Нужен ли трудовой договор для патента?

Можно ли не заключать трудовой договор по патенту ?

Альянс ТМ Гражданин разъясняет:

Вы получили патент и задаетесь вопросом: А обязательно ли заключать трудовой договор? Тогда наша сегодняшняя статья для вас!

По всем правилам у иностранного гражданина есть 2 месяца на то, чтобы заключить трудовой договор и уведомить об этом УВМ в соответствии с Федеральным законом № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» ст. 13.3 п. 7.

Часто, иностранные граждане задаются такими вопросами: А если я вообще не буду работать? А что если я работаю на частное лицо? И в итоге приходят к выводу, что они могут и не заключать договор, а просто находиться по патенту в России до его окончания.

Такое мнение ошибочно! Ведь работа по патенту без трудового договора не законна и после 2 месяцев, если вы не предоставите копии трудового договора он будет аннулирован. А если вас еще и остановят для проверки документов и выяснится, что у вас недействительный патент, то вам грозит административный штраф, или еще хуже депортация с постановкой запрета на въезд.

Выходит, все же придется заключить трудовой договор?

Да, иначе никак, нахождение в России и осуществление трудовой деятельности по патенту предусматривает наличие трудового договора и, еще немаловажный момент, оплаты ежемесячных авансовых платежей.

У вас есть выбор:

  1. Заключить трудовой договор, если вы работаете на компанию (юридическое лицо);
  2. Заключить гражданско-правовой договор, если вы будете осуществлять трудовую деятельность у частного лица (гражданина РФ).

Комментарий юриста:

В практике компании мы, чаще всего, сталкиваемся с проблемой, суть которой состоит в следующем: если у иностранного гражданина отсутствует трудовой договор, то продлить регистрацию, а потом и сам патент для него не представляется возможным.

Поэтому мы советуем заранее подумать о месте предполагаемой работы и в установленный законом срок заключить трудовой договор.

Гараева Лариса Сергеевна

Иностранец и организация-работодатель: так ли важен срок трудового договора, кого и в какой срок нужно уведомить при привлечении безвизовых иностранцев к труду?

Иностранных работников сейчас можно встретить в различных сферах деятельности. Но, при этом необходимо помнить, что оформление граждан другого государства имеет свои нюансы. Много вопросов возникает у работодателей при заключении трудового договора с иностранными гражданами. Попробуем в некоторых из них разобраться.

Срочный или бессрочный договор?

Нормы трудового права на территории РФ распространяются на трудовые отношения, которые возникают на основании трудового договора (ст. 16 Трудового кодекса РФ), как с российскими, так и с иностранными гражданами (ст. 11 ТК).

Согласно ч. 1 ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

Но, на практике, у большинства работодателей как раз возникает дилемма: какой договор заключать. Срочный или бессрочный.

Некоторые считают, что с иностранными работниками всегда должен заключаться срочный трудовой договор. Срочный договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ни в Законе N 115-ФЗ, ни в Трудовом кодексе не указано основание для заключения срочного трудового договора с иностранным гражданином, а только установлено ограничение — работать с оформленным разрешением на работу, которое, в свою очередь, ограничено сроком.

При этом если отсутствуют основания, предусмотренные указанной статьей, работодатель обязан заключить с иностранным работником трудовой договор без определенного срока действия.

В связи с тем, что не существует единой точки зрения по вопросу срока трудового договора, данный вопрос решается работодателем по его усмотрению. Заключив тот или иной договор, с указанием срока или без, работодатель ничем не рискует, даже если одной из сторон договора является иностранный работник.

Уведомление государственных органов о найме безвизовых иностранных работников

В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона 115-ФЗ от 25.07.2002 при приеме на работу БЕЗВИЗОВЫХ иностранных работников (независимо от того есть у них разрешения на работу или нет), работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС и службу занятости населения о:

— заключении с иностранными гражданами трудовых договоров;

— предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

— расторжении трудовых договоров.

Работодатель обязан уведомить вышеуказанные органы в трехдневный срок с момента наступления соответствующего события (п. 2 Порядка, утв. Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147). Формы уведомлений (Приложения №№ 5, 9 и 10) также утверждены этим Приказом.

Законом 115-ФЗ ЧЕТКО и ПРЯМО прописана обязанность работодателя по уведомлению о привлечении и использовании иностранных работников из безвизовых стран ТОЛЬКО отделения ФМС и территориальной службы занятости населения. Но, при более детальном прочтении Закона 115-ФЗ, работодатель может заметить то, что также уведомляют и налоговый орган. Вопрос только один: о найме каких иностранцев (визовых или безвизовых), и до сих пор нет четкого ответа. Однако, по мнению налоговой, работодатели должны известить о найме мигрантов и её независимо от того, из визовых или безвизовых стран они прибыли.

На сегодняшний день порядок и формы подачи сведений в налоговую официально уточнены. В связи с этим работодатель вправе уведомить налоговый орган одним из этих способов по своему усмотрению:

— в произвольной форме (при этом лучше указать все предусмотренные рекомендуемой налоговиками формой сведения об организации и иностранном рабочем, а также необходимые реквизиты);

— по форме, предназначенной для представления в отделение ФМС России и службу занятости населения (Приказ ФМС РФ от 28.06.2010 N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»).

Уведомление можно отправить по почте или же подать лично.

Подводя итог можно отметить следующее: организация может заключить любой договор, а главное, не забыть уведомить государственные органы о найме безвизовых мигрантов.

Светлана Макарова — юрист Горячей Линии компании «Что делать Консалт»

  Пресс-релизы

При заключении трудового договора с иностранным гражданином работодатели часто сталкиваются с вопросом, на какой же срок необходимо заключать такой договор. С одной стороны Трудовым кодексом Российской Федерации определен четкий перечень случаев, когда трудовой договор может быть заключен на определенный срок. И иностранные граждане в этом перечне не упоминаются. С другой стороны миграционным законодательством ограничен срок действия Разрешения на работу для иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Правовое регулирование данного вопроса осуществляется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также иными подзаконными актами Российской Федерации.

Часть 3 статьи 62 Конституции РФ гласит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Это означает, что на них, так же как и на граждан Российской Федерации, распространяется ч.1 ст.37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституционный принцип свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности перенесен и в Трудовой кодекс Российской Федерации. На иностранных работников распространяются общие положения трудового законодательства Российской Федерации. Это, прежде всего, право на социальное обеспечение, оплату труда, отдых, охрану труда и т.д.

Однако, необходимо принять во внимание, что для иностранных граждан федеральным законодательством Российской Федерации установлен ряд исключений.

Основными особенностями регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации являются следующие ограничения при приеме на работу:

· обязательное наличие у иностранного гражданина разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации; такое разрешение и будет являться основанием для заключения трудового договора с иностранным гражданином;

· возможность осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином только в том субъекте Российской Федерации, на который ему выдано разрешение на работу;

· запрет на замещение иностранными гражданами определенных должностей, а также на занятие определенными видами деятельности;

· ограничение перечня организаций, имеющих право принимать на работу иностранных граждан;

· наличие у иностранного гражданина специального разрешения для въезда на некоторые территории, организации и объекты Российской Федерации;

· регламентированный режим посещения иностранными гражданами некоторых территорий Российской Федерации;

· существенное ограничение на нахождение иностранного работника в командировке вне субъекта, на который ему выдано разрешение на работу;

· спорным является вопрос о возможности и целесообразности установления испытательного срока при приеме на работу иностранного гражданина.

В данной статье остановимся более подробно на вопросе, на какой срок необходимо заключать трудовой договор с иностранным гражданином. На практике существует две точки зрения по данному вопросу. Некоторые юристы и кадровые специалисты считают, что трудовой договор должен быть заключен сроком на один год, но в любом случае не более срока действия Разрешения на работу. Другие утверждают, что договор должен быть бессрочным, так как Трудовой кодекс Российской Федерации не делает на этот счет никаких исключений для иностранных граждан.

Рассмотрим эти две точки зрения подробнее.

1. Срочный трудовой договор.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

И разрешение на привлечение и использование иностранных работников, и разрешение на работу выдаются Федеральной миграционной службой РФ сроком действия не более 1 года.

На практике существует мнение, что трудовой договор с иностранным гражданином должен быть всегда срочным, поскольку заключается на период действия разрешения на работу конкретного иностранного гражданина, с которым и заключается трудовой договор, и которое является основанием для заключения трудового договора с иностранным гражданином. Рекомендуется также указывать реквизиты этого разрешения в трудовом договоре.

Данную точку зрения активно поддерживают государственные органы в сфере миграции.

Например, это прослеживается в таких документах, как уведомления государственных органов (служба занятости населения, государственная инспекция труда) о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности и заключении с ним трудового договора. В данных уведомлениях необходимо указывать сроки начала и окончания действия трудового договора. Следовательно, подразумевается трудовой договор, заключенный на определенный срок.

Кроме того, при подаче документов на многократную рабочую визу в Управление Федеральной миграционной службы РФ требуется предоставить либо срочный трудовой договор, уже заключенный с иностранным гражданином, либо прописать в договоре, что он заключен на период действия разрешения на работу. Договор, заключенный на неопределенный срок, УФМС РФ принимать не будет.

2. Бессрочный трудовой договор.

Несмотря на вышеприведенные аргументы в пользу срочного трудового договора, существует и другая точка зрения, представляющаяся нам более логичной и соответствующей трудовому законодательству Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Перечень таких случаев дается в ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ. Срочный трудовой договор может также заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ.

Ни в одном из случаев, установленных статьей 59 ТК РФ, не упоминаются иностранные граждане. Кроме того, характер работы, на которую принимаются иностранные граждане, особенно из стран с визовым режимом, также не дает оснований для заключения срочного трудового договора.

В Федеральном законе № 115-ФЗ также нет прямого указания на то, что трудовой договор с иностранным работником должен быть срочный.

В связи с этим несколько непонятна позиция ФМС РФ в этом вопросе, которая отказывается принимать документы для выдачи разрешений без предоставления срочного трудового договора.

Важно знать, что трудовая инспекция придерживается противоположного мнения о сроке трудового договора, а именно, на неопределенный срок.

Последствиями заключения срочного трудового договора без достаточных к тому оснований является признание судом договора заключенным на неопределенный срок (ч. 5 ст. 58 ТК РФ).

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор также считается заключенным на неопределенный срок (ч. 3 ст. 58 ТК РФ).

При этом нет никаких проблем расторгнуть бессрочный трудовой договор с иностранным гражданином в случае, если истек срок действия его разрешения на работу. Трудовой кодекс РФ предусматривает в этом случае специальное основание для расторжения трудового договора — п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. В нашем случае это истечение срока действия разрешения на работу.

Если работодатель, или сам иностранный работник (в случае безвизового режима), оформили новое разрешение на работу на следующий год вовремя, с соблюдением необходимых сроков, так что между первоначальным и последующим разрешениями на работу нет перерыва, то и не будет основания для расторжения трудового договора.

А вот если заключать трудовой договор каждый год сроком на 1 год, то такой договор может быть признан судом бессрочным. При установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2006 г.; далее — постановление Пленума ВС РФ № 2).

Важно также обратить внимание на проверки контролирующих органов: Федеральной миграционной службы РФ и Федеральной инспекции труда РФ, которые ставят своей целью выявление и устранение нарушений работодателями в сфере миграционного и трудового законодательства.

Добросовестный работодатель может здесь оказаться между двух огней. С одной стороны, выполняя требования ФМС РФ, работодатель будет заключать с иностранными работниками срочные трудовые договоры по сроку действия разрешений на работу, с другой стороны, будет нарушать положения трудового законодательства, безосновательно заключая срочные трудовые договоры с иностранцами.

Рассмотрим, каким санкциям может подвергнуться работодатель при нарушении миграционного и трудового законодательства.

Кодекс об административных нарушениях РФ устанавливает в гл. 18 санкции за нарушение правил миграционного законодательства. В основном, это штрафы, которые могут быть наложены как на самого иностранного гражданина, так и должностное лицо организации, а также на юридическое лицо. Административные штрафы могут варьироваться от 2000 руб. до 5000 руб. для иностранных граждан, от 40000 руб. до 50000 руб. для должностных лиц, от 400 000 руб. до 800 000 руб. для юридических лиц. Штрафы устанавливаются за каждого иностранного гражданина в отдельности. Кроме того, сам иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РФ с лишением права въезда в страну в течение 5 лет. Юридическое лицо может быть также подвергнуто приостановлению деятельности на срок до 90 суток, что может самым негативным образом сказаться на деятельности организации.

Что касается нарушений в сфере трудового законодательства, то их выявлением занимается Федеральная инспекция труда РФ, которая наделена не только полномочиями по надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений. Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами.

Трудовым кодексом РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Нас в рамках нашей темы будет интересовать административная ответственность.

Так, согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. А вот нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).

Кроме того, в случае признания судом срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок иностранный работник будет восстановлен на работе с выплатой заработной платы за все время вынужденного простоя. Это уже будет материальная ответственность работодателя перед работником за нарушение законодательства о труде.

Таким образом, работодателю при приеме на работу иностранных граждан необходимо учесть множество моментов, чтобы соблюсти все нормы миграционного и трудового законодательства Российской Федерации, оценить все риски, которые могут при этом возникнуть. При этом, все документы должны быть в абсолютном порядке во избежание возможных проблем при проверках контролирующих органов.

Правовое положение иностранцев в нашей стране регулируется Законом № 115‑ФЗ. В пункте 1 ст. 2 этого документа определены варианты правового статуса иностранцев. Это:

  • постоянно проживающие в РФ иностранные граждане – лица, получившие вид на жительство;
  • временно проживающие в РФ иностранные граждане – лица, получившие разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающие в РФ иностранные граждане – лица, прибывшие в страну на основании визы или в безвизовом порядке и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Об особенностях заключения трудовых договоров с временно пребывающими в Российской Федерации иностранцами и пойдет речь в данном материале.

Что надо помнить при заключении договора?

При заключении договора с иностранными гражданами следует руководствоваться положениями гл. 50.1 ТК РФ, где разъясняются требования к этому договору, установлен перечень документов, предъявляемых при приеме на работу, а также особенности временного перевода, отстранения от работы, прекращения трудового договора, выплаты выходного пособия. 📌 Реклама Отключить

Согласно ст. 327.1 ТК РФ иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет.

Трудовой договор заключается на неопределенный срок. В случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, заключается срочный трудовой договор (на время выполнения временных (до двух месяцев), сезонных работ, работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и др.), работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы; в иных случаях).

Препятствием для заключения договора с иностранцем может служить прямой запрет работодателям, установленный федеральными законами или международными договорами.

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 8 ст. 13 Закона № 115‑ФЗ работодатели обязаны уведомлять территориальный орган ФМС в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового или гражданско-правового договора, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора. После получения уведомления территориальный орган ФМС осуществляет проверку регистрации работодателя в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

К сведению

С 01.01.2015 работодателю не нужно посылать в налоговую инспекцию уведомление о приеме иностранца на работу (утратил силу пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115‑ФЗ).

Документы, предъявляемые временно пребывающими в Российской Федерации иностранцами при приеме на работу, перечислены в ст. 327.3 ТК РФ. Согласно этой норме наряду со стандартным набором документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора работодателю предъявляются:

📌 Реклама Отключить

  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином);
  • разрешение на работу или патент.

Сведения об этих документах заносятся в трудовой договор на основании ст. 327.2 ТК РФ.

В каких случаях документом на осуществление трудовой деятельности на территории РФ будет разрешение на работу, а в каких – патент, зависит от страны прибытия работника. Это может быть:

  • страна, с которой установлен визовый режим въезда;
  • страна, с которой установлен безвизовый режим въезда;
  • страна – участница Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС).

Иностранные граждане, прибывшие в порядке, требующем получения визы, оформляют разрешение на работу, «безвизовые» граждане – патент. Если иностранцы прибыли из стран – членов ЕАЭС, они оформляются на работу как граждане РФ (разрешение на работу и патент не предоставляются). Далее мы более подробно рассмотрим порядок оформления этих документов. 📌 Реклама Отключить

Документы, на основании которых иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ

Иностранный гражданин прибыл
Из страны – участницы Договора о ЕАЭС Из страны, с которой установлен визовый режим въезда Из страны, с которой установлен безвизовый режим въезда
Получать разрешение на работу или патент не требуется Оформляется
разрешение на работу
Оформляется патент

Об иностранцах, прибывших из стран – участниц Договора о ЕАЭС

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о ЕАЭС, подписанный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позднее к ним присоединились Республика Армения (с 02.01.2015) и Кыргызская Республика (с 12.08.2015). В рамках этого договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. 📌 Реклама Отключить

Согласно ст. 97 Договора о ЕАЭС трудящимся государств – участников этого договора не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1). Их трудовая деятельность регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений указанного договора (п. 4).

Таким образом, с начала 2015 года организации, принимающие на работу граждан Белоруссии, Казахстана, Армении (для Киргизии – с 12.08.2015), должны помнить, что договор с ними заключается по общим правилам, предусмотренным ТК РФ (аналогично правилам, установленным для приема на работу российских граждан). Иностранцам, прибывшим из стран – участниц Договора о ЕАЭС, не требуется получать разрешение на работу или патент в России.

О разрешениях на работу для иностранцев из «визовых» стран

Согласно ст. 18 Закона № 115‑ФЗ для получения иностранцем трудовой визы приглашающая сторона (как правило, это работодатель) оформляет приглашение на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и уплачивает госпошлину. Такое приглашение выдает ФМС России или ее территориальный орган в пределах квоты, которую ежегодно устанавливает Правительство РФ (п. 1). При этом в силу п. 8 работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, обязан, в частности: иметь разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации иностранца по месту пребывания в Российской Федерации. 📌 Реклама Отключить

Отметим, что исходя из положений абз. 6 ст. 327.3 НК РФ работодатель может заключить с иностранцем договор до получения разрешения на работу. Такая возможность предоставлена для случаев, когда заключенный трудовой договор необходим для получения разрешения. Тогда трудовой договор вступит в силу не ранее дня получения разрешения, а сведения о нем вносятся непосредственно в текст договора на основании ч. 3 ст. 57 ТК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 15.1 Закона № 115‑ФЗ получивший разрешение на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, обязан в течение 30 календарных дней со дня выдачи ему разрешения представить в территориальный орган ФМС документ, подтверждающий владение данным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ. Если такое требование не будет соблюдено, то на основании п. 9.1-1 ст. 18 Закона № 115‑ФЗ разрешение на работу аннулируется.

📌 Реклама Отключить

О патентах для иностранцев из «безвизовых» стран

Если иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в безвизовом порядке, то документом, подтверждающим его право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности, будет патент.

До 2015 года по патентной системе иностранные граждане трудились только у физических лиц, выполняя работы или оказывая услуги для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С этого года на основании патента иностранный гражданин из «безвизовой» страны вправе трудиться как у физических, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что привлекать к работе иностранцев вправе организации и ИП, не имеющие на момент заключения с ними трудового или гражданско-правового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 2 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию из «безвизовой» страны должен обратиться в территориальный орган ФМС и представить пакет документов, перечисленных в этой норме. Если иностранец представит эти документы по истечении 30 календарных дней со дня въезда в страну, ему придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 18.20 КоАП РФ) и приложить документ об уплате штрафа.

Территориальный орган ФМС не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранца заявления обязан выдать ему патент (или уведомление об отказе в его выдаче).

Исходя из п. 6 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ при получении патента иностранный гражданин предъявляет документ, который удостоверяет его личность, а также документ, подтверждающий уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента.

📌 Реклама Отключить

К сведению

Патент выдается иностранному гражданину на срок от 1 до 12 месяцев (п. 5 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ). При этом срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от 1 месяца. Общий срок действия с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Форма патента утверждена Приказом ФМС России от 08.12.2014 № 638. В примечании 1 к этой форме указано, что если иностранец собирается трудиться у юридического лица или индивидуального предпринимателя, патент, как правило, оформляется на бланке синего цвета, если у физического лица – то красного цвета.

📌 Реклама Отключить

По общему правилу в патенте не указывается профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина. Однако, как следует из положений п. 29 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение об указании в патенте перечисленных сведений, о чем оно информирует территориальный орган ФМС.

Таким образом, если на территории субъекта РФ, где организация осуществляет свою деятельность, установлены такие правила, то иностранный работник должен трудиться в соответствии с записью в его патенте. Если возникнет необходимость сменить профессию (вид деятельности), работнику следует обратиться в орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте (п. 15 ст. 13.3 Закона № 115‑ФЗ).

Итак, иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу приходит к работодателю с готовым патентом, процедура приобретения данного документа организации не касается. Если иностранец принес патент, значит, у него в порядке и миграционная карта, и справка о здоровье, и документы о знании русского языка (то есть те документы, которые предоставляются им в миграционную службу для получения патента, в их отсутствие он бы не смог получить патент).

📌 Реклама Отключить

Административная ответственность за незаконное привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности в РФ

За незаконное привлечение иностранца к труду в Российской Федерации предусмотрены весьма приличные штрафы по ст. 18.15 КоАП РФ.

Штрафы налагаются в случаях, когда работодатель нанимает иностранного работника:

  • из «визовой» страны – без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование труда таких работников (если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом) (п. 2);
  • из «безвизовой» страны – при отсутствии у него патента, либо по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте (если патент содержит такие сведения), либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному гражданину выдан патент (п. 1).

В обоих случаях нарушения влекут за собой наложение административного штрафа: 📌 Реклама Отключить

  • на должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Если указанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, штрафы согласно п. 4ст. 18.15 КоАП РФ составляют:

  • для должностных лиц – от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

О документах, подтверждающих владение иностранным гражданином русским языком

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Закона № 115‑ФЗ иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на работу либо патента обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ (если иное не предусмотрено международным договором РФ и указанной статьей). Подтверждение осуществляется одним из следующих документов: 📌 Реклама Отключить

  • сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ (далее – сертификат) (пп. 1);
  • документом государственного образца об образовании (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991 (пп. 2);
  • документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 01.09.1991 (пп. 3).

Согласно п. 2 ст. 15.1 Закона № 115‑ФЗ указанный сертификат выдается образовательными организациями на территории РФ либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен. 📌 Реклама Отключить

Срок действия сертификата составляет пять лет со дня его выдачи.

Во исполнение положений п. 4 ст. 15.1 Закона № 115‑ФЗ Мин­обрнауки издало приказы, которыми утверждены:

  • форма сертификата, порядок его выдачи и технические требования к сертификату (Приказ от 29.08.2014 № 1154);
  • порядок проведения экзамена, а также требования к минимальному уровню знаний, необходимых для его сдачи (Приказ от 29.08.2014 № 1156);
  • перечень организаций, которые вправе проводить названный экзамен и выдавать по его итогам сертификат (Приказ от 02.12.2014 № 1533).

Согласно п. 8 ст. 15.1 Закона № 115‑ФЗ помимо документов, предусмотренных п. 1 указанной статьи, в том числе сертификата, иностранный гражданин при обращении за получением патента может представить документ о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства РФ, форма которого утверждена Приказом Минобрнауки России от 26.01.2015 № 21. 📌 Реклама Отключить

Документы, подтверждающие владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ

Иностранный гражданин прибыл
Из страны – участницы Договора о ЕАЭС Из страны, с которой установлен визовый режим въезда* Из страны, с которой установлен безвизовый режим въезда**
Не установлена обязанность представить эти документы Документы, указанные в п. 1 ст. 15.1 Закона № 115‑ФЗ (или) Документы, указанные в п. 8 ст. 15.1 Закона № 115‑ФЗ
Сертификат по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 29.08.2014 № 1154.

(или) Документ гособразца об образовании, выданный на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991.

(или) Документ об образовании, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 01.09.1991

Документ о прохождении экзамена по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 26.01.2015 № 21

* Иностранный гражданин обязан получить документ в течение 30 календарных дней со дня выдачи разрешения на работу и представить в территориальный орган ФРС. 📌 Реклама Отключить

** Документ, подтверждающий владение русским языком, представляется в течение 30 календарных дней со дня въезда в пакете документов для получения патента.

Об учете для целей налогообложения расходов на оплату обучения иностранных работников

Предположим, что расходы на оплату услуг по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих несет организация. Вправе ли она учесть указанные расходы для целей налогообложения?

Исходя из разъяснений Минфина, изложенных в Письме от 16.07.2015 № 03‑03‑07/41000, если указанные услуги относятся к перечню образовательных программ, установленному ст. 12 Закона об образовании, то затраты на их оплату могут относиться к расходам, предусмотренным пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Понятие «образовательная программа» дано в п. 9 ст. 2 Закона об образовании. Это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных указанным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

📌 Реклама Отключить

В пункте 2 ст. 12 Закона об образовании указано, что в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.

Вполне логично, что в перечне образовательных программ (или следуя их определению – в перечне основных характеристик образования), на который ссылается Минфин, не содержится прямого упоминания об услугах по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих.

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик выяснять, по «нужной» программе занимались его работники-иностранцы или нет, имеет ли эта программа прямое отношению к перечню, чтобы расходы на вышеуказанные услуги можно было смело отнести в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль?

📌 Реклама Отключить

Полагаем, что не должен. Совсем не обязательно знать, по каким программам учились иностранные работники, если итогом их обучения стал сертификат или документ о прохождении экзамена по утвержденным формам, выданные в учебных центрах, перечень которых регулируется Минобрнауки.

Для отражения в расходах затрат на оплату услуг по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ надо соблюдать следующие условия. Во-первых, договор на обучение должен быть заключен с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию. Во-вторых, в договоре должно быть прописано, что обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор, или физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность этих лиц не позднее трех месяцев после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у него не менее года (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Отметим, что если организация заключает трудовой договор с физическим лицом, уже проходящим обучение в образовательном учреждении и самостоятельно оплатившим свое обучение, а впоследствии возмещает работнику стоимость обучения, расходы на компенсацию стоимости обучения сотрудника могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль. Такие разъяснения даны в Письме от 17.02.2012 № 03‑03‑06/1/90.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 357‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 357‑ФЗ).

📌 Реклама Отключить

При заключении трудового договора поступающие на работу иностранцы не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных законодательством.

Перечень стран, с которыми установлен безвизовый режим въезда в РФ иностранных граждан в соответствии с международными соглашениями РФ, можно найти на сайте МИД www.mid.ru.

Это положение не распространяется на граждан, имеющих статус высококвалифицированных специалистов и осуществляющих трудовую деятельность в порядке, установленном ст. 13.2 Закона № 115‑ФЗ.

Изменения внесены Законом № 357‑ФЗ.

Подробнее об этом читайте в статье «Порядок исчисления НДФЛ с доходов работников-иностранцев» на стр. 34.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».