На основании чего действует ликвидатор

Как назначается ликвидатор юридического лица при банкротстве? Полномочия и обязанности ликвидатора

В целях прекращения существования юридических лиц учредители принимают решение об их ликвидации и назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию, к которой переходят все функции управления компанией на период ликвидации. Первоочередная задача ликвидатора юрлица при банкротстве – подать заявление о признании такого лица банкротом в арбитражный суд (п. 2 ст. 224 закона о банкротстве).

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Кто может быть ликвидатором

Для ликвидации небольших компаний назначается один ликвидатор – как правило, бывший исполнительный директор, а при прекращении деятельности крупных фирм назначается ликвидационная комиссия, куда могут входить:

  • юрист;
  • главный бухгалтер;
  • учредители;
  • исполнительный директор;
  • экономист.

При ликвидации предприятия с долей государственного или муниципального капитала в комиссию обычно входит представитель власти. Если дело о банкротстве компании начато до ее ликвидации, то функции ликвидатора выполняет конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

Если ликвидация компании инициирована до открытия дела о банкротстве, то признаком несостоятельности, позволяющим сразу открыть конкурсное производство под управлением ликвидатора, является превышение размера требований кредиторов над стоимостью всех активов компании вне зависимости от длительности и размера просрочек по обязательным и кредитным платежам.

Процедура назначения

Назначение ликвидатора (или комиссии) регулируется уставом организации и происходит в следующем порядке:

  1. Учредители юрлица составляют список основных задач на время ликвидации.
  2. Исходя из задач, подбирается команда ликвидационной комиссии.
  3. Проводится собрание учредителей, и члены комиссии (или один ликвидатор) избираются путем голосования.
  4. Выбирается председатель комиссии.
  5. Ликвидаторы направляют в ФНС уведомление о начале процесса ликвидации, вступая в полномочия.

Если на момент инициации дела о банкротстве ликвидаторы не были назначены или не выполнили свою обязанность по инициации дела о банкротстве в течение 10 дней после своего назначения, арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который осуществляет все мероприятия по продаже собственности юрлица и расчетам с кредиторами.

При добровольной подаче заявления о несостоятельности в срок суд не назначает управляющего, его функции выполняет назначенный учредителями ликвидатор. При этом суд может на любом этапе ликвидации юрлица прекратить полномочия ликвидатора или всей комиссии и назначить нового управляющего, если ликвидатор не будет выполнять свои задачи надлежащим образом.

Права и обязанности

В рамках осуществления своих полномочий ликвидатор имеет право:

  • выступать от имени ликвидируемой организации в суде и других инстанциях;
  • получать доступ к документации;
  • истребовать долги в пользу ликвидируемой компании;
  • принимать и рассматривать финансовые претензии;
  • проводить осмотр и оценку всей собственности компании;
  • запрашивать из архивов и базы данных ФНС необходимые сведения о компании;
  • назначать стартовую цену и шаг аукциона по продаже имущества юрлица;
  • получать вознаграждение за свою работу.

Вознаграждение ликвидаторам выплачивается из активов компании, размер определяется собранием учредителей при назначении ликвидатора.

При представлении юрлица и затребовании нужных справок ликвидатор предъявляет выписку из протокола о своем назначении.

К обязанностям ликвидатора относятся:

  • инициация дела о банкротстве в суде;
  • публикация сообщения о ликвидации и начале приема претензий в «Вестнике государственной регистрации»;
  • подача сообщения о ликвидации в налоговую службу по форме Р15001;
  • проведение мероприятий по выявлению кредиторов ликвидируемой компании;
  • составление ликвидационного баланса;
  • проведение инвентаризации имущества;
  • формирование списка требований для каждой очереди кредиторов;
  • организация аукциона по продаже активов юрлица;
  • проведение выплат кредиторам из средств конкурсной массы;
  • расторжение трудовых договоров;
  • подача документов о ликвидации в налоговую службу.

Ликвидатор также имеет право на заключение договоров от имени юрлица, направленных на исполнение обязательств, например, подписание договора с оценочной компанией для оценки стоимости имущества юрлица.

Если суд назначил арбитражного управляющего, не снимая с должности ликвидатора, то последний не вправе заключать договоры без письменного разрешения управляющего, иначе договоры будут считаться недействительными.

Для выявления кредиторов ликвидируемой фирмы ликвидаторы могут пользоваться базой данных Росреестра, запрашивать платные сведения из бюро кредитных историй, а также получать выписки о движении средств по счетам из банков.

Всех выявленных кредиторов ликвидатор должен распределить по четырем очередям. Сначала производятся выплаты по возмещению вреда здоровью и ущерба, потом погашаются зарплатные долги, затем вносятся обязательные платежи за коммунальные услуги и уплачиваются налоги, после этого производятся расчеты с кредитными организациями.

Виды ответственности

Ликвидатор юрлица или член ликвидационной комиссии могут привлекаться к следующим видам ответственности.

Гражданско-правовая

Гражданско-правовая ответственность наступает у ликвидатора в случае, если его действия нарушили имущественные права третьих лиц (например, при невыполнении условий договоров, заключенных на период ликвидации).

Административная и уголовная

Административная ответственность ликвидатора при непропорциональном погашении претензий кредиторов (ст. 14.13 КоАП) предполагает штраф в размере 50000-100000 рублей или дисквалификацию на срок от 0,5 до 3 лет. Если в результате нарушения очередности выплат кредиторам ими был получен ущерб на сумму свыше 2250000 рублей, то ликвидатору может грозить штраф до 300000 рублей или тюремное заключение на срок до года (п. 2 ст. 195 УК РФ).

Если после своего назначения ликвидатор не подал заявление о банкротстве юрлица в суд, как этого требует п. 2 ст. 224 закона о банкротстве, то ему грозит административный штраф в размере 25000-50000 рублей.

Если в рамках своей деятельности по ликвидации юрлица ликвидатор скрывал собственность компании или умышленно повреждал бухгалтерские документы в целях личного обогащения, что привело к ущербу, превышающему 2250000 рублей, то ликвидатору грозит штраф от 100000 до 500000 рублей или принудительные работы на срок до 3 лет или тюрьма сроком до 3 лет (п. 1 ст. 195 УК).

Субсидиарная

Ликвидатор также может привлекаться к субсидиарной ответственности (ст. 61.11 127-ФЗ), если будет доказано, что в период, предшествующий банкротству, он принимал или мог повлиять на принятие решений, способствовавших ухудшению финансового состояния организации. В таком случае ликвидатору присуждается погасить из своих средств требования кредиторов, которые не были полностью удовлетворены за счет продажи собственности компании.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Евгений Бобро Юрист. Автор статей. Практика договорной работы в сфере недвижимости и закупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?

16 августа 2018

1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
— принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
— сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ);
— публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
— составление промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами;
— составление ликвидационного баланса;
— государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. Решение о ликвидации общества принимает общее собрание участников ООО. Поскольку в рассматриваемой ситуации в обществе имеется один участник, решение о ликвидации принимается этим участником единолично и оформляется письменно. Кроме того, единственный участник формирует состав ликвидационной комиссии или назначает ликвидатора общества (ст. 39, п. 2 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
Законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии или могут быть назначенными на должность ликвидатора общества. Членами ликвидационной комиссии или ликвидатором могут быть участники общества, его руководитель (генеральный директор и т.д.), другие работники общества, а также лица, не являющиеся работниками этого юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Следовательно, с момента принятия единственным участником ООО соответствующего решения полномочия единоличного исполнительного органа ООО (руководителя) по руководству деятельностью общества переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии или ликвидатор приобретает право действовать от имени ООО без доверенности.

2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).
Для этого общество должно представить в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@). К уведомлению прилагается решение единственного участника ООО о ликвидации общества.
Запись о том, что общество находится в процессе ликвидации, вносится регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в устав общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает общество, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является общество, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
При заполнении уведомления по форме N Р15001, как и иных форм документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией, необходимо учитывать Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее — Требования), которые содержатся в Приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@. В частности, согласно п. 1.11 Требований в состав представляемого в регистрирующий орган заявления, уведомления или сообщения (далее также — заявление) не включаются незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления.
В разделе 2 «Уведомление представлено в связи с» формы N P15001 знаком «V» отмечается пункт, соответствующий основанию представления уведомления — принятие решения о ликвидации юридического лица или формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора (п. 9.3 Требований). Если единственный участник ООО принимает решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) одновременно (до подачи в регистрирующий орган формы N P15001 в связи с принятием решения о ликвидации ООО), в указанном разделе формы N P15001 знаком «V» отмечаются оба названных пункта. В этом случае в уведомлении формы N P15001, помимо первого листа и листа Б, содержащего сведения о заявителе, заполняется лист А «Сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора» (п. 9.5 Требований).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту представления в регистрирующий орган уведомления формы N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником (участниками) ООО (п. 2 ст. 63 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак «V», указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Представлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует.
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии задолженности перед кредиторами общество должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у общества отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации общества.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается единственным участником общества (п. 6 ст. 63 ГК РФ, ст. 39 Закона об ООО).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у общества отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями (единственным участником) соответствующих отметок на самом документе или в виде решения об утверждении ликвидационного баланса, прилагаемого к самому балансу (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@).

5. Государственная регистрация ликвидации общества

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N Р16001 необходимо учитывать положения раздела Х Требований.
Ликвидация ООО считается завершенной, а общество — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Обратим внимание, что во всех случаях, требующих внесения записей в ЕГРЮЛ, в том числе при ликвидации юридического лица, документы представляются в регистрирующий орган одним из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
2. Имущество ООО, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам). Порядок и очередность распределения имущества ликвидируемого ООО между его учредителями (участниками) установлены ст. 58 Закона N 14-ФЗ.
Передача имущества учредителям (участникам) осуществляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) общества на основании утвержденного ликвидационного баланса (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 N 18АП-6767/17). Поскольку полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) прекращаются с момента государственной регистрации ликвидации общества (п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 62, п. 9 ст. 63 ГК РФ), принять решение о распределении имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Отметим, что нормативных требований к оформлению решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не установлено. Представляется, что решение ликвидационной комиссии может быть оформлено, например, в виде протокола заседания комиссии (ст. 181.1, ст. 181.2 ГК РФ). Ликвидатор принимает такое решение единолично и оформляет его в письменном виде.
Имущество ликвидируемого общества распределяется между участниками ООО в следующей очередности:
— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли (абзац второй п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ);
— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого ООО между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Доли, принадлежащие обществу, при таком распределении имущества не учитываются (п. 1 ст. 24, абзац третий п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Передача имущества участникам ООО оформляется актом приема-передачи.
Таким образом, если ликвидируемое ООО состоит из единственного участника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество общества в любом случае должно перейти к единственному участнику (смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2015 N Ф08-2778/15).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
— Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
— Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
— Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
— Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначается на должность акционерами либо участниками юридического лица и является специальным органом управления юридического лица, создаваемым на период его ликвидации, к которому переходят полномочия исполнительных органов общества по управлению делами.

К полномочиям ликвидационной комиссии (ликвидатора) относится как совершение действий, связанных с осуществлением процедуры ликвидации общества, так и полномочия по управлению делами общества. При этом полномочия исполнительных органов прекращаются.

Не переходят к ликвидационной комиссии лишь полномочия по принятию решений, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания и которые могут приниматься и в период ликвидации.
Суды в ряде случаев отмечают, что председатель ликвидационной комиссии приобретает те же полномочия, что и руководитель юридического лица

Президиум ВАС РФ в п. 12 информационного письма от 13.01.2000 N 50 “Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)” указал, что из содержания п. 3 ст. 62, ст. 63 ГК РФ следует, что именно руководитель (председатель) ликвидационной комиссии уполномочен подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в рамках полномочий по управлению делами общества, предоставленных ликвидационной комиссии в соответствии с законом, вправе в период ликвидации действовать от имени общества без доверенности, в том числе:

  • совершать сделки,
  • подавать исковые заявления,
  • выдавать доверенности,
  • подписывать документы, связанные с текущей деятельностью общества.

Руководитель ликвидационной комиссии действующий на основании

Ликвидатор организации действует на основании чего устава или решения

Согласно ч. 3 ст.

Так, перечисление средств с использованием электронной подписи бывшего директора было признано ничтожной сделкой (постановление 1-го арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу № А/2013).

Напомним, что согласно ст. 63 ГК РФ уже не руководитель ООО, а исключительно его ликвидатор вправе от имени ООО:

  • представительствовать в качестве истца или ответчика;
  • подписывать доверенности;
  • совершать иные юридически значимые действия (п. 12 информационного письма президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» от 13.01.2000 № 50).

ВАЖНО! Прежний руководитель обязан по первому требованию передать ликвидатору все имеющиеся у него документы, печати и штампы предприятия. Неисполнение данного требования может быть оспорено в суде.

(далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны сообщить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (далее — регистрирующий орган) о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в регистрирующий орган в письменной форме в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.Согласно п.

Сзв-м на ликвидатора

Инструкции, утвержденнойпостановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Если сотрудник был уволен в связи с ликвидацией, организация обязана выплатить ему выходное пособие. Кроме того, за сотрудником сохраняется средний заработок на период трудоустройства. Об этом сказано в части 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ.

Сотруднику, уволенному раньше установленного срока, помимо выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства, полагается дополнительная компенсация. Ее размер равен среднему заработку, рассчитанному за время со дня фактического увольнения до дня, ранее указанного в уведомлении о ликвидации организации.

Это следует из положений части 3 статьи 180 Трудового кодекса РФ.При этом если у организации есть задолженность перед залогодателями, погасите ее после расчетов по первым двум очередям (или до них, если эта задолженность по времени возникла раньше). Затем погасите задолженность по обязательным платежам в бюджет. Не удовлетворенные за счет средств от продажи предмета залога обязательства перед залогодателями погасите в обычном порядке (в четвертую очередь).

Такие правила изложены в пункте 2 статьи 64 Гражданского кодекса РФ. В период ликвидации организации назначается ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК РФ). К ней переходят полномочия по управлению делами организации (п.4 ст. 62 ГК РФ), в том числе и по уплате налогов (пеней, штрафов) (п. 1 ст. 49 НК РФ). Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).

– сведения о ликвидируемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);– порядок и условия заявления кредиторами ООО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.

ВниманиеОднако ликвидационный баланс показывал, что у общества после расчетов с кредиторами имелись как активы (например, денежные средства), так и пассивы (например, нераспределенная прибыль). По закону ООО «К.» было обязано рассчитаться по долгам с кредиторами в соответствии со сведениями промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Поскольку ликвидационный баланс полностью противоречил промежуточному ликвидационному балансу, суд удовлетворил требования истцов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 июля 2007 г.по делу № А29-4266/2006а). Распределение имущества между участниками По закону участники ликвидируемого ООО вправе получить часть его имущества (или стоимость имущества), оставшегося после расчетов с кредиторами (п. 1 ст.

8 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Между участниками может распределяться либо все имущество общества, либо его часть.ИнфоОтвет подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТПавлова Наталия Ответ прошел контроль качества 4 мая 2016 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Законодательством не урегулирован вопрос о характере отношений, возникающих между ликвидируемым юридическим лицом и членами ликвидационной комиссии (в том числе ее председателем). Не определен законодательством и порядок оформления этих отношений (в частности порядок оплаты выполняемой работы).На наш взгляд, этот вопрос должен решаться собственником при назначении ликвидационной комиссии с учетом финансовых возможностей предприятия.

с 1 января года, в котором произошло закрытие компании, до дня, предшествующего внесению записи в ЕГРЮЛ о ликвидации (п. 3 ст. 17 Федерального закона № 402-ФЗ).Не забудьте в бумагах сделать пометку «Прекращение деятельности».Последовательность:1. Сведения об уволенных сотрудниках подаются в ПФР в течение 1 месяца со дня составления ПЛБ.

В ответ вам должны предоставить документ, подтверждающий факт получения всех сведений, его вместе с окончательным ликвидационным балансом и заявлением по форме Р16001 нужно будет подать в ИФНС.

Обязанности и полномочия председателя ликвидационной комиссии

Выплата им всех положенных вознаграждений до сокращения и в последний день работы.

  • Уведомление Центра занятости о массовом сокращении (касается только крупных работодателей с численностью свыше 50).
  • В случае выявленных в ходе проверок недоимок по налогам и страховым отчислениям комиссия перечисляет образовавшуюся задолженность по налогам, штрафы и пени в бюджет.
  • На основании детального анализа финансового состояния компании, инвентаризации имущества, выявления дебиторской задолженности составляется промежуточный ликвидационный баланс.

Пунктом 2 ст. 62 ГК РФ определено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. Пункт 3 той же статьи предусматривает, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Таким образом, ликвидатор является лицом, на которое возлагаются обязанности по управлению делами общества в процессе его ликвидации.

Кто подписывает уведомление о ликвидации — один из учредителей или ликвидатор? Нужна ли ликвидатору нотариальная доверенность на совершение действий, связанных с ликвидацией общества?

  • Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО
  • Когда назначается ликвидатор
  • Обязанности ликвидатора
  • Ответственность
  • На основании чего действует ликвидатор
  • Ответы юристов (1)
  • Ищете ответ?
  • Как проходит назначение и смена ликвидатора
  • Вопрос: Единственным участником ООО принято решение о добровольной ликвидации ООО. Этим же решением назначен ликвидатор ООО, при этом генеральный директор ООО не уволен.

Данный вывод подтверждается Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2009 по делу N А/2007.

Из содержания п. 3 ст. 62 ГК РФ следует, что к ликвидатору переходят все полномочия единоличного исполнительного органа общества, а также полномочия, предусмотренные законом по ликвидации общества. Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Таким образом, с момента принятия решения единственным участником общества решения о добровольной ликвидации общества и о назначении ликвидатора полномочия по управлению деятельностью общества переходят к ликвидатору, а полномочия генерального директора прекращаются, при этом его увольнение для такого прекращения необязательно.

В соответствии со ст.

Особое внимание также не уделяется отдельным случаям, когда закон требует участия в комиссии определенных лиц. Порядок функционирования комиссии и ее формирование отображены в п.4 ст.62 ГК РФ:

  • Когда комиссия сформирована, все полномочия в рамках исполнительной власти предприятия переходят к ней.

    Это не отменяет права прочих органов управления принимать участие в деятельности компании.

  • После официального назначения комиссия представляет интересы предприятия в суде. Руководитель ликвидационной комиссии имеет право представлять юридическое лицо без оформления доверенности, подписывать исковые заявления и выдавать необходимые доверенности.
  • Комиссия обязана осуществлять свою работу в интересах ликвидируемой компании и кредиторов.
  • Комиссия представляет собой коллегиальный орган.

    Для принятия любых решений необходим кворум.

Требуется это для того, чтобы подтвердить в суде то, что все лица были извещены о проводимой ликвидации. Инвентаризация имущества Инвентаризация имущества председателем включает в себя следующие операции:

  • Проверка полноты и достоверности учётной документации;
  • Анализ обязательств предприятия;
  • Проверка фактического наличия имущества, указанного в бумагах;
  • Выявление ошибок в операциях с наличными, проведённых фирмой;
  • Оценка финансового состояния организации;
  • Определение стоимости имущества.

На каждой стадии проверки формируется сопутствующая документация. В завершение создаются отчёты, которые предоставляются учредителям фирмы и позволяют оценить финансовое состояние организации, её платёжеспособность.

При их принятии участники должны следовать определенной процедуре, что позволит гарантировать действительность решений. Решения принимаются в ходе заседания, проводимого в очном или заочном формате.

Такие встречи проводятся по мере необходимости. Их итоги оформляются в виде протокола заседания и акта, в котором фиксируются наиболее важные положения. Оба документа подписывают все члены: в них содержится повестка дня, состав участников, явка.

Решения утверждаются простым большинством голосов, при поименном голосовании или поднятием руки присутствующими. Последнее решение фиксируется в акте об окончательной ликвидации ООО и АО. В нем указывается на то, что комиссия проверила финансовую деятельность компании, согласовала ликвидационный баланс, кредиторская задолженность не была выявлена или была погашена.