НК 45

Содержание

Кто имеет льготы по транспортному налогу в 2019 — 2020 годах?

Налоговые льготы на транспортный налог: где искать перечень

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

Кто освобождается от уплаты транспортного налога региональными законами

Льготы по уплате транспортного налога (освобождение от уплаты) в Москве

Где найти образец заявления на льготу по транспортному налогу

Итоги

Налоговые льготы на транспортный налог: где искать перечень

Транспортный налог (ТН) — налог региональный, поэтому НК РФ задает только общие рамки налогообложения. Особенности же уплаты могут устанавливать органы власти субъекта РФ своими законами. В том числе они вправе вводить налоговые льготы по транспортному налогу и определять основания для их использования налогоплательщиками — об этом прямо сказано в ст. 356 НК РФ.

Поэтому для того, чтобы выяснить, кто имеет льготы на транспортный налог, нужно обратиться к закону соответствующего региона, найти который можно на сайте ФНС. Но для начала стоит установить, является ли транспортное средство объектом обложения ТН.

О том, как по регионам может различаться величина ставок налога, читайте в материале «Ставки транспортного налога по регионам — таблица 2019 — 2020».

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил (исключены из льготируемых объектов с 01.01.2020);
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

С 03.07.2016 по 31.12.2018 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Подробнее о вычете читайте в статье «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».

Кто освобождается от уплаты транспортного налога региональными законами

Льготы по транспортному налогу регион может вводить как для физических лиц, так и для организаций. В основном они имеют социальную направленность, и к льготникам обычно относят инвалидов, пенсионеров, участников войны, лиц, имеющих госнаграды и т. п. Льготы могут быть предоставлены как в виде полного освобождения от налога, так и в виде снижения ставки.

Льготы по уплате транспортного налога (освобождение от уплаты) в Москве

Рассмотрим перечень льготников на примере московского закона о транспортном налоге. В столице порядок уплаты транспортного налога регулирует закон г. Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33. Льготам посвящена ст. 4 этого закона.

Согласно этой статье в Москве право на льготы по транспортному налогу в 2019-2020 годах имеют:

  1. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, — по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).
  2. Резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» — по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны.
  3. Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ.
  5. Ветераны и инвалиды боевых действий.
  6. Инвалиды I и II групп.
  7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
  8. Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида.
  9. Лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (51,49 кВт) включительно, — на одно зарегистрированное на них транспортное средство.
  10. Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
  11. Физлица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 № 175-ФЗ и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ.
  12. Физлица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  13. Физлица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
  14. Один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.
  15. Организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и осуществляющие деятельность в целях реализации соглашений об управлении ОЭЗ, — в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанные организации, с момента заключения с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашений об управлении особыми экономическими зонами. Льгота предоставляется сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства.
  16. Управляющие компании Международного медицинского кластера и участники проекта, заключившие соглашения об осуществлении проекта с управляющей компанией Международного медицинского кластера и осуществляющие на территории Международного медицинского кластера деятельность по реализации проекта (с 01.01.2018 по 31.12.2027 — ст. 4 закона № 33 в редакции закона г. Москвы о внесении изменений в отдельные законы г. Москвы в сфере налогообложения от 29.11.2017 № 45).
  17. С 01.01.2020 по 31.12.2024 — лица, имеющие транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями.

Физлицам льготы предоставляются только на одно зарегистрированное на них транспортное средство. При этом следует помнить, что льготы не действуют в отношении автомобилей с мощностью двигателя более 200 л. с. Данное правило не распространяется лишь на родителей многодетной семьи.

Где найти образец заявления на льготу по транспортному налогу

Тот, кто освобожден от транспортного налога, должен заявить об этом в ИФНС и подтвердить свое право на освобождение (снижение) налога.

Форма заявления на льготу по транспортному налогу для физлиц утверждена приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Можете увидеть его на нашем сайте.

Скачать форму заявления

В заявлении можно выбирать:

  • представить документы, подтверждающие право на льготу;
  • или только сообщить реквизиты таких документов.

В последнем случае налоговики сами направят запрос туда, где были выданы указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем проинформируют заявителя о решении о предоставлении льготы.

Образец заявления на льготу по ТН для физлица вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в пример заполнения документа.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, а также через личный кабинет налогоплательщика.

Плательщики — юрлица с 2020 года также подают в ИФНС заявления о льготах (приказ ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@). Бланк заявления вы можете скачать . За периоды до 2020 года льгота отражается в декларации.

Образец заполнения заявления на льготу для организации тоже можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Итоги

Льготы по транспортному налогу делятся на федеральные (они перечислены в НК РФ) и региональные (их устанавливают в региональных законах).

О своем праве на льготу необходимо заявить в ИФНС (подать заявление в рекомендуемой налоговиками форме), а также представить подтверждающие документы или сообщить налоговикам их реквизиты.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ст. 45 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 45 НК РФ: официальный текст

Скачать статью 45 НК РФ

Ст. 45 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 45 НК РФ закрепляет за налогоплательщиками, которые представляют собой различные субъекты предпринимательской деятельности, обязанность по уплате налогов, сборов и (с 2017 года) страховых взносов в бюджет. Неисполнение этой нормы влечет за собой ответственность. Фискальные органы имеют право в таких случаях самостоятельно взыскивать недостающие суммы со счетов плательщика, а также применять иные меры для перечисления в бюджет долгов по налоговым платежам.

За кем закреплены обязанности по исчислению и уплате налогов?

Как налоговые органы осуществляют взыскание просроченной задолженности?

Должен ли сотрудник самостоятельно уплачивать неудержанную с него сумму НДФЛ?

Какие последствия могут быть при нарушении п. 1 ст. 45 НК РФ физическими лицами?

В каких случаях следует считать обязанность по уплате налогов исполненной?

Каким образом налогоплательщик может доказать факт своевременной уплаты налога в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ?

Как ошибки в платежном поручении влияют на правильность зачисления налогов?

Что говорит статья 45 НК РФ об обязанности по уплате имущественных налогов физическими лицами?

За кем закреплены обязанности по исчислению и уплате налогов?

Согласно ст. 45 НК РФ обязанности по уплате налогов несут все граждане и юрлица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Сюда входят также консолидированные группы налогоплательщиков, самостоятельно исчисляющие налог на прибыль. В некоторых случаях эта обязанность возникает и у иностранных структур, которые не рассматриваются как отдельные юридические лица.

До 30.11.2016 ст. 45 НК РФ обязывала платить налоги их плательщиков исключительно самостоятельно. С указанной даты появилась возможность уплаты налогов иными лицами (п. 1 ст. 45 НК РФ), но с оговоркой о невозможности для этого лица требовать возврата уплаченного им налога.

С 01.01.2017 по правилам НК РФ стало необходимо платить и страховые взносы. Поэтому с начала 2017 года ст. 45 НК РФ распространила свое действие и на них.

Как налоговые органы осуществляют взыскание просроченной задолженности?

В случае непоступления необходимой суммы по исчисленному налогу фискальные органы принимают решение об изъятии денежных средств, которые находятся на лицевых или расчетных счетах ответственного за просрочку субъекта.

П. 2 ст. 45 НК РФ предусматривает погашение задолженности в судебном порядке в следующих случаях ― при общем размере образовавшейся недоимки свыше 5 000 000 руб. или в ситуациях, когда просроченный период по оплате по результатам проверки превышает 3 месяца. Последнее затрагивает те хозсубъекты, которые имеют дочерние зависимые предприятия или сами являются таковыми. Недоимка взыскивается, даже если будут зафиксированы случаи перечисления денег от одной подобной организации к другой. Также имеющаяся задолженность погашается за счет передачи имущества или прочих активов, в том числе и денежных. Данное положение начало действовать с момента вступления в силу закона № 134-ФЗ от 28.06.2013. Ранее погашение задолженности за счет умышленно переданного имущества должника своей дочерней компании не представлялось возможным.

Однако взыскание недоимки может быть осуществлено только в пределах суммы поступившей в результате подобной схемы выручки или размера переданного имущества.

Пример:

Организация ООО «Салют» во время проведения налоговой проверки перечислила с расчетного счета своему основному предприятию ООО «Зенит» сумму в размере 325 000 руб. по договору между предприятиями за оказание услуг. В результате проведения проверки была обнаружена недоимка по НДС и налогу на прибыль в размере 185 000 руб. Так как задолженность ООО «Салют» не погашалась более 3 месяцев со дня вынесения решения о результатах проверки, налоговыми органами было вынесено решение изъять требуемую сумму в размере 185 000 руб. у ООО «Зенит» как у основного предприятия в связи с установлением факта перечисления выручки во время проведения проверки, а иных средств для оплаты задолженности ООО «Салют» не имело.

Должен ли сотрудник самостоятельно уплачивать неудержанную с него сумму НДФЛ?

Физлица, которые являются наемными работниками, самостоятельно налог на доходы не оплачивают. Эта обязанность ложится на налоговых агентов ― их работодателей. Они, в свою очередь, отчитываются по итогам календарного года перед ФНС за удержанные и перечисленные суммы.

Если у налогового агента нет возможности сразу удержать налог с выплаченных работнику средств(доход получен в натуральном виде или как материальная выгода), то он удерживает его с доходов, выплачиваемых в этом же налоговом периоде в более поздние месяцы (не превышая 50% суммы каждой выплаты). С этим согласны и налоговики, что подтверждается письмом ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Пример 1:

Работника Иванову Ю. Г. по окончании 2-го квартала организация приняла решение поощрить в виде передачи ей натуральной продукции на общую сумму 55 000 руб. Удержать НДФЛ в размере 7 150 руб. по итогам 2-го квартала не удалось. Заработная плата Ивановой Ю. Г. в следующем месяце составила 22 000 руб. На основании сделанного перерасчета была удержана сумма налога в размере 10 360 руб., в том числе 2 860 руб. за текущий месяц, 7500 руб. ― сумма задолженности по НДФЛ.

Если по каким-либо причинам удержать налог в течение налогового периода частично или полностью не удалось, то работодатель обязан сообщить об этом в налоговую до 1 марта следующего года. Сообщение производится по форме 2-НДФЛ. Одновременно организация обязана уведомить о сумме неудержанного налога и самого сотрудника.

Окончание налогового периода и передача сведений в инспекцию о факте неудержания НДФЛ прекращает дальнейшую ответственность работодателя как налогового агента. Теперь рассчитаться с бюджетом обязан сам гражданин, которому ИФНС на основании данных, полученных от налогового агента, направит уведомление на уплату налога.

Пример 2:

Организация предоставила работнику Петрову А. С. в ноябре путевку на санаторно-курортное лечение стоимостью 78 000 руб. У Петрова А. С. возникла кредиторская задолженность по НДФЛ в размере 10 140 руб. До конца отчетного периода заработок работника составил 18 500 руб. Поэтому с него была удержана сумма НДФЛ в размере 9 250 руб. (не более 50% от дохода), в том числе текущий налог ― 2 405 руб., НДФЛ за путевку ― 6 845 руб. Оставшуюся сумму налога в размере 3 295 руб. налоговый агент удержать не смог, о чём и сообщил в инспекцию до 1 марта следующего года, уведомив при этом сотрудника. Оплатить оставшуюся сумму задолженности должен теперь сам гражданин Петров А. С. после получения уведомления из ИФНС.

Подробнее о порядке уплаты налога физлицами читайте в материале «Ст. 228 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Какие последствия могут быть при нарушении п. 1 ст. 45 НК РФ физическими лицами?

За счет перечисленных налогов происходит пополнение бюджета, осуществляется множество социальных программ, в том числе по здравоохранению, образованию и поддержанию общественного порядка.

За всеми налогоплательщиками, в том числе и за физлицами, закреплена обязанность по погашению своих обязательств перед бюджетом, о чём говорится в п. 1 ст. 45 НК РФ. Неисполнение этих функций влечет за собой административную и даже уголовную ответственность, если обнаруживается сумма недоимки в особо крупных размерах.

Налоговое правонарушение может выражаться также как неподача декларации и требуемых подтверждающих документов в установленные сроки, передача заведомо ложных сведений, занижающих налогооблагаемую базу.

В некоторых случаях с граждан может быть снята ответственность:

  • если указанное правонарушение было совершено вследствие обстоятельств непреодолимой силы, таких как стихийное бедствие;
  • налогоплательщик находился в состоянии, при котором не мог нести ответственность за свои действия;
  • если гражданину предоставлены письменные указания о порядке исчисления налогов (только в тех случаях, когда физлицо обратилось за разъяснениями, указав достоверную информацию);
  • если имели место иные причины, признанные судом как оправдательные.

К ответственности за невыполнение обязанностей по п. 1 ст. 45 НК РФ привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. Это могут быть граждане РФ, иностранные подданные и лица без гражданства.

В качестве наказания за правонарушение в особо крупном размере в соответствии с УК РФ могут быть избраны следующие меры:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы.

Следствием нарушения п. 1 ст. 45 НК РФ является появление недоимки. Если гражданин впервые нарушил закон, не уплатив умышленно крупные суммы в бюджет, но затем добровольно погасил задолженность, начисленные штрафы и пени, уголовная ответственность к нему может не применяться.

В каких случаях следует считать обязанность по уплате налогов исполненной?

Обязанность налогоплательщика по уплате налога можно считать исполненной, а кредиторскую задолженность погашенной в следующих случаях (п. 3 ст. 45 НК РФ):

  1. С момента передачи налогоплательщиком(или иным лицом) в банк платежного поручения на перечисление полной суммы налога при условии, что денежных средств на расчетном счете достаточно для выполнения операции.
  2. С момента выдачи физлицом поручения банку на оплату бюджетного обязательства без открытия счета в банке.
  3. С момента отражения на лицевом счете организации операции по перечислению требуемой суммы.
  4. В день внесения гражданином в банк, кассу местной администрации, почтовое отделение суммы, необходимой для погашения существующей задолженности.
  5. В день вынесения налоговым органом решения о зачете задолженности в счет имеющейся переплаты по другим налогам.
  6. В день удержания суммы по задолженности налоговым агентом, если на него возложена такая обязанность.
  7. В день уплаты декларационного платежа, если применяется упрощенный порядок декларирования доходов граждан.
  8. При оплате налогов, задержка которых квалифицируется как уголовно наказуемое деяние – день подачи в банк платежного документа при условии наличия на счете средств, достаточных на оплату не только налога, но и штрафов, предусмотренных УК РФ.

Пример:

Организация начислила УСН за 2-й квартал в сумме 55 800 руб. Срок уплаты по налогу ― 25 июля. В этот день в банк было передано платежное поручение, однако денежных средств на погашение задолженности не хватило. 27 июля на расчетный счет организации поступила выручка в размере 65 000 руб. В связи с этим задолженность по УСН была погашена лишь 27 июля. Таким образом, организация нарушила порядок уплаты налога в срок. Налоговый орган начислил пени за 2 дня просрочки.

При некоторых обстоятельствах задолженность по налогам не погашается:

  1. Налогоплательщик (или иное лицо) самостоятельно отозвал поручение на уплату налога, в связи с чем оплата не была произведена.
  2. Организация возвратила сумму, предназначенную для погашения долговых обязательств перед бюджетом, с лицевого счета или эту сумму вернуло налогоплательщику казначейство.
  3. Касса местной администрации или почтовое отделение возвратили гражданину внесенную им сумму, предназначавшуюся для погашения задолженности.
  4. При совершении платежа налогоплательщик (или иное лицо) указал неверные реквизиты.
  5. У организации имеется непогашенная первоочередная задолженность на момент совершения платежа.

Пример:

Организация подготовила и передала в банк платежное поручение на уплату ЕНВД 25 апреля за 1-й квартал. Однако у нее имелись непогашенные обязательства по исполнительным листам работников (алименты на детей). Суммы на расчетном счете для погашения обеих задолженностей оказалось недостаточно. Банк списал при помощи платежного требования первоочередную задолженность по алиментным выплатам. В результате обязанность предприятия по уплате налога в срок не была исполнена, что повлекло за собой начисление пеней.

В случае длительной неуплаты фискальные органы отставляют за собой право для принудительного взыскания задолженности в соответствии с п. 6 ст. 45 НК РФ.

Подробнее о просрочке уплаты платежей в бюджет см. в материале «Недоимка по налогам ― что это такое и какие последствия?».

Каким образом налогоплательщик может доказать факт своевременной уплаты налога в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ?

Обязанность по уплате налога считается исполненной, если банком принято соответствующее платежное поручение на перечисление средств в бюджетную систему при наличии достаточного денежного остатка на счете.

Если в ходе составления поручения произошла ошибка, которая не повлияла на конечную уплату, налогоплательщик вправе обратиться в ИФНС с предоставлением пояснений и подтверждающих перечисление документов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Для того чтобы выявить возможные несоответствия при расчетах по данным налогоплательщика и инспекции, рекомендуется проведение сверки расчетов по налогам, штрафам и пеням. Итоговые результаты сверки оформляются как акт с действующими подписями заинтересованных лиц.

Как ошибки в платежном поручении влияют на правильность зачисления налогов?

Если субъект предпринимательской деятельности передал в банк платежное поручение для полного погашения задолженности перед бюджетом, то при наличии необходимой суммы денежных средств на расчетном счете его обязанности как налогоплательщика считаются исполненными (ст. 45 НК РФ).

В то же время неверно оформленная платежка может иметь негативные последствия разной степени тяжести, в зависимости от того, какая именно была допущена ошибка.

К примеру, неверно указанный статус плательщика не является основанием для признания налога неуплаченным. Об этом говорит многочисленная судебная практика (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу № А26-2235/2006-29).

Не признают суды и неправильно указанный КБК как повод для незачисления платежа, так как ст. 45 НК РФ не содержит подобного требования.

Однако для того, чтобы избежать возможных споров с инспекторами, следует всё же уделять повышенное внимание реквизитам в платежных поручениях.

Обязанность по погашению задолженности признается невыполненной, если в платежках неверно указаны счета для зачисления в бюджет и наименование банка-получателя.

Что говорит статья 45 НК РФ об обязанности по уплате имущественных налогов физическими лицами?

П. 1 ст. 45 НК РФ обязывает физлиц производить своевременную уплату налогов ― имущественного, транспортного, земельного. Однако порядок определения сроков по исполнению данных обязанностей немного отличается от того, что предусмотрен для организаций.Расчет этих налогов делает ИФНС, рассылая плательщикам уведомления на уплату. По всем этим налогам для физлиц с 2016 года установлен единый срок оплаты – до 01 декабря года, наступающего за оплачиваемым.

О действиях, которые нужно предпринять, если уведомления из налоговой нет, читайте в материале «Что делать, если до сих пор не пришло уведомление на уплату личных налогов?».

При отсутствии уплаты налоговые органы направляют физлицам уведомления с требованием погасить текущую задолженность и сумму возникших в связи с этим пеней. Погасить эту задолженность граждане должны не позднее 1 месяца со дня получения налогового уведомления (п. 6 ст. 58 НК РФ), если в нём не указан иной установленный законодательно срок.

При заполнении квитанций граждане могут случайно неверно указать реквизиты КБК. Налоговики в таких случаях часто отказываются признавать факт уплаты. Однако помните, что, в соответствии с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ, физические лица вправе подать в налоговую заявление о допущенной ошибке с подтверждающими оплату документами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как не платить налог на имущество физических лиц

Как бы не платить налог на имущество физических лиц, такой большой по кадастровой стоимости – мы слышим часто такой вопрос от наших клиентов. Давайте разберемся, возможно ли это.

Исходным условием является наличие у физического лица недвижимого имущества, облагаемого налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Налог на имущество физических лиц регламентируется главой 32 НК РФ. В статье 407 перечислены налоговые льготы, они предусмотрены для героев Советского Союза, инвалидов I и II группы и другие. Если к данной категории физическое лицо не относится, то есть еще возможность избежать уплаты налога на доходы физических лиц.

Итак, какие условия должны быть выполнены:

  1. Физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и применять упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей или патентную систему налогообложения.
  2. Физическое лицо должно использовать имущество в предпринимательской деятельности, например, сдавать имущество в аренду.
  3. Объект недвижимого имущества должен отсутствовать в перечне на сайте вашего субъекта РФ, который принимается исполнительным органом субъекта РФ и публикуется ежегодно на 1 января текущего года.
    Например, перечень объектов недвижимого имущества по кадастровой стоимости на 2018 г. для Санкт-Петербурга можно найти на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе Власть, далее комитеты, управления, инспекции и службы, далее Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, далее плательщикам налога на имущество и ищем Работы по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
    Для Москвы перечень можно посмотреть на официальном сайте мэра Москвы, далее Органы власти, далее Документы, далее Нормативно-правовые акты по уплате налога на имущество организаций от кадастровой стоимости далее Постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Итак, если Вы не нашли Ваш объект недвижимого имущества в перечне на сайте вашего субъекта РФ, зарегистрировали ИП и используете это имущество в предпринимательской деятельности, то у вас есть возможность не платить налог на имущество, рассчитанного по кадастровой стоимости!

Обратите внимание! Даже если индивидуальный предприниматель временно не использует имущество в предпринимательской деятельности, это не повлечет за собой обязанности по уплате налога на имущество с физических лиц по кадастровой стоимости (соответствующее письмо Минфина от 24.04.2018 N 03-05-04-01/27810 было направленно для использования в работе налоговыми органами).

Для того чтобы использовать возможность неуплаты налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости в вышеперечисленных случаях необходимо предоставить в налоговую инспекцию заявление и подтверждающие документы.

Может быть стоит подумать о том, чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, использовать имущество в предпринимательской деятельности и не платить налог на имущество по кадастровой стоимости. Конечно же, необходимо просчитать, выгодно ли это в вашем случае.

Если Вам нужна помощь в регистрации ИП или в подготовке заявления в ИФНС для избежания уплаты налога на имущество физических лиц, звоните по тел. (495)661-35-70.

Ширяева Наталья

Интервью Даниила Егорова, главы ФНС Владимиру Познеру. Мы приводим тезисно самое интересное. Видео также можете посмотреть.

Любят ли налоговиков

Налоговиков нигде не любят. Как вы к этому относитесь? Я не меряю категориями «любят, не любят» для меня важнее, чтобы понимали. Завершена ли налоговая реформа? Налоговая сейчас ассоциируется с терминами «цифровая служба» и «сервисная служба». Это серьезное завоевание Мишустина.

О ЕФИР

Недавно Дума в третьем чтении приняла закон о Едином информационном регистре населения. Причем, против были все фракции кроме Единой России, все конфессии, более 200 тысяч писем от населения были. Не будет ли тотальной слежки? Я считаю, это вопрос выбора. Мы считаем что налогоплательщики за свои деньги должны получать качественные услуги. И если не будет чистых данных, услуги будут некачественными. Все недавние выплаты были благодаря тому, что в точках оказания услуг были данные. То, что было столько людей против этого регистра, что вы об этом думаете? 📌 Реклама Отключить Я частично готов взять этот упрек на себя в том, что мы должны доносить информацию, что мы делаем, и как мы делаем. Если люди не понимают, ради чего мы это делаем, нам нужно лучше объяснять. А во-вторых, всем свойственно некоторое иррациональное поведение. Когда люди не до конца понимают, в чем суть того или иного продукта, он может формировать страхи. Мы должны разъяснять, что мы делаем и зачем.

О суммарно высоких налогах в России

Мы часто говорим про один из самых низких подоходных налогов в мире. Но совсем нечасто говорим о том, что средний россиянин отдает государству 47,4% своего заработка. Это оценка PricewaterhouseCoopers 2016 года, хотя вряд ли что-то сильно изменилось. В общем, средний россиянин отдает государству больше чем средний житель любой другой страны в мире. Что он для этого имеет, чего нет у других? 📌 Реклама Отключить Можно применить самые разные профили оценки и одна из оценок, это, например, эффективная налоговая нагрузка в целом, которая у нас составляет около 33%. Все налоги упираются в потребление, наша экономика потребления от других не отличается. И сказать что у нас ярко выражены более высокие налоги, с моей точки зрения, было бы неверно. Логика расчета налогов вместе с налогами косвенными, она абсолютно верна, то есть, когда мы прибавляем и НДФЛ и страховые взносы, и косвенный налог. Но опять же, если мы посмотрим, наша ставка по НДФЛ вполне конкурентноспособна. Наша ставка по страховым взносам где-то выше, где-то ниже, вопрос, кто ее платит, сам человек или компания. Уж точно налог на добавленную стоимость у нас находится вполне в периметре тех платежей, которые соответствуют обычным, нормальным экономикам. Поэтому, мне представляется, что нагрузка, она примерно такая, как плюс-минус в странах с идентичной экономикой. Что же касается услуг, которые люди получают, то мне кажется, что правильно мне отвечать за то, что мы делаем, налоговая. Вот мы сосредоточены на услугах очень серьезно. Я не готов сказать, что у нас идеальная модель услуг. Но то, что наш вектор, наша стратегия заключается в том, что за счет комфорта позволять людям за их деньги получать максимальные сервися, это так. Нас будут сравнивать с другими, и оцениваьб, куда мы шагнули, в какой стадии развития мы находимся. Но то, что для нас это абсолютная ценность, и мы ее будем развивать дальше, для меня это абсолютно очевидно. А люди скажут, насколько качественно мы их реализуем.

О том, что люди не хотят платить налоги

К вопросу о том, что люди говорят. Согласно опросу, которые бы проведен в мае, выяснилось, что доля россиян, допускающая отказ от уплаты налогов, выросла до 45% в мае. На вопрос, «как вы относитесь к ситуации, когда физическое лиуо уклоняется от уплаты налогов», в декабре 2019 года больше половины ответили, что «этому нет оправдания». А теперь прошло пять месяцев, меньше половины сказали, «что это не хорошо». Произошел сдвиг. Как вы полгаете, почему? 📌 Реклама Отключить Мне кажется, что наша налоговая система довольно молодая. Был долгий период, когда налоги не играли, по сути, никакой роли в экономике государства. Это когда было? Если мы говорим о советском периоде. Это да, но это давно уже было, 30 лет назад. Другими словами, нашей налоговой системе, налоговой культуре 30 лет. Согласитесь, она достаточно молодая для, скажем так, стабильного функционирования система. Отсюда и вопрос налоговой культуры. Мы вполне осознаем, что это долгий процесс, который формирует и стабилизирует налоговую культуру с точки зрения отношения к уплате налогов. И наша задача, с одной стороны, сделать эту функцию максимально открытой и справедливой, но и людям нужно очень хорошо понимать, куда и на что идут их налоги. Это тоже является важным и существенным элементом для осознания важности и необходимости уплаты налогов. Но, в любом случае, я могу сказать, что большинство администраций налоговых, они же работают по системе управления рисками. Это абсолютно нормальная практика, свойственная не только налоговым администрациям. Все ставят риски в таких ситуациях, как сегодняшняя, поскольку да, с одной стороны, форс-мажор, а с другой, для экономик шоки, они цикличны. Поэтому, налоги, как издержки, в этот момент шоков, безусловно, попадают под риски. Вопрос, насколько волатильно будет поведение людей с точки зрения уплаты налогов.

О прогрессивной шкале налогов

Вопрос о прогрессивной шкале налогообложения. Считаете ли вы возможной отмену подоходного налога для людей, у которых заработок не выше МРОТа. И как вы относитесь к желанию большинства о введении прогрессивной шкалы налогов? 📌 Реклама Отключить Этот вопрос скорее к Министерству финансов, поскольку это они решают, быть или не быть тому или иному налогу. Хотя люди думают, что это налоговая решает, какие налоги вводить. Хотя нам проще, если меньше налогов — их меньше администрировать. А если говорить о необлагаемом минимуме, нужно исходить из возможностей. Мы знаем, что этот налог наполняет региональные бюджеты. Соответственно, если мы можем себе позволить такую модель налогообложения, это было бы неплохо. С другой стороны, можем ли мы себе это позволить, надо исходить из сбалансированного поведения. Второй вопрос про прогрессивную шкалу, сколько об него уже копий сломано. Я просто положу на стол свои размышления, которые, мне казалось бы, нужно принять во внимание, чтобы взвешенно принимать такое решение. Первое. Кто бы что ни говорил, но 13%, так как это звучит, когда мы общаемся с другими налоговыми администрациями, это является нашим конкурентным преимуществом, нравится это кому-то или нет. Второе. У нас представление о том, что давайте налогоплательщики, наши граждане, пусть сами заполняют декларации. Я что-то сомневаюсь ,что большинство из смотрящих сейчас телевизор читали 23 Главу Налогового кодекса. О чем я пытаюсь сказать? Это занятие, мягко говоря, утомительное. Адам Смит когда-то сказал, что «вводя налоги, нужно думать об издержках». Не о самом налоге, как об издержке, а о том, как много тратится, чтобы он взимался. И мне представляется, что люди в заполнении деклараций не являются профессионалами. И мы получим не самую интересную, с точки зрения налогообложения историю, когда все вдруг начнут заполнять декларации. Я не говорю о культуре сбережения, так как это предполагает, что я должен буду накапливать деньги для уплаты налогов в конце года. Это не каждый из нас, мягко говоря, привык делать. И третье. В системе конкуренции нам нужно хорошо понимать, что если мы делаем прогрессивную шкалу, нам нужно обеспечивать уплату. С учетом, что люди, которые зарабатывают больше всего, имеют максимальную мобильность. И государству приходится выбирать. С одной стороны, мы говорим о том, что мы хотим справедливости и большей ставки налогообложения для них. С другой стороны, мы должны понимать, что государства конкурируют за богатых тоже. Потому что это формирование центра их жизненных интересов, это инвестиции в экономику, и, следовательно, тоже больше налогов. Вот это все, мне кажется, важно было бы учесть, прежде чем принять такое решение. Недавно сенатор предложил законопроект, согласно которому за любую серую зарплаты предлагается сажать в тюрьму. Как вы относитесь к такому ужесточению наказания за серые зарплаты? 📌 Реклама Отключить Государство довольно часто (это касается не только России), довольно часто вовлекается в эту «гонку вооружений». Когда с одной стороны налогоплательщики находят способы оптимизации. На это государство отвечает усложнением налогового законодательства. Нормы пишутся не под обычные компании, а под те, которые занимаются некоторым мошенничеством. Из-за этого усложняется вся система. С другой стороны, государство идет на более сильные меры реагирования. Например, в виде наказания. Для меня был хорошим уроком кейс, когда мы внедряди так называемый «налог на Google». Это первый налог, в котором нет вообще наказания. И при этом, он сработал. Нам надо учиться думать, что у нас на столе не просто какие-то меры в виде штрафов или наказаний в виде уголовной ответственности. Потому что это формирует некий, не очень полезный, иммунитет к жестким мерам. Мы пришли к выводу, что нам нужно строить градацию из множества процедур, начиная самыми мягкими, и только в самом крайнем случае применять жесткие процедуры.

И еще немного тезисами:

  • Теневая экономика присутствует в любой стране. И реагировать на нее сразу мерами уголовного наказания не даст результата. Нужен взвешенный подход.
  • Балансируя между публичными и частными интересами, родилась та налоговая правовая конструкция, которую мы сегодня имеем.
  • Нас очень часто упрекали, что мы не раздавали «вертолетные деньги». Но можно, конечно, сразу всем все раздать, и что бы мы делали потом? Никто не знает, как долго все это будет продолжаться.
  • Теперь забота других стран — как повысить налоги. И это не наш вопрос. Сейчас готовится так называемый «пает рестарта», и страны, которые все потратили сразу, помочь бизнесу встать на ноги не смогут. А мы сможем.
  • Нам нужно признать, что не все компании переживут этот кризис.
  • Если мы будем уметь слушать, если мы будем уметь меняться — мы будем достигать той максимы, которую мы сможем себе позволить.

И в заключение

И в завершение, на вопрос Познера о трех желаниях, он ответил следующее: 📌 Реклама Отключить Мне хотелось бы, чтобы мы стали умнее, мудрее, и, наверное, добрее. Мы, это как люди в целом. А на вопрос, «чего Вы боитесь больше всего?», был дан ответ: «скуки».

— В каких случаях вы лжете, бывает? — Когда не уверен в себе.

— Если вы могли бы пообщаться с любыми из когда-либо живших людей, кто бы это был? Ганди.

На вопрос, «если вы на год отправитесь на необитаемый остров, какие три книги вы возьмете с собой?». Егоров ответил «точно возьму Достоевского, точно возьму Ницше. И Жюля Верна».

— береза или клен? Не знаю.

— водка или виски? Виски.

— карьера или принципы? Принципы.

— Ну а что вы скажете Всевышнему, если удастся с ним встретиться? Я промолчу.

Обязанность платить налоги

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.