственности пользователя объектов______________________________________________________________________, авторского права и смежных прав, ФИО нарушителя, год рождения, домашний адрес) УСТАНОВЛЕНО:_______________________________________________________________________ (место, время совершения и сущность обнаруженных в ходе проверки _______________________________________________________________________ нарушений административного законодательства, описание данных и_______________________________________________________________________ количество контрафактных экземпляров произведений или фонограмм _______________________________________________________________________и т.п., мотивы отказа выдачи данных о доходах и выдачи неверных данных)______________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Указанные нарушения влекут ответственность в соответствии со ст. 129, 128, 145, 356 (ненужное вычеркнуть). Согласно ст.584 лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Объяснение правонарушителя___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Подпись: _____________________________ На основании вышеизложенного данный протокол вместе с прилагаемыми материалами для наложения административного взыскания согласно ст. 640 подлежит направлению по месту совершения правонарушения - судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении (адм. комиссия) района (города) __________области. Адрес, телефон: ________________________________________________________Замечания и дополнения к протоколу не имею (имею)_______________________ (подпись правонарушителя) Протокол составлен: (сотрудники подразделения Комитета по правам интеллектуальной собственности МЮ РК, МВД РК, МГД РК, Агентства финансовой полиции РК)_______________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________ _______________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________ (понятые) (Ф.И.О.) подпись _______________________________________________ ____________________ (подпись правонарушителя) Копию протокола получил, с правами и обязанностями ознакомлен: ________ ПРОТОКОЛ N_________ изъятия контрафактной продукции__________________________ "______"___________2001 г. (место составления) Нами (мною),______________________________________________________ (должность, ФИО сотрудников МВД и специалисты)_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ при присутствии понятых гр.____________________________________________ правами и обязанностями понятых в соответствии_______________________________________________________________________со ст. 595 Кодекса РК об административных правонарушениях ознакомлены______________________________________________________________________________________________________________________________________________ действующим в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан P010411_ Положением о Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК за N 411 от 29.03.2001 г. согласно ст. 618, 628, 632 K010155_ Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (ст.129); Закона РК Z960006_ "Об авторском праве и смежных правах" от 10 июня 1996 г. составлен настоящий протокол об изъятии следующих контрафактных экземпляров:_______________________________________________________________________ N ! Наименование ! Цена, тенге ! Кол-во, шт.-----------------------------------------------------------------------___!_________________________________!_________________!__________________!_________________________________!_________________!__________________!_________________________________!_________________!__________________!_________________________________!_________________!_______________ Вышеуказанной продукции (вид ____________________________) изъято___________ штук на сумму ___________ тенге. Материальные ценности до решения по существу вопроса будут находиться в _______________________________________________________________________ по адресу: _______________________________________________________________________________________________________________________________________кабинет N___________________, телефон ___________________________________ Замечания и дополнения к протоколу не имею ______________________________Сотрудник Комитета (МВД) ______________________________Понятые ______________________________Правонарушитель ______________________________Протокол составил ______________________________Копию протокола получил: ______________________________ N ____________________________ Серия ________________________ Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан ПРЕДПИСАНИЕ N____________ "______" ________ 200__г._________________________________________________________________________ (ф. и. о.) (должность) предписывается осуществлять проверку деятельности юридических ифизических лиц, находящихся на территории_________________________________________________________________________ (область, город, район)по адресу________________________________________________________________ на предмет соблюдения (ст.ст. 128, 129, 145, 356 K010155_ Кодекса РК об административных правонарушениях; ст. 184 K970167_ УК РК). При совместной проверке с соответствующими органами - указать подразделение МВД РК, МГД РК, АФП РК_____________________________________ _________________________________________________________________________ Действительно: с "____"________ 200_ г. по "___"________ 200_ г. Подпись _______________Председатель ____________________________ Предписание мне объявлено, его сущность на обжалование в соответствующие органы мне разъяснены, а также разъяснено, что обжалование не приостанавливает его исполнение.

 Протокол 

об административном правонарушении

____________________ "______"________ 200__ год.(место составления) Мною,________________________________________________________________________________________________________________________________________ (должность и ФИО должностного лица)действующим в соответствии со статьей 636 K010155_ Кодекса. В присутствии свидетелей: 1._____________________________________________2._______________________________________________________________________ с правами и обязанностями в соответствии со ст. 594 Кодекса ознакомлен(а) подписи свидетелей: 1.________________________ 2.________________________составлен настоящий протокол.При проверке_____________________________________________________________ (наименования и адресные реквизиты государственного органа) УСТАНОВИЛ:_________________________________________________________________________ (нарушение ст.ст. 148, 356 Кодекса) Согласно статье 548 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Объяснения правонарушителя__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ подпись:____________________Либо объяснение прилагается отдельным листом. На основании вышеизложенного данный протокол вместе с прилагаемыми материалами для наложения административного взыскания согласно ст. 640 Кодекса подлежит направлению по месту совершения правонарушения - судье; Район (города)_____________области. Адрес, телефон:_________________________________________________________Протокол составлен: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (ФИО должностного лица) _________________________ подпись Замечания и дополнения к протоколу не имею (имею) _______________________ _________________________________________________________________________ (ФИО и подпись правонарушителя)Отказался в подписании протокола ________________________________________ (ФИО и подпись свидетеля) Копию протокола получил(а), с правами и обязанностями ознакомлен(а):________ Протокол об административном правонарушении____________________ "______"________ 200__ год.(место составления) Мною,________________________________________________________________________________________________________________________________________ (должность и ФИО должностного лица)действующим в соответствии со статьей 636 Кодекса. В присутствии: 1.________________________________________________________2._______________________________________________________________________ подписи понятых: 1.___________________________ 2.________________________ (с правами и обязанностями понятых в соответствии со ст. 595 Кодекса ознакомлен(а) составлен настоящий протокол.При проверке_____________________________________________________________ (наименование и адресные реквизиты государственного органа) УСТАНОВИЛ:_________________________________________________________________________ (нарушение ст.ст. 353, 354 и 356 Кодекса) Согласно статье 548 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Объяснения правонарушителя__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ подпись:____________________Либо объяснение прилагается отдельным листом. На основании вышеизложенного данный протокол вместе с прилагаемыми материалами для наложения административного взыскания согласно ст. 640 Кодекса подлежит направлению по месту совершения правонарушения - судье; Район (города)_____________области. Адрес, телефон:_________________________________________________________Замечания и дополнения к протоколу не имею (имею) _______________________ _________________________________________________________________________ (ФИО и подпись правонарушителя)Отказался в подписании протокола ________________________________________ (ФИО и подпись правонарушителя) Протокол составлен: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (ФИО должностного лица) _________________________ подпись __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (ФИО правонарушителя) _________________________ подпись Копию протокола получил(а), с правами и обязанностями ознакомлен(а):______________ Образец Протокол об административном правонарушении"______"________ 200__ год. ____________________ дата составления (место составления) Мною,________________________________________________________________________________________________________________________________________ (должность и ФИО лица, составившего протокол)действующего в соответствии согласно ст.ст. 28-30 K010155_ Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30.01.2001 г. В присутствии свидетелей: 1._____________________________________________2._______________________________________________________________________ (с правами и обязанностями согласно ст. 595 ознакомлены)составлен настоящий протокол в отношении__________________________________________________________________________________________________________ (ФИО нарушителя, год рождения, домашний адрес) При этом УСТАНОВЛЕНО:_________________________________________________________________________ (место, время совершения и сущность нарушений административного _________________________________________________________________________ законодательства)_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Указанные нарушения влекут ответственность в соответствии со ст. 376 Кодекса. Согласно ст. 548 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Объяснение правонарушителя__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ подпись:____________________ На основании вышеизложенного данный протокол вместе с прилагаемыми материалами для наложения административного взыскания согласно ст. 640 направляется в территориальный орган, судье, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении________________________ области. Адрес, телефон:_________________________________________________________Замечания и дополнения к протоколу не имею (имею) _______________________ _________________________________________________________________________ (подпись нарушителя)Протокол составлен: ______________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _______________________ ______________________________________ _______________________ ФИО подпись ______________________________________ _______________________(свидетели)___________________________ _______________________ ______________________________________ _______________________ подпись правонарушителя Копию протокола получил, с правами и обязанностями ознакомлен____________ (Специалисты: Склярова И.В., Умбетова А.М.) 

Обзор судебной практики по вопросам извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

I. Основные положения об извещении лиц, участвующих в деле об административном правонарушении

В силу статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Данная норма направлена на соблюдение правовых гарантий защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

Цель направления уведомления — это извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте составления и подписания протокола об административном правонарушении, о дате, времени и месте составления названного протокола или рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения ему процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из статьи 25.15 КоАП РФ в извещении должны указываться следующие сведения:

— о лице, которому такое извещение направлено;

— адрес — для гражданина и индивидуального предпринимателя — это место его жительства, для юридического лица — место нахождения юридического лица, определяемое на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц;

— о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения дела об административном правонарушении.

Следовательно, КоАП РФ не устанавливает требований к содержанию извещения, кроме как, указания лица, которому такое извещение направлено, адреса, времени и места составления протокола об административном правонарушении (рассмотрения дела об административном правонарушении).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснил, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся сходные разъяснения: поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

При разрешении споров об исполнении административным органом обязанности извещения организации при уведомлении ее представителя необходимо учитывать, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является (пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по вопросам извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, а именно:

— споры о способе осуществления извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении;

— неисполнение/ненадлежащее исполнение административным органом обязанности по извещению лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении:

— несоблюдение порядка оказания услуг почтовой связи по доставке и вручению почтовых отправлений;

— некорректный адрес направления извещения;

— недостатки содержания уведомительных документов, не заблаговременность направления и доставки извещения;

— споры об исполнении обязанности извещения организации при уведомлении ее представителя.

II. Выводы судов

Споры о способе осуществления извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

1.1. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.11.2015 N Ф01-4725/2015 по делу N А17-1070/2015

Исковые требования:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ (административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Арслановой Л.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, за несоблюдение арбитражным управляющим требований пункта 7 статьи 12, пункта 4 статьи 13, пункта 1 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Решение суда:

Заявление удовлетворено, арбитражному управляющему назначено наказание в виде штрафа.

Позиция суда:

Признавая, что Управление (административный орган) приняло необходимые и возможные меры для уведомления арбитражного управляющего о времени и месте составления протокола о совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и обеспечения ему возможности реализовать права и гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, суд исходил из того, что при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица о составлении протокола, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно, следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи), и принял во внимание, что извещение о составлении протокола об административном правонарушении получено представителем арбитражного управляющего по доверенности, а также направлено по адресу, который указан в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, о времени и месте составления протокола административный орган уведомлял арбитражного управляющего и путем направления телеграммы по адресу, указанному в Реестре, организация, осуществлявшая доставку телеграмм, соблюдая требования к оказанию услуг телеграфной связи, неоднократно пыталась вручить телеграмму адресату, однако телеграмма не была доставлена, так как квартира была закрыта, адресат по извещению за телеграммой не являлся.

1.2. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2015 N Ф04-20608/2015 по делу N А70-14986/2014

Исковые требования:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ (административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Миненкова Д.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Решение суда:

В удовлетворении заявления отказано.

Позиция суда:

Суд кассационной инстанции, не согласившись с выводом суда апелляционной инстанции, отклонившего довод арбитражного управляющего о не извещении надлежащим образом о времени и месте составления протокола о совершении административного правонарушения, со ссылкой на то, что извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении управлением было направлено арбитражному управляющему почтой, по электронной почте, а также посредством SMS-уведомления на номер телефона арбитражного управляющего, указанный в деле о банкротстве, установил, что уведомление о месте и времени составления протокола не направлялось арбитражному управляющему по месту его регистрации, то есть административный орган не исполнил требования статьи 25.15 КоАП РФ; представленная административным органом с сайта предприятия «Почта России» информация не содержит сведений о вручении по состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении арбитражному управляющему писем, направленных почтой.

Отправка же на номер телефона арбитражного управляющего SMS-сообщения не может быть признана надлежащим извещением, поскольку сведения о согласии арбитражного управляющего на извещение посредством SMS-сообщения в материалах дела отсутствуют; кроме того, поскольку в рассматриваемом деле направление уведомления по электронной почте и посредством SMS-сообщения не позволяет контролировать получение информации лицом, которому оно направлено, вывод суда апелляционной инстанции о надлежащем извещении арбитражного управляющего о месте, дате, времени составления протокола об административном правонарушении названными способами является ошибочным.

1.3. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.12.2014 N Ф02-5455/2014 по делу N А10-1666/2014

Исковые требования:

ООО «Ижемей» обратилось в суд с заявлением к службе государственного строительного надзора по субъекту РФ (административному органу) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.

Решение суда:

В удовлетворении заявления отказано.

Позиция суда:

Вопреки позиции ООО «Ижемей» о том, что направление уведомления на электронный адрес не обеспечивает заблаговременное получение извещения о составлении протокола получателем и фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату, суд установил, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено получателю по электронной почте на электронный адрес ООО «Ижемей»: ijemei@mail.ru, который также указан получателем при подаче заявления в арбитражный суд. В подтверждение этому суд исследовал представленные скриншоты страниц из сети Интернет, из которых усматривается, что уведомление было действительно отправлено ООО «Ижемей».

1.4. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2014 N Ф09-8606/14 по делу N А50-5212/2014

Исковые требования:

ООО «Стройцентр» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по муниципальному образованию в лице Отделения дорожного надзора отдела ГИБДД (административного органа) о привлечении к ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа.

Решение суда:

Какие права и обязанности у лиц, привлекаемых к административной ответственности?

Права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены в ст. 25.1 КоАП РФ. Так, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, либо его представителю, в обязательном порядке, разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Одной из важных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является право пользоваться юридической помощью защитника (статья 25.5 КоАП РФ). В качестве защитника может выступать адвокат или иное совершеннолетнее лицо по усмотрению лица, привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, правонарушителю предоставлено право давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ). Кроме вышеперечисленных, к правам лиц, в отношении которых возбуждено административное производство, также относятся: право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства (например – о проведении экспертизы и т.п.) и отводы, а также иные процессуальные права в соответствии с КоАП РФ (статья 25.1 КоАП РФ). Также на правонарушителя распространяются положения ст. 51 Конституции РФ, согласно которым, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Также, в целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, дело об административном правонарушении рассматривается с его участием. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но при условии, что оно надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, и что от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ законодатель указывает на обязанность правонарушителя явиться на рассмотрение дела в случае, если судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, признали обязательным его присутствие при рассмотрении дела. Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано присутствовать при рассмотрении дела, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, либо лица без гражданства или обязательные работы. Кроме того, в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ закреплена обязанность лиц, подвергнутых административному штрафу — уплатить штраф, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Рассматриваемая обязанность иным образом сформулирована применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Так, административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Установление более короткого срока для уплаты административного штрафа обусловлено тем, что административный штраф иностранному гражданину или лицу без гражданства может назначаться одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Также в ч. 6 ст. 32.10 КоАП РФ закреплена обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, — выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

Постановление Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 39-АД17-2Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, за нарушение правил содержания и ремонта жилого дома.Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29.10, части 2 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные сведения также указываются в постановлении по делу об административном правонарушении, решениях, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на такое постановление.

Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 302-АД16-19402 по делу N А33-23408/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании постановления.Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу об отсутствии у административного органа оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Суды посчитали, что управлением в нарушение положений статьи 26.11 КоАП РФ не дана правовая оценка доказательствам, представленным заявителем в подтверждение обстоятельств, свидетельствующих о реализации обществом с ограниченной ответственностью «Красритейл» некачественной молочной продукции, не соответствующей предъявляемым к ней обязательным требованиям. При этом в постановлении о прекращении производства по административному делу, исходя из положений, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 29.9, пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства. По означенному основанию суды признали оспоренное постановление управления незаконным и подлежащим отмене.

Постановление Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 69-АД17-2Требование: Об изменении постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.Решение: Требование удовлетворено, поскольку вывод о нарушении заявителем ПДД РФ сделан судом при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении другого участника ДТП.

По смыслу статей 25.1, 26.1 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья решает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения исключительно в отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении не может содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось.

Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 309-АД17-2897 по делу N А50-5807/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.

Данные обстоятельства в силу пунктов 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении и согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ указываются в постановлении по делу об административном правонарушении. В ином случае постановление административного органа о назначении административного наказания не может быть признано соответствующим требованиям названного Кодекса.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 3-АД17-1Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.Решение: Производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Помимо изложенного, из представленных с поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобой материалов следует, что в нарушение положений статей 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении, врученная обществу, не идентична подлинному экземпляру постановления мирового судьи Пионергорского судебного участка города Ухты Республики Коми от 19.05.2016 N 5-225/2016, приобщенному в материалы дела (л.д. 138 — 140). Так, подлинный экземпляр данного судебного акта, в отличие от его копии, не содержит выводов мирового судьи, касающихся исчисления срока давности привлечения общества к административной ответственности по настоящему делу.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 111-О»Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шпалова Александра Вадимовича на нарушение его конституционных прав статьями 30.7 и 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу (пункт 6 части 1 статьи 29.10); это требование распространяется и на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 30.7); по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест (часть 1 статьи 30.16); в постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, в числе прочего указываются доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте; возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест; мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (пункты 7 — 9 части 1 статьи 30.18).

Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2017 N 305-АД16-18920 по делу N А40-36332/16Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как был установлен факт несоблюдения обществом обязанности, возложенной законом на перевозчика при международной перевозке автомобильным транспортом, сообщить таможенному органу достоверные сведения о количестве грузовых мест и весе брутто товара.

Ссылка в жалобе на наличие в материалах дела ненадлежащего доказательства — акта таможенного досмотра, содержащего недостоверную информацию и положенного в основу оспариваемого постановления, несостоятельна. Судами при рассмотрении дела не установлено безусловных оснований для отмены постановления административного органа, признанного соответствующим положениям статьи 29.10 КоАП РФ.

Постановление Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 18-АД16-169Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, за выезд транспортного средства на полосу дороги, предназначенную для встречного движения.Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Постановление Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 60-АД16-5Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства.Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях заявителя присутствует состав вмененного административного правонарушения, порядок и срок давности привлечения к ответственности соблюдены.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 3017-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Тертей-Флот» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», конкретное правило, нарушенное лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в силу специфики регулируемой деятельности может не только быть прямо закреплено в актах, которые отвечают традиционным критериям нормативных правовых актов, но и следовать из сложившегося правового режима осуществления деятельности, который известен (должен быть известен) лицам, профессионально занимающимся соответствующей деятельностью, как это имеет место, например, применительно к режиму судоходства.

Постановление Верховного Суда РФ от 11.11.2016 N 44-АД16-28Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика.Решение: Производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Коронавирус, пандемия, карантин – эти термины за последние несколько недель стали частью нашей обыденности, которая перевернулась «с ног на голову». Как бизнесу справляться с наказаниями за нарушение карантина?

Но, как говорится, жизнь продолжается – для государства, бизнеса и для нас с вами. Только в новой реальности, где все вынуждены подстраиваться под угрозы и риски, связанные с COVID-19.

Бизнес при этом меняет формы, способы, форматы и алгоритмы своей деятельности, и в этих трудностях находятся новые возможности. Наряду с этим принимаются законодательные акты в поддержку плательщиков налогов, льготирования отдельной деятельности, что сопровождается усилением государством своей «карательной» роли, чтобы обеспечить соблюдение «карантинных» норм.

Так, за последнее время существенно повышены размеры административных штрафов за нарушение правил карантина людей. Для граждан – это штраф от 17 тыс. грн до 34 тыс. грн, для должностных лиц – от 34 тыс. грн до 170 тыс. грн. Скажем прямо, их размеры «впечатляют» как рядового гражданина, так и большую часть представителей отечественного бизнеса.

Но необходимо помнить, что догмой должно являться то, что привлечь к юридической ответственности возможно лишь на законных основаниях и с соблюдением установленного порядка. К сожалению, в этом контексте существующая действительность в нашем государстве далека от «идеала».

Полностью поддерживая необходимость соблюдения карантина, тем не менее считаю целесообразным определить акценты, которые помогут защитить бизнес от неправомерного применения административной ответственности за «нарушение» карантинных норм.

1). Только фактическое нарушение установленных обязательных норм и правил может быть основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 443 КОАП.

В соответствии с этой нормой КОАП, основанием для применения административного штрафа являются нарушения правил карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-протиэпидемических правил и норм, предусмотренных законом Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний», другими актами законодательства, а также решениями органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями. Как видим, статья лишь описывает в общем нарушения, при этом их не конкретизируя.

Акцентирую внимание, что суть и содержание нарушения – это конкретное предписание или требование, установленное действующим законодательством, в том числе решениями органов местного самоуправления, которые не выполнил либо нарушил субъект хозяйствования.

При этом рекомендации государственных и местных органов, направленные на борьбу с пандемией коронавируса, для бизнеса не являются (!) обязательным. Как следствие, нарушение этих рекомендаций не является основанием применять административные штрафы.

Совет в данном случае достаточно прост. Проводите обязательный мониторинг действующих и новых норм и правил в этой сфере, в том числе отслеживайте принятие решений органами местного управления.

2). Существует специальное производство для привлечения к административной ответственности за нарушение «карантинных норм» по ст. 443 КОАП. Может показаться неожиданным, но протокол об административном нарушении может быть использован для защиты интересов предполагаемого нарушителя.

Процесс привлечения к административной ответственности за нарушение «карантинных норм» – это не «аналог» проверки контролирующим органом или посещения инспектора труда. Существует специальный, урегулированный КОАП порядок производства в делах об административных правонарушениях. В нем (условно) можно выделить несколько этапов:

1) составление протокола в деле об административном правонарушении;

2) рассмотрения дела об административном нарушении судом;

3) обжалование постановления в деле об административном правонарушении (необязателен);

4) исполнение решения о наложении штрафа (необязателен).

В данном случае документом, с которого начинается производство, является протокол об административном правонарушении. Согласно требованиям КОАП, протоколы по ст. 443 могут составлять уполномоченные должностные лица Национальной полиции, органов охраны здоровья, органов государственной санитарно-эпидемиологической службы (данная служба была ликвидирована в 2017 году), сельских, поселковых и городских советов.

По данным Национальной полиции Украины по состоянию на 31.03.2020 года, полицией было составлено 3 152 протокола по ст. 443 КОАП.

В свою очередь, дела об административных правонарушениях по этой статье рассматривают суды по месту совершения административного правонарушения.

Практика рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности по ст. 443 КОАП показывает, что именно неправильное оформление протокола об административном правонарушении являлось основанием закрыть производство в деле без привлечения к ответственности либо направить материалы дела на дооформление.

Наиболее часто встречающиеся ошибки: отсутствие в протоколе данных о должностном лице-правонарушителе, сути нарушения, конкретизации неправомерных действий, ссылок на необходимые нормативно-правовые акты.

Совет: используйте ошибки в протоколе в свою пользу! Обратите внимание на соответствие протокола действующему законодательству. При наличии возражений необходимо фиксировать их в протоколе или предоставить письменные пояснения к материалам дела об административном правонарушении, о чем сделать в протоколе соответствующую отметку.

3). Производство в делах об административном правонарушении по ст. 443 КОАП – это, прежде всего, состязательный процесс, в котором стороны наделены правом представлять дополнительные доказательства в подтверждение своей позиции.

Составление протокола – это не «приговор» и не штраф. Это только начало производства в деле об административном правонарушении, где наиболее вероятными результатами могут быть отказ в привлечении к ответственности или применение штрафа.

Если речь идет о бизнесе, то только должностное лицо может быть привлечено к ответственности по ст. 443 КОАП. В данном случае это не юридическое лицо как таковое и не «рядовой» наемный работник, например, продавец. Должностное лицо – это лицо, имеющее соответствующие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

Им может быть, к примеру, руководитель юридического лица или структурного подразделения. Именно должностное лицо в вправе доказывать в суде неправомерность привлечения к административной ответственности.

Нормами КОАП предусмотрен широкий перечень дополнительных доказательств, которые могут быть использованы в суде: письменные доказательства, пояснения предполагаемого нарушителя, показания свидетелей и др. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении интересы должностного лица может представлять адвокат или иной специалист в области права.

Приведу в связи с этим конкретный, успешный с точки зрения бизнеса пример из судебной практики. Постановлением Ковпаковского районного суда г. Сумы в деле № 592/3990/20 от 25.03.2020 года было закрыто производство в деле об административном правонарушении по ст. 443 КОАП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В этом деле в соответствии с составленным протоколом было установлено, что магазин, принадлежащий ФЛП, не остановил работу в связи с карантином, а продолжал обслуживать посетителей. В суде ФЛП пояснил, что владеет тремя магазинами, два из которых закрыты, а третий выполняет адресную доставку товаров личной гигиены.

Во время составления протокола магазин был закрыт, а на входе стоял стол, через который выдавался товар. В торговой точке находился один работник, который с соблюдением всех санитарных норм выдавал товар, заказанный покупателями накануне по телефону. Посетители в торговый зал не допускались, покупателей внутри магазина не было.

Защитник в суде настаивал на том, что в действиях ФЛП отсутствовал состав административного нарушения и никаких доказательств его вины не предоставлено. Более того, он указывал на то, что на торговлю средствами гигиены ограничения не распространяются.

Как результат, принимая дополнительные доказательства при рассмотрении дела, судом не был установлен факт совершения ФЛП административного нарушения.

Совет. Если в отношении Вас составили протокол об административном правонарушении по ст. 443 КОАП и Вы с этим не согласны, используйте весь «арсенал» юридических средств, предусмотренных законом, с целью доказать свою правоту. Как говорится, «дорогу осилит идущий».