Медосмотр для путевого листа

Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152) в путевом листе должны проставляться:

— даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр);

— дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль).

Установлена ли последовательность (очередность) проведения указанных осмотра и контроля для целей заполнения путевого листа? Может ли медицинский осмотр проводится позже технического контроля?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2019 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) (далее — Порядок проведения медицинских осмотров).

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52861) (далее — Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента:

обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;

обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В. Луговенко

Отметка о прохождении медосмотра в путевом листе

Что за документ

Путевой лист – документ, который оформляет юридическое лицо для своего сотрудника, использующего для выполнения трудовой функции служебный транспорт, ежедневно (или на каждый рейс). Относится в первичной бухгалтерской отчетности. Содержит информацию:

  • Пройденный километраж.
  • Маршрут поездки с пунктами заездов и остановок.
  • Потраченные ГСМ.
  • Отработанные водителем часы.

При запросе должен быть предъявлен сотруднику ДПС. За отсутствие путевого листа инспектор может либо вынести предупреждение, либо выписать штраф в размере 500,00 рублей (ст. 12.3 КоАП РФ).

Существуют унифицированные формы путевых листов для транспорта различного назначения. Они утверждены Постановлением Госкомстата № 78 для строительного, легкового, грузового, специализированного транспорта, такси и автобусов. Однако с 1 января 2013 года они не являются обязательными к применению. Организация имеет право разработать свои бланки или пользоваться готовыми (есть в свободной продаже). Также сегодня есть специализированные компьютерные программы для печати, учета и ведения путевых листов.

При использовании «самодельных» путевых листов крайне важно, чтобы они выписывались на каждый день/смену/рейс и содержали все поля, имеющиеся в унифицированной форме.

Использованные и принятые к учету путевые листы необходимо хранить в архиве 5 лет.

Бланк путевых листов для легкового и грузового автомобилей, а также для спецтехники вы сможете найти в соответствующих статьях на нашем сайте.

Какую именно форму применить, решайте, исходя из вида транспорта, специфики работы и способа оплаты труда водителя (сдельная или повременная).

Когда путевой лист обязателен

Путевой лист необходим всегда, когда стоит задача списать на расходы ГСМ, а также если есть необходимость подтвердить, что водитель за рулем находится при исполнении служебных обязанностей. То есть при перевозке грузов и пассажиров – всегда. Если же вы сами (директор) или кто-то из ваших сотрудников использует служебный транспорт просто для рабочих поездок (например, для встреч с клиентами) или постоянно пользуется служебным автомобилем для рабочих и личных целей – ежедневные путевые листы оформлять необязательно. Но при этом списывать ГСМ в расходы нельзя. Если же пользователь авто заправляет его на свои средства, а компания компенсирует такие затраты путем прибавки к заработной плате – такие перечисления закон расценивает как доход сотрудника. Соответственно, с них нужно отчислить взносы в ПФР и ФСС, а также 13% НДФЛ. Какой способ выбрать – определяет каждая компания для себя в учетной политике.

Если служебный транспорт используется постоянно для рабочих и личных целей, оформление каждый раз путевого листа необязательно.

Как правильно оформить путевой лист с медосмотром

Как правильно заполнить путевой лист, подробно расписано в Приказе Минтранса России № 152.

Предлагаем также для ознакомления образец заполнения путевого листа для легкового автомобиля с печатью медосмотра. А – штамп предрейсового медосмотра, который можно заказать в компании, оказывающей услуги по производству печатей.

У владельцев компаний, занимающихся автоперевозками или же просто имеющих на балансе предприятия автомобиль, зачастую возникает вопрос, обязателен ли медицинский осмотр водителя перед каждым выездом и в какой ситуации его можно избежать.

Обратимся к Федеральному закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Ст. 24 данного документа гласит, что для определенных профессий в целях сохранения здоровья и способности выполнять трудовую функцию работники должны проходить обязательное медицинское освидетельствование.

Статья 23 Закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» утверждает, что водители транспортных средств относятся к профессиям, для которых обязательны ежегодные, а также предрейсовые и послерейсовые осмотры врача.

Опираясь на данные статьи законов, приходим к выводу, что понятия «водитель», «путевой лист» и «медицинский осмотр» связаны неразрывно. Другими словами, вне зависимости от того, занимает ли сотрудник, использующий в рабочих целях служебный автомобиль, должность водителя на данном предприятии или нет, в момент нахождения за рулем, при наличии путевого листа, он имеет статус водителя. Соответственно, печать медика на путевом листе должна подтверждать, что предрейсовый осмотр пройден.

Если нет штатного медика

На практике далеко не каждая компания (особенно, если транспортные перевозки не являются ее основной деятельностью) имеет в штате медработника. Ведь есть еще одна трудность – если вы принимаете медицинского работника в штат, организация должна получить лицензию на медицинскую деятельность. А это дополнительные временные и денежные затраты. Как же поступить, если списывать ГСМ в расходы хочется, путевые листы оформлять готовы, но нанимать медика и получать лицензию – уже накладно?

Один из вариантов, которые советуют предприниматели, нанять медработника на неполную ставку по совместительству. Если вы заключаете договор на обслуживание с частным лицом, убедитесь, что данный человек имеет лицензию на врачебную деятельность (это не документ об образовании, не путайте). Такой способ подходит, если территориально рядом с вами есть государственные медицинские организации или частные компании со штатным медиком.

Второй правильный вариант – использовать аутсорсинг. Выбирая качественные услуги, вы выигрываете сразу в нескольких пунктах:

  • Нет необходимости содержать штатную единицу (медработника).
  • Не нужно оборудовать кабинет для осмотров.
  • Избегаете сложностей и затрат с получением лицензии на медицинскую деятельность для юридического лица.
  • Цену и качество обслуживания выбираете самостоятельно из многообразия предложенных вариантов, конкуренция работает на вас.
  • Имеете право на лояльное отношение к себе как к клиенту.

Если в путевом листе не проставлен штамп о медосмотре

В случае нарушения порядка заполнения путевого листа в части медицинского осмотра вы можете получить последствия сразу в нескольких инстанциях:

  • Налоговая инспекция при проверке может признать недействительными неверно оформленные путевые листы и не признать расходы, списанные по ним. Соответственно, и доначислить налоги за весь проверяемый период.
  • При проверке документов инспектор ГИБДД может выписать штраф за отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра. За такое правонарушение могут оштрафовать и водителя на 3 000,00 руб., и его руководителя, который отвечает за выход на смену водителя (на 5 000,00 руб.), и организацию на 30 000,00 руб. (ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  • Игнорируя медицинские осмотры водителей, вы таким образом нарушаете права работников на охрану здоровья (ст. 24 ТК РФ). Это соответствует статье 5.27.1 КоАП, которая за допущение к работе сотрудника без прохождения медосмотра предусматривает штраф для должностных лиц и для частных предпринимателей от 15 000,00 до 25 000,00 руб., для юридических лиц – от 110 000,00 до 130 000,00 руб.
  • В случае ДТП и причинения вреда здоровью сотрудника и окружающим, если доказана связь неудовлетворительного состояния здоровья и произошедшей ситуации – наступает уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается штрафом до 400 000,00 руб., или совокупным доходом виновного за 18 месяцев, либо обязательными исправительными работами, либо лишением свободы на срок до одного года, лишением права занимать конкретные должности. При летальном исходе наказание – принудительные работы или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права работать в определенной сфере и занимать определенные должности в течение трех лет (не обязательно, по решению суда). При смерти нескольких лиц – принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет с лишением справа работать в определенной сфере и занимать определенные должности в течение трех лет (не обязательно, по решению суда).
  • Если же будет обнаружено нарушение порядка проведения медицинского осмотра, грозит административный штраф по ст. 11.32 КоАП РФ должностным лицам – от 2 000,00 до 3 000,00 руб., частным предпринимателям и юридическим лицам – от 30 000,00 до 50 000,00 руб.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью заключить, что экономия на медицинском освидетельствовании водителей – не самое лучшее решение. Безопаснее сокращать расходы за счет других статей бюджета.

Медосмотр в путевом листе: обязательно или нет?

Нужно ли фиксировать медосмотр в путевом листе 2019? Или эта графа обязательна для заполнения только специализированными автотранспортными организациями? Обязательна ли вообще отметка о медосмотре? На эти и другие вопросы ответим в материале.

Обязательный реквизит

Путевые листы в обязательном порядке заполняют организации и бизнесмены, эксплуатирующие транспортные средства с целью перевозок людей и грузов. Утвержден унифицированный бланк путевого листа. Один из его разделов – сведения о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителя. Медосмотр в путевых листах 2019 – это обязательный реквизит документа. Он включает в себя (подп. 2 п. 7, п. 16 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152):

  • дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра;
  • подпись и расшифровку подписи медицинского работника (штамп не нужен).

По общему правилу предрейсовые медосмотры нужно проводить:

  • перед рейсом, если его продолжительность более одного дня;
  • перед первым рейсом, если за день водитель совершает один рейс и более.

Важно провести медосмотр именно перед рейсом (письмо Минтранса от 08.04.2019 № Д3-531-ПГ). По его результатам медработник ставит штамп с надписью «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», подпись с расшифровкой и дату (п. 16 приказа Минздрава от 15.12.2014 № 835н).

После проведения послерейсового осмотра – штамп с надписью «прошел послерейсовый медицинский осмотр», подпись медработника, расшифровку и дату (п. 17 приказа Минздрава от 15.12.2014 № 835н).

Только водителям

Отметим, что медосмотр в путевом листе обязателен только для сотрудников, принятых на работу в качестве водителей (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Другим случаем проведения обязательных осмотров является работа, связанная с постоянным разъездами на служебном автомобиле (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Не должен проходить медосмотры сотрудник, не работающий водителем и периодически использующий свой личный автотранспорт в интересах компании.

Отметим, что данные правила распространяются на все типы организаций. Медосмотр в путевом листе, если организация не автотранспортная, проставляется при наличии в компании указанных работников.

К сведению

Послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться в отношении водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Их проводят (письмо Минтранса от 08.04.2019 ; Д3-531-ПГ):

  • после рейса, если его продолжительность оказалась более одного дня;
  • после последнего рейса, если в течение дня водитель совершает один рейс и более.

Организация проведения медицинских осмотров происходит за счет работодателя. Медосмотр в путевом листе 2019, если нет медицинского работника, может быть проставлен медицинским учреждением, с которым компания заключила договор. Важно, чтобы у медицинской организации была лицензия на медицинскую деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). За отсутствие отметки о проведении медосмотра, в случаях, когда он необходим, компанию могут оштрафовать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отметки в путевых листах для целей налогового учета

Отметка о предрейсовом медицинском осмотре

Отметка в путевом листе о дате и времени проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя — является одним из обязательных реквизитов путевого листа.

На это указывает п. 16 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, утверждающий обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее — Приказ Минтранса № 152). Согласно данному документу путевой лист применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

До сих пор нет единого мнения, должны ли использовать этот документ только транспортные организации, занимающиеся перевозкой пассажиров или грузов, либо им должны руководствоваться все организации, эксплуатирующие тот или иной вид транспорта. Арбитражная практика по этой проблеме противоречива.

Полагаем, что в случае отсутствия отметок о предрейсовом медицинском осмотре в путевом листе негативных налоговых последствий быть не должно. В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Минфин РФ разъяснял (например, письмо от 04.02.2015 N 03-03-10/4547), что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Подтверждает данную позицию и арбитражная практика (например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.08.2011 N А53-26379/2010).

Хотя исключить претензии налоговых органов нельзя.

Поэтому во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем Организации независимо от вида деятельности выполнять требования к обязательным реквизитам путевого листа, форма которого утверждается к применению руководителем организации. Тем более, что по мнению Минфина РФ при разработке собственной формы путевого листа необходимо, чтобы он содержал все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса N 152, независимо от вида деятельности организации (например, письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

В соответствии с п. п. 9, 10 Приказа Минтранса N 152, путевой лист оформляется на день или срок, не превышающий месяца, на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом.

29 января 2002 г. Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств».

В соответствии с указанными выше Методическими рекомендациями в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).

Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) проведение медицинских осмотров водителей и технических осмотров транспортных средств (ТС) является мерой, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения юридическими лицами и ИП при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией ТС. Причем эти осмотры обязаны проводить юридические лица и ИП, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ).

Есть примеры судебных решений подтверждающих, что действие указанного Закона, а также подзаконных актов, предусматривающих обязанность проводить медосмотры водителей, распространяется на все организации, эксплуатирующие ТС (они тоже осуществляют перевозку пассажиров — сотрудников компании), а не только на организации, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов (транспортные организации) (постановления ФАС ЗСО от 16.10.2008 N Ф04-6445/2008(14518-А75-6), ФАС ВВО от 03.06.2008 N А82-9455/2007-29, ФАС ПО от 15.01.2010 N А72-4961/2009).

Таким образом, каждой организации следует проводить медицинские осмотры водителей автомобилей и проставлять отметки о проведении медосмотров в путевом листе.

Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе

При осуществлении перевозок пассажиров и грузов приходится точно соблюдать нормативные требования. Это выражается и в том, что водитель транспортного средства, числящегося на балансе предприятия, выезжая на рейс, должен иметь не только автомобильное удостоверение, но и путевой (маршрутный) лист или попросту «путевка». Если требование закона о наличии указанного документа у сидящего за рулем при выезде на маршрут нарушено, ему и руководителю организации может быть выписан штраф за отсутствие путевого листа.

Для чего необходима «путевка»

Выдавая водителю документ, руководитель предприятия вверяет ему управление служебной автомашиной. В отличие от обычной доверенности, в маршрутном листе должны отражаться данные, с помощью которых начальник может осуществлять контроль за движением автотранспорта. Они перечислены ниже.

  1. Цель, с которой выписывается документ строгой отчетности.
  2. Путь следования (маршрут).

Наличие в рассматриваемом листе подобных сведений делает его полезным на практике не только проверяющему водителя сотруднику Госавтоинспекции, но и руководителю фирмы. С помощью такого документа начальник может получить следующие данные:

  • автомобильный пробег;
  • путевое время;
  • расход ГСМ.

Нужно отметить, что обычные люди не обязаны оформлять его на личный автомобиль. Временную передачу своего авто в управление иного лица граждане совершают с помощью обычной доверенности. Таким образом, получение «путевки» обязательно только водителям служебных авто, принадлежащих предприятиям или ИП. Предпринимателями лист выдается, если автотранспорт используется в качестве средства для перевозки людей и грузов.

Порядок оформления

Выдачей документа занимается диспетчер организации или лицо, в должностные обязанности которого входит выписка путевого листа. Маленькие фирмы, как правило, не имеют специального работника, ответственного за выдачу, поэтому документ выписывает руководитель организации. В структуре должна присутствовать перечисленная ниже информация.

  1. Название предприятия, владеющего служебным авто.
  2. Сведения о водителе: Ф. И. О., должность и место работы.
  3. Данные о транспортном средстве.
  4. Путь следования.
  5. Дата оформления.
  6. Дата медицинского освидетельствования, сведения о состоянии здоровья водителя и подпись медработника.
  7. Отметка механика о проверке авто.
  8. Подпись должностного лица, выдавшего документ.

Сегодня существуют более эффективные средства контроля рабочего времени и расхода ГСМ, однако оформление путевых листов все так же является обязательным требованием. При его нарушении может наступить ответственность за отсутствие путевого листа. При наличии у начальства фирмы желания избежать финансовых санкций, процесс оформления документа водителям должен носить обязательный характер.

Печать о прохождении медосмотра в путевом листе: Видео

Отметка о медосмотре в путевом листе

Основной причиной, почему на предприятии всегда должна оформляться «путевка», является необходимость в контроле за здоровьем водителя автотранспорта, перевозящего грузы и пассажиров. Предрейсовый осмотр медработником должен осуществляться до выхода машины на маршрут, а также по ее возвращении. В случае если путь следования грузового автотранспорта рассчитан больше чем на один день, медицинское освидетельствование проводится перед началом рейса.

Ответственный сотрудник не только запрещает езду без «путевки», но и осуществляет контроль наличия отметки медика. Процесс ежедневного медицинского освидетельствования состоит из следующих обязательных действий.

  1. Визуальный осмотр.
  2. Устный опрос о жалобах.
  3. Измерение кровяного давления.
  4. Проверка наличия в организме спиртного при помощи специального прибора — алкотестера.
  5. Выявление признаков употребления наркотиков.

По результатам медицинского освидетельствования в бланк проставляется отметка. Обязывая водителей ежедневно проходить медосмотр, законодатель преследует несколько целей, первой из которых является забота о людях. Процедура также поддерживает дисциплину у водителей и обеспечивает качество перевозки пассажиров и грузов.

Штраф за отсутствие документа

В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрено наказание. Если водитель выехал в рейс, не имея этого документа, к нему могут быть применены следующие санкции: предупреждение или штраф за езду без путевого листа в 2019 году. Размер денежной санкции – пятьсот рублей. Меры ответственности, что ложатся на юридическое лицо, существенно отличаются. Так, величина штрафа за отсутствие путевого листа грузового автомобиля для ИП может достигать 30 тыс. р.

«Путевка» обычно выписывается на один день или на период, не превышающий месяца. Пользование документом, срок действия которого истек, приравнивается к его отсутствию. Поэтому штраф за просроченный путевой лист выльется в аналогичную сумму. На интернет-портале мэра г. Москвы возможна проверка штрафов МАДИ. Информация о неоплаченных взысканиях имеется и на официальном ресурсе ГИБДД МВД России.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Если путевой лист без медосмотра

В случае отсутствия данных о медицинском освидетельствовании, избежать ответственности не удастся. На водителя или компанию, владеющую автомобилем, может быть наложен штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе. Размер санкции зависит от привлеченного к ответственности субъекта.

  1. Водителю служебного транспортного средства выпишут взыскание на 3 000 р.
  2. С работника, отвечающего за обследование перед рейсом, взыщут 5 000 р.
  3. Штраф на организацию, владеющую автомобилем – 30 000 р.

Кроме врача, подписать документ должен и специалист предприятия, автопарка, занятый обслуживанием и ремонтом технических средств. Штраф за отсутствие подписи механика на путевом листе будет аналогичным.

Если сотрудники Госавтоинспекции привлекли к ответственности, то погасить взыскание – это только половина дела. Далее необходимо проследить, чтобы платеж поступил по назначению. Из-за сбоев в платежных системах могут возникнуть неприятные ситуации. Например, что делать, если штраф оплатил, а он висит на сайте ГИБДД? При таких обстоятельствах нужно подождать несколько дней, пока платежное поручение пропустят сотрудники банка. Если штраф продолжает числиться неуплаченным, копию квитанции нужно представить в территориальное отделение Госавтоинспекции.

Кто имеет право проводить предрейсовые медосмотры водителей

Хорошо, если на предприятии будет отдельный сотрудник, отвечающий за освидетельствование и выписку документа. Иначе штраф отсутствие предрейсового медосмотра в путевом листе неизбежен. Кому в соответствии с законодательством можно осматривать водителей перед рейсом? Такими функциям может обладать штатный медицинский работник или сотрудник медучреждения, с которым у организации заключен договор на оказание соответствующих услуг.

Другим вариантом соблюдения нормативных требований по выдаче должным образом оформленного путевого листа будет получение соответствующего разрешения (лицензии) непосредственно предприятием. Важно учесть, что сотрудник, не обладающий медицинским образованием, не может проставлять отметку о проведении медосмотра. Такое нарушение также приведет к привлечению к административной ответственности всех виновных лиц.

Учесть ГСМ в составе расходов можно только при наличии правильно оформленных подтверждающих документов. К таким документам относится путевой лист, в котором должны содержаться все необходимые реквизиты. Ведь путевой лист подтверждает маршрут следования транспортного средства, то есть производственную необходимость использования автомобиля в деятельности организации. Обязателен ли техосмотр (отметка) в путевом листе, а также должна ли быть отметка о медосмотре в путевом листе, расскажем в нашей консультации.

Путевой лист без отметок о техосмотре

Компания по своему усмотрению может использовать типовой бланк путевого листа, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, или же самостоятельно разработанную форму (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 ). В обоих случаях путевой лист должен обязательно содержать реквизиты, определенные в п. 3 Приказа Минтранса от 18.09.2008 N 152 и п. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ .

Путевой лист обязательно должен содержать дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния автотранспортного средства (подп. 4 п. 3 и подп. 5 п. 6 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152).

Помимо этого, п. 1 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ также предусматривает ежедневный контроль технического состояния автомобиля перед выездом с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

Если предрейсовый техосмотр в путевом листе будет отсутствовать, то компанию могут оштрафовать на 30 000 рублей, а руководителя организации – на 5 000 рублей (п. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ ).

Путевой лист без отметок о медосмотре

Отметка о медосмотре водителя в путевом листе 2019 также является обязательным реквизитом путевого листа: путевой лист должен включать дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (подп. 5 п. 3 и подп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152). Сведения о медосмотре водителя заносит в путевой лист медработник, непосредственно проводивший осмотр, с заверением подписью и указанием Ф.И.О.

Медосмотры водителей проводятся в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов (п. 1 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ ). За отсутствие отметки о медосмотре в путевом листе компании грозит штраф в размере 30 000 рублей, а руководителю – 5 000 рублей (п. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ ).

Также стоит отметить, что при отсутствии в путевом листе отметок о техосмотре автомобиля и медосмотре водителя налоговая инспекция может снять расходы на ГСМ, поскольку сведения о техосмотре и медосмотре являются обязательными реквизитами этого первичного учетного документа (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Многие не знают, что такое путевой лист, каким образом его получить, для чего он предназначен, и какие могут быть штрафные санкции, если данный документ отсутствует. Стоит отметить, что любой документ, который находится у водителя закрепляет определенную информацию о владельце и самом автомобиле. Путевой лист используют в работе организации и фирмы для того чтобы контролировать то, как будет выполнять свою работу водитель, а именно, рассчитать пробег или расход топлива.

Что такое путевой лист

ПЛ- документ, который предоставляет водителю определенные права в управлении транспортного средства либо информацию о:

  • Фирме или организации, которой был выдан документ;
  • Водителе, который управляет транспортным средством;
  • Самом автомобиле;
  • Маршруте, по которому следует водитель.

С помощью путевого листа организация может следить:

  • за работой водителя;
  • за уровнем расхода ГСМ;
  • За пробегом автомобиля.

Важно отметить, что на законодательном уровне с 2013 года разрешено предприятиям разрабатывать собственный формат путевого листа. Но при таком условии, в нем обязательно должны быть отражены реквизиты, установленные ст. 9 закона «О бухгалтерском учете».

Кроме того, разрешается использовать унифицированную форму путевого листа, которая утверждена Госкомстатом РФ №78. Таким образом, фирмам представляется свобода выбора формы путевого листа.

Какой срок может храниться путевой лист

В настоящее время срок хранения путевого листа закреплен в:

  • Приказе Министерства транспорта РФ № 152 от 18. 09. 2008 года.
  • Приказе Министерства культуры РФ № 558 от 25. 08. 2010 года.

Согласно первому приказу путевой лист можно хранить не меньше 5 лет, поэтому организация в праве увеличить срок хранения.

Приказ Минкультуры закрепляет положение, что путевой лист хранится 5 лет, но только при условии контроля и проверки регулирующим органом на протяжении указанного срока.

Таким образом, следует что если в течение 5 лет проверка отсутствовала, то фирма утрачивает право использовать путевые листы.

Важно отметить, что путевой лист является первичным документом, поэтому сроки его хранения также закреплены в:

  • Налоговом кодексе РФ;
  • Законе о бухучете № 402 от 04. 11. 14.

Налоговый кодекс закрепляет срок хранения путевого листа не менее 4 лет, а закон о бухучете – 5 лет.

Если деятельность фирмы не относится к предоставлению транспортных услуг, то им предоставляется право выдавать путевой лист сроком от одного дня до 30 дней.

Напротив, транспортные компании должны ежедневно выдавать путевой лист. Есть исключение, когда сотрудник уезжает в командировку, в таком случае путевой лист выдается сроком на всю командировку.

Штраф за отсутствие предрейсового осмотра

Водитель должен предъявлять путевой лист инспектору ГИББД. Путевой лист должен быть обязательно правильно оформленным и содержать необходимую информацию о маршруте.

Нужна ли отметка о медосмотре

Одним из самых важных требований к путевому листу – это наличие на нем обязательно штампа о пройденном водителем медосмотре перед осуществлением поездки. Если штамп отсутствует, то это обозначает, что процедура не была пройдена. Отсутствие штампа на путевом листе может создавать угрозу как для самого водителя, так и для иных участников движения. Именно поэтому штраф за отсутствие в путевом листе штампа о медосмотре велик для всех, кто был причастен к нарушению.

  • Штраф для водителя составляет 3 тысячи рублей;
  • Штраф для должностного лица – 5 тысяч рублей;
  • Штраф для руководителя предприятия или ИП – 30 тысяч рублей.

Правила оформления

За неправильно оформленный путевой лист может грозить штраф в размере от 3 до 30 тысяч рублей. Размер штрафа варьируется от субъекта: водитель, юридическое или должностное лицо).

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 317-07-09 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Закреплен строгий порядок грамотного заполнения путевого листа:

  • Путевой лист должен быть заполнен на каждый автомобиль, который используют в качестве средства передвижения;
  • Оформлен путевой лист может сроком от 1 до 30 дней;
  • Если имеет место посменный режим в организации, то должен быть оформлен отдельный путевой лист на каждого водителя;
  • Путевой лист должен иметь номер и включать всю информацию об автомобиле и водителе;
  • Обязательно наличие штампа юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • На путевом листе должно быть указано время и дата;
  • Отметки о медицинском осмотре водителя, важно чтобы были указаны данные медицинского работника;
  • Путевой бланк должен быть внесен в журнал регистрации;
  • Срок хранения бланков составляет 5 и более лет;

Если какой-то из указанный пунктов не соблюден, то сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф.

Бывают случаи, когда оформление перевозки осуществляется удаленно и поставить штамп медицинского работника невозможно. Однако данный факт не исключает ответственности за такое нарушение. За несоблюдение правил оформление путевого листа также грозят штрафные санкции.

В настоящее время не каждая организация, которая осуществляет транспортные перевозки имеет в штате медицинского работника. Это связано с тем, что если в штате появится мед сотрудник, то организация должна иметь специальную лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Как выйти из сложившейся ситуации? Первый вариант – принять на полставки медицинского работника. Такой способ отлично подойдет если рядом с предприятием расположены государственные медицинские компании.

Второй способ – метод аутсорсинга. Такой метод имеет преимущества:

  • Не нужно держать штатную единицу (медработника);
  • Не требуется оснащать кабинет для медосмотра;
  • Не придется столкнуться с трудностями с получением медицинской лицензии;
  • Право самостоятельного выбора цены и качества обслуживания.

Бывают случаи, когда оформление перевозки осуществляется удаленно и поставить штамп врача невозможно. Однако данный факт не исключает ответственности за такое нарушение. За несоблюдение правил оформление путевого листа также грозят штрафные санкции.

Если в листке не проставлен штамп о медосмотре

В том случае если имело место нарушение заполнения путевого листа, а именно не стоял штамп о медосмотре, то могут возникнуть следующие проблемы:

  • Налоговая инспекция имеет право признать недействительными путевые листы и не признать расходы, которые были по ним списаны, что приведет к увеличению налогов.
  • Инспектор ГИБДД при проверке документов имеет право составить протокол и выписать штраф за отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра. Размер штрафа закреплен в КоАП РФ.
  • Если проигнорировать медицинский осмотр водителей, то это приводит к нарушению прав работников на охрану здоровья, согласно ст.24 ТК РФ. Данной статье ТК соответствует ст. 5.27.1 КоАП.
  • В том случае, если имело место ДТП и был причинен вред здоровью сотрудника или окружающим и при этом удалось доказать связь неудовлетворительного состояния здоровья и произошедшей ситуации, то возможна уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ.

Если вдруг будет нарушен порядок медицинского осмотра, то нарушителям грозит административный штраф по ст.11.32 КоаП РФ:

  • Должностному лицу- от 2-3 тысяч рублей;
  • ИП и ЮЛ – от 30-50 тысяч рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономия на медицинском освидетельствовании может привести к большим затратам.