Налог на имущество 2018

Содержание

Особенности расчета земельного налога после изменения кадастровой стоимости участка

Земельный налог, который выплачивается всеми собственниками земельных участков, рассчитывается на основании двух основных показателей — налоговой ставки и базы. В качестве последнего показателя используется кадастровая стоимость того земельного надела, который является объектом налогообложения.

Однако эта величина не является постоянной и на протяжении определенного периода времени может изменяться.

Расчет налога в этом случае будет происходить с определенными особенностями, которые и будут рассмотрены далее в статье.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

В каких случаях кадастровая стоимость может измениться?

Прежде всего, стоит определиться с тем, что именно представляет собой кадастровая стоимость земли.

Под данным термином понимается цена объекта недвижимости, которая была установлена в ходе проведения кадастровых работ уполномоченным на это специалистом и закреплена документально, в бумагах, выдаваемых на участок.

В частности, в качестве подтверждающей данную стоимость документации может выступать:

  • кадастровый паспорт (этот документ выдавался ранее, однако если его данные действительны, то он может быть использован и в современных условиях);
  • выписка из ЕГРП (документ, который пришел на смену предыдущему и с 2017 года выдается из Единого государственного реестра прав).

При установлении кадастровой стоимости в отношении конкретного участка на этот показатель оказывают влияние следующие факторы:

  • площадь участка;
  • его месторасположение (причем влияние оказывает не только конкретный субъект, но и тип местности, то есть городская или сельская);
  • категория земель;
  • вид разрешенного использования.

Поскольку данных факторов довольно много, в случае изменения какого-либо из них или же по другим причинам может быть изменена и кадастровая стоимость, причем как в сторону понижения, так и в сторону увеличения.

Основные причины изменения данной характеристики участка

Изменение категории земли (перевод ее из одной категории в другую)

От этого показателя напрямую зависит кадастровая стоимость (для каждой категории она существенно отличается и рассчитывается на основании установленных законодательно показателей). Аналогичная ситуация возможна и с изменением вида разрешенного использования участка.

Совершение ошибок при проведении кадастровых работ инженером

Данная ситуация является нередкой, хотя и к работе кадастрового инженера выдвигаются довольно жесткие требования — как относительно его личных знаний и опыта, так и касательно проведения самих работ. Однако гарантии отсутствия ошибок это все равно не дает.

В частности, ошибки инженера могут быть связаны с неправильно установленными границами (в результате чего будет совсем другая площадь) или же с неправильными расчетами самой стоимости, после чего неправильные данные будут занесены в кадастр.

Установление судом рыночной стоимости земли и ее внесение в кадастр

Данная ситуация возможна, если собственник подал в суд иск с целью оспорить кадастровую стоимость, установленную ранее. В ходе этого проводится еще одна, независимая оценка земли, в результате чего данный показатель чаще всего снижается.

Изменение площади земли

Этот показатель напрямую влияет на стоимость (чем больше площадь, тем дороже стоит

участок). Площадь может быть скорректирована по различным причинам: изменение или уточнение границ, объединение нескольких участков или разделение одного на два и более и т. д.

Каждый из этих факторов может влиять на кадастровую стоимость как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения.

Порядок расчета налога после этого также будет отличаться в зависимости от конкретной ситуации.

Особенности уплаты земельного налога после изменений

Действия плательщика после изменения кадастровой стоимости и порядок расчета суммы платежа зависят от того, по каким именно причинами произошли данные перемены. В частности, возможны следующие варианты действий:

Применять новую величину для расчета налога можно сразу же в том году, когда она была установлена

В большинстве случаев этот вариант используется, когда данный показатель был уменьшен, причем по причине исправления кадастровых ошибок или вступившего в силу решения суда с измененной стоимостью.

При этом в отдельных случаях снизить налог к уплате можно не только за тот год, когда стоимость была пересмотрена, но и за несколько предыдущих периодов (но не более чем за три).

Обязательным условием при этом является тот факт, чтобы и в эти периоды применение прежней стоимости было необоснованным.

Применение новых данных распространяется только на тот налоговый период, который следует за отчетным

То есть, если стоимость изменилась в 2016 году, то использовать ее для расчетов можно будет лишь при вычислении налога за 2017 год. Что касается 2016 года, то за него плата будет считаться еще по старому показателю.

В частности, данный вариант распространяется на ситуации, когда изменения произошло по следующим причинам:

  • перевод земли в другую категорию;
  • изменение вида разрешенного использования;
  • пересчет площади земельного участка.

Также рекомендуется использовать такой вариант во всех ситуациях с изменением стоимости, когда она была скорректирована в сторону повышения, независимо от причин, по которым это произошло. В частности, такое мнение содержится в письме Минфина России от 05.09.2013 г. № 03-05-05-02/36540.

От уплаты налога на дарение земельного участка освобождены близкие родственники.

Можно ли приобрести земельный участок на средства материнского капитала? Узнайте об этом .

Хотите взять ипотеку в Россельхозбанке? Об условиях вы можете прочитать в нашей статье.

Порядок уплаты налога

После изменения кадастровой стоимости участка плательщику необходимо предпринять ряд следующих действий:

  1. Подготовка документов с новой кадастровой стоимостью. Стоит учесть, что данные о произошедших изменениях обязательно должны быть занесены в реестр и закреплены документально. Только в этом случаев становится возможным пересчет величины земельного налога.
  2. Подача документов в ИФНС. Обращаться необходимо в то отделение инспекции, где собственник земли состоит на учете в качестве плательщика земельного налога. Там же можно и получить подробную консультацию относительно того, когда именно будет применяться новая кадастровая стоимость — с текущего года или уже со следующего.
  3. Ожидание уведомления из налоговой с суммой к оплате. Данный этап распространяется только на физ лиц (граждан и ИП), юрлица обязаны рассчитывать этот показатель самостоятельно.

В большинстве случаев сотрудники инспекции применяют для расчетов новую стоимость со следующего налогового периода, с чем плательщики соглашаются далеко не всегда.

В такой ситуации единственным вариантом решения проблемы является обращение в суд, где и будет точно установлено, когда именно должна применяться новая кадастровая стоимость.

Стоит отметить, что именно судебная практика и является определяющим фактором при

решении вопросов о том, как именно должен в данной ситуации рассчитываться земельный налог. Это связано, в частности, с тем, что четкого законодательного регулирования этот вопрос не имеет, поэтому дело решается в суде с рассмотрением его конкретных обстоятельств.

Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка существенно влияет на величину и порядок расчета налога, который выплачивается с данного объекта недвижимости.

Причем это влияние может быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, от чего напрямую зависит, с какого именно налогового периода данные изменения смогут быть применены.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

С 1 января 2020 года: налог на имущество физлиц


Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и его размер определяется соответствующим нормативным актом, принимаемым местным законодательным органом (часть 1 статьи 61 Налогового кодекса России). Размер налоговых ставок для своего региона вы можете посмотреть (в том числе там же можно увидеть объём льгот и вычетов, а также основания для их предоставления). Хотя существуют некие федеральные стандарты (главы 28, 31 и 32 Налогового кодекса России), но границы регулирования на местном уровне достаточно широкие…
До 2015 года налог на имущество физлиц в большинстве случаев носил номинальный характер (если забыть про личный транспорт, который власти всегда считали признаком «роскоши» и потому изо всех сил облагали оброком). Налог на недвижимое имущество исчислялся с «инвентарной» или «балансовой» стоимости (для жилья и земли соответственно) и его размер в большинстве случаев был незначительный или даже около нулевой (особенно для старых домов или садовых участков), но в 2014 году случился известный кризис, в связи с чем эту неосвоенную кубышку было решено вскрыть и влить в бюджет. С 2015 года налог стали исчислять с кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной. Переход к новому уровню налоговой нагрузки осуществлялся поэтапно (коэффициент постепенно повышался с 0,2 до единицы), но с нового года по всей стране налог на имущество будет начисляться теперь только по новым правилам и в полном объёме. Да, ещё не во всех муниципальных образованиях посчитали кадастровую стоимость, но это прям вот последние из могикан – нерасторопных будут подгонять из Москвы, да и сами местные власти в первую очередь заинтересованы в увеличении налоговых поступлений.
Размер налога исчисляется довольно просто.
Налог на объекты недвижимости (но НЕ земельные участки):
— самые распространённые (народные) объекты налогообложения: комнаты, квартиры, жилые дома, хозяйственные постройки разного назначения площадью менее 50 кв.м., расположенные на земельных участках с разрешённым использованием «индивидуальное жилищное строительство», «личное подсобное хозяйство», «садоводство», «огородничество» (то есть НЕ на земле «общественно-делового», «промышленного» и разного прочего подобного назначения), гаражи и машино-места, объекты незавершённого строительства (если в итоге будет построено что-то из ранее перечисленного), а также доли указанных объектов недвижимости облагаются налогом по ставке – до 0,3% от кадастровой стоимости (то есть для квартиры кадастровой стоимостью 5 миллионов рублей размер ежегодного налога будет от нуля до 15 000 рублей);
— самые дорогие объекты налогообложения: недвижимость с кадастровой стоимостью более 300 миллионов рублей могут облагаться по повышенной ставке налога – до 6% от кадастровой стоимости;
— все прочие объекты (то есть в первую очередь хозяйственные постройки площадью более 50 кв.м. и/или предназначенные для предпринимательской деятельности) облагаются налогом в размере – до 1,5% от кадастровой стоимости.

Ставка налога может быть дифференцированной в указанных пределах в зависимости от размера кадастровой стоимости, назначения объекта или его местоположения (статья 406 Налогового кодекса России).
Размер кадастровой стоимости любого объекта недвижимости можно абсолютно бесплатно и самостоятельно посмотреть в справочном разделе Росреестра. Например, стоимость здания уфимского Конгресс-холла, с кадастровым номером 02:55:010147:2039, площадью 36 000 кв.м., составляет в данный момент 367 млн руб.
Предусмотрены налоговые вычеты (из кадастровой стоимости объектов налогообложения в пропорциональном размере):
— 10 кв.м. для комнаты;
— 20 кв.м. для квартиры;
— 50 кв.м. для жилого дома;
— 1 миллион рублей для «единого недвижимого комплекса», в состав которого входит хотя бы один жилой дом;
— дополнительно к вышеуказанным вычетам для многодетных семей (3 и более несовершеннолетних детей) предусмотрен дополнительный вычет в размере 5-7 кв.м. от налогооблагаемой базы для комнаты/квартиры/жилого дома из расчёта на каждого ребёнка (статья 403 Налогового кодекса России);
— хозяйственные постройки площадью менее 50 кв.м. на землях ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество;
— другие вычеты для отдельных категорий льготников (статья 407 Налогового кодекса России).
Полный перечень ставок, льгот и вычетов для своего региона можно посмотреть (для примера показана Москва, но, нажав на герб сверху, можно изменить справочный параметр, поменяв на любой другой субъект федерации). Внимание: в справочной информации имеются 4 вкладки и там можно увидеть: размер «ставок», размер и условия «вычетов», обязательные «федеральные льготы», а также дополнительные «местные» – изучайте внимательнее, там достаточно просто и доходчиво всё описано (ИФНС – респект 😉 👍 ).
Кстати говоря, льготы и вычеты не предоставляются для объектов недвижимости кадастровой стоимостью более 300 миллионов рублей (часть 5 статьи 407 Налогового кодекса России).
Налог на земельные участки (находящиеся в собственности, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемом владении):
— земли ИЖС (вид разрешённого использования: индивидуальное жилищное строительство), ЛПХ (личное подсобное хозяйство), для садоводства и огородничества, а также сельхоз-назначения облагаются по ставке налога – до 0,3% от кадастровой стоимости этих участков;
— все прочие земельные участки – до 1,5% от кадастровой стоимости (статья 394 Налогового кодекса России).
Размер кадастровой стоимости любого земельного участка можно абсолютно бесплатно и самостоятельно посмотреть на публичной кадастровой карте России. Например, стоимость земельного участка номер 02:55:010168:245, площадью 38 000 кв.м., на территории которого находится наш уфимский Конгресс-холл, составляет в данный момент 209 млн руб.
Предусмотрены налоговые вычеты (из кадастровой стоимости объектов налогообложения в пропорциональном размере):
— 600 кв.м. для пенсионеров, семей с тремя и более детьми, прочих «традиционных» категорий льготников (часть 5 статьи 391 Налогового кодекса России);
— коренные народы Севера имеют налоговый вычет без ограничения площади земельного участка (пункт 7 части 1 статьи 395 Налогового кодекса России).
Полный перечень ставок и льгот для своего региона можно посмотреть (для примера показана Москва, но регион можно изменить на любой). В справочной информации имеются 3 вкладки и там можно увидеть: размер «ставок», размер и условия обязательных «федеральных льгот», а также дополнительные «местные» – изучайте внимательнее, там достаточно просто и доходчиво всё описано.
Внимание: земельный участок под многоквартирным домом не является объектом налогообложения (пункт 6 части 2 статьи 389 Налогового кодекса России).
По поводу начисления транспортного налога ничего не изменилось, но на всякий случай справочно напомню, если кому-то это интересно.
Транспортный налог:
— до 100 л.с. (включительно) – 2,5 руб/л.с.
— свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 3,5 руб/л.с.
— свыше 150 л.с. до 200 л.с. – 5 руб/л.с.
— свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 7,5 руб/л.с.
— свыше 250 л.с. – 15 руб/л.с. (статья 361 Налогового кодекса России)
Каждый регион вправе изменять базовую ставку (указанную выше) в сторону уменьшения/увеличения в 10 раз в зависимости от возраста и типа транспортного средства, экологического класса (на автомобили мощностью до 150 л.с. может быть установлена и нулевая ставка).
Полный перечень ставок, льгот и вычетов для своего региона можно посмотреть (для примера показана Москва, но можно изменить на любой регион). В справочной информации имеются 4 вкладки и можно увидеть: размер «ставок», размер и условия «вычетов», обязательные «федеральные льготы», а также дополнительные «местные» – изучайте внимательнее.
По общему правилу, льготы и вычеты можно получить только по одному объекту одного типа (один легковой автомобиль, одна квартира, один земельный участок и так далее). Гражданин, если у него в собственности несколько однотипных объектов налогообложения, вправе сам выбрать тот объект, к которому будет применена льгота. По умолчанию, если налогоплательщик не пишет такое заявление (не выбирает сам объект, к которому будет применена льгота), налоговая льгота предоставляется в отношении объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога…
Заключение
Так-то в общем можно заметить, что и относительно объектов недвижимости, и относительно транспортного налога предусмотрена прогрессивная справедливая шкала налогообложения. При этом плательщик налога (собственник объекта) практически не может повлиять на определение размера кадастровой стоимости, так как это происходит в условно автоматическом порядке (размер кадастровой стоимости определяется в настоящий момент специализированными государственными бюджетными учреждениями (ГБУ) в рамках Закона «О государственной кадастровой оценке») и оспорить итоги кадарстровой оценки можно только в Росреестре и/или в суде. Первое время было довольно много судебных тяжб по поводу размера кадастровой стоимости, но достаточно быстро основная часть проблем в этой сфере была решена, насколько я знаю.
Здесь, в общем, можно было бы завершить текст на мажорной ноте (которая уместна, если забыть про то, что все начали платить в совокупности значительно больше налогов), но я так не могу, поскольку на 100% уверен, что размер взыскиваемого налога на имущество продолжит увеличиваться и дальше. Откуда такая уверенность?
На самом деле, о неизбежности увеличения налогов на недвижимость (которые ещё несколько лет назад у нас фактически отсутствовали) я думал ещё лет 15 назад, и в этом вопросе логика работает самая элементарная: во всех Западных странах расходы на ЖКХ и уплату налогов на недвижимость (или его аренду) составляют основную часть расходов граждан. Наши власти обычно не упускают возможность взять пример с Запада, когда дело касается возможности изыскать новый источник дохода в карман бюджет, поэтому вне всяких сомнений рост налога на недвижимое имущество был неизбежен… И остался только один вопрос: когда будет следующий этап повышения этого налога?
P.S. Дополнительно могу отметить, что налоговая стала заметно лояльнее к гражданам при личном общении (в том числе длинные очереди, по крайней мере в Уфе, давно ушли в прошлое), а сайт налоговой содержит массу полезной информации с понятными объяснениями. Например, по поводу таких вопросов можно почитать (для Москвы, но регион можно изменить в окошечке сверху):
Налог на имущество физических лиц
Налог на доходы физических лиц
Имущественный вычет при продаже имущества
Имущественный вычет при приобретении имущества

#налогнаимуществофизическихлиц #налогназемлю #налогнаквартиру #налогнадом #транспортныйналог

Налог на имущество относится к группе региональных. Право устанавливать величину налоговой ставки – прерогатива законодателей субъектов РФ. Однако, при этом закон требует учитывать предельный верхний порог ставок, указанный в главе 30 НК РФ.

Имущественное налоговое бремя распространяется как на юридических (предприятия и организации, на балансе которых находится облагаемое имущество), так и на физических лиц, у которых установленным образом подтверждено право собственности на тот или иной имущественный объект.

Ставка налога на имущество в 2018 году для юрлиц

Кто является плательщиком?

Плательщиками являются организации, имеющие налогооблагаемое имущество.

Обязательное условие для начисления налога – наличие на балансе плательщика недвижимого и движимого имущества, учитываемого в качестве основных средств. При этом налоговой базой является кадастровая или среднегодовая стоимость имущества.

Ставка налога на имущество 2018 года

Законодательные власти в регионах наделены правами самостоятельно устанавливать величину налоговой ставки, а также предоставлять плательщикам льготы в части налога на имущество. Но в тоже время налоговая ставка по налогу на имущество 2018 г., определенная нормативными актами регионов, согласно п. 1 ст. 380 НК РФ, не может быть выше установленного максимума, и составляет:

Налоговая база

Максимальная ставка налога на имущество

2014 год

2015 год

2016-2018 г.г.

Среднегодовая стоимость

2,2%

Кадастровая стоимость

Для городов федерального значения (Москва, СПб, Севастополь)

1,5%

1,7%

2,0%

Для иных субъектов Российской Федерации

1,0%

1,5%

2,0%

На местном уровне эти ставки могут дифференцироваться в зависимости от вида имущества и категории налогоплательщика.

Указанное в п. 25 ст. 381 НК движимое имущество, принятое к учету с 01.01.2013 г., в 2018 году облагается налогом по ставке 1,1%, если меньшая ставка не была соответствующим образом установлена региональным актом, либо данное имущество не освобождено специальным решением от налогообложения.

В тех случаях, когда решением субъекта не определена специальная налоговая ставка на имущество, за основу при расчете суммы к уплате принимаются ставки, указанные в НК РФ. Подробнее о налоге на движимое имущество в 2018 г. читайте.

Льготы по имущественному налогу

Ст. 381 НК устанавливает перечень организаций и учреждений, подпадающих под действие льгот по имущественному налогу юрлиц.

Нормами статьи предусмотрено две категории федеральных налоговых привилегий:

  • Первая – освобождение от необходимости платить налог на имущество в полном объеме (в этом случае отсутствует база для его начисления);
  • Вторая – частичное (доля устанавливается для каждой категории льготников отдельно) освобождение от уплаты налогового бремени. Оно может быть выражено в применении к общей массе имущества льготной налоговой ставки, или высвобождении от налогового бремени некоторые виды имущества.

Также можно выделить третью категорию льгот – региональную, установленную в конкретном субъекте РФ.

На введенный в РФ с 2018 года налог на движимое имущество также распространяются льготы, но только региональные. Федеральными актами они не предусмотрены. Однако, для того, чтобы установленная в регионе льгота действовала, следует учитывать один существенный аспект:

  • решение о предоставлении льгот должно быть вынесено до наступления текущего налогового периода (в данном случае – до наступления 2018 года).

Если таковое решение было ратифицировано в течение налогового периода (т.е. – после 01.01.2018 года), региональная льгота не применяется, а по налогу на имущество, которое принято собственником на учет до, либо после 01.01.2013 года, должна быть применена предельная ставка – 1,1%.

Ставка налога на имущество в 2018 году для физических лиц

Обязанность уплачивать налог на имущество распространяется и на физических лиц – граждан РФ. С 2018 года для этой категории плательщиков он исчисляется по новым правилам.

Для физлиц налоговая ставка по налогу на имущество 2018 г. применяется исходя из кадастровой либо инвентаризационной стоимости объекта.

О ставках при кадастровой оценке

В большинстве регионов РФ начисление налога на имущество физлиц производится из учета его кадастровой стоимости, определяемой на начало налогового периода. Там, где действует закон о применении кадастровой оценки в качестве налоговой базы, предельные ставки составляют (п.2 ст. 406 НК РФ):

Ставка

Объекты

0,1% (ставка может уменьшаться, вплоть до нуля, или увеличиваться, но не более, чем в 3 раза)

Жилые дома (в т.ч. недостороенные), квартиры, комнаты, незавершенные объекты, комплексы недвижимости с жилым домом, гаражи, машиноместа, хозпостройки до 50 кв. м на дачных участках

2%

Административные, торговые центры стоимостью от 300 млн.руб.

0,5%

Иные объекты

Если законом региона ставки не определены, для расчета применяют указанные значения.

При расчете суммы налога на имущество для физлиц применяется понижающий коэффициент, величина которого напрямую зависит от периода его применения. Так, в субъектах, где налог рассчитывается из учета кадастровой стоимости, и применяется:

  • второй год относительно налогового периода – расчетный коэффициент вырастает с 0,2 до 0,4;
  • третий год – величина коэффициента будет составлять 0,6,
  • четвертый – 0,8.

О ставках при инвентаризационной оценке

В субъектах России, где в качестве налоговой базы принята инвентаризационная стоимость имущества, при начислении суммы налога она индексируется на фиксированный коэффициент-дефлятор, в 2018 г. равный 1,481 (в предыдущих налоговых периодах этот показатель составлял 1,425).

П. 4 ст. 406 НК РФ предусматривает следующие пределы ставок налога, рассчитываемого из суммарной инвентаризационной стоимости объектов:

Инвентаризационная стоимость объектов, умноженная на коэффициент-дефлятор

Ставка

до 300 000 рублей

до 0,1%

от 300 001 до 500 000 рублей включительно

от 0,1 до 0,3 %

более 500 000 рублей

от 0,3 до 2,0 %

В субъектах, не установивших свои налоговые ставки, налог исчисляется из расчета:

  • 0,1% — по объектам суммарной стоимостью (с учетом коэффициента-дефлятора) не более 500 тыс. руб.:
  • 0,3% — по остальным объектам.

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками — физическими лицами в случае перерасчета им транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога (далее — налоги) предлагаем учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@ «Об утверждении формы налогового уведомления» при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел «Перерасчет налога» по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию — по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации — по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее — регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

4) определением кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания её значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;

5) получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;

6) иными ошибками (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу, в вышеперечисленных случаях налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия / отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При этом следует понимать, что Кодексом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления, за исключением общей нормы о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Кроме того, положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@ и от 26.05.2016 № ММВ-7-12/338@ «Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных» не исключено направление налоговых уведомлений с перерасчетом налогов как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов, так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

С учетом изложенного налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

В случае, если до истечения предельного срока рассмотрения обращения, информация, позволяющая определить наличие / отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных Кодексом. Дальнейшее выполнение соответствующих действий мониториться структурным подразделением налоговой инспекции, ответственным за формирование налоговых обязательств по налогам.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней:

— проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);

— определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении, при этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении;

— информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России;

— после завершения процесса формирования налогового уведомления информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию (за исключением пользователей Личного кабинета налогоплательщика), а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении — принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящие разъяснения до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов, а также обеспечить наличие на информационных стендах по месту приёма налогоплательщиков прилагаемого типового листа информирования.

Приложение: типовой лист информирования (на 1 л. в 1 экз. в каждый адрес).

Заместитель
руководителя ФНС России
С.Л. Бондарчук

Согласовано

Заместитель
руководителя ФНС России
А.Л. Оверчук

* В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 1 декабря 2016 г. № БС-4-21/22888@
(1)(рекомендуемое)

Типовой лист информирования

налогоплательщиков-физических лиц по вопросу

перерасчета налогов на имущество(1)

Уважаемые налогоплательщики — физические лица!

Если в вашем налоговом уведомлении:

— содержатся неточные (неактуальные) сведения;

— не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты —

Вы можете направить соответствующее обращение в налоговую инспекцию

с использованием сервисов «Личный кабинет налогоплательщика» или

«Обратиться в ФНС России», размещенных на официальном интернет-сайте

ФНС России (www.nalog.ru).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и

формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не

позднее 30 дней*(2):

1) обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней;

2) сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока

уплаты налога и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

3) в случае если вы не являетесь пользователем Личного кабинета

налогоплательщика, направит вам новое налоговое уведомление в

установленном порядке;

4) направит вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете

налогоплательщика), в т.ч. в случае отсутствия основания для перерасчета

налога (налогов).

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой

инспекции /__________________________________________________________/:

(указать наименование инспекции)

номер телефона: _____________________________________ либо по бесплатному

телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

(1) Для размещения на информационных стендах инспекций ФНС России по

месту приёма налогоплательщиков-физических лиц.

(2) В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не

более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа

необходимых документов и материалов.