Налоговая полиция

Согласно пункту 3 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел периоды, указанные в части 2 статьи 38 Закона о службе (в календарном исчислении).

Периоды службы в органах налоговой полиции в части 2 статьи 38 Закона о службе не указаны.

Вместе с тем частью 1 статьи 96 Закона о службе предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел.

Согласно части пятой статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Таким образом, правовые основания для включения стажа службы в органах налоговой полиции в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы в органах внутренних дел имеются.

Разъяснение подготовлено СПУ ДПД МВД России.

«Одной из актуальных проблем информационно-технологического обеспечения оперативно-служебной деятельности федеральных органов налоговой полиции является автоматизация ввода в электронные базы данных различных видов формализованных и неформализованных видов документов, в том числе первичных документов финансово-хозяйственной отчетности. По нашему мнению, разработанная компанией «Аби Софтвер Хаус» технология ABBYY FormReader является эффективным ключом для решения этой сложной научно-технической проблемы».

Треско Игорь Анатольевич,
заместитель начальника управления
Главного информационно-технологического управления
Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации,
доктор технических наук, старший научный сотрудник

Работа ФСНП России по поиску и выявлению правонарушений объективно требует ввода в базы данных большого объёма документов финансово-хозяйственной отчетности. До последнего времени эта работа осуществлялась вручную и требовала вынужденного отвлечения квалифицированных специалистов на выполнение рутинных операций.

В настоящее время после проведения опытно-конструкторской работы по созданию специализированного программно-технического комплекса автоматизированного (бесклавиатурного) ввода документов сложной структуры появились реальные возможности по существенному снижению остроты проблемы ввода и обработки больших объёмов данных.

Разработанный на основе технологии ABBYY FormReader программно-технический комплекс открывает принципиально новые возможности для федеральных органов налоговой полиции по вводу и обработке больших объёмов документов, в том числе в ходе проведения документально-проверочных мероприятий. В комплексе реализованы следующие основные функции:

  • Формирование архивов электронных образов документов с возможностью их последующей коллективной обработки.
  • Автоматическая сортировка входного пакета документов.
  • Настройка на 9 типов так называемых «гибких» форм, расположение полей на которых может меняться, в том числе следующих документов: приходно-кассовый ордер, платёжное поручение, платёжное требование, накладная, счет-фактура, грузовая таможенная декларация и т.д.
  • Настройка комплекса на новые шаблоны документов.
  • Произвольное задание состава полей («маски») формализованных документов для наполнения баз данных.
  • Автоматический экспорт в различные базы данных вводимых документов.
  • Встроенные проверки вводимой информации по словарям и базам данных.
  • Масштабируемость комплекса с возможностью потокового ввода свыше 1000 документов ежедневно в зависимости от количества и характеристик сканеров и средств вычислительной техники.
  • Возможность сканирования и обработки документов по месту проведения документальной проверки с использованием ручного сканера и переносного компьютера.

Информационная система налоговой полиции ИСИНПОЛ — это многоуровневая территориально распределенная информационная система, нацеленная на решение задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-служебной деятельности федеральных органов налоговой полиции по поиску, выявлению и предупреждению налоговых и связанных с ними правонарушений. Работы по проекту ИСИНПОЛ ведутся с 1994 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 года N° 1849-р и распоряжением от 9 января 1998 года № 23-р. В настоящее время два образца специализированного программно-технического комплекса установлены в управлении ФСНП России по Калужской области и управлении ФСНП России по Краснодарскому краю. В дальнейшем планируется в рамках развития информационной системы налоговой полиции ИСИНПОЛ поэтапное оснащение данным комплексом других территориальных управлений ФСНП России.

ООО «АБИ»
129301, Россия, Москва, а/я 49.
Тел.: +7 495 783 3700, факс: +7 495 783 2663,
Отдел корпоративных проектов:
corporate@abbyy.ru,
http://www.abbyy.ru/

Московский ЭкономическийИнститут

Отделение «Бухгалтерский Учети Аудит”

Реферат по предмету

«Налоги и налогообложение”

на тему «Налоговая полиция:задачи и функции”

Студенткикурса ФНО-1 _______________ Минаевой О.А.

Преподаватель _______________ д.и.н. Ратников В.П.

Москва,1999 г.

Оглавление

Введение3

1. Налоговая полиция — основыдеятельности.4

2. Анализ нормативных актов.10

3. Взаимодействие налоговой полициис налоговой службой, правоохранительнымии другими государственными органами.11

Заключение18

Список литературы.19

Введение

Переход крыночной экономике, реформированиеполитической структуры власти повлеклиза собой глубокие перемены во всехсферах жизни российского общества.Закономерно в этой связи и изменениеналоговой политики государства. Дляконтроля за соблюдением налоговогозаконодательства, правильностьюисчисления, полнотой и своевременностьювнесения в бюджет государственныхналогов и других платежей созданаГосударственная налоговая службаРоссийской Федерации.

Уже наначальном этапе ее деятельности островстал вопрос о массовом уклоненииналогоплательщиков от налогообложения.Значительная часть скрытых доходовстала оседать в криминальном сектореэкономики, способствуя росту преступности.В этих условиях в целях содействияэкономическим реформам, для повышенияэффективности деятельности Госналогслужбы18 марта 1992 г. было образовано Главноеуправление налоговых расследованийпри Государственной налоговой службеРоссийской Федерации, правопреемницейкоторого и стала налоговая полиция.Жизнь показала правильность исвоевременность создания этого органа.Став субъектом оперативно-розыскнойдеятельности, подразделения налоговыхрасследований вскрыли многочисленныенарушения налогового законодательства.По их материалам уже в течение первогогода были возбуждены сотни уголовныхдел, в бюджет доначислено 400млрд. рублей,более 130млн. долларов.

Однаконесмотря на убедительные результатыпервого этапа работы, оснований дляуспокоенности нет.

Органамналоговой полиции необходимо осваиватьразличные формы ведения разъяснительнойработы среди населения, предпринимателей,лиц, ищущих свое место в частной торговле,сфере услуг. Воспитание законопослушного,добросовестного налогоплательщика,формирование общественного мнения,способствующего эффективной деятельностиналоговой службы, — важная государственнаязадача, стоящая, в частности, и передсамими налоговыми органами.

Налоговая полиция — основы деятельности.

Криминальнаяповседневность, когда каждый из насвнезапно может стать нарушителем закона,в том числе и уголовного (например, неуплачивая налоги с личных доходов илиприобретая с рук валюту), определеннозаставляет сделать попытку разобратьсяв созданной государством структуреправоохранительных органов, задачейкоторых является борьба с преступлениями.Наименее известным ведомством является,видимо, налоговая полиция, которая давноуже вовсе не подразделение налоговойслужбы, а самостоятельная, значительноокрепшая в последние годы правоохранительнаяорганизация.

Налоговаяполиция создана и действует на основанииЗакона РФ «О федеральных органахналоговой полиции» (далее Закон).

Согласност. 5 Закона систему федеральных органовналоговой полиции составляют:

  • Федеральнаяслужба налоговой полиции РоссийскойФедерации (далее в статье — ФСНП) направах государственного комитетаРоссийской Федерации;

  • органыФСНП по республикам, краям, областям,городам

  • федеральногозначения, автономной области, автономнымокругам (управления, отделы) -территориальные органы;

  • органыналоговой полиции районов в городахМоскве и Санкт-Петербурге, а такжемежрайонные отделы управлений, отделовФедеральной службы налоговой полиции- местные органы налоговой полиции.

  • Определенныев ст. 2 Закона задачи указывают наосновные направления деятельностиполиции. Этими задачами являются:

  • выявление,предупреждение и пресечение налоговыхпреступлений и правонарушений. Овыявленных при этом других экономическихпреступлениях органы налоговой полицииобязаны проинформировать соответствующиеправоохранительные органы;

  • обеспечениебезопасности деятельности государственныхналоговых инспекций, защиты их сотрудниковот противоправных посягательств приисполнении служебных обязанностей;

  • предупреждение,выявление и пресечение коррупции вналоговых органах.

Таким образом,первая из задач ограничиваетнепосредственный предмет деятельностиполиции налоговыми преступлениями иправонарушениями. О каких, в частности,преступлениях, идет речь?

По мнениюработников налоговой полиции в переченьналоговых преступлений входит толькодва состава: ст.ст. 198, 199 УК РФ,предусматривающие ответственность зауклонение от подачи декларации о доходах,сокрытие доходов, (прибыли) или иныхобъектов налогообложения.

Однаковысказывалась и иная точка зрения.Например, при расследовании преступнойдеятельности, выражающейся в присвоениируководителем частного предприятиячасти выручки его действия при определенныхусловиях могут охватываться признакамитаких составов преступления какнезаконное предпринимательство в сфереторговли, то есть осуществление торговли,подлежащей регистрации или лицензированиюбез регистрации или специальногоразрешения (лицензии), а равно с нарушениемусловий, предусмотренных в разрешении(лицензии), или с иными нарушениямиправил предпринимательства в сфереторговли (незаконное предпринимательство)с извлечением дохода в крупном размере(ст. 171 УК РФ), а также статьей о причиненииимущественного ущерба путем обмана приотсутствии признаков хищения.

В сфере жеинтересов налоговой полиции лежат лишьдействия, в которых усматриваютсяпризнаки именно уклонение от уплатыналогов. Хотя, безусловно, состав ст.171- так как в нем говорится об извлечении дохода, который затем и будет сокрыт -следовало бы отнести к налоговым, а непросто «экономическим» преступлениям.

Однако вмомент создания в декабре 1995 года ворганах налоговой полиции следственныхподразделений к их ведению отнесены нетолько такие преступления собственноналоговые, но незаконное предпринимательство,незаконное предпринимательство в сфереторговли, а также валютные преступления:незаконные сделки с валютными ценностямии сокрытие средств в иностранной валюте.

Тем не менее,следует констатировать, что пока вниманиеналоговых полицейских привлеченоглавным образом к собственно налоговымнарушениям. Освещение данной проблемыпоможет представить, какого рода издопущенных нарушений вызвали интересработников этого ведомства.

В настоящеевремя одним из основных видов деятельностидля налоговой полиции является участиев налоговых проверках самостоятельноили совместно с органами налоговойслужбы. Право на проведение налоговыхпроверок вытекает из перечисленныхвыше задач налоговой полиции.

Однакоявный уклон в эту область объясняетсяпрежде всего, во-первых, большей посравнению с уголовно-процессуальнымиэффективностью и оперативностьюпринимаемых к нарушителю налоговогозаконодательства мер — налоговых санкций,а, во-вторых, прямой заинтересованностьюработников полиции в достижениирезультатов такой деятельности -пополнение за счет проштрафившихсяналогоплательщиков внебюджетногофонда, из которого полицейским производятсяразличные доплаты.

Вместе стем, полиция начинает в полной мереприменять данное ей законодательством,образно говоря, оружие в виде возможностипроведения оперативно-розыскныхмероприятий следствия по уголовнымделам названных категорий. В связи сэтим большие надежды возлагаются наФСНП как на антикоррупционный орган:там, где трудно доказать должностноехищение или иное преступное злоупотребление,совершенное чиновником, на помощь вряде случаев могут прийти налоговыестатьи уголовного закона.

Налоговаяполиция наделена достаточно широкимивозможностями для выявления и пресеченияправонарушений. Поскольку говоря одругих правоохранительных ведомствах,мы лишь ненадолго останавливались назаконодательном определении, ихполномочий и оснований для проведенияпроверок, то здесь имеет смысл подробнопривести весь комплекс предоставленныхполицейским прав, поскольку, как мне,повторяю, кажется, в ближайшие годы всебольшее число проблем у хозяйственникови бизнесменов будет возникать именнос работниками данного ведомства. Инелишне знать, дабы не заваливатьжалобами прокурора, что в своей работеони могут применять полномочия, одноперечисление которых займет немалуючасть данной статьи.

Этот выводподтверждается еще и тем, что Федеральнаяслужба всерьез заинтересована впривлечении перспективных то есть еще»не выработавших ресурс» намилицейской и иной правоохранительнойработе кадрах, сильных экономистов,правоведов-цивилистов и пр., то есть всоздании мощного аппарата, которыйзаставит работать созданную фискальную-правоохранительную структуру в полную силуи в состоянии будет применять всеимеющиеся в их распоряжении возможности.

Итак, всоответствии с тремя основными видамидеятельности (не считая обеспечениясобственной работы, то есть физическойохраны сотрудников и борьбы с коррупциейв аппарате): оперативно-розыскной,проверочной и проведением дознанияработники налоговой полиции могутиспользовать права перечисленные в ст.11 «Закона о федеральных органахналоговой полиции». Первым здесь указаноправо органов налоговой полиции проводитьв соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия сцелью выявления, предупреждения ипресечения фактов сокрытия доходов отналогообложения и уклонения от уплатыналогов, дознание по которым отнесенозаконом к ведению федеральных органовналоговой полиции, а также обеспечениясобственной безопасности.

Выше мыговорили об оперативно-розыскныхмероприятиях и теперь, думается, ясно,что осуществлять их могут в полномобъеме и налоговые полицейские.

Налоговаяполиция может пользоваться при исполнениислужебных обязанностей правами,предоставленными законодательствомдолжностным лицам налоговых органов иагентам валютного контроля, осуществлятьв необходимых случаях проверкиналогоплательщиков (в том числеконтрольные) после проверок, проведенныхдолжностными лицами органов Государственнойналоговой службы РФ, в полном объеме ссоставлением актов по результатам этихпроверок.

Полицияможет приостанавливать операцииналогоплательщиков по счетам в банкахи кредитных учреждениях на срок доодного месяца в случаях непредставлениядокументов, связанных с исчислением иуплатой налогов.

Таким образом,здесь, на мой взгляд, указано на возможностьдостаточно эффективной санкции запротиводействие налоговым проверкамПункт 5 статьи 11 Закона предоставляетвозможность полиции беспрепятственновходить в любые производственные,складские, торговые и иные помещениянезависимо от форм собственности иместа их нахождения, используемыеналогоплательщиками для извлечениядоходов (прибыли) и обследовать их.Законным ограничением конституционногоправа на неприкосновенность жилищаявляется то положение пункта 5, что овсех случаях проникновения в жилыепомещения, используемые для индивидуальнойи предпринимательской деятельности,против воли проживающих в них граждан,орган налоговой полиции уведомляетпрокурора в течении 24 часов с моментапроникновения.

Таким образом,налоговой полиции фактическипредоставляется едва ли не большиеправа, чем следователю по возбужденномуи расследующемуся уголовному делу,который может попасть в жилище гражданинатолько вынеся постановление о производствеобыска.

Закон определяет правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, полномочия федеральных органов налоговой полиции, которые являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ.

Основными задачами ФОНП являются: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. ФОНП осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ, сочетания гласных и негласных форм деятельности. Создание и деятельность политических партий и других общественных объединений в органах налоговой полиции не допускаются.

ФОНП — централизованная система с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим и директору Департамента налоговой полиции РФ. В нее входят: Департамент налоговой полиции РФ; органы налоговой полиции в республиках в составе РФ; территориальные и местные органы налоговой полиции. Директор Департамента осуществляет общее руководство деятельностью ФОНП и ее координацию с деятельностью иных государственных органов. Законом определены обязанности и права органов налоговой полиции.

На службу в ФОНП принимаются граждане РФ, достигшие 20-летнего возраста, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять необходимые обязанности. Регламентирован порядок прохождения службы. Рассмотрены вопросы правовой и социальной защиты сотрудников налоговой полиции

Финансирование расходов ФОНП производится целевым порядком за счет республиканского бюджета РФ. Порядок и нормы материально-технического обеспечения органов устанавливаются Правительством РФ.

Законом закреплены положения об ответственности сотрудников налоговой полиции за противоправные действия, а также о контроле и надзоре за деятельностью ФОНП.

Если вы занимались или занимаетесь бизнесом, независимо от его размера – то точно начинаете хотя бы немного нервничать при упоминании этого органа. Речь о налоговой милиции. Было время (в начале двухтысячных), когда директор каждого вновь созданного предприятия даже должен был навестить налоговых милиционеров для личного знакомства.Но уже почти 3 года налоговая милиция вроде бы есть, но существует как бы вне закона.

Почему так произошло, Mind рассказал Дмитрий Кулик, адвокат, младший партнер Legal House

Исторические предпосылки

Налоговая милиция с самого начала ее создания (1996 год) всегда находилась внутри системы налоговой службы. А такая система за годы независимости постоянно реформировалась.

Сначала была Государственная налоговая служба УССР (1990–1996), которая в дальнейшем была трансформирована в Государственную налоговую администрацию (1996–1998). На смену ей была создана Государственная налоговая служба Украины, просуществовавшая до 2012 года, и которую в условиях административной реформы объединили с Государственной таможенной службой и создали Министерство доходов и сборов Украины (2012–2014 ). В 2014 году Кабинет Министров Украины реорганизовал Миндоходов, создав Государственную фискальную службу. 18 декабря 2018 года постановлением № 1200 КМУ очередной раз реорганизовал ГФС путем разделения на ГНС и ГТС Украины.

Налоговая милиция: пациент скорее жив, чем мертв

Как налоговая милиция оказалась вне закона

Теперь внимательно рассмотрим, что же именно происходило на последнем этапе.

Постановлением КМУ от 18 декабря 2018 года №1200 создана Государственная налоговая служба Украины. Пунктом 2 этого постановления Государственная налоговая служба признана центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику.

Государственная налоговая служба Украины начала свою работу с августа 2019-го в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 августа 2019 года №682-р.

Главное управление ГНС в г. Киеве начало выполнять свои функции на основании приказа № 43 от 29 августа 2019 года «О начале выполнения ГУ ГНС в Киеве возложенных на него задач и полномочий ГУ ДФС в городе Киеве».

И вот тут самое интересное. Дело в том, что налоговая милиция, согласно ст. 348 Налогового кодекса Украины, состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе соответствующих контролирующих органов. А контролирующим органом, в понимании ст. 41 НК Украины, является именно налоговый орган (центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, его территориальные органы).

То есть получается, что налоговая милиция должна быть в составе Государственной налоговой службы Украины, поскольку именно она является таким центральным органом.

Но п. 3 постановления КМУ от 18 декабря 2018 года №1200 подразделения налоговой милиции оставили работать в составе Государственной фискальной службы Украины, которая с августа 2019-го больше не является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику.

То есть имеем ситуацию, когда постановление Кабинета Министров противоречит прямой норме Налогового кодекса Украины, которая имеет высшую юридическую силу.

Что происходит на практике

Несмотря на дискуссии, налоговая милиция пока «живее всех живых». Следственные судьи продолжают выдавать им разрешения на обыски и удовлетворять ходатайства о временном доступ к вещам и документам.

Совсем недавно автор вынужден был в очередной раз в рамках досудебного расследования уголовного производства столкнуться с налоговой милицией, в частности ее подразделением в Главном управлении ДФС в г. Киеве.

В процессе коммуникации возникла необходимость пожаловаться на действия оперативных сотрудников налоговой милиции. В ответ на звонок в сервис «Пульс» услышали, что жалобы на действия налоговой милиции не принимаются, поскольку они не находятся в составе Государственной налоговой службы Украины.

Возникает риторический вопрос о правомочности и законности функционирования налоговой милиции не в составе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, а в составе органа, который находится в стадии ликвидации.

А пока мы все задаемся этим логичным вопросом, налоговая милиция продолжает проводить досудебное расследование, обыски и даже расследовать дела, подследственность которых не относится к полномочиям налоговой милиции. То есть существует сама по себе и не понятно, в какой системе координат.