Налоговая переплата, что это?

Содержание

Письмо о зачете переплаты поставщику очень пригодится, если по какому-либо договору с контрагентом существует разница в оплате услуг или товара в большую сторону.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

Причины переплаты

Переплата между контрагентами может произойти по ряду причин:

  • Самая простая из ситуаций. По ошибке бухгалтера либо другого ответственного за перечисление денежных средств лица на счет поставщика поступило больше, чем следовало.
  • Если поставщик задержал поставку, за которую уже были перечислены средства. Если договор между организациями не предполагает иного, то получатель в этом случае может отказаться вообще от принятия товара. Об этом четко прописано в 511 статье ГК РФ, пункт 3.
  • Отказ покупателя от товара по причине его низкого качества (брак и т.д.). Если поставщику в этом случае уже был уплачен аванс, то возникает переплата (статья 523 ГК РФ).
  • Договор, по которому были перечислены средства, был расторгнут одной из сторон. В этом случае речи о зачете будущими поставками или услугами, конечно, не идет.

Перед тем как составлять письмо о зачете переплаты, нужно убедиться в том, что расчеты бухгалтерией организации произведены верно. Для этого поставщику предлагается составить двусторонний акт сверки. Это позволит прийти к общему мнению относительно суммы переплаты.

Состав бланка письма

Обычно подобного рода бумаги печатаются на бланках организации. На их верхней части расположены реквизиты компании. Если же деловое письмо печатается на обычном листе А4 без пометок, то в самом верху необходимо указать наименование и основные данные той организации, которая посылает сообщение.

Письмо должно содержать:

  • Сведения об адресате. ФИО руководителя организации поставщика, его должность, само название компании.
  • Номер документа. Он нужен для последующего учета, занесения в журнал исходящей документации.
  • Дату подписания.
  • Название бумаги.
  • Сумму переплаты. Она должна быть точно известна обеим сторонам.
  • По какому счету был осуществлен платеж (ссылка с номером документа и его датой).
  • Что сделать с переплатой: вернуть либо зачесть в счет оплаты последующих поставок (либо предоставления услуг). Если имеются данные о номере и дате счета, на который следует зачесть переплату, то указывается он.
  • Просьбу зачесть переплату в счет следующих платежей, если конкретного номера счета нет в наличии.
  • При необходимости – сумму НДС.
  • Подпись, должность руководителя, печать организации.

Письмо о зачете переплаты поставщику.

Варианты поведения

При возникновении переплаты есть два выхода: возврат средств либо их зачет по другим договорам. Отправка письма о зачете переплаты поставщику предполагает первый вариант, поэтому в нем должно быть конкретное указание, какие действия от поставщика ожидаются.

Варианты ответа на письмо

Поставщик может согласиться с предложенными в письме условиями, а может от них отказаться. Также, вероятно, при отказе он предложит свой вариант выхода из ситуации. Например, бухгалтерии поставщика будет гораздо удобнее (а их руководителю – выгоднее) перечислить лишние средства обратно, чем перечислять в счет будущих поставок.
Особенно вероятность таких обстоятельств повышает отсутствие в договоре между организациями информации по этому моменту. Таким образом, возможно, придется поставщику предоставлять еще одно письмо с просьбой возврата переплаченных средств.

Что делать с НДС

Если неверная оплата (за непоставленный товар, невыполненные услуги и пр.) была предоставлена вместе с НДС, то сумму этого платежа следует пересчитать. Алгоритм следующий:

  1. Если авансовый счет-фактура был поставщиком выписан на неверную сумму (ту, которая поступила по ошибке или превышена), то он должен быть исправлен. Для этого необходимо направить поставщику письмо о том, чтобы он выписал другой авансовый счет-фактуру, с верными цифрами.
  2. Поставщик пересылает копию верного счета-фактуры.
  3. Потом аннулируется запись в книге покупок организации. Но это исправление должно быть именно тем числом, на которое выписан верный счет-фактура.
  4. Если отчетный квартал истек, то придется оформлять дополнительный лист к книге покупок, посредством которого все равно производится исправление отметок о зарегистрированных счетах-фактурах.
  5. По новому счету-фактуре начисляется верный НДС.

Однако по последнему пункту есть принципиально важный нюанс. Та сумма, которая была переплачена, является, по сути, авансом к будущей поставке. Однако НДС принимать с нее не следует до совершения отгрузки или оказания услуг. Ведь в договоре (на который ссылается верный счет-фактура) указан другой номер договора с поставщиком. И до фактического совершения сделки вычет будет неправомерен.

В письме о зачете переплаты поставщику обязательно уточните, по какому конкретно договору возникла переплата и в какой сумме.

При этом обозначьте, что вы ожидаете от продавца. Например, чтобы он провел зачет по другим договорам. Приведите номер и дату договора, на который вы просите перекинуть переплату. В документе лучше проставить живые подписи и штампы, отправить его по почте или передать вместе с курьером. В деловой переписке не бывает мелочей.

Крайний случай

Если поставщик каким-либо образом не выполнил свои обязанности (поставка товара произошла не полностью, имело место ненадлежащее качество, неприемлемая задержка и пр.), то одним письмом о зачёте переплаты поставщику не обойтись. Организации придется изменять условия существующего договора либо вообще его расторгать.

Сколько хранится письмо и где регистрируется

Вся деловая переписка должна проходить через журнал исходящей документации. В нем отмечаются основное содержание письма, его номер и дата. Так можно подтвердить факт существования бумаги, если впоследствии по этому вопросу будут проводиться судебные разбирательства.

Что касается срока хранения, то для писем такого рода он составляет 5 лет.

Это связано с тем, что он имеет непосредственное отношение к деловым связям с поставщиком товаров или услуг. Когда систематизируют эти документы, письмо-просьбу и письмо, то ответ на него относят к единому делу. Только так можно восстановить весь ход переписки, изучить аргументы и требования обеих сторон впоследствии.

Итак, возвращаем переплату или ошибочно уплаченные денежные обязательства! Какими нормативными документами нам следует при этом руководствоваться? Общие принципы возврата ошибочно и/или излишне уплаченных средств определены в ст. 43 НКУ. Подробнее принципы, правила и процедура такого возврата прописаны в Порядке № 1146* (см. также консультацию из БЗ, подкатегория 135.04).

* Порядок взаимодействия территориальных органов ГФСУ, местных финансовых органов и территориальных органов Государственной казначейской службы Украины в процессе возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств, утвержденный приказом Минфина от 15.12.2015 г. № 1146.

Отметим: в этой статье мы не рассматриваем правила возврата переплат или ошибочно уплаченных сумм ЕСВ. Об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 29, с. 22.

И еще одно. Договоримся, что далее «ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства» будем называть коротко — «лишние» средства. Лишние не в том смысле, что они являются лишними для плательщика, а в том, что излишне были перечислены в бюджет, следовательно, так или иначе должны быть возвращены плательщику.

Для начала давайте выясним те общие инструкции, которые НКУ и Порядок № 1146 дают плательщику, желающему вернуть из бюджета «лишние» средства**. Для удобства приведем их в таблице.

** Если идет речь о возврате «лишних» средств в части таможенных платежей, следует также учитывать нормы, установленные ст. 301 МКУ.

Как вернуть «лишние» средства из бюджета

Вопрос

Ответ

Основание

Какой орган осуществляет возврат плательщику «лишних» средств?

Возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет, осуществляет Государственное казначейство Украины. Это касается как налогов, уплаченных в госбюджет, так и налогов, уплаченных в местные бюджеты

ч. 2 ст. 45 БКУ;

ч. 2 ст. 78 БКУ

На каком основании осуществляется возврат плательщику «лишних» средств?

Возврат «лишних» средств в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется исключительно на основании заявления плательщика. Подача такого заявления является обязательным условием возврата «лишних» средств. Исключение — возврат излишне удержанных сумм НДФЛ. Для таких сумм есть определенные особенности.

п. 43.3 НКУ;

п. 5 Порядка № 1146

Если декларацию подает сам плательщик, т. е. физическое лицо, то он и рассчитывает суммы «лишних» средств. На основании поданной декларации за отчетный календарный год. В ней плательщик сам указывает желаемое направление, а также реквизиты для возврата «лишних» средств. В этом случае заявление подавать не нужно.

Если же НДФЛ у плательщика удерживает налоговый агент, то последний в случае, когда переплата возникла, скажем, в результате неправильного заполнения платежного поручения, «лишние» средства из бюджета будет возвращать по заявлению, как и в случае с прочими налогами

Куда и по какой форме нужно подавать заявление на возврат «лишних» средств?

Заявление на возврат «лишних» средств составляется плательщиком в произвольной форме (см. консультацию из БЗ, подкатегория 135.04).

Такое заявление может быть подано в территориальный орган ГФСУ по месту администрирования (учета) «лишних» средств.

Приблизительная формулировка заявления может звучать так: «Прошу помилково сплачені на рахунок _______, квитанція № _______, кошти в сумі _____ повернути на рахунок ________».

При этом в заявлении обязательно следует указать:

— основания для возврата средств из бюджета;

— наименование плательщика (субъекта хозяйствования);

— код по ЕГРПОУ (для юридического лица) или

Ф. И. О. и регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (идентификационный номер), или серию и номер паспорта (для физического лица);

— сумму, которую следует вернуть;

— вид ошибочно и/или излишне уплаченного платежа;

— дату и номер документа на перевод, подтверждающего перечисление средств в соответствующий бюджет;

— направление(я) перечисления возвращаемых средств;

— номер электронного счета (в случае возврата НДС)

п. 43.4 НКУ;

п. 5 Порядка № 1146

Из какого бюджета плательщику возвращаются «лишние» средства?

Возврат «лишних» средств плательщикам осуществляется из бюджета, в который такие средства были зачислены.

А если возвращаемый платеж был уплачен в общий (специальный) фонд государственного или соответствующего местного бюджета, но согласно законодательству не предусмотрен среди источников формирования соответствующего бюджета? В таком случае возврат осуществляется за счет налогов и сборов, не отнесенных к другим категориям (код классификации доходов бюджета — 19090000) или другим поступлениям (код классификации доходов бюджета — 24060300) соответствующего бюджета

п. 43.6 НКУ; п. 4 Порядка № 1146

На какие платежи распространяются правила возврата «лишних» средств, установленные Порядком № 1146?

Действие Порядка № 1146 распространяется на возврат плательщикам «лишних» средств по платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГФСУ.

Но из этого правила есть исключения. Действие Порядка № 1146 не распространяется на:

— возмещение НДС;

— возврат авансов, ошибочно и/или излишне внесенных плательщиками по собственному желанию;

— возврат ошибочно и/или излишне внесенных плательщиками средств, уплаченных путем предоставления при таможенном оформлении налогового векселя;

— возврат суммы акцизного налога, внесенной в счет погашения налоговых векселей;

— выполнение решений судов по бесспорному списанию средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджеты

п. 1 Порядка № 1146

Какими способами можно вернуть «лишние» средства?

Суммы «лишних» средств могут быть по выбору плательщика перечислены по такому(им) направлению(ям):

— на текущий счет плательщика в учреждении банка;

— на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГФС, независимо от вида бюджета;

— наличными по чеку в случае отсутствия у плательщика счета в учреждении банка;

— наличными со счетов банков в случае отсутствия у плательщика счета в учреждении банка;

— почтовым переводом через предприятия почтовой связи;

— для последующих расчетов как авансовые платежи (предоплата) или денежный залог.

Заметьте: не обязательно всю сумму «лишних» средств перечислять по одному направлению. Плательщик может одновременно выбирать несколько направлений.

Причем заметьте: заявление следует подавать в том случае, когда вы хотите погасить за счет переплаты денежные обязательства по другим платежам ( п.п. «б» п. 87.1 НКУ).

Переплату в погашение обязательства по тому же платежу должны зачислять автоматически ( п.п. «а» п. 87.1 НКУ). То есть при наличии переплаты и недоплаты одновременно они автоматически «свертываются» (см. консультацию из БЗ, подкатегория 135.04). Исключение — НДС, уплачиваемый с электронного счета строго в соответствии с данными НДС-декларации. НДС-переплата с интегрированной карточки плательщика налогов (ИКПН) при уплате текущих обязательств не учитывается

п. 43.4 НКУ; п. 6 Порядка № 1146

Можно ли вернуть «лишние» средства «живыми» деньгами при наличии у плательщика непогашенного налогового долга?

При наличии у плательщика налогов налогового долга возврат «лишних» средств на текущий счет такого плательщика налогов в учреждении банка или путем возврата наличными средствами по чеку (при отсутствии у плательщика налогов счета в банке) проводится только после полного погашения такого налогового долга плательщиком.

п. 43.2 НКУ;

п. 3 Порядка № 1146

Другими словами, получить «живые» деньги можно только в том случае, если у вас нет налогового долга. Если же он есть — переплата будет направлена прежде всего на его погашение

В течение какого срока можно подавать заявление на возврат «лишних» средств?

Заявление на возврат «лишних» средств плательщик может подать в течение 1095 дней со дня возникновения переплаты или ошибочной уплаты денежного обязательства.

Указанный срок может быть продлен при наличии обстоятельств, определенных п. 102.6 НКУ.

Обратите внимание! Если вы не подадите заявление в течение указанного предельного срока (и не продлите срок в порядке, определенном п. 102.6 НКУ) — ваши «лишние» средства «сгорят».

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа ГФС ошибочно и/или излишне уплаченные суммы платежей, учитываемые в ИКПН более 1095 дней без движения, при условии отсутствия заявления плательщика о возврате таких сумм подлежат списанию ( п.п. 4 п. 2 разд. III Порядка ведения органами ГФСУ оперативного учета налогов и сборов…, утвержденного приказом Минфина от 07.04.2016 г. № 422)

пп. 43.3,

102.5 НКУ;

п. 5 Порядка № 1146

В течение какого периода возможен возврат «лишних» средств ликвидируемому плательщику?

Возврат сумм «лишних» средств ликвидируемому плательщику возможен в период, предшествующий снятию с учета в контролирующих органах. Ведь после госрегистрации прекращения юридического лица происходит закрытие и ИКПН. Соответственно после этого возврат любых «лишних» средств будет невозможным

письмо Межрегионального ГУ ГФС от 03.09.2015 г. № 21445/10/28-10-06-11

Может ли наследник вернуть «лишние» средства, уплату которых осуществил умерший ФЛП?

Наследник умершего физического лица — предпринимателя имеет право обратиться в контролирующий орган с заявлением о возврате «лишних» средств. При условии подачи соответствующих документов, подтверждающих переход прав и обязанностей (наследства) от умершего физического лица (в порядке, предусмотренном

ст. 1216 ГКУ)

ст. 1216 ГКУ;

135.04 БЗ

Какой срок отведен для возврата «лишних» средств?

На все про все для возврата переплаты органу ГФСУ (который готовит заключение) и Казначейству (которое возвращает переплату) предоставляется 20 календарных дней (далее условно назовем последний день этого срока «финишем»). Именно за эти 20 календарных дней орган ГФСУ обязан рассмотреть заявление, составить заключение и передать его Казначейству или местному финансовому органу, или направить плательщику письменный отказ (подробнее см. схему на с. 15)

п. 8 Порядка № 1146;

письмо Миндоходов от 10.06.2013 г. № 4620/6/99-99-22-02-04-15

Несет ли орган ГФСУ ответственность за несвоевременное составление и передачу заключений?

Орган ГФСУ несет ответственность в соответствии с законом за несвоевременность передачи заключения органу Казначейства для выполнения.

Среди форм такой ответственности сами налоговики называют служебное расследование (согласно п. 1 Порядка проведения служебного расследования в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденного постановлением КМУ от 13.06.2000 г. № 950).

Отметим: в проекте очередной «налоговой реформы» предлагается установить пеню за несвоевременный возврат «лишних» средств плательщику. Что ж, неплохо. Если эта идея действительно станет законом

п. 43.5 НКУ;

п. 9 Порядка № 1146;

135.06 БЗ

В течение какого срока орган Казначейства должен вернуть плательщику «лишние» средства?

Орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, возвращает «лишние» средства в течение пяти рабочих дней с даты получения заключения от органа ГФСУ. При получении заключения оно регистрируется органом Казначейства в специальном журнале. Возврат средств осуществляется именно на основании полученного Казначейством заключения. Заметьте: эти пять рабочих дней включаются в общий 20-дневный срок, в течение которого плательщику должны вернуть переплату.

Если же вам по каким-либо причинам отказали в возврате «лишних» средств, то письменный отказ вам должны отправить не позднее чем за 5 рабочих дней до «финиша» (окончания 20-дневного срока)

п. 43.5 НКУ;

пп. 10, 11 Порядка № 1146

Какой же является собственно процедура возврата «лишних» средств? Что должны делать плательщик, налоговые органы и Казначейство и в какие сроки? Проиллюстрируем это в виде схемы.

Думаем, что теперь механизм возврата «лишних» средств вам в целом понятен. Отдельно скажем только о некоторых случаях, в которых порядок возврата «лишних» средств содержит свои особенности.

Особые случаи

Возврат «лишних» средств по таможенным и другим платежам, уплачиваемым при таможенном оформлении товаров. В этом случае заявление плательщика после регистрации передается непосредственно в структурное подразделение таможни. Именно на это подразделение и возложена подготовка заключения о возврате «лишних» средств по указанным платежам ( абзац второй п. 7 Порядка № 1146). Подробно особенности возврата таможенных платежей прописаны в Порядке, утвержденном приказом ГТСУ от 20.07.2007 г. № 618.

Возврат «лишних» средств в случае, когда они уплачены в местный бюджет в зоне АТО. Как действовать плательщику в случае прекращения деятельности соответствующих местных финансовых органов административно-территориальных единиц Донецкой и Луганской областей? То есть тех населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия. В таком случае орган ГФСУ передает заключение для согласования соответствующему органу, определенному в соответствии с ч. 1 ст. 672 БКУ. А указанный орган после согласования возвращает заключения органу ГФСУ ( абзацы девятый, десятый п. 8 Порядка № 1146).

Кто же согласно указанной статье БКУ выполняет функции местных органов власти по населенным пунктам из зоны АТО? В части бюджетных полномочий эти функции осуществляются местными государственными администрациями и исполнительными органами городских советов. Основание — решение КМУ, принимаемое на основании обращения соответствующей областной государственной администрации. Если образована военно-гражданская администрация (ВГА) — бюджетные полномочия осуществляет она. Повторим: именно указанный орган должен согласовывать заключения фискалов о возврате «лишних» средств субъектам хозяйствования из зоны АТО.

Кстати, в этом случае орган ГФСУ после согласования заключения с ВГА или другим уполномоченным органом передает его не в территориальный орган Казначейства, так как в зоне АТО органы Казначейства также не работают. Согласованные заключения будут передаваться другому органу Казначейства — тому, на который возложена обязанность по возврату «лишних» средств субъектам хозяйствования из зоны АТО ( п. 14 Порядка № 1146).

Частичный возврат «лишних» средств. Иногда так случается, что фискалы подтверждают переплату не на всю сумму, указанную в заявлении плательщика, а только на часть этой суммы. В этом случае в день отправления заключения в Казначейство орган ГФСУ направляет плательщику письменное уведомление. В таком уведомлении должно содержаться предложение сверить состояние расчетов плательщика по соответствующему платежу ( абзац второй п. 9 Порядка № 1146).

Для проведения сверки по письменному заявлению субъекта хозяйствования ему предоставляется письменный документ в произвольной форме о состоянии расчетов этого плательщика

Такой письменный документ выдается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления, в котором субъектом хозяйствования указаны платежи и период, по которым осуществляется сверка состояния расчетов с бюджетами, а также начисленные и уплаченные суммы по этим платежам за указанный период (см. консультацию из БЗ, подкатегория 135.04). Причем сверка осуществляется и в том случае, если плательщику отказано в возврате «лишних» средств.

Итак, мы проанализировали общий порядок возврата «лишних» средств. Идем дальше.

Особенности по определенным платежам

В некоторых случаях применение Порядка № 1146 имеет свои особенности. Это вызвано особенностями администрирования и уплаты определенных налогов и прочих платежей.

НДС. По-видимому, наиболее распространенная ситуация. Главная особенность заключается в том, что в случае возврата излишне уплаченных денежных обязательств по НДС такие средства подлежат возврату исключительно на электронный НДС-счет ( п. 43.4 НКУ; п. 26 Порядка электронного администрирования НДС, утвержденного постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569).

Заявление на возврат средств на НДС-счет в произвольной форме также нужно подавать. Но в отличие от других платежей, для возврата излишне уплаченного НДС недостаточно просто подать заявление. Нужно также подать приложение Д4 и определить, какая сумма может быть направлена в счет уплаты налогового долга, а какая — возвращена «живыми» деньгами на текущий счет.

Обратите внимание:

регистрационный лимит при зачислении переплаты на электронный НДС-счет не уменьшается

А вот сумма переплаты, которая попадет на текущий счет, уменьшает сумму лимита. Подробно о возврате НДС и заполнении приложения Д4 читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 55, с. 18.

И наконец, помните: на электронный счет можно вернуть только переплату по НДС. Если у вас есть переплата по налогу на прибыль, акцизному налогу и другим платежам — вернуть ее на электронный счет и зачесть в уплату НДС не выйдет (см. письмо ГФСУ от 09.03.2016 г. № 8056/7/99-99-20-03-04-17).

Налог на прибыль. Для плательщиков налога на прибыль является весьма интересным вопрос, как между собой согласовываются переплата текущих налоговых обязательств по налогу на прибыль и уплата авансовых взносов.

Напомним: плательщики, которые в текущем году подают декларации за квартал, полугодие, три квартала и год, в декларации за три квартала 2016 года определяют авансовый взнос по налогу на прибыль в размере 2/9 налога на прибыль, начисленного в этой декларации. Такой авансовый взнос подлежит уплате до 31 декабря 2016 года ( п. 38 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, см. также письмо ГФСУ от 18.01.2016 г. № 1626/7/99-99-19-02-02-17 и консультацию в БЗ, подкатегория 102.23.02). Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 83, с. 5.

Поэтому переплаты по авансовым взносам актуальны прежде всего для этой категории плательщиков. Впрочем, вернуть можно и те авансовые взносы, которые были уплачены в 2015 году. Об этом свидетельствует письмо ГФСУ от 11.02.2016 г. № 2868/6/99-99-19-02-02-15.

Можно ли не уплачивать авансовые взносы «живыми» деньгами в случае наличия переплаты по налоговым обязательствам?

Ранее налоговики были против того, чтобы переплата по налогу на прибыль учитывалась при уплате авансовых взносов. Эту свою позицию они зафиксировали в вопросе 17 ОНК, утвержденной приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1171 («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 12, с. 20). Однако даже в то время некоторым плательщикам удавалось через суд отстоять свое право на зачисление переплаты (см. постановление Харьковского окружного административного суда от 16.07.2013 г. по делу № 820/5162/13-я, оставленное в силе определением Харьковского апелляционного административного суда от 09.09.2013 г., в открытии кассационного производства налоговикам отказано определением ВАСУ от 30.10.2013 г. № К/800/48623/13***). Причем ВАСУ в целом занимал в этом вопросе последовательную позицию (см. также, например, определения ВАСУ от 14.04.2014 г. № К/800/4199/15 или от 20.10.2015 г. № К/800/18014/15****).

**** См. http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/43735374 и http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/52767695 соответственно.

Похоже, судебная практика в известной мере повлияла на позицию налоговиков и охладила их фискальный пыл. После ничем не аргументированного фискального вывода из указанной ОНК налоговики во второй половине 2014 года таки изменили свою позицию. Сначала они признавали, что переплату можно зачесть, но с определенными оговорками. Поэтому в некоторых случаях они настаивали на подаче заявления на зачисление (см. консультацию из БЗ, подкатегория 102.21, утратила силу после 01.01.2015 г.). А в конце 2015 года в одной из консультаций в БЗ, подкатегория 102.21 налоговики признали: если в ИКПН учитывается переплата по налогу на прибыль, то такой плательщик налогов имеет право не уплачивать авансовый взнос в пределах этой суммы. Причем в этой же консультации налоговики отметили: зачисление таких излишне уплаченных денежных обязательств по налогу на прибыль осуществляется в уплату ежемесячных авансовых взносов плательщика в автоматическом режиме (без заявления плательщика). Без каких-либо оговорок.

На данный момент указанная консультация утратила силу (в связи с тем, что с 01.01.2016 г. из разд. ІІІ НКУ исчезли упоминания о ежемесячных авансовых взносах). Но надеемся, аналогичный подход налоговики применят и в случае зачисления переплаты в счет уплаты «нового» авансового взноса.

Дополнительным аргументом в пользу этого должно стать решение Верховного Суда, который как раз в конце 2015 года поставил точку в спорах о зачислении переплат по налогу на прибыль в счет уплаты авансового взноса (см. постановление ВСУ от 08.12.2015 г. по делу № 810/6086/13-а*****).

***** См. http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/54688766.

Теперь несколько слов о «дивидендном» авансовом взносе******. Аргументы в пользу того, что «дивидендный» авансовый взнос можно не уплачивать в случае наличия переплаты по налогу на прибыль, — в п. 87.1 НКУ. Этим пунктом предусмотрено, что одним из источников уплаты налоговых обязательств по соответствующему платежу являются излишне уплаченные суммы по этому же платежу. Причем, если исходить из того, что «дивидендный» авансовый взнос — это тот же налог на прибыль, выходит, что переплату должны засчитывать даже без заявления ( п.п. «а» п. 87.1 НКУ).

****** Подробнее об этом авансовом взносе и его уплате в 2016 году читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 11, с. 23.

Не так давно в Базе знаний появилась консультация в подкатегории 135.04, которая дает надежду, что указанная логика сработает. В ней налоговики говорят: если по состоянию на дату, когда проведено начисление денежных обязательств, у плательщика учитываются излишне уплаченные суммы по соответствующему платежу, то такие начисленные денежные обязательства в автоматическом режиме погашаются за счет имеющейся переплаты.

Но пока налоговики отрицают возможность автоматического зачета переплаты налога на прибыль и «дивидендного» авансового взноса (см. «Вестник. Право знать все о налогах и сборах», 2015, № 47, с. 16). Главный аргумент — налог на прибыль и «дивидендный» авансовый взнос уплачиваются по разным кодам видов уплаты (101 и 125 соответственно). Поэтому, похоже, придется все-таки подавать заявление.

А вот в счет других платежей сумма «дивидендного» авансового взноса не засчитывается

И вернуть эту сумму плательщик тоже не может (см. консультацию из БЗ, подкатегория 102.09).

Рентная плата за пользование недрами. В результате специфичности этого вида рентной платы проблема является не такой распространенной, как с налогом на прибыль. Но по своей сути она также связана с особенностями уплаты рентной платы. А точнее, с теми особенностями, которые действовали до 01.01.2016 г.

Напомним: в 2015 году плательщики «недроплаты» уплачивали ее авансовыми взносами. Размер таких авансовых взносов состоял из 1/3 суммы налоговых обязательств по рентной плате, определенной в декларации за предыдущий налоговый (отчетный) период (бывший п. 257.4 НКУ).

Теперь п. 257.4 из НКУ исключен. В текущем году «рентные» авансовые взносы больше не уплачиваются (см. письмо ГФСУ от 22.01.2016 г. № 2038/7/99-99-15-04-02-17, а также консультацию в БЗ, подкатегория 130.05). Но что делать тем плательщикам, которые поступили по старой привычке? Другими словами, уплатили авансовые взносы за 2016 год, хотя этого не нужно было делать?

Налоговики отмечают, что у таких плательщиков есть право вернуть переплату по «недроплате» в общем порядке, определенном ст. 43 НКУ (см. письмо ГФСУ от 22.01.2016 г. № 1203/6/99-99-15-04-01-15). То есть подать заявление в течение 1095 дней с даты, когда возникла переплата, и указать в таком заявлении, на что должна быть направлена сумма такой переплаты. Ну и, естественно, если у плательщика есть налоговый долг, переплата будет направлена прежде всего на его погашение.

Переплата и сам «штраф» ( п. 50.1 НКУ). Известно, что плательщик, который недоплатил налоговое обязательство в определенный срок, но впоследствии сам исправил свою ошибку через уточняющий расчет, уплачивает сумму недоплаты, а также сумму штрафа в размере 3 или 5 % от суммы недоплаты ( п. 50.1 НКУ).

Возникает вопрос: а если у плательщика, допустившего такую недоплату, в ИКПН учитывается более ранняя переплата, которая «перекрывает» указанную недоплату и сумму самого «штрафа»? По нашему мнению,

если сумма переплаты полностью «перекрывает» как сумму более поздней недоплаты, так и сумму самого «штрафа», вполне можно обойтись без уплаты «самоштрафа» «живыми» деньгами

Такие надежды дает в том числе и вышеуказанная консультация из БЗ, подкатегория 135.04, которая обещает автоматическое списание имеющейся переплаты для погашения обязательств плательщика. В том числе и сумму «самоштрафа».

Ведь контроль за взиманием «самоштрафов» согласно п. 50.1 НКУ также возложен на органы ГФСУ ( п.п. 2 п. 6 Порядка № 1146). Соответственно, можно зачесть переплату по налогу в счет уплаты «самоштрафа». Нужно ли для этого подавать заявление о соответствующем направлении переплаты согласно описанной выше процедуре? По нашему мнению, нет. Ведь суммы «самоштрафа» и других штрафов уплачиваются по кодам бюджетной классификации, по которым осуществляется зачисление соответствующих налогов и сборов (см. консультацию из БЗ, подкатегория 135.04). А следовательно, переплата должна быть зачтена в счет уплаты «самоштрафа» и без заявления.

«Деньги давай!»: возможно ли это?

В заключение рассмотрим ситуацию, которая является весьма злободневной в практике «общения» с налоговиками для тех плательщиков, которые хотят вернуть переплату именно «живыми» деньгами. Причем хотят полностью законно — не имея при этом никакого налогового долга и даже текущих недоплат.

Тем не менее на практике налоговики порой неохотно принимают заявления на возврат переплаты на текущий счет ( п.п. 1 п. 6 Порядка № 1146). Они рекомендуют направить указанную переплату в счет погашения будущих денежных обязательств (т. е. фактически отозвать заявление). Или же ссылаются на необходимость согласовывать возврат «лишних» средств с областным руководством налогового органа. Более того, возврат «лишних» средств на сумму свыше 50000 грн. происходит по предварительному информированию Департамента мониторинга доходов и учетно-отчетных систем (п. 4.13 приказа ГФСУ от 12.07.2016 г. № 620).

Поэтому будьте готовы, что вас будут уговаривать, чтобы вы не заявляли возврат «лишних» средств. Конечно, можно и согласиться на такие «уговаривания». Но бывают ситуации, когда едва ли не каждая гривня оборотных средств является важной и нужны именно «живые» деньги. Что же делать в этом случае? Фактически путь остается только один — суд.

Как свидетельствует анализ свежей судебной практики, обращения в суд по большей части помогают вернуть переплату. В частности, ВАСУ соглашается с плательщиками и не учитывает, например, приказы налоговых органов об «индикативных доходах», которыми фискалы любят оправдывать задержки с передачей заключений на возврат «лишних» средств в Казначейство (см., например, определение ВАСУ от 07.07.2015 г. № К/800/41478/14 или от 07.07.2015 г. № К/800/46882/14*******).

******* См.: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/46546287 и http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/46642766 соответственно.

Как видите, тема возврата «лишних» средств является многогранной. Но думаем, что главные принципы ее функционирования и последовательность ваших действий вам понятны. Так что смело беритесь за дело!

выводы

  • Чтобы вернуть «лишние» средства, плательщик должен обратиться с заявлением в орган ГФСУ по месту администрирования платежа. Подать заявление следует не позднее 1095 дней со дня возникновения переплаты. После истечения этого срока «лишние» средства «сгорят».
  • Возврат «лишних» средств осуществляет орган Госказначейства на основании заключения налоговиков, подготовленного по заявлению плательщика.
  • Если налоговики медлят с передачей Казначейству заключений на возврат «лишних» средств — те плательщики, которым нужны «живые» деньги, могут обращаться в суд. Судебная практика является в целом благосклонной к плательщикам.
А.А. Трубников,
канд. экон. наук

Нормы статьи 78 НК РФ при их буквальном толковании дают право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога соответственно в течение 10 дней (1 месяца) с даты получения налоговым органом заявления налогоплательщика. Ситуация принципиально изменилась с выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Два смысла одной нормы

Действующее законодательство гарантирует налогоплательщикам право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов и, соответственно, обязывает налоговые органы проводить их своевременно (подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в установленном налоговым законодательством порядке. Согласно пунктам 4 и 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете (возврате) должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Для возврата налога налогоплательщику установлен срок в 1 месяц.

На первый взгляд смысл указанных норм НК РФ очевиден: эти нормы дают налогоплательщику право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога соответственно в течение 10 дней (1 месяца) с даты получения налоговым органом заявления налогоплательщика. При этом течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не ставится в зависимость от причин образования переплаты. Этот срок одинаково течет и в случае, когда налогоплательщик уплатил налог в большем размере, чем указано в налоговой декларации, и когда налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в соответствии с которой сумма налога к уплате меньше суммы налога к уплате, указанной в предыдущей налоговой декларации.

Такое, буквальное, толкование норм статьи 78 НК РФ до некоторого времени доминировало в практике арбитражных судов РФ (см. текст на полях на этой странице). С выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ» (далее – Информационное письмо № 98) ситуация принципиально изменилась.

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ВАС РФ

Срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога должен быть больше

В пункте 11 Информационного письма ВАС РФ № 98 указал, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ , начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

Обосновывая свою позицию, ВАС РФ отметил, что порядок зачета и возврата переплаты установлен в статье 78 НК РФ, однако в этой статье не описана процедура признания соответствующих сумм налога в качестве излишне уплаченных, а также не установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан проверить заявление налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.

ВАС РФ полагает, что если излишняя уплата налога образуется в результате подачи налогоплательщиком налоговой декларации , подтверждение факта излишней уплаты налога должно осуществляться путем проведения камеральной проверки этой налоговой декларации, которая проводится по правилам статьи 88 НК РФ и может продолжаться три месяца с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.

По мнению ВАС РФ, месячный срок, установленный статьей 78 НК РФ для возврата налога, представляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения этой недоимки в соответствии с подпунктами 5 и 6 статьи 78 НК РФ.

Иными словами, правовая позиция ВАС РФ фактически состоит в том, что если об излишней уплате налога налогоплательщиком заявлено в налоговой декларации, то для зачета (возврата) излишне уплаченного налога налоговый орган должен провести камеральную проверку налоговой декларации. При этом срок на проведение камеральной проверки фактически добавляется к сроку на зачет (возврат) налога и удлиняет этот срок. Поэтому в рассматриваемой ситуации налогоплательщик вправе рассчитывать на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не в течение 10 дней (1 месяца), как это предусмотрено статьей 78 НК РФ, а в течение 3 месяцев 10 дней (4 месяцев) соответственно. Только после истечения этого срока налогоплательщик имеет право обжаловать действия налогового органа по неосуществлению зачета (возврата). Нарушение именно этого срока дает налогоплательщику право требовать от налогового органа проценты за несвоевременный возврат налога.

ПОЗИЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

Суды восприняли позицию ВАС РФ в неизменном виде

Хотя информационные письма ВАС РФ не являются обязательными для нижестоящих арбитражных судов, правовая позиция ВАС РФ по рассматриваемому вопросу была воспринята этими судами в неизменном виде. Арбитражная практика, складывающаяся после опубликования Информационного письма № 98, однозначно свидетельствует о том, что правовая позиция ВАС РФ является основой для принятия судебных решений при рассмотрении вопросов, связанных с исчислением сроков на зачет (возврат) излишне уплаченных налогов (см. текст на полях на этой странице).

Кроме того, сам ВАС РФ подтвердил изложенную ранее собственную правовую позицию в определениях от 22.03.2007 № 3161/07 и от 29.08.2007 № 10470/07.

Неудивительно, что аналогичного подхода стал придерживаться и Минфин России (см., например, письмо Минфина России от 15.05.2008 № 03-03-06/1/317).

Таким образом, посредством принятия Информационного письма № 98, которое, как следует из его названия, посвящено вопросам применения положений НК РФ о налоге на прибыль, ВАС РФ с легкостью изменил сложившееся до этого толкование норм статьи 78 НК РФ и в разы удлинил предельные сроки, отводимые на зачет (возврат) излишне уплаченных налогов. При этом удлинение сроков произошло за счет налогоплательщиков, которые должны предоставлять свои денежные средства в пользование государству на более долгий срок безо всякой компенсации.

Например, характерная парадоксальная ситуация складывается в случае с переплатой налогоплательщиком авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам первого полугодия, когда он продолжает платить ежемесячные и ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, тем самым увеличивая переплату (см. текст на полях, с. 59).

В результате фактически имеет место безвозмездное отвлечение денежных средств налогоплательщиков из оборота на достаточно продолжительный срок. Налогоплательщики не могут использовать эти денежные средства на какие-либо другие цели и вынуждены сокращать финансирование других проектов либо привлекать финансирование на платной основе.

БАЛАНС ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО

Насколько обоснованной является правовая позиция ВАС РФ по этому вопросу?

Анализируя эту позицию с точки зрения остальных норм НК РФ, необходимо, прежде всего, отметить, что эта позиция не соответствует буквальному толкованию норм статьи 78 НК РФ.

И действующая редакция статьи 78 НК РФ, и ее редакция до 01.01.2007 не содержат никаких положений о необходимости «признания» налоговыми органами излишней уплаты налога по какой-либо процедуре.

Все нормы, регулирующие зачет (возврат) излишне уплаченного налога, установлены в статье 78 НК РФ. При этом статья не содержит никаких положений, связывающих течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога со сроками «признания» излишней уплаты налога со стороны налоговых органов. Течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога связывается только с датой подачи налогоплательщиком заявления о зачете (возврате) налога.

Здесь стоит заметить, что в необходимых случаях налоговое законодательство содержит нормы, согласно которым исчисление одного срока прямо ставится в зависимость от истечения другого срока3. Поэтому полагаем, что если бы законодатель хотел привязать течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога к дате окончания камеральной проверки налоговой декларации, то – логичнее всего – ввел бы соответствующую норму в статью 78 НК РФ. Однако в рассматриваемой ситуации законодатель этого не сделал.

Несмотря на приведенные выше доводы юридического характера, с точки зрения здравого смысла логика позиции ВАС РФ представляется очевидной: чтобы зачесть (вернуть) излишне уплаченный налог, надо предварительно удостовериться в наличии излишне уплаченного налога как такового. В противном случае зачет и особенно возврат налога может стать инструментом мошенничества и привести к потерям бюджета.

Однако стоит заметить, что в случае, когда в соответствии с налоговой декларацией налогоплательщик должен заплатить налог, государство верит сведениям, указанным в налоговой декларации этого налогоплательщика и требует от него немедленной уплаты указанной в налоговой декларации суммы налога. Ситуация принципиально меняется, когда в декларации указано на излишнюю уплату налога. В этом случае государство перестает доверять налогоплательщику и зачитывает (возвращает) излишне уплаченный налог только после камеральной проверки представленной им налоговой декларации. На наш взгляд, такая ситуация свидетельствует о явном фискальном уклоне системы налогового администрирования.

Конечно, проверять достоверность сведений, указываемых налогоплательщиками в налоговых декларациях, необходимо. Однако для этого предусмотрены специальные процедуры – камеральные и выездные налоговые проверки. Эти проверки порождают предусмотренные НК РФ негативные последствия в форме взыскания недоимки, штрафов и пеней для налогоплательщиков, которые указали в налоговых декларациях неправильные сведения и занизили подлежащую уплате сумму налога. Причем эти негативные последствия настигают только тех налогоплательщиков, которые нарушили налоговое законодательство.

Когда же правоприменительная практика идет по пути «скрещивания» процедуры камеральной проверки и процедуры зачета (возврата) излишне уплаченного налога, негативные последствия в виде удлинения срока на зачет (возврат) налога на срок камеральной проверки и, соответственно, безвозмездного отвлечения денежных средств на этот срок настигают всех налогоплательщиков – как нарушающих закон, так и законопослушных.

ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЛНА МОШЕННИЧЕСТВА?

Критика возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки

Можно предположить, что подобный подход вызовет критику, которая будет состоять в том, что осуществление возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки может породить волну мошенничества, связанного с неправомерным возвратом якобы излишне уплаченных налогов с последующей ликвидацией компаний, получивших возврат налога.

Здесь, на наш взгляд, следует отметить несколько аспектов.

Во-первых, такой вид мошенничества потенциально возможен только при возврате налога. Поэтому ссылка на этот аргумент в дискуссии относительно зачета излишне уплаченного налога до окончания камеральной проверки налоговой декларации необоснованна.

Во-вторых, чтобы вернуть излишне уплаченный налог из бюджета, надо первоначально излишне уплатить этот налог в бюджет. Поэтому такой вид мошенничества, на наш взгляд, потенциально возможен только при смене руководителей компаний: новый руководитель ранее законопослушной компании подает заведомо недостоверные уточненные налоговые декларации «к уменьшению», получает возврат налога и скрывается с полученными деньгами. Однако считаем, что существование гипотетического риска подобного мошенничества не может являться оправданием необходимости ожидания завершения камеральной проверки для зачета (возврата) излишне уплаченного налога. Чтобы адресовать этот риск, достаточно ввести в НК РФ нормы, предусматривающие особый порядок возврата налога компаниям, в которых незадолго до этого произошла смена руководства.

Далее, даже если признать все приведенные выше доводы относительно возможности зачета (возврата) излишне уплаченного налога до завершения камеральной проверки налоговой декларации несостоятельными, то, на наш взгляд, следует задаться вопросом: позволит ли проведение камеральной проверки достигнуть цели, которую ВАС РФ приводит в качестве обоснования необходимости удлинения срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога?

ДЕЙСТВЕННОСТЬ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Позволит ли камеральная проверка удостовериться в наличии излишне уплаченного налога?

Изменения в порядок проведения камеральных проверок, внесенные в первую часть НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ, существенно повлияли на возможности налоговых органов по истребованию первичных документов в ходе камеральных проверок. Право истребовать у налогоплательщиков первичные документы при проведении таких проверок фактически осталось у налоговых органов только в очень ограниченном количестве случаев. Камеральная проверка в значительной степени превратилась в счетную проверку, смысл которой состоит в проверке правильности заполнения налогоплательщиком налоговых деклараций, а не в проверке достоверности указанных в налоговых декларациях сведений. Полагаем, что внесенные изменения довольно значительно уменьшают возможность использования камеральных проверок для выявления неправомерно заявленных сумм излишне уплаченных налогов. Более действенным инструментом в этом случае представляются выездные налоговые проверки . Поэтому, если поставить задачу подтвердить факт излишней уплаты налога до осуществления его зачета (возврата) путем налоговой проверки, то сроки зачета (возврата) излишне уплаченных налогов следует увязывать со сроками завершения выездных налоговых проверок. Однако, на наш взгляд, сомнительность такого подхода более чем очевидна.

Приведенные факты наглядно показывают, что поддержанный ВАС РФ порядок определения срока на зачет (возврат) излишне уплаченных налогов не обеспечивает баланса частных и публичных интересов. Сложившаяся практика необоснованно удовлетворяет интересы государства за счет ущемления интересов налогоплательщиков.

На наш взгляд, для принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченного налога налоговый орган может установить факт излишней уплаты налогов на основании данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, то есть на основании данных карточки лицевого счета налогоплательщика.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Для изменения сложившейся ситуации целесообразно внести изменения в соответствующие нормы НК РФ

Можно предложить несколько альтернативных вариантов таких изменений, которые позволят приостановить нарастающий процесс ущемления интересов налогоплательщиков.

1. Внесение в статью 78 НК РФ нормы, прямо предусматривающей, что, если излишняя уплата налога образуется после представления уточненной налоговой декларации, срок на зачет (возврат) излишне уплаченного налога исчисляется с даты подачи налогоплательщиком заявления на зачет (возврат) излишне уплаченного налога вне зависимости от сроков завершения камеральной проверки налоговой декларации. При этом, чтобы снизить описанный в статье риск мошенничества при возврате излишне уплаченного налога, необходимо предусмотреть особый порядок исчисления сроков для налогоплательщиков – юридических лиц, у которых незадолго до обращения за возвратом налога сменился руководитель.

Этот вариант представляется нам наиболее предпочтительным.

2. Внесение в статью 78 НК РФ нормы, согласно которой, если в период между датой подачи заявления на зачет излишне уплаченного налога в счет будущих платежей по этому же или другому налогу (возврат налога) и датой вынесения налоговым органом решения о зачете (возврате) либо отказе в зачете (возврате) излишне уплаченного налога, у налогоплательщика возникает недоимка по налогу, в счет которого должен быть произведен зачет (возврат), сумма которой не превышает суммы излишне уплаченного налога, то налоговый орган не вправе взыскивать такую недоимку, а также штрафы и пени, до даты вынесения решения о зачете (возврате) либо отказе в зачете (возврате) излишне уплаченного налога. В случае принятия налоговым органом положительного решения о проведении зачета (возврата) излишне уплаченной суммы налога в сумме, превышающей образовавшуюся недоимку по соответствующему налогу, переплата зачитывается в счет недоимки, при этом пени и штрафы не начисляются. В случае принятия налоговым органом решения об отказе в проведении зачета (возврата), налоговый орган вправе взыскать недоимку, штрафы и пени, начисленные с даты образования недоимки.

Похожие правила установлены в пункте 5 статьи 176 НК РФ для возмещения НДС в случае превышения сумм налоговых вычетов по НДС над суммой НДС, исчисленной с налоговой базы.

Этот вариант позволит налогоплательщикам, обратившимся за зачетом излишне уплаченного налога в счет будущих платежей, не уплачивать налоги, в счет которых должен быть зачтен излишне уплаченный налог, до момента окончания камеральной проверки и принятия налоговым органом решения по заявлению налогоплательщика без каких-либо негативных последствий. Негативные последствия будут наступать только в том случае, если по результатам камеральной проверки налоговый орган выявит завышение суммы излишне уплаченного налога.

Такой вариант позволяет снизить остроту проблемы для налогоплательщиков, обращающихся за зачетом излишне уплаченного налога в счет будущих платежей по налогам. Однако, поскольку этот вариант охватывает только один из аспектов рассматриваемой проблемы и не позволяет решить ее полностью, он представляется нам менее предпочтительным.

3. Внесение в статью 88 НК РФ изменений, существенно сокращающих срок проведения камеральных проверок. Это сокращение должно касаться сроков камеральных проверок вообще и, в особенности, сроков проведения камеральных проверок, в ходе которых у налоговых органов не возникает права на истребование дополнительных документов .

Этот вариант предполагает полное сохранение существующего подхода к решению этой проблемы и позволяет снизить негативные последствия для налогоплательщиков не на концептуальном уровне, а технически, за счет сокращения сроков на проведение налоговыми органами процедур, с окончанием которых связывается течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога. При этом очевидно, что при использовании этого варианта возникает риск того, что в каких-то случаях сокращение сроков камеральных проверок не позволит налоговым органам провести необходимые контрольные мероприятия. Именно по этим причинам этот вариант рассматривается нами как наименее предпочтительный.

Высказанные предложения, безусловно, нельзя рассматривать как единственно возможные пути совершенствования налогового законодательства в части урегулирования вопроса о сроках проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налога. В то же время фактическая реализация хотя бы одного из них будет способствовать восстановлению баланса публичных и частных интересов и, как следствие, приближению российской налоговой системы к цивилизованному состоянию, основанному на учете интересов всех участников налоговых правоотношений, а не только на интересах государства.

Нам бы хотелось, чтобы настоящая статья положила начало обсуждению этой проблемы и изменению существующей ситуации.

В Информационном письме № 98 ВАС РФ толковал ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007. В этой редакции срок на возврат излишне уплаченного налога был установлен в п. 9 ст. 78 НК РФ.

Такая ситуация имеет место, например, при представлении уточненных деклараций «к уменьшению», сумма подлежащего уплате налога в которых меньше, чем сумма налога, подлежащего уплате по первоначальным декларация. Аналогичная ситуация складывается по налогам, исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, в том случае, когда сумма налога, исчисленного за последующий отчетный (налоговый) период, меньше суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период.

Согласно данным из отчета о результатах контрольной работы ФНС России в январе–июне 2008 г. средняя результативность одной выездной проверки составляет 3,7 млн руб., камеральной – лишь 1,8 тыс. руб., то есть примерно в две тысячи раз ниже. См.: Налоговики берут на месте. «Коммерсантъ». № 153 (3970). 28.08.2008.

П. 6, 8, 9 ст.88 НК РФ.

Переплата авансовых платежей по налогу на прибыль

Допустим, в первом квартале налогового периода налогоплательщиком была получена большая сумма прибыли по разовой сделке. Исходя из этой аномально высокой прибыли были уплачены квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 1 квартал и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за 2 квартал. По данным налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие сумма налога к доплате составляет отрицательную величину, поскольку сумма ежемесячных авансовых платежей за 2 квартал, уплаченных исходя из прибыли, полученной в 1 квартале, существенно превышает сумму авансового платежа за 2 квартал.

В такой ситуации налогоплательщик не уплачивает квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 2 квартал. Несмотря на это налогоплательщик обязан платить ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за 3 квартал, квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 3 квартал и ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль за октябрь. Это объясняется тем, что для принятия решения о зачете излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам 1 полугодия в счет уплаты будущих платежей по налогу на прибыль налоговый орган должен провести камеральную проверку налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие. По правилам статьи 88 НК РФ такая проверка может продолжаться до 3 месяцев с даты представления декларации. После этого в течение 10 дней налоговый орган должен принять решение о зачете. Соответственно, зачет излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 полугодие будет возможен только через 3 месяца 10 дней с даты представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие, то есть в начале ноября месяца.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

(об исчислении сроков на зачет (возврат) излишне уплаченных налогов)

• Постановление ФАС СКО от 19.04.2007 № Ф08-1972/2007-815А

• Постановление ФАС ВВО от 25.01.2007 № А29-2728/2006А

• Постановление ФАС ВВО от 03.12.2007 № А43-11677/2007-31-397

• Постановление ФАС ПО от 08.12.2006 № А65-7628/06-СА2-11

• Постановление ФАС МО от 10.08.2006, 14.08.2006 № КА-А40/7537-06

• Постановление ФАС ДО от 11.04.2007, 04.04.2007 № Ф03-А24/07-2/374

• Постановление ФАС УО от 18.06.2008 № Ф09-3885/08-С3

• Постановление ФАС УО от 19.06.2007 № Ф09-11592/06-С3

• Постановление ФАС СЗО от 26.02.2007 № А42-3930/2006

Судебное толкование норм статьи 78 НК РФ

• Постановление ФАС ЗСО от 22.06.2005 № Ф04-3957/2005(12226-

А45-26)

• Постановление ФАС ВВО от 12.09.2005 № А11-1198/2005-К2-22/76

• Постановление ФАС ВВО от 05.10.2005 № А11-1199/2005-К2-20/76

• Постановление ФАС ВВО от 05.10.2005 № А11-1585/2005-К2-19/90

• Постановление ФАС ВСО от 06.05.2004 № А33-3251/03-С6Н-Ф02-1031/04-С1

• Постановление ФАС ДО от 20.07.2005 № Ф03-А51/05-2/2005

• Постановление ФАС СЗО от 28.02.2005 № А56-29033/2004

• Постановление ФАС СЗО от 27.05.2005 №А56-8812/04

Ключевые слова: полномочия налогового органа, переплата, возврат переплаты, ВАС РФ, срок

Обоснование права на возврат

Право любого из налогоплательщиков (налоговых агентов) на зачет и возврат излишне уплаченных налоговых платежей предусмотрено в НК РФ (гл. 12). Что для этого нужно сделать? Обратиться в налоговую инспекцию с заявлением на возврат в течение 3 лет с момента образования переплаты (пп. 7, 14 ст. 78 НК РФ).

Форма такого заявления утверждена законодательно. С 09.01.2019 при его оформлении следует применять бланк, приведенный в приказе ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (приложение 8) в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@. Непосредственно в самом бланке присутствуют и указания на основные моменты, которыми нужно руководствоваться при его заполнении.

Скачать бланк заявления на возврат можно не только в любой справочно-правовой системе, но и на нашем сайте по ссылке ниже:

Рекомендации по заполнению заявления

Действующий бланк заявления предназначен для его оформления по всем типам налоговых платежей, в отношении которых возникает переплата, и может быть использован любым из плательщиков налогов (юрлицом, ИП, физлицом). В его составе – 3 страницы, предназначенные для отражения:

  • данных заявителя (ИНН, КПП, наименования, статуса), сведений об имеющейся переплате (сумме, периоде, ОКТМО, КБК) и количестве прилагаемых подтверждающих документов;
  • сведений о расчетном счете, на который будет возвращаться переплата, и наименовании получателя средств;
  • данных физлица, которое не является ИП.

Данные, указанные в заявлении, можно подкрепить копиями подтверждающих документов:

  • платежными поручениями;
  • согласованными актами сверки по налогам, пеням, штрафам;
  • извещением от налоговых органов о переплате;
  • составленной бухгалтером справкой о наличии переплаты с указанием причин ее образования;
  • прочими документами.

Первую страницу составленного заявления подписывает либо сам налогоплательщик, либо его представитель (п. 1 ст. 26 НК РФ). Здесь же указывается текущая дата составления и номер контактного телефона. Если составитель документа использует печать, то ее оттиск может быть проставлен рядом с подписью.

Подробнее почитать об оформлении такого заявления и посмотреть заполненный образец можно в статье «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога».

Последствия отсутствия платежных реквизитов

Если для возврата платежей вы указали платежные реквизиты, ранее неизвестные налоговой службе, то перечисление должно быть произведено согласно указанным данным. Отказ в возврате денежных сумм со ссылкой на отсутствие данные в базе налоговиков не правомерен (постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 № Ф09-3320/09-С3).

Если вы не указали в заявление реквизиты для возврата денежных сумм, то налоговая должна вернуть деньги на имеющиеся в ее базе счета.

Таким образом, если налоговой службе известны ваши платежные реквизиты, то отказать в перечислении переплаты они не в праве, иначе такое решение можно оспорить в суде (постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2010 № Ф09-11154/09-С2).

Однако если вы не указали реквизиты в заявлении и в базе налоговой инспекции они также отсутствуют, то это является основанием для отказа в возврате денежных сумм. Суды в данных ситуациях на стороне налоговиков (постановление 8-го арбитражного апелляционного суда от 15.12.2010 № А70-4076/2010, оставлено в силе постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2011 № А70-4076/2010).

Способы предоставления заявления на возврат

Можно воспользоваться несколькими способами предоставления заявления в налоговую службу:

  1. Непосредственно представить документы в канцелярию инспекции. При себе необходимо иметь второй экземпляр заявления. На нем секретарь поставит отметку о приеме, укажет дату представления и свои данные. Отметка будет являться подтверждением того, что документы действительно предоставлены.
  2. Послать заявление по почте ценным письмом с описью вложения. Почтовая квитанция и второй экземпляр описи также будут подтверждением факта отправки документов.
  3. Использовать телекоммуникационные каналы связи. Пакет документов должен быть обязательно заверен усиленной квалификационной ЭЦП.
  4. Подать сведения через личный кабинет (ЛК) налогоплательщика.

Все возможные варианты подачи приведены в пояснениях на самом бланке заявления.

Особенности подачи заявления через ЛК налогоплательщика

Способ передачи данных через ЛК стал общедоступным с 01.07.2015 (п. 1 ст. 11.2, абз. 1 п. 6 ст. 78 НК РФ, п. 1, подп. «в» п. 12 ст. 1, ч. 4 ст. 5 закона «О внесении изменений…» от 04.11.2014 № 347-ФЗ). Юрлицами он мог использоваться и раньше.

Представление сведений через личный кабинет налогоплательщика как физического лица, в том числе ИП, так и юридического сопровождается электронной квитанцией о приеме (абз. 4 п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 11.2, подп. 4.1 п. 1 ст. 32 НК РФ, подп. «а» п. 4 ст. 1, ч. 4 ст. 5 закона № 347-ФЗ).

Однако в НК РФ не указана обязанность инспекции по передаче электронных квитанций о приеме заявлений на возврат, представленных через личный кабинет. Ввиду того, что квитанция о приеме документов может быть не выдана налоговой инспекцией, у налогоплательщика не будет возможности подтвердить передачу данных. Узнать о том, что ИФНС получила переданный им документ, он сможет только по истечении 15 рабочих дней (10 дней на принятие решения и 5 дней на информирование) с даты подачи заявления, когда налоговая служба исполнит свою обязанность по извещению налогоплательщика о результатах рассмотрения поданного заявления (пп. 8, 9 ст. 78 НК РФ).

Об иных вопросах, связанных с применением ст. 78 НК РФ, читайте в материале «Ст. 78 НК РФ (2020 — 2021): вопросы и ответы».

Итоги

Плательщик налогов любого типа (юрлицо, ИП, физлицо) вправе вернуть числящуюся за ним переплату по налоговым платежам. Для этого нужно обратиться в ИФНС с заявлением установленной формы, подать которое туда можно любым из существующих для обращения в налоговый орган способов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Правильный вариант написания слова: зачёт

Правило

Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Буква о после шипящих ж, ч, ш, щ пишется:

1) под ударением в корнях русских слов. где нет чередования с е;

Примеры: изжога, шов, шорох

2) В безударном положении в корнях некоторых слов иностранного происхождения и имен собственных;

Примеры: шоколад, жокей, Шопен, Шотландия

3) Под ударением в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, в суффиксах наречий.

Примеры: девчонка, большого, свежо.

Буква ё пишется под ударением:

1) в корнях русских слов, если возможно чередование с е;

Примеры: печёночный (печень), чёрный (чернеть), шёпот (шептать), жёлтый (желтизна), щёлочь (щелочной)

2) в суффиксе -ёв (ыва)- и окончаниях глаголов;

Примеры: выкорчёвывать, поджёг (поджёг бумагу)

3) в суффиксе -ёр в именах существительных иностранного происхождения;

Примеры: дирижёр, ретушёр, массажёр, ухажёр (русского происхождения, но пишется по подобию с иноязычными словами).

4) в формах местоимений и образованных от них словах;

Примеры: о чём, почём, никчёмный.

5) суффиксах причастий, отглагольных имен прилагательных и имен существительных.

Примеры: тушённый, разглашённый, сожжённый, ночёвка, бечёвка, тушёнка.

Морфологический разбор слова зачёт

1. Часть речи — имя существительное
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: зачёт (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Ударение и состав слова

Ударение падает на слог с буквой ё.
Всего в слове 5 букв, 2 гласных, 3 согласных, 2 слога.

Примеры использования и цитаты

Вы, помнится, говорили, что у вас всего на всё тысяча рублей взято из Казани, да вышло на прогоны двести сорок рублей с полтиною, да покупок в разных городах на восемьдесят рублей, да мне изволили выдать в зачет жалованья два…

«Студент» — Грибоедов Александр

Как будто не в зачет прошли мои тридцать лет, словно только что начнешь бороться за жизнь… Скучно. Вернемтесь… — тихо прибавил он, — назад, в лес.

«Дьявол Оранжевых Вод» — Грин Александр

Государь велел принять в учебные заведения на казённый счёт «всю шеренгу» и увеличил будто бы пенсию самого Берлинского, а также велел дать ему не в зачёт какое-то очень значительное пособие Кроме принятия детей, всё…

«Печерские антики» — Лесков Николай

Похожие слова

сражённый, пришёл, отчётливый