Налоговая требует сертификат соответствия

Содержание

Вправе ли налоговая запрашивать деловую переписку

В рамках налоговой проверки налоговики вправе потребовать документы и пояснения, которые касаются деятельности налогоплательщика (ст. 93 и 93.1 НК РФ). Если ревизоры подозревают компанию в необоснованной налоговой выгоде, чаще всего требуют представить им деловую переписку и сведения о переговорах с контрагентами. Судьи принимают довод фискалов о том, что если налогоплательщик не представил переписку с контрагентами и при этом есть другие доказательства недобросовестности, то спорные сделки фиктивны (например, постановление АС Уральского округа от 08.02.17 № Ф09-11930/16).

В одном из дел АС Московского округа отметил, что организация не представила деловую переписку, из которой можно было бы установить факт, что она получила учредительные документы на момент подписания договоров. А это свидетельствует о том, что налогоплательщик не проявил осмотрительности. Он не представил контактные данные спорных контрагентов, не истребовал информацию о наличии рабочих и техники (постановление от 08.02.17 № Ф05-22343/2016).

Наличие у компании деловой переписки с контрагентом:

  • помогает доказать реальность сделки и обосновать расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС;
  • свидетельствует о наличии деловых отношений;
  • подтверждает факт заключения и исполнения договоров;
  • позволяет обосновать критерии выбора контрагента.

Судебная практика

В одном из дел налоговики усомнились в реальности сделок с исполнителем. Они заявили, что у контрагента нет материальных и трудовых ресурсов, он не представляет отчетность, занимается обналичкой. В итоге сняли расходы по налогу на прибыль и вычеты НДС по спорным операциям. Основание — компания не проявила должную осмотрительность.

Компания попыталась обжаловать решение ревизоров в суде. Суд установил, что исполнитель оказывал компании широкий спектр рекламных услуг. Стороны заключили крупные сделки на общую сумму 135 млн рублей. При этом они не вели деловую переписку, личных встреч тоже не было. Суд оставил доначисления в силе (постановление АС Московского округа от 29.12.14 № Ф05-15442/2014).

Если компания совершает крупные сделки, то ей стоит сохранять всю переписку с контрагентами. Суды не раз указывали, что организация, которая заключает сделки на крупные суммы, должна вести деловую переписку с контрагентами. Иное не соответствует обычаям делового оборота и ставит реальность сделки под сомнение (Например, постановление АС Уральского округа от 27.02.17 № Ф09-432/17).

Какую сумму сделки считать крупной, не ясно. В одном из дел сумма крупной сделки составляла 650 млн рублей, в другом — 300 млн рублей (постановления ФАС Московского округа от 09.04.14 № Ф05-2817/2014 и АС Московского округа от 22.09.14 № Ф05-9803/14).

Судебная практика

В одном из дел налоговики обвинили компанию в необоснованной налоговой выгоде. Признали сделки фиктивными и доначислили налоги. Однако АС Западно-Сибирского округа принял во внимание полный архив деловой переписки о согласовании сделок на сумму 750 млн рублей. Деловое общение подтвердило их реальность (постановление от 26.08.13 № А45-29254/2012).

Справка о деловой переписке с контрагентом докажет реальность сделки и спасет стороны от доначислений. Справка пригодится как при встречке (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), так и при выездной и камеральной проверке (п. 1 ст. 93 НК РФ). Документ также поможет выиграть налоговый спор в суде.

В каком виде составить документ

У справки нет унифицированной формы. Поэтому компания вправе сделать ее в свободной форме. Главное чтобы в документе была подпись руководителя и печать организации.

Фрагмент справки о деловой переписке с контрагентом

Что обязательно должно быть в документе

В справке о деловой переписке с контрагентом нужно указать реквизиты требования ИФНС. В документе нужно указать краткое содержание делового письма и результат переписки а также дату получения или отправки письма, его автора, адрес электронной почты.

Какие меры безопасности принять дополнительно

Доводы о том, что стороны общались через электронную почту, а потом компания удалила письма, не сработают. Поэтому налогоплательщику стоит делать скриншоты деловой переписки и хранить их вместе с другими документами по сделкам с данным контрагентом.

В одном из дел компания смогла доказать реальность сделок. Она представила деловую переписку с контрагентом, стороны общались посредством электронной почты (постановление АС Московского округа от 25.03.15 № Ф05-2358/2015).

В другом деле суд встал на сторону налоговиков. Он заявил, что корреспонденция в адрес контрагента уходила простыми почтовыми отправлениями, без выдачи компании квитанций. Следовательно, никакой переписки между обществом и контрагентом не было (постановление АС Московского округа от 06.03.15 № Ф05-1049/2015).

Еще в одном споре налогоплательщик проиграл, потому что не представил суду скриншоты переписки. Арбитры не поверили, что стороны общались по электронной почте (постановление АС Северо-Кавказского округа от 16.02.17 № Ф08-236/2017).

Если в письмах нет дат, исходящих и входящих номеров, а также компания не сохранила почтовые конверты либо курьерские доверенности, это будет еще один аргумент в пользу налоговиков (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.13 № А70-2439/2013).

Если же деловая переписка может ухудшить положение компании и ее контрагента (например, стороны договаривались привлечь соисполнителей, но не отражать это в первичке), то ее можно налоговикам не предоставлять. Ревизоры вправе истребовать только те документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Деловая переписка не относится к таким документам (ст. 313, 314 НК РФ).

Главбухи рискуют, когда переписываются с контрагентами. На проверке налоговики могут добраться до почты и прочитать сообщения. В них находят опасную информацию о сделках. Если бухгалтеров уличат в обсуждении незаконных схем, то компании не отбиться от претензий. В статье мы расскажем, как общаться с контрагентами, чтобы не оставить налоговикам компромат.

Сейчас контролеры стали регулярно ссылаться в судах на переписку контрагентов. Причем не важно — большая компания или маленькая, переписку могут изучить у кого угодно. Это следует из судебной практики, которую мы проанализировали.

Обезопасить компанию можно. Вместе с юристами, налоговиками, полицейскими и IT-специалистами мы выяснили, как это сделать.

Переписка, которая попадет под подозрения

Опасно общаться с контрагентом по электронной почте, через sms или мессенджеры. Контролеры могут получить доступ к любой переписке, если компания привлечет их внимание.

Налоговики рассказали, что их заинтересует содержание деловой переписки в двух случаях. Первый — если на проверке они соберут недостаточно доказательств нарушений компании, чтобы доначислить налоги. Второй — если во время ревизии инспекторы нашли не менее 5 млн руб. сокрытых налогов. Тогда проверка может привести к уголовному делу и надо будет передавать материалы следователям (ст. 199 УК). В обоих случаях ревизоры будут искать дополнительные основания для доначислений.

Внимание налоговиков привлечет не только прямое обсуждение схем. По словам самих проверяющих, часто в переписке они находят именно зашифрованные сообщения. Если контрагенты и обсуждают что-то незаконное, то делают это завуалированно.

Скрыть переписку не помогут даже электронные адреса, которые не относятся к сторонам сделки. Судебная практика это подтверждает. Примеры сообщений, которые привлекут внимание инспекторов, мы показали на карточках.

Как налоговики расшифровывают переписку

Что написал бухгалтер Что поняла налоговая «Закрываем из аванса отгрузкой 125 млн рублей, остальное в III квартале надо будет» Покупатель хочет заявить незаконный вычет 125 млн рублей по фиктивной поставке «Мне не хватает 500 тыс. рублей, давайте пока № и дату, обоснование посмотрю, когда закрывать все буду.» Компании нужны вычеты НДС, но документов нет. Она просит у дружественного контрагента реквизиты счета-фактуры. Покупатель сам оформит документ и заявит вычет. «. По 1 кругу дайте добро, 2-й круг заберу до четверга. « Компания собирается отправить деньги по цепочке фиктивных поставщиков. Ей нужно убедиться, что они будут участвовать в схеме. «..У меня перебор по вашим докам, убирайте 250 тыс. рублей..» Покупатель пытается подогнать в документах от фиктивного поставщика цену товаров под сумму расходов, которые планирует списать. «Давайте мы вам от ООО 1 сделаем доки, раз вам НДС неинтересен и сделаем скидку 9%.» Покупатель хочет списать расходы, но ему не нужен вычет НДС. Контрагент предлагает оформить бумаги от лица подконтрольной организации, которая работает без НДС.

Налоговики используют переписку в суде

Если дело доходит до суда, то контролеры ссылаются на письма поставщика и покупателя, чтобы доказать схему. Мы нашли четыре показательных примера, как налоговики это делают.

Исходя из переписки установлен процент обналичивания денежных средств для общества, который составлял 7–9 процентов в зависимости от суммы перечисления.

Решение Арбитражного суда Москвы от 03.11.2017 № А40-107139/17-108-1095

Одной переписки контрагентов недостаточно, чтобы доказать схему для обналички. Должны быть и другие аргументы.

Инспекторы будут искать однодневки в цепочке поставщиков, транзитный характер сделки, отсутствие персонала и имущества у контрагента (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.12.2017 № Ф04-5046/2017). Кроме того, налоговики должны подтвердить, что деньги возвращались в компанию (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.12.2016 № Ф09-10350/16).

В изъятом ноутбуке бухгалтера предпринимателя содержится переписка с бухгалтером общества по вопросу о возмещении НДС и счета-фактуры, оформленные от имени ООО…

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.05.2017 № Ф08-2503/2017

Инспекторы заподозрили, что компания накручивает вычеты НДС. Ведь между производителем и конечным покупателем было еще три посредника. На проверке инспекторы изъяли ноутбук главбуха.

В ноутбуке была переписка бухгалтера непосредственно с производителем товара. То есть конечный покупатель общался с ним напрямую. Вместе с другими доказательствами суд принял аргумент налоговиков.

>Инспекторы пытаются доказать, что компания искусственно ввела посредников в сделки, чтобы завысить расходы и вычеты НДС. Ссылки на прямую переписку с производителем суды примут, если у посредников есть признаки сомнительных организаций, а сами поставки фиктивны. Но сделки с реальными поставщиками получится защитить (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.2017 № Ф07-9390/2017).

В электронной переписке вел переговоры с поставщиками от имени спорных контрагентов и просил выставить счета на согласованную им номенклатуру на организации…

Решение Арбитражного суда Москвы от 29.12.2017 № А40-131820/17-75-1482

Бухгалтер на свою почту получал счета от поставщиков в адрес спорных контрагентов. Информацию об их платежах поставщикам бухгалтер заносил в таблицу. Он вел учет платежей однодневкам и реальным поставщикам товара. Налоговики вычислили в цепочке фиктивных контрагентов, которых специально ввели для обналички. А компания вела черную бухгалтерию.

На выездной проверке инспекторы могут провести выемку (подп. 3 п. 1 ст. 31 НК). Контролеры ищут в том числе документы контрагентов организации. Например, в компьютере главбуха налоговики могут найти счета-фактуры и накладные контрагентов. Налоговики решат, что компания сама составляла документы от имени поставщиков. Тогда суд согласится, что сделки были фиктивные (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.07.2015 № Ф09-4544/15).

Выявленные факты свидетельствуют о характере взаимоотношений с указанной организацией , используемой ЗАО исключительно для завышения стоимости приобретаемого товара.

Решение Арбитражного суда Москвы от 06.07.2017 № А40-32793/17-75-254

Сам факт того, что инспекторы нашли на проверке переписку о спорной сделке, еще не доказательство нарушений. Контролеры должны объяснить, какое отношение корреспонденция имеет к спору (ст. 64, 67 АПК). Кроме того, инспекторы должны пояснить, какие нарушения подтверждает переписка (п. 8 ст. 101 НК). Если ревизоры этого не сделали, то суд не примет переписку как доказательство (решение Арбитражного суда Москвы от 04.08.2017 № А40-39750/17-108-309).

Еще больше статей про проверки налоговой:

Как обезопасить компанию

Составьте для сотрудников регламент, как правильно вести деловую переписку. Если работники будут его придерживаться, то меньше риск, что налоговики найдут в сообщениях компромат. Вместе с юристами мы подготовили образец с правилами для работников.

Регламент для работников по общению с поставщиками, который обезопасит компанию

Специалисты советуют объяснить работникам, для чего компания разработала регламент. Будет нелишним устроить работникам обучение. Надо рассказать, как вести деловую переписку в официально-деловом стиле, что уместно обсуждать в сообщениях, а что нет.

Объясните работникам, что нельзя давать в деловой переписке свои личные контакты. Иначе инспекторы на проверке могут также вскрыть личные почтовые ящики (решение № А40-107139/17-108-1095).

Юристы компании могут проверять деловую переписку, главное, предупредить об этом участников. Это поможет выявить опасные сообщения и заранее подготовиться к вопросам инспекторов.

ФНС обвинила подчиненных в том, что они не могут доказать схемы и мнимые сделки, потому что формально собирают доказательства (письмо от 23.03.2017 № ЕД-5-9-547/@). Поэтому служба потребовала запрашивать у компаний информацию о том, по каким критериям они выбирали партнеров и почему остановились именно на этих поставщиках.

Мы составили наглядную памятку о том, что могут запросить инспекторы на проверках (см. ниже).

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Какие документы потребуют инспекторы, чтобы вычислить мнимые сделки
  2. Могут ли налоговики запросить деловую переписку
  3. Подтверждают ли фотографии и пропуска реальность сделки

Сейчас компания должна не просто проверить каждого контрагента, но и выбрать его среди других потенциальных партнеров и обосновать, почему он — лучший. Новая функция в сервисе сервисе «Российский налоговый курьер Контрагенты» подготовит доказательства для налоговиков за 2 клика — сервис найдет 30 компаний, из которых вы якобы выбирали. Полное досье на любого поставщика можно сформировать за минуту. Оформите доступ к сервису и распечатайте результаты мониторинга в формате Excel.

Проверять контрагента с помощью интернет-сервисов удобно и безопасно. Судьи признают такую проверку достаточным доказательством того, что поставщик не однодневка. Подробности в статье «Реальные истории, когда сервисы проверки контрагентов помогли защитить расходы».

Покажите памятку директору, чтобы он тоже знал, какие сведения собирать перед заключением сделки.

Выписка из ЕГРЮЛ

При любой сделке запросите у поставщика выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Выписка подтвердит, что компания официально зарегистрирована и действует на дату контракта.

Даже если налоговые инспекторы снимут расходы по сделке, в комплексе с другими документами выписка из госреестра позволит их защитить (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.2016 № Ф09-10478/15).

Если контрагент не хочет предоставить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, сами закажите ее в налоговой инспекции — на бумаге или на egrul.nalog.ru. Бумажная выписка стоит 200 руб., но она надежнее. В электронной выписке нет раздела, где налоговая инспекция отмечает фиктивные данные об организации или индивидуальном предпринимателе — ненастоящие адреса, мнимых директоров (письмо ФНС России от 02.09.2016 № ЕД-3-14/4045@).

Документы о полномочиях представителя

Возьмите у представителя копию устава, доверенности и паспорта. Если контракт заключает сам директор, попросите протокол об избрании или решение о назначении на должность. Документы подтвердят, что представитель вправе действовать от имени компании.

Если вы подпишете договор с дисквалифицированным руководителем, налоговики откажут фирме в расходах, а судьи поддержат проверяющих (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2014 № А64-5102/2013).

Сведения о ресурсах партнера

Узнайте, где фактически ведет деятельность контрагент. Попросите у него письмо с реальными адресами офисов, складов, торговых или производственных помещений. Посетите территории и сфотографируйте их. Приложите фотографии к документам по сделке. Если нет возможности сделать личный визит к партнеру, запросите снимки по электронке. Так вы докажете налоговым инспекторам — контрагент реальный, выпускает продукцию, продает товары, оказывает услуги, которые вы покупаете. Значит, сделка не может быть мнимой. Суды при таких доказательствах встают на сторону компаний (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.2017 № Ф10-207/2017).

В нескольких спорах с налоговиками благодаря фотографиям, компании смогли доказать, что операции были реальны и они не работали с однодневками.

Из текста решения

Номер дела

…В подтверждение поставки товаров заявителем представлены в материалы дела … письма покупателей с фотографиями…

…В подтверждение реальности оформления выставочного места … общество представило … фотографии выставочного места с логотипом налогоплательщика

Постановление ФАС Московского округа от 27.01.2014 № Ф05-7033/2013

…судами установлена реальность хозяйственных операций налогоплательщика с указанными контрагентами, которые подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями…

Постановление ФАС Московского округа от 18.10.2012 по делу № А40-32902/11-90-138

…в подтверждение реальности хозяйственных операций заявителем, в суд первой инстанции, представлены фотографии арендуемого складского помещения…

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.12.2012 по делу № А72-9528/2011

…в материалы дела приложены свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, находящиеся по указанному адресу, и фотографии, свидетельствующие о возможности хранения большого объема строительных материалов и его переработки.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2012 по делу № А32-11138/2011

Деловая переписка

Налоговики уверены — фирмы всегда обсуждают условия контракта письменно. Поэтому собирайте все письма, в которых обсуждали с контрагентом будущую сделку, запрашивали у него документы и т. п. Распечатайте письма либо сделайте скриншоты. Лучше по каждому поставщику завести отдельный файл или папку и вкладывать всю важную информацию.

Если не представите деловую переписку с контрагентом в налоговую инспекцию, контролеры посчитают сделки нереальными. А судьи их поддержат (постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2017 № Ф05-22343/2016).

Если налоговикам не хватит информации о контрагенте и они посчитают сделку недействительной — это аргументы для судов.

  1. Налоговики сами закупали товар у контрагента. У поставщика был массовый адрес, он не отчитывался в ИФНС. Но вместе с фирмой у поставщика покупали канцтовары налоговые инспекции. Это помогло организации доказать реальность сделки (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.05.2016 № Ф08-1131/2016).
  2. Партнер начал работать задолго до сделки. У контрагента был небольшой штат, мало техники, он платил минимальные налоги. Однако клиент зарегистрировался за 19 лет до сделки. Поэтому его нельзя считать однодневкой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.09.2016 № Ф06-13160/2016).
  3. Директор получал зарплату. Руководители поставщиков не сознавались, что работали в своих компаниях. Но по выпискам банка гендиры получали зарплаты от этих фирм. Значит, состояли в них. Следовательно, сделка реальна (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 № 09АП-38905/2016).
  4. У инспекторов не было ранее претензий к поставщикам. Компания давно работала с поставщиком, от налоговиков не было к ней вопросов. Поэтому сделка действительная (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 № 09АП-35341/2016).
  5. Суд уже признавал контрагентов добросовестными. Значит, претензий к ним быть не должно (постановление ВС РФ от 08.07.2016 № 306-КГ16-8099).

Личные контакты и встречи

Соберите все документы, которые подтвердят ваши личные встречи с контрагентом. Например, пропуска в офис контрагента, совместные фотографии, протоколы переговоров, отчеты сотрудников, а также командировочные документы. Они свидетельствуют о том, что работники выезжали на объект. Значит, взаимодействовали с партнером. Следовательно, сделка не может быть мнимой. А еще реальность сделки подтвержает тот факт, что контрагент платил налоги, выдавал зарплату сотрудникам, работал с прибылью, его активы росли (постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2016 № Ф05-1148/2016).

Прежде чем начать работать с ИП, воспользуйтесь нашими советами в статье «Как избежать проблем, если ваш партнер — предприниматель».

  1. Собирайте документы, которые подтвердят, что вы нашли выгодного поставщика и проверили его до сделки.
  2. Представляйте инспекторам по запросу все документы на контрагента — копии доверенностей, деловую переписку, фотографии. Иначе контролеры усомнятся в реальности сделки.
  3. Ориентируйтесь на судебную практику, чтобы доказать надежность поставщика. Арбитры учитывают решения других судов.

Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ

Ст. 93.1 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 93.1 НК РФ

В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?

Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?

Может ли инспекция истребовать документы в рамках ст. 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более чем трехлетней давности?

Итоги

В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?

До 01.04.2020 рассматриваемая статья позволяла налоговикам истребовать документы у компании или ИП в двух случаях:

  • в рамках осуществления налоговых проверок их контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) — камеральных или выездных;
  • вне рамок проверок — при мотивированной необходимости получения сведений или документации о какой-либо определенной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, сейчас затребовать документы и информационные материалы по деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, ими обладающих, инспекторы могут при назначении дополнительных контрольных процедур в ходе рассмотрения материалов налоговой ревизии. Вне рамок осуществления налоговых ревизий инспекторы вправе истребовать документы (информационные сведения) по определенной сделке у ее сторон или у иных лиц, ими обладающих, только при условии, если для этого действительно есть обоснованная потребность.

С 01.04.2020 полномочия контролеров по ст. 93.1 НК РФ расширены: они получили право на истребование документов и информации в рамках процедуры взыскания крупных налоговых недоимок.

О том, как осуществляется выездная проверка, читайте в материале «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Примечательно, что изначально истребовать вне рамок налоговых проверок разрешалось только информацию, но не документы. Благодаря этому у нас была законная возможность отвечать на налоговые требования по несколько сокращенному варианту — ведь понятия «информация» и «документы» законодателем не определяются как равнозначные, и признавался этот факт многими судами.

Однако закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» от 28.06.2014 № 134-ФЗ ситуацию изменил, и теперь п. 2 ст. 93.1 НК РФ совершенно на законных основаниях разрешает налоговикам истребовать все — и информационные сведения, и документы. Игнорирование исполнения этой обязанности налогоплательщиком может повлечь для него взыскание штрафных санкций, при этом ответственность наступает по п. 2 ст. 126 или по ст. 129.1 НК РФ.

Могут ли налоговики истребовать документы вне рамок налоговых проверок, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в готовое решение.

Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?

Нередкий случай: проверяют вашего покупателя, а требованием о предоставлении документов запрашиваются данные, казалось бы, к нему не относящиеся, — ваше штатное расписание, сведения об основных средствах и др. Можно ли их не давать налоговикам?

К сожалению, ни в одном из пунктов ст. 93.1 НК РФ не указан четкий перечень документации, которую вправе истребовать контролеры. Непонятно также, кого следует понимать под «иными лицами», упомянутыми в п. 2 ст. 93.1 НК РФ: в кодексе их перечень также не определен.

Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Так, постановлением 5-го арбитражного апелляционного суда Дальневосточного округа от 05.10.2011 № А51-7061/2011 мнение налогоплательщика, который посчитал затребование налоговым органом у него документов неправомочным, признано субъективным. Суд решил, что сам налогоплательщик не вправе оценить, относится ли истребуемый у него документ к деятельности проверяемого лица или нет. Рассмотрение этого дела в суде второй инстанции также оказалось не в пользу налогоплательщика.

В то же время в постановлении ФАС Московского округа от 16.04.2010 № КА-А40/2634-10 судьи признали, что НК РФ не содержит конкретных характеристик документов, которые вправе истребовать контролеры, а значит, их перечень является открытым. При этом налогоплательщики применяют различные формы и виды документации и регистров в зависимости от специфики их деятельности, а потому они вправе определять, какие бумаги следует предоставить по запросу налоговиков.

Таким образом, окончательное решение по данному вопросу будет за судом.

Рассмотрим таблицу, которая может понять, какие документы давать контролерам необходимо, а по каким — можно с ними поспорить.

Важно! Информация, содержащаяся в таблице, носит рекомендательный характер, поскольку отражает состояние дел в сложившейся на сегодня арбитражной практике. Однако принимать окончательное решение о целесообразности предоставления тех или иных документов должен каждый налогоплательщик самостоятельно на основании своей ситуации и после тщательного анализа возможных рисков.

Документы, необходимые для предоставления

Документы, по которым можно поспорить

Договоры, заключенные с проверяемым контрагентом

Штатное расписание, трудовые договоры, табели учета рабочего времени

Счета-фактуры, накладные, акты, выданные проверяемому контрагенту или полученные от него

Документы на уполномоченных лиц, подтверждающие их право подписи

Книги покупок, продаж

Оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам, карточки счетов

Безусловно, если объем запрашиваемых документов невелик, лучше лишний раз не рисковать и выполнить запрос контролеров, даже если они попросили «лишнюю» информацию.

Ответы на отдельные вопросы налогоплательщиков можно изучить в КонсультантПлюс.

Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

О ситуации, когда неисполнение требования окажется правомерным, читайте в статье «Случай, когда можно не представить документы по требованию без штрафа».

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Для того чтобы у контролеров было право требовать от налогоплательщика документы в рамках встречек, поручение об истребовании документов и требование о предоставлении документов должны соответствовать всем нормам, устанавливаемым налоговым законодательством.

При запросе документации у контрагентов или иных лиц налоговые органы руководствуются:

Указанные нормативные акты устанавливают следующие правила запрашивания документации:

  1. Налоговому органу (присвоим ему № 1), проводящему контрольные процедуры в отношении налогоплательщика, разрешается истребовать документы у его контрагента не самостоятельно, а только через тот налоговый орган, в котором этот контрагент состоит на учете (обозначим эту инспекцию № 2). Правда, есть одно исключение — когда контрагент и проверяемый налогоплательщик состоят на учете в одной и той же инспекции.

Налоговый орган № 1 должен направить в налоговый орган № 2 специальное поручение об истребовании документов (информации).

Скачать образец

  1. Поручение должно содержать:
  • дату и место составления;
  • наименования двух налоговых органов — № 1 и № 2;
  • наименование налогоплательщика (назовем его «К» — контрагент), у которого необходимо запросить документацию: его название (для физических лиц — фамилия, имя, отчество); ИНН, КПП, место нахождения (или место жительства);
  • перечни истребуемых документов и информационных сведений, при этом должны быть указаны их индивидуализирующие признаки;
  • данные о сделке, позволяющие ее идентифицировать;
  • наименование лица, в отношении которого проводится проверка;
  • наименование контрольной процедуры, в рамках которой возникла потребность в истребовании документов и информационных сведений;
  • подпись руководителя налогового органа (или его заместителя) с указанием чина;
  • печать налогового органа.

Получив поручение, налоговый орган № 2 в течение 5 рабочих дней обязан направить требование о предоставлении документов (информации) лицу «К», которое состоит у него на учете. К этому требованию налоговый орган № 2 обязан приложить копию поручения об истребовании документов, выданного органом № 1. Требование должно содержать такой же перечень информации, как и поручение.

Скачать образец

Отметим несколько важных нюансов:

  • Согласно ст. 93.1 НК РФ налоговики не вправе истребовать у «К» документацию, которую он уже предоставлял ранее в рамках проверочных мероприятий (письмо Минфина РФ от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991).
  • Если даже количество запрошенных бумаг у «К» огромно, а на их отправку и копирование потрачены существенные суммы, возместить данные расходы не получится. Это следует из письма Минфина РФ от 10.05.2012 № 03-02-07/1-116.
  • На исполнение требования дается 5 дней. Если документов запрошено слишком много, можно направить в налоговый орган ходатайство о продлении срока ответа на требование. Но стоит учитывать, что эта возможность закреплена ст. 93.1 НК РФ как право налогового органа, а не как его обязанность.

В какой форме подать уведомление о невозможности представления в срок документов (информации), узнайте из публикации.

Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?

Вы получили запрос о необходимости предоставления в налоговый орган договоров с вашим бизнес-партнером, книг покупок и продаж, счетов-фактур, к примеру, за 2017–2019 гг. При этом в поручении не содержится больше никаких сведений, позволяющих установить, в рамках какого именно мероприятия инспектору понадобились документы. Оштрафуют ли вас, если вы их не предоставите?

В этом вопросе прослеживается явная арбитражная тенденция, свидетельствующая о том, что в данной ситуации штрафовать налогоплательщика не за что. Так, постановление ФАС Дальневосточного округа 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 признает, что в этом случае контролерами нарушается п. 3 ст. 93.1 НК РФ, а именно: отсутствует указание о том, что документация запрашивается в рамках определенной сделки, а также информация, позволяющая однозначно идентифицировать сделку. Аналогичные выводы вынесли арбитражные суды Республики Татарстан в решении от 11.09.2012 № А65-17507/2012 и Пермского края в решении от 23.11.2012 № А50-21147/2012.

Примечательно, что такого же мнения придерживаются и сами контролеры. Так, в письме ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869 они признали, что поручение и требование относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих ее однозначно идентифицировать. Таким образом, они официально подтвердили, что требования, не соответствующие законодательным критериям, неправомочны, а следовательно, их можно не исполнять (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте .

Может ли инспекция истребовать документы в рамках статьи 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более, чем трехлетней давности?

Разберем ситуацию на примере. Требование о предоставлении документов организация получила в 2019 году. А период, за который нужно их направить — 2015–2017 годы. Обязана ли организация предоставлять документацию инспекторам за 2015 год в 2019 году, ведь прошло уже более 3 лет?

Анализируя ст. 93.1 НК РФ, несложно заметить, что она не содержит практически никаких ограничений возможностей налоговых органов по запрашиванию документации о контрагентах или сделках — ни по количеству, ни по периоду, ни по частоте. Однозначно упоминается лишь одна обязанность — поручение об истребовании документов должно содержать информацию о проверке, в рамках которой возникла потребность в получении дополнительных документов. А если запрашиваются материалы по той или иной определенной сделке, они также должны быть в поручении четко определены.

А как же тогда ограничение 3-летнего срока, установленное п. 4 ст. 89 НК РФ? К сожалению, данная статья регулирует порядок запрашивания документации лишь по выездным проверкам, а на встречки она не распространяется.

Напомним также, что подп. 8 п.1 ст. 23 НК обязывает налогоплательщика хранить налоговую документацию в течение 4 лет. А ч. 1 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит о том, что вся первичка, регистры бухгалтерского учета и бухотчетность должны храниться не менее 5 лет после окончания отчетного года.

Таким образом, если инспекторы при встречке в 2019 году запросили у вас документы за 2015 год, вы обязаны их предоставить. В противном случае вас можно будет оштрафовать (письма Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519, от 02.08.2011 № 03-02-07/1-272). Поддерживают эту точку зрения и суды, при этом некоторые из них полагают, что даже истечение сроков хранения документации не освобождает налогоплательщика от ответственности по ее предоставлению.

Подробнее об ответственности, возникающей в рамках встречек, читайте в публикации «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

Итоги

По ст. 93.1 НК РФ налоговики вправе затребовать у компании или ИП документы в рамках проведения налоговых проверок их контрагентов, а также вне рамок проверок – по конкретной сделке.

Запросить документы (информацию) контролеры вправе за любой период и по любому контрагенту или сделке.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Имеет ли право налоговая требовать сертификаты соответствия

Налоговики вправе истребовать необходимые для проверки документы у самой компании (п. 1 ст. 93 НК РФ) или у ее контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). За их непредставление могут оштрафовать из расчета 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ). Однако Налоговый кодекс не устанавливает, какие именно документы относятся к проверке. И суды, и налоговики признают это понятие оценочным. Инспекторы настаивают на том, что именно в их компетенцию входит определение того, является тот или иной документ необходимым для проверки.

Документы, запрашиваемые во время проведении проверок, которые не связаны с предметом проверки

Арбитражный суд округа рассматривал дело, в котором инспекторы затребовали у контрагента проверяемой компании книгу покупок за IV квартал 2013 года. Тот отказался представлять ее по той причине, что в ней нет и не могло быть информации о сделках с проверяемой компанией. Штраф, наложенный инспекцией, контрагент успешно оспорил. Налоговики пытались доказать, что они запрашивали книгу покупок только в отношении покупки товара (трактора), в дальнейшем реализованного проверяемой компании. Однако суд подтвердил, что в данном случае книга покупок в целом не является документом, касающимся деятельности проверяемого лица. Чисто теоретически контролеры могли запросить выписку из книги покупок, но сам же суд подчеркнул, что законодательство не предусматривает наличие такого документа ( постановление АС округа от № /2014 ).

Другой пример — для камеральной проверки обоснованности вычетов НДС инспекция запросила у компании документы, подтверждающие регистрацию прав на недвижимость. Организация их не представила и была оштрафована. Суд принял решение в пользу компании, указав на то, что Налоговый кодекс не устанавливает в качестве основания применения вычетов НДС наличие государственной регистрации прав на недвижимое имущество налогоплательщика и документов, ее подтверждающих ( постановление Президиума ВАС РФ от № 15333/07 ).

ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу, что необходимыми для проверки признаются не любые документы и сведения, а только те, которые имеют целевое значение и предназначены для проведения налогового контроля. Поскольку в требовании не была показана связь запрашиваемых документов с предметом проверки, оснований для наложения штрафа не было ( постановление от № /08–2/433 ).

Запрошены документы аналитического учета

При проверке налоговики часто требуют от организации документы аналитического учета: ее главную книгу, ведомости, ведомости по счетам и прочие аналитические бухгалтерские документы, которые не являются первичными. Однако даже Федеральная налоговая служба подтверждает, что такое требование неправомерно ( письмо от № /15309@ ).

Суды согласны с этим, подчеркивая, что аналитические бухгалтерские документы не содержат информацию, необходимую для исчисления налогов и сборов. Решения в пользу компаний содержатся в постановлениях ФАС от № /2012 , от № /2012 , Московского от № / , Дальневосточного от № /2011 , от № /2010 округов.

Запрашиваемые документы за рамками налогового или бухгалтерского законодательства

В запрашиваемые документы налоговики часто включают статистические отчеты, техническую документацию, сертификаты соответствия, экономические расчеты, перечни основных средств, сформированных по определенному признаку, Минфин России настаивает на том, что статья 93 НК РФ не конкретизирует документы, которые инспекция вправе истребовать, поэтому она может запросить любые бумаги, содержащие информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика (письма от № /1–336 , от № /42704 ).

Однако многие суды принимали сторону налогоплательщиков. Они утверждали, что раз требуемые документы не установлены налоговым законодательством и не содержат сведений, необходимых для исчисления налогов, то компании вправе их не представлять. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского от № / , от № /2011, от № /2010 (оставлено в силе определением ВАС РФ от № /11 ), Поволжского от № /2010 , Центрального от № /2009 , Уральского от № / округов.

Вопрос: Налоговый орган в рамках проведения выездной налоговой проверки партнера организации запросил ряд документов по сделкам, в том числе сертификаты качества и происхождения товаров. Вправе ли налоговый орган требовать указанные документы?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
При этом ст. 93.1 НК РФ конкретный перечень документов, которые могут быть истребованы налоговым органом, не установлен.
Следовательно, налоговый орган вправе истребовать у контрагента любые документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в том числе сертификаты качества и происхождения товаров.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация обязана в течение пяти дней со дня получения Требования о представлении документов (информации) представить в налоговый орган все истребуемые документы, в том числе сертификаты качества и происхождения товаров, либо в этот же срок сообщить о том, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Истребуемые документы представляются в виде заверенных лицом, у которого истребуются документы, копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 93.1, п. 2 ст. 93 НК РФ).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки, согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ, признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
К.В.Анатолити
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
10.07.2008

1. Производитель продукции обязан предоставлять поставщику информацию о ее сертификации путем указания регистрационных номеров сертификатов соответствия в документах, согласно которым передается соответствующая продукция (абз. 5 ч. 1), а поставщик продукции, в свою очередь, обязан ее реализовывать при наличии в документах, на основании которых ему передана соответствующая продукция, регистрационных номеров сертификата соответствия (абз. 2 ч. 2).

2. Производитель продукции обязан предоставлять по мотивированному требованию органов, у которых в соответствии с законами Украины есть полномочия по проверке качества и безопасности продукции, заверенные производителем или импортером копии сертификатов соответствия (абз. 7 ч. 1).

Таким образом, производитель продукции обязан предъявлять сертификаты уполномоченным органам государства, а в отношениях с поставщиком должен позаботиться, чтобы информация о сертификатах указывалась в соответствующих документах.

Важно! То, что розничная торговля товарами, подлежащими обязательной сертификации, возможна лишь при наличии у продавца в документах на такие товары регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом, закреплено в:

— абз. 2 п. 11 Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики Украины от 11.07.03 г. № 185;

— п. 7 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики Украины от 19.04.07 г. № 104;

— п. 5 Правил розничной торговли алкогольными напитками, утвержденных постановлением КМУ от 30.0796 г. № 854.

II. Выясняем права налоговиков

Теперь уточним, вправе ли именно налоговики интересоваться сертификатами соответствия.

Какие органы осуществляют госнадзор за соблюдением регламентов по подтверждению соответствия, узнаем из ст. 2 Декрета КМУ » О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственности за их нарушение» от 08.04.93 г. № 30-93 (далее — Декрет № 30-93). Это Госпотребстандарт и его территориальные органы. А также: по вопросам соблюдения требований санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил — органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, относительно соблюдения ветеринарно-санитарных требований — госорганы ветмедицины. Как видите, налоговиков среди них нет.

То, что именно Госпотребстандарт контролирует наличие сертификатов для товаров, которые реализуют юр- или физлица на таможенной территории Украины, закреплено и в ч. 6 ст. 18 Декрета КМУ «О стандартизации и сертификации» от 10.05.93 г. №46-93.

На заметку:

1 Безопасность и качество пищевых продуктов контролируют (ч. 1 ст. 4 Закона Украины » О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР):

— центральный орган исполнительной власти по вопросам аграрной политики, то есть Минагрополитики;

— Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины;

— Государственный комитет ветеринарной медицины Украины;

Упоминаний о праве работников ГНИ требовать сертификаты соответствия продукции не найдем и в Законе Украины » О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-ХII (далее — Закон о ГНС) и Законе Украины » О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» от 01.12.05 г. № 3164-IV Не говорится о нем и в известных нам письмах ГНАУ или 1оскомпредпринимательства. Пункт 1 ч. 1 ст. 11 Закона о ГНС предусматривает, что налоговики проводят проверки по вопросам «своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства «. То есть волноваться о том, соответствует ли продукция стандартам и нормам, — не их головная боль.

Но мы бы согрешили касательно истины, если бы говорили о полном отсутствии у фискалов права интересоваться сертификатами соответствия. Такое право у них есть, но в довольно специфических случаях.

Во-первых, согласно пп. «д» пп. 9.1.2 Закона Украины » О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III одно из оснований для ареста активов налогоплательщика — отсутствие сертификатов соответствия электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем.

Поскольку по ч. 1 ст. 15 Закона Украины » О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.0795 г. № 265/95-ВР контроль за соблюдением порядка проведения расчетов за товары (услуги) осуществляют налоговики, можно определить, что сертификатами на РРО они поинтересуются правомерно. Конечно же, речь идет об используемых предприятием РРО, а не об их производстве.

Во-вторых, согласно ст. 10 Закона Украины » О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР производитель или импортер должны иметь сертификаты соответствия на спирт этиловый, коньячный и плодовый, спирт этиловый ректифицированный виноградный, спирт этиловый ректифицированный плодовый, алкогольные напитки и табачные изделия. А регистрационные номера таких сертификатов должны указываться в документах, на основании которых передается соответствующая продукция.

Поскольку по ч. 1 ст. 16 этого же Закона контроль соблюдения таких требований — удел налоговиков, TM и проверять наличие соответствующих сертификатов или указание номеров последних в документации (как у производителей, так и у продавцов) — их полное право. (Необходимость выяснять, есть ли сертификаты соответствия или их копии, заверенные в установленном порядке, во время проверок субъектов хозяйствования, реализующих алкогольные напитки и табачные изделия в оптовой, розничной торговле и общественном питании, подчеркнута в пп. 1.2 совместного приказа МВЭСторга, ГНАУ, МВД и Госпотребзащиты от 03.11.98 г. M 722/515/802/42. Кроме того, указание информации относительно сертификата соответствия предусмотрено Образцом формы Акта (справки) о результатах внеплановой выездной проверки по вопросам соблюдения организационных, технических и технологических требований проведения хозяйственной деятельности по производству и обращению спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового, приведенной в приложении к Методическим рекомендациям по оформлению материалов внеплановых проверок отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования, утвержденным приказом ГНАУ от 21.08.09 г. №453.)

В своих дальнейших раздумьях отталкиваемся от того, что говорится не о названной продукции.

На заметку:

Согласно ч. ч. 1 -2 ст. 15 Закона Украины «О защите нрав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХII (далее — Закон о защите прав потребителей) право получить информацию относительно сертификации продукции имеет потребитель. Она доводится до его сведения производителем (исполнителем, продавцом) в сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, на этикетке, а также в маркировке или другим способом в доступной наглядной форме, принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания. Помните, что вышеупомянутые Правила розничной торговли обязывают продавца информировать потребителя по требованию последнего о сертификатах соответствия продукции.

Варианты поведения

Собственно, здесь он только один — отказать работнику ГНИ в предоставлении сертификатов соответствия. Прежде всего следует предложить ему письменно обосновать необходимость предоставления сертификатов. Конечно же, со ссылкой на нормы законодательства, разрешающие ему такое требование.

Следующий шаг: независимо от того, предоставят вам письменное требование или нет, директор и юрист предприятия готовят письмо на имя руководителя ГНИ, чьи работники пришли на проверку. В нем указываете, что тогда-то такой-то работник налоговой службы выдвинул требование предоставить сертификаты соответствия, не относящееся к компетенции налогового органа. А затем с доброжелательной улыбкой констатируете: «Информируем Вас, что вынуждены отказать в удовлетворении такого требования, поскольку оно не основывается на нормах действующего законодательства». Письмо направляете заказное или вручаете под роспись.

Третий, необязательный, но желательный шаг: указываете это требование, свой отказ и причины последнего в возражениях к акту проверки, которые субъект хозяйствования вправе подать в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения экземпляра акта проверки (абз. 1 пп. 4.4 Порядка оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденного приказом ГНАУ от 10.08.05 г. № 327).

Внимание! Привлечь к ответственности за то, что реализовывалась продукция, подлежащая обязательной сертификации в Украине, но в документах, согласно которым она передана на реализацию, нет регистрационных номеров сертификата соответствия (или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии), вправе Госпотребстандарт и его территориальные органы (ст. 23 Закона о защите прав потребителей, ст. 8 Декрета № 30-93, ст. 2444 Кодекса об административных правонарушениях Украины).

Единственное исключение — если отсутствуют сертификаты или их номера у лекарственных средств или из-за их отсутствия нарушены санитарно-гигиенические (санитарно-противоэпидемические) правила и нормы. Это уже компетенция государственной санитарно-эпидемиологической службы.