Налог с продажи

Все, что касается вопросов налогообложения, – очень важно, но зачастую запутанно и непонятно для человека, который с этим никогда не сталкивался. В России несколько раз за последние 10 лет менялось законодательство в отношении налогов от продажи квартиры. Последние поправки вступили в силу в 2020 году. Благодаря им часть продавцов недвижимости освобождается от уплаты, но кому-то все же придется отчитаться перед государством. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, лучше заранее разобраться в вопросе.

Платить или не платить?

Налог от продажи квартиры платит тот, кто продал имущество и получил за это прибыль, то есть владелец. Заплатить также придется и тем продавцам, которым посчастливилось унаследовать жилье или получить его в дар от близкого родственника. На сегодняшний день размер налога для физических лиц составляет привычные нам 13% для резидентов Российской Федерации и 30% — для иностранных граждан и тех россиян, кто постоянно не проживает в нашей стране. Хорошая новость заключается в том, что размер налога от продажи квартиры можно существенно сократить или вовсе избежать.

Ключевым показателем при расчете суммы налога является срок владения имуществом. Это определенный законом период, по окончании которого владельцу жилья не нужно сдавать налоговую декларацию и выплачивать подоходный налог.

До 1 января 2016 года минимальный срок владения составлял 3 года. То есть недвижимость, приобретенную до 2016 года, можно было продать по истечении этого периода и не отчитываться. При этом сумма, полученная в результате продажи, вообще не имеет никакого значения и даже декларацию не нужно было подавать. Исходя из того, что сейчас уже 2020 год, все владельцы жилья, приобретенного до 2016 года, могут смело его продавать, не делясь при этом с государством.

С 1 января 2016 года минимальный срок увеличился до 5 лет. То есть тот, кто купил квартиру с 1 января 2016, сможет сэкономить на налогах только по истечении пятилетнего периода.

С 1 января 2020 года в силу вступили некоторые поправки. Владеть продаваемой квартирой по-прежнему нужно не менее 5 лет, однако появился ряд условий, благодаря которым этот период может быть сокращен до 3 лет.

Налог от продажи квартиры не надо платить по истечении 3 лет, если:

  • жилье было получено в собственность в результате приватизации;
  • имущество приобретено в результате подписания договора ренты после смерти его владельца;
  • недвижимость перешла по наследству или была передана в дар родственником, членом семьи;
  • продаваемая недвижимость является единственным жильем владельца. Если продавец состоит в браке, тогда учитывается вся недвижимость, которая находится во владении супругов, даже если в качестве владельца указан только один супруг. Это условие не относится к брачному договору, который разделяет имущество;
  • квартира продается в течение 90 дней с момента покупки нового жилья. Например, семья приобретает вторую квартиру и регистрирует право собственности на нее. С момента регистрации у владельцев есть три месяца для того, чтобы продать старую квартиру и не платить при этом налог.

Перечисленные исключения не относятся к нежилым помещениям. Апартаменты, гаражи и дачи без уплаты налогов можно будет продавать через 5 лет.

Условия для продаваемого дома распространяются и на земельный участок, с которым его реализуют. Если частный дом является, например, единственным жильем, тогда участок, на котором он расположен, также не подлежит налогообложению после 3 лет собственности.

Для наглядности мы свели требования и минимальные сроки владения в таблицу.

Условия Минимальный срок владения
Недвижимость приобретена до 1 января 2016 года 3 года
Недвижимость приобретена в период с 1 января 2016 5 лет
Недвижимость, приобретенная с 1 января 2016 года,
— была получена по наследству или в подарок от родственника
— была приватизирована
— является единственным жильем
— продается в течение 90 дней со дня покупки новой квартиры
3 года

Разберем несколько примеров.

📌 Ситуация 1. Квартира куплена в сентябре 2013 года. Начиная с сентября 2016 года, ее можно реализовывать, не делясь с государством.

📌 Ситуация 2. Дом был получен в наследство. В этом случае неважно, в каком году это произошло, продавать без уплаты налога можно через 3 года.

📌 Ситуация 3. Единственная квартира куплена в 2016 году или позже, например, в 2017 году. Продать ее без уплаты налога с продажи можно будет в 2020 году, то есть через 3 года.

📌 Ситуация 4. Вторая квартира приобретена в 2020 году. Прибыль не будет подлежать налогообложению в 2025 году.

Как посчитать минимальный срок владения имуществом?

Срок владения домом, квартирой или комнатой начинается с даты регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). До 2016 года владельцу выдавалось Свидетельство о праве собственности, в котором можно посмотреть эту дату. Сегодня дату регистрации содержит выписка из ЕГРН.

Важно помнить, что для жилья минимальный срок в статусе собственности составляет 60 месяцев или 36 месяцев. Это значит, что для продажи не надо дожидаться наступления календарного года, достаточно будет отсчитать необходимое количество месяцев. Необходимый срок владения наступает в то же самое число, которое указано как дата регистрации. Например, если квартира была куплена 1 сентября 2015 года, то продавать ее без уплаты налога можно будет 2 сентября 2020 года. Если эта дата выпадает на выходные или праздничные дни, то она сдвигается на ближайший рабочий день.

Для квартир, приобретенных по договору долевого участия на стадии стройки, срок владения начинается только после того, как будет зарегистрировано право собственности в Росреестре, а не в момент передачи ключей застройщиком.

Часто владельцы такого жилья ошибочно считают, что становятся собственниками во время подписания ДДУ или акта приемки-передачи уже готовой квартиры. К сожалению, месяцы или даже годы ожидания завершения строительства в срок владения не засчитываются.

Если квартира была получена долями, то срок владения считается от момента регистрации первой доли. Например, у владельца в собственности с 2014 года находилась ¼ квартиры, а в 2018 году он унаследовал оставшуюся часть. Срок владения всей квартирой будет отсчитываться от даты регистрации ¼ доли, то есть от 2014 года.

Считаем размер налога

Теперь, зная про сроки в 5 лет и 3 года и дополнительные условия, можно подождать с продажей положенное время и не платить налог. Но жизненные ситуации бывают разные, иногда приходится продавать имущество срочно, тогда надо понимать, какой суммой придется поделиться с государством.

Если квартира появилась в собственности до 2016 года, налог берут с той суммы, которая указана в договоре купли-продажи. Например, владелец продает квартиру за 5 560 000 рублей, тогда размер налога составит 5 560 000 х 0,13 = 722 000 рублей.

Для недвижимости, купленной после 2016 года, размер налога с продажи квартиры рассчитывается от кадастровой стоимости, взятой по состоянию на 1 января того года, в котором жилье продается. Узнать ее можно с помощью бесплатного сервиса Росреестра, введя кадастровый номер жилья.

Чтобы высчитать размер налога, используют понижающий коэффициент – 70% от кадастровой стоимости.

На него умножают цену квартиры по договору, и, в зависимости от результата, за основу расчета берут либо сумму с коэффициентом, либо договорную стоимость. Звучит сложно, поэтому разберем на примере.

📌 Пример 1. Стоимость квартиры по договору – 4 750 000 рублей. Кадастровая стоимость составляет 7 415 000 рублей, умножаем ее на понижающий коэффициент и получаем 5 190 000 рублей. В данном случае эта цифра получилась больше, чем цена квартиры по договору (4 7500 000 рублей), поэтому налог будет высчитывать из нее. Перечислить в налоговую инспекцию придется: 5 190 000 х 0,13 = 674 765 рублей.

📌 Пример 2. Квартиру продают за 6 375 000 рублей. Кадастровая стоимость – 7 415 000 рублей, с понижающим коэффициентом – 5 190 000 рублей. Поскольку это число оказалась меньше, чем сумма в договоре, то для расчета берется договорная стоимость, то есть 6 375 000 рублей. Налог на прибыль составит: 6 375 000 х 0,13 = 828 750 рублей.

Если кадастровая стоимость жилья, находящегося во владении с 1 января 2016 года, неизвестна, тогда сумму налоговых выплат рассчитают по продажной стоимости, то есть от той суммы, за которую ее продают.

Как видно из примеров, налог от продажи квартиры может вылиться в весьма существенную сумму. Существует два легальных способа, как можно его сократить.

Как снизить размер выплат?

Способ 1 подойдет тем, кто приобретал квартиру на собственные средства или в ипотеку и имеет на руках все подтверждающие документы. В этом случае налог выплачивается от разницы между стоимостью приобретенного жилья и ценой, за которую его продают.

📌 Пример. Квартира приобреталась за 2 115 000 рублей, продается за 3 670 000 рублей, кадастровая стоимость – 3 200 000 рублей. У владельца на руках есть договор, который подтверждает, что он купил жилье за 2 115 000 рублей. Государству нужно будет выплатить 13% от разницы между покупкой и продажей: (3 670 000 – 2 115 000) х 0,13 = 202 150 рублей.

Если бы владелец стал продавать эту же квартиру, учитывая ее кадастровую стоимость – 3 200 000 рублей, то размер налога был бы в разы выше. 3 200 000 х 0,7 = 2 240 000 рублей, что меньше суммы, указанной в договоре – 3 670 000 рублей, поэтому налог будут отсчитывать от нее. Таким образом налог составит: 3 670 000 х 0,13 = 477 100 рублей, что в 2 раза больше, чем при использовании первого способа.

❗️ Если продавец планирует сократить сумму налога приведенным выше способом, важно не забыть подать декларацию и предоставить документы о ранее произведенных расходов (то есть подтвердить факт того, что квартира была куплена ранее). За владельца налоговая это не сделает, и могут возникнуть проблемы.

Способ 2 позволяет сократить размер налога, воспользовавшись имущественным вычетом, который составляет 1 000 000 рублей. Этот способ в большей степени подойдет тем, у кого нет документов, подтверждающих расходы на квартиру, например, если жилье было подарено или перешло по наследству, а минимальный срок владения еще не наступил.

📌 Пример. Квартира была получена в наследство. Владелец продает ее за 4 180 000 рублей. Расчет производится следующим образом: (4 180 000 – 1 000 000 (имущественный вычет)) х 0,13 = 413 000 рублей.

Посчитаем размер налога с продажи квартиры, учитывая кадастровую стоимость – 5 300 000 рублей. 5 300 000 х 0,7 = 3 710 000 рублей. Цена на квартиру – 4 180 000 рублей – выше, поэтому из нее и рассчитывается налог: 4 180 000 х 0,13 = 543 000 рублей. Счет опять не в пользу расчетов по кадастровой стоимости.

Пользоваться правом на имущественный вычет при продаже можно каждый год. Если продавец реализует за год сразу несколько квартир, то 1 000 000 рублей будет распределен между ними. Те, кто воспользуется этим способом, также обязательно должны подать декларацию на налоговый вычет – сама налоговая без соответствующего документа его вычитать не будет.

❗️ При реализации квартиры за ту же цену, за которую она была приобретена, налог платить не надо, если прошло уже положенное количество времени. Но обязательно придется подать налоговую декларацию.

Если у владельца есть документы, подтверждающие расходы на приобретение имущества, он может воспользоваться обоими способами.

Произведя несложные расчеты, продавец сам определит, какой из вариантов поможет больше сократить размер налога.

Также налог платить не потребуется при продаже квартиры по договору цессии (уступке права требования). Например, жилье было приобретено в 2018 году на старте продаж. Через два года, к моменту завершения строительства, но до получения ключей, владелец решил эту квартиру продать. Поскольку недвижимость еще не находится в собственности, продавец передает права на нее покупателю. Формально цена такой квартиры остается той, что указана в договоре, однако рыночная цена может оказаться выше. Этим пользуются инвесторы, которые приобретают квартиры на этапе строительства котлована и потом перепродают на более высокой стадии готовности.

Таким образом, современное законодательство позволяет либо не платить налог от продажи квартиры, либо существенно сократить его.

Советы продавцам квартир:

  1. Перед продажей посчитать срок владения жильем, учитывая дату приобретения – до 2016 года или после. Если необходимые сроки уже прошли, не переживать о налоге.
  2. Если минимальный срок владения еще не наступил, узнать кадастровую стоимость квартиры.
  3. Посчитать размер налога, учитывая кадастровую стоимость и разные способы сокращения выплат, описанные выше.
  4. Не забыть предоставить в налоговую инспекцию декларацию и оплатить налог до 30 апреля следующего года. В 2020 году в связи с угрозой распространения коронавируса и введением режима самоизоляции срок подачи декларации был продлен до 30 июля, но заплатить налог необходимо до 15 июля.

Полезные стати о недвижимости читайте на нашем сайте, а выбрать подходящий жилой комплекс поможет каталог новостроек SPbHomes.

Когда вы делаете покупки в США, вам следует помнить о налоге с продаж (Sales Tax). Это налог, который взимается продавцом за продажу товаров и услуг. Подвох в том, что в каждом штате США действуют разные ставки налога с продаж (например, в штате Орегон ставка равна 0%). В этом руководстве мы детально объясним принцип работы налога с продаж, а также продемонстрируем вам пример того, как вы можете рассчитать этот налог сами.

Как работает налог с продаж?

«Магазины в США предлагают товары по очень низким ценам!» — это, пожалуй, одна из первых вещей, которые приходят вам на ум при совершении покупок в интернет-магазинах США. Вы правы, но помните, что цены в магазинах США указаны без учета налога с продаж!

Если вы покупаете что-то в американском магазине, налог с продаж рассчитывается на основе адреса, по которому вы хотите отправить товар. Таким образом, вы увидите окончательную цену прямо перед оформлением заказа.

Налогом с продаж облагаются только новые товары и услуги. Если вы покупаете подержанный товар, вам не нужно платить этот налог.

Выгода в том, что этот налог может составлять 0%. Если продавец имеет штаб-квартиру не в Калифорнии, а, например, в Вайоминге (где ставка налога составляет 0%), то налог не взымается. Так происходит, когда вы покупаете у относительно небольших продавцов. Именно поэтому стоит перепроверить окончательную цену товара перед покупкой.

Некоторые люди также путают налог с продаж с налогом на добавленную стоимость (НДС). Эти налоги отличаются друг от друга. В отличие от НДС, вы не можете получить возврат средств с налога с продаж.

Какая ставка Sales Tax в Гардене, Калифорния?

Поскольку наш склад размещается в Гардене, Калифорнии, то вы должны будете уплатить калифорнийкий налог с продаж. На данный момент, ставка налога в Гардене, Калифорния составляет 10,25%.

ПРИМЕР: Если я куплю iPhone, то каков будет размер налога?

Предположим, что вас заинтересовала модель iPhone 11 Pro, версия на 64 гигабайта, по цене в 999$. Какой же будет на нее налог? Предположим, что вы заказываете ваш новенький iPhone 11 Pro на наш склад в Гардене, Калифорнии, где налог составляет 9,5%. В таком случае, формула будет очень простой.

Цена товара × Налог с продаж = Сумма налога с продаж

Вот это подстава, так подстава — я понимаю, если вместо НДС вводить, но при сохранении НДС — вместо налога на движимое имущество (по которому, кстати льготой на оборудование пользовались — а теперь его возвращают — и снова пропадает экономический смысл покупать новое оборудование, вместо б\у) — еще и налог с продаж ввести — похоже, это или будет каплей, переполнившей чашу терпения бизнеса или «точкой невозврата» иллюзий по переходу на «белую» зарплату и «белую» прибыль …
Надеюсь налогом с продаж бабушку НЕ обложат, которая самовязанные носочки (банку огурцов, цветочки, травки) продает в переходе у метро? И Онлайн кассу НЕ заставят (распространяется вроде исключение — лоточная и разносная торговля — на нее)? НЕ надо ей регистрироваться как ИП? Даже в страшном сне не представишь очередь из бабушек — теперь еще и в отдел налоговых деклараций для ИП… Или у них уровень технической грамотности позволит обойтись электронными сервисами? Или у всех внук\внучка\сын\дочка — бухгалтер\юрист\ИТ-шник?
У меня вопрос — разве это справедливо — облагать налогами небольшой, по сути, доход самозанятых граждан, при этом «не замечая» как богатые, например, телекоммуникационные компании с хорошим оборотом и маржой как-то очень быстро сменили российскую юрисдикцию на оффшоры? еще в 2005 году акции Билайна и МТС котировались на бирже и их акционеры были российскими компаниями + Дойче Телеком, а потом как-то незаметно появились Cyprus (Кипр) и прочая…
Где-то же должна быть разумная грань — уровень несущественности (в силу малой их величины) доходов части населения для государства? Давайте уже позволим послевоенному поколению, пережившему голод и войну спокойно достойно уйти, не подвергая их более нечеловеческим трудностям и облагая их налогами? Меня еще на бухгалтерсокм учете учили, что не надо доводить учет износа и расходов до такой абсурдной степени, что начать учитывать как стачиваются карандаши и сколько бумаги осталось в пачке… потому как трудоемкость и расходы на ведение такого уровня точности учета превысят сам результат и эффект от учета…

Михаил Делягин в эфире НСН рассказал, когда в России могут вернуть налог с продаж.

Налог с продаж, отмененный в 2004 году, снова могут ввести в России. Как пишут «Ведомости», его предлагают вернуть вместо налога на движимое имущество компаний, который начнет действовать с 2018 года. По данным издания, предполагается, что речь идет не о налоге с продаж в традиционном виде, а о торговом сборе: он не включается в цену товара и не отражается в чеке. Пока не ясно, будет ли сбор взиматься с выручки или с торговой площади.

Налог с продаж если и вернут, то нескоро, заявил в эфире НСН директор Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин.

«Сейчас декабрь и если ввести какой-нибудь налог с 1 января 2018 года, то для этого не успеют просто подготовить необходимую документацию. Это простой налог по собираемости, по администрированию, но он требует внесения изменений в бухгалтерские программы, некого объема технической работы. Не говоря уже о том, что нужно время, чтобы внести инициативу в Госдуму, а Госдуме принять ее. Налог с продаж отменили с 2004 года и сразу начали обсуждать, чтобы вернуть его, но не заменив им налог на движимое имущество компаний – там сумма маленькая 180 млрд рублей, а вместо НДС. Это революционное изменение и за три недели оно не произойдёт», – считает он.

В случае, если новый налог заменит НДС, то не станет большой проблемой для среднего и малого бизнеса.

«Если это будет сделано грамотно, если он просто заменит НДС, то не ударит по бизнесу. Но я сильно сомневаюсь, что это будет сделано грамотно. Любое изменение процедуры администрирования налогов ведет к некой дезорганизации, потому что к новому порядку просто нужно привыкнуть», – отметил Делягин.

В ноябре 2017 года Госдума в третьем, окончательном чтении приняла проект поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают возврат налога на движимое имущество организаций (автомобили, станки, другое оборудование и прочее). Ставку налога разрешено устанавливать регионам, но не более 1,1%.

Петиция: Ввести налог с продаж в размере не более 5% вместо налога на добавленную стоимость (НДС)

Меня, как представителя экономического сообщества, взволновал вопрос введения НДС вместе с налогом с продаж, серьезно обсуждавшийся в минувшем году. Многие эксперты считают, что это негативно скажется на экономике: вызовет рост цен, увеличение денежной массы, нехватку оборотных средств у предприятий, рост теневого сектора.

НДС — один из самых непростых и запутанных налогов в нашей стране. Система зачетов весьма сложна и непрозрачна. Пробелы в законодательстве рождают массу спорных вопросов при определении налогооблагаемой базы и расчете налога. Справедливости ради надо сказать, что последние годы 21 статья Налогового кодекса совершенствуется, но все равно, это не решает всех проблем.

Поддерживаю петицию:
НДС не стимулирует развитие производства, инвестиций в основные фонды, начисление «белой» зарплаты, легальный учет маржи — потому как нельзя принять к вычету «входящий» НДС с амортизации имущества и с начисленного ФОТ (фактически НДС создает двойное налогообложение зарплаты — взносами 30% и НДС 18% — предприятие уплачивает с 48% (!) с каждого рубля белой зарплаты). Что может быть эффективнее этого, чтобы вынудить бизнесменов «прятать» зарплату?
Уверен, значительное число работников моложе 30 лет вообще не верит в пенсию и не настаивает на начислении белой зарплаты (им взносы 30% не страшны — не из зарплаты они удерживаются — из прибыли бизнесмена — им важно чтобы не удерживали НДФЛ по ставке 13%) % для
А как понять реальную доходность компании, если бизнес вынужден прятать маржу?)

Именно поэтому, основная часть доначислений и налоговых споров приходится именно на НДС.

Фирмы вынуждены тратить деньги и время на то чтобы оспорить решения по проверкам в вышестоящих налоговых органах и судах.

А сколько бумаги и времени уходит на оформление документов по требованию, в связи с проводимыми камеральными проверками. Предприятия представляют документы в инспекцию коробками.

Несмотря на ужесточение законодательства в отношении создания и деятельности фирм-однодневок, они продолжают свое существования и наносят огромный урон государственному бюджету путем незаконного возмещения НДС. Возможность незаконной налоговой оптимизации порождает коррупцию.

Внесенный в Государственную Думу законопроект, ограничивающий право компаний на возмещение НДС, фактически отменяет презумпцию невиновности и делает добросовестных налогоплательщиков заложниками своих недобросовестных партнеров.

Нередко организации несут убытки из-за недобросовестных контрагентов, по которым налоговая инспекция отказывает в вычетах. Особенно болезненно это отражается на предприятиях-экспортерах. Их деятельность облагается по ставке НДС 0%, что дает им преимущество, но в случае не подтверждения вычетов они вынуждены будут заплатить НДС из своей прибыли.

Импортеры также страдают. При ввозе товаров они вынуждены платить НДС в бюджет, отвлекая значительные средства из оборота. Да, потом эти суммы вводятся в зачет, но спустя значительный промежуток времени, который может растянуться до полугода. А с учетом того, что среди внутренних поставщиков окажутся недобросовестные компании, по итогам налогового периода импортер, в общем итоге, вовсе может не вернуть НДС обратно.

Негативные моменты налога на добавленную стоимость подталкивают к мысли о замене его на более простой и понятный налог с продаж (или налог с оборота), который платился бы с выручки от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. Именно замене. Такой налог будет удобен и в уплате, и с точки зрения администрирования.

Но как определить ставку? Какая ставка будет отвечать потребностям государства и интересам бизнеса?

По моему мнению, необходимо идти от обратного, от величины налога, который нужно собрать. То есть, определить: какая ставка налога с продаж позволила бы собирать столько же денег в бюджет, сколько приносит НДС в данный момент. Возможно, вариант, предложенный ниже, будет оптимальным, при определении ставки НП.

1. Рассчитываем общую налогооблагаемую базу в целом по России за год.
2. Определяем сумму НДС, уплаченную (поступившую фактически, с учетом НДС, уплаченного при ввозе импортных товаров) в бюджет за год.
3. Находим соотношение.

Таким образом, мы получаем искомую ставку налога с продаж, при которой бы бюджет в рассматриваемом периоде имел бы такие же поступления от НП, как и от НДС.

Проведем расчеты за три предыдущих года: 2012, 2013 и 2014.
Согласно отчета, размещенного на сайте ФНС России, общая налогооблагаемая база за IV квартал 2013 года и I-III квартал 2014 года составила 146706 млрд. рублей.

Данные для расчета берутся именно за этот период, так как сроки уплаты НДС по ним наступают в рамках 2014 года. В бюджет Российской Федерации за 2014 год поступил НДС в сумме 3932 млрд. рублей. Таким образом, ставка налога с продаж, при которой в бюджет поступила бы равнозначная сумма, будет равна:
Ставка НП 2014 год — (3932 млрд.р./146706 млрд.р.)*100% = 2,68%

По аналогии рассчитаем приемлемую величину налога с продаж за 2013 и 2012 год соответственно.
Ставка НП 2013 год – (3539 млрд.р./137491 млрд.р.)*100% = 2,57%.
Ставка НП 2012 год – (3546 млрд.р./128936 млрд.р.)*100% = 2,75%.

Практический результат

Расчет показывает, что если бы в 2014 году вместо НДС действовал бы налог с продаж, ставка которого составляла бы 2,68%, в бюджет поступила такая же сумма НП, как и при НДС. За 2013 и 2012 годы год ставка НП должна была быть 2,57 и 2,75% соответственно. Но при этом, в случае действия НП, «правила игры» были бы намного прозрачней и проще. Предприятию проще платить фиксированный налог с оборота, чем НДС со сложной системой начислений и зачетов.
Замена НДС на НП сделает систему налогообложения более прозрачной, упростит администрирование, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата, создаст предпосылки к росту экономики в целом и внешней торговли в частности, высвободит дополнительные оборотные средства у предприятий.
Параллельное введение налогов приведет к «откатыванию» экономики обратно в тень, росту уклонения от уплаты налогов, серых зарплат, снижению рентабельности.
Расчеты показывают, что приемлемая ставка налога с продаж составляет 3%. Если установить ставку налога с продаж на уровне 5%, как это было ранее, и, разделив ее между бюджетами (например, 3% в федеральный и 2% в региональный), можно получить больший эффект (решив проблемы пополнения бюджетов),чем при одновременном введении НП и НДС. В этом случае появится дополнительный источник финансирования региональных бюджетов.
Отмена НДС и ведение НП может «перезагрузить» экономику, придав ей новый импульс, упростить правила игры в сфере налогообложения, что в свою очередь даст приток инвестиций. В первую очередь, от замены НДС на налог с продаж выиграют производственные предприятия. У них самый большой прирост добавочной стоимости. И что самое немаловажное: станет невыгодно использование фирм однодневок. При этом сократится цепочка посредников, перепродающих товар, что должно сказаться на розничных ценах, а значит на рядовом потребителе товаров и услуг, ведь именно конечные потребители, обычные люди несут бремя уплаты косвенных налогов.

Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества.

Вместо НДС – налог с продаж

14.04.2006 Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота.

Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества. Наконец, Государственная дума приняла решение, что один из налогов надо упразднить. Контролерам не пришлось долго размышлять, от какого из них нужно было отказаться. В самом деле: стандартная ставка НДС составляла 20 процентов, пониженная – 10 процентов. А предел для налога с продаж (НсП) был установлен в 5 процентов. Выбор государства был очевиден.

В итоге посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. Причем о ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»».

Налог с продаж едва успели отменить, как компании заговорили о тяжести налогового бремени и необходимости снизить НДС. Закон об уменьшении его ставки с 20 до 18 процентов начал действовать с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ).

Однако предприниматели продолжают требовать уменьшить НДС хотя бы до 15 процентов. По мнению представителей министерств и депутатов, это вполне возможно. Некоторые даже предлагают установить беспрецедентно низкую ставку НДС – всего лишь 13 процентов. Однако конкретных законопроектов по-прежнему нет. Поэтому возможная замена НДС на налог с продаж становится все более реальной.

Кто придумал «новый старый» налог с продаж?

Еще в октябре 2005 года одним из первых о подобной замене заговорил начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, у налога с продаж больше плюсов, чем у НДС. Однако он заметил, что такая «рокировка» может произойти не ранее 2009 года. Специалисты экспертного управления Президента РФ произвели соответствующие расчеты, о результатах которых объявил г-н Дворкович. Если отменить НДС и ввести налог с продаж со ставкой не более 10 процентов, суммы поступлений в бюджет существенно не снизятся.

О возможной замене НДС на налог с продаж высказался также глава МЭРТ Герман Греф. Свою позицию он объясняет тем, что у России может просто не остаться другого выхода – администрирование налога на добавленную стоимость практически зашло в тупик. Г-н Греф продолжает настаивать на том, что его можно улучшить. Однако, если этого не произойдет, с НДС придется расстаться. А чтобы бюджет не пострадал от отмены налога, который является одним из главных источников поступлений, его необходимо заменить на другой. Разумеется, на налог с продаж. Ведь НсП гораздо проще рассчитывать, чем НДС.

Минусы НДС

На первый взгляд схема уплаты налога на добавленную стоимость довольно проста. Если компания реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18 процентов. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам компания должна перечислить в бюджет.

Однако, если сумма возмещения больше, чем к уплате, у фирм немедленно возникают проблемы. Контролеры возвращать налог из бюджета, как правило, не торопятся. Они убеждают компании не получать возмещение в виде «живых» денег, а зачесть его в счет будущих платежей по НДС. Как правило, фирмы соглашаются. Ведь такая процедура гораздо проще, чем возврат налога. Либо компании просят отнести переплату по НДС в качестве платежей по другим налогам, если у них существует задолженность по платежам.

Однако это не относится к ситуации, когда речь идет о возврате налога, уплаченного при экспорте товаров. Налоговый кодекс предусматривает целый пакет документов, который необходимо предоставить инспекторам в этом случае (п. 1 ст. 165 НК РФ). Собрать все бумаги непросто. Однако даже когда инспекторы получают полный комплект документов, они, как правило, отказываются возвращать налог из бюджета. Причина в том, что слишком много недобросовестных фирм подделывают документы и незаконно возмещают налог. В итоге ревизоры предпочитают подстраховаться. Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса дает им право проверять обоснованность применения компанией нулевой ставки НДС в течение трех месяцев после получения документов. По итогам проверки редкой фирме удается увидеть поступившую на свой банковский счет сумму налога. Поэтому организации вынуждены обращаться в суд.

На фоне описанных проблем замена НДС на налог с продаж представляется действенным решением. Но так ли это на самом деле?

Плюсы налога с продаж

До 2004 года максимальная ставка налога с продаж составляла 5 процентов. Ее конкретный размер устанавливали субъекты РФ. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10 процентов, налогом с продаж не облагались.

Допустим, налог на добавленную стоимость отменен и введена в действие глава кодекса в прежней редакции. В результате мы получим следующее. Платить налог будут лишь фирмы которые в основном торгуют в розницу. Для таких компаний НсП, на первый взгляд, выгоднее НДС – меньше и ставка, и декларацию проще заполнить.

Разумеется, если НсП действительно заменит НДС, он будет существенно отличаться от прежнего варианта. Так, например, налог нужно будет начислять на любую продажу товаров, работ или услуг. Исключений для определенных видов продуктов (хлеб, молоко, лекарства и т. д.) уже не будет.

Конечно, многим фирмам изменения будут выгодны. Ведь НсП, который предполагают ввести, будут платить только компании, которые продают товары конечным потребителям. Покупку сырья для последующего производства планируют освободить от налога.

Недовольные будут всегда

Как было сказано выше, в первую очередь должны поменяться плательщики налога и его ставка.

НсП будут платить с суммы реализованной продукции. В отличие от НДС, уменьшить расчетную базу налога на суммы, которые были уплачены при покупке товара, будет нельзя. Данное положение законодатели едва ли изменят. В противном случае замена одного налога на другой будет лишена смысла – все проблемы НДС связаны именно с вычетами. Альтернативным вариантом такой замене может стать снижение действующей ставки налога на добавленную стоимость. Именно уменьшение НДС пока по-прежнему остается решением депутатов Государственной думы.

Но если компании лишатся возможности возмещать налог, то базы по НДС и НсП не будут равнозначны. Ведь налог с продаж будут платить со всей реализации, а не с разницы между продажей и покупкой. То есть нельзя сравнивать 18-процентную ставку НДС и 10-процентную НсП. Для фирм, у которых разница между суммами НДС к возврату и к начислению в бюджет невелика, налог с продаж может оказаться непосильным бременем.

Как ни странно, против отмены НДС возражают и экспортеры. Пусть и через суд, им иногда удается получить сумму возмещения из бюджета на свои счета. У налога с продаж нулевой ставки для экспортируемых товаров не будет. Об этом говорят эксперты управления Президента России. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога. В итоге отечественные товары станут неконкурентоспособными на международных рынках. Иностранные клиенты российских предприятий в этом случае начнут искать других поставщиков. У экспортеров останется лишь один выход – снижать себестоимость товаров.

Упрощенную систему отменят

Для крупных холдингов, которые состоят из множества фирм на «упрощенке», налоговая реформа также может оказаться очень неудобной. Введение налога с продаж вместо НДС предполагает возможную отмену упрощенной системы. По мнению идеологов НсП, ее вводили именно из-за сложности расчета НДС и его высокой ставки. Следовательно, переход на уплату налога с продаж будет означать отмену «упрощенки».

Справедливость данной позиции представляется сомнительной. Напомним, ставка налога при упрощенной системе равна 6 процентам от доходов или 15 процентам с разницы между доходами и расходами компании. В свою очередь, налог на прибыль платят по ставке 24 процента. Сравним его с единым налогом по ставке 15 процентов при упрощенной системе. Поскольку именно в этом случае базы для исчисления наиболее схожи. И в том, и в другом случае НДС можно относить на расходы. Следовательно, если отменить «упрощенку», малым фирмам придется платить государству как минимум на 9 процентов больше.

Заполнять декларации будут все

Эксперты управления настаивают на том, что декларацию по НсП должны будут сдавать все компании, включая тех, кто не платит налог. Например, предприятие выпускает и продает станки. Их покупают и используют только компании, которые занимаются производством. Значит, платить НсП предприятию не придется. Но от обязанности сдавать декларацию в инспекцию каждый отчетный период ее никто не освободит. Казалось бы, особых проблем не будет – всего-то придется отправить ревизорам пустые бланки с проставленным названием фирмы и ее реквизитами.

Но на практике все может оказаться не так просто. Появится новая проблема – налоговые проверки. Поскольку все компании будут плательщиками налога с продаж, инспекции получат право контролировать его уплату. Общеизвестно, что объектом выездных проверок в первую очередь становятся организации, которые регулярно сдают нулевую отчетность. Поэтому вполне вероятно, что инспекторы будут чаще наведываться в компании, которые на законном основании не платят налог с продаж, чем в те, что регулярно пополняют бюджет его суммами.

Грядущая реформа: за и против

Большинству компаний отмена НДС не выгодна. Их налоговая нагрузка возрастет. Экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог, поскольку он не предусматривает ставки в 0 процентов. Фирмы, которые оказывают услуги конечным потребителям, а также холдинги, которые создают мелкие фирмы на «упрощенке», вероятно, тоже будут недовольны. Первым в этом случае придется платить налог по ставке 10 процентов с выручки от реализации вместо разницы между НДС к уплате и к возмещению. Для других подобная отмена означает увеличение налоговой нагрузки как минимум на 9 процентов.

Кроме государства, налог с продаж может быть выгоден только крупным компаниям, которые продают производственное сырье, не строят свою структуру в форме холдинга и не экспортируют товары. Таким предприятиям не придется платить ни НДС (он будет отменен), ни новый налог с продаж.

Законодатели еще не приняли окончательное решение о замене НДС на налог с продаж. Пока они в основном говорят о законопроектах, призванных усовершенствовать механизм взимания НДС. Вместе с тем не исключено, что к 2009 году обороты компаний будут облагать налогом с продаж.

Елена Федорцова, эксперт «Консультанта»

МИНИСТРУ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУКАНБЕТОВУ С.Т.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Уважаемый Санжар Турдукожоевич!

Национальный альянс бизнес-ассоциаций, объединяющий более 75 отраслевых и региональных объединений предпринимателей, рассмотрев проект закона Кыргызской Республики О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», исключающий механизм стимулирования безналичных оборотов через установление нулевой ставки налога с продаж (НсП) по безналичным расчетам, полагает, что принятие такого законопроекта неприемлемо по следующим причинам.

  1. Установление нулевой ставки НсП для безналичных расчетов является в налоговой истории Кыргызстана, несмотря на многочисленные разрабатываемые правительственные и банковские программы повышения безналичных платежей, единственным реальным инструментом, стимулирующим увеличение безналичных оборотов в стране, а также фактором, в значительной степени обеспечившим сокращение неофициального сектора экономики за последние 4 года. Полагаем, что действие данного инструмента должно быть долгосрочным, вплоть до практически полного перехода страны на безналичные платежи и создания у юридических и физических лиц устойчивой привычки применять наличные денежные средства только в качестве исключения из правил.
  2. Аргумент, приведенный в Справке-обосновании об исчерпании влияния этого инструмента не соответствует действительности, поскольку снижение темпов его влияния объясняется не его исчерпанием, а только прохождением первой стадии его влияния – на крупные субъекты, для которых очевидна выгода от его использования. Многие средние субъекты пока не применяют его или применяют в минимальной степени по причине того, что вынуждены поддерживать большой наличный оборот, поскольку его партнерами и клиентами являются физические лица и лица, работающие по патенту, неоснащенности POS-терминалами, недостаточным внедрением и развитием электронного банкинга, а, порой, и в силу инерционности мышления. То есть инициаторы законопроекта, «сняв сливки», не желают расчищать поле для распространения этого инструмента на новые сферы, что требует долгосрочных и системных усилий, а желают получить сиюминутную выгоду, не оценивая последствия. Более того, данный аргумент будет несостоятельным в течение длительного времени и в случае действительного исчерпания его резервов, поскольку достигнутый уровень безналичных платежей нужно поддерживать, а не придавать процессу движение в обратном направлении.
  3. Увеличение поступлений ставки НсП для розничной торговли приведет не к увеличению доходов бюджета от этого налога, а только к кратковременному всплеску платежей с последующим уходом части бизнеса в теневой сектор. Кроме того, установление такой ставки для розничной торговли не обосновано экономическими расчетами, за исключением прямого арифметического расчета якобы доходов бюджета. Не следует также забывать, что возврат к прежней методике исчисления НсП, да еще и в увеличенном в два раза размере для плательщиков НДС, идет вразрез с ранее принятой и широко объявленной при введении данного налога концепцией о том, что его ставка будет снижаться на 0,5% ежегодно и составит к концу 2016 года «0»%.
  4. Рассматриваемая инициатива обязательно вызовет негативную реакцию бизнес-сообщества, которая порядком устало и находится в постоянном раздражении от непрекращающихся «бюджетных» инициатив органов управления страной, не проводящих последовательные и системные реформы, не направляющих усилия на теневой сектор экономики, а пытающихся возложить бремя недостаточного поступления средств в бюджет на добросовестный бизнес.
  5. Отсутствует АРВ к законопроекту, концепция законопроекта не обсуждалась с бизнесом и профессиональными кругами.

В целом же, касаясь вопросов реализации фискальной политики в стране в целом, хотели бы отметить, что низкая эффективность государственного управления в этой сфере во все более усугубляющейся степени связана с тем, что силы и средства госорганов и их должностных лиц сосредоточиваются на мелких, разовых, зачастую наносящих вред экономике страны «придумках», при одновременном вялом и непрофессиональном подходе к внедрению ясных, апробированных и эффективных инструментов администрирования бюджетных платежей, таких как фискализация налоговых процедур, применение электронных счетов-фактур всеми категориями субъектов, которые при системном внедрении решат и проблему теневой экономики и повышения доходов бюджета.

Предлагаем ввести мораторий на разработку и принятие законопроектов, направленных на повышение доходов бюджета за счет повышения налоговой нагрузки на бизнес, при этом сосредоточить усилия экономических ведомств на анализе эффективности расходования государственного бюджета республики, а также снижении теневых оборотов во всех сферах.

Информируем Вас, что НАБА направило в Правительство Кыргызской Республики обращение с просьбой не одобрять рассматриваемую инициативу.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

к проекту Закона Кыргызской Республики

«О внесении изменений в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики»

Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года № 230

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Статья 316. Объект налогообложения

1. Объектом обложения налогом с продаж являются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.

2. Не являются объектом обложения налогом с продаж:

……

9) продажа предприятия или его обособленного подразделения одним налогоплательщиком НДС другому налогоплательщику НДС или субъекту, который становится таковым в момент передачи.

10) Отсутствует

Статья 316. Объект налогообложения

1. Объектом обложения налогом с продаж являются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.

2. Не являются объектом обложения налогом с продаж:

……

9) Признан утратившим силу

10) реализация товаров, работ, услуг индивидуальному предпринимателю, применяющему общий налоговый режим.

Статья 317. Налоговая база

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговой базой является выручка от реализации товаров, работ, услуг, без учета НДС и налога с продаж.

Статья 317. Налоговая база

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговой базой является выручка от реализации товаров, работ, услуг физическому лицу, без учета НДС и налога с продаж.

Статья 319. Ставка налога

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, ставка налога с продаж устанавливается:

1) при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, оплаченных в наличной форме:

а) в размере 1 процента — для торговой деятельности;

б) в размере 2 процентов — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта;

2) при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, оплаченных в безналичной форме, — в размере 0 процентов.

2. Ставка налога с продаж устанавливается в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных:

1) в наличной форме:

а) в размере 2 процентов — для торговой деятельности;

б) в размере 3 процентов — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 настоящей части;

2) в безналичной форме — в размере 0 процентов.

Статья 319. Ставка налога

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, ставка налога с продаж устанавливается в размере 2 процентов.

1) Признать утратившим силу

2) Признан утратившим силу

2. Ставка налога с продаж устанавливается в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в размере 3 процентов.

В Соединенных Штатах давно хотят отказаться от налога с продаж в пользу НДС, но этому мешает государственное устройство США. По американской конституции косвенные налоги закреплены за штатами. Поэтому НДС имеет смысл вводить сразу во всех штатах, чтобы можно было осуществлять зачеты по нему. При большом количестве независимых штатов эта процедура неосуществима без изменения конституции.
Зато в Канаде, где количество провинций гораздо меньше, удалось договориться и ввести НДС наряду с налогом с продаж. В России тоже какое-то время два налога сосуществовали. Но это обычно – переходная мера, и в российских условиях такая реформа выглядела бы как возврат в прошлое.
Поступления от налога с продаж в отличие от НДС можно отдать регионам, что усилит их налоговую автономию. Это сильнейший аргумент сторонников налога с продаж, с которым трудно не согласиться. Однако в таком случае федеральный бюджет понесет большие потери. Дело в том, что в США, где налог с продаж взимается штатами, федеральный бюджет примерно наполовину наполняется налогом на личный доход, а в России такие налоги дают лишь около 15% доходов госбюджета.
И.В. Трунин – к.э.н., заведующий лабораторией проблем фискального федерализма и субнациональных финансов