Международный обмен информацией

Содержание

В последних числах марта Великобритания в одностороннем порядке прекратила автоматический обмен налоговой информацией с Россией в рамках системы Common Reporting Standard (CRS). Отсутсвие автоматического обмена информацией означает, что ее могут попросить предоставить по запросу. Что еще нового произошло за последний год в сфере обмена налоговыми данными?

Великобритания – по запросу

Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.

Если за 2017 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2018-й и последующие годы таких отчетов не будет. Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний. Поэтому де-юре обмен данными полностью не прекратился.

Что представляет собой система обмена налоговыми данными?

Система автоматического обмена налоговой информацией CRS была создана Организацией экономической безопасности и сотрудничества (ОЭСР) в 2014 году. Соглашение об автообмене налоговой информацией подписали более 100 стран. Россия присоединилась к системе с 1 января 2018 года. А с сентября того же года начался автоматический обмен информацией между российскими и зарубежными налоговыми органами.

Соглашение представляет собой международный договор, который обязывает банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших его, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам. Те, в свою очередь, передают данные налоговым тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов.

К соглашению присоединились государства Европы, Канада, островные государства (Сент-Китс и Невис, Гренада), некоторые государства Азии. С полным перечнем участников можно ознакомиться на сайте ОЭСР.

Как проверяют статус нерезидента?

Если человек получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой, то он считается нерезидентом. Именно по этой причине при открытии счета банки в первую очередь будут запрашивать адреса проживания, доставки почты и телефон. В случае возникновения сомнений, финансовый институт может проверить IP-адрес, с которого клиент использует интернет-банкинг, и резидентство того, кому выдается доверенность на распоряжение счетом. Постоянные переводы денежных средств в другую юрисдикцию часто вызывают подозрения.

О каких счетах передают информацию?

Во всем мире действуют единые стандарты обмена. Они предусматривают передачу следующих данных.

  • Счета физлиц («подотчетных лиц»), являющихся налоговыми резидентами стран, которые участвуют в соглашении
  • Корпоративные счета компаний, фондов, трастов. Обмен будет производиться в случае, если эти счета подконтрольны одному или нескольким подотчетным лицам напрямую либо через пассивную нефинансовую структуру. К такой будет любой бизнес, в котором 50% дохода идет из пассивных источников, таких как недвижимость, дивиденты, роялти.

К счетам с низким уровнем риска относят:

  • пенсионные счета
  • срочного страхования жизни
  • условно-депозитные
  • счета юрлиц, открытые до 2016 года, остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года

Что узнает налоговая?

  • Имя, дату, место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН – проще говоря основные сведения о контролируемом лице: и
  • Номер счета. Если счет не номерной, то передается другой идентифицирующий признак
  • Финансовая информация: валюта счета, текущий баланс, полученная прибыль от пассивных инвестиций
  • Информация о том финансовом учреждении, где был открыт счет

Не все экономические агенты, за которыми осуществляют контроль финансовые регуляторы, отчитываются по CRS: краудфандинговые платформы, платежные институты, институты электронных денег, криптобиржи, учреждения, выпускающие карты с овердрафтом, страховые брокеры, поставщики информационных услуг, обменники, не подпадают под требования такой отчетности.

Кто получит данные?

В феврале 2019 года в России закончилась так называемая «амнистия капиталов»: владельцы зарубежных активов могли без каких-либо последствий заявить об их наличии. В случае подачи декларации декларант освобождался от уголовной, административной и налоговой ответственности за действия, связанные с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями. Сведения, указанные в декларации, не могут быть использованы для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении в отношении декларанта. Полагаем, подобные амнистии еще будут проводиться в России.

Можно ли не сообщать о счетах?

Согласно закону, инвестор должен сообщать о своих зарубежных активах в страну налогового резидентства. Для того, чтобы считаться налоговым резидентом любой страны необходимо выполнить условия по проживанию в стране не менее 183 дней. Паспорт сам по себе не дает такого основания. Подробно об этом мы уже писали в нашем блоге.

Тем не менее даже зарубежный статус не гарантирует вам, что сведения о ваших счетах не станут доступны налоговым органам, ведь все больше и больше стран присоединяются к соглашению об автоматическому обмену информацией. Например, та же Великобритания с 2018 года обменивается автоматически информацией с Антигуа и Барбуда и Вануату (среди прочих стран). В интернете можно встретить много подобной информации, но следует быть внимательным. Обмен информацией все больше совершенствуется и все больше стран к нему присоединяется, поэтому никаких гарантий никто дать не может.

Какие страны чаще выбирают для налогового резидентства

Некоторые европейские страны, а также государства карибского региона предлагают наиболее выгодные условия своим налоговым резидентам. Например Кипр и Мальта часть налогов значительно снизили, а частично и вовсе отменили. Конечно же, это играет немаловажную роль при выборе программы для инвестирования.

Гражданство Кипра

Вы можете стать гражданином этой страны за инвестиции в жилую недвижимость от 2 млн. евро. Второй паспорт можно получить всего за 6 месяцев.

Гражданство Мальты

Мальтийский паспорт вы можете получить за 12-14 месяцев, сделав безвозвратный взнос в размере 650 тыс. евро в национальный фонд, купив ценных бумаг на 150 тыс. евро и став владельцем недвижимости на Мальте стоимостью минимум 350 тыс. евро (как вариант – арендовать жилье стоимостью 16 тыс. евро/год).

Гражданство на Карибах

За относительно небольшие невозвратные взносы (100-200 тыс. долл. США) в национальный фонд вы можете получить паспорт одной из стран Карибского моря: Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда, Гренады, Сент-Люсии, Доминики.

За более подробными консультациями обращайтесь к экспертам нашей компании. Мы предоставим детальную информацию о программах и обеспечим полное юридическое сопровождение при оформлении второго гражданства.

В сентябре 2017 года состоялась встреча представителей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с министром финансов Украины Александром Данилюком. По результатам встречи г-н Данилюк заявил, что с 2020 года Украина начнет автоматический обмен информацией о финансовых счетах нерезидентов. Обмен будет осуществляться согласно единому стандарту обмена информацией (Common Reporting Standard — CRS), разработанному ОЭСР. Сегодня уже более ста стран мира взяли на себя обязательства по автоматическому обмену информацией с применением этого стандарта.

В соответствии с CRS финансовые учреждения (в том числе банки, депозитарии, страховые компании, брокеры, инвестиционные фонды) в странах, присоединившихся к этой инициативе, будут обязаны обмениваться некоторыми данными о счетах своих клиентов. Если клиенты являются налоговыми резидентами других стран — участников обмена информацией, финансовые учреждения обязаны предоставить информацию о счетах своих клиентов в автоматическом режиме за соответствующий отчетный год.

Для этого финансовые учреждения должны по процедуре стандарта идентифицировать налоговую резидентность клиентов и по установленному техническому регламенту сообщить через налоговые органы своих стран налоговым органам страны своих клиентов информацию, подлежащую раскрытию.

Опыт США

При рассмотрении стандарта нельзя не обратиться к истории его создания. Идея мирового автоматического обмена информацией в налоговых целях была заложена в Соединенных Штатах Америки (которые, кстати, пока что не будут участвовать в обмене информацией на основе CRS). Именно эта страна в 2010 году первой начала борьбу против отмывания капитала путем незаконного уклонения от налогообложения с помощью принятия так называемого международного FATCA-механизма (Foreign Account Tax Compliance Act).

Этот механизм обязал зарубежные банки подавать информацию в налоговую службу США о счетах, открытых американскими налогоплательщиками за рубежом. Как показал опыт, для США FATCA стал реальным инструментом выявления скрытого от налогообложения капитала. Очевидно, что данный инструмент не может быть применим ко всем странам мира, поскольку основывается на специфических принципах налогообложения США, но именно он лег в основу разработки нового мирового стандарта CRS.

Правовая основа для Украины

Следует отметить, что сейчас даже в украинском законодательном поле уже существуют основы для внедрения стандарта. Так, с 2009 года Украина ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи в налоговых делах (1988 года). Конвенция устанавливает разные механизмы обмена налоговой информацией, включая обмен в автоматическом режиме. Тем не менее для обмена информацией в автоматическом режиме договорные стороны должны определить взаимный порядок и процедуры автоматического обмена информацией. Во исполнение данного принципа многие конвенции об избежании двойного налогообложения, стороной которых выступает Украина, содержат похожие общие положения об обмене налоговой информацией по запросу договорной стороны. Однако эти общие положения конвенций об избежании двойного налогообложения не включают в себя описания процедур, формата и объема обмениваемой информации. Более того, получить информацию по правилам двусторонних конвенций в автоматическом порядке практически невозможно. Как правило, согласно двусторонним соглашениям, информация передается по специальному запросу компетентного органа участвующей в двусторонней конвенции страны.

Международный договорной базис

В свою очередь разработанный ОЭСР стандарт призван устранить данные недочеты и придать системности (автоматический режим) обмену налоговой информацией между договорными странами. Фактически внедрение стандарта означает конец эры банковской тайны во многих развитых и развивающихся странах, стандарт призван увеличить прозрачность движения капитала в условиях глобальной экономики, а также устранить информационные перекосы в борьбе стран за налогообложение части доходов своих резидентов вне зависимости от нахождения капитала.

Согласно положениям стандарта, возможны по крайней мере две правовые основы для автоматического обмена информацией. Это Model Competent Authority Agreement (МСАА) — модельное многостороннее соглашение, разработанное ОЭСР специально для обмена информацией в рамках CRS, или двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения между странами, предусматривающие объем и формат такого обмена. Безусловно, обе указанные опции возможны, однако официальная озвученная позиция стран ОЭСР указывает на то, что присоединение к многостороннему соглашению МСАА является приоритетным.

Причина очевидна — для автоматического обмена финансовой информацией на двухстороннем уровне потребуется внесение изменений в действующие множественные двусторонние конвенции об избежании двойного налогообложения. Однако реализация данного подхода, очевидно, потребует от соответствующих органов государственной власти договаривающихся стран много времени и титанических усилий. Как это прослеживается из официальных заявлений украинского министра финансов, Украина все же пойдет именно по пути внесения изменений в двусторонние соглашения.

Автоматический режим — это главное отличие нового стандарта обмена информацией от существующих в мире механизмов обмена налоговыми данными. В связи с этим стандарт как инструмент глобального, а не выборочного обмена информацией более эффективен в налоговых целях.

Какая же информация будет подлежать обмену в рамках стандарта ОЭСР? Среди прочего финансовые институции договорных стран обязаны передавать следующую информацию о своих клиентах:

— номера счетов;

— идентификационные налоговые номера;

— адреса проживания, даты рождения;

— сведения обо всех видах полученных доходов от активной коммерческой деятельности;

—сведения о полученной выручке от пассивных инвестиционных операций;

— сведения об остатках на счетах на конец соответствующего отчетного года.

Последствия для украинских налогоплательщиков

Стандарт обмена информацией предполагает обмен сведениями о счетах как физических, так и юридических лиц.

Попробуем разобраться, насколько плачевным для украинских налогоплательщиков может оказаться внедрение стандарта.

Не секрет, что, как правило, многие граждане Украины ранее различными способами приобретали контроль над иностранными компаниями (зачастую офшорными) как с получением лицензий Национального банка Украины, так и без них, используя недочеты законодательства. Получив контроль над подобными компаниями и открыв счета в иностранных банках, физические лица (налоговые резиденты Украины) фактически пользовались данными компаниям для личных целей (покупка недвижимости, инвестирование в ценные бумаги, расходы на личные нужды и т.д.). При этом при открытии счетов в банках граждане Украины зачастую идентифицировались в качестве конечных бенефициарных собственников (контролеров) таких иностранных компаний.

В нашей стране отсутствуют законодательные механизмы налогообложения подобных доходов, полученных иностранными компаниями, которые подконтрольны налоговым резидентам Украины. В мировой практике данная дилемма разрешается внедрением так называемых правил контролируемых иностранных компаний (CFC, controlled foreign companies rules). Согласно этим правилам, доходы, полученные подконтрольной иностранной компанией, будут облагаться налогами на уровне физического лица — бенефициара (как будто бы компании не существовало и доход получил такой бенефициар).

Таким образом, даже при получении фискальными органами Украины информации в рамках стандарта нашей стране вряд ли удастся откусить свою часть пирога в качестве удержания налогов в рамках действующего налогового регулирования. Как и в случае с иностранными счетами физических лиц, у нас отсутствуют косвенные методы определения базы налогообложения физических лиц (например, путем сопоставления задекларированных на территории Украины доходов и остатков на банковских счетах), и при должном декларировании налоговыми резидентами своих пассивных доходов на иностранных счетах в будущем украинским фискалам также вряд ли удастся подвергнуть налогообложению подобные иностранные доходы физических лиц.

Тем не менее налоговым резидентам Украины не следует расслабляться, поскольку иностранные финансовые институции, помимо обмена информацией с компетентными органами договорных стран по стандарту, станут в будущем требовать от клиентов подтверждения источника происхождения средств на своих счетах и уплаты налогов на территории Украины. В случае непредоставления подобной информации банкам счета физических/юридических лиц могут быть либо заблокированы, либо закрыты до выяснения обстоятельств. А наихудший вариант предполагает инициирование иностранными финансовыми институциями расследования и открытия уголовных производств по факту отмывания денежных средств, полученных преступным путем, с возможной передачей такой информации правоохранительным органам Украины.

Поэтому налогоплательщикам Украины следует уже сейчас задуматься над созданием прозрачной структуры владения иностранными активами и сопоставимостью фактического уровня жизни и декларируемых доходов в нашей стране.

Россия

Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

24 декабря 2019 года был зарегистрирован приказ ФНС России, в соответствии с которым утвержден новый перечень юрисдикций, осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией (далее — «Перечень»). Приказ вступил в силу 5 января 2020 года.

В перечень были включены Гана, Доминика, Израиль и Панама и исключены Литва, Великобритания, остров Мэн и Нормандские острова (Гернси и Джерси).

Таким образом, действующий перечень включает 89 юрисдикций: 77 государств и 12 территорий.

Следует отметить, что Россия указана в качестве юрисдикции-партнера, с которой осуществляется автоматический обмен информацией в 2020 году, в перечнях островов Мэн, Гернси и Джерси.

В свою очередь, ФНС России заявила о готовности пересмотреть свое решение относительно исключения данных юрисдикций из Перечня в случае осуществления компетентными органами указанных территорий своих договорных обязательств в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией.

Подробнее: Приказ ФНС России от 21 ноября 2019 года № ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 4 декабря 2018 года № ММВ-7-17/784@»; https://www.rbc.ru/economics/13/01/2020/5e1857159a794711e00fd055

Обновление информации и новые разъяснения в разделе «Представление финансовой информации об иностранных клиентах по стандарту ОЭСР» на сайте ФНС России

· 30 декабря 2019 года документ «Часто задаваемые вопросы по применению положений главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693» был дополнен следующими разъяснениями.

— Кредитные договоры, договоры аренды банковской ячейки или сейфа, договор банковской гарантии, договоры РЕПО не признаются договорами, в отношении которых требуется предоставление финансовой информации.

— Договор счета эскроу, открытый для расчетов по договорам участия в долевом строительстве, необходимо рассматривать в качестве договора, предусматривающего оказание финансовой услуги, и анализировать его для целей исполнения норм гл. 20.1 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 16 июня 2018 года
№ 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)» (далее — «Постановление»).

Также уполномоченный орган указывает, что Перечень видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения гл. 20.1 НК РФ в силу низкого риска совершения с использованием таких договоров действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов), содержит исчерпывающий список видов договоров, и счет эскроу, открытый для расчетов по договорам участия в долевом строительстве, в данном Перечне не поименован.

— Любые договоры страхования рассматриваются в качестве договоров, предусматривающих оказание финансовой услуги. К числу подотчетных договоров относятся договоры добровольного страхования жизни, а также иные договоры страхования и страховые продукты, покрывающие данный вид страхования.

Обязанность по представлению отчетности в ФНС России распространяется на все страховые организации независимо от того, какие виды договоров они заключают в рамках своей деятельности. В то же время если страховая организация заключает только виды договоров, указанные в Перечне видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения гл. 20.1 НК РФ в силу низкого риска совершения с использованием таких договоров действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов) исключенных договоров, то в ФНС России предоставляется информация об отсутствии сведений для отчетности.

— В случае выявления у идентифицируемых лиц налогового резидентства юрисдикций, предоставляющих режимы «гражданство/резидентство в обмен на инвестиции», необходимо запросить у таких лиц дополнительную информацию:

· получено ли налоговое резидентство в рамках режима «гражданство/резидентство в обмен на инвестиции»;

· проводило ли идентифицируемое лицо за предшествующий календарный год в какой-либо иной юрисдикции 90 и более дней;

· является ли идентифицируемое лицо плательщиком НДФЛ в других юрисдикциях, и в каких юрисдикциях оно подавало соответствующие налоговые декларации;

· в какой юрисдикции находится центр его жизненных интересов.

По итогам данного опроса полученная информация должна быть документально зафиксирована.

· 30 декабря 2019 года в подразделе «Информация» был опубликован «Чеклист по оценке полноты исполнения требований по международному автоматическому обмену финансовой информацией». Напоминаем, что ранее на сайте был размещен проект документа.

· 13 января 2020 года в подразделе «Правила отчетности» ФНС России напомнила, что до 31 мая 2020 года организации финансового рынка (далее — ОФР) необходимо направить по общему правилу до трех электронных документов:

— новый отчет за 2017 год (если ОФР не воспользовалась правом, предусмотренным п. 51 Постановления) или уведомление об исключении договоров с юридическими лицами со стоимостью 250 тыс. долл. США или менее за 2017 год (в случае если ОФР ранее не пользовалась данным правом и не направляла такое уведомление);

— новый отчет за 2018 год (обязателен к представлению до 31 мая 2020 года, если ОФР провела анализ информации о клиенте и по результатам анализа установила, что клиент является иностранным налоговым резидентом в 2019 году);

— новый отчет за 2019 год.

При отсутствии сведений для представления необходимо направить уведомление об отсутствии данных для каждого отчетного периода. При этом ОФР не направляет уведомление об отсутствии данных за отчетный период, за который ОФР ранее уже были представлены содержательные сведения.

Об отнесении дилеров к ОФР для целей исполнения гл. 20.1 НК РФ

Минфин России продолжает выпускать разъяснения в отношении отнесения некоторых организаций к ОФР для целей исполнения требований гл. 20.1. НК РФ. В частности, в письме от 26 ноября 2019 года № 03-12-11/4/91658 приведены разъяснения в отношении возможности признания дилеров ОФР.

Следует отметить, что Минфин России указывает на необходимость анализа сущности правоотношений, возникающих между организациями и клиентами, и приводит законодательные нормы, регулирующие деятельность таких организаций. Так, Минфин России приходит к выводу, что дилеры фактически осуществляют фактическое управление финансовыми активами клиента, и организации, осуществляющие дилерскую деятельность, признаются ОФР при условии соответствия требованиям п. 2 ст. 142.1 НК РФ.

Подробнее: письмо Минфина России от 26 ноября 2019 года № 03-12-11/4/91658

ОЭСР опубликовала Доклад об осуществлении автоматического обмена информацией за 2019 год

В конце ноября в Париже состоялся 10-й юбилейный Глобальный форум по налоговой прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения. В нем приняли участие более 500 делегатов из 131 юрисдикции. В рамках форума обсудили результаты использования новых стандартов прозрачности для борьбы с уклонением от уплаты налогов и развития механизмов обмена информацией:

· в 2018 году осуществлен автоматический обмен информацией о 47 млн финансовых счетов, совокупные активы которых составляли около 4,9 трлн долл. США;

· с 2009 года было выявлено дополнительных налоговых поступлений на сумму более 100 млрд евро;

· начало автоматического обмена информацией в 2017 и 2018 годах привело к сокращению на 22% банковских депозитов международных финансовых центров, принадлежащих резидентам немеждународных финансовых центров.

Также был подготовлен и размещен на сайте «Доклад об осуществлении автоматического обмена информацией за 2019 год», который содержит краткий обзор ситуации внедрения и осуществления автоматического обмена информацией по состоянию на 24 ноября 2019 года, в частности:

· в 2019 году 94 юрисдикции участвовали в автоматическом обмене информацией, и было осуществлено около 6 100 двусторонних межгосударственных обменов информацией;

· 98% юрисдикций, изъявивших намерение участвовать в автоматическом обмене информацией, подписали и ратифицировали Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам и Многостороннее соглашение компетентных органов, позволяющее выполнять требования Стандарта. В Тринидаде и Тобаго не подписаны ни Конвенция, ни Соглашение, а в Бруней Даруссалам ратифицирована Конвенция, но не подписано Соглашение;

98% юрисдикций, изъявивших намерение участвовать в автоматическом обмене информацией, внедрили локальное законодательство для целей исполнения требований Стандарта и обмена информацией. Внутреннее законодательство не разработано в Тринидаде и Тобаго и Синт-Мартене.

Международный обмен финансовой информацией по запросу позволяет фискальным органам из разных стран получать актуальные данные о движении по счетах своих резидентов, бенефициарах компаний. Это касается и резидентов России. В соответствии с действующим валютным законодательством, если российский налоговый резидент не предоставляет информации об иностранных счетах: личных и корпоративных, КИК, к нему применяются штрафы и санкции. Однако это не означает, что пользоваться иностранными платежными инструментами нельзя, наоборот даже нужно – если это повышает рентабельность бизнеса и обеспечивает защиту активов. Просто необходимо придерживаться законодательства и ориентироваться в процессах международного автоматического обмена налоговой информацией.

Обмен информацией CRS

Разновидности международного обмена налоговой информацией

Обмен финансовыми данными между налоговыми органами разных государств позволяет получить информацию о заграничных счетах резидентов, в том числе бенефициаров контролируемых иностранных компаний. Если лица не отчитывались налоговой о наличии и использовании подобных платежных инструментов их ждет штраф и доначисление налогов. Узнать о наличии иностранных счетов фискальные органы могут благодаря таким способам международного обмена налоговой информацией:

  • по запросу;
  • автоматический;
  • спонтанный.

Международный обмен налоговой информацией по запросу, спонтанный и автоматический проводится на основании следующих соглашений:

  • об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements, TIEA);
  • об избежании двойного налогообложения (DTA) — условия обмена информации указаны в ст.26, Россия заключила 84 таких договора;
  • о взаимной административной помощи по налоговым делам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, Модельная конвенция ОЭСР) – участвует 141 юрисдикция и территория;
  • об автоматическом обмене финансовой информацией (CRS) — с Россией обменивается 79 государств и 12 территорий (список стран осуществляющий автоматический обмен налоговой информацией ежегодно обновляется, по состоянию на 2021 год действует Приказ ФНС от 03.11.2020 №ЕД-7-17/788@, кстати «новичками» списка стали Нигерия и Турция).

Как финансовые организации узнают об нерезиденте?

При обращении в банк клиент заполняет анкету, в которой необходимо указать информацию о его налоговом резидентстве. Последнее дополнительно подтверждается наличием в стране: места жительства (дом, квартира, другая недвижимость), бизнеса (зарегистрированные компании, активы), семьи, а также количеством дней пребывания на ее территории (более 183 дней за 12 месяцев). Часто чтобы доказать резидентность требуется предоставить документальное подтверждение наличия центра жизненных интересов в стране. Однако это еще не гарантия решения задачи. В случае возникновения у сотрудников банка подозрений, они могут самостоятельно сменить статус клиента с «резидента» на «нерезидент».

Если клиент является нерезидентом и открывает иностранный счет в банке, тогда последний периодически передает данные о нем в местный налоговый орган, а последний уже дальше – в другие юрисдикции.

Информацию о счетах нерезидента банки передают в уполномоченные органы в апреле-мае, после чего последние ее систематизируют – и 1 августа осуществляют международный обмен.

Чтобы избежать потенциальных неприятностей узнайте об ответственности россиян за зарубежные счета физических лиц в 2021 году.

Внимание!!! До 1 августа разрешается внести коррективы в отчет или отменить передачу данных, если клиент сменил налоговое резидентство. Суть отсрочки отправки заключается в том, что банки отправляют информацию о счете по состоянию на 31.12., а информация о клиенте отображается на момент открытия счета. Однако часто случается, что клиент сменил налоговое резидентство, не обновил информацию или сотрудник банка не актуализировал данные, что прямо влияет на процесс передачи данных.

Международный обмен налоговой информацией по запросу (Exchange of Information on Request, EOIR)

Это достаточно распространенный способ получить востребованную информацию о налогоплательщике. Не нужно его путать с автоматическим обменом финансовыми данными (Automatic Exchange of Information, AEOI).

В данном случае информация предоставляется по индивидуальным запросам компетентных органов. Подобный тип обмена чаще всего используется налоговыми органами в расследованиях, когда они ищут информацию о конкретных лицах, компаниях, фондах. Полученные данные играют важную роль в качестве доказательства неправомерного получения налоговой выгоды.

Главное отличие международного обмена налоговой информацией по запросу от автоматического – право получить любую информацию о налоговом резиденте. AEOI же предусматривает четко регламентированный CRS перечень передаваемых данных.

Запросить данные налоговые органы могут при наличии заключенных между странами любого из договоров: DTA, TIEA либо Конвенции о взаимопомощи. Также информация может передаваться на основании региональных соглашений.

Международный обмен налоговой информацией по запросу с РФ

По состоянию на 2021 год Россия не подписала ни одного соглашения TIEA, поэтому обмен по запросу осуществляется на основании:

  • Соглашений DTA;
  • Конвенции о налоговой взаимопомощи.

Международный обмен по запросу на основании соглашений об избежании двойного налогообложения

Каждое соглашение DTA содержит ст.26, посвященную обмену данными между государствами. В ней содержится обязательство обмениваться информацией, которая относится к выполнению условий договора, в частности данных влияющих на размер налогов любого вида. Учитывая последнее страны могут в рамках DTA запрашивают практически любые данные, которые могут повлиять на фискальную нагрузку резидента.

Однако ст.26 также устанавливает ряд ограничений. Международный обмен по запросу не осуществляется, если:

  • проводятся административные мероприятия, которые противоречат законодательству и административной практики;
  • речь идет о информации, которую нельзя получить по закону либо в ходе обычной административной практики;
  • информация раскрывает какую-либо тайну, например, торговую, коммерческую, профессиональную и т.д. (но не банковскую).

Вышеуказанные условия существенно ограничивают возможности обмена по запросу.

Международный обмен по запросу на основании Конвенции о взаимной админпомощи по налогам

Указанное соглашение дает право сторонам осуществлять международный обмен любой информацией по запросу, которая оказывает влияние на процессы администрирования и соблюдение налогового законодательства (ст.4).

Конвенция дает возможность российским налоговым органам получать финансовые данные от юрисдикций, с которыми нет подписанного DTA. Речь идет об оффшорных территориях и странах, с которыми просто нет логического смысла подписывать соглашения об избежании двойного налогообложения.

Однако кроме оффшоров, DTA не подписано между Россией и такими популярными среди россиян странами, как Эстония и Грузия.

Какие данные раскрываются в рамках автоматического международного обмена финансовой информацией?

В случае запроса компетентного фискального органа иностранные коллеги предоставят следующие данные:

  • информацию, хранящуюся в банках, финучреждениях, брокеров, доверенных лиц и т.д.;
  • о бенефициарах, владельцах партнерств, трастов, фондов, компаний. Исключение – публичные компании;
  • о счетах физлиц, которые являются налоговыми резидентами юрисдикций участвующих в обмене;
  • корпоративные счета компаний, фондов, трастов, партнерств, если их доход на более чем 50% формируется за счет пассивных источников (дивиденды, проценты, роялти) или они подконтрольны нерезидентам (прямо либо косвенно).

Информация передается в юрисдикцию налоговой резидентности, а если счет пассивный – еще и в страну резидентства бенефициаров. Если установить резидентность невозможно (обычно это оффшорные компании) – данные направляются по месту ведения бизнеса либо управления компанией.

Планируете открыть зарегистрировать компанию или открыть счет за границей обращайтесь за консультацией по налоговому планированию международного бизнеса.

Что такое CRS?

CRS (Common Reporting Standard) – это международная система автоматического обмена налоговой информацией. Она была создана в 2014 году Организацией экономической безопасности и сотрудничества. Россия участвует в CRS с 01.01.2018 года. Данное соглашение обязывает всех участников финансового и страхового рынка, подписавших его отправлять информацию о счетах нерезидентов в местные налоговые органы. Последние в свою очередь передают данные государствам участвующим в обмене.

Данные о счетах обязаны передавать:

  • банки;
  • страховые компании;
  • инвестиционные и хедж-фонды;
  • агенты и брокеры.

В обмене данные в рамках CRS участвует 105 стран, а само соглашение подписало 129. В рамках Common Reporting Standard страны могут обмениваться информацией как в автоматическом порядке, так и по запросу. Обычно данный формат соглашения предусматривает автоматический обмен налоговой информацией. Однако в определенных случаях страны используют формат запросов. Последний вариант применяется если автоматический обмен невозможен. Например, как в случае между Великобританией и Россией. Обе страны участвуют в CRS, но не обмениваются в автоматическом режиме, однако могут предоставлять данные по запросу.

Какие данные получает налоговая?

В рамках международного обмена налоговой информацией фискальные органы получают следующие данные:

  • личный счет — основные сведения о физлице, в частности: имя/наименование, дату рождения/регистрации, адрес проживания/регистрации, налоговое резидентство;
  • корпоративный счет – данные о компании;
  • пассивный счет – данные о структуре и еще данные о бенефициаре;
  • всю информацию о счете: номер, валюта, остаток на 31 декабря прошлого года, размер поступлений за год;
  • о финучреждении, где открыт счет.

Кто не участвует в международном обмене финансовыми данными по запросу

Не передают информацию фискальным органам структуры, которые не относятся к традиционным банкам, речь идет о:

  • платежных системах;
  • криптобиржах;
  • обменниках;
  • краудфандинговых платформах;
  • страховых брокерах,

а также других участниках крипто- и финтехрынка.

Однако регуляторы постепенно ужесточают требования к указанным финансовым институтам и с большой вероятностью они также будут обмениваться налоговой информацией. Поэтому планируя открыть счет в одном из подобных учреждений следует изучить актуальное законодательство, возможно юрисдикция уже обязала их предоставлять данные о клиентах налоговой службе.

В частности, занимаясь поиском юрисдикции для регистрации компании и/или открытия счета, следует обращать внимание на DTA. В обновленных соглашениях содержится условие о передаче по международному запросу данных полученных от:

  • банков;
  • других платежных учреждений;
  • номинальных держателей;
  • агентов;
  • доверительных управляющих.

Это значит, что отказать в ответе на запрос по причине наличия банковской тайны уже не получиться.

Внимание!!! В странах ЕС в передаче данных клиентов участвуют также бухгалтера, юристы, финансовые консультанты.

Международный обмен финансовой информацией по запросу и автоматический позволяет фискальным органам получить следующие сведения:

  • об участии российских резидентов в капитале иностранных компаний;
  • об контроле над иностранными структурами;
  • о наличии связей между компаниями и физлицами;
  • о банковских счетах, остатках, движении средств;
  • о активах;
  • о учредительных документах и финансовой отчетности.

Указанные данные дадут возможность налоговым органам составить «картину» о бизнесе, узнать о КИК и наличии иностранных счетов. И если данную информацию заинтересованные лица не предоставляли в компетентные органы к ним будут применяться штрафы и санкции, а также оплата доначисленных налогов.

Остались вопросы по международному обмену налоговой информацией, записывайтесь к нам на консультацию по налоговому планированию в онлайн-чат или оставляйте контакты в специальной форме. Мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Что такое международный обмен финансовой информацией?

Это обмен финансовыми и налоговыми данными юридических и физических лиц-резидентов между странами в рамках действующих соглашений. Осуществляется в рамках: соглашении об избежании двойного налогообложения, CRS, Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, соглашений об обмене налоговой информацией, региональных договоров.

Какой информацией обмениваются страны?

В рамках международного обмена данными автоматического и по запросу страны обмениваются любой информацией, влияющий на налогообложение резидента: наименование компаний, активы, учредительные договора, финансовая отчетность, остатки по счетам и т.д.

Обладатель ВНЖ, ПМЖ не участвуют в международном автообмене?

Нет, банки, наоборот, отправят информацию о бенефициаре во все юрисдикции, связанные с ним и которые могут быть странами его резидентности. Если, конечно, бенефициар предварительно не уточнить в финансовом учреждении куда именно будут направляться данные и не актуализирует информацию о себе.