НДС за аренду муниципального имущества

Федеральная налоговая служба
ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
ПО ГОРОДУ АРХАНГЕЛЬСКУ
от 16 мая 2005 года
НДС при аренде государственного
или муниципального имущества

Согласно положениям главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (п.3 ст. 161 НК РФ) на арендаторов государственного или муниципального имущества возлагается обязанность исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет. В такой ситуации арендатор выступает в роли налогового агента.

Следует учесть, что арендатор признается налоговым агентом только в том случае, если арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления. Если в договоре в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное или муниципальное имущество, сдаваемое в аренду, находится в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, у арендатора обязанности налогового агента не возникают. В этом случае организация-арендодатель должна сама осуществлять расчеты с бюджетом по НДС в общеустановленном порядке.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога. Так организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), либо имеющие освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ, не признаются плательщиками НДС, но исполняют обязанности налоговых агентов при аренде государственного или муниципального имущества.

Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества, как сумма арендной платы с учетом НДС. Ставка налога определяется как процентное отношение налоговой ставки 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (18/118).

Налогоплательщик, выступающий в роли налогового агента, обязан самостоятельно составить счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой «Аренда государственного или муниципального имущества». Счет-фактуру подписывают руководитель и главный бухгалтер организации-арендатора.

Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС.

НДС, удержанный из арендной платы и перечисленный в бюджет, можно принять к вычету при выполнении следующих условий:

1. Арендатор является плательщиком НДС и по итогам отчетного периода исчисляет сумму НДС на основании ст. 166 НК РФ;

2. Услуги по аренде имущества оприходованы и оплачены;

3. Предполагается использование арендованного имущества для операций, подлежащих обложению НДС.

4. Выписан счет-фактура.

Такой вычет производится в следующем после оплаты НДС в бюджет налоговом периоде.

В книге покупок счет-фактура регистрируется только в части арендного платежа, который подлежит включению в данном отчетном периоде в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и в соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета НДС.

Налоговые агенты заполняют разделы 1.2 и 2.2 налоговой декларации по НДС по форме по КНД 1151001, утвержденной Приказом МФ РФ от 03.03.2005 г. N 31н. Раздел.1.2 декларации заполняется налоговым агентом отдельно по каждому арендодателю — органу государственной власти и управления и органу местного самоуправления, предоставляющему в аренду федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество. При наличии нескольких договоров с одним арендодателем раздел 1.2 декларации заполняется налоговым агентом на одной странице. В случае заполнения налоговым агентом данных по нескольким арендодателям раздел 1.2 декларации заполняется, соответственно, на нескольких страницах.

Уплата НДС, удержанного налоговым агентом из доходов, уплачиваемых арендодателю, производится налоговым агентом по месту своего учета в налоговом органе, то есть по месту государственной регистрации.

Следует учитывать, что при заполнении налоговым агентом платежного поручения на перечисление НДС в бюджет в поле 101 (статус налогоплательщика) указывается значение 02 (налоговый агент). Код бюджетной классификации НДС-1820301000011000110.

Т.Шумилова
старший государственный налоговый инспектор
отдела работы с налогоплательщиками
ИФНС по г. Архангельску

Текст документа сверен по:
газета «Бизнес-класс Архангельск»
от 16 — 22 мая 2005 года N 18 (254)

При аренде госимущества НДС уплачивает арендатор

Налоговики разъяснили, что при предоставлении органами госвласти и управления, а также органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом (письмо ФНС России от 14 декабря 2017 г. № СД-4-3/25449@). Аналогичный вывод следует из решений Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 15 ноября 2017 г. № 309-КГ17-16472, определение ВС РФ от 27 сентября 2017 г. № 301-КГ17-13104, определение ВС РФ от 26 марта 2015 г. № 310-КГ15-1150).
Напомним, что операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса). При этом к казенным учреждениям относится государственное (муниципальное) учреждение (ст. 123.22 Гражданского кодекса). За государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления (ст. 214, 215, 296 ГК РФ).
Соответственно, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
В то же время при предоставлении органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ). При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В свою очередь госсобственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Средства соответствующего бюджета и иное госимущество, не закрепленное за госпредприятиями и учреждениями, составляют госказну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа (ст. 214 ГК РФ).

Узнать, как получить вычет по НДС при аренде госимущества, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.