НК РФ трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование — это установление трансфертных цен, которые отличаются от рыночных цен, для сделок между взаимозависимыми лицами, как правило, входящими в один холдинг (группу компаний).

Таким образом, под трансфертной ценой принято понимать цену, устанавливаемую в хозяйственных операциях между различными участниками единой группы компаний.

Установление цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием.

В каких целях применяется трансфертное ценообразование

Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах (территориях) с более низкими налогами.

Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов, что неизбежно требует повышенного внимания со стороны любого государства.

Налоговый контроль

Центральный аппарат ФНС России, а именно Управление трансфертного ценообразования, осуществляет налоговый контроль следующих трех групп сделок:

1) сделок между взаимозависимыми лицами, сумма по которым превышает установленный размер:

а) любых сделок в совокупности, превышающих 1 млрд руб. в год;

б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

в) одна сторона сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), другая сторона — лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, если сумма сделок превышает 100 млн руб.;

г) одна из сторон сделки либо освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, либо является участником проекта «Сколково» и применяет налоговую ставку 0%, другая сторона не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

д) одна сторона сделки является резидентом (участником) особой (свободной) экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), другая сторона не является резидентом таких зон, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

е) одна сторона сделки осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, и исчисляет налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, другая сторона не применяет положения ст. 275.2 НК РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

ж) одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку по налогу на прибыль в федеральный бюджет 0% и (или) пониженную ставку в бюджет субъекта РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.

2) сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами:

а) сделок между взаимозависимыми лицами, проводимых с участием независимых лиц в качестве промежуточного звена;

б) сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями), если сумма сделок с одним лицом превышает 60 млн руб.;

в) офшорных сделок.

3) сделок, признанных судом контролируемыми.

2. Признание сделок контролируемыми (помимо формального попадания сделки в вышеназванный перечень) осуществляется при выполнении положения п. 11 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому «признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса».

В соответствии с п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по следующим налогам:

1) по налогу на прибыль организаций;

2) по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

3) по НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) по НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Если в результате трансфертного ценообразования окажутся заниженными НДС, налог на прибыль, НДПИ или НДФЛ, то налоговый орган доначислит налоги с пенями и штрафами.

Порядок определения цен для целей налогообложения

При проведении налогового контроля за ценами в контролируемых сделках цены в анализируемых сделках необходимо сравнить с ценами, которые применяются для целей налогообложения.

Цены, которые рассчитываются для целей налогообложения определяются на основании методов, указанных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ:

Методы, регулирующие процесс трансфертного ценообразования

В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения, касающиеся методов определения рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, описаны способы и условия применения всех методов.

В частности, НК РФ установлены методы ТЦО в целях налогообложения, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли;

6) метода цены независимой оценки.

Данный перечень является исчерпывающим, однако приоритет отдан методу сопоставимых рыночных цен.

Применение данного метода обязательно: для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги); при наличии достаточной информации о контролируемой сделке.

Однако допускается, что, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо оно не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, для целей налогообложения применяются другие методы, например те, которые с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки дают возможность наиболее обоснованно судить о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночной цене.

Причем допустимо использование комбинации двух и более методов.

При этом в отношении остальных методов будет действовать принцип выбора «лучшего метода», т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночной цене.

При выборе метода должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой сделкой.

Очередность применения методов определения цен

1) Приоритетные методы применяются в первую очередь вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа:

— метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

— метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;

3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;

4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;

5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.

Опубликовано:13.07.2020

Обновлено:22.01.2021

Многих интересует вопрос, а какие же были внесены изменения в деятельность трансфертного ценообразования. Специально с этой целью Государственная налоговая служба ответила на наиболее актуальные вопросы.

Как изменились данные о сопоставимых юридических лиц при выплате экономических показателей? Что случилось с долей участия?

Согласно Закону Украины от 16.01.2020 года №466-IX были внесены изменения в Налоговый кодекс Украины, что, в первую очередь, относятся к подпункту 39.3.2.9 статьи 39 нынешнего Кодекса. Так, до момента внесения изменений сопоставимое юридическое лицо имело возможность владеть корпоративными правами другого лица, а также как акционер или участник иметь долю в размере не более 20 процентов. Сейчас этот размер увеличен и составляет 25 процентов.

Что изменилось в процедуре применения метода сравнительной неконтролируемой цены?

Метод сравнительной неконтролируемой цены применяется, когда происходят специальные контролируемые процедуры, связанные с сырьевыми товарами, требующими сравнить все соответствия требований по принципу «вытянутой руки».

Давайте разберемся, что такое сырьевые товары. Это такие товары, не являющиеся определенными ориентирами при определении цены неконтролируемых операций. Сырьевые товары определены в перечне, который был утвержден Кабинетом Министров Украины.

Когда используют указанный выше метод, то сравнение двух цен (неконтролируемой для проведения контролируемых процедур и контролируемой операции) происходит с помощью размера цены сопоставимых неконтролируемой операции.

В таком случае, обязательным условием является то, что используемые неконтролируемые операции должны быть постоянными и иметь контрагенты в размере соответствующем использованию операции.

Кроме того, существуют условия, регулирующие котировальные цены в процессе сравнения. Все эти требования указаны в подпункте 39.2.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины.

Документация в сфере трансфертного ценообразования. Были внесены изменения?

Интересно, что произошло расширение подпункта 39.4.6 статьи 39 Налогового кодекса Украины. Таким образом, теперь необходимо подавать информацию, касающуюся:

  • физических лиц, которые играют роль контроллера налогоплательщика (если таковые имеются);
  • контролируемой операции, отмечая всю систему снабжения товаров или услуг;
  • описание операций, которые направлены на закупку услуг, активов или иных операций, отличающихся от товаров, должны иметь обоснованные решения и реальную цель этой закупки;
  • в случае вхождения плательщика в международную группу компаний необходимо предоставить копии договоров, касающихся в частности ценообразования, а также копии документов, в которых принимается решение о предварительном ценообразования;
  • копия документа, являющееся аудиторским заключением, которое характеризует финансовую отчетность плательщика за определенный период;
  • копии договоров, регулирующих процедуру осуществления контролируемой операции.

Что такое глобальная документация по трансфертному ценообразованию? Какова ее система?

Глобальная документация по трансфертному ценообразованию — это определенная система документов или один документ, который составляется в свободной форме и должен иметь в себе следующие данные:

  • информацию об организации и системе международной группы компаний, указывая лиц, находящихся в составе этой группы;
  • детальное описание деятельности группы, которое должно указывать на главные факторы, регулирующие финансовые результаты; цепи закупок и поставок и образования прибыли; договоры и соглашения, направленные на получение определенных услуг или работ; краткий анализ деятельности членов группы; информация о сделках, касающихся процесса реструктуризации группы;
  • нематериальные активы, привлекаемые в деятельность международной группы компаний;
  • документацию по финансовой и бухгалтерской деятельности международной группы компаний;
  • консолидированный финансовый отчет группы за пройденный год, однако если такой отсутствует, то предоставляется другая отчетность, которая была сформирована в иных целях;
  • информация о заключенных односторонних договорах, направленных на заблаговременное определение ценообразования.

На кого возложена обязанность предоставлять глобальную документацию по вопросам трансфертного ценообразования?

Ответ на этот вопрос содержится в подпункте 39.4.7 статьи 39 Налогового кодекса Украины. Таким образом, глобальную документацию должен подавать именно налогоплательщик, который является участником международной группы компаний. Однако есть обязательное условие, которое заключается в том, что общий консолидированный доход этой группы, определенный в соответствии с требованиями и стандартами бухгалтерского учета и используемого материнской компанией, должен соответствовать или быть больше размера, который составляет 50000000 евро.

Было полезно? Узнайте, как происходит учет нового расчета налога и корректное его указания в декларации при выплачивание нерезидентам доходы, отличные от денежных.

IMG 1498

Должность: Ассоциированный консультант (АСР) Департамента аудита и международного налогообложения. Опыт работы 12 лет.
Специализация: Оценка эффективности системы внутреннего контроля компании, разработка и постановка внутренних бизнес-процессов, сопровождение различных проектов в области трансфертного ценообразования.