Нормы списания ГСМ 2017

списание горюче-смазочных материалов, НДС, налог на прибыль, бухучет, первичные документы

Нормы расхода топлива

Начнем с вопроса: зачем они вообще нужны? В бухучете, соответственно и в учете по налогу на прибыль (с 01.01.2015 г.), в состав расходов попадают как нормативные, так и сверхнормативные расходы горючего.

И высоко-, и низкодоходные плательщики в части списания топлива чувствуют себя на равных . Никаких разниц для первых нормами НКУ в этой части не предусмотрено. Последние изменения по части разниц, «побежавшие» с 2017 года, в этом плане ничего не поменяли.

Отрадно, что не «перегибают палку» и налоговики. «Благословение» можно найти, в частности, в письмах от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 (второй вопрос) и от 20.01.2017 г. № 1186/6/99-99-15-02-02-15.

От «самоистязания» вроде списания сверхнормативных топливных расходов прямиком в Дт 44 счета мы вас предостерегали еще в далеком 2015 году1.

1 Смотрите статью «Нехозрасходы: уместна ли излишняя скромность?» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 47).

Заметим, что у физлиц-предпринимателей такой «свободы» нет . Соответственно, для них будет актуально все, что сказано ниже2.

2 Обязательно прочтите статью «Предприниматель и автомобиль: расходы и НДС» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 11).

Для НДС-учета хозяйственность расходов по-прежнему имеет важное значение. Здесь, собственно, и становится суперпринципиальным вопрос применения Норм № 433. Ведь налоговики считают, что при списании топлива обязательно нужно руководствоваться этими нормами.

3 Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.1998 г. № 43.

Собственно, понятно, что ГСМ должны списываться по нормам. Все без исключения предприятия-автовладельцы должны нормировать собственный расход ГСМ.

Вопрос только в том, насколько обязательно применять именно Нормы № 43 (ведь они вообще не прошли регистрацию в Минюсте, а значит, их правовой статус под вопросом) и вправе ли субъекты хозяйствования рассчитать свои нормы?

Здесь отметим, что в целом суды склонны считать, что расход ГСМ не обязательно должен соответствовать Нормам № 43. Но! Вместе с тем списание ГСМ обязательно должно быть урегулировано внутренними приказами предприятия и подтверждено соответствующими расчетами.

Так, в определении ВАСУ от 16.02.2016 г. № К/800/49593/15 сказано, что для списания топлива предприятие должно разработать внутренние документы, которые будут устанавливать нормы его расходов с учетом технических характеристик автомобилей, эксплуатационных норм и других факторов. Если такие нормы утверждены, а расходование топлива подтверждено первичными документами, то считается, что топливо использовано в хоздеятельности. Аналогичные выводы озвучены и в определении Киевского апелляционного админсуда от 18.08.2016 г. по делу № 826/13368/15.

Хотя налоговики здесь продолжают судиться и дело дошло до ВАСУ (окончательный результат пока не известен).

Вместе с тем напомним: Минюст в письме от 28.02.2014 г. № 1112-0-4-14/10.1 отмечал, что Нормы № 43 являются актом нормативно-технического характера и обязательны для применения и без госрегистрации. Поэтому, к примеру, Львовский апелляционный суд в определении от 28.10.2015 г. по делу № 809/1074/15 посчитал, что разработанные нормы на предприятии все равно должны вписываться в рамки Норм № 43 (но впоследствии это решение было отменено вышеупомянутым определением ВАСУ № К/800/49593/15). Аналогичное мнение содержится и в постановлении Полтавского окружного админсуда от 15.09.2014 г. по делу № 816/3427/14 (ср. 025069200). Но его, снова-таки, «опроверг» в пользу плательщика Харьковский апелляционный админсуд, с которым впоследствии согласился ВАСУ, а ВСУ отказал налоговикам в пересмотре дела.

Таким образом, использовать для списания топлива собственно разработанные нормы, которые не вписываются в рамки Норм № 43, считаем, можно. Но делать это осторожным плательщикам настоятельно не рекомендуем4.

4 Если для вашего авто в Нормах № 43 нет базовой линейной нормы, полезные рекомендации найдете в нашей статье «Индивидуальная норма расхода ГСМ» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 34).

НДС-выкашивание

Сейчас нехозяйственные операции вынуждают плательщика начислять «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС согласно п. 198.5 НКУ.

Как уберечь себя в случае несовпадения ваших норм с Нормами № 43 — вы уже знаете. Теперь рассмотрим другой случай: если нормы есть, но горючее израсходовано сверх этих норм.

Пункт 198.5 НКУ требует в таком случае (1) начислить налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с п. 189.1 НКУ, и (2) составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных сводную налоговую накладную по таким товарам.

Базой налогообложения в таком случае является стоимость приобретения топлива, израсходованного сверх нормы.

Что касается техники составления сводной налоговой накладной, то в ней указываете тип причины «13» «Складена у зв’язку з використанням виробничих або невиробничих засобів, інших товарів/послуг не в господарській діяльності» и условный ИНН «600000000000» (согласно п. 11 Порядка № 13075).

5 Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

При составлении сводной налоговой накладной в графе «Зведена податкова накладна» делаете пометку «X». В графе 2 расписываете не номенклатуру, а номера и даты тех «входных» накладных, по которым начисляете «компенсирующие» налоговые обязательства (так велит поступать последний абзац п.п. 1 п. 16 Порядка № 1307).

Формально это касается лишь реквизитов налоговой накладной, но мы считаем, что если налоговый кредит отражали на основании чеков РРО, то в графе 2 следует указать номера и даты соответствующих чеков.

В графе 10 нужно указать стоимость сверхнормативно израсходованного топлива, на которую начислены «компенсирующие» налоговые обязательства. В графе 4 ставите «грн» (согласно п.п. 3 п. 16 Порядка № 1307).

Графы 3.1 — 3.3 (коды товаров/услуг), 5 — 9 и 11 сводной налоговой накладной заполнять не нужно!6

6 Вам также будет интересна статья «Шпаргалка по налоговым накладным: условные ИНН, условные коды (которых нет в УКТ ВЭД)» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 12).

Обязательно зарегистрируйте такую налоговую накладную в Едином реестре налоговых накладных. В противном случае получите штраф! Надежда, которая умирает последней, уже, напомним, умерла . Имеем в виду надежду на неприменение штрафов за нарушение сроков регистрации не выдаваемых покупателям налоговых накладных7.

7 Детали найдете в статье «Сладкая парочка»: о штрафах за просрочку регистрации «невыдаваемых» налоговых накладных» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 20).

Бухучет

Для учета топлива предусмотрен субсчет 203 «Топливо».

В зависимости от ситуации, к нему открывают субсчета второго и третьего порядка (под конкретную марку топлива; место хранения; для учета оплаченных талонов на топливо и т. п.).

Рассмотрим документальное оформление списания топлива. Не теряют своей популярности путевые листы8. Впрочем, если кто хочет (и ему так удобнее), никто не запрещает использовать другой первичный документ. Главное, чтобы его форма:

8 Которым была посвящена публикация «Учитываем работу легкового авто: есть ли альтернатива путевому листу?» в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 22.

1) была утверждена приказом об учетной политике (в нем должно быть прописано, что списание топлива предприятие осуществляет именно на основании этой формы);

2) содержала все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухучете;

3) давала информацию об операции, подтверждая ее осуществление9.

9 Последнее утверждение посленовогодними изменениями в Закон о бухучете фактически было перечеркнуто. Тем не менее, первичные документы продолжают оставаться одним из обязательных доказательств подтверждения хозяйственной операции.

В первичном документе должны содержаться все данные, необходимые для расчета расхода топлива. Иначе такой расчет придется оформлять другим (еще одним) документом.

Наличие путевых листов (или документов, прототипом которых является путевой лист) не мешает составлять также сводные учетные документы. К примеру, акты и справки для списания горюче-смазочных материалов.

Как на основании первичной документации отразить расходы в части использованного топлива?

Для того чтобы правильно списать использованное топливо на расходы, вам необходимо определить (1) фактический и (2) нормативный расход топлива.

Фактический расход топлива рассчитывают исходя из пробега автомобиля и данных о расходе топлива.

Все необходимые для этого расчета данные должны быть в путевом листе (или самостоятельно разработанном документе-аналоге).

Определить фактическое количество топлива, израсходованного в течение смены (рейса), с учетом данных измерительных приборов автомобиля на момент окончания смены (рейса) поможет формула:

Тф = ОТн + ЗТ — ОТк,

где Тф — фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (рассчитывается по одному путевому листу);

ОТн — остаток топлива в бензобаке автомобиля на начало смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при выезде»);

ЗТ — количество топлива, залитого в бензобак в течение смены (рейса) (графа путевого листа «выдано горючее»);

ОТк — остаток топлива в бензобаке автомобиля на конец смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при возвращении»).

Нормативный расход, как вы помните, определяют на основании данных путевых листов о фактическом пробеге автомобиля (а также других показателей работы автомобиля, влияющих на расход топлива) и соответствующих норм расхода топлива.

Далее фактическое количество израсходованного топлива сравниваете с нормативным расходом, после чего:

— расход топлива в пределах норм списываете по кредиту субсчета 203 в корреспонденции с дебетом счетов 15, 20, 23, 28, 91, 92, 93 и 94 (в зависимости от направления использования топлива);

— сверхнормативный расход топлива списываете опять-таки по кредиту субсчета 203 в дебет субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В дебет субсчета 947 списывают и «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС, начисленные на стоимость сверхнормативно израсходованного ГСМ (согласно п. 1.3 Инструкции № 14110).

10 Инструкция по бухучету НДС, утвержденная приказом Минфина от 01.07.1997 г. № 141.

Не помажешь — не поедешь!

Напоследок несколько слов о смазочных материалах. Их расход прямо зависит от количества использованного автомобилем горючего. Нормативы их расхода найдете в приложении В к Нормам № 43.

Вы удивитесь, но большинство используемых автомобилей не включены в это приложение.

Для таких авто нужно применять временные нормы расхода смазочных материалов.

Нормативный расход смазочных материалов рассчитывают по формуле: Qмасла = Qнорм х Qтоп : 100,

где Qмасла — нормативный расход масла, л;

Qнорм — норма расхода масла на 100 л израсходованного топлива;

Qтоп — нормативный расход топлива исходя из фактического пробега автомобиля, л (м3).

Рассчитанный норматив расхода смазочных материалов при этом включает в себя (1) замену смазочных материалов во время технического обслуживания и (2) периодическое их добавление в процессе эксплуатации между заменами.

Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение в учете

Обязаны ли автономные учреждения при списании ГСМ применять нормы расхода, утвержденные Минтрансом? Какие формы путевых листов используют автономные учреждения для подтверждения расходов на ГСМ? Каков порядок отражения расходов на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете? Ответы на эти и другие вопросы – в статье.

Обновленные нормы расхода ГСМ.

Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23‑р (далее – Распоряжение № АМ-23‑р, Методические рекомендации). Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразу­мевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.

Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51‑р.

Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23‑р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23‑р предписывают:

  • Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03‑03‑06/1/2875, от 30.01.2013 № 03‑03‑06/2/12, от 03.06.2013 № 03‑03‑06/1/20097, от 03.09.2010 № 03‑03‑06/2/57, от 14.01.2009 № 03‑03‑06/1/6).

Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ-23‑р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02‑10‑010/55111).

Если Распоряжением № АМ-23‑р не установлены нормы ГСМ по автомобилю, используемому в учреждении, как обосновать расход топлива? В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в предусмотренном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина РФ от 11.07.2012 № 03‑03‑06/4/71, от 10.06.2011 № 03‑03‑06/4/67).

Путевые листы – основание для списания ГСМ.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные документы служат основанием для принятия факта хозяйственной жизни к учету.

Основным первичным документом в целях учета работы служебного автотранспорта и списания ГСМ является путевой лист. К учету принимаются путевые листы, оформленные надлежащим образом.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152). Согласно данному документу к обязательным реквизитам путевого листа относятся следующие:

Обязательный реквизит

Пояснения

Наименование и номер путевого листа

В наименовании отражается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист грузового автомобиля и т. п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации

Сведения о сроке действия путевого листа

Такие сведения включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства

Отражаются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица

Сведения о транспортном средстве

В качестве таких сведений указываются:

– тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

– государственный регистрационный знак транспортного средства;

– показания одометра (полные км пробега) при выезде транспорта из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);

– дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на стоянку;

– дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ)

Сведения о водителе

Отражаются Ф. И. О. водителя, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя

Помимо перечисленных реквизитов, на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В настоящее время унифицированных форм путевых листов, обязательных для применения государственными (муниципальными) учреждениями, не установлено. Исходя из этого в целях определения объемов израсходованных ГСМ, подлежащих списанию, указанные учреждения вправе:

  • воспользоваться формами путевых листов (ф. 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление № 78) (Письмо Минфина РФ от 03.10.2012 № 02‑06‑10/4066);
  • применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, при условии включения в них обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом № 152 (Письмо Минфина РФ от 25.08.2009 № 03‑03‑06/2/161 «О применении самостоятельно разработанных бланков путевых листов»). Причем применение таких форм учреждениям целесообразно закрепить в учетной политике.

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом. Выдача путевых листов подлежит регистрации в соответствующем журнале. Должностное лицо, ответственное за выдачу путевых листов, обязано оформить «путевку» до выдачи ее водителю и зарегистрировать выданный документ в журнале.

Все вносимые в путевой лист изменения (исправления) подтверждаются подписью водителя и лица, ответственного за выдачу путевых листов.

2

Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

В случае утраты или порчи путевого листа дубликат выдается только после проведения проверки обстоятельств пропажи (порчи), установления виновных лиц и принятия к ним соответствующих мер ответственности.

Отражение операций по списанию ГСМ в бухгалтерском учете

Для отражения поступивших ГСМ в бухгалтерском учете предназначен счет 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы» (п. 117, 118 Инструкции № 157н).

1

Расходы автономного учреждения на приобретение ГСМ отражаются:

  • по коду вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» – в случае приобретения горюче-смазочных материалов в соответствии с закупкой, осуществляемой учреждением (уполномоченным на то работником учреждения) как юридическим лицом;
  • о КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» – в случае осуществления работником учреждения, находящимся в служебной командировке, расходов на приобретение ГСМ с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.

Указанные коды видов расходов применяются в увязке:

  • со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (применяется в 2018 году);
  • с подстатьей 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (применяется с 2019 года).

В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н списание ГСМ производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Учреждение выбирает один их методов списания и закрепляет его в учетной политике. Причем применение выбранного метода должно осуществляться в течение финансового года непрерывно.

Списание ГСМ в пределах установленных норм отражается в бухгалтерском учете автономного учреждения следующей корреспонденцией счетов (п. 37 Инструкции № 183н):

Дебет счета 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 60 272, 0 109 70 272, 0 109 80 272)

Кредит счета 0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»

8

В автономном учреждении списание бензина осуществляется по фактическому расходу, но не выше норм, установленных Распоряжением № АМ-23‑р. Рассчитанная с учетом данного документа норма расхода ГСМ по служебному автомобилю («Волга Сайбер» 2.4) составляет 10 л/100 км. Согласно представленному путевому листу фактический расход топлива равен 25 л. Пробег автомобиля за время поездки, зафиксированный в «путевке», – 250 км, что соответствует показаниям спидометра.

Согласно учетной политике списание ГСМ осуществляется по средней фактической стоимости бензина, которая составляет 40 руб./л. Операции по списанию осуществляются в рамках основной деятельности по выполнению государственного задания. Расходы на ГСМ непосредственно связаны с осуществлением данной деятельности.

В данном случае фактический расход бензина не превышает установленной нормы – 10 л/100 км (250 км / 25 л). В связи с этим операция по списанию ГСМ отражается следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан израсходованный бензин

(25 л x 40 руб./л)

4 109 60 272

4 105 33 000

1 000

Списание ГСМ при превышении предусмотренных норм. Если фактический расход топлива согласно путевому листу превысил расход топлива, рассчитанный по установленной Распоряжением № АМ-23‑р норме, то списание указанного превышения (перерасхода) производится по распоряжению руководителя учреждения при наличии объективных причин, повлекших перерасход ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях, в определенной местности (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 № 02‑06‑10/3056).

Утвержденные согласно распоряжению руководителя учреждения нормы расходования ГСМ, превышающие установленные Распоряжением № АМ-23‑р, могут подтверждаться в том числе контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными организациями по обращению юридических лиц, осуществляющими исследования по соблюдению владельцами транспортных средств правил их эксплуатации с целью избежания перерасхода топлива.

При установлении вины водителя, допустившего перерасход топлива при ненадлежащей эксплуатации служебного автомобиля, сумма выявленного перерасхода отражается в бухгалтерском учете учреждения как недостача и взыскивается с водителя в преду­смотренном порядке.

Порядок отражения перерасхода топлива рассмотрим на примере.

9

Водителю автомобиля ГАЗ-3110, принадлежащего автономному учреждению, выписан путевой лист для поездки в областной центр. Цель поездки – посещение семинара бухгалтером данного учреждения. Согласно оформленному путевому листу за время поездки указанным автомобилем пройдено 270 км. Фактический расход бензина составил
40 л при норме 35 л (норма расхода топлива равна 13 л/100 км). Перерасход бензина составил 5 л. Рыночная цена бензина на момент обнаружения перерасхода – 41 руб./л. Учетная стоимость бензина равна 40 руб./л.

По решению руководителя перерасход бензина списан. Рыночную стоимость перерасходованного бензина водитель внес в кассу.

Стоимость бензина отражается в составе общехозяйственных расходов, учитываемых при формировании себестоимости услуг, оказываемых учреждением в рамках выполнения государственного задания.

В данном случае операции по списанию ГСМ отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан бензин по норме (по учетной стоимости)

(35 л x 40 руб./л)

4 109 80 272

4 105 33 000

1 400

Принят к учету перерасход бензина по вине водителя (по рыночной стоимости)

((40 ‑ 35) л x 41 руб./л)

2 209 74 000

2 401 10 172

Списан перерасход бензина по решению руководителя

4 401 10 172

4 105 33 000

Внесена водителем в кассу рыночная стоимость перерасходованного бензина

2 201 34 000

2 209 74 000

Учет расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе согласно договору).

Также стоит отметить, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

Расходы на ГСМ могут быть включены в расчет базы по налогу на прибыль только в том случае, если они произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и направлены на ее осуществление.

Расходы на ГСМ, произведенные автономным учреждением за счет субсидий, выделенных из бюджета, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 11.07.2012 № 03‑03‑06/4/71).

* * *

При осуществлении операций по списанию ГСМ автономным учреждениям необходимо иметь в виду следующие особенности:

1) при расчете расхода топлива целесообразно учитывать нормы, установленные Распоряжением № АМ-23‑р. Если на необходимый транспорт нормы расхода указанным документом не установлены, учреждения праве разработать собственные нормы;

2) для документального подтверждения произведенных расходов учреждения вправе использовать формы путевых листов, преду­смотренные Постановлением № 78, либо разработать такие формы самостоятельно, указав в них обязательные реквизиты;

3) топливо, израсходованное в пределах установленных норм, списывается в расходы текущего финансового года. При обнаружении перерасхода ГСМ выявляются его причины. Если перерасход совершен по вине водителя, то его сумма отражается как недостача и взыскивается с виновного лица;

4) при исчислении налога на прибыль расходы на ГСМ, произведенные за счет средств от приносящей доход деятельности, учитываются на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они обоснованны и документально подтверждены.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2018 год