Ликвидация подразделения

Наниматель намерен прекратить деятельность филиала. Казалось бы, обычная ситуация… Однако в связи с этим возникает вопрос: какое основание следует применить при прекращении трудовых договоров с работниками в данном случае? Находим ответ на него в законодательстве.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Справочно:

филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства (ст. 51 ГК).

Правовые основания увольнения

Прекращение деятельности структурного подразделения организации, в т.ч. и филиала, не является процедурой, аналогичной ликвидации или реорганизации юридического лица, поэтому традиционно основанием для прекращения трудового договора (контракта) с работниками такого структурного подразделения являлось сокращение численности или штата (п. 1 ст. 42 ТК).

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

После внесения изменений в ТК (редакция от 08.01.2014) указанная норма дополнилась специальным основанием прекращения трудового договора: прекращение деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности.

Таким образом, для прекращения трудового договора с работником структурного подразделения в настоящее время наниматель может использовать 2 основания: и сокращение штатов (сокращение численности работников), и прекращение деятельности филиала (представительства).

Оба основания применяются с учетом целого ряда нюансов, о которых мы подробно поговорим далее.

Другая местность

Увольнение по основанию прекращения деятельности филиала (представительства) возможно только в отношении работников обособленных подразделений, расположенных в другой местности.

На практике под другой местностью подразумевают территорию за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Справочно:

населенными пунктами являются города, поселки городского типа и сельские населенные пункты (ст. 8 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»).

При этом место нахождения юридического лица определяют по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия такового – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 50 ГК).

Таким образом, увольнение по основанию «прекращение деятельности филиала (представительства)» возможно только в случае, если прекращается деятельность филиала, расположенного в другом населенном пункте. При прекращении деятельности филиала, расположенного в том же населенном пункте, что и создавшее его юридическое лицо, увольнение работника по-прежнему следует производить по сокращению численности или штата.

Когда возможно уволить только по основанию прекращения деятельности филиала (представительства)

Трудовое законодательство защищает некоторые категории работников от необоснованного увольнения. Например, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности (часть третья ст. 268 ТК).

Наниматель не сможет по основанию сокращения штата (сокращения численности работников) уволить следующие категории работников:

– беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;

– одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет);

– работников, призванных на военные и специальные сборы;

– работников, избранных на выборные должности в государственные органы;

– членов комиссии по трудовым спорам.

С такими работниками можно прекратить трудовой договор только по основанию прекращения деятельности филиала (представительства).

Увольнение в связи с прекращением деятельности филиала (представительства), расположенного в другой местности, будет возможно также в период временной нетрудоспособности работника.

Разбираем ситуацию: неправомерное увольнение работницы филиала

Ситуация

З. работала в филиале компании ООО «Клен» в должности инженера по качеству. Приказом директора она была уволена в связи с прекращением деятельности филиала (п. 1 ст. 42 ТК). По прошествии 2 месяцев со дня увольнения бывший наниматель направил ей уведомление, согласно которому она была уволена в связи с прекращением деятельности филиала. Впоследствии другим приказом были внесены изменения и в качестве основания увольнения указано сокращение штата. Изменения в приказ об увольнении были внесены на основании нового решения собственника имущества, согласно которому филиал продолжал свою деятельность, но в меньшем составе.

З. обратилась в суд с просьбой признать увольнение в связи с прекращением деятельности филиала незаконным, восстановить ее в прежней должности с оплатой времени вынужденного прогула, обязать ответчика компенсировать причиненный ей моральный вред.

В суде ответчик исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении в связи с пропуском истицей срока обращения в суд.

Позиция суда первой инстанции

Районным судом в удовлетворении заявленных исковых требований было отказано по причине пропуска истицей срока исковой давности.

При принятии решения суд руководствовался положениями ст. 242 ТК, в соответствии с которыми работники могут обращаться в суд по делам об увольнении в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении, или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора, или со дня отказа в выдаче или получении указанных документов.

Суд пришел к выводу, что истица фактически оспаривает приказ об увольнении в связи с прекращением деятельности филиала. Обстоятельства, свидетельствующие о том, что З. фактически была уволена по сокращению численности работников путем изменения основания увольнения вторым приказом, судом были признаны не влекущими для истицы никаких правовых последствий. В связи с этим суд принял решение об отказе в удовлетворении иска по причинам пропуска З. без уважительных причин срока обращения в суд, не исследовав иные фактические обстоятельства дела.

Позиция суда второй инстанции

Судебная коллегия по гражданским делам областного суда обратила внимание на то, что действующее трудовое законодательство не предоставляет нанимателю права совершать юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, направленные на изменение основания увольнения работника, после того как трудовые отношения уже прекращены. В частности, орган по рассмотрению трудовых споров (суд) признает увольнение не имеющим законного основания, если работник был уволен по основанию, предусмотренному ТК, без соблюдения условий для увольнения по соответствующему основанию.

Работник имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам или в установленных законодательными актами случаях в суд в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении, или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора, или со дня отказа в выдаче или получении указанных документов (ст. 242 ТК).

При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены комиссией по трудовым спорам или судом.

Районный суд не принял во внимание то обстоятельство, что наниматель в нарушение трудового законодательства (порядка прекращения трудовых отношений) в одностороннем порядке изменил основание увольнения работника.

При рассмотрении дела в районном суде была допущена ошибка исчисления срока исковой давности, а именно исчисление срока исковой давности с момента издания нанимателем приказа об увольнении в связи с прекращением деятельности филиала.

Суд первой инстанции, аргументируя свою позицию при вынесении решения, ошибочно предположил, что истица пропустила установленный законом срок для защиты права в судебном порядке, поскольку обращение З. в суд после вручения ей копии приказа об увольнении в связи с прекращением деятельности филиала последовало с нарушением соответствующих сроков. При этом истице, по мнению суда, надлежало принять меры по защите права в судебном порядке в течение 1 месяца со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки.

Такое решение могло быть обоснованным только в том случае, если бы наниматель ограничился первым приказом об увольнении работника в связи с прекращением деятельности филиала. После того как были прекращены трудовые отношения с З., наниматель не имел права изменять основания увольнения в одностороннем порядке.

Районный суд при вынесении решения упустил из виду важное обстоятельство, а именно то, что действующее трудовое законодательство не дает нанимателю права совершать юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, направленные на изменение основания увольнения работника, после того как трудовые отношения прекращены.

В рассматриваемой ситуации течение срока давности обращения в суд началось с того момента, когда З. получила от нанимателя уведомление, в котором было указано об изменении основания ее увольнения в одностороннем порядке. Это и повлекло за собой нарушение норм права, касающихся соблюдения предусмотренного законом порядка увольнения. Таким образом, истицей не был пропущен срок обращения в суд за защитой нарушенного права, поскольку З. незамедлительно приняла меры по защите своих прав в судебном порядке после получения соответствующего уведомления.

Анализируя обстоятельства по делу, суд второй инстанции сделал вывод, что наниматель, действуя в ущерб интересам работника, прекратил трудовые отношения по п. 1 ст. 42 ТК, заведомо зная о дальнейшем функционировании филиала.

Кроме того, суд посчитал, что ответчиком были нарушены нормы трудового законодательства, предусматривающие обязанность нанимателя соблюдать порядок прекращения трудовых отношений. В связи с принятием данного решения у З. могли возникнуть и возникли основания для оспаривания законности увольнения.

Исковые требования истицы были удовлетворены в полном объеме.

Итак, для того чтобы увольнение в связи с прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, было признано обоснованным, требуется четкое и недвусмысленное подтверждение факта их упразднения (ликвидации). Ошибок здесь быть не может.

Сложность ситуации такого увольнения заключается в том, что данное основание расторжения трудового договора (контракта) отнесено к случаям, при которых не соблюдаются гарантии, предоставляемые работникам трудовым законодательством, что подтверждается решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 30.12.2013 № Р-913/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь».

Таким образом, увольнению в связи с прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, подлежат все работники, работающие в соответствующем филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации.

Процедура увольнения в рассматриваемом случае будет такой же, как и при ликвидации организации (ст. 43 ТК), а на основании части второй ст. 43 ТК возможно увольнение работников в период временной нетрудоспособности.

При прекращении трудового договора в связи с прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, выплачивается выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка (часть четвертая ст. 48 ТК).

Виктория Яловая, юрист

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностьюВ силу статьи 23 Закона N 129-ФЗ одним из оснований для отказа в государственной регистрации служит непредставление определенных данным Законом документов, необходимых для государственной регистрации. Руководствуясь названной нормой во взаимосвязи с положениями статьи 17 Закона N 129-ФЗ, налогового законодательства (статьи 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации) и Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.01.2004 N 41-О по вопросу о представительстве в налоговых правоотношениях, суды отказали в удовлетворении заявления и признали правомерным отказ инспекции в государственной регистрации изменений.

в пдф

в эксель

для НКО (форма ексель)

для бюджетного учреждения (формат пдф)

Разберемся в понятиях

Структура юридического лица предусматривает многочисленные представительства, подразделения и филиалы. Все это отдельные структурные отделения, которые располагаются за пределами самой организации. Но филиал, обособленное отделение или представительство не становится новым юридическим лицом и не наделяется имуществом.

Структурное отделение создается, чтобы юридическое лицо могло осуществлять свою деятельность в новом территориальном местоположении. Обособленное наделяется правами и полномочиями представлять интересы головной организации, вести бизнес от ее имени, производить расчеты, заключать договоры и контракты и так далее.

Компания самостоятельно принимает решения о создании и закрытии обособленных подразделений. О принятом решении следует уведомить ФНС в установленном порядке.

ВАЖНО!
Полезно: пошаговая инструкция, как правильно закрыть обособленное подразделение со всеми образцами и бланками.

Какие подразделения закрывают по форме С-09-3-2

Организация вправе в любой момент принять решение о ликвидации нерентабельного подразделения, представительства или филиала. Вердикт оформляют приказом или распоряжением в произвольной форме. Помимо приказа, компания обязана уведомить ФСН. Для этого заполняется специальная форма КНД 1111052 — С-09-3-2.

Бланк заявления С-09-3-2 заполняют при закрытии филиала, обособленного подразделения или представительства. Причем не зависимо, внесены ли сведения о структурных отделениях в учредительные документы фирмы или нет. Если информация закреплена в уставе и иной учредительной документации организации, то придется подать дополнительную форму Р13001 и уплатить госпошлину в 800 рублей. Это необходимо, чтобы ФНС внесла соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

Инструкция по заполнению заявления С-09-3-2

Порядок оформления бланка закреплен Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Если фирма решила ликвидировать сразу несколько ОП, то придется заполнить заявление о снятии с учета обособленного подразделения в 2020 году на каждое.

Структура формуляра предусматривает заполнение двух страниц. Это титульный лист или лист 1, в котором раскрывается идентификационная информация о головном учреждении. Второй лист отражает сведения о закрытии представительства, филиала или обособленного подразделения.

Шаг 1. Заполняем лист 1

Начните заполнение с шапки титульного листа заявления С-09-3-2. Укажите ИНН и КПП головной организации. Это важно, в шапке документа указываем реквизиты фирмы, которая закрывает обособленное отделение или филиал.

Код налогового органа — это четырехзначный шифр территориального отделения ИФНС, в которую подают заявление. Код ИФНС определяется по месту нахождения головного учреждения.

Наименование и ОГРН — указываем реквизиты организации, закрывающей представительство. То есть вписываем наименование самого учреждения и его ОГРН.

Количество обособленных подразделений — указываем количество ОП, по которым принято решение о ликвидации (закрытии). Например, если фирма оптимизирует один филиал, то указываем в поле единицу. Если закрывается два и более представительства, то указываем соответствующее значение. При одновременной ликвидации нескольких ОП придется составить отдельное заявление на каждый субъект.

Указываем количество листов заполненной формы. Если есть приложения, то количество страниц вписываем в соответствующей форме. Например, если оформлением занимается доверенный представитель, то к заявлению придется приложить копию доверенности. Тогда в строке «Количество приложений» укажем число страниц, на которых составлена доверенность.

Далее заполняем блок информации о представителе заявителя. Обычно это руководитель головного офиса либо его доверенный представитель. Выбираем нужный код из предложенных вариантов. Указываем 3 — если заявление подписал сам генеральный директор. Код 4 вписываем, если сообщение подает представитель.

Вносим Ф.И.О. заявителя. Отчество вносим при наличии. Указываем личный ИНН директора или представителя, если заявитель имеет налоговое свидетельство, выданное в ФНС. Номер контактного телефона и адрес электронной почты вписываем в стандартном режиме.

В отдельном поле заявления С-09-3-2 указываем дату составления. Рядом ставится подпись заявителя.

ВАЖНО!
Если образец заполнения сообщения о закрытии обособленного подразделения подает доверенный представитель, то зарегистрируйте реквизиты доверенности, на основании которой действует поверенное лицо.

Правую часть блока оставьте незаполненной. Этот раздел титульного листа оформляет принимающий налоговый инспектор.

Шаг 2. Оформляем лист 2

Переходим к заполнению второго листа заявления С-09-3-2. Шапку заполняем аналогично — указываем ИНН и КПП головного офиса фирмы. Рядом указываем номер страницы, в нашем случае — 0002.

Теперь раскрываем сведения о ликвидируемом ОП. Вписываем его КПП и указываем наименование филиала. Отметим, что для некоторых обособленных подразделений специального наименования не предусматривают. Если названия нет, то поставьте в поле прочерки.

Далее вписываем адрес местонахождения структурного отделения. Указываем:

  • индекс;
  • код региона;
  • район;
  • город;
  • населенный пункт;
  • улицу;
  • номер дома, корпуса и квартиры.

Если информация для заполнения отсутствует, то поставьте прочерки в полях заявления С-09-3-2.

Теперь следует определить категорию ликвидируемого отделения. Если это филиал, тогда указываем код «1». Для оптимизируемого представительства выбираем код «2». При закрытии иного ОП — код «3».

Вписываем дату принятия решения о ликвидации ОП в соответствии с распоряжением собственников компании. Заверяем формуляр подписью заявителя.

Как и в какие сроки подается форма С-09-3-2

Подать заявление С-09-3-2 в ИФНС необходимо в течение 3 рабочих дней с момента закрытия обособленного отделения. Документы направьте в то отделение инспекции, в котором зарегистрирована головная организация.

Предоставляется информация несколькими способами, но каждый имеет нюансы:

Способ подачи заявления С-09-3-2

Рекомендации

Лично

Потребуется паспорт заявителя, чтобы подтвердить личность лица, обратившегося в ФНС.

Через представителя

Помимо паспорта, необходимо предоставить копию и оригинал доверенности (для проверки), которая была выдана головной организацией.

По защищенным каналам связи

Необходимо заверить электронный документ усиленной цифровой подписью. Иначе бумаги не примут в ФНС, так как без электронной подписи они не имеют юридической силы.

Через личный кабинет налогоплательщика

Требуется регистрация на официальном сайте ФНС. Потребуется усиленная квалифицированная подпись.

Если все бумаги оформлены верно, то ФНС в течение 10 рабочих дней направит организации уведомление о закрытии обособленного отделения. Если налоговики назначат выездную налоговую проверку ликвидируемого филиала, то уведомление направят только после завершения ревизии.

Если структурное подразделение находится в одной местности с самой компанией, то при его закрытии работников увольняют по правилам сокращения. А если в другой — то применяются правила, предусмотренные для ликвидации компании (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).

Также по теме:

Как платить НДФЛ при досрочном увольнении по сокращению штата

В любом случае, независимо от места нахождения «обособки» нужно:

  • уведомить работников о предстоящем прекращении трудового договора не менее чем за 2 месяца до увольнения (ст. 180 ТК);

  • уведомить службу занятости о предстоящих увольнениях не менее чем за 2 месяца, если сокращение может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за 3 месяца;

  • выплатить увольняемым работникам выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ).

Какую запись сделать в трудовой книжке

Другая местность — это местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

В случае закрытия ОП, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится не по правилам сокращения численности и (или) штата, а по правилам ликвидации организации. Поэтому в трудовой книжке и в приказе об увольнении нужно ссылаться на норму трудового законодательства о ликвидации, а не на норму о сокращении.

Сформулировать основание увольнения можно так: «Уволен в связи с прекращением деятельности обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности, п.1 ч.1 и ч.4 ст. 81 ТК РФ».

При ликвидации ОП нужно выплатить работникам выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства.

Документальное подтверждение закрытия обособленного подразделения

Правила увольнения работников, которые применяются для ликвидации компании возможны в том случае. если обособленное подразделение полностью прекращает свою деятельность. Поэтому у работодателя должен быть документ, подтверждающий, что полностью прекращается деятельность всего подразделения. Это может быть приказ по организации либо иной документ, например решение совета директоров. Иногда подтвердить, что деятельность всего подразделения действительно была прекращена, помогает уведомление регистрирующей ИФНС о снятии подразделения с налогового учета.

В трудовом договоре и приказе о приеме на работу должно быть прописано, что работник принят на работу в конкретное обособленное подразделение.