Лица осуществляющие благотворительные пожертвования


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ (ВОЛОНТЕРСТВЕ)


Принят

Государственной Думой

7 июля 1995 года


Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Особенности правового регулирования отношений, возникающих при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, устанавливаются иными федеральными законами.


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Благотворительная деятельность


Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.


Статья 2. Цели благотворительной деятельности


1. Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;

охраны окружающей среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;

участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

3. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.


Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности


1. Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

На отношения, возникающие при формировании благотворительной организацией целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, распространяются нормы Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия определяются в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

2. Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Осуществление благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в период избирательной кампании, кампании референдума регулируется настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.


Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности


1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.


Статья 5. Участники благотворительной деятельности


Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели. Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев (волонтеров).

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.


Статья 6. Благотворительная организация


1. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

2. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.


Статья 7. Формы благотворительных организаций


Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.


Статья 7.1. Утратила силу с 1 мая 2018 года. — Федеральный закон от 05.02.2018 N 15-ФЗ.


Раздел II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Статья 8. Учредители благотворительной организации


Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.


Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации


1. Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

2. Не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства.

3. Решение об отказе в государственной регистрации благотворительной организации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.


Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией


1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.

2. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:

изменение устава благотворительной организации;

образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение благотворительных программ;

утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;

принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).

3. Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.


Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации


1. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляются в установленном законом порядке.

2. Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество.

3. При ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе или если иное не установлено федеральным законом.


Раздел III. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Статья 12. Деятельность благотворительной организации


1. Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.

2. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.

3. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

4. Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами, за исключением случаев, если такое участие является результатом получения благотворительной организацией ценных бумаг хозяйственных обществ на пополнение ее целевого капитала или приобретения благотворительной организацией акций хозяйственных обществ за счет денежных средств, составляющих ее целевой капитал, в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

5. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.


Статья 13. Филиалы и представительства благотворительной организации


1. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

2. Создание российской благотворительной организацией филиалов и открытие представительств на территориях иностранных государств осуществляются в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их благотворительной организацией и действуют на основании утвержденных ею положений. Имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельном балансе и на балансе создавшей их благотворительной организации.

4. Руководители филиалов и представительств назначаются высшим органом управления благотворительной организацией и действуют на основании доверенности, выданной благотворительной организацией.

5. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их благотворительной организации. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшая их благотворительная организация.


Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций


1. Благотворительные организации могут объединяться в ассоциации и союзы, создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей в реализации уставных целей.

2. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций является некоммерческой организацией.

3. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

4. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций не отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций.


Статья 15. Источники формирования имущества благотворительной организации


Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

взносы учредителей благотворительной организации;

членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев (волонтеров), включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

труд добровольцев (волонтеров);

иные не запрещенные законом источники.


Статья 16. Имущество благотворительной организации


1. В собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами; результаты интеллектуальной деятельности.

2. Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

3. Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

4. В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Данные ограничения не распространяются на пожертвования, полученные на формирование или пополнение целевого капитала благотворительной организации, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

5. Имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.


Статья 16.1. Ящик для сбора благотворительных пожертвований


1. Ящик для сбора благотворительных пожертвований — емкость для сбора благотворительных пожертвований (за исключением безналичных денежных средств), право использования которой принадлежит исключительно некоммерческой организации, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Ящик для сбора благотворительных пожертвований используется при его перемещении в пространстве (переносной ящик) или без такого перемещения (стационарный ящик).

2. Размещение стационарного ящика для сбора благотворительных пожертвований осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником помещения или уполномоченным им лицом (если законом не предусмотрен запрет на заключение такого договора) и организацией, указанной в пункте 1 настоящей статьи, которой принадлежит ящик, за исключением случаев, если помещение, в котором размещается стационарный ящик для сбора благотворительных пожертвований, находится во владении или в пользовании такой организации.

3. Установка и использование стационарных ящиков для сбора благотворительных пожертвований без заключения договора, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, запрещаются, за исключением установки и использования таких ящиков в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, или несколькими такими организациями (их объединениями).

4. Использование переносных ящиков для сбора благотворительных пожертвований допускается исключительно в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, или несколькими такими организациями (их объединениями).

5. Некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, должна иметь положение о программе или иной акт, в соответствии с которым будет проводиться сбор благотворительных пожертвований, и публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Требования к форме и срокам опубликования отчета, указанного в настоящем пункте, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

6. При использовании ящика для сбора благотворительных пожертвований некоммерческая организация обязана:

1) объявить о цели сбора благотворительных пожертвований, разместив данную информацию на ящике для сбора благотворительных пожертвований;

2) указать наименование и адрес организации;

3) указать доменное имя и (или) сетевой адрес сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии сайта);

4) указать на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о месте размещения ящика для сбора благотворительных пожертвований (при наличии сайта).

7. Некоммерческая организация вправе обеспечить возможность ознакомления с указанной в пункте 6 настоящей статьи информацией с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства.

8. Требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядок их установки и использования определяются Правительством Российской Федерации.

9. Имущество, собранное с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежит извлечению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10. Наличные денежные средства, собранные с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежат зачислению на банковский счет организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня извлечения таких денежных средств из ящика для сбора благотворительных пожертвований.

11. Ящик для сбора благотворительных пожертвований не может быть оборудован автоматическими устройствами для приема денежных средств, осуществления расчетов, на которые распространяется действие Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

12. Положения настоящей статьи не применяются в отношении ящиков для сбора благотворительных пожертвований, размещаемых религиозными организациями в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных их уставами.


Статья 17. Благотворительная программа


1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

2. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

3. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на доходы, указанные в частях 8 и 9 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».


Раздел III.1. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 17.1. Права и обязанности добровольца (волонтера)


1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.


Статья 17.2. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности


Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.


Статья 17.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)


1. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.


Статья 17.4. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления


Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Статья 17.5. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)


1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.


Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления


1. Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц — участников благотворительной деятельности.

2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 — 6. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.


Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности


1. Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

3. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

4. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.

5. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

6. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

7. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев (волонтеров) не могут составлять коммерческую тайну.

8. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.


Статья 20. Ответственность благотворительной организации


1. В случаях нарушения настоящего Федерального закона благотворительная организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также настоящему Федеральному закону, орган, принявший решение о государственной регистрации данной благотворительной организации, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.

3. В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение статьи 12 настоящего Федерального закона, взыскиваются в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и подлежат использованию на благотворительные цели в порядке, определяемом муниципальными органами социальной защиты.

5. Споры между благотворительной организацией и гражданами и юридическими лицами, перечислившими ей средства на благотворительные цели, об использовании этих средств рассматриваются в судебном порядке.


Статья 21. Осуществление международной благотворительной деятельности


1. Участники благотворительной деятельности вправе осуществлять международную благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

2. Международная благотворительная деятельность осуществляется путем участия в международных благотворительных проектах, участия в работе международных благотворительных организаций, взаимодействия с зарубежными партнерами в соответствующей сфере благотворительной деятельности, а также в любой иной форме, принятой в международной практике и не противоречащей законодательству Российской Федерации, нормам и принципам международного права.

3. Благотворительная организация вправе открывать счета в учреждениях банков других государств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Благотворительная организация имеет право на получение благотворительных пожертвований от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от иностранных и международных организаций. Использование указанных пожертвований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.


Статья 22. Благотворительная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации


Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право выступать участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона


1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на благотворительные организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Уставы благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют лишь в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.


Статья 24. О перерегистрации благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона


Уставы благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Перерегистрация благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена до 1 июля 1999 года с освобождением таких организаций от регистрационного сбора. Благотворительные организации, не прошедшие перерегистрацию в течение указанного срока, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.


Статья 25. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом


Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

11 августа 1995 года

N 135-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 135-ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях

<Письмо> ФНС России от 02.06.2017 N БС-4-21/10505@»О порядке налогообложения земельным налогом религиозных организаций»(вместе с <Письмом> Минфина России от 31.05.2017 N 03-05-04-02/33582)

Согласно статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

<Письмо> Минэкономразвития России от 29.11.2016 N 36550-ОФ/Д01и»О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями»

2.9. Перечень добровольческих социальных работ формируется учреждением в соответствии со статьей 2 пунктом 1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме

Графы 2 и 5 заполняют благотворительные организации, образованные в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2014, N 19, ст. 2308), некоммерческие организации при получении средств целевого назначения, предоставленных передающей стороной с указанием срока использования, и коммерческие организации, получившие средства целевого назначения согласно пункту 1 статьи 251 Кодекса, по которым установлен срок использования.

Приказ Росстата от 31.08.2016 N 468(с изм. от 01.08.2017)»Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за финансами»

9. По строке 324 отражаются расходы на благотворительные цели, перечисленные в статье 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», к которым относятся: социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и др.; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; охрана окружающей среды и защита животных; социальная реабилитация детей-сирот, безнадзорных детей; содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы.

Приказ Росстата от 05.08.2016 N 390(ред. от 24.07.2019, с изм. от 21.07.2020)»Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»

9. По строке 324 отражаются расходы на благотворительные цели, перечисленные в статье 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», к которым относятся: социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и др.; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; охрана окружающей среды и защита животных; социальная реабилитация детей-сирот, безнадзорных детей; содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы.

Письмо ПФ РФ от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856″О направлении разъяснений по представлению ежемесячной отчетности»

Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки возможно в рамках благотворительной деятельности, условия осуществления которой согласно статье 7.1 данного Федерального закона могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, заключаемом между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.

Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 455(ред. от 21.11.2017) Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций

Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 52, ст. 6998);

Приказ Минюста России от 14.11.2011 N 380(ред. от 06.07.2017) Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 52, ст. 6998);

Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 456(ред. от 01.06.2018) Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2002, N 12, ст. 1093, N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 52, ст. 6998; 2014, N 19, ст. 2308) (далее — Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ(ред. от 17.02.2021)

3.2) доходы в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные добровольцами, волонтерами в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Благотворительность (англ. Charity) в современном мире – неотъемлемая часть развитой страны, в которой люди задумываются о своем будущем, мире, в котором будут жить их дети, проявляют милосердие.

Мы бесконечно гордимся тем, что в 2020 году Россия – именно такая страна, в которой с каждым годом появляется все больше людей и компаний, занимающихся благотворительной деятельностью, волонтерством, спонсорством. Готовые помогать тем, кто оказался в беде, они составляют гордость нации.

Русский человек обладает огромной душой, он всегда готов прийти на помощь обездоленным, нуждающимся, больным, особенно когда речь идет о детях. К сожалению, на этом часто наживаются недобросовестные люди, спекулирующие чужим горем. Если вы хотите помочь действительно нуждающимся в этом детям, пожертвовать часть доходов, обратитесь в благотворительный фонд с репутацией и именем.

Благотворительный фонд помощи детям имени Примакова Е. М. уже на протяжении 20 лет активно развивает этот сектор социальной активности, рассказывая о тех, кому необходима поддержка, мотивируя людей совершать добрые дела своим примером.

Что такое благотворительность

Благотворительность – это оказание безвозмездной или на льготных условиях помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи. Благотворительность может быть направлена на защиту окружающей среды, животных и т.д.

В 19 века на каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. В 1900 году 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, доля сословных заведений составляла 8%, городских 7%, а земских — 2%. Всего в 1902 году в Российской империи было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году — 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов.

Наверное все знают, что такое благотворительность в принципе. Лексические словари сообщают нам, что это оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Главной чертой благотворительности является свободный выбор формы, места, времени, и содержания помощи.

В России существует Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», статьи Конституции и Гражданского Кодекса, где вся деятельность подобного рода регулируется.

Закон о благотворительности понятие «пожертвование” трактует широко, хотя и прямо не дает легального определения. Так, в соответствии со ст. 5 данного Закона благотворители могут осуществлять благотворительные пожертвования в форме:

  1. бескорыстной передачи в собственность имущества (вещей);
  2. бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  3. бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг.

При этом понятие «бескорыстный” в ст. 1 Закона о благотворительности раскрывается не только как безвозмездный, но и на льготных условиях. Таким образом, с точки зрения Закона о благотворительности пожертвованием может считаться и передача права пользования имуществом на льготных условиях, а не только безвозмездно.

Более конкретно понятие пожертвования дано в ст. 582 ГК РФ, а именно пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. То есть цель использования пожертвования не может быть любой, а обязательно общеполезной и не только благотворительной направленности. То есть использование переданной в результате пожертвования вещи или права строго ограничено обозначенными при передаче пожертвования целями. При этом на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Что такое пожертвования

Пожертвования могут делаться:

  1. гражданам;
  2. организациям – медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям;
  3. благотворительным и научным организациям;
  4. фондам, музеям и другим учреждениям культуры;
  5. общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям;
  6. государству;
  7. другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

В отличие от пожертвования с точки зрения Закона о благотворительности ГК РФ ограничивает пожертвования только рамками безвозмездной передачи имущества в силу абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ, т.е. нельзя сделать пожертвование на льготной основе (например, передать имущество в аренду за символическую арендную плату).

Формы выражения разнообразны: это могут быть гуманитарная и социальная помощь, бесплатные услуги общественных организаций и фондов, благотворительные фонды.

Примеры мировой благотворительности (общераспространенной)

  • Профилактические программы борьбы с бедностью, предназначенные для людей, живущих ниже «черты бедности», т.е. не обладающих минимальными жизненно важными условиями существования. К таким благотворительным программам могут относиться образовательные, создания рабочих мест и содействия в трудоустройстве, жилищные, медицинские, санитарные, эпидемиологические, культурно-просветительские проекты, оказание продуктовой помощи и организация бесплатного питания, выплата денежных пособий, организация приютов временного содержания, оказание психологической и юридической помощи и т.п.
  • Помощь жертвам общественных конфликтов, катастроф и стихийных бедствий. Предполагается, что в результате масштабных, локальных или бытовых событий отдельные люди или группы людей оказываются лишенными жизненно важных условий существования. Как правило, жертвы таких событий испытывают на себе весь комплекс возможных проблем.
  • Реабилитация социально ущемленных групп населения – инвалидов; больных; беженцев; детей; участников военных событий; людей, работавших в опасных условиях или подвергшихся преследованиям и т.д.
    В силу своих особенностей они объективно оказываются в более сложном положении, чем обычные в общепринятом представлении люди. В этом случае благотворительная деятельность направлена на подтягивание их возможностей к уровню жизни основной части населения.
  • Миру известны рекордные благотворительные акции. Например, в 2010 году в Америке миллиардеры подписали обязательство отдать не менее половины своего состояния на благотворительные нужды. Среди этих людей были – основатель Microsoft Билл Гейтс и основатели крупнейшей в мире социальной сети – Facebook Марк Цукерберг и Дастин Московиц.

История благотворительности в России

История благотворительности в России
Мариинская школа глухонемых. Санкт-Петербургская губерния, дер. Мурзинка. 1907 год.

Традиция оказывать поддержку слабым, быть милосердным, заниматься благотворительностью уходит своими корнями в глубь веков. Уже на заре зарождения государства, во времена княжения Владимира, до и после принятия христианства помогать слабым и обездоленным было важным общественным делом.

Эта традиция развивалась и позже:

  • В Средние века благотворительностью занимались братства, это было частной инициативой. Но уже Иван Грозный вносит изменения в законодательство, выводя заботу об обездоленных на государственный уровень.
  • Михаил Федорович Романов, взойдя на престол, повелел церковной власти заняться обустройством сиротских приютов, которые спонсировались из царской казны, патриаршими деньгами и пожертвованиями частных лиц.
  • В 19 веке складывается система попечительства, когда представители крупных дворянских родов, купцы, промышленники и другие представители бизнеса берут под свое покровительство сиротские дома и училища.
  • Во времена Советского Союза в тяжелые для страны годы все граждане объединялись перед общей бедой и жертвовали средства для решения крупных проблем.
  • После Перестройки в Москве, а затем и в других регионах начинают свою деятельность зарубежные благотворительные фонды, зарождается система русских организаций общественной поддержки.

Сегодня на территории страны действуют сотни организаций различной области направленности, занимающихся добровольческой поддержкой людей, оказавшихся в сложной ситуации или животных.

  • Всего за последние 20 лет в России зарегистрировано около 140 000 некоммерческих организаций.
  • В 2008 появилась первая в России платформа для сбора частных пожертвований – blago.ru, до этого сборов в интернете практически не велось.
  • В декабре 2016 года президент России Владимир Путин дал поручение Правительству направить 10% бюджета на оказание социальных услуг в НКО и малые предприятия.
  • С 2017 года в нашей стране отмечается День волонтёра, а 2018 был объявлен Годом добровольца, а в ноябре 2019 утверждена новая концепция благотворительности в России до 2025 года, в ней сформулированы 2 актуальные задачи сектора: стимулировать массовое участие в благотворительности и повысить эффективность работы НКО.
Сиротский институт императора Николая I. На уроке арифметики. 1900-е гг.
Сиротский институт императора Николая I. На уроке арифметики. 1900-е гг.

На протяжении 18 лет, с 2002 года Благотворительный фонд помощи детям имени Примакова Е. М. развивает деятельность, направленную на поддержку сирот-инвалидов, специализированный детских домов, школ-интернатов, организует спортивные и творческие мероприятия, праздники. За эти годы мы смогли привлечь к проблеме большое общественное внимание благодаря распространению новостей, начали сотрудничать с большим количеством благотворителей, спонсоров, волонтеров, что позволило сделать множество хороших дел. Мы гордимся тем, что смогли вызвать улыбку на лицах более 1 000 000 детей.

Средняя сумма трат россиян на благотворительность в 2019 году

Число россиян, пожертвовавших деньги на благотворительность, увеличилось с 46% в 2018 году до 57% в 2019-м, следует из результатов опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

По данным агентства, каждый десятый россиянин (11%) за последние два-три года регулярно делал благотворительные пожертвования, 36% граждан несколько раз оказывали благотворительную помощь, еще 10% жертвовали деньги однократно. При этом 42% опрошенных никогда не занимались благотворительностью, 1% — затруднились ответить.

По данным с января по октябрь 2019 года средний размер пожертвований

  • на помощь социально уязвимым группам населения составил 728 руб.,
  • на науку, образование и культуру в среднем переводили по 733 руб.,
  • на права человека — 660 руб.,
  • на медицину — 480 руб.,
  • на экологию — 423 руб.

На динамику платежей влияют внешние факторы, отмечают аналитики: летом росли пожертвования в организации, занимающиеся правами человека (средний платеж поднялся с 684 руб. в июне до 859 руб. в августе), а на фоне пожаров в Сибири увеличились пожертвования на экологию (в июле средний платеж достиг 400 руб., что на 36% больше, чем месяцем ранее).

В декабре 2018 года эксперты бизнес-школы «Сколково» совместно с банком UBS оценили, что совокупные расходы на благотворительные проекты в России составляют:

  • примерно 340–460 млрд руб. в год.
  • из них массовые пожертвования населения составляют 140–160 млрд руб. ежегодно.

Согласно одним исследованиям (проект «Добро» Mail.ru и ВЦИОМа), 76% обитателей интернета когда-то занимались благотворительностью. По другим данным («Левада-центр») – 72% россиян никогда не участвовали в благотворительности.

Сбербанк

Сбербанк представил масштабное исследование. Согласно нему, в 2019 году клиенты банка перечислили в благотворительные фонды 6,5 млрд руб.

Наиболее популярный способ пожертвования – оплата картой (43%):

  • 30% клиентов участвуют в благотворительности в мобильном приложении и веб-версии «Сбербанк Онлайн»;
  • 13% делают это в офисах банка;
  • по 3% подключили автоплатеж либо совершают благотворительные платежи в устройствах самообслуживания;
  • оставшиеся 9% используют другие каналы.

Как показало исследование, чаще всего помогают другим представители среднего возраста: людей 30–39 лет среди тех, кто жертвует, – в два раза больше, чем их доля в общем числе клиентов.

Наибольшее количество пожертвований приходится на четверг (16,5%) и пятницу (15,9%), реже всего жертвуют в понедельник (11,5%) и воскресенье (11,9%).

В интернете

За 2019 год 75% интернет-пользователей хотя бы раз участвовали в практиках благотворительности, за которыми стоит работа благотворительных организаций, но только для 8% это было ежемесячным событием.

  • Наиболее распространенные формы поддержки благотворительных организаций: пожертвования в ящики-копилки в общественных местах, передача вещей, покупка чего-либо в пользу организации и смс-пожертвования.
  • Наименее массовые формы поддержки: волонтёрство и организация сбора денег в пользу благотворительной организации.

Практика, наиболее привлекательная для благотворительных организаций, работающих (в том числе) за счет пожертвований обычных людей, подписка на автоматические пожертвования — и вовсе встречается в масштабах страны исключительно редко.

Благотворительность и рынок Форекс

  • Все трейдеры России, торгующие на Форексе, разделяются на две категории: те, кто зарабатывает деньги для обеспечения своих потребностей, и те, кто торгует для того, чтобы отдать кому-то деньги на его потребности.

Увы, последнего типа людей все меньше и меньше. Меценаты, которые зарабатывают деньги на Форекс, отдают их в какие-либо фонды, в том числе и в пенсионные, заботясь о пенсионерах и желая устроить их жизнь.

Но почему же они тратят свои собственные деньги на чужих людей?

«Нам не надо слишком много: главное, чтобы семья была одета, обута, сыта, ни в чем не нуждалась, но и пройти мимо нуждающихся пожилых людей мы так же не можем. К сожалению, государство практически не заботится о них, а ведь они то же люди, только не могут уже сами себя обеспечить всем необходимым. Мы тоже станем такими, но не вижу смысла хранить деньги до тех пор: многое может измениться, а люди нуждаются уже сейчас. Поэтому мы и стараемся часть своего капитала отдавать в различные фонды, и в пенсионный в том числе,” – сообщил один из наиболее успешных трейдеров.

Законодательное регулирование

Благотворительность в России регулируется законодательством, а само понятие «благотворительность” неразрывно связано с формулировкой «благотворительная деятельность”.

Согласно ст. 1 закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)” под данной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В России установлены три организационно-правовые формы благотворительных организаций:

  1. Учреждение. Имущество учреждения полностью состоит из собственности учредителей, состав которых может изменяться в соответствии с уставом организации. Источниками средств благотворительной организации в форме учреждения могут являться только его учредители, то есть деятельность учреждения осуществляется только за счет учредителей.
  2. Товарищество. Отличается от учреждения тем, что учредитель теряет право собственности, передавая его в товарищество. Такое имущество составляет уставной фонд организации. Состав учредителей может меняться в соответствии с уставом. Чтобы стать учредителем, необходимо сделать взнос в уставный фонд или купить часть уставного фонда у одного из учредителей. Устав определяет права учредителей в управлении организацией в зависимости от внесенного в уставный фонд вклада.
  3. Общество. Это организация, в которой право на участие в управлении ее имуществом не увязывается с имущественными отношениями. Управление осуществляется членами общества. Вхождение и выбытие из состава членов общества определяется уставом. Членами благотворительного общества могут быть только частные субъекты. Создание фондов допускается в любой из перечисленных выше организационно-правовых систем.

Льготы для благотворителей

В ближайшие годы российские жертвователи и благотворительные организации получат новые налоговые льготы, следует из проекта концепции совершенствования сферы благотворительности в России до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации на 2020 – 2021 годы, подготовленных Министерством экономического развития.

Часть предложений была подготовлена Благотворительный фондом Евгения Примакова и сотрудниками Высшей школы экономики.

«Льготы” по уголовным статьям за благотворительность

Два детских сада и социально-реабилитационный центр города Мариинска Кемеровской области получили крупные суммы от благотворителей. Сами же пожертвовавшие благодаря широкому жесту избежали уголовной ответственности.

Двое мужчин и женщина в разное время приобрели у неустановленных лиц спиртосодержащую жидкость. Контрафактный алкоголь мужчины хранили у себя дома, а вот представительница слабого пола продавала его в магазине, где работала продавцом.

В счет заглаживания вины женщина перечислила в детский сад № 1 «Одуванчик» 155,8 тысячи рублей, пенсионер перечислил 303,56 тысячи рублей в детский сад № 8 «Василек», а обвиняемый по третьему делу – 143 тысячи рублей на счет учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Мариинского муниципального района, – рассказал Алексей Бушуев, официальный представитель Мариинского городского суда.

Суд учел степень тяжести совершенного преступления, раскаяние подсудимых и то, что они впервые стали фигурантами уголовного дела, и прекратил уголовные дела.

Основные принципы благотворительности

Основные принципы благотворительности

Основными принципами благотворительной деятельности являются:

  1. добровольность
  2. бескорыстность
  3. свободу выбора целей
  4. форм ее осуществления благотворительности (ст. 4 ФЗ №135).

Формы благотворительности

Социологические исследования независимых лабораторий показывают, что за последние годы процент регулярно или разово жертвовавших деньги на благотворительность, занимавшихся волонтерством или спонсорством, имеющим о ней понятие, значительно вырос. Причем не только среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, но и других регионов. Это несомненный плюс просветительской работы, которая ведется через различные СМИ.

Наиболее активными формами проявления милосердия среди рядовых россиян и представителей бизнеса стали:

  • Адресная финансовая помощь через смс или звонок единожды или регулярно.
  • Отправка денег фонду. Наши граждане часто выбирают возможность ежемесячно списывать со счета небольшую сумму в пользу благотворительной организации.
  • Адресная поддержка конкретного проекта из опубликованных на сайте.
  • Материальная помощь нужными вещами, техникой, оборудованием подшефным детским домам, школам-интернатам.
  • Волонтерская деятельность на организовываемых Фондом мероприятиях.
  • Спонсорство на условиях рекламного сотрудничества.

С каждым годом все больше людей из разных концов страны не остаются равнодушными к нашей деятельности, помогают по мере сил и возможностей создать более светлое будущее для особых детей, оставшихся без родителей.

Виды благотворительности

Выделяют несколько видов благотворительности:

  1. Частная благотворительность (передача фонду имущества, дома, квартиры, машины, дачи, земельного участка и другое недвижимое имущество).
  2. Корпоративная благотворительность.
  3. Филантропия.
  4. Спонсорская помощь.
  5. Меценатство (искусство, науку и культуру).
  6. Спонсорство
  7. Социальная ответственность (публичность известных людей, организаций и компаний).
  8. Благотворительные инициативы (фудшеринг, волонтерство и т.д.)

Всегда можно заняться благотворительностью и без денег: Как заняться благотворительностью.

Цели благотворительности

Цели благотворительности

Между тем не каждая бескорыстная и добровольная деятельность является благотворительной. Благотворительность от любой другой поддержки или бескорыстной помощи отличается целями осуществления, которые указаны в п. 1 ст. 2 ФЗ №135, а именно благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в целях:

  1. социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  2. подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  5. содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  6. содействия защите материнства, детства и отцовства;
  7. содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  8. содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  9. содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  10. охраны окружающей среды и защиты животных;
  11. охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  12. подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  13. социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  14. оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  15. содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
  16. участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  17. содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  18. содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  19. поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  20. содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  21. содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Приведенный в названной статье перечень целей благотворительности является исчерпывающим, выбор конкретной цели остается за лицом, осуществляющим благотворительную деятельность, никто не вправе ограничивать свободу выбора целей, но такой выбор делается только в рамках установленного Законом о благотворительности перечня (п. 3 ст. 4).

Также не является благотворительной деятельностью направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний (п. 2 ст. 2 ФЗ №135).

Кто может заниматься благотворительностью

Кто может заниматься благотворительностью

Благотворительной деятельностью могут заниматься граждане и юридические лица как индивидуально, так и объединившись с образованием или без образования благотворительной организации (ст. 4 ФЗ №135). То есть благотворительностью могут заниматься:

  1. граждане;
  2. юридические лица;
  3. благотворительные организации как объединения граждан и (или) юридических лиц.

При этом никто не может ограничивать выбор формы осуществления благотворительной деятельности (п. 3 ст. 4 ФЗ №135).

Субъектный состав благотворительной деятельности указан в ст. 5 Закона о благотворительности. Среди участников благотворительности выделяют:

  1. Благотворителей.
    Благотворители осуществляют благотворительные пожертвования в форме бескорыстной передачи в собственность имущества (в т.ч. денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности), бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг.
    Благотворителями могут быть как граждане, так и юридические лица;
  2. Добровольцев (волонтеров).
    Добровольцы (волонтеры) – физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Закона о благотворительности, или в иных общественно полезных целях (ч. 4 ст. 5 ФЗ №135).
    Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации;
  3. Благополучателей – лиц, получающих благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев (волонтеров).

Почему делать добро сегодня сложно?

Несмотря на развивающуюся быстрыми темпами благотворительность в стране, все же существует целый ряд сложностей, минусов, затормаживающих этот процесс. Некоторые из них объективные, а другие просто досадные. Их анализ позволяет продумать проблему, найти решение, более действенные способы развития добровольческого движения, меценатства, спонсорства.

Проблемами, мешающими развитие деятельности фондов, сегодня становятся:

  • Привычка людей помогать адресно, подавать милостыню на улице, отправлять деньги в ответ на частные просьбы о помощи, часто оказывающиеся мошенническими.
  • Большое количество мошенников, наживающихся на милосердии одни и горе других. Люди, раз попавшие на уловки аферистов, часто перестают доверять всем организациям, занимающимся благотворительностью.
  • Слабый информационный охват. Из-за недостатка рекламы в СМИ, устаревших способов распространения информации о деятельности фонда люди могут просто не знать о его существовании. В таком случае желающий участвовать сталкивается с тем, что просто не представляет, как это сделать.
  • Непопулярность спонсорства или меценатства среди представителей бизнеса и видных общественных деятелей, которые не видят выгоды в подобной деятельности.

Преодолевать сложившуюся ситуации предлагается различными путями, используя разнообразными инструменты. Наиболее перспективными для достижения основной цели – популяризации благотворительности среди россиян – являются: активное распространение информации о нашей организации через СМИ разного типа и внесение изменений в законы, регулирующие подобную деятельность.

Деятельность благотворительных фондов заключена в перераспределении финансовых средств для оказания помощи нуждающимся. Существует большое количество видов фондов, работающих на основе благотворительности. Соответственно, фонды могут быть различных видов.

Коммерческие или некоммерческие

Сама идея благотворительных фондов основана на отсутствии коммерческих целей. Организаторы объединяют имущество и финансовым движением руководит попечительский совет фонда. Однако коммерческая деятельность не запрещена законом и благотворительная организация может проводить такие мероприятия для достижения своих целей, завяленных в уставе.

В основном благотворительные фонды все же некоммерческие организации. Фонды помощи детям в Москве чаще всего относятся именно к такому виду.

Религиозные фонды

Довольно часто благотворительностью занимаются религиозные учреждения. Русская Православная церковь ведет благотворительную работу на разных направлениях, помогая нуждающимся и больным. Работа может вестись на разных уровнях с привлечением как организаций, так и частных лиц.

Частные и публичные фонды

Благотворительные фонды помощи больным детям могут быть публичными либо частными. Организаторами публичных фондов становятся его участниками, денежные средства поступают в основном от них.

Частный фонд может быть организован одним человеком, основная часть финансов поступают от государства или крупных открытых источников либо деятельность финансируется непосредственно учредителем. В частности в России действуют немало частных фондов, учрежденных известными актерами или бизнесменами, направленными на оказание помощи детям.

Оперативные и неоперативные фонды

По целям деятельности фонда осуществляется их подразделение на оперативные и неоперативные. Оперативный фонд в своей работе преследует определенный результат. Неоперативный ведет сбор средств для различных видов помощи. Социальный фонд помощи детям может относиться как раз ко второму типу, так как он ведет постоянную работу по сбору денег на оказание помощи разным детям либо сотрудничает с медицинскими или социальными организациями.

К какому бы типу не относился благотворительный фонд, основной его целью является добровольное стремление помочь тем, кто в этом нуждается, оказать финансовую и психологическую поддержку оказавшимся в трудной ситуации.