НДС 2019 год

Содержание

Какие льготы по НДС предусмотрены в 2019-2020 годах?

Условия применения льготного налогообложения по НДС

Операции, при которых НДС отсутствует

Когда применение льгот является добровольным

Условия применения льготного налогообложения по НДС

Российским законодательством предусматриваются льготы при налогообложении НДС некоторых товаров или услуг. Льгота – это некоторое преимущество по сравнению с прочими участниками, дающее возможность не начислять налог или применять пониженную ставку (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

В отношении НДС также предусмотрено льготное налогообложение при совершении отдельных действий. Причем их перечень, установленный Налоговым кодексом, дополнению не подлежит.

Более подробно об использовании льготного налогообложения вы узнаете из материала «Ст. 149 НК РФ (2019): вопросы и ответы».

Если же субъект экономических отношений действует в интересах третьих лиц на основании договоров комиссии, поручительства, агентских соглашений, освобождения от НДС не предполагается.

Возможность использования льгот должна быть подтверждена документально, в том числе и по требованию ФНС в рамках проведения камеральных проверок (пп. 2, 6 ст. 88 НК РФ). Для этих целей могут быть затребованы следующие документы:

  • лицензии, позволяющие осуществлять некоторые виды деятельности;
  • договоры с контрагентами;
  • счета-фактуры без выделенной суммы НДС;
  • прочие бумаги и регистры.

Если текущая деятельность подлежит обязательному лицензированию, то льготы по НДС применяются в зависимости от некоторых факторов.

В частности, про льготы в сфере образования вы сможете узнать из статьи «Когда образовательные услуги облагаются НДС?».

Операции, при которых НДС отсутствует

Список действий, при совершении которых отсутствует обязанность начисления НДС, обширен. Операции, при выполнении которых налогообложения можно избежать, отражены в НК РФ.

Сведения о том, при реализации каких ценностей предоставляются льготы по НДС, содержит материал «Какие товары не облагаемые НДС закреплены в Налоговом кодексе?».

Если предприятие в процессе своей деятельности использует операции 2 видов (облагаемые налогом и необлагаемые), необходимо вести по ним раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), а выставленную поставщиками сумму налога для операций, по которым применяется льгота по НДС, нужно учитывать в стоимости товаров. Входящий налог в отношении действий, по которым начисляется НДС, учитывают отдельно для последующего вычета.

Также допустимо вычисление пропорции, если приобретенный товар используется в налогооблагаемых и необлагаемых операциях. Пропорция с целью ведения раздельного учета определяется по стоимости отгруженных товаров (оказания услуг). При этом если доля товаров, реализация которых предусматривает льготу по НДС, не превышает 5% от общего объема продаж, можно не распределять «входной» НДС по товарам, (работам/ услугам), которые одновременно относятся к облагаемым и необлагаемым операциям. Всю сумму такого НДС можно принять к вычету.

ВНИМАНИЕ! С 01.07.2019 при расчете 5% операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, не включайте в состав необлагаемых. Важно, чтобы они не были перечислены в ст. 149 НК РФ. С этой даты такие операции для целей расчета пропорции относятся к облагаемым (п. 4 ст. 170 НК РФ).

НДС по товарам (работам, услугам), которые используются исключительно в не облагаемой данным налогом деятельности, вычету не подлежит, даже если доля совокупных расходов налогоплательщика на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет менее 5% (определение Верховного суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015, п. 4 ст. 170 НК РФ, Письма Минфина России от 23.04.2018 N 03-07-11/27256, от 05.04.2018 N 03-07-14/22135).

Подробный список операций, в отношении которых применяются льготы, можно найти в статье «Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности».

По тем операциям, осуществлять которые можно только при наличии лицензирования, для получения льготы по НДС необходимо иметь разрешающие документы (лицензию). В случае если они отсутствуют, права на использование льготы по НДС также не возникает.

Отказаться от льгот по НДС в отношении операций, перечисленных в пп. 1–2 ст. 149 НК РФ, организации и предприниматели не вправе. Однако важно понимать, при каких обстоятельствах льготы по НДС законодательно оправданы.

Об этом рассказывает наш материал «Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?».

Те операции субъектов, которые подлежат обязательному лицензированию на основании закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, имеют право на льготы по НДС лишь при наличии определенной лицензии. Если же данное требование по осуществляемым работам не установлено, то воспользоваться положениями ст. 149 НК РФ можно и при отсутствии лицензии.

Когда применение льгот является добровольным?

Наравне с операциями, налогообложение НДС по которым не предусмотрено законодательно, существуют еще и такие, применение по которым льгот по НДС носит добровольный характер. То есть налогоплательщик вправе отказаться от предоставленной возможности. Полный список таких операций имеется в п. 3 ст. 149 НК РФ.

В этом случае субъекты могут реализовать свое право на отмену льготы в соответствии со ст. 56 НК РФ. Период, на который можно отказаться от освобождения по налогу, не может быть меньше 1 года.

О некоторых операциях, применение льгот по НДС по которым не предполагает жестких обязательств, читайте в публикации «Проценты по коммерческому кредиту не облагаются НДС».

Иногда у налогоплательщиков возникают вопросы, решение которых зависит от трактовки законодательства. Так, например, многих учредителей интересует, существуют ли льготы по НДС при реализации ценных бумаг?

Ответ на этот вопрос можно узнать «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг».

Применение льгот по НДС по отдельным операциям, в том числе носящее добровольных характер, имеет некоторые нюансы. К примеру, застройщики могут использовать положения ст. 149 при наличии определенных условий.

В некоторых случаях льготы по НДС по отношению к отдельным видам действий невыгодны для налогоплательщиков по разным причинам. Имеется ли в таком случае необходимость обязательного применения льгот, или существует возможность отказаться от невыгодных действий?

Ответ на этот вопрос вы найдете в материале «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

Для отказа от льгот, предусмотренных в п. 3 ст. 149 НК РФ, требуется подать в ИФНС заявление до 1-го числа квартала (налоговый период по НДС см. в ст. 163 НК РФ), с которого принято решение отказаться от льготы по НДС. При этом по заявленным видам деятельности предусмотрено полное применение льгот или полный отказ от них. Использование разных подходов при осуществлении идентичных операций недопустимо.

Как поступить, если нарушен срок подачи заявления с отказом от льготы, читайте в статье «Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?».

Перечень операций, при которых предполагается льготное обложение НДС, закреплен в НК РФ. В то же время нужно помнить, что при совершении некоторых действий льготы носят обязательный характер. Но иногда от ненужных «поблажек» со стороны законодательства можно отказаться. Подробную актуальную информацию по этим вопросам вы всегда можете найти в нашей рубрике «Льготы по НДС».

Изменение ставок НДС в 2019 году: разъяснения ФНС о переходном периоде

С 1 января 2019 года вступает в силу одна из важных поправок в НК РФ, касающаяся НДС, — повышение ставок налога (об изменениях по НДС, действующих как с 01.10.2018, так и с 01.01.2019, читайте в статье «Повышение НДС и другие новации по налогу»).

Размер основной ставки НДС составит 20 % вместо действующей в настоящее время ставки 18 %. Однако нормами Налогового кодекса не предусмотрены правила уплаты НДС в так называемый переходный период. Например, когда оплата поступила до повышения ставки (в 2018 году), а отгрузка произошла уже после повышения (в 2019 году). ФНС России выпустила письмо, в котором разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

ФНС России в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

Основная ставка НДС 20 %

В пункте 1 Письма налоговая служба напомнила, что новая ставка 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 01.01.2019 независимо от даты и условий заключения договоров. Причем, по мнению ФНС России, изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договоры, заключенные до 01.01.2019. В то же время стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В этом Письме налоговый орган ничего не говорит о возможности доплаты суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %) за счет собственных средств продавца. По всей видимости, это связано с тем, что НДС — косвенный налог, обязывающий продавца предъявлять начисленную сумму НДС к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пункт 1.1 Письма содержит методические рекомендации по применению НДС для случаев, когда с 01.01.2019 отгружаются товары (работы, услуги, имущественные права) в счет предварительной оплаты, полученной до 01.01.2019. Так, продавец с полученной суммы предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. После отгрузки соответствующих товаров с 01.01.2019 продавец начисляет НДС по ставке 20 % и заявляет налоговый вычет суммы НДС, ранее исчисленной с суммы предоплаты по налоговой ставке 18/118.

Зеркальные действия производит и покупатель. С перечисленной до 01.01.2019 суммы предоплаты он может предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную продавцом по ставке 18/118. После приобретения товаров покупатель вправе заявить к вычету предъявленную продавцом сумму НДС, начисленную по ставке 20 %, с одновременным восстановлением ранее заявленной к вычету с предоплаты суммы НДС, исчисленной по ставке 18/118.

Пример 1

В декабре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118). В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС с предоплаты в размере 18 000,00 руб.

Покупатель, перечисливший в декабре 2018 года сумму предоплаты заявил налоговый вычет на сумму 18 000,00 руб. После приобретения товаров в январе 2019 года предъявил к вычету 20 000,00 руб. с одновременным восстановлением 18 000,00 руб. по предоплате.

Очевидно, что произведенная после отгрузки товаров доплата в размере 2 % на применение НДС никак не повлияет. Сложнее выглядит ситуация, когда такая доплата в размере 2 % производится покупателем до момента отгрузки товаров.

Если покупатель производит доплату в 2019 году, но до отгрузки товаров, то ФНС России предлагает рассматривать эту сумму не как дополнительную оплату стоимости с исчислением НДС по расчетной ставке 20/120, а как доплату именно суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %). Из этого следует, что всю полученную доплату налога продавец должен перечислить в бюджет.

Для отражения в налоговых отчетах поступившей суммы доплаты налога в размере 2 % налоговый орган рекомендует использовать специальный счет-фактуру — корректировочный счет-фактуру на сумму доплаты НДС, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предварительной оплаты, полученной в 2018 году.

Однако, напомним, что согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ корректировочный счет-фактура (форма и порядок заполнения которого приведены в Приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее — Постановление № 1137) выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в случае изменения их цены (тарифа) или уточнения количества (объема). Теперь же этот вид счета-фактуры приобретает новые, не установленные законодательством функции. Именно в отсутствии нормативного регулирования ФНС России в Приложении № 1 к Письму привела вариант заполнения такого корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты НДС.

Таким образом, для отражения доплаты НДС в размере 2 % продавец будет регистрировать этот корректировочный счет-фактуру в книге продаж. Разница между суммами налога, указанная в таком корректировочном счете-фактуре, будет отражена по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и учтена при расчете общей суммы налога за налоговый период. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС необходимо указывать цифру «0» (ноль).

После отгрузки соответствующих товаров с применением ставки 20 % для заявления налогового вычета продавец будет регистрировать в книге покупок и авансовый счет-фактуру, выставленный на сумму предоплаты, полученную в 2018 году, с которой исчисление НДС производилось по ставке 18/118, и корректировочный счет-фактуру на доплату налога, выставленный в 2019 году.

Если такую доплату производят неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, которым счета-фактуры не выставлялись, то отражение суммы доплаты налога в книге продаж осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

Наверное, такой порядок понятен и применим, если в платежном поручении при перечислении доплаты налога покупатель в назначении платежа сделает соответствующую отметку о том, что он перечисляет именно «доплату НДС в размере 2 %».

Однако крайне сложно представить порядок действий продавца, если он получит в 2019 году некий платеж от покупателя, включающий, возможно, как сумму доплаты НДС, так и сумму предоплаты по договору.

Пример 2

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 472 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму частичной предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

По взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением в 2019 году ставки НДС цена договора была увеличена до 480 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В январе 2019 года продавец получил еще одну часть предварительной оплаты по договору в размере 240 000,00 руб.

Как, руководствуясь разъяснениями ФНС России, следует рассматривать полученную сумму:

а) как предварительную оплату с исчислением НДС по ставке 20/120 в размере 40 000,00 руб. (240 000,00 руб. х 20/120);

б) как сумму, включающую и доплату НДС к предварительной оплате 2018 года, и следующую часть предварительной оплаты. При таком подходе продавцу необходимо:

— перечислить в бюджет НДС в размере 2 000,00 руб., составив корректировочный счет-фактуру на доплату НДС;

— исчислить с оставшейся суммы в размере 238 000,00 руб. (240 000,00 руб. — 2 000,00 руб.) НДС по ставке 20/120 в размере 39 666,67 руб. (238 000,00 руб. х 20/120).

Согласитесь, что вариант «б» порождает много проблем и чисто арифметических, и нормативных.

Поэтому, на наш взгляд, использование корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты может быть оправдано, если производится очевидная доплата 2 % суммы НДС на основании отдельного платежного поручения, содержащего соответствующую отметку в назначении платежа.

Далее ФНС России рассматривает ситуацию, когда покупатель доплачивает продавцу 2 % НДС в счет отгрузок 2019 года, но еще до 01.01.2019.

Совершенно справедливо в этом случае ФНС России называет эту сумму именно суммой дополнительной оплаты стоимости и предлагает исчислять с нее налог с применением ставки 18/118.

Пример 3

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %).

В ноябре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 х 18/118).

В декабре 2018 года по взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением ставки НДС цена договора была увеличена до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В декабре 2018 года продавец получил доплату по договору в размере 2 000,00 руб. (120 000,00 руб. — 118 000,00 руб.) и исчислил с полученной суммы НДС в размере 305,09 руб. с применением расчетной ставки 18/118 (2 000,00 руб. х 18/118).

Такой способ отражения начисления НДС в налоговых отчетах кажется несколько странным, но он полностью соответствует налоговому законодательству. Вместо стандартного механизма выставления «авансового» счета-фактуры на полученную сумму доплаты по договору и в этой ситуации налоговый орган предлагает использовать также корректировочный счет-фактуру, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предоплаты 2018 года.

Порядок заполнения такого неординарного корректировочного счета-фактуры приведен в Приложении № 2 к Письму.

Применение корректировочного счета-фактуры кажется еще менее логичным на фоне дальнейших разъяснений ФНС России. Так в случае, если покупатель в 2018 году под отгрузку 2019 года сразу перечисляет предоплату с учетом повышенной ставки НДС, то в отношении такой предоплаты налоговый орган рекомендует общий порядок исчисления НДС с применением ставки в размере 18/118 на основании обычного «авансового» счета-фактуры (т. е. без применения корректировочного счета-фактуры).

Пример 4

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму предварительной оплаты в размере 120 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 305,08 руб. (120 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 305,08 руб.

Пункты 1.2 и 1.3 Письма содержат разъяснения по применению ставки НДС при выставлении в 2019 году корректировочных и исправленных счетов-фактур к счетам-фактурам, выставленным при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в 2018 году.

Как совершенно справедливо указано в этих пунктах Письма, в корректировочных и исправленных счетах-фактурах должна указываться та ставка НДС, которая применялась в счетах-фактурах, выставленных при отгрузке этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, если при отгрузке товаров до 01.01.2019 указывалась ставка НДС в размере 18 % (18/118), то исправленный или корректировочный счет-фактура, составленный после 01.01.2019, также будет содержать ставку НДС в размере 18 % (18/118).

К сожалению, это утверждение не стыкуется с порядком заполнения корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты налога по пункту 1.1 Письма, поскольку в Приложении № 1 к Письму предлагается указывать в графе 7 «Ставка налога» в строке «А (до изменения)» ставку 18/118, а в строке «Б (после изменения)» — ставку 20/120.

Пункт 1.4 Письма изменяет порядок применения НДС при возврате товаров.

Напомним, что до 01.01.2019 механизм применения НДС зависел от нескольких факторов: является или нет покупатель плательщиком НДС; были ли возвращаемые товары приняты к учету; возвращается часть товаров или вся партия.

С 01.01.2019, согласно рекомендациям ФНС России, во всех случаях возврата будет применяться единый механизм, при котором продавец, выставивший покупателю счет-фактуру при отгрузке, всегда будет выставлять корректировочный счет-фактуру. Этот корректировочный счет-фактура будет служить основанием для заявления налогового вычета продавцом (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ) и восстановления НДС покупателем, если покупатель принял к вычету НДС по принятым на учет товарам (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Причем предлагаемый порядок будет применяться вне зависимости от того, когда были отгружены возвращаемые товары — до 01.01.2019 или после.

Напомним, до 01.01.2019 аналогичный порядок применялся только в тех случаях, когда:

  • плательщик НДС возвращал часть не принятого к учету товара;
  • неплательщик НДС возвращал часть товаров, как принятых, так не принятых к учету.

Если же покупатель являлся плательщиком НДС и возвращал товар, принятый к учету (часть или всю партию), то сам покупатель оформлял счет-фактуру на возвращаемые товары, как при их реализации.

А если возвращалась вся партия товара неплательщиком НДС либо плательщиком НДС, но до принятия к учету, то продавец заявлял вычет на основании собственного счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Единообразие в применении НДС при возврате товара, безусловно, является прогрессивным шагом, только пока не согласуется с действующими положениями Постановления № 1137.

К тому же будет необходимо привыкнуть к корректировочным счетам-фактурам, в которых в строке «Б (после изменения)» будет проставляться цифра «0» (ноль).

Следует также учесть, что с 01.01.2019 при возврате товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, и (или) налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, которым счета-фактуры не выставляются, в книге покупок продавец будет регистрировать корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

В пункте 2 Письма ФНС России разъяснила порядок применения НДС отдельными категориями налогоплательщиков.

Так, пункт 2.1 Письма посвящен налоговым агентам, поименованным в ст. 161 НК РФ.

Если обязанность налогового агента возникает у покупателя в связи с приобретением товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ), или в связи с арендой федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ), то в переходный период, согласно рекомендациям ФНС России, порядок действий налогового агента должен быть следующим:

  • если до 01.01.2019 перечисляется предварительная оплата за товары (работы, услуги), которые будут отгружены с 01.01.2019 по ставке 20 %, то исчисление НДС производится на дату предоплаты с применением ставки 18/118;
  • если после 01.01.2019 перечисляется оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, то исчисление НДС производится налоговым агентом на дату оплаты также с применением ставки 18/118.

При этом налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 НК РФ исчисление НДС производят в порядке, предусмотренном в пунктах 1, 1.1-1.4 Письма ФНС России.

Расчетная ставка НДС 16,67 %

Пункт 2.2 Письма посвящен изменениям налогового законодательства в части оказания иностранными организациями услуг в электронной форме.

До 01.01.2019 в случае оказания иностранными организациями российским организациям или ИП услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, такие организации (ИП) признаются налоговыми агентами. Начиная с 01.01.2019 обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг — физическое или юридическое лицо.

Кроме того, с 01.01.2019 в пункте 5 статьи 174.2 НК РФ расчетная ставка 15,25 % изменяется на 16,67 %.

Учитывая изменение норм законодательства РФ, ФНС России рекомендует следующий порядок применения НДС.

Если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила после 01.01.2019, то налогообложение таких услуг иностранная организация производит с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 %;
  • если услуги в электронной форме оказаны после 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 %.

В случае если оплата (частичная оплата) получена иностранной организацией до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме после 01.01.2019, исчисление НДС иностранные организации не производят. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя — организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

Повышение НДС с 1 января 2019 года. Как подготовиться к переходу

С 1 января 2019 года ставка НДС 20% применяется к товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Закон № 303-ФЗ). Операции, облагаемые НДС по ставке 18%, с указанной даты облагаются НДС по ставке 20%.

Даже если договоры подписаны в 2018 году или ранее и по ним получена полная или частичная предоплата или началась реализация товаров (оказание услуг), с 1 января 2019 года к таким договорам также применяется ставка НДС 20%.

Определяющим условием для применения ставки 18% или 20% является дата отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ).

Правила применения ставки НДС 0% и 10% — без изменений

Льготная ставка НДС 10% в 2019 году сохранится. Поэтому организации, которые реализуют товар, облагаемый НДС по ставке 10%, будут применять налог в прежнем порядке.

Также изменения не коснутся ставки НДС 0% при операциях, указанных в ст. 164 НК РФ, в частности, при реализации товаров на экспорт и оказании услуг международных перевозок.

Договоры, заключенные до начала 2019 года

Годовой отчет — 2018. Вебинар Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения Зарегистрироваться

Закон № 303-ФЗ не предусматривает переходного периода. Но если договоры заключены в 2018 году и ранее, а срок их исполнения приходится на период после 1 января 2019 года, необходимо провести инвентаризацию и предусмотреть в них изменение ставки НДС. Это зависит от того, как указана в договорах стоимость товаров (работ, услуг): со ставкой и суммой НДС или нет.

Ситуация 1. Стоимость указана с НДС

В договоре может быть отражена общая стоимость товаров (работ, услуг) и указана ставка НДС 18% или выделена сумма НДС, рассчитанная по ставке 18%. В этом случае нужно согласовать с покупателем, как с 1 января 2019 года определять стоимость товаров (работ, услуг) для расчета НДС по ставке 20%. Есть два пути:

  • Увеличить итоговую стоимость товаров (работ, услуг), если покупатель с этим согласен. Цена товаров (работ, услуг) без НДС останется без изменения, а для покупателя их итоговая стоимость увеличится на 2% НДС.

Пример 1: в договоре указана стоимость товаров (работ, услуг) 118 000 ₽, в том числе НДС 18% — 18 000 ₽. При реализации товаров (работ, услуг) в 2019 году к цене без НДС прибавляется сумма НДС, рассчитанная исходя из ставки налога 20%. В итоге стоимость товаров (работ, услуг) составит 120 000 ₽.

Новая сумма НДС: 100 000 х 20% = 20 000 ₽.

Сумма без НДС: 100 000 ₽.

Итоговая сумма товаров (работ, услуг): 100 000 + 20 000 = 120 000 ₽.

  • Если покупатель не согласен с увеличением итоговой стоимости, то можно уменьшить стоимость товаров (работ, услуг) без НДС, оставив итоговую стоимость неизменной. В этом случае поставщику придется уплатить дополнительные 2% НДС за свой счет, и его выручка уменьшится.

Пример 2: в договоре указана стоимость товаров (работ, услуг) 118 000 ₽, в том числе НДС 18% — 18 000 ₽. При реализации товаров (работ, услуг) в 2019 году:

Новая сумма НДС: 118 000 х 20 ÷ 120 = 19 667 ₽.

Сумма без НДС: 118 000 ÷ 120 х 100% = 98 333 ₽.

Итоговая сумма товаров (работ, услуг): 98 333 + 19 667 = 118 000 ₽.

Выручка поставщика уменьшится на 1 667 ₽ (100 000 — 98 333 ₽).

Как сформулировать дополнительное соглашение к действующему договору

При заключении до конца 2018 года новых долгосрочных договоров, действующих в 2018 и 2019 годах, или при составлении дополнительных соглашений к уже действующим договорам не пишите конкретную ставку или сумму НДС. Лучше сделайте отсылку к п. 3 ст. 164 НК РФ и укажите следующее:

Стоимость товаров (работ, услуг) установлена без НДС, сумма налога предъявляется дополнительно к стоимости по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ, на дату реализации.

При такой формулировке в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ:

  • сумма НДС рассчитывается до 31.12.2018 по ставке 18%;
  • с 01.01.2019 — по ставке 20%, что исключает любые претензии со стороны налоговых органов и покупателей.

Вариант формулировки в новых договорах или дополнительных соглашениях к действующим договорам:

Стоимость, указанная в п.___ Договора, не включает НДС, который дополнительно предъявляется продавцом покупателю в соответствии с требованиями НК РФ. До 31 декабря 2018 года включительно сумма НДС исчисляется по ставке 18%, начиная с 1 января 2019 года сумма НДС исчисляется по ставке 20%.

Оптимально подписывать дополнительное соглашение к действующему договору до конца 2018 года. Если это сделать после 1 января 2019 года, то нужна отсылка к п. 2 ст. 425 ГК РФ. Эта норма распространяет условия дополнительного соглашения на правоотношения, возникшие более ранней датой, а именно с 1 января 2019 года.

Если дополнительное соглашение подписано и датировано 2019 годом, то п. 2 ст. 425 ГК РФ дает возможность эти положения распространять не с даты подписания указанного дополнительного соглашения, а с более ранней даты, то есть с 1 января 2019 года.

Ситуация 2. Стоимость без учета НДС

Если по договору стоимость установлена без НДС, то это означает, что налог начисляется сверх указанной стоимости исходя из действующей ставки. В этом случае договор изменять необязательно. Можно составить дополнительное соглашение к нему со ссылкой на п. 3 ст. 164 НК РФ, где указана действующая ставка НДС. Тогда начиная с 1 января 2019 года при реализации товаров (работ, услуг) поставщик предъявит покупателю 20% сверх установленной договором цены без НДС.

При таких условиях договора порядок определения стоимости не изменится. Итоговая стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки НДС в 2019 году автоматически вырастет.

Если в договоре цена указана без НДС, то автоматически применяется действующая ставка НДС на дату реализации. То есть до 31 декабря 2018 года — 18%, с 1 января 2019 года — 20%.

Ситуация 3. Нет прямого указания о включении/невключении НДС в стоимость

Во избежание споров и разногласий с покупателями и налоговыми органами к договору необходимо составить дополнительное соглашение. В соглашении надо указать одно из положений:

  1. Цена товаров (работ, услуг) не включает в себя НДС, то есть НДС начисляется сверх установленной договором цены по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ на дату реализации.
  2. Цена товаров (работ, услуг) включает в себя НДС, исчисленный по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ.

Поставщик должен предъявить НДС покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) по прямой ставке, то есть по 18% или 20% (п. 1 ст. 168 НК РФ). Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная цена не включает в себя сумму налога, то НДС выделяется из указанной в договоре цены расчетным методом с применением ставки 18/118 или 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ, п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Расчетная ставка НДС:

  • до 01.01.2019 — 15,25% (18/118 х 100%);
  • после 01.01.2019 — 16,67% (20/120 х 100%).

Ситуация 4. Договоры с фиксированной ценой по государственным контрактам

Вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Актуальные темы с экспертами в Школе электронных торгов Расписание

Государственные или муниципальные контракты, заключенные в 2018 году или ранее, цены по которым установлены в фиксированном размере, не пересматривают. Исключений в части изменения ставки НДС в Законе № 303-ФЗ нет.

После 1 января 2019 года вместо ставки НДС 18% нужно применять ставку 20%.

Как указано в Письмах Минфина России от 20.08.2018 № 24-03-07/58933 и от 28.08.2018 № 24-03-07/61247, цена государственного контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ).

Случаи возможного пересмотра цены контракта, в том числе в связи с изменением законодательства, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ в отношении контрактов:

  • федеральных контрактов с ценой от 10 млрд руб., заключенных на срок от трех лет;
  • региональных контрактов с ценой от 1 млрд руб., заключенных на срок от трех лет;
  • муниципальных контрактов с ценой от 500 млн руб., заключенных на срок от одного года.

Во всех остальных случаях цену контрактов по государственным или муниципальным заказам не корректируют в связи с повышением ставки НДС.

Если в государственном контракте цена установлена в твердой сумме с учетом НДС, то при реализации товаров (работ, услуг) в 2019 году применяется установленная контрактом твердая стоимость, а НДС рассчитывается исходя из новой ставки 20% — как в примере № 2.

Поскольку в госконтрактах итоговая цена контракта остается неизменной, за исключением случаев, указанных выше, то исполнитель (поставщик) по госконтракту начиная с 1 января 2019 года должен уменьшить стоимость товаров (работ, услуг) без НДС и к ней уже прибавить НДС 20%.

Действия поставщиков и покупателей в различных ситуациях переходного периода

Ситуация 1. Реализация в 2018 году — оплата в 2019 году

Поставщик: если товары (работы, услуги) реализованы в 2018 году, а оплата получена в 2019 году, то НДС нужно начислить в 2018 году по ставке 18%. При получении оплаты в 2019 году корректировать ранее предъявленную покупателю сумму НДС не надо. Начиная с 1 января 2019 года реализация осуществляется по ставке 20%.

Покупатель: если товары (работы, услуги) получены от поставщика в 2018 году, а оплачены в 2019 году, то входной НДС принимается к вычету по ставке 18%. Все последующие платежи за полученные товары (работы, услуги) — исходя из ставки НДС, действующей на момент отгрузки и отраженной поставщиком в счете-фактуре.

При дальнейшей реализации в 2019 году и позже указанных товаров, приобретенных в 2018 году, входной НДС принимается к вычету, как сказано выше, по ставке 18%. Начиная с 1 января 2019 года НДС при реализации начисляется по ставке 20%.

Ситуация 2. Предоплата, в том числе частичная, в 2018 году, реализация — в 2019 году

Поставщик: если в 2018 году получена 100%-ная предоплата под реализацию товаров (работ, услуг), которая состоится в 2019 году, то НДС с полученного аванса в 2018 году начисляется к уплате по расчетной ставке 18/118. Эта же сумма НДС в 2019 году принимается к вычету при реализации товаров (работ, услуг), которая происходит уже с применением ставки НДС 20%.

Если в 2018 году получена частичная предоплата под реализацию, которая состоится в 2019 году, то НДС с полученного аванса в 2018 году начисляется к уплате по расчетной ставке 18/118. При реализации товаров (работ, услуг) в 2019 году по ставке 20% к вычету принимается НДС с частичного аванса в сумме, рассчитанной по ставке 18/118. Если договором предусмотрена оплата авансом в несколько этапов, то при получении в 2019 году следующей суммы предоплаты НДС с нее начисляется уже по ставке 20/120.

Покупатель: если товары (работы, услуги) полностью оплачены в 2018 году, а получены в 2019 году, то НДС с выданного аванса в 2018 году принимается к вычету по расчетной ставке 18/118. В 2019 году после принятия к учету товаров (работ, услуг) НДС с ранее выплаченного аванса восстанавливается по расчетной ставке 18/118 на основании авансового счета-фактуры поставщика, к вычету принимается НДС по ставке 20% на основании счета-фактуры, оформленного поставщиком при реализации.

Если товары (работы, услуги) частично оплачены в 2018 году, а получены в 2019 году, то НДС с суммы частично выплаченного аванса в 2018 году принимается к вычету по расчетной ставке 18/118. В 2019 году после принятия к учету товаров (работ, услуг) НДС с частично выплаченного аванса восстанавливается в той сумме, в которой ранее был принят к вычету и на основании счета-фактуры поставщика на реализацию, к вычету принимается НДС по ставке 20%.

Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период».

Пример: в договоре, заключенном в 2018 году, предусмотрено, что покупатель в 2018 году выплачивает аванс в размере 50% от суммы договора. Стоимость товаров (работ, услуг) в соответствии с договором составляет 118 000 ₽, в том числе НДС 18%. Стороны подписали дополнительное соглашение к договору, предусматривающее сохранение стоимости товаров (работ, услуг) без НДС и увеличение суммы НДС за счет изменения ставки. В результате итоговая сумма договора изменилась до 120 000 ₽, в том числе НДС.

В 2018 году поставщик при получении частичной предоплаты в размере 59 000 ₽ начисляет НДС к уплате по ставке 18/118 и выставляет покупателю авансовый счет-фактуру:

59 000 х 18/118 = 9 000 ₽.

Покупатель принимает к вычету НДС в сумме 9 000 ₽ на основании авансового счета-фактуры поставщика.

В 2019 году при реализации товаров (работ, услуг) с применением ставки НДС 20% общая сумма реализации составляет 120 000 ₽, в том числе НДС 20 000 ₽.

Поставщик начисляет с реализации к уплате НДС в сумме 20 000 ₽ и одновременно принимает к вычету НДС с ранее полученного аванса в сумме 9 000 ₽.

Покупатель принимает к вычету НДС в сумме 20 000 ₽ на основании счета-фактуры поставщика на реализацию и одновременно восстанавливает к уплате НДС с ранее выданного аванса в сумме 9 000 ₽.

В результате покупатель должен доплатить поставщику в 2019 году 61 000 ₽ (120 000 – 59 000 ₽).

Ситуация 3. Корректировочные счета-фактуры составлены в 2019 году по реализации 2018 года

Если в 2018 году поставщик реализовал товары (работы, услуги), облагаемые НДС по ставке 18%, и выставил покупателю счет-фактуру, а в 2019 году стороны договорились об изменении их цены или количества, то в корректировочном счете-фактуре указывается ставка НДС, действующая на дату реализации, то есть 18%.

Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период».

Ситуация 4. Исправленные счета-фактуры составлены в 2019 году по реализации 2018 года

Если в 2018 году поставщик реализовал товары (работы, услуги), облагаемые НДС по ставке 18% и выставил покупателю счет-фактуру, а в 2019 году в этом счете-фактуре обнаружена техническая ошибка, то поставщик оформляет исправленный счет-фактуру со ставкой НДС, указанной в первоначально выставленном счете-фактуре, то есть 18%.

Ситуация 5. Налоговые агенты покупают работы (услуги) у иностранных поставщиков на территории РФ

Обратите внимание: в ситуации 5 речь идет только об услугах, оказанных иностранными исполнителями в электронной форме, а не о всех услугах.

К услугам, оказываемым в электронной форме, например, относятся рекламные услуги в интернете и предоставление рекламной площади в интернете (перечень услуг см. ст. 174.2 НК РФ).

К услугам, оказываемым в электронной форме, не относятся:

  • реализация товаров (работ, услуг), если их заказывают через интернет, но доставляют (выполняют) без использования интернета (например, почтой, курьером);
  • реализация (передача прав на использование) программ для ЭВМ, баз данных на материальных носителях (дисках, флешках);
  • консультационные услуги, оказанные по электронной почте (переписка);
  • доступ к интернет.

При выплате аванса иностранному поставщику в 2018 году налоговый агент исчисляет НДС по ставке 18/118. После принятия к учету работ (услуг) на основании документов, полученных от иностранного поставщика, налоговый агент имеет право на вычет НДС.

Если окончательный расчет с иностранным поставщиком осуществляется после получения результатов выполненных работ (оказанных услуг) в 2019 году, то налоговый агент исчисляет и уплачивает НДС по ставке 20/120, принимая к вычету ранее исчисленный с аванса НДС по ставке 18/118.

При этом если контракт не предусматривает изменения стоимости работ (услуг) либо иностранный поставщик не согласен с увеличением стоимости контракта, то разницу в сумме НДС уплачивает налоговый агент (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11).

Обратите внимание, что с 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую услуги в электронной форме, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (ст. 174.2 НК РФ, Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-Ф).

С 1 января 2019 года российские организации и индивидуальные предприниматели не признаются налоговыми агентами по НДС, если приобретают у иностранных организаций услуги в электронной форме, местом реализации которых является территория РФ.

Следовательно, по услугам, оказанным иностранной организацией в электронной форме в 2018 году, оплата которых производится в 2019 году, НДС рассчитывает и уплачивает по ставке 18/118 иностранная организация.

Если услуги в электронной форме оказала иностранная организация в 2019 году, а российский покупатель оплатил их в 2018 году, перечислить НДС должен последний. При этом в 2019 году принять к вычету НДС с оплаты, произведенной в 2018 году, российские покупатели уже не могут, так как уже не являются налоговыми агентами.

При наличии договоров с иностранными организациями на предоставление ими услуг в электронной форме нужно обращать внимание на порядок расчетов, чтобы не потерять на вычете НДС (Информация ФНС РФ от 05.12.2017).

Ситуация 6. Налоговые агенты арендуют государственное и муниципальное имущество

При аренде государственного (муниципального) имущества у органов власти и управления НДС удерживает и уплачивает в бюджет налоговый агент-арендатор этого имущества. Если он перечислил предоплату в 2018 году, то должен перечислить НДС в бюджет по ставке 18/118.

Если налоговый агент-арендатор перечисляет оплату в 2019 году за услуги аренды, оказанные в 2018 году, то налоговый агент должен перечислить НДС в бюджет также по ставке 18/118, так как ставка НДС 20% применяется к реализации товаров (работ, услуг), которые совершены после 1 января 2019 года.

Ситуация 7. Возврат в 2019 году качественного товара, приобретенного в 2018 году

Представители контролирующих инстанций считают, что возврат покупателем качественного товара, который осуществляется по договоренности с поставщиком, является обратной реализацией. Если в 2018 году поставщик реализовал товары, облагаемые НДС по ставке 18%, а в 2019 году покупатель возвращает эти товары на основании заключенного с поставщиком соглашения о возврате, то указанный возврат оформляется как обычная реализация. Тогда бывший продавец становится покупателем, а бывший покупатель — продавцом, с применением ставки НДС 20%.

Ситуация 8. Возврат в 2019 году бракованного товара, приобретенного в 2018 году

В общем случае возврат бракованного товара от покупателя поставщику, с точки зрения ст. 518 ГК РФ, не является отдельной сделкой, так как производится в рамках первоначального договора купли-продажи. Поэтому покупатель вправе предъявить поставщику претензию, связанную с недостатками товаров (с выявленным браком после принятия покупателем товаров к учету), при условии что недостатки (брак) обнаружены в сроки, установленные ст. 477 ГК РФ и не превышающие двух лет со дня передачи товаров покупателю.

В этом случае поставщик товаров всегда оформляет корректировочный счет-фактуру, при этом не имеет значения:

  • приняты ли товары к учету покупателем или нет;
  • когда была отгрузка — до 2019 года или после;
  • возвращается вся партия товара или ее часть.

В корректировочном счете-фактуре указывается та же ставка НДС, которая была в первоначально выставленном счете-фактуре (Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

Ситуация 9. Услуги аренды

По вопросам применения ставки НДС в отношении услуг предоставления в аренду имущества выпущено Письмо Минфина РФ от 10.09.2018 № 03‑07‑11/64576. В нем сказано, что ставка 20% применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Поэтому выставленные в 2019 году счета-фактуры должны содержать ставку НДС 20%.

Ситуация 10. Лизинг

Разъяснения в Письме Минфина РФ от 10.09.2018 № 03‑07‑11/64576 в отношении услуг аренды в полной мере касаются и договоров лизинга, которые являются финансовой услугой, разновидностью аренды.

После 1 января 2019 года лизингодатель при выставлении счета-фактуры по лизинговым платежам указывает ставку НДС 20%, в том числе по договорам, заключенным до 1 января 2019 года.

Если по окончании договора лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то кроме лизинговых платежей договором могут быть предусмотрены и выкупные платежи. По своей сути они являются авансовыми платежами. То есть авансы, полученные или выплаченные в 2018 году, облагаются НДС исходя из расчетной ставки 18/118. Авансы, полученные или выплаченные в 2019 году, облагаются НДС исходя из расчетной ставки 20/120. Передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю в 2019 году происходит по ставке 20%.

Повышение квалификации в Контур.Школе Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер». Код А, В Программа

Резюме

До конца 2018 года ожидаются новые разъяснения контролирующих органов по переходу от ставки НДС 18% к ставке НДС 20%.

Рекомендуем согласовать условия договоров с помощью дополнительных соглашений так, как показано в примерах в статье.