Начисление амортизации в бюджете

Бюджетный учет основных средств в 2019-2020 годах (нюансы)

Основные средства в бюджетном учете — 2019-2020: вводная информация

Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения

Амортизация ОС

Учет выбытия ОС

Итоги

Основные средства в бюджетном учете — 2019-2020: вводная информация

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2019-2020 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте .

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а такжео логику составления проводок.

Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Номер разряда счета

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»

1 — за счет средств бюджета

101 —основные средства

1 —недвижимое имущество

8 — прочие основные средства

310 — увеличение стоимости ОС

О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте .

Отметим, что для бюджетного учета основных средств согласно приказу № 162н возможны только 2 вида финансового обеспечения: за счет бюджета (код 1) и средств во временном распоряжении (код 3).

Таким образом, казенные учреждения, госорганы и прочие организации, подпадающие под юрисдикцию приказа № 162н, не могут иметь собственные небюджетные доходы.

Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения

ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.

Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», который содержит 3 группировочных счета:

  • 0010611000 — для недвижимого имущества;
  • 0010631000 — для движимого;
  • 0010641000 — для учета объектов финансовой аренды.

В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС (см. план счетов, утвержденный приказом № 162н). Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.

Основные проводки по учету основных средств при поступлении приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в пп. 7, 31, 33, 34 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Описание проводки в учете основных средств

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310, 010641310)

Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660, 020832660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730, 030232730)

Приобретение ОС

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310)

Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты, 010500000 «Материальные запасы»

Создание объекта ОС собственными силами

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310, 010112310, 010113310)

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию построенного здания

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», 010631310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 040110180 «Прочие доходы»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего иного распорядителя ресурсов бюджета того же уровня, от организаций, физических лиц.

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 040110100 «Доходы экономического субъекта» (040110151, 040110152, 040110153)

Прочие безвозмездные поступления ОС

Дт 010140000 «Основные средства — предметы лизинга» (010141310–010148310)

Кт 010641310 «Увеличение вложений в основные средства — предметы лизинга»

Принятие к учету в 2016–2018 гг. ОС, взятых в лизинг

О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Амортизация ОС

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Срок полезного использования определяется исходя из:

  • ожидаемого срока получения экономических выгод;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).

Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).

В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.

Учет выбытия ОС

Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.

Основные проводки по учету основных средств при выбытии приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в п. 10 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Описание проводки в учете основных средств

Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271)

Кт 010100000 «Основные средства» (010134410, 010135410, 010136410, 010138410)

Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью не более 3 000 руб.

Дт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 040120200 «Расходы экономического субъекта» (040120241, 040120242, 040120251, 040120252, 040120253)

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410)

Безвозмездная передача объекта или передача в доверительное управление

Дт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410)

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410)

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410)

Продажа ОС

Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс.

Итоги

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основные средства бюджетного учреждения относятся к категории иного движимого и особо ценного движимого имущества, используются при оказании муниципальных услуг.
Основные средства приобретены по КФО «5», затем учитываются путем переноса через счет 304.06 по КФО «4».
Затраты при начислении амортизации не закладывались в расчет размера субсидии на выполнение муниципального задания.
На каком счете в этом случае должны учитываться затраты при начислении амортизации: на счете 109.60 или 401.20.271?

30 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выбор конкретного счета 0 109 60 271 либо 0 401 20 271 для учета затрат при начислении амортизации определяется положениями учетной политики бюджетного учреждения.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 26 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, начисление амортизации на объекты основных средств может осуществляться как с применением счета 0 109 60 271, так и с применением счета 0 401 20 271.
Поэтому выбор конкретного счета определяется положениями учетной политики учреждения.
В то же время счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 134 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). Его основное предназначение заключается в формировании фактической себестоимости муниципальных услуг, которая должна сравниваться и быть сопоставима с плановой (нормативной) себестоимостью этих услуг (без учета нормативных затрат на содержание имущества), определяемой на основании нормативных затрат.
Поэтому, учитывая, что в рассматриваемой ситуации затраты при начислении амортизации не закладывались в расчет размера субсидии на выполнение муниципального задания, суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании муниципальных услуг, могут списываться в дебет счета 4 401 20 271.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

В последнее время законодатели уделяют амортизации большое внимание, так как в экономическом смысле накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства изношенных основных фондов.

Экономика учит, что производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию. Поэтому внимание законодателей проявляется как изменение, в основном повышение, норм амортизационных отчислений в целях стимулирования развития и совершенствования отечественных производственных фондов. Не обошли законодатели вниманием и бюджетные учреждения. С 1 января 2009 года изменились правила начисления амортизации в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

📌 Реклама Отключить

К амортизируемому имуществу в бюджетном учете относятся объекты основных средств, нематериальных активов, а также и основных фондов имущества казны. В ранее действовавшей Инструкции № 25н говорилось о начислении амортизации только по объектам основных средств и нематериальных активов. Однако на объекты имущества казны до 01.01.2009 также начислялась амортизация, но поскольку они учитывались как основные средства на одноименном счете 101 00 000, то отдельного счета для учета амортизационных отчислений по имуществу казны не было. В данном материале мы рассмотрим правила начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, которые в дальнейшем могут именоваться амортизируемые нефинансовые активы.

📌 Реклама Отключить

Порядок начисления амортизации

Амортизационные отчисления отражаются в бюджетном учете путем накопления соответствующих сумм на счетах второго порядка счета 104 00 000 «Амортизация»:

– 104 01 000 «Амортизация жилых помещений»;

– 104 02 000 «Амортизация нежилых помещений»;

– 104 03 000 «Амортизация сооружений»;

– 104 04 000 «Амортизация машин и оборудования»;

– 104 05 000 «Амортизация транспортных средств»;

– 104 06 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»;

– 104 07 000 «Амортизация библиотечного фонда»;

📌 Реклама Отключить

– 104 08 000 «Амортизация прочих основных средств»;

– 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов».

Правила начисления амортизации в бюджетном учете (в бухгалтерском учете бюджетных организаций) до недавнего времени отличались от правил амортизации имущества в целях налогообложения. Основным различием, доставлявшим неудобство бухгалтерам бюджетных учреждений, было различие в лимите единовременного 100%-го начисления амортизации при выдаче объекта в эксплуатацию. С введением в действие Инструкции № 148н (утверждена Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н) указанный лимит повышен в два раза (п. 43 Инструкции № 148н). Теперь он составляет, как и в налоговом учете, 20 000 руб.

📌 Реклама Отключить

Повышен также лимит списания стоимости объектов без начисления амортизации с 1000 до 3 000 руб.

Таким образом, можно выделить три категории основных средств (за исключением объектов библиотечного фонда) и нематериальных активов по способу начисления амортизации:

1‑я категория – амортизация не начисляется:

а) основные средства и нематериальные активы стоимостью до 3 000 руб. Их стоимость списывается при передаче объекта в эксплуатацию (п. 43 Инструкции № 148н, п. 20 приложения 1 к Инструкции № 148н).

Операции по принятию на учет указанных объектов и их списанию отражаются проводками:

Дебет Кредит
Поставлены на учет по сформированной первоначальной стоимости объекта до 3 000 руб. включительно:
– основные средства 1 (2) 101 xx 310 1 (2) 106 01 410
– нематериальные активы 1 (2) 102 01 320 1 (2) 106 02 420
Списаны объекты при выдаче в эксплуатацию:
– основные средства 1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 101 xx 410
– нематериальные активы 1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 102 01 320

б) драгоценности и ювелирные изделия. 📌 Реклама Отключить

Дебет Кредит
Поставлены на учет по сформированной первоначальной стоимости драгоценности и ювелирные изделия 1 101 08 310 1 106 01 410

2‑я категория – начисляется 100%-я амортизация при выдаче объекта в эксплуатацию. К этой категории относятся основные средства и нематериальные активы стоимостью от 3 000 до 20 000 руб. (п. 43, 49 Инструкции № 148н, п. 20 приложения 1 к Инструкции № 148н);

Операции по начислению амортизации в размере 100% балансовой стоимости отражаются следующим образом:

Дебет Кредит
Начислена амортизация в размере 100% балансовой стоимости:
– основные средства 1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 104 01 410 – 

1 (2) 104 06 410,

1 (2) 104 08 410

– нематериальные активы 1 401 01 271

2 106 04 340

1 (2) 104 09 420

3‑я категория – амортизация начисляется линейным способом в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. Это категория основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб. Корреспонденция счетов по начислению амортизации в этом случае соответствует вышеприведенной, однако сумма ежемесячной проводки будет составлять 1/12 годовой нормы амортизации (п. 43, 49 Инструкции № 148н). 📌 Реклама Отключить

На объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб. амортизация начисляется с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, то есть когда объект поставлен на соответствующий аналитический счет счета 101 00 000 «Основные средства» либо счета 102 00 000 «Нематериальные активы» (п. 40 Инструкции № 148н). На остальные объекты амортизация начисляется (списывается объект стоимостью до 3 000 руб.) при передаче в эксплуатацию (п. 43 Инструкции № 148н, п. 20 приложения 1 к Инструкции № 148н).

Следующая новация в начислении амортизации относится к библиотечному фонду. Библиотечный фонд причислен к амортизируемому имуществу (п. 43 Инструкции № 148н).

Ни для кого не секрет, что основная масса библиотечного фонда страны стоит на балансе бюджетных учреждений. В силу Налогового кодекса бюджетные учреждения являются плательщиками налога на имущество организаций, налоговой базой которого является остаточная стоимость основных средств, сформированная по правилам бухгалтерского учета (ст. 375 НК РФ). До 01.01.2009 амортизация на библиотечный фонд бюджетных учреждений не начислялась, соответственно, налоговая база по указанному налогу, а в результате и сумма налога были неоправданно завышены.

📌 Реклама Отключить

Существует особенность начисления амортизации на объекты библиотечного фонда. Как указывалось выше, основные средства делятся на три категории. Для библиотечного фонда установлена другая дифференциация, предусматривающая две последние категории:

– начисляется 100%-я амортизация балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию (стоимость объектов библиотечного фонда – от 0 до 20 000 руб.);

– начисляется амортизация линейным способом по общеустановленным правилам (стоимость объекта библиотечного фонда – свыше 20 000 руб.).

Объекты библиотечного фонда не списываются с баланса при выдаче в эксплуатацию независимо от их стоимости. Любой объект библиотечного фонда, пусть даже стоимостью 20 руб., может быть списан только в результате морального или физического износа. При этом в обязательном порядке приходуются материалы (макулатура) от ликвидации основных средств (п. 14, 14.1 приложения 1 к Инструкции № 148н).

📌 Реклама Отключить

Корреспонденция счетов по списанию с учета объектов библиотечного фонда, пришедших в негодность:

Дебет Кредит
Списание объектов библиотечного фонда, пришедших в негодность 1 (2) 104 07 410 1 (2) 101 07 410
Оприходование стоимости макулатуры, полученной от ликвидации объектов библиотечного фонда и остающейся в распоряжении учреждения 1 (2) 105 06 340 1 (2) 401 01 172

Совсем другое правило действует в отношении периодической литературы. В соответствии с изменениями, внесенными в Указания по применению бюджетной классификации Приказом Минфина РФ № 29н, расходы на приобретение периодических изданий (газет, журналов) относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Это означает, что указанные расходы в 2009 году должны списываться на счет 1 401 01 226 «Расходы на прочие работы, услуги» в корреспонденции с кредитом счета 1 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг», то есть периодические издания не должны учитываться как объекты основных средств. В соответствии с Инструкцией 148н их учет ведется за балансом на счете 23 «Периодические издания для пользования» в условной оценке 1 руб. за один объект учета – номер журнала, годовой комплект газеты. Списание периодических изданий оформляется Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144). Аналитический учет по счету ведется по объектам учета в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей. 📌 Реклама Отключить

Как поступить с теми объектами периодических изданий, которые были приняты на балансовый учет до 1января 2009 года либо в 2009 году на дату перехода на новую инструкцию? Ответ на этот вопрос дают Методические указания по переходу на новые положения Инструкции № 148н, в соответствии с п. 2.5 которыхоперации по принятию к бюджетному учету указанных изданий отражаются в межотчетный период в сумме стоимости периодических изданий, числящихся на балансовом учете записями:

Дебет счетов 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» (в рамках бюджетной деятельности), 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» (в рамках приносящей доход деятельности)

📌 Реклама Отключить

Кредит счета 1 (2) 101 07 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда»

Затем указанные объекты необходимо поставить на забалансовый учет.

Расчет годовой суммы амортизационных отчислений

Правила расчета годовой суммы амортизационных отчислений не изменились. Она рассчитывается линейным способом исходя из балансовой стоимости амортизируемых объектов и нормы амортизации.

Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов признается их первоначальная стоимость с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, а также переоценки.

Норма амортизации рассчитывается исходя из срока полезного использования объекта.

Новая инструкция по бюджетному учету ввела отличные от прежних правила определения срока полезного использования объектов нефинансовых активов в целях начисления амортизации (п. 15 Инструкции № 148н). Раньше Инструкция № 25н в целях определения указанного срока отсылала к Классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Теперь при определении срока полезного использования основного средства можно воспользоваться:

📌 Реклама Отключить

1) информацией, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. Это может быть как указанная выше Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР, ЦСУ СССР 28.06.1974;

2) при отсутствии информации в законодательстве РФ – рекомендациями, содержащимися в документах производителя, входящих в комплект объекта имущества;

3) при отсутствии информации в законодательстве РФ и в документах производителя – решением комиссии учреждения по выбытию основных средств. При этом решение комиссии выносится с учетом следующих показателей:

📌 Реклама Отключить

– ожидаемый срок полезного использования в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью объекта;

– ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

– нормативно-правовые и другие ограничения использования этого объекта;

– гарантийный срок использования объекта;

– сроки фактической эксплуатации и ранее начисленной амортизации – для объектов, полученных безвозмездно от бюджетных учреждений и от государственных и муниципальных организаций.

В бюджетном учреждении в обязательном порядке должна быть сформирована комиссия по выбытию основных средств либо комиссии по выбытию нефинансовых активов (п. 15 Инструкции № 148н).

Срок полезного использования нематериальных активов определяется по‑прежнему исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, а также ожидаемого срока использования этого объекта. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, он устанавливается в расчете на 20 лет.

📌 Реклама Отключить

С выходом в свет Методических указаний по переходу возник вопрос о сроке полезного пользования объектами библиотечного фонда. Пункт 2.4 Методических указаний по переходу предписывает начиная с 1 января 2009 года осуществлять ежемесячное начисление амортизации на объекты библиотечного фонда из расчета 1/12 годовой суммы амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного пользования 15 лет. Между тем согласно информации, устанавливающей сроки использования основных средств, содержащейся в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, библиотечные фонды относятся к 7‑й амортизационной группе со сроком полезного использования от 15 до 20 лет. Есть также рекомендации Минфина устанавливать максимальный срок полезного использования объектов основных средств (Письмо от 13.04.2005 № 02‑14‑10а/721). Так какой срок полезного пользования надо устанавливать в отношении объектов библиотечного фонда стоимостью более 20 000 руб. – 15 или 20 лет?

📌 Реклама Отключить

По мнению автора, рекомендации Методических указаний по переходу распространяются только на объекты, которые числились в учете учреждений по состоянию на 1 января 2009 года, а также на объекты, приобретенные в 2009 году до перехода на новую инструкцию. При приобретении объектов библиотечных фондов в дальнейшем срок пользования ими устанавливается 20 лет.

Пересмотр срока полезного использования

Пересмотр срока полезного использования объектов нефинансовых активов предусмотрен Инструкцией № 148н в случае улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта в результате его достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации.

Каким образом пересматривается срок? Кто правомочен устанавливать новые сроки? Конкретных ответов на эти вопросы Инструкция № 148н не дает. Поэтому воспользуемся положениями п. 15 указанной инструкции, который предписывает в случае отсутствия информации о сроках в законодательстве РФ и в документах производителя вменять обязанность по установлению (пересмотру) срока полезного использования комиссии по выбытию нефинансовых активов.

📌 Реклама Отключить

Однако стоит иметь в виду, что деятельность комиссии (так же как и деятельность всего учреждения) подлежит проверке со стороны контролирующих органов. Поэтому, кроме показателей, которые необходимо учесть при вынесении решения, комиссия должна знать, чем ремонт отличается от модернизации объекта. Ведь прежде всего комиссия должна принять решение о том, что срок подлежит пересмотру.

Под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.

Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года для поддержания объектов основных фондов в рабочем состоянии.

📌 Реклама Отключить

При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей) (п. 16 Письма Госкомстата РФ от 09.04.2001 № МС-1-23/1480).

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ модернизация, реконструкция и техническое перевооружение означают следующее:

– к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;

📌 Реклама Отключить

– под реконструкцией понимается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;

– к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Таким образом, ремонт направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а модернизация (реконструкция, техническое перевооружение) – на их увеличение (улучшение) или создание новых.

📌 Реклама Отключить

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается. Исключение относится к случаям консервации объекта на срок более трех месяцев, а также восстановления объекта в течение более чем 12 месяцев (п. 39 Инструкции № 148н).

Итак, мы определили, кто правомочен пересматривать срок, какие показатели нужно учесть при его пересмотре и что нужно знать для того, чтобы определить правомерность пересмотра срока. Рассмотрим на примере расчет нормы и годовой суммы начисления амортизации после проведения реконструкции объекта.

Учреждение провело реконструкцию объекта основных средств, относящегося к 5‑й амортизационной группе, со сроком полезного использования 10 лет. Первоначальная стоимость объекта – 540 000 руб. До момента реконструкции объект эксплуатировался 64 мес., оставшийся срок эксплуатации – 56 мес. Стоимость работ по модернизации составила 107 000 руб. После модернизации согласно решению комиссии по выбытию нефинансовых активов срок полезного использования объекта установлен в пределах 5‑й амортизационной группы 8 лет со дня окончания работ по модернизации.

📌 Реклама Отключить

1. Первоначальная норма амортизации составит 10% в год (100 / 10), то есть 54 000 руб.

2. Первоначальная ежемесячная сумма амортизации составит 4 500 руб. (54 000 руб. / 12).

4. Балансовая стоимость объекта после восстановления составит 647 000 руб. (540 000 + 107 000).

5. Остаточная стоимость после проведения модернизации равна 354 000 руб. (247 904 + 107 000).

6. Новая норма амортизации, исходя из срока полезного использования 8 лет, составит 12,5% (100 / 8). Теперь рассчитаем годовую сумму амортизации с учетом балансовой (восстановительной) стоимости и новой нормы амортизации. Она составит 80 875 руб. (647 000 руб. x 12,5%).

7. Новая ежемесячная сумма амортизации равна 6 739,58 руб.

📌 Реклама Отключить

При установлении нового срока полезного использования важно помнить, что согласно принципу повышения принятых нормативных показателей функционирования в результате достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта пересмотренный срок полезного использования не может быть ниже оставшегося срока эксплуатации. Так, в нашем примере новый срок полезного использования не может быть установлен меньше 56 месяцев.

Об изменениях в налоговом учете в части амортизационных отчислений читайте в статье Л. Максимовой «Амортизация для целей налого-
обложения по‑новому», № 5, 2009.

О бюджетном учете имущества казны читайте в статье Л. Максимовой «Учет имущества казны по правилам Инструкции № 148н», № 6, 2009.

📌 Реклама Отключить

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н, утратила силу с 01.01.2009.

О правилах перехода на положения новой Инструкции по бюджетному учету читайте в статье Л. Максимовой «Переход на новые положения Инструкции № 148н», № 5, 2009.

Приказ Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Приказ Минфина РФ от 23.03.2009 № 29н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н».

Методические указания по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, доведены Письмом Минфина РФ от 10.04.2009 № 02- 06-07/1505.

📌 Реклама Отключить

Несмотря на давний срок принятия указанного документа он актуален до сих пор, о чем свидетельствуют письма Минфина РФ от 05.03.2009 № 03‑05‑04‑01/10, от 16.01.2009 № 02‑06‑10/105.

Бухгалтерский учет основных средств 2011

Главная — Статьи

Комментарий к поправкам в ПБУ 6/01 и в Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, действующим с 2011 г. Комментарий к Приказу Минфина России от 24.12.2010 N 186н (далее — Приказ N 186н)

Только в конце февраля на сайте Минфина России (Приказ N 186н) появился Приказ, которого все с нетерпением ждали еще в конце прошлого года — он увеличил лимит стоимости основных средств. И это еще не все поправки. Применять измененные правила бухучета надо с отчетности за 2011 г. И это несмотря на то, что в Минюсте этот Приказ зарегистрирован только 22 февраля, а опубликован будет (в лучшем случае) во второй половине марта. Вы, наверное, уже догадались, что это может потребовать переделки бухучета за первые месяцы 2011 г.

Увеличен лимит стоимости основных средств

Ранее имущество, отвечающее критериям основного средства, надо было учитывать в составе ОС, если оно стоило более 20 000 руб. (или меньшего лимита, установленного организацией в учетной политике). Теперь же учитывать как МПЗ можно то, что стоит не более 40 000 руб. (Пункты 4, 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; пп. 1 п. 3 Приложения к Приказу N 186н). Это самое долгожданное нововведение. Ведь с этого года именно такой лимит установлен для признания имущества амортизируемым в налоговом учете. Если же стоимость имущества не превышает 40 000 руб., то ее нужно сразу учесть как материальные расходы (Пункт 1 ст. 257 НК РФ). Таким образом, по крайней мере в этой части не нужно будет вести учет временных разниц по правилам ПБУ 18/02.

Внимание! Правила бухучета в части минимальной стоимости основных средств «подтянулись» к правилам налогового учета.

Посмотрим, какие еще последствия может вызвать это нововведение, если вы решите им воспользоваться. Во-первых, придется внести изменения в учетную политику. А во-вторых, надо определиться, что же делать с имуществом стоимостью более 20 000 руб., но не более 40 000 руб., введенным в эксплуатацию в начале 2011 г. до появления Приказа N 186н и изменения бухгалтерской учетной политики (далее будем называть такое имущество «переходным»).

Вносим изменения в учетную политику для целей бухучета

Некоторые бухгалтеры, поверив предновогодним обещаниям Минфина, закрепили новый, еще нормативно не утвержденный лимит стоимости ОС в своей учетной политике как изменение, действующее с 01.01.2011. Однако в конце 2010 г. и в январе 2011 г. никаких законных оснований для этого еще не было. Поэтому большинство бухгалтеров, не верящих устным обещаниям, такие изменения в учетную политику не вносили. Мы будем ориентироваться именно на них.
Итак, в вашей учетной политике закреплено, что материально-производственными запасами признается имущество стоимостью не выше 20 000 руб. И если вы не внесете в свою учетную политику изменения и не исправите число «20 000» на «40 000», то вы и дальше будете не вправе учитывать в составе МПЗ имущество стоимостью от 20 000 до 40 000 руб. включительно. Поскольку этому будет препятствовать ваша учетная политика: вы самостоятельно установили лимит меньше максимально допустимого. А это не возбраняется.
Кстати, если в вашей учетной политике вообще нет лимита для основных средств, то все имущество, отвечающее условиям признания ОС (в частности, срок использования превышает 12 месяцев), вам надо учитывать как ОС — независимо от их стоимости (Письмо Минфина России от 08.02.2007 N 07-05-06/36). И, соответственно, амортизировать.
Итак, изменения в учетную политику внести придется. По общему правилу такие изменения надо утвердить до начала года, в котором организация планирует их применять. Однако из этого правила есть исключения. И у нас — как раз такой случай. Ведь необходимость изменений продиктована поправками в бухгалтерское законодательство (Пункты 10, 12 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Причем фактически поправки в ПБУ 6/01 вступают в силу задним числом.
Поэтому вы можете прописать, что изменения, внесенные в связи с этим в вашу учетную политику, применяются с 01.01.2011. Это необходимо, если вы хотите списать на расходы стоимость «переходного» имущества.

Из авторитетных источников
Сухарев Игорь Робертович, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России
«По моему мнению, организация может внести изменения в учетную политику как с 1 января, так и с 1 марта. И новые объекты (введенные в эксплуатацию в 2011 г.) стоимостью до 40 000 руб. учитывать как МПЗ.
Другой вопрос, надо ли все приобретенные до 2011 г. основные средства стоимостью от 20 000 до 40 000 руб. единовременно списывать или переводить в МПЗ. Если в правовом акте переходные положения не установлены, изменения вносятся в бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном п. 15 ПБУ 1/2008, то есть ретроспективно. При формальном прочтении этого требования организация должна была бы единовременно списать все основные средства с первоначальной стоимостью ниже нового критерия, остающиеся не списанными по состоянию на дату начала его применения, независимо от даты их ввода. Однако здесь необходимо учитывать приоритет содержания перед формой, установленный тем же ПБУ 1/2008. Данный стоимостный лимит по сути представляет собой критерий существенности. 40 000 руб. сегодня — это примерно то же самое, что 20 000 руб. 5 лет назад или 10 000 руб. 10 лет назад, когда принимались соответствующие поправки в ПБУ 6/01. Иными словами, объект ОС, приобретенный несколькими годами ранее за 30 000 руб. и учитываемый в составе основных средств сегодня, должен продолжать учитываться в таком же качестве и дальше, так как, если бы организация приобретала его сегодня, она бы заплатила за него уже 50 000 руб. и он бы опять оказался выше стоимостного лимита. Поэтому новый стоимостный лимит корректнее применять только к объектам, введенным после даты начала его применения».

Но если в начале 2011 г. ваша организация «переходное» имущество в эксплуатацию не вводила, то без разницы, когда вводить изменения в учетную политику: задним числом или текущим.
Кстати, об изменении учетной политики нужно сообщить в пояснительной записке к вашей квартальной бухотчетности (Пункт 24 ПБУ 1/2008).

Переквалифицируем «переходное» имущество

Внесение задним числом изменений в ПБУ 6/01 и в учетную политику требует единовременного списания на расходы «переходного» имущества, введенного в эксплуатацию в начале 2011 г. Для этого надо внести изменения как в бухучет, так и в первичные документы. Связано это с тем, что «переходное» имущество вы вводили в эксплуатацию как ОС, а теперь оказывается, что это — МПЗ.
Шаг 1. Вносим пояснительные записи в первичные учетные документы
На акте ОС-1, а также на карточке ОС-6 вам нужно сделать отметку о том, что это имущество отражается в составе МПЗ. Такую отметку лучше заверить подписью главного бухгалтера и поставить дату. Можно, к примеру, сделать такую запись.

В связи с Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н, а также изменением с 01.01.2011 учетной политики организации имущество стоимостью свыше 20 000 руб., но не более 40 000 руб., введенное в эксплуатацию с 2011 г., учитывается в составе МПЗ.
28.02.2011 Селезова

Составлять иные документы об отпуске новоявленных МПЗ в эксплуатацию нет необходимости. У вас уже зафиксирована дата начала их использования. А значит, есть все данные для учета. Но если вы хотите для подстраховки продублировать ваши «ОС-документы» первичкой для МПЗ, то можете:
— оформить приходный ордер по форме N М-4;
— завести карточку учета материалов по форме N М-17;
— на дату ввода в эксплуатацию оформить требование-накладную по форме N М-11 и в карточке N М-17 сделать запись об этом (ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
Но главное — не признать в расходах стоимость имущества дважды.
Шаг 2. Сторнируем амортизацию по «переходному» имуществу и признаем его стоимость полностью в расходах текущего периода
Если основное средство, впоследствии превратившееся в МПЗ, вы ввели в эксплуатацию в январе, то начиная с февраля вы должны были его амортизировать. И вот эту амортизацию вам надо сторнировать. Если вы сделаете все исправительные проводки февралем (к примеру, на 22.02.2011 — дату регистрации Приказа N 186н в Минюсте), будет проще рассчитывать себестоимость выпущенной в феврале продукции — поскольку она рассчитывается в конце февраля. Стоимость самого «переходного» имущества надо отразить на счете 10 «Материалы» и тут же списать на счет учета затрат (в дебет счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т.д.).

Пример. Корректировка данных бухучета из-за изменения лимита ОС

Условие

В январе организация купила компьютер стоимостью 30 000 руб. (без учета НДС — 5400 руб.). В том же месяце компьютер введен в эксплуатацию. Он принят к бухучету в качестве основного средства. В налоговом учете стоимость компьютера полностью признана в расходах января (Пункты 1, 3 ст. 254 НК РФ). Срок полезного использования для компьютера — 3 года (36 месяцев) (Вторая группа по Классификации основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1). Компьютер используется в бухгалтерии (его амортизация, начисляемая линейным методом, учитывалась как общехозяйственные расходы).
В конце февраля в бухгалтерскую учетную политику организация внесла изменения, связанные с изданием Приказа N 186н. Лимит стоимости имущества, учитываемого в составе материально-производственных запасов, с 01.01.2011 составляет не более 40 000 руб. Поэтому стоимость приобретенного в январе компьютера можно сразу списать на расходы.

Решение

В учете операции по приобретению компьютера, вводу его в эксплуатацию и исправительные проводки будут отражены так.