Налоговый разрыв по НДС

Налоговый разрыв по НДС специалисты фискального органа могут выявлять в автоматическом режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период. Цель поиска таких недочетов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска»:

  • низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов;
  • cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
  • высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.

Налоговый разрыв по НДС: что это?

Анализом «разрывов» НДС, наличия схем по неуплате налогов, уровня нагрузки по налогам, иных подобных вопросов в данный момент занимаются несколько информационых ресурсов: АСК НДС (тестируется 4-я версия), аналитических ресурсов ФИР «сведения Банка России», ФИР «трансфертная цена», ФИР ЕГРЮЛ, ФИР «таможня», ПК «ППА Отбор». Иногда применяется информационный ресурс «Супераналитик», изучающий базу банковских выписок.

Особое внимание фискалы уделяют «разрывам» по НДС. Речь идёт о ситуациях, когда у покупателя в книге покупок отражена счёт-фактура, но при этом она же отсутствует в книге продаж у продавца. Это означает, что покупатель получил налоговый вычет, связанный с тем, что отчисления в пользу бюджета должен был сделать продавец. Но вместе с тем продавец ничего не выплатил в казну.

Такие «разрывы» называются «прямыми».

Но самое пристальное внимание налоговики уделяют так называемым «сложным разрывам», когда у налогоплательщика и у его контрагента первого «звена» счета-фактуры и суммы НДС отражаются в отчетности исправно, но «разрыв», а следовательно и неуплата НДС происходит на 3-5 или далее звеньям. Как правило, такие «разрывы» указывают на умышленные «схемы» по неуплате НДС, в которые вовлекаются различные «площадки», управляющие «фирмами-однодневками», а иногда и сотрудники ИФНС и банков. Борьба с такими схемами — один из приоритетов политики ФНС России, поэтому организации со сложными разрывами сразу попадают под особый контроль не только своей инспекции, но и регионального Управления ФНС России.

Упомянутые базы находит несовпадения, после как правило, на уровне регионального Управления ФНС России готовятся списки организаций, у которых выявлены «разрывы» НДС. Эти списки направляются в местные Инспекции, которые формируют Требования о представлении соответствующих документов и вызывают Налогоплательщиков для дачи пояснений.

Разрыв по НДС: как защититься от налоговой службы !Бухучет_Грамотный бухгалтер !Бухучет_Грамотный бухгалтер

Какие расхождения чаще всего требуют пояснений

Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика.

Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

И налоговики с помощью программы «АСК НДС-2» сопоставляют счета-фактуры в налоговой отчетности продавца и покупателя.

Зачастую нестыковки возникают из-за несимметрично отраженных реквизитов счетов-фактур контрагентов. Программа «АСК НДС-2» не способна распознать счета-фактуры по одной и той же сделке, если проставлена лишняя точка, дефис, пробел и т.п. На этом основании в автоматическом режиме формируются требования налогоплательщикам дать пояснения.

Если компания неверно привела реквизиты счета-фактуры контрагента, то в пояснении нужно привести верные реквизиты с приложением копии счета-фактуры. Данная ошибка не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

!Мы в соцсетях
Нестыковки могут возникнуть из-за указания неправильного ИНН компании-контрагента. Программа «АСК НДС-2» осуществляет состыковку по ИНН покупателя и продавца.

В этом случае в пояснении налоговикам нужно привести правильный ИНН контрагента и указать на ошибочно отраженный ИНН. Данная ошибка также не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ

Чего стоит опасаться?

Как правило, большинство предпринимателей в настоящее время сначала вызывают чаще всего в налоговую на дачу пояснений по деятельности или «комиссию». Налоговые проверки сразу после обнаружения «разрыва» не назначают, так как это слишком затратно и неэффективно. Да и общая политика в сфере налогового администрирования направлена на сокращение проверок. Именно поэтому вы сначала попадете на комиссию в ИФНС РФ.

При этом, подобные вызовы указывают на риск проведения проверки. Поэтому как только ИФНС вами заинтересовалась, необходимо сразу же начать подготовку. И уже на этой стадии нужно обращаться за профессиональной помощью к юристу, специализирующемуся на решении таких вопросов.

В частности, если к вам поступило Уведомление о явке в налоговый орган для даче пояснений по деятельности компании, Требование о предоставлении документов и информации по тому или иному контрагенту за квартал или более, то наши налоговые адвокаты помогут Вам сориентироваться и правильно выстроить диалог с ИФНС. Мы подскажем, какие документы нужно представить в ИФНС, в том числе, дополнительно к запрошенным.

Как отсрочить представление пояснений

На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/).

Однако компании могут в целом продлить на законных основаниях сроки для дачи пояснений к требованию. Напомним, что квитанцию о получении требования налоговиков, компания должна отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней. А пятидневный срок для дачи пояснений начинает исчисляться с даты отправки квитанции в налоговую инспекцию о получении требований.

Важно!
У налогоплательщиков есть возможность ознакомиться с содержанием требования до момента отправки квитанции. Поэтому, зная о большом объеме запрашиваемых пояснений, компаниям целесообразно отправить квитанцию о получении требования в последний (шестой) рабочий день, тем самым продлить срок на представление пояснений. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДАННЫХ ИЗ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «АСК НДС-2»

Как взаимодействовать с налоговой?

Итак, вас вызвали. Что вы можете сделать?

Есть 2 варианта:

  1. Признать «разрыв», подать уточненную налоговую декларацию и доплатить сумму налога, пеней и не бояться больше инспекторов. Это самый лёгкий вариант, причём, в некоторых случаях его стоит иметь в виду. Учтите, если вам начислят НДС по итогам выездной налоговой проверки, то вы должны будете дополнительно заплатить также штраф размером 40% от соответствующей суммы.
  2. Отстаивать своё право на налоговый вычет. Сам факт наличия недобросовестного контрагента, тем более второго или последующих «звеньев» ещё не говорит о том, что именно вы что-то нарушили. Если контрагенты первого «звена» вам неподконтрольны, работали в реальности то налоговые органы могут изменить свою позицию и отозвать свои претензии к Вам. Это выполнимо, если запастись надлежащими доказательствами.

Обратите внимание! Недобросовестные действия контрагентов второго и третьего уровня сами по себе ещё не являются основанием для предъявления претензий

к налогоплательщику.

Одним словом, отстоять вашу позицию вполне реально. Для этого требуется собрать необходимый пакет первичных документов, которые относятся к конкретным сделкам, а также доказательства должной осмотрительности. Также впечатление производит своевременное привлечение

к разбирательствам
налогового адвоката
.

Как реагировать на уведомление

Любые комиссии по рассмотрению деятельности налогоплательщиков и их заседания не предусмотрены Налоговым кодексом, то есть по сути нелегитимны. С юридической точки зрения, это отсебятина ФНС с целью запугать, что-то выяснить, предложить добровольно доплатить налог в бюджет под угрозой включения в план выездных проверок. Поэтому вы можете не ходить в инспекцию. Единственное, что могут сделать налоговики, это оштрафовать директора на 2000—4000 руб. (ст. 19.4 КоАП).

Используйте комиссию, чтобы провести разведку боем и узнать, что у налоговиков есть на вашу компанию

В то же время в посещении налоговой есть один практический плюс. Вы выясните, какую сумму накопали налоговики и будут требовать перечислить в бюджет.

Прийти в налоговую может любой представитель компании, у которого есть доверенность. Но я рекомендую отправлять на заседание рабочей группы в инспекцию юриста. Причина простая — налоговики обычно не связываются с грамотными людьми и разговоры с целью запугивания быстро заканчиваются.

Документы на комиссию не приносите. По такому уведомлению инспекция не вправе их требовать.

Если вопросы инспектора покажутся вам провокационными или по какой-то причине вас смутят, можно на них не отвечать. Помните, что вы имеете право в любой момент прервать встречу, встать и уйти, вежливо обозначив причину ухода.


Плохие контрагенты Итоги встречи Последствия

Распечатать образец •

Чем мы можем вам помочь?

Необходимо отметить, что ФНС РФ в последние годы стремительно повышает эффективность проведения выездных проверок. Это означает опасность выездной налоговой проверки для вас, поскольку если проверку всё-таки назначат из-за «разрывов» НДС, то с вероятностью 98% доначислят существенные суммы налогов, штрафов, плюс могут возбудить уголовное дело за уклонение от уплаты налогов. Следовательно, очень важно не допустить назначения и проведения проверки и начать действовать на опережение.

В то же время высокий процент эффективности налоговых проверок означает, что ФНС РФ старается не устраивать такие мероприятия без выявления существенных нарушений.

Мы неоднократно оказывали квалифицированную помощь в подобных ситуациях. Мы знаем, что нужно сделать, чтобы минимизировать любые риски.

Наши адвокаты помогут Вам минимизировать риск назначения проверки из-за «разрыва” НДС. Детали предлагаем обсудить.

У нас есть огромный опыт оказания помощи при любых вызовах в ИФНС, а консультация наших адвокатов абсолютно бесплатна!

По какой форме представлять пояснения

Начиная с 24.01.2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей — п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей — п.2 ст.129.1 НК РФ).

Таким образом, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/ Также нельзя отправлять скан «бумажных» пояснений (Письмо ФНС РФ от 09.02.2016 г. №ЕД-4-2/1984).

!Материалы по теме

Если у компании нет обязанности отчитываться через интернет, то пояснения вправе представить налоговикам как электронно, так и на бумаге.

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА В НОВОМ ОБЛИЧЬЕ

О разрыве НДС узнает робот

В законе нет понятия разрыва НДС — его придумали в налоговой, когда писали внутреннюю инструкцию. В ней описан механизм поиска разрыва, но сейчас этим занимается компьютерная программа, которая называется АСК НДС-2 или АСК НДС-3. Это одна и та же программа, но АСК НДС-3 новее.

Алгоритм автоматически строит цепочки между компаниями и людьми и смотрит, кто заплатил НДС, а кто забыл или скрыл сделку. Налоговые инспекторы не разбираются во всех разрывах — если система нашла, они сразу отправляют запрос. Вот как он выглядит:

У компании есть пять дней, чтобы письменно ответить на запрос. Советую не избегать налоговую: если не разобраться в ситуации, придется платить недостающий налог.

Налоговая может попросить приехать — это называют допросом. Они спросят, что за товар вы покупали и зачем, кто поставщик и как это было. Налоговой важно увидеть, что это настоящая компания с действующим директором, а не однодневка с номинальным.

Как пройти допрос в налоговой

Нюансы оформления сделки и отчетности по ней

Чтобы восстановить ход событий и дать им ту или иную правовую оценку, налоговый инспектор будет стремиться уточнить у ответственных лиц детали оформления сомнительной сделки и сдачи отчетности по ней.

На данном этапе задача инспектора выяснить:

1. соответствует ли правовая конструкция сделки ее реальному содержанию, не является ли сомнительная сделка притворной;

2. совпадают ли по данной сделке отчетные периоды у обоих контрагентов.

Примерный перечень вопросов этого блока будет выглядеть так:

1. В чем заключаются обязанности по сделке у каждого из контрагентов? Какими правами требования по отношению друг к другу они обладают?

2. По каким причинам сделка или ее часть оформлялась тем или иным видом договора?

3. Какие договорные отношения помимо данной сделки связывают компанию с этим контрагентом?

4. Не заключались ли с данным контрагентом дополнительные договоры, исключающие уплату НДС (например, договор займа);

5. Применялись ли по интересующей налоговую сделке расчеты налом или с использованием ценных бумаг?

6. Имеются ли у компании долги перед данным контрагентом и наоборот? И если да, то какова сумма задолженности?

7. Как в компании проводится претензионно-исковая работа? Какие методы применяются в отношении недобросовестных контрагентов?

8. В какой отчетный период интересующая налоговую сделка была отражена в налоговой отчетности? Совпадают ли указанные отчетные периоды у обоих контрагентов? Что показывают данные по сверке?

При подготовке ответов на эти и подобные им вопросы необходимо найти убедительные аргументы для налоговой, чтобы доказать отсутствие маскировки договора поставки иным видом договора, позволяющим одному из контрагентов уйти от налоговых платежей. Если по факту такая маскировка применялась, то без помощи налогового адвоката обойтись уже не удастся. И мы не рекомендуем выходить на диалог с налоговым инспектором до тех пор пока адвокат не сформулирует для Вас оптимальную правовую позицию по данному блоку вопросов. Если Вы уверены, что интересующая налоговую сделка абсолютно «чистая”, созвонитесь с контрагентом и уточните с ним данные по сверке. Велика вероятность того, что Ваш контрагент просто отразил эту сделку в другом отчетном периоде, поэтому данные между вами и разошлись.

Информация о контрагентах

Поскольку разрыв по НДС всегда возникает когда один из контрагентов в цепочке не отчитался по НДС, приготовьтесь к тому, что налоговый инспектор обязательно будет задавать вопросы относительно Ваших контрагентов.

Примерный перечень вопросов этого блока будет выглядеть так:

1. Как давно компания работает с данным контрагентом или проблемная сделка носила разовый характер?

2. Какими сведениями Вы располагаете о деловой репутации контрагента?

3. Знакомы ли Вы лично с руководством компании-контрагента? Нет ли между Вами отношений родства, дружбы или иных признаков взаимозависимости?

4. Есть ли у Вас актуальные контакты контрагента?

5. Кто непосредственно контактировал с данным контрагентом и каким образом?

6. Кто подписывал с ним договор и иные документы?

Важно понимать, что конкретные вопросы инспектора могут быть любыми, но их целью будет получение максимально подробной информации о контрагентах, которыми заинтересовалась налоговая и истинного характера взаимоотношений между ними и Вашей компанией.

Перед тем как отвечать на такие вопросы Вы должны четко представлять себе подлинное лицо Вашего контрагента. Если Вы абсолютно уверены в нем, то можете смело предоставлять инспектору ту информацию, которой Вы располагаете. Если же такой уверенности нет, или Вы твердо знаете, что Ваш контрагент фирма-однодневка или аффилированная с Вами компания, то, прежде чем идти в налоговую, обязательно посоветуйтесь с опытным налоговым консультантом. В противном случае, Вы рискуете попасть не только на проверку с доначислениями и штрафами, но и оказаться фигурантом уголовного дела.

Превышение допустимой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Безопасная доля вычета НДС на 1 мая 2021 года была установлена на уровне 87,08%. Но это лишь приблизительная цифра, которая определена на федеральном уровне. При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на аналогичный региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Ответ на требование № __________от __________ о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ___________ от ___________ поясняет следующее.

Основным видом деятельности компании является оптовая продажа продуктов питания. В силу сложившейся в компании ситуации закупка продукции была приостановлена в I квартале 2021 года и возобновлена лишь во II квартале. В мае компанией была приобретена большая партия товаров для продажи, что привело к росту доли вычетов НДС.

В III квартале 2021 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения новых договоров на поставку. Это должно привести к росту выручи, облагаемой НДС, и к уменьшению доли вычетов.

Разрыв может возникнуть непонятно откуда

В этом году стали происходить и более запутанные ситуации с разрывом НДС. Представим, налоговая присылает письмо, мы идем к поставщику, а тот говорит: «Бро, ты что, я всё сдавал — вот, смотри в документах». И правда, в журнале продаж сделка записана. Остается вопрос, почему налоговая считает, что возник разрыв НДС. Может быть, поставщик не отправил декларацию или произошел сбой в компьютерной программе.

Чтобы выяснить, смотрим в реестре сданных деклараций, какие документы получила налоговая. Обычно для этого делают запрос в сервисе или программе, через которую поставщик отправлял документы. Например, в «Контуре» или «Сбисе».

По опыту, чаще оказывается, что в основной декларации продажа отражена, но следом сдана уточненная декларация непонятно от кого, в которой этой продажи нет. И так происходит из раза в раз. Компании обращаются в полицию и прокуратуру, но сказать, откуда берутся уточненные декларации, никто пока не может.

Налоговый разрыв – это разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Понятие «налоговый разрыв» может применяться к конкретному налогоплательщику, налогоплательщикам конкретной отрасли или к налогоплательщикам всей страны.

Кто выявляет налоговые разрывы

Выявление и анализ налоговых разрывов проводят налоговые органы, с целью выявления уклонения от уплаты налогов.

Порядок определения показателей, характеризующих налоговый разрыв

Под суммой фактически уплаченных налогов понимаются суммы, которые были указаны в налоговых декларациях организации и были уплачены налогоплательщиком в бюджет. Чтобы определить суммы налогов, которые теоретически должны быть уплачены организацией — налогоплательщиком в бюджет используются различные расчетные методики.

Один из возможных подходов заключается в оценке уровня налоговой нагрузки отрасли и в последующем сравнении налоговой нагрузки конкретного налогоплательщика с этим показателем. Существенно более низкая налоговая нагрузка конкретного предприятия, по сравнению со среднеотраслевой величиной, может свидетельствовать об уклонении предприятия от уплаты налогов в бюджет.

Причины появления налоговых разрывов

Налоговые разрывы могут образовываться в связи со следующими принципами поведения налогоплательщиков:

  • недобросовестное/неосмотрительное делопроизводство и ошибочная подготовка налоговых деклараций;

  • незнание налогового законодательства;

  • умышленное уклонение или занижение налогооблагаемой базы посредством нелегальных схем уклонения;

  • неспособность подать налоговую декларацию;

  • отказ выплачивать начисленную задолженность по налогам (включая неспособность платить).

Налоговый разрыв по НДС

Налоговый разрыв по НДС в настоящее время налоговые органы могут выявлять в автоматическом режиме после получения от организаций — налогоплательщиков налоговых деклараций по НДС за очередной отчетный период (квартал текущего года). Цель поиска таких налоговых разрывов по НДС заключается в выявлении фирм-однодневок и включения организаций — налогоплательщиков в соответствующие «группы риска»:

  • высокий уровень риска налоговых правонарушений. В этом случае у организаций – налогоплательщиков, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств крайне низок, и потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.

  • cредний уровень риска налоговых правонарушений – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие свои налоговые обязательства по начислению и своевременной уплате налога в бюджет;

  • низкий уровень риска налоговых правонарушений. В этом случае организации- налогоплательщики выполняют свои обязательства по начислению и своевременной уплате налога в бюджет.

Разрыв по НДС и отчетность по НДС

Понятие налоговых разрывов по НДС применяется в отношении отчетности по НДС и используется для обозначения суммовых расхождений в налоговых декларациях и в книгах продаж, покупок у контрагентов.

Разрывы в налоговых декларациях по НДС могут быть выявлены при обнаружении расхождений по суммам НДС, указанных в книгах покупок и продаж контрагентов. То есть, если вычет по НДС заявлен, а операция по начислению налога и его уплаты в бюджет по конкретной сделке не отражена в учете.

Приведем примеры ситуаций, когда налоговые органы выявляют ошибку типа «налоговый разрыв по НДС»:

  • субъект предпринимательства, от имени которого выставлен отраженный в декларации счет-фактура, не представил налоговую отчетность за соответствующий период;

  • юридическое или физическое лицо, указанное в декларации по НДС организации – налогоплательщика, не состоит на налоговом учете в налоговой инспекции. О нем нет данных в базе ЕГРЮЛ или ЕГРИП);

  • налоговые разрывы в декларации по НДС могут появляться в ситуации, когда один из контрагентов предоставил в налоговые органы нулевую отчетность по НДС, а второй налогоплательщик указал в своей декларации суммы входящего НДС или исходящего налога по счету-фактуре с этим контрагентом, который выступает по сделке в роли поставщика или покупателя.

Таким образом, налоговые разрывы по НДС появляются в случаях, когда после совершения сделки один из контрагентов показал сумму НДС из счета-фактуры в своей налоговой декларации по НДС, а второй участник совершенной операции не отразил эту сумму НДС в налоговой отчетности за истекший период.

Сложные налоговые разрывы по НДС

В стандартной ситуации действующими сторонами по сделке выступают две организации – налогоплательщики. Это поставщик и покупатель, которые взаимодействуют без посредников. Если же сделка совершена с участием более двух организаций, и в этой цепочке на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, то выявленная ошибка будет считаться сложным налоговым разрывом. В этом случае налоговики восстанавливают цепочку событий между компаниями- контрагентами, составляют список, участвующих в операции организаций.

По всем выявленным участникам цепочки осуществляются меры налогового контроля. Например, налоговики могут потребовать все первичные документы по сделке.

На следующем этапе налоговые инспекторы определяют схему, по которой работали контрагенты, выявляют место в цепочке, в котором появилась ошибка и устанавливаю организацию, которая является выгодоприобретателем в совершенной сделке.

Примерная схема образования налогового разрыва по НДС

Примерная схема образования налогового разрыва по НДС заключается в следующем:

  • фирма-однодневка реализует товар транзитной компании. При этом по этой сделке эта организация не отчитывается в налоговых органах и не платит налог в бюджет;

  • транзитная компания перепродает этот товар покупателю конечного звена или следующему транзитному участнику. При этом транзитная компания начисляет НДС, отражает вычет по НДС и уплачивает налог в бюджет. Таким образом, в налоговом учете все проведено правильно;

  • покупатель по сделке с транзитной компанией предъявляет сумму НДС к вычету из бюджета;

  • между транзитной фирмой и однодневкой возникают расхождения. Налоговые органы высылают требования о предоставлении сведений по совершенной сделке всем задействованным участникам цепочки.

Способы закрытия налоговых разрывов по НДС

При обнаружении расхождений по НДС налоговые органы направляют в адрес организации — налогоплательщика требование о необходимости представить объяснения. Если организация — покупатель, которая предъявила к вычету сумму НДС, сможет документально подтвердить свою правоту, то выявленное расхождение аннулируется. Отметим, что когда выявлен налоговый разрыв по НДС, пояснения подаются в электронном виде (устные показания и бумажные письма не учитываются, так как декларация, по которой возникли вопросы, представляется через ТКС).

Закрытие налоговых разрывов по НДС может осуществляться организацией несколькими способами, а именно:

1) Налогоплательщик представляет налоговым органам пояснения, которые обосновывают причину выявленных расхождений по НДС в отчетном периоде.

2) Налогоплательщик исключает из декларации по НДС данные по счету-фактуре, в отношении которой у налоговых органов появились вопросы, производит перерасчет своих обязательств по НДС и в случае необходимости осуществляет доплату налога в бюджет;

Кроме этого ИФНС вправе назначить проверку организации — налогоплательщика, по результатам которой выявленная ошибка по НДС налоговиками подтверждается или опровергается.

Действия налогоплательщика при выявлении налогового разрыва по НДС

При выявлении налогового разрыва по НДС организация- налогоплательщик следует предпринять следующие действия:

  • Выявить счет-фактуру, по сумме которого у налоговых органов появились вопросы, убедиться в правильном отражении данных сумм НДС в книге покупок и продаж, перепроверить налоговую декларацию по НДС.

  • Если компания после получения требований налоговиков о представлении пояснений проведет внутреннюю проверку декларации и первичных документов и выявит ошибку, необходимо сделать перерасчет НДС и составить уточненную декларацию.

  • Если ИФНС приглашает налогоплательщика на встречу с комиссией по вопросам налоговых расхождений в декларации по НДС, то следует явиться на такую встречу. При этом от организации – налогоплательщика может выступать как руководитель предприятия, так и назначенное им доверенное лицо.

  • Если все данные приведены корректно, то следует составить пояснительную записку и отправить ее в ИФНС вместе с копией счета-фактуры.

Эта статья об австралийской стратегии в отношении обездоленных людей. Информацию о подобной политике в Новой Зеландии см. В разделе » Устранение пробелов» . Книгу о простых числах см. В разделе » Ликвидация разрыва: поиски понимания простых чисел» .

Программа » Ликвидация разрыва» — это стратегия правительства Австралии , направленная на уменьшение уязвимости аборигенов и жителей островов Торресова пролива на основе семи задач. С момента принятия в 2008 году, после встреч с кампанией социальной справедливости » Закройте разрыв» , до 2018 года федеральное правительство и правительства штатов и территорий работали вместе через Совет правительств Австралии (COAG) над концепцией, с Департаментом премьер-министра и Кабинетом министров. подготовка отчета в конце каждого года с анализом прогресса по каждой из семи целей.

Цели «Ликвидация разрыва» связаны с ожидаемой продолжительностью жизни ; детская смертность ; доступ к дошкольному образованию ; грамотность и умение считать на определенных школьных уровнях; Достижение 12 класса; посещаемость школы; и результаты занятости. С 2008 года по состоянию на декабрь 2019 года в парламент было представлено одиннадцать отчетов о ликвидации пробелов, в которых представлены данные по областям, в которых раньше их не было, и обновленная информация о прогрессе. В Отчете о сокращении разрыва за 2019 год сообщается, что из семи целевых показателей были достигнуты только две — дошкольное образование и успеваемость в 12 классе. Цели сократить вдвое разрыв в детской смертности к 2018 году, сократить разрыв в посещаемости школ к 2018 году, сократить разрыв в ожидаемой продолжительности жизни к 2031 году, сократить вдвое разрыв в грамотности и навыках счета к 2018 году и вдвое сократить разрыв в уровне безработицы к 2018 году не достигаются .

В 2019 году было создано Национальное агентство коренных австралийцев , и это агентство взяло на себя обязанности по ликвидации разрыва в партнерстве с коренными австралийцами после подписания Соглашения о партнерстве по преодолению разрыва на 2019-2029 годы представителями Национальной коалиции Организации аборигенов и жителей островов Торресова пролива (также известные как «Коалиция пиков»), правительство каждого штата и территории и Австралийская ассоциация местного самоуправления .

Национальное соглашение о закрытии разрыва , с пересмотренной рамкой для закрытия стратегии Gap и 16 новых целей, было подписано все стороны и опубликовано 30 июля 2020 года.

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых» контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

  • Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля
  • Как выявляются «технические» компании
  • «Сущностные» компании: кто к ним относится
  • Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю
  • Быстрая смена контрагента становится невозможной
  • Ликвидация как повод для проверки
  • Как избежать проблем при налоговых проверках
  • Какие ошибки совершают налогоплательщики

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Попробовать бесплатно

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Узнать больше

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.