Кто ведет бухгалтерский учет в организации?

Ведение бухгалтерского учета ООО

Актуально на: 14 ноября 2016 г.

Об особенностях ведения бухгалтерского учета ИП мы рассказывали в нашей отдельной консультации. О ведении бухгалтерского учета в организации расскажем в этом материале.

Бухгалтерский учет в коммерческих организациях

Организует ведение бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов руководитель организации (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Он же определяет, на кого возложить обязанности по ведению бухгалтерского учета. Возможны несколько вариантов. Бухгалтерский учет в организации может вести (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • главный бухгалтер;
  • иное должностное лицо организации;
  • специализированная организация или лицо, не являющееся работником организации, на основании заключенного договора об оказании услуг.

Если коммерческая организация является субъектом малого, среднего предпринимательства или «сколковцем» (за исключением организаций, указанных в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), вести бухучет может и сам руководитель. Хотя и здесь возможно исключение. К примеру, если руководитель такой организации – иностранец, временно пребывающий в РФ, вести бухучет лично ему не удастся (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

При этом требования к лицу, ведущему бухучет, устанавливаются Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ и иными федеральными законами.

Как вести бухучет в ООО

Ведение бухучета в ООО производится с учетом основных требований и правил бухгалтерского учета. Форма ведения бухгалтерского учета в ООО определяется руководителем. Главный бухгалтер же начинает свою работу с того, что формирует принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, т. е. разрабатывает учетную политику. Именно учетная политика определяет практические аспекты постановки бухгалтерского учета в организации и утверждается руководителем (п. 4 ПБУ 1/2008).

При этом между руководителем и главным бухгалтером (основными лицами предприятия, ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета) по тем или иным учетным вопросам могут возникать разногласия. В таких случаях данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются или не принимаются главным бухгалтером к учету, а также учетный объект отражается или не отражается в бухгалтерском учете по письменному распоряжению руководителя. И именно руководитель в таком случае будет единолично нести ответственность за созданную в результате этого информацию и достоверность сформированной на ее основе отчетности (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Что изменится для руководителя организации после принятия нового ФЗ «Об официальном бухгалтерском учете»?

Возникла очевидная для многих необходимость корректировки существующих норм, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета в РФ..

Проект действующего федерального закона «О бухгалтерском учете» был разработан еще в 1992 году. Пройдя длительную процедуру согласования, он вступил в силу в конце 1996 года. Не секрет, что некоторые из его положений перестали соответствовать действительному положению вещей, и возникла очевидная для многих необходимость корректировки существующих норм, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета в РФ.

Хотя ныне действующий закон 1996 г. и был принят вслед за новым Гражданским кодексом, с момента его вступления в силу прошло почти 11 лет. За это время российская экономика поменялась коренным образом. Появились новые формы ведения бухгалтерского учета. Экономика середины 90-х гг. прошлого века не знала, например, такого понятия, как упрощенная система налогообложения (УСН).

Благодаря внесению соответствующих изменений в законодательные акты, появились новые субъекты бухгалтерского учета (адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете), расширился круг органов, уполномоченных осуществлять регулирование бухгалтерского учета. Последнее, в свою очередь, явилось следствием ослабления влияния государства на экономику страны и усиления экономической независимости субъектов предпринимательства.

И, наконец, немаловажную роль в судьбе обнародованного проекта сыграло то обстоятельство, что Россия, желая войти в качестве равноправного участника в мировое экономическое сообщество, осуществляет постепенный переход к ведению бухгалтерской и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО, US GAAP ).

Все это нашло свое отражение в проекте закона «Об официальном бухгалтерском учете».

Прежде всего, в проекте впервые подробно очерчен список лиц, на которых распространяется действие будущего закона. Кроме привычных:
— организаций,
— граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
— адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете и — филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории РФ,
поименованы также:
— органы государственной власти и органы местного самоуправления,
— органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов,
— межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ.

Но и это не все. Если выделение отдельной строкой указанных выше органов и организаций сложно назвать новеллой, поскольку они могут быть отнесены к известным ранее субъектам бухгалтерского учета, то введение в сферу действия проекта закона таких понятий, как доверительное управление, простое товарищество и соглашение о разделе продукции является ни чем иным, как признанием субъектов, возникающих в таких случаях отношений, субъектами и бухгалтерского учета, наравне с другими, уже известными, участниками.

Поэтому нормы проекта закона будут применяться и при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета имущества, переданного ему в доверительное управление, и при ведении бухгалтерского учета общего имущества товарищей, в том числе и одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.

Что же касается отношений, возникающих при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, то к ним также будут применяться нормы проекта ФЗ, но лишь в части, не противоречащей ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Впервые в законе обозначено понятие «руководитель экономического субъекта». Таковым признается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа экономического субъекта, либо иное лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта.

То есть, однозначно можно говорить о том, что руководителем экономического субъекта будет всегда физическое лицо, обладающее полномочиями давать обязательные для данного экономического субъекта указания. Наличие в организации коллегиального органа управления повлечет за собой необходимость избрания из числа членов данного коллегиального органа лица, способного выполнять функции руководителя организации, либо назначения на эту должность человека, не входящего в коллегиальный орган. В любом случае, выполнение функций руководителя экономического субъекта возможно только физическим лицом.

К слову сказать, понятие «экономический субъект» также является новым для законодательства, регламентирующего ведение бухгалтерского учета. В ныне действующем ФЗ «О бухгалтерском учете» этому понятию соответствует понятие «организации».

Под «экономическим субъектом» разработчики проекта понимают всех перечисленных выше участников бухгалтерского учета, среди которых выделяются «экономические субъекты бюджетной сферы». В принципе, они включены в состав «экономических субъектов» наравне с коммерческими организациями, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами бухгалтерского учета, но в силу специфики своего финансирования выделены в отдельную категорию, в отношении которой в проекте содержатся специальные нормы.

Важным моментом для организации и ведения бухгалтерского учета является указание в проекте закона событий и явлений, которые могут являться объектами бухгалтерского учета. В действующем ФЗ законодатель не уделил раскрытию такой информации должное внимание. Хотя детальное указание на объекты дает представление о составе самого бухгалтерского учета. Только то, что перечислено в законе, должно найти свое отражение в бухгалтерской отчетности.

Согласно проекту объектами бухгалтерского учета являются:
— факты хозяйственной жизни экономического субъекта (то есть сделки, события, операции, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств);
— активы экономического субъекта (это могут быть имущество, имущественные и личные неимущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация);
— обязательства экономического субъекта;
— другие источники финансирования экономического субъекта;
— доходы и расходы экономического субъекта.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в проекте предусмотрено применение и других объектов, установленных национальными стандартами.

Каждый из перечисленных объектов бухгалтерского учета подлежит своевременной регистрации в бухгалтерском учете, ведение которого является обязанностью экономического субъекта.

Действующий ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации возлагает на руководителя организации. Проект нового закона отказался от таких жестких формулировок. В соответствии с ним руководитель экономического субъекта организует ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета.

Возможно, это связано с тем, что в отличие от действующего ФЗ проект ограничил правомочия руководителя организации по самостоятельному ведению бухгалтерского учета.

В настоящее время руководитель вправе возложить ведение бухгалтерского учета на себя, к чему многие и прибегают, например, при создании нового юридического лица. Если же проект закона «Об официальном бухгалтерском учете» вступит в силу, то руководитель экономического субъекта обязан будет возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное специальное должностное лицо, либо заключить договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета. Причем в проекте предусматривается последующее утверждение Правительством минимальных квалификационных требований к лицам, с которыми экономический субъект может заключить договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета. Таким образом, можно говорить об усложнении процедуры заключения подобных договоров. Поскольку законодательное закрепление квалификационных требований может привести к выделению организаций, занимающихся оказанием услуг по ведению бухгалтерского учета, в отдельную категорию, наподобие аудиторских компаний и ЧОП.

Очевидным является тот факт, что сейчас многие из холдинговых структур предпочитают работать по схеме, когда полномочия по ведению бухгалтерского учета в дочерних и зависимых обществах передаются в управляющую компанию холдинга. Эта же управляющая компания зачастую осуществляет и ведение кадрового делопроизводства, и юридическое сопровождение деятельности дочерних и зависимых обществ, и ряд других функций, связанных с управлением.

Однако введение квалификационных требований поставит под сомнение возможность использования для всех выше перечисленных целей одной управляющей организации. Не исключено и то, что в дальнейшем деятельность по оказанию услуг по ведению бухгалтерского учета перейдет в разряд лицензируемых.

Установление минимальных квалификационных требований предполагается и для лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета в экономических субъектах, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, в том числе и в кредитных организациях.

Как уже было отмечено выше, проект закона не предполагает ведение бухгалтерского учета экономического субъекта лично его руководителем. Исключение сделано лишь для субъектов малого предпринимательства. Руководитель данного экономического субъекта может взять ведение бухгалтерского учета на себя.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
в научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Согласно ст. 3 ФЗ от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» в случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

То есть применительно к рассматриваемому проекту закона «Об официальном бухгалтерском учете» в случае превышения установленной численности субъектом малого предпринимательства, в котором ведение бухгалтерского учета возложено на его руководителя, на период, в течение которого допущено превышение, и на последующие три месяца ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на специальное должностное лицо либо передано специализированной организации.

Основным документом, определяющим способы ведения бухгалтерского учета, является учетная политика экономического субъекта. При этом экономические субъекты, как и раньше, вправе самостоятельно определять свою учетную политику, которая должна применяться из года в год.

Однако разработчики проекта уточнили случаи, при которых допускается изменение учетной политики. К таковым, как и прежде, относятся изменение требований законодательства, существенное изменение условий деятельности экономического субъекта и разработка экономическим субъектом нового способа ведения бухгалтерского учета. Но, что касается последнего, согласно проекту сама по себе разработка нового способа ведения бухгалтерского учета не является основанием для изменения учетной политики. Экономическому субъекту необходимо доказать, что применение нового способа повлечет за собой повышение надежности и уместности информации об объекте бухгалтерского учета. Таким образом, основным критерием выбора нового способа ведения бухгалтерского учета является не экономическая выгода субъекта, а улучшение качества предоставляемой информации. В действующем сейчас ФЗ такого требования не предусмотрено.

Проект закона возлагает на руководителя экономического субъекта обязанность по утверждению форм первичных учетных документов. Утверждение осуществляется по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В настоящий момент формы первичных учетных документов содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, которые в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 29.05.1998 г. № 57а и Минфина РФ от 18.06.1998 г. № 27н подлежат введению во всех организациях, осуществляющих деятельность на территории РФ. Поэтому сейчас экономический субъект вправе утверждать лишь формы тех первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах унифицированных форм.

По всей видимости, принятие нового закона предполагает отказ от применения унифицированных форм. Каждый экономический субъект будет вправе утверждать формы первичных учетных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в этом конкретном экономическом субъекте. Обязательным условием утверждения и дальнейшего использования таких форм является наличие обязательных реквизитов, перечень которых, в целом, соответствует содержащемуся в п. 2 ст. 9 действующего ФЗ «О бухгалтерском учете».

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, заключается в следующем.

В п. 8 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» в случае изъятия первичных учетных документов органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел главный бухгалтер вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие, снять с документов копии с указанием даты и основания изъятия.

Таким образом, для снятия копии фактически требуется наличие двух субъективных обстоятельств – желание самого главного бухгалтера и разрешение представителя органа, проводящего изъятие. В случае, если главный бухгалтер не увидел необходимости сделать копии изымаемых документов или представитель органа, проводящего изъятие, не разрешил сделать это, организация оказывается в положении, когда у нее отсутствуют копии документов, на основании которых может быть вынесено решение о признании ее виновной в совершении какого-либо экономического преступления.

Дабы избежать подобной ситуации и защитить экономического субъекта, разработчики проекта внесли в него положение, согласно которому в случае изъятия первичных учетных документов экономический субъект должен в присутствии представителя органа, проводящего изъятие, изготовить копии таких документов. Изготовление копий изымаемых документов становится не правом, а обязанностью экономического субъекта, выполнение которой проконтролирует и представитель органа, проводящего изъятие.

Хотя в проекте и не указано должностное лицо, ответственное за снятие копии изымаемого документа, думается, что таковым будет являться лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Это может быть и главный бухгалтер, и представитель лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на основании договора, и сам руководитель экономического субъекта.

Согласно проекту, бухгалтерская отчетность, которая составляется на основании первичных учетных документов, считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта. Стоит отметить, что в проекте особо отмечено, что в отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Доступ к ней должно иметь любое заинтересованное лицо.

Это, пожалуй, основные моменты, касающиеся практической стороны вопроса ведения бухгалтерского учета экономического субъекта. Почти половина статей рассматриваемого проекта касается теоретических вопросов регулирования бухгалтерского учета, которые призваны, скорее, оказать содействие в принятии других нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, нежели быть применимыми в повседневной деятельности экономических субъектов.

В соответствии с законодательством, все предприниматели и юрлица обязаны заниматься ведением бухучета. Делать они это должны с момента регистрации до момента ликвидации. О том, как осуществляется ведение бухгалтерского учета ООО читайте в следующей статье.

Закон о бухучете

В соответствии с Законом о бухучете, для ООО предусмотрены следующие правила ведения учета:

  1. Управляющий ООО должен разработать учетную политику – внутренний документ, в соответствии с которым будет вестись налоговый и бухгалтерский учет.
  2. Каждая совершенная операция должна быть удостоверена соответствующим документом. Документы должны содержать в себе обязательные реквизиты. Без них они являются недействительными.
  3. Информация, отраженная в первичной учетной документации, является основой для формирования учетных регистров бухучета.
  4. Обязательства и активы компании должны периодически инвентаризироваться. Процедура инвентаризации подразумевает сравнение фактического наличия ценностей и обязательств с данными регистров.
  5. На основании данных регистров формируется бух.отчетность.
  6. Директор ООО должен организовать эффективный контроль за осуществлением операций.

Сложно ли вести бухучет

Сложность ведения бухучета в ООО будет зависеть от ряда факторов:

  1. Выбранный режим обложения налогами.
  2. Признается ли фирма субъектом малого предпринимательства.
  3. Есть ли в фирме штат наемных сотрудников.
  4. Объем осуществляемых хоз. операций.
  5. Число направлений деятельности, которыми занимается организация.

Примерный план корректного ведения бухучета ООО

Для организации корректного ведения бухгалтерского учета организации следует придерживаться следующего плана:

  1. Выбор оптимального режима обложения налогами. От выбора будет зависеть налоговая нагрузка, ведь каждый из существующих режимов обладает своими нюансами, достоинствами и недостатками.
  2. Тщательное изучение нюансов налогового и бухгалтерского учета в компании. На основании требований законодательства нужно разработать план счетов.
  3. Найти работника, который будет заниматься ведением бухучета в ООО.
  4. Разработать учетную политику, учитывая требования, установленные в ПБУ/2008.

Бухучет в коммерческих компаниях

Организацией ведения бухучета, а также хранения бух.документации должен заниматься управляющий компании. Также, он должен решить, кто будет являться ответственным лицом за ведение учета. Итак, бухгалтерский учет в организации может вести:

  • Главбух;
  • Другое должностное лицо компании;
  • Специализированная фирма;
  • Лицо, не являющееся сотрудником компании, но занимающееся ведением бухучета по специальному контракту.

В случае если фирма признается субъектом малого или среднего предпринимательства, заниматься ведением бухгалтерского учета в коммерческой организации может директор.

Документация ООО

На практике часто встречаются ситуации, в которых могут понадобиться определенные документы. Перечислить все эти документы невозможно. Главными из них являются:

  • Учетная политика;
  • План бухсчетов;
  • Бух.регистры (различные журналы, карточки, ведомости и прочие);
  • Бух.отчеты (балансы и прочие);
  • Первичная документация и их утвержденные бланки.

Список, приведенный выше, является неполным, так как этих документов очень много. Главной задачей является упорядочивание документации, и хранение ее на протяжении установленного законодательством периода времени.

Новый закон «О бухгалтерском учете»: обязанность ведения учета и его организация

В данной статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) продолжает знакомить читателей с положениями нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Анализируются предписания Закона относительно определения круга экономических субъектов, на которых возлагается обязанность ведения финансового учета в соответствии с действующим законодательством. Рассматривается содержание обязанностей руководителей предприятий по организации ведения бухгалтерского учета.

Обязанность ведения бухгалтерского учета

Специальная статья 6 «Обязанность ведения бухгалтерского учета» нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон 2011 года) посвящена определению круга лиц, которые обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с предписаниями действующего в России законодательства. Положения данной статьи дополняют содержание статьи 2 Закона 2011 года и существенно изменяют порядок определения лиц, обязанных вести бухгалтерский учет, определявшийся статьей 4 «Сфера действия настоящего Федерального закона» Закона 1996 года.

Пункт 1 статьи 6 Закона 2011 года гласит:

«экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона 2011 года, под экономическими субъектами для целей применения норм Закона понимаются следующие лица:

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

При этом текст рассматриваемой нормы указывает на то, что исключения из определяемого ей правила может определять только Федеральный закон «О бухгалтерском учете», и никакой иной нормативно-правовой акт. Это следует из формулировки: «если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

Исключения из правил

Далее пункт 2 статьи 6 Закона 2011 года определяет закрытый (!) перечень лиц, которые «могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом». Здесь также необходимо обратить внимание на формулировку нормы Закона. Речь, как мы видим, идет о возможности не вести учет именно в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», то есть не вести внешний финансовый (официальный) бухгалтерский учет. Эта норма, таким образом, не имеет, например, отношения к обязанности ведения организацией бухгалтерского налогового учета.

Итак, согласно пункту 2 статьи 6 Закона 2011 года,

«бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством».

Ранее пунктом 1 статьи 4 Закона 1996 года устанавливалось, что все положения закона распространяются «также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации». Теперь, независимо от наличия таких международных договоров, ведение налогового учета доходов и расходов в установленном российским законодательством порядке освобождает «находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства» от ведения финансового учета по российским правилам.

Финансовый учет и упрощенная система налогообложения

Вместе с тем, новации в области регулирования обязанности ведения бухгалтерского финансового учета состоят отнюдь не только в «послаблениях» отдельным категориям участников экономической деятельности. Новый российский закон «О бухгалтерском учете» лишается положения, согласно которому бухгалтерский финансовый учет могли не вести организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Напомним, что согласно пункту 3 статьи 4 Закона 1996 года, организации, «перешедшие на упрощенную систему налогообложения», освобождались «от обязанности ведения бухгалтерского учета». Такие организации должны были лишь вести «учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете». В Законе 2011 года это положение отсутствует. Из этого можно сделать вывод о том, что переход организации на упрощенную систему налогообложения не означает теперь освобождения от обязанности ведения организацией финансового учета.

Нет теперь такой возможности и для организаций, получивших «статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ Об инновационном центре „Сколково»».

Однако это не означает, что Закон 2011 года устанавливает обязанность по ведению финансового учета в одинаковом объеме для всех юридических лиц независимо от масштабов их деятельности.

Фактически в соответствии с МСФО, содержащими специальные стандарты, определяющие порядок ведения бухгалтерского финансового учета субъектами малого и среднего бизнеса, Закон 2011 года в статье 20 «Принципы регулирования бухгалтерского учета» в числе принципов, в соответствии с которыми должно осуществляться регулирование практики бухгалтерского учета в России, называет принцип «упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций».

Именно согласно этому принципу регулирования учетной практики пункт 4 статьи 6 Закона 2011 года устанавливает, что «организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства».

Требование непрерывности

Общим для всех организаций, обязанных в соответствии с Законом 2011 года вести бухгалтерский финансовый учет, является требование пункта 3 статьи 6, согласно которому: «бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации».

Эта норма Закона 2011 года воспроизводит содержание одного из «основных требований к ведению бухгалтерского учета», определявшегося пунктом 3 статьи 8 Закона 1996 года, согласно которому бухгалтерский учет должен вестись «организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Таким образом, пункт 3 статьи 6 Закона 2011 года не содержит в себе никаких новаций.

Обязанности руководителя

Обращаясь к предписаниям статьи 7 Закона 2011 года, мы от рассмотрения обязанностей юридических лиц переходим к рассмотрению обязанностей лиц частных, а именно — руководителей, ведущих бухгалтерский учет организаций, их главных бухгалтеров и иных работников.

Статья 7 Закона 2011 года носит название «Организация ведения бухгалтерского учета». Аналогичную статью содержал и Закон 1996 года, это статья 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях».

Название статьи и место ее в структуре норм федерального закона «О бухгалтерском учете» остались практически неизменными, а вот содержание претерпело существенные изменения.

Пунктом 1 статьи 6 Закона 1996 года устанавливалось следующее: «ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций».

Следует отметить, что такая формулировка выглядела несколько странной. Прежде всего, прочтение данной нормы Закона не давало ответа на вопрос о том, о какой ответственности идет речь в данном случае. Так как речь идет о норме закона «О бухгалтерском учете», можно предположить, что здесь имеется в виду ответственность, определяемая статьей 18 Закона 1996 года «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете». Напомним, что согласно статье 18 Закона 1996 года, «руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Однако статья 18 Закона 1996 года совершено справедливо определяла ответственность не именно руководителей организаций, но «руководителей организаций и других лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета».

Вместе с тем, пункт 1 статьи 6 Закона, обратим внимание, говорит не об ответственности «за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете», а об ответственности за «соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций». Из такой формулировки текста закона можно было сделать вывод о том, что такого рода ответственность здесь несет только и именно руководитель организации, что, конечно представляет собой абсолютную нелепость. Соблюдать законодательство «при выполнении хозяйственных операций» должны все работники организаций и любой работник организации, нарушивший закон, должен нести ответственность в соответствии с действующим законодательством. Это простое утверждение основывается на содержании пункта 2 статьи 15 Конституции РФ, согласно которому «граждане… обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Любопытно, что к данной норме Конституции РФ нам необходимо будет вернуться чуть позднее при обсуждении предписаний Закона 2011 года относительно прав и обязанностей главного бухгалтера организации.

В отличие от процитированных нами предписаний Закона 1996 года, пункт 1 статьи 7 Закона 2011 года гласит следующее:

«ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта».

По указанным выше причинам, это, безусловно, более корректная по сравнению с положениями Закона 1996 года, формулировка.

Пункт 2 статьи 7 Закона 2011 года специально оговаривает обязанности индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, для случаев, когда они, не воспользовавшись возможностью не вести бухгалтерский финансовый учет, которую им предоставляет пункт 2 статьи 6 Закона 2011 года, будут его вести. Законом устанавливается, что

«в случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта».

Пунктом 2 статьи 6 Закона устанавливалось, что «руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично».

При этом никаких критериев такого «объема учетной работы» Закон не устанавливал. Конечно, практика, всегда делающая необходимым выполнения требования рациональности, естественным образом регулировала вопрос выбора варианта организации ведения учета в конкретных организациях, однако формально Закон таких ограничений не устанавливал.

Пункт 3 статьи 7 Закона 2011 года меняет это положение дел. Согласно данной статье Закона 2011 года:

«руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя».

Таким образом, возможность ведения бухгалтерского учета самостоятельно руководителем организации сохраняется исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

В настоящее время понятия субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения экономических субъектов к малому и среднему предпринимательству определяет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, в частности, его статья 4 «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно данному закону, «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий),… соответствующие следующим условиям:

1)… суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно пункту 2 статьи 4 «Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» такие «предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов» должны устанавливаться Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет «с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно пункту 5 статьи 4 данного закона, «вновь созданные организации… в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают» указанные выше «предельные значения».

Согласно пункту 6 статьи 4 этого закона, «средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия».

Пунктами 7 и 8 статьи 4 данного закона определяется, что «выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации «, а «балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете».

Кредитные организации и иные субъекты, не относящиеся к малому и среднему предпринимательству

Заканчивая обзор положения статьи 7 Закона 2011 года в части определяемых ею обязанностей руководителя в части организации системы бухгалтерского учета, следует отметить, что для кредитных организаций Закон определяет обязательность наличия должности главного бухгалтера.

Что же касается экономических субъектов, не являющихся кредитными организациями и не относящихся при этом к субъектам малого и среднего предпринимательства, то здесь обязанность руководителя состоит в том, чтобы «возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета», который на практике, как правило, называют «договором аутсорсинга».

* * *

В следующей статье мы рассмотрим положения Закона 2011 года, определяющие права и обязанности главного бухгалтера организации.