Методические указания по учету основных средств 91н

Изменения в учете в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому
учету основных средств

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 года N 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» вступили в силу с 01 января 2004 года новые Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (далее Методические указания), которые определяют порядок организации бухгалтерского учета в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 и распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). С 1 января 2004 года утратил силу Приказ Минфина РФ от 20 июля 1998 года N 33н, которым были утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, и Приказ Минфина РФ от 28 марта 2000 года N 32н, вносивший в него изменения.

Обращаем внимание организаций на такой момент. Методические указания вводятся в действие с 01 января 2004 года. Но они приняты в развитие ПБУ 6/01, которое действует с 01 января 2001 года. Если в течение 2003 года предприятие организовывало учет основных средств в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными 20 июля 1998 года №33н, а они были разработаны еще до введения в действия ПБУ 6/01, то организации необходимо привести учет основных средств в соответствии с ПБУ 6/01.

Методические указания зарегистрированы в Министерстве юстиции 21 ноября 2003 года и являются нормативным документом. Отметим, что в новый документ внесены разъяснения Министерства финансов, по некоторым позициям не совпадающие с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Остановимся на наиболее интересных положениях новых Методических указаний.

Вместо определения основных средств Методические указания содержат четыре квалифицирующих признака, при одновременном соблюдении которых активы признаются основными средствами.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Методическими указаниями предлагается разрабатывать внутренние положения, инструкции и иные документы, необходимые для учета и контроля за движением основных средств. Организации, в частности, могут утверждать:

· формы первичных документов (поступление, выбытие, передача ОС), порядок их оформления, правила документооборота, технологию обработки учетной информации;

· перечень должностных лиц, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и перемещение ОС;

· порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов ОС.

В первом абзаце пункта 7 Методических указаний предписывается, что операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств должны оформляться первичными учетными документами и реквизиты этих документов должны содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». А из содержания второго и третьего абзацев данного пункта ясно, что, по мнению Министерства финансов, применение унифицированных форм является необязательным или они могут подлежать изменениям в зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации. Данная точка зрения противоречит Федеральному закону «О бухгалтерском учете»

Как стало известно из разъяснений ответственных руководителей Минфина, при разработке этого положения Методических указаний они имели в виду, что в настоящее время, можно дополнять реквизиты первичных документов, сохраняя при этом и обязательные реквизиты. В дальнейшем, при разработке новой редакции Закона «О бухгалтерском учете» Минфин будет настоятельно рекомендовать использовать не только унифицированные формы. А перед налогоплательщиками встанет еще одна проблема, ведь налоговые органы принимают расходы, оформленные только с использованием унифицированных первичных документов по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Вопросы квалификации активов в качестве объектов основных средств является очень важным в свете новой главы 30 Налогового кодекса, согласно которой объектом налога на имущество является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский стандарт ПБУ 6/01 применяется в отношении доходных вложений в материальные ценности с точки зрения формирования стоимости и амортизационных отчислений. Но основные средства и доходные вложения это разные активы. Ответственные специалисты Министерства финансов твердо стоят на позиции, что налог на имущество не должен начисляться на основные средства принятые к учету и отраженные в балансе по статье «Доходные вложения в материальные ценности».

У налоговых органов по этому вопросу другое мнение. Они решили, что если в ПБУ 6/01 есть указание на доходные вложения в материальные ценности, то и на них надо начислять налог на имущество. Свое мнение они намерены отразить и в Методических положениях, которые подготавливаются к Главе 30 НК.

В Методических рекомендациях прямо указано, что если актив квалифицирован в качестве основного средства, то он используется в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

То есть, по мнению Министерства финансов, налоговые органы неправомерно объединяют объекты основных средств с разным сроком полезного использования в один объект. Например, если организация приобретает компьютер в стандартной комплектации (процессор, монитор, принтер), указанный компьютер учитывается организацией как самостоятельный инвентарный объект в составе основных средств (пункт 10 Методических указаний).

Вместе с тем, в случае приобретения в различные сроки отдельных устройств, которые не могут функционировать иначе, чем в составе обособленного комплекса конструктивно сочлененных предметов (единицы бухгалтерского учета основных средств), эти устройства должны учитываться в качестве отдельных объектов основных средств, поскольку имеют сроки полезного использования меньшие, чем у основного средства, в комплекте с которым они только и могут работать.

Еще пример, организация приобрела кассовый аппарат. А уже позже, терминал для кредитных карт. МНС требует объединять их в один объект. Но у кассового аппарата и терминала разный срок полезного использования, следовательно, это разные инвентарные объекты.

В методических указаниях содержатся также разъяснения по порядку ведения инвентарных карточек учета ОС.

Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на:

· основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

· основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду),

· переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

· основные средства, полученные организацией в аренду;

· основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

· основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

В Методических указаниях разъясняется, что первоначальная стоимость основных средств, при изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств. Учет и формирование затрат на производство основных средств осуществляется организацией в порядке, установленном для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых этой организацией.

В пункте 12 ПБУ 6/01 и в пункте 32 Методических указаний есть положения, о том что в первоначальную стоимость основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования. Это означает, что до тех пор, пока основное средство не будет пригодно к эксплуатации, организация не может определить его первоначальную стоимость и принять актив к учету в качестве основного средства.

Допустим, организация приобрела здание, зарегистрировала на него право собственности, но в этом здании не разрешено работать по каким – либо причинам (работа станков требует дополнительное силовое оборудование и требуется время для его установки) или купили автомобиль, а он не исправен и ему необходим ремонт.

Налоговые органы требуют, чтобы основное средство было принято к учету, произвели ремонт, а тем временем на основное средство, будет начисляться налог на имущество.

С точки зрения Минфина, даже если на объект есть право собственности, но активы не приносят экономических выгод, то его нельзя квалифицировать как объект основных средств и на этот объект не должен начисляться налог на имущество.

Встает еще вопрос: на каком счете учитывать расходы на ремонт, амортизацию, реконструкцию и в каком периоде списывать на затраты?

Министерство финансов отвечает, что все данные расходы должны накапливаться на 08 счете. А если организация не отремонтирует приобретенное имущество и будет ясно, что доходы не будут получены, то с 08 списываются на 91 счет «Прочие расходы».

В Методических указаниях уточнены бухгалтерские проводки, связанные с принятием к учету основных средств принятых безвозмездно, а также в счет вклада в уставный капитал.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

ПРОВОДКИ

Дт 08 Кт 75 отражен вклад участников в УК внеоборотными активами

Дт 01 Кт 08 принято к учету ОС

Дт 75 Кт 80 сформирован уставный капитал

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Для целей Методических указаний под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.

ПРОВОДКИ

Дт 08 Кт 98 отражено поступление ОС по договору дарения.

Дт 01 Кт 08 принято к учету ОС

Далее по мере начисления амортизации по этому объекту делаем записи:

Дт 20 Кт 02 начисляем амортизацию объекта, полученного безвозмездно.

Дт 98 Кт 91 часть доходов будущих периодов в сумме амортизации признаются

внереализационными доходами данного периода

Как известно, ПБУ 6/01 в числе прочих обязательных условий отнесения активов к основным средствам называет их «использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации» (подпункт «а» пункт 4 ПБУ 6/01). Это положение вызывало вопрос, можно ли относить к основным средствам активы, которые отвечают всем остальным критериям, но фактически еще не эксплуатируются. В новых Методических указаниях для такого имущества в группировках основных по степени использования вводится категория основных средств в запасе (резерве), которые учитываются на счете 01 (а не на счете 08), и по которым начисляется амортизация.

Нередко в организациях возникают ситуации, когда построенные объекты недвижимости, права на которые еще не зарегистрированы (документы переданы на государственную регистрацию), уже фактически эксплуатируются. В 52 пункте Методических указаний Минфин России пояснил, что в данном случае амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к учету в качестве основных средств после регистрации права собственности производится уточнение ранее начисленных сумм амортизации.

Обратите внимание, на содержание пункта 52 Методических указаний «допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств». Решение о том принимать или нет актив к учету будет основано на учетной политике организации или на основании первичных учетных документов.

При этом надо помнить, что возможны случаи, когда организация приобретает здание, по договору купли – продажи, принимает его по акту приема – передачи, оплачивает, расходы принимает на 08 счет «Внеоборотные активы», размещает в нем офисы или цеха, а право собственности в соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса еще не оформлено. В таком случае, при решении вопроса о начислении амортизации, необходимо исходить из принципа соответствия доходов и расходов. Если актив не принят к учету в качестве объекта основных средств, то он не приносит никаких выгод и в таком случае расходы, в том числе амортизацию организация не вправе начислять. Начисление амортизации по этому объекту будет производиться у продавца до момента отчуждения.

В таких случаях, чтобы принять расходы к учету (аренда, освещение), на время оформления государственной регистрации рекомендуем заключить с продавцом договор аренды или безвозмездного пользования или ссуды.

В этом случае не будет вопросов, кто же платит налог на имущество? Налог на имущество платит собственник.

В Методических указаниях разъяснен порядок признания разницы между оценкой основных средств, отраженной на счете 01 и их оценкой на счете 08, возникающей, когда при приобретении основных средств их стоимость выражена в иностранной валюте.

Из документа следует, что в целях бухгалтерского учета сумму в иностранной валюте, затраченную на приобретение ОС, необходимо пересчитывать в рубли по курсу ЦБ РФ дважды: на дату образования кредиторской задолженности и на момент принятия объекта основных средств к учету на 01 счет. Как известно, эти две даты могут не совпадать, что влечет за собой возникновение разницы в курсах валют. На счете 08 образуется разница, которая, как поясняет Минфин России, не является ни курсовой, ни суммовой. Это так называемая «оценочная» разница, которая подлежит отнесению на операционные доходы/расходы на счет 91.

Например,

1)Контрактная стоимость основного средства составляет 200 у. е.
Курс ЦБ РФ на дату образования кредиторской задолженности составляет 28,58 руб. за 1 у.е.:

Дт 08 Кт 60 — 200 у.е. х 28,58 = 5 716 руб.

2)Курс ЦБ РФ на дату принятия объекта ОС к учету составляет 28, 45 руб. за 1 у.е.

Дт 01 Кт 08 — 200 у.е. х 28,45 = 5 690 руб.

3) Дт 91 Кт 08 26 руб. списана оценочная разница

В соответствии с ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
В новых Методических указаниях индекс-дефлятор не упоминается. Тем не менее, по-прежнему указано, что переоценка может проводиться путем индексации или прямого счета. Однако в действительности индексы для переоценки не разрабатываются, поэтому переоценку можно производить только методом прямого счета. Кроме того, уточнен на примерах принцип существенности для отражения в отчетности результатов переоценки.

По разъяснениям ответственных руководителей Минфина, если организация приняла решение хотя бы раз провести переоценку основных средств, она должна делать это регулярно, с тем чтобы стоимость объектов основных средств существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. И эта позиция подтверждена в пункте 15 ПБУ 6/01. Тем не менее, в приведенном примере в пункте 44 Методических указаний прямо указано, что если текущая восстановительная стоимость однородной группы существенно не меняется, то и «решение о переоценке не применяется».

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

ПРОВОДКИ

Дт 01 Кт 83 1000 руб. произведена дооценка основных средств на начало года

Если в предыдущих отчетных периодах проводилась уценка, равная дооценке в текущем отчетном периоде, и она отражалась проводкой Дт 84 Кт 01 , то дооценка относится в дебет счета основных средств с кредита счета нераспределенной прибыли

Дт 84 Кт 01 1000 руб. проведена уценка ОС в предыдущем отчетном периоде

Дт 01 Кт 84 1000 руб. произведена дооценка основных средств на начало года

Дт 84 Кт 01 1100 руб. произведена уценка ОС в текущем отчетном периоде

Если в предыдущих отчетных периодах проводилась дооценка, и она отражалось проводкой Дт 01 Кт 83 , то уценка относится в дебет счета добавочного капитала и кредиту счета основных средств.

Дт 01 Кт 83 800 руб. проведена дооценка ОС в предыдущем отчетном периоде

Дт 83 Кт 01 1100 руб. произведена уценка ОС в текущем отчетном периоде

Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенный в предыдущие отчетные периоды отражается проводкой:

Дт 84 Кт 01 300 руб.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.

Дт 83 Кт 84

Еще один важный, принципиальный момент по выбытию активов отражен в пункте 85 Методических указаний.

Вспомним пункт 12 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Взнос в уставный капитал организации оценивается по согласованию сторон.

Дт 75 Кт 80 100 000 образован УК у принимающей стороны

Дт 51 Кт 75 100 000 отражен вклад вкладу в УК денежными средствами

А если по условиям договора принимаются основные средства или ценные бумаги, которые у передающей стороны числятся по стоимости 80 000 руб., то

Дт 58 Кт 75 100 000 отражен вклад в УК основными средствами в согласованной участниками оценке ПБУ 19/02 касается оценки принимающей стороны.

Пункт 85 Методических указаний излагает этот вопрос с точки зрения передающей стороны:

Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств. Ранее, на возникающую задолженность по вкладу в уставный (складочный) капитал, паевой фонд производится запись по дебету счета учета финансовых вложений в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов на величину остаточной стоимости объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, а в случае полного погашения стоимости такого объекта — в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.

До вступления в силу Методических указаний в разъяснениях Минфина для передающей стороны предлагались проводки:

Дт 58 Кт 76 100 000 определена доля в УК

Дт 76 Кт 01 80 000 выбытие объекта основных средств, передаваемого в

счет вклада в уставный (складочный) капитал

Дт 91 Кт 01 20 000 выявлен финансовый результат от операции

То есть в момент передачи ОС определялся финансовый результат. Теперь в Методических указаниях предлагаются следующие проводки:

Дт 58 Кт 76 80 000 передан вклад в УК в оценке по остаточной стоимости передаваемого имущества

Дт 76 Кт 01 80 000 выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал

То есть в момент передачи во вклад в уставный капитал финансовый результат не определяется. Финансовый результат определяется только в момент возврата вклада в уставный капитал.

Информацию о степени использования основных средств рекомендуется раскрывать в пояснительной записке либо в форме №5. В пояснительной записке можно раскрывать данные о наличии основных средств с подразделением на собственные и арендованные, действующие и неиспользуемые, данные о выпуске продукции в разрезе основных средств и другую существенную информацию.

В форме №5 раскрывается информация о том, сколько основных средств находится в эксплуатации и на государственной регистрации; сколько основных средств передано или получено в аренду, переведено на консервацию. Обратите внимание: из формы № 5 исчезло распределение основных средств на производственные и непроизводственные. В этом, казалось бы, небольшом изменении отражена позиция Минфина по приведению положений по квалификации активов в единое русло.

Обратимся к Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99, утвержденному Приказом Минфина от 06.05.1999г №32н и к Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99, утвержденному Приказом Минфина от 03.05.1999г №33н. Доходами организации признаются увеличение экономических выгод в результате поступления активов. Расходами организации признаются уменьшения экономических выгод.

У организации имеется объект, который она квалифицировала как объект основных средств, например, Дом культуры. В ПБУ 9/99 и 10/99 нет доходов и расходов на содержание объектов социальной сферы. Доходы и расходы подразделяются только по обычным видам деятельности, операционные и внереализационные. Доходами и расходами от обычных видов деятельности являются и те, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Ограничений по видам и (или) характеру работ услуг нет. По мнению Министерства финансов, любой актив, если он соответствует критериям и может быть квалифицирован как объект основных средств, это актив, использование которого направлено на извлечение прибыли, следовательно, это актив производственный.

Если в форме №5 организация раскрывает информацию по 10 активам, а 6 вообще не используются, например, в связи с изменением вида деятельности, то в таком случае пункт 75 Методических указаний рекомендует продать, списать основное средство.

Решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание основных средств комиссией, созданной приказом руководителя. В пояснительной записке необходимо дать информацию о тех основных средствах, которые приносят только потенциальные убытки. Амортизация, расходы на продажу и демонтажу по основным средствам, которые не участвуют в производстве, должны списываться на 91 счет «Прочие расходы».

Аналитика Публикации

В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом.

Проблематика, касающаяся ВЛ, достаточно широка и затрагивает вопросы строительства (в части необходимости получения разрешений на строительство).

Основополагающей причиной ряда проблем является вопрос о том, является ли ВЛ недвижимым имуществом или нет.

В широком понимании под ВЛ понимается устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). Такое определение является легальным и содержится в Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности. Указанная инструкция не служит основополагающим документом в электроэнергетике, но иного, более полного определения воздушной линии электропередачи действующее законодательство не содержит.

Опоры с фундаментом

Как видно из указанного определения, прокладка проводов ВЛ возможна многими способами, среди которых прокладка по зданиям (стенам или иным конструктивным частям) и сооружениям, мостам, а также посредством установки специальных опор.

Строительство (монтаж) и эксплуатация проводов ВЛ по зданиям, сооружениям, мостам не вызывают особых проблем, поскольку указанные здания и сооружения выполняют функцию промежуточной опоры и не образуют вместе с проводами электропередачи единого объекта.

Остановимся на рассмотрении ВЛ, расположенных на самостоятельных опорах. В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах (промежуточные опоры составляют большинство применяемых опор);

б) опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры.

Конструкции опор ВЛ:

а) деревянная опора одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры;

б) железобетонные опоры — выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземлителем на каждой опоре (для молниезащиты линии);

в) металлические (стальные) опоры — применяются при напряжении 220 кВ и более.

В рамках настоящей статьи наибольшее внимание уделено такому важному элементу конструкции опор, как фундамент, представляющему собой конструкцию, заделанную в грунт и передающую на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).

Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки.

Для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные фундаменты, а при установке переходных опор и опор на болотах – монолитные бетонные фундаменты. Ригель увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор.

Еще одним способом установки опор ВЛ являются оттяжки. Они предназначены для повышения устойчивости опор и принимают на себя усилия оттяжения провода электропередачи.

Из приведенного описания видно, что в большинстве случаев опоры ВЛ имеют фундамент разной степени сложности. Сложность фундаментов указывает на прочность связи с грунтом: чем сложнее фундамент, тем сильнее связь с грунтом. Однако существуют способы установки опор ВЛ без сооружения фундаментов, в частности на растяжках либо на специальных платформах в местах грунтов вечной мерзлоты. Это важно учитывать при квалификации опор в качестве недвижимого имущества.

В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из данного определения и юридической доктрины можно выделить ряд признаков, отличающих движимое и недвижимое имущество. Признаки недвижимого и движимого имущества связаны с природой вещей или их назначением. Можно назвать следующие признаки недвижимого имущества:

  • объекты недвижимости – это всегда объекты материального мира;

  • недвижимость – это всегда индивидуально-определенное имущество;

  • прочная связь с землей, невозможность перемещения без существенного ущерба;

  • значимость или ценность недвижимых вещей.

Приведенное выше описание конструкций опор ВЛ дает возможность сделать вывод, что ВЛ, установленные на опоры, имеющие фундамент, являются объектами недвижимого имущества, т. к. соответствуют всем указанным признакам.

Кроме рассмотренных особенностей, ВЛ также является линейным объектом, в смысле, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Статья 1 ГрК РФ понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Поскольку процесс передачи электрической энергии является непрерывным в силу особенностей передаваемого товара, то ВЛ представляет собой сложный многосоставной объект материального мира.

Если учесть все перечисленные признаки ВЛ, то можно сказать, что это линейный объект, состоящий из множества элементов, прочно связанных с грунтом и имеющих единое назначение – передачу электрической энергии. Раздельно элементы электрической сети не могут выполнять свою основную функцию – передачу электрической энергии.

Таким образом, вновь сформулированное определение дает основание считать, что ВЛ может являться единым недвижимым комплексом.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте в качестве единого объекта, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст. 133.1 ГК РФ).

Сделанные выводы косвенно подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Подводя итог, можно сказать, что воздушные линии с опорами, имеющими фундамент, являются недвижимой вещью и в некоторых случаях могут также являться единым недвижимым комплексом.

Опоры без фундамента

Иным образом обстоят дела с ВЛ, установленными на опоры, не имеющие фундамента. Ведь на первый взгляд указанные объекты отвечают некоторым признакам недвижимого имущества, указанным в настоящей статье.

Повторюсь, что опоры без фундамента используются, как правило, для строительства ВЛ напряжением до 35 кВ.

Интересным представляется мнение Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженное в письме от 11.10.16 № Д23и-4847 «Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества». В нем Департамент недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации высказал мнение, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью.

На основании высказанного мнения можно установить квалифицирующий признак – наличие акта ввода в эксплуатацию, выданного согласно требованиям ГрК РФ.

Данное мнение является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.

Для анализа вопросов квалификации ВЛ, установленных на опоры, не имеющие фундамента, необходимо также классифицировать ВЛ в качестве объекта капитального строительства, по той причине, что Градостроительный кодекс оперирует понятием «объект капитального строительства», и не оперирует понятием «объект недвижимого имущества». В правоприменительной практике часто возникает спор между соотношением понятий недвижимой вещи и объектом капитального строительства.

Статья 1 ГрК РФ содержит легальное определение объекта капитального строительства, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Данное определение прямо не указывает ни на какие признаки, позволяющие сравнить рассматриваемые понятия, а только перечисляет некоторые строительные объекты.

Помочь в анализе нам может легальное определение понятия сооружения, под которым понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Такое определение содержится в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из приведенного определения сооружения можно понять, что сооружение – результат строительства, как правило, прочно связанный с землей, что является общим признаком с понятием недвижимого имущества.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит. На основе изложенного можно сделать вывод, что понятия объекта недвижимого имущества и объекта капитального строительства можно признать тождественными для целей настоящей статьи.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает представление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

— иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Важным пунктом в указанной статье является указание на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют случаи, при которых не требуется разрешение на строительство.

Такие нормативные правовые акты приняты многими субъектами Российской Федерации. Для примера разберем несколько актов.

1. Постановлением Правительства Москвы от 27.08.12 № 432-ПП установлены случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется. Среди таких случаев строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно.

Примечательно, что разрешение на строительство также не требуется при строительстве антенно-мачтовых сооружений связи в виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.

2. Законом Московской области 10.10.14 № 124/2014-ОЗ установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Среди таких случаев указано строительство объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно.

3. Областным законом Ленинградской области 18.05.12 № 38-оз установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, среди которых указываются случаи строительства линий электропередачи напряжением до 35 кВ.

4. Закон Свердловской области 15.07.13 № 75-ОЗ закрепляет, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 кВ включительно.

Поскольку для строительства, реконструкции и модернизации указанных объектов в силу ст. 51 ГрК РФ и регионального законодательства не требуется получение разрешения на строительство, то и не будет требоваться разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. Данное правило закреплено в ст. 55 ГрК РФ.

Если внимательно проанализировать нормы указанных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то можно усмотреть, что освобождение от получения документов, предусмотренных ГрК РФ, возможно только в отношении ВЛ напряжением до 35 кВ. Напомню, что ВЛ данного класса напряжения располагаются, как правило, на одностоечных опорах, вкопанных в грунт, т. е. не имеющих фундамента.

Причина, по которой можно отнести указанные опоры к движимым вещам, состоит в незначительной связи с землей, которая выражается в скорости и простоте монтажа и демонтажа таких опор без ущерба самим опорам. На практике не составляет труда демонтировать или смонтировать ВЛ на одностоечных опорах, а равно и изменить расположение таких опор.

Таким образом, можно сделать вывод, что опоры ВЛ, не имеющие фундамента, могут рассматриваться как объекты некапитального строительства и соответственно они являются движимым имуществом. Их можно квалифицировать как сооружения, на которых подвешиваются провода электропередачи. К таким опорам можно отнести деревянные и железобетонные одностоечные или П-образные опоры, вкопанные в грунт.

Утв. постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.03 № 65.

«О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется».

«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области».

«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

«Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ (последняя редакция)

30 декабря 2009 года N 384-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия
    • Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Идентификация зданий и сооружений
    • Статья 5. Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) требованиям настоящего Федерального закона
    • Статья 6. Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона
  • Глава 2. Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
    • Статья 7. Требования механической безопасности
    • Статья 8. Требования пожарной безопасности
    • Статья 9. Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях
    • Статья 10. Требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях
    • Статья 11. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями
    • Статья 12. Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения
    • Статья 13. Требования энергетической эффективности зданий и сооружений
    • Статья 14. Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду
  • Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений
    • Статья 15. Общие требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации
    • Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения
    • Статья 17. Требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения
    • Статья 18. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при опасных природных процессах и явлениях и техногенных воздействиях
    • Статья 19. Требования к обеспечению выполнения санитарно-эпидемиологических требований
    • Статья 20. Требования к обеспечению качества воздуха
    • Статья 21. Требования к обеспечению качества воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд
    • Статья 22. Требования к обеспечению инсоляции и солнцезащиты
    • Статья 23. Требования к обеспечению освещения
    • Статья 24. Требования к обеспечению защиты от шума
    • Статья 25. Требования к обеспечению защиты от влаги
    • Статья 26. Требования к обеспечению защиты от вибрации
    • Статья 27. Требования по обеспечению защиты от воздействия электромагнитного поля
    • Статья 28. Требования к обеспечению защиты от ионизирующего излучения
    • Статья 29. Требования к микроклимату помещения
    • Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями
    • Статья 31. Требование к обеспечению энергетической эффективности зданий и сооружений
    • Статья 32. Требования к обеспечению охраны окружающей среды
    • Статья 33. Требования к предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей
  • Глава 4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта
    • Статья 34. Требования к строительным материалам и изделиям, применяемым в процессе строительства зданий и сооружений
    • Статья 35. Требования к строительству зданий и сооружений, консервации объекта, строительство которого не завершено
  • Глава 5. Обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)
    • Статья 36. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации
    • Статья 37. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)
  • Глава 6. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
    • Статья 38. Общие положения об оценке соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
    • Статья 39. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса)
    • Статья 40. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации
    • Статья 41. Правила добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
  • Глава 7. Заключительные положения
    • Статья 42. Заключительные положения
    • Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании»
    • Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Модульное здание это движимое или недвижимое имущество

Что случилось?

Федеральная налоговая служба России выпустила два письма:

посвященных разграничению видов имущества организаций. Такая необходимость возникла в связи с отменой с 1 января 2020 года налога на движимое имущество юридических лиц и внесением соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ . Ранее сложности в этом вопросе испытывали только те организации, у которых на балансе есть льготные объекты. Теперь это волнует многие организации, ведь от этого зависит, являются они налогоплательщиками или нет.

В чем разница между движимым и недвижимым имуществом

Специалисты ФНС России в своих письмах напомнили, что только на основании наличия или отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) разграничивать движимое и недвижимое имущество нельзя. Это связано с тем, что право на недвижимость может быть не зарегистрировано в ЕГРН. Ранее подобную позицию высказывал Пленум Верховного суда РФ в Постановлении N 25 от 23.06.2015 года.

Кроме того, в главе 30 НК РФ нет определений понятий «движимое» и «недвижимое имущество», поэтому налогоплательщики должны руководствоваться нормами статьи 11 НК РФ и использовать определения, содержащиеся в других отраслях законодательства. Далее налоговики привели примеры таких определений:

  • В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с этими нормами:

Сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Таким образом, специалисты ФНС считают, что недвижимость — это:

Единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в статье 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Налоговики считают, что имущество, которое входит в состав объекта недвижимого имущества, но учитывается, как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (ОС), не является недвижимым и относится к движимому при соблюдении таких условий:

  • ОС могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества;
  • демонтаж ОС не причиняет несоразмерного ущерба его назначению;
  • функциональное предназначение ОС не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).

При этом объекты, которые указаны в Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений, функционально связанные со зданием или сооружением, по мнению ФНС, являются недвижимостью. Ведь переместить такие объекты и не причинить при этом ущерб недвижимости невозможно. К таким объектам налоговики, например, отнесли:

  • трубопроводы, которые нужны для инженерно-технического обеспечения здания;
  • лифты, эскалаторы, система вентиляции и кондиционирования.

В большинстве случаев такую позицию налоговиков подтверждает судебная практика, в частности, решения Верховного суда. Например, Верховный суд признал недвижимым имуществом палубные краны на буровой установке. Хотя такие краны можно демонтировать, буровая установка без них неработоспособна, сочли судьи. Также недвижимостью стали трансформаторы, поскольку они были установлены на фундаменте.

Действия налогоплательщиков

ФНС рекомендовала организациям пересмотреть классификацию своего имущества с учетом изложенной позиции. Ведь если к движимому имуществу будут отнесены объекты, обладающие признаками недвижимости, проверяющие из ФНС могут доначислить налог и применить штрафные санкции.

Блочно модульное здание объект недвижимости

Понятия движимого и недвижимого имущества содержатся в ст. 130 ГК РФ. Однако в этой норме не установлен конкретный перечень таких объектов, а указан лишь общий критерий отнесения имущества к недвижимости. В частности, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). На практике такая формулировка вызывает споры в отношении широкого круга объектов — торговых павильонов, ангаров, пристроек к зданиям, складов, автомоек и автостоянок, АЗС, асфальтированных площадок и т.п. К тому же суды указывают, что связь объекта с землей не является единственным признаком, по которому он может быть отнесен к недвижимости (см. врезку на с. 34).

ГК РФ, все временные постройки не признаются недвижимым имуществом и «не подлежат техническому учету в бюро технической инвентаризации и ФГУП «Ростехинвентаризация», права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1139-ПП). Согласно этому же Приложению к некапитальным объектам относятся объекты производственного, технического назначения, сервисно-коммунальной инфраструктуры: ангары, производственные сооружения из быстровозводимых и разбираемых конструкций, пункты приема вторичных материальных ресурсов, строительные городки, бытовки, временные склады строительных и инертных материалов, укрытия, тенты и навесы для открытых автостоянок, быстровозводимые гаражи-стоянки модульного типа, в том числе расположенные в подмостовых пространствах.

Практика показывает, что даже при наличии у основного средства фундамента суды зачастую не признают его недвижимым имуществом. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа рассматривал в качестве спорного объекта временное сооружение на капитальном фундаменте.

Суд отметил, что установка временного сооружения на капитальном фундаменте не означает, что такая постройка относится к объекту недвижимости. В свою очередь, возведение бетонного фундамента не может рассматриваться как доказательство строительства капитального здания, поскольку такого рода фундамент часто используется также и для возведения временных сооружений (Постановление от 13.03.2012 N А33-737/2011).
Примечание. По мнению судов, наличие у спорного объекта заливного бетонного фундамента не позволяет однозначно отнести его к объекту недвижимости.

К такому выводу пришел ФАС Дальневосточного округа в отношении фундамента, который представляет собой бетонные плиты глубиной заложения до 1 м, обрамленные бетонной стяжкой, уложенные на подсыпку из щебенки. По технологии производства работ конструкцию самого объекта (склада-магазина) можно разбирать без нарушения ее целостности и функционального назначения (Постановление от 05.12.2006, 28.11.2006 N Ф03-А51/06-1/4367).
Примечание. К объектам капитального строительства не относятся временные постройки, киоски, навесы и т.п. (п. 10 ст. 1 и пп. 2 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Рассмотрим, какими основными критериями на практике руководствуются суды при отнесении объекта основного средства к движимому или недвижимому имуществу.

Критерий 1. Возможность перемещения объекта основного средства без ущерба его назначению Прочная связь объекта с землей является основным признаком для отнесения его к недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Поэтому суды в первую очередь исходя из представленных документов оценивают, возможно ли перемещение спорного объекта без ущерба его назначению. Например, ФАС Поволжского округа рассмотрел в качестве спорного объекта мини-павильон.
Из этого определения можно сделать вывод о том, что объектами некапитального строительства являются временные постройки и сооружения разного рода. Отнести ту или иную постройку к объекту некапитального строительства или по другому модульного здания можно по определенным оценочным категориям.

В соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1139-ПП «Общим критерием отнесения объектов к некапитальным объектам (движимому имуществу), согласно нормам гражданского законодательства, является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы».
Тем не менее, российским законодательством не закреплен конкретный перечень признаков, согласно которым можно четко установить временное строение. Процесс выделения государственных и муниципальных земель под возведение временных некапитальных объектов на основании общих правил, установленных земельным законодательством, всецело и произвольно регулируется на уровне субъектов Федерации и практически осуществляется на уровне местных администраций. К модульным зданиям относятся объекты строительства состоящие из последовательного количества одинаковых модулей и имеющие возможность разделяться на составные (равные части) без потери их характеристик.

Спорный объект представлял собой заводское изделие, состоящее из двустенного резервуара, расположенного под землей, разделенного на отсеки для хранения топлива, сбора ливнестоков и аварийного пролива. Резервуар располагался на плите, которая служит фундаментом для островка, топливораздаточных колонок и навеса. Крепление к фундаментальной плите осуществлялось болтовыми соединениями.

О движимом и недвижимом имуществе

Кошкина Т. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Суть налогового спора и неудача в трех судебных инстанциях

В проверяемом периоде организация (деревообрабатывающий комбинат) приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств:

здание построенного цеха (по производству древесных гранул);

приобретенные и установленные в здании объекты: оборудование линии по производству древесных гранул, поперечный транспортер подачи щепы, поперечный транспортер подачи щепы и опилок, поперечный транспортер подачи коры, автоматическую систему защиты от пожаров.

Инспекция по крупнейшим налогоплательщикам провела выездную проверку и начислила недоимку по налогу на имущество, считая, что все перечисленные объекты следовало отнести к недвижимому имуществу (зданию и его составным частям) и организация неправомерно применяла к данным объектам освобождение от налогообложения, предусмотренное п. 25 ст. 381 НК РФ для движимого имущества.

Арбитры трех инстанций уменьшили размер доначислений, придя к выводу, что в отношении трансформаторной подстанции налоговый орган не исследовал подключение ее к другим объектам общества и не установил наличия ее функциональной или технологической взаимосвязи со зданием цеха.

Признавая законным решение инспекции в оставшейся части (по иным объектам), суды исходили из того, что к недвижимому имуществу могут быть отнесены в том числе составные части объектов недвижимости – объекты основных средств, которые по совокупности признаков являются составной частью неделимой недвижимой вещи.

Обратите внимание: с учетом проведенной экспертизы судьи указали, что здание цеха и размещенные в нем иные объекты составляют сложный неделимый объект, поскольку здание цеха изначально проектировалось для установки оборудования, приобретенного налогоплательщиком, здание и оборудование представляют собой единое целое и предназначены для получения целевого продукта по единому технологическому процессу (производство древесных гранул по одной непрерывной технологической линии) и, соответственно, получения дохода организации. Изъятие объектов из единого комплекса «Цех по производству древесных гранул» приведет к прекращению или изменению процесса производства древесных гранул.

Верховный Суд на стороне налогоплательщика

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений.

Из содержания классификаторов также вытекает, что оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, в том числе установленное на фундаменте, по общему правилу не классифицируется в качестве сооружений (не отвечает определению понятия «сооружение»), а подлежит классификации в соответствующих группировках машин и оборудования.

С учетом изложенного, если иное не вытекает из содержания ПБУ 6/01 и классификаторов основных фондов (основных средств), машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, отражаются в бухгалтерском учете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов и согласно п. 1 ст. 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве. Соответственно, по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимы исключения из объекта налогообложения, предусмотренные пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ.

Из аналогичного подхода исходит Минпромторг, издавший Письмо от 23.03.2018 № ОВ-17590/12 (доведено до сведения налоговых инспекций Письмом ФНС России от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@). В нем содержится разъяснение об отсутствии оснований для отнесения к облагаемому налогом недвижимому имуществу машин и оборудования, поименованных в соответствующем разделе классификатора основных фондов, поскольку эти объекты основных средств (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, будучи предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.

В случае установления в ходе налоговой проверки обстоятельств, указывающих на искусственное разделение в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (зданием или сооружением), налоговые органы не лишены права обосновывать необходимость взимания налога на имущество в подобных ситуациях. Однако необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов и не приводило бы к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов (например, от климатических условий места производства, требующих расположения оборудования в здании для обеспечения его нормальной эксплуатации).

Согласно материалам дела спорные объекты (производственное оборудование, транспортеры, система защиты от пожаров и пылевых взрывов) поставлены обществу иностранным изготовителем в составе линии для производства древесных гранул как движимое имущество и приняты к учету налогоплательщиком в таком качестве после окончания монтажа как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

Однако эти доводы не получили надлежащей оценки со стороны судов.

Суды трех инстанций, ссылаясь на положения гражданского законодательства, определяющие правовой режим сложных и неотделимых вещей, а также на результаты судебной экспертизы и экспертизы, проведенной в рамках налоговой проверки, высказали суждение о том, что здание и установленное в нем оборудование образуют единое целое, поскольку данные предметы имеют общее назначение: здание цеха изначально проектировалось для установки оборудования, приобретенного налогоплательщиком, и изъятие смонтированных в здании объектов приведет к прекращению использования как самого здания, так и производства готовой продукции.

Однако сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

В связи с этим заключение экспертов по существу сводится к оценке экономической целесообразности последующего демонтажа оборудования в случае перемещения производства, если такое решение будет принято в будущем.

Применение критерия экономической целесообразности в данном случае приводит к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования, и не позволяет обеспечить достижение тех целей дифференциации налогового бремени, из которых исходил законодатель при введении пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ: стимулирование организаций к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства, а также повышению спроса на них.

Таким образом, судебная экспертиза, равно как и представленные налоговым органом и обществом заключения экспертов, полученные во внесудебном порядке, проведены по вопросам, не имеющим значения для правильного разрешения настоящего спора, и, соответственно, полученное по результатам экспертизы заключение не могло быть признано относимым к делу доказательством, поскольку не опровергает правомерность классификации приобретенного налогоплательщиком имущества в качестве оборудования, подлежащего учету в виде отдельных инвентарных объектов.

В результате Судебная коллегия ВС РФ отменила судебные акты всех трех инстанций и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

О последствиях появления позиции ВС РФ

Несмотря на то, что обе упомянутые Судебной коллегией нормы – пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ – с 01.01.2019 утратили силу, актуальность позиции Верховного Суда не только не утрачена, а еще более повышается. Дело в том, что с указанной даты в связи со вступлением в действие Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ движимое имущество исключено из объектов обложения налогом на имущество организаций.

Полагаем, в ближайшее время определение ВС РФ будет направлено налоговым органам для использования в работе. В связи с этим можно предположить, что многие налогоплательщики почувствуют снижение давления со стороны инспекций, предлагающих организациям самостоятельно переквалифицировать имеющиеся на балансе объекты и уточнить суммы ранее начисленного налога (авансовых платежей).

Ценность сделанных Верховным Судом выводов состоит в закреплении постулата: приобретенные в качестве движимого имущества машины и оборудование не становятся недвижимостью в связи с их монтажом (включая установку на фундамент) в здании, в том числе специально спроектированном и построенном для их размещения в целях осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда. Наличие технологической связанности (единство технологической цели), а также то обстоятельство, что последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означают, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Обратите внимание: объекты основных средств (расположенные как внутри, так и вне зданий), предназначенные не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса, не являются составными элементами зданий и не признаются недвижимым имуществом.

Коллегия предостерегла налогоплательщиков, налоговые органы и суды: нельзя решать вопрос о квалификации имущества только на основании заключения эксперта. Кстати, по мнению Минэкономразвития, заключение кадастрового инженера само по себе также не является достаточным основанием для определения вида объекта имущества в качестве движимого либо недвижимого в целях применения гл. 30 НК РФ. Так, в Письме от 21.03.2019 № Д23и-8958 ведомство отметило, что положениями федеральных законов от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» не установлены полномочия кадастрового инженера по отнесению тех или иных объектов к движимым или недвижимым вещам. Согласно позиции Верховного Суда представленное налогоплательщиком письмо бюро технической инвентаризации должно было получить оценку судей наряду с другими доказательствами.

Производственное оборудование, имеющее самостоятельное (иное по сравнению со зданием) предназначение – изготовление продукции, а не поддержание функционирования здания или со– оружения, подлежит квалификации в качестве движимого. Это должно стать аксиомой для проверяющих и судов.