О несостоятельности банкротстве кредитных организаций

Финансовое право

С.В. Тимофеев

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИЗНАННЫХ БАНКРОТАМИ

В данной статье рассматриваются общие положения о процедуре конкурсного производства в делах о банкротстве кредитных организаций. Автором уделяется внимание правовому статусу конкурсного управляющего, в том числе его полномочиям и ответственности при ликвидации кредитной организации

Ключевые слова: кредитная организация, банкротство, конкурсное производство, конкурсный управляющий, арбитражный суд, страхование вкладов.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»1 при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только одна процедура — конкурсное производство. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»2, не применяются.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее -банкротство).

При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной

© Тимофеев С.В., 2013

организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Исходя из положений ст. 50.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», можно выделить следующие признаки банкротства кредитной организации:

1)неисполнение требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;

2)срок неисполнения обязанности с момента наступления даты их исполнения равен четырнадцати дням;

3)факт отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банком России на основании заявления лиц, имеющих на это право;

4)требования к кредитной организации в совокупности должны быть не менее тысячекратного размера оплаты труда.

При этом проявляться эти признаки должны в совокупности, т. е. в случае отсутствия хотя бы одного из них дело о банкротстве кредитной организации не может быть возбуждено арбитражным судом.

Безусловно, несостоятельность кредитных организаций всегда связана с большими финансовыми потерями для их клиентов, а в некоторых случаях может являться причиной банкротства юридических и физических лиц, являющихся вкладчиками и кредиторами банков. Поэтому неудивительно, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» направлен на устранение возможных рисков и сохранение платежеспособности кредитных организаций за счет предоставления реальных возможностей для восстановления ликвидности кредитной организации, испытывающей временные финансовые трудности.

В то же время конкурсное производство является конечной стадией в процедуре банкротства кредитной организации. В результате конкурсного производства прекращается существование кредитной организации как юридического лица. Данная процедура применяется к кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения получен-

ных средств (конкурсной массы) между кредиторами в определенной Законом о банкротстве очередности. Таким образом, принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает окончательную невозможность восстановления ее платежеспособности.

В главе 6.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлены особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается, если установлены признаки банкротства, предусмотренные ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Безусловно, особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций3.

В то же время отсутствие цели восстановления платежеспособности кредитной организации в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) связано с тем, что достижение этой цели предполагает продолжение деятельности должника, а для кредитных организаций это означает привлечение новых средств на счета и во вклады. Законодатель счел слишком рискованным давать кредитным организациям возможность привлекать новые средства, если они не могут возвратить ранее привлеченные4.

Следствиями этой особенности, в свою очередь, являются:

1) право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по денежным обязательствам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 50.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации также может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у этой кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 1 ст. 50.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

2)к кредитным организациям не применяются никакие процедуры несостоятельности (банкротства), кроме конкурсного производства (ст. 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

3)меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации (финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация) применяются на стадии до отзыва лицензии и при наличии особых оснований (ст. 3-4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

В решении о признании кредитной организации банкротом должно содержаться указание5:

1)на открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев. Открытие процедуры конкурсного производства влечет наступление последствий, предусмотренных ст. 50.19 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в частности, полномочия руководителя кредитной организации и органов управления кредитной организации прекращаются (п. 2 ст. 50.19), а конкурсный управляющий приступает к выполнению своих функций по осуществлению процедуры конкурсного производства (п. 4 ст. 50.11);

2)признание требования заявителя обоснованным и включение его в реестр требований кредиторов;

3)утверждение конкурсного управляющего. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитной организации может быть утверждено агентство либо арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.

Порядок утверждения конкурсного управляющего установлен ст. 50.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Задачей, стоящей перед конкурсным управляющим, является формирование из имущества должника конкурсной массы и удовлетворение из нее требований кредиторов;

4)размер ежемесячного вознаграждения, которое выплачивается конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке России, в период со дня открытия конкурсного производства до

дня определения размера вознаграждения конкурсного управляющего собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях, установленных ст. 50.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»: отсутствия признаков банкротства, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; установления фиктивного банкротства, если заявление о признании банкротом подано самой кредитной организацией-должником.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» функции конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в основном призвана выполнять государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как юридическое лицо («корпоративный конкурсный управляющий»).

Агентство по страхованию вкладов выступает в качестве конкурсного управляющего в следующих случаях:

1)при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1 ст. 50.20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

2)при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, не имевших такой лицензии Банка России, в случае непредставления в арбитражный суд в установленном порядке для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего — физического лица, а также в случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего — физического лица от исполнения своих обязанностей (п. 3 ст. 50.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

3)при признании несостоятельной (банкротом) отсутствующей кредитной организации, т. е. кредитной организации, которая фактически прекратила свою деятельность и установить ее место нахождения либо место нахождения ее руководителей не представляется возможным (ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Следует отметить, что конкурсным управляющим в вышеперечисленных случаях Агентство по страхованию вкладов является в силу закона, т. е. соответствующие полномочия возникают у него автоматически с момента принятия арбитражным судом решения

о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства. Получается, что в определении арбитражного суда этот факт только закрепляется.

В остальных случаях (т. е. при банкротстве кредитных организаций, не являющихся отсутствующими, не работавших со средствами физических лиц, и если не было освобождения или отстранения их конкурсных управляющих) функции конкурсных управляющих выполняют арбитражные управляющие — физические лица, аккредитованные при Банке России (см. ст. 50.20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Порядок такой аккредитации устанавливается Банком России6.

В соответствии со ст. 50.21 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации.

Согласно действующему российскому законодательству в случае виновного причинения убытков кредитной организации в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Агентством возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего оно возмещает убытки за счет собственных средств.

Убытки, причиненные таким конкурсным управляющим в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, возмещаются за счет его имущества и обязательного страхования его ответственности на случай причинения таких убытков.

Особенностями в рамках конкурсного производства обладает порядок установления требований конкурсных кредиторов: кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства. Порядок подготовки и проведения первого собрания кредиторов также отличается определенной спецификой: в отличие от общего порядка, в рамках которого проведение первого собрания кредиторов осуществляется на стадии наблюдения, в отношении кредитной организации оно осуществляется при проведении конкурсного производства. В соответствии с этим цели и задачи первого собрания кредиторов становятся практически иными7.

После начала расчетов с кредиторами первой очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже одного раза в три месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.

После составления и закрытия реестра конкурсный управляющий не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства должен составить промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества кредитной организации, отражающий все изменения активов и пассивов, перечень предъявленных кредиторами требований и т. д. Помимо этого к полномочиям конкурсного управляющего относятся:

-принятие в ведение имущества должника, осуществление инвентаризации, оценки имущества и обеспечение его сохранности;

-предъявление третьим лицам требований о взыскании дебиторской задолженности и заявление возражений по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

-предъявление исков о признании недействительными сделок;

-уведомление о предстоящем увольнении работников должника;

-принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

-привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника лиц, обязанных нести такую ответственность;

-уведомление собственника имущества, изъятого из оборота, но находящегося при открытии конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия или закрепления за другими лицами;

-передача объектов социальной и коммунальной инфраструктуры соответствующему муниципальному образованию;

-продажа имущества должника и расчеты с кредиторами;

-ликвидация кредитной организации-должника.

Говоря о конкурсном производстве, ряд авторов абсолютно справедливо акцентируют внимание на том, что оно является системой мероприятий, отмечают системный характер процедуры конкурсного производства. К числу элементов (или этапов) данной системы можно отнести: формирование конкурсной массы и реализацию имущества должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований. Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица-банкрота.

Банк России обязан внести запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Следует отметить, что с момента открытия конкурсного производства по решению арбитражного суда правовое положение должника — кредитной организации значительно изменяется.

Так, органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника, если ранее этого не было произведено. Все эти функции переходят к конкурсному управляющему. Но при этом основной его обязанностью является формирование конкурсной массы — имущества должника, которое пойдет на удовлетворение предъявленных к нему требований.

Для этого конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, принимает меры к обеспечению его сохранности и выполняет другие функции, определенные в Законе о банкротстве. Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации — основной счет должника. Другие счета должника, известные на момент открытия конкурсного производства, подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

Последовательная и полная реализация конкурсным управляющим своих полномочий имеет огромное значение. Однако особое внимание надо обратить на те полномочия, которые касаются формирования конкурсным управляющим конкурсной массы. Они выражают главную суть конкурсного производства, в наибольшей мере способствуют стабилизации и развитию рыночных отношений, преодолению негативных материальных, нравственных и правовых последствий от состоявшегося и зафиксированного арбитражным судом факта банкротства. Именно из конкурсной массы покрываются долги, восстанавливается подчас пошатнувшееся экономическое положение кредиторов, создаются дополнительные благоприятные условия для продолжения ими нормальной предпринимательской деятельности.

Конкурсный управляющий принимает меры к сохранению наличного имущества должника, к недопущению его необоснованного уменьшения. Так, в установленном законом порядке он заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов и отказы от исполнения невыгодных договоров, заключенных должником и убыточных для последнего.

Следует отметить, что оспаривание в судебном порядке приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии

на осуществление банковских операций не препятствует принятию арбитражным судом заявления о признании этой кредитной организации несостоятельной (банкротом) и не служит основанием для приостановления производства по такому делу, если оно уже возбуждено. Если решение о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступило в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, то его наличие не препятствует рассмотрению дела о банкротстве по существу; если такое решение вступило в законную силу после открытия конкурсного производства, то это обстоятельство не является основанием для отмены решения о признании кредитной организации банкротом и пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоя-тельствам8.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено арбитражным судом. Это обстоятельство не исключает возможности обжалования такого решения в суд апелляционной и кассационной инстанций соответственно в месячный и двухмесячный срок в установленном АПК РФ порядке (п. 4 ст. 53 Закона о банкротстве).

Объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется конкурсным управляющим в следующих печатных изданиях: в «Вестнике Банка России»; в официальном издании, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации за счет средств кредитной организации-должника, а при отсутствии у нее средств — за счет средств лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о возбуждении в отношении кредитной организации дела о банкротстве (ст. 50.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации кредитной организации на арбитражный суд возлагается обязанность направить решение о признании кредитной организации банкротом в Банк России и федеральный орган исполни-

тельной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Кроме того, эта норма определяет основание для внесения в ЕГРЮЛ записи о нахождении кредитной организации в процессе ликвидации.

Примечания

1Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.

2Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

3См.: Воздвиженская Н.В. Некоторые особенности правового регулирования процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. 2008. С. 59.

4См.: Курбатов А.Я., Пирогова Е.С. Ограничение правоспособности и дееспособности юридических лиц-должников в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) // СПС «КонсультантПлюс».

5См.: Меркушева О.В. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций // Российская юстиция. 2010. № 9. С. 12-15.

6Положение ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. № 265-П «Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций» // Вестник Банка России. 2005. № 7.

7См.: Воздвиженская Н.В. Указ. соч. С. 62.

8См.: Меркушева О.В. Указ. соч. С. 12-15.

Утратил силу — Федеральный закон от 22.12.2014 г. N 432-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций Принят Государственной Думой 18 сентября 1998 года Одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 года (В редакции федеральных законов от 02.01.2000 г. N 6-ФЗ; от 19.06.2001 г. N 86-ФЗ; от 07.08.2001 г. N 116-ФЗ; от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ; от 08.12.2003 г. N 169-ФЗ; от 28.07.2004 г. N 84-ФЗ; от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ; от 18.12.2006 г. N 231-ФЗ; от 29.12.2006 г. N 247-ФЗ; от 01.12.2007 г. N 303-ФЗ; от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ; от 22.12.2008 г. N 270-ФЗ; от 28.04.2009 г. N 73-ФЗ; от 19.07.2009 г. N 195-ФЗ; от 07.02.2011 г. N 8-ФЗ; от 27.06.2011 г. N 162-ФЗ; от 21.11.2011 г. N 327-ФЗ; от 06.12.2011 г. N 409-ФЗ; от 28.07.2012 г. N 144-ФЗ; от 02.07.2013 г. N 146-ФЗ; от 05.05.2014 г. N 112-ФЗ; от 21.07.2014 г. N 218-ФЗ; от 04.10.2014 г. N 289-ФЗ; от 14.10.2014 г. N 304-ФЗ) Г л а в а I. Общие положения С т а т ь я 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок и условияосуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства)кредитных организаций, а также особенности оснований и процедурпризнания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и ихликвидации в порядке конкурсного производства. 2. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждениюнесостоятельности (банкротства) кредитных организаций, неурегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются инымифедеральными законами и принимаемыми в соответствии с ниминормативными актами Центрального банка Российской Федерации(далее — Банк России). 3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством)кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральнымзаконом, регулируются Федеральным законом «О несостоятельности(банкротстве)» и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом, нормативными актами Банка России. С т а т ь я 2. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации 1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организациипонимается признанная арбитражным судом ее неспособностьудовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей(далее — банкротство). В целях настоящего Федерального закона под обязанностьюкредитной организации по уплате обязательных платежей понимаетсяобязанность кредитной организации как самостоятельногоналогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующиебюджеты, которые определены в соответствии с Федеральным законом «Онесостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитнойорганизации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислениисо счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующиебюджеты. (Абзац дополнен — Федеральный законот 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) 2. Кредитная организация считается неспособной удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнитьобязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующиеобязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней посленаступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества(активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ееобязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплатеобязательных платежей. (В редакции Федерального законаот 28.04.2009 г. N 73-ФЗ) С т а т ь я 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций 1. В соответствии с настоящим Федеральным законом до дняотзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуютсяследующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций: 1) финансовое оздоровление кредитной организации. Для целейнастоящего Федерального закона под финансовым оздоровлениемкредитной организации понимается осуществление во внесудебномпорядке мер, предусмотренных статьей 7 настоящего Федеральногозакона; 2) назначение временной администрации по управлению кредитнойорганизацией (далее — временная администрация), за исключениемслучая назначения временной администрации в связи с отзывомлицензии на осуществление банковских операций; 3) реорганизация кредитной организации. (Пункт в редакции Федерального законаот 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) 2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организацийосуществляются при возникновении оснований, установленных статьей 4настоящего Федерального закона. Кредитная организация, ее учредители (участники), члены советадиректоров (наблюдательного совета), ее единоличный исполнительныйорган и коллегиальный исполнительный орган в случае возникновенияуказанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременныемеры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитнойорганизации. (В редакции Федерального законаот 28.04.2009 г. N 73-ФЗ) Банк России в соответствии с порядком, установленнымнормативными актами Банка России, в случае возникновения оснований,предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, вправепотребовать от кредитной организации осуществления мер по еефинансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначитьвременную администрацию. (В редакции Федерального законаот 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлениюкредитной организации не направляется в случае, когда Банк Россииобязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществлениебанковских операций по одному или нескольким основаниям,предусмотренным частью второй статьи 20 Федерального закона «Обанках и банковской деятельности» (в редакции Федерального законаот 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее — Федеральный закон «Обанках и банковской деятельности»). (Абзац дополнен — Федеральныйзакон от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) С т а т ь я 4. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, мерыпо предупреждению банкротства кредитной организации,предусмотренные статьей 3 настоящего Федерального закона,осуществляются в случаях, когда кредитная организация: не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шестимесяцев требования кредиторов (кредитора) по денежнымобязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность поуплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступлениядаты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностьюденежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;(В редакции Федерального закона от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежнымобязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность поуплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с моментанаступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, всвязи с отсутствием или недостаточностью денежных средств накорреспондентских счетах кредитной организации; (В редакцииФедерального закона от 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) допускает абсолютное снижение величины собственных средств(капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной,достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов приодновременном нарушении одного из обязательных нормативов,установленных Банком России; (В редакции Федерального законаот 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) нарушает норматив достаточности собственных средств(капитала), установленный Банком России; нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации,установленный Банком России, в течение последнего месяца более чемна 10 процентов; допускает уменьшение величины собственных средств (капитала)по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала,определенного учредительными документами кредитной организации,зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законамии принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами БанкаРоссии. В случае возникновения указанного основания в течениепервых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковскихопераций к кредитной организации не применяются меры попредупреждению банкротства. (Абзац дополнен — Федеральный закон от19.06.2001 г. N 86-ФЗ; в редакции Федерального закона от 20.08.2004г. N 121-ФЗ) Статья 4-1. Обязанности кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства 1. Со дня возникновения оснований, предусмотренных статьей 4настоящего Федерального закона, и до дня их устранения кредитнаяорганизация обязана уведомлять Банк России: 1) о проведении общих собраний учредителей (участников)кредитной организации, а также заседаний совета директоров(наблюдательного совета) в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации для уведомления учредителей(участников), членов совета директоров (наблюдательного совета)кредитной организации; 2) о совершении сделок (нескольких взаимосвязанных сделок): с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитнойорганизации лицами, определяемыми в соответствии с федеральнымзаконом, либо с лицами, деятельность которых контролирует либо накоторых оказывает значительное влияние кредитная организация, либос лицами, под контролем либо значительным влиянием которыхнаходится кредитная организация; (В редакции Федерального законаот 02.07.2013 г. N 146-ФЗ) связанных с распоряжением имуществом кредитной организации,стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимостиимущества кредитной организации, определенной по данным еебухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, или превышает15 миллионов рублей, если 1 процент балансовой стоимости имуществакредитной организации составляет более 15 миллионов рублей, в томчисле связанных с распоряжением недвижимым имуществом, получением ивыдачей кредитов и займов, учетом векселей, с проведением операцийс ценными бумагами (включая выпуск собственных ценных бумаг),выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав (требований),принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также сучреждением доверительного управления; связанных с приобретением акций (долей) в уставном капиталехозяйственных обществ либо с участием в создании (учреждении) иныхюридических лиц. 2. Уведомление о совершении сделок, указанных в пункте 1настоящей статьи, направляется кредитной организацией в Банк Россиив пятидневный срок со дня совершения сделки. Уведомление о проведении общего собрания учредителей(участников) кредитной организации, заседания ее совета директоров(наблюдательного совета) направляется в Банк России не позднее пятидней до дня проведения такого собрания, заседания, за исключениемслучая, когда основания, предусмотренные статьей 4 настоящегоФедерального закона, возникли в пределах срока для уведомления,установленного настоящим пунктом. В этом случае кредитнаяорганизация уведомляет о проведении общего собрания учредителей(участников) кредитной организации, заседания ее совета директоров(наблюдательного совета) не позднее дня, следующего за днемвозникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящегоФедерального закона. 3. Кредитная организация, имеющая предусмотренные статьей 4настоящего Федерального закона основания и осуществляющая меры пофинансовому оздоровлению без направления Банком Россиипредусмотренного статьей 12 настоящего Федерального законатребования, прекращает уведомлять Банк России о событиях, указанныхв пункте 1 настоящей статьи, со дня устранения оснований,предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона. 4. Банк России вправе направить наблюдателя (наблюдателей) дляучастия в общем собрании учредителей (участников) кредитнойорганизации, заседании ее совета директоров (наблюдательногосовета). Наблюдатель (наблюдатели) допускается (допускаются) к участиюв общем собрании учредителей (участников) кредитной организации,заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) наосновании решения Банка России. Наблюдатель (наблюдатели) принимает (принимают) участие вобщем собрании учредителей (участников) кредитной организации,заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) без праваголоса, знакомится (знакомятся) с протоколами и другими материаламитакого собрания, заседания. (Статья дополнена — Федеральный законот 20.08.2004 г. N 121-ФЗ) Статья 4-2. Обязанности руководителя, членов органов управления, учредителей (участников) кредитной организации в случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации 1. В случае возникновения признаков несостоятельности(банкротства) кредитной организации, предусмотренных пунктом 2статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) оснований,предусмотренных пунктом 1 части второй статьи 20 Федеральногозакона «О банках и банковской деятельности», руководитель кредитнойорганизации, признаваемый таковым в соответствии со статьей 11-1указанного Федерального закона, в течение десяти дней со дня ихвозникновения обязан: 1) направить в совет директоров (наблюдательный совет)кредитной организации мотивированное требование о созывевнеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитнойорганизации для рассмотрения вопроса о ликвидации кредитнойорганизации и направлении в Банк России ходатайства обаннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии наосуществление банковских операций; 2) уведомить Банк России о возникновении в кредитнойорганизации указанных оснований и направлении им в совет директоров(наблюдательный совет) кредитной организации предусмотренногоподпунктом 1 настоящего пункта требования. 2. В течение трех дней со дня получения предусмотренногоподпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи требования руководителякредитной организации совет директоров (наблюдательный совет)кредитной организации обязан: 1) принять решение о созыве внеочередного общего собранияучредителей (участников) кредитной организации, а также не позднеечем в течение двадцати дней со дня принятия указанного решениясообщить учредителям (участникам) кредитной организации опроведении такого общего собрания; 2) уведомить о принятом решении руководителя кредитнойорганизации и Банк России. 3. В случае, если руководитель кредитной организации не избранили не назначен, обязанность по применению мер, предусмотренныхпунктом 1 настоящей статьи, возлагается на членов совета директоров(наблюдательного совета) кредитной организации. 4. В случае, если совет директоров (наблюдательный совет)кредитной организации не исполнил обязанности, предусмотренныепунктами 2 и 5 настоящей статьи, руководитель кредитной организацииобязан исполнить обязанности совета директоров (наблюдательногосовета) кредитной организации, установленные соответственнопунктами 2 и 5 настоящей статьи, в течение трех дней со дняистечения сроков, предусмотренных соответственно абзацем первымпункта 2 и пунктом 5 настоящей статьи. 5. В случае, если советом директоров (наблюдательным советом)кредитной организации не принято решение о созыве внеочередногообщего собрания учредителей (участников) кредитной организации впорядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, члены советадиректоров (наблюдательного совета) кредитной организации обязаныобратиться в Банк России с ходатайством об аннулировании или отзывеу кредитной организации лицензии на осуществление банковскихопераций в течение трех дней со дня истечения срока,предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи. В случае, если решение о ликвидации кредитной организации инаправлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве укредитной организации лицензии на осуществление банковских операцийне принято внеочередным общим собранием учредителей (участников)кредитной организации, члены совета директоров (наблюдательногосовета) кредитной организации обязаны обратиться в Банк России сходатайством об аннулировании или отзыве у кредитной организациилицензии на осуществление банковских операций в течение трех днейпосле проведения указанного общего собрания учредителей(участников) кредитной организации. 6. Решение о ликвидации кредитной организации и направлении вБанк России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитнойорганизации лицензии на осуществление банковских операцийпринимается общим собранием учредителей (участников) кредитнойорганизации большинством голосов от общего числа голосовучредителей (участников) кредитной организации, принявших участие вголосовании. 7. Учредители (участники) кредитной организации, имеющие праводавать обязательные указания или возможность иным образомопределять ее действия, но не принявшие в установленный срокрешения о ликвидации кредитной организации и направлении в БанкРоссии ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитнойорганизации лицензии на осуществление банковских операций, и членысовета директоров (наблюдательного совета) или руководителькредитной организации, не исполнившие обязанностей, предусмотренныхпунктами 2-5 настоящей статьи, при недостаточности имуществакредитной организации для удовлетворения требований кредиторовсолидарно несут субсидиарную ответственность по денежнымобязательствам кредитной организации и (или) исполнению ееобязанности по уплате обязательных платежей, возникшим послепоявления признаков несостоятельности (банкротства),предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. 8. Если решение о ликвидации кредитной организации инаправлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве укредитной организации лицензии на осуществление банковских операцийне принято общим собранием учредителей (участников) кредитнойорганизации, созванным в соответствии с подпунктом 1 пункта 2настоящей статьи, к субсидиарной ответственности в соответствии спунктом 7 настоящей статьи не могут быть привлечены учредители(участники) кредитной организации:

Общие особенности банкротства кредитных организаций

Процедуры банкротства кредитной организации регулируются Законом о банкротстве кредитных организаций. Особенности банкротства кредитной организации, отличающие его от банкротства иных юридических лиц, заключаются в следующем:

  • – в использовании сокращенного перечня процедур банкротства;
  • – в наличии особых признаков, необходимых для признания кредитной организации банкротом;
  • – в особом характере мер по финансовому оздоровлению и предупреждению банкротства кредитной организации;
  • – в особом круге субъектов, имеющих право обратиться в суд с требованием о банкротстве кредитной организации;
  • – в особой очередности удовлетворения требований кредиторов кредитной организации;
  • – в особой группе субъектов, выполняющих функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитной организации.

Закон о банкротстве, регулирующий общие процедуры банкротства, устанавливает, что банкротством юридического лица считается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В отличие от этого критерия под банкротством кредитной организации в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций понимается признанная арбитражным судом ее неспособность в течение 14 дней после наступления даты исполнения:

  • – удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;
  • – и (или) исполнить обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты;
  • – и (или) исполнить обязанность по исполнению поручений (распоряжений) своих клиентов о перечислении с их счетов клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация также считается неспособной удовлетворить указанные требования и (или) исполнить обязанность по уплате платежей, если стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения указанных обязанностей.

Как видно из указанных определений, во-первых, для кредитных организаций указан более короткий срок для исполнения указанных обязательств, во-вторых, Закон о банкротстве кредитных организаций приравнивает к неспособности кредитной организации уплатить не только собственные обязательные платежи в бюджет, но также неспособность уплатить данные платежи своих клиентов.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

  • – сама кредитная организация;
  • – конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
  • – уполномоченные органы;
  • – Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

Согласно ст. 50.4 Закона о банкротстве кредитных организаций Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве лицензии в «Вестнике Банка России», если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом о банкротстве. Банк России также обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом в течение пяти дней со дня получения ходатайства об этом временной администрации, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, в случае выявления временной администрацией признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом по денежным обязательствам или обязательным платежам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. При этом требования по денежным обязательствам должны быть подтверждены вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, а требование об уплате обязательных платежей должно быть подтверждено решением налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества кредитной организации.

Кредитная организация, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы также вправе самостоятельно инициировать отзыв лицензии, направив в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций с приложением документов, подтверждающих наличие и размер денежных обязательств и (или) задолженности по обязательным платежам у кредитной организации.

Указанные лица, направившие в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, в случае неполучения ответа Банка России по истечении двух месяцев со дня направления указанного заявления или получения отказа в отзыве у кредитной организации указанной лицензии вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом, не дожидаясь отзыва лицензии у кредитной организации.

В отличие от банкротства иных юридических лиц при банкротстве кредитной организации процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения, предусмотренные Законом о банкротстве, не применяются. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только процедура конкурсного производства.

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, согласно ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций является АСВ.

Агентство по страхованию вкладов также назначается конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в следующих случаях:

  • – при непредставлении Банком России в арбитражный суд для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего – физического лица;
  • – при освобождении или отстранении конкурсного управляющего – физического лица от исполнения обязанностей конкурсного управляющего;
  • – при принятии арбитражным судом к производству заявления о признании банкротом отсутствующей кредитной организации.

В остальных случаях конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка

России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Законом о банкротстве, и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.

Обязательными условиями аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций являются:

  • – соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным Законом о банкротстве;
  • – отсутствие согласно ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;
  • – прохождение обучения по программе, утвержденной Указанием Банка России от 21 декабря 2004 г. № 1532-У «Об утверждении Программы обучения арбитражных управляющих».

Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляется Банком России на основании заявления арбитражного управляющего или заявления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в течение 30 дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным Законом о банкротстве кредитных организаций.

Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется Положением об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, утвержденным Банком России 14 декабря 2004 г. № 265-П.

Банком России могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций по согласованию с Минэкономразвития и Минюстом России.

Согласно п. 1.2 указанного Положения срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций составляет один год. Продление срока действия аккредитации осуществляется Банком России на основании направляемых в Банк России за 30 дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Банк России выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, свидетельство об аккредитации.

Банк России на основе п. 6.1 вышеназванного Положения вправе аннулировать аккредитацию или отказать в продлении срока аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, при наличии одного из следующих оснований:

  • – отстранения конкурсного управляющего арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего;
  • – нарушения условий аккредитации;
  • – нарушения конкурсным управляющим законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), приведшего к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов.

В случае аннулирования Банком России аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, он отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления Банка России.

Согласно п. 4 ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение 10 дней со дня его утверждения конкурсным управляющим по делу о банкротстве кредитной организации должен застраховать свою ответственность на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от оценочной стоимости активов кредитной организации на последнюю отчетную дату.

В случае утверждения конкурсным управляющим АСВ на него не распространяются требования о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Агентство по страхованию вкладов осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности. Оно обязано направить в арбитражный суд и Банк России сообщение о назначении представителя в деле о банкротстве в течение пяти дней со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или вынесения судебного акта об утверждении конкурсным управляющим АСВ. Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 50.36 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Текущие обязательства кредитной организации, удовлетворяемые вне очереди за счет конкурсной массы кредитной организации, исполняются в порядке, предусмотренном ст. 50.27 Закона о банкротстве кредитных организаций, а очередность их исполнения, в свою очередь, определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ.

За счет конкурсной массы кредитной организации согласно ст. 50.36 Закона о банкротстве кредитных организаций в первую очередь удовлетворяются требования:

  • • физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;
  • • физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, за исключением требований:
    • – лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом предпринимательской деятельности;
    • – адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности;
    • – по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций;
  • • АСВ по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Законом о страховании вкладов физических лиц в результате осуществления АСВ выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;
  • • Банка России, перешедшие к нему в соответствии с Законом о выплатах Банка России по вкладам физических лиц в результате осуществления Банком России выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

Требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью очередь.

Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

Расчеты кредитной организации в этот период осуществляются в соответствии вышеназванным Указанием Банка России от 5 июля 2007 г. № 1853-У.