Лизинг ускоренная амортизация автомобиля

Амортизация лизингового имущества у лизингополучателя

Амортизация лизингового имущества в бухгалтерском учете

Амортизация лизингового имущества в налоговом учете

Коэффициент ускоренной амортизации при лизинге

Пример использования коэффициента ускорения амортизации при лизинге

Итоги

Амортизация лизингового имущества в бухгалтерском учете

Лизинг — сделка с участием 3 сторон: лизингополучатель дает поручение лизингодателю приобрести для него определенное имущество у продавца. В свою очередь, лизингодатель предоставляет приобретенный актив лизингополучателю за плату на конкретный срок. В конце этого срока имущество или возвращается лизингодателю, или выкупается лизингополучателем. Этот момент отдельно оговаривается в договоре лизинга.

Нормативная база регулирования лизинговых сделок:

  • ст. 665–670 ГК РФ;
  • закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге» — в части, не противоречащей более поздним НПА по учету;
  • Указания об отражении в БУ операций по договору лизинга (далее — Указания), утвержденные приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15.

Обратите внимание! С 2022 года лизинговые операции должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018. Применять стандарт можно и раньше. Как правильно организовать учет амортизации по объекты лизинга с учетом норм нового ФСБУ, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Если лизинговый актив учитывается по договору на балансе лизингодателя, то лизингополучатель амортизацию по такому активу не начисляет. Если актив по договору лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то последний начисляет амортизацию с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н, пп. 50, 61 Методуказаний по учету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н).

В бухгалтерском учете первоначальная стоимость имущества формируется исходя из всех затрат, связанных с его приобретением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). Таким образом, лизингополучатель должен определить первоначальную стоимость лизингового имущества в размере общей суммы, подлежащей выплате по договору лизинга, за вычетом НДС (иных возмещаемых налогов).

Что касается затрат лизингополучателя на доведение имущества до состояния, пригодного к эксплуатации, то здесь есть две точки зрения о возможности их включения в первоначальную стоимость лизингового актива. Согласно первой точке зрения затраты лизингополучателя на доведение имущества до состояния, пригодного к эксплуатации, включаются в первоначальную стоимость лизингового имущества на основании п. 8 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 8 Указаний.

Вторая точка зрения выражена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2010 по делу № А26-11541/2009. Арбитры посчитали, что затраты на монтажные, проектные, пусконаладочные работы, произведенные лизингополучателем в соответствии с договором, не увеличивают первоначальную стоимость предмета лизинга. Основанием для такого вывода послужило отсутствие в договоре лизинга компенсации этих затрат лизингодателю в случае расторжения договора и возврата предмета лизинга.

На порядок отражения в БУ амортизации лизингового имущества также есть две точки зрения.

Первая точка зрения основывается на Указаниях и Плане счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В случае, когда лизингополучатель учитывает лизинговое имущество у себя на балансе, начисление амортизации в БУ отражается по дебету счетов учета затрат и кредиту сч. 02 (п. 9 Указаний). А лизинговые платежи тогда бухгалтер отражает внутренними проводками по субсчетам сч. 76. Делается это для того, чтобы не задваивать в БУ расходы: если и лизинговые платежи, и амортизация будут учитываться проводкой по дебету счетов учета затрат, расходы будут задваиваться, что недопустимо. Бухгалтерские проводки при амортизации объекта лизинга на балансе у лизингополучателя следующие:

Дебет

Кредит

76 «Арендные обязательства»

76 «Задолженность по лизинговым платежам»

Начислен лизинговый платеж

20, 23, 25, 26, 44

02 «Амортизация лизингового имущества»

Начислена амортизация по лизинговому активу

Вторая точка зрения существенно отличается от первой и базируется на мнении, что лизинговый платеж лизингополучателя — это его расход, включающий в себя возмещение затрат лизингодателя на покупку и передачу имущества (п. 1 ст. 28 закона № 164-ФЗ). А вот амортизация актива — механизм постепенного включения его стоимости в расходы. Признать амортизацию затратами в БУ можно, только если амортизация возмещает стоимость основных средств (ОС) (п. 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н). Так как лизингополучатель не возмещает у себя стоимость ОС, то он может признавать в расходах только лизинговые платежи. Если учитывать и лизинговые платежи в расходах, и амортизацию, получится задвоение бухгалтерских издержек. Поэтому начисление амортизации по лизинговому ОС, согласно второй точке зрения, надо оформлять следующими записями:

Дебет

Кредит

20, 23, 25, 26, 44

76 «Расчеты за пользование лизинговым имуществом»

Начислен лизинговый платеж за месяц

76 «Стоимость предмета лизинга»

02 «Амортизация лизингового имущества»

Начислена амортизация по лизинговому имуществу в счет уменьшения долговых обязательств лизингополучателя перед лизингодателем

Однако, на наш взгляд, второй метод некорректен, так как в п. 17 ПБУ 6/01 четко перечислены случаи, когда стоимость ОС не погашается через амортизацию, и лизинг там не поименован. Кроме того, при втором случае наверняка возникнут вопросы и у лизингодателя, ведь суммы начисленной на Дт 76 амортизации, по сути, будут уменьшать причитающуюся лизингодателю по договору сумму платежа. Поэтому далее мы будем придерживаться первого способа начисления амортизации: на счета учета затрат, а лизинговые платежи учитывать внутренними проводками по сч. 76.

ВАЖНО! Какой бы способ начисления амортизации по лизинговому имуществу вы ни выбрали, его нужно закрепить отдельным положением в вашей учетной политике.

При выбытии объекта лизинга амортизация по нему перестает начисляться с месяца, следующего за месяцем выбытия.

Амортизация лизингового имущества в налоговом учете

Первоначальная стоимость лизингового актива в НУ лизингополучателя формируется как сумма расходов лизингодателя на покупку актива, доставку, изготовление и доведение до состояния, пригодного к эксплуатации, за вычетом НДС (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если лизингополучатель несет расходы, связанные с доставкой основного средства, полученного по договору лизинга, его доведением до рабочего состояния и т. п., то они не учитываются в первоначальной стоимости такого объекта (письма Минфина России от 03.02.2012 № 03-03-06/1/64, от 20.01.2011 № 03-03-06/1/19).

Амортизационная группа определяется по правилам ст. 258 НК РФ. Со следующего месяца после ввода актива в эксплуатацию начинайте учитывать амортизацию.

НУ амортизационных отчислений по лизинговому имуществу зависит от метода учета доходов и расходов. Если компания использует метод начисления, то она включает амортизацию в состав своих издержек. А лизинговый платеж учитывается в затратах за вычетом суммы амортизации (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если будете списывать в расходы в НУ и амортизацию, и лизинговый платеж, налоговики правомерно возмутятся задвоением трат фирмы.

А вот кассовый метод учета поступлений и издержек предполагает амортизацию оплаченного имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ). Поскольку лизингополучатель не является собственником лизингового актива и может стать им только на момент выкупа, амортизировать такой актив нельзя (письмо Минфина РФ от 15.11.2006 № 03-03-04/1/761). А лизинговые платежи будут включаться в расходы лизингополучателя для целей налогообложения на дату их оплаты, а не начисления (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Упрощенцы учитывают доходы и расходы по кассовому методу, специально для них предназначен материал «Лизинг при УСН доходы минус расходы — проводки».

Коэффициент ускоренной амортизации при лизинге

Одна из налоговых преференций для участников лизинговой сделки — возможность лизингополучателем использовать коэффициент ускоренной амортизации (абз. 3 п. 9 Указаний). Его разрешено применять и в БУ, и в НУ.

В налоговом учете ускоренную амортизацию может применить сторона лизингового договора, на балансе которой находится лизинговое имущество, при этом лизинговое имущество должно относиться к 4–10-й амортизационной группе.

В бухгалтерском учете коэффициент ускоренной амортизации может применяться только лизингополучателем (абз. 3 п. 9 Указаний) при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Применение коэффициента ускорения при ином способе амортизации, в том числе линейном, не предусмотрено п. 19 ПБУ 6/01, а также п. 54 Методических указаний (письма Минфина РФ от 22.08.2006 № 07-05-06/220, от 03.03.2005 № 03-06-01-04/125, от 28.02.2005 № 03-06-01-04/118, постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 2346/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2014 № А03-19339/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 14.11.2013 № А28-12484/2012).

И в бухгалтерском, и в налоговом учете коэффициент ускоренной амортизации не может быть более 3.

Если лизингополучатель имеет право сразу на несколько повышающих коэффициентов по объекту лизинга, то он должен выбрать только 1 и задокументировать свой выбор в учетной политике (п. 5 ст. 259.3 НК РФ, письмо Минфина РФ от 14.09.2012 № 03-03-06/1/481).

Если организация начисляет амортизацию в НУ нелинейным методом, то ОС с повышенным коэффициентом амортизации включаются для целей налогообложения в отдельные амортизационные группы (п. 13 ст. 258 НК РФ).

Подробнее о повышающих коэффициентах вы можете прочесть в материале «Суть и особенности применения ускоренного метода начисления амортизации».

Пример использования коэффициента ускорения амортизации при лизинге

Рассмотрим на примере все нюансы амортизации лизингового имущества у лизингополучателя.

ООО «Фантазия» (функционирует на ОСН, учитывает поступления и издержки по методу начисления) в январе 2019 года заключило договор лизинга в качестве лизингополучателя. Предмет сделки — грузовой автомобиль HyundaiHD 78 стоимостью 2 млн 360 тыс. руб. (включая НДС 360 тыс. руб.). Срок лизинга — 12 месяцев. Сумма лизинговых платежей за 12 месяцев — 2 млн 720 тыс. руб.(из них НДС — 415 тыс. руб.). Автомобиль будет учитываться на балансе ООО «Фантазия». Тогда первоначальная стоимость имущества в БУ и НУ будет сформирована следующим образом:

Как произвести расчет амортизации автомобиля

Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.

Амортизация авто. Как и зачем?

Амортизационные списания:

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

    Для расчета используется формула:
    среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

    Для проведения расчетов используется следующая формула:
    остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

    Для расчетов применяется следующая формула:
    начальная стоимость ТС * норма амортизации.

    Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Порядок расчетов

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

  1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
  2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
  3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
  4. Выполнение расчетов.

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Пример расчетов №1

Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

Пример №2

Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.

Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать. Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации. 📌 Реклама Отключить

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

📌 Реклама Отключить Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

📌 Реклама Отключить

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

📌 Реклама Отключить Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства». 📌 Реклама Отключить Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 36 000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

– 500 руб. – учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации 📌 Реклама Отключить

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

📌 Реклама Отключить

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица. 📌 Реклама Отключить

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может. 📌 Реклама Отключить

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

📌 Реклама Отключить

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации? 📌 Реклама Отключить

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

📌 Реклама Отключить Пример 3

В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1 : 40 Х 100%).

Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:

(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:

750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.

В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб. < 800 000 руб.). Начиная с января, сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогового учета равна:

Практика получения в лизинг имущества сегодня весьма популярна. Заключается она в следующем: компания-лизингополучатель оформляет у компании-лизингодателя в аренду автомобиль на срок, приближенный к сроку его полезной эксплуатации на условиях постепенной выплаты стоимости авто и услуг лизингодателя. Т.е., налицо весьма удобная система приобретения имущества в рассрочку. Разберемся, как при этом происходит начисление износа на транспортное средство.

Амортизация лизингового автомобиля лизингодателем

Начисление амортизации на имущество в лизинге производится в зависимости от того, у кого на балансе оно учитывается – у арендатора или арендодателя. Рассмотрим ситуацию, когда лизингодатель передал числящийся у себя на балансе автомобиль лизингополучателю.

Поскольку при этой передаче право собственности у арендатора на машину не возникло, он учитывает авто за балансом (Д/т 001) по оценке, указанной в договоре, на протяжении всего периода действия договора, не начисляя амортизацию. По окончании срока договора лизингополучатель списывает стоимость ТС с забалансового учета (К/т 001). Лизингодатель же в течение всего периода сдачи автомобиля в аренду, начисляет амортизацию.

Автомобиль в лизинге на балансе лизингополучателя

Если арендованный автомобиль передается лизингополучателю вместе с правом владения, то начисление износа становится его обязанностью. В этой ситуации лизинговый автомобиль принимается к учету как объект ОС. Первоначальной стоимостью этого объекта станет аккумулированная сумма платежей без НДС на весь период аренды (п.8 ПБУ 6/01). Срок полезного использования автомобиля в лизинге устанавливается равным периоду действия договора (п. 20 ПБУ 6/01).

Лизингополучатель, оприходовав автомобиль как ОС, начинает начислять ежемесячный износ проводкой Д/т 20 (44) К/т 02 на сумму, полученную делением платежа по договору на количество месяцев аренды.

Например, компания получила в лизинг на 3 года автомобиль стоимостью 590 000 руб. с НДС. Амортизация автомобиля в лизинге будет рассчитываться по такому алгоритму:

— размер ежемесячной суммы отчислений – 13 889 руб. (500 000 руб. (сумма по договору без НДС)/ 36 мес.

Соответственно лизингодатель, передав ТС на баланс арендатору, амортизацию не начисляет.

Особенности налогового учета у арендатора

В целях налогообложения стоимость ТС у лизингополучателя определяется в сумме расходов арендодателя на его покупку, т.е. арендатору придется истребовать у лизингодателя соответствующие документы, подтверждающие его затраты (п.1 ст 257 НК РФ). Поскольку суммы лизинговых платежей содержат не только расходы по приобретению авто арендатором, но и долю его вознаграждения, то объяснимо возникновение разницы в налоговом и бухучете лизингополучателя.

К тому же срок полезного использования автомобиля в лизинге устанавливается в налоговом учете сообразно налоговому законодательству. Арендатор при расчете налога на прибыль учитывает в расходах амортизацию по арендованному авто, а в прочих расходах – лизинговые платежи за минусом износа (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).