Кто такой инвестор в строительстве?

Когда вы хотите что то построить,
но не знаете, кто сможет построить, — это проблема.

Существует два совершенно различных способа осуществлять строительство, проводить реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнять инженерные изыскания, заниматься подготовкой проектной документации, необходимой для организации строительства, реконструкции, капитального ремонта. Один из них использует только понятие «заказчик» —уполномоченное инвесторами физическое или юридическое лицо, которое осуществляет реализацию инвестиционных проектов, согласно ФЗ № 39.

Другой способ заключается в привлечении к проекту в качестве заказчика-застройщика специализированной компании, в штате которой имеются сотрудники, обладающие необходимыми специальностями, навыками и знаниями (сотрудники службы технического надзора, сметного планирования). В этой публикации мы рассмотрим второй вариант организации строительного производства и определим функции заказчика—застройщика в проекте.

Что может застройщик, не имеющий запатентовав проектных решений? Ровным счетом ничего, кроме того, чтобы самостоятельно выработать какие-то решения, касающиеся организационных и контрольных функций, которые примет к сведению организация, своими силами осуществляющая строительство.

  • В РФ непосредственная координация строительства объекта, в которую включено получение разрешение на строительство регламентируется Градостроительным кодексом РФ (статья 47 п.3, статья 48 п.5, статья 51 п.1 и статья 52 п.3). Застройщик не имеющий допусков СРО не может осуществлять функции заказчика—застройщика в рамках строительной деятельности.

Однако он может строить что хочет, используя силы генподрядчика, за счет своих средств или средств инвестора, если имеет на руках правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, а также иные документы, предусмотренные в статье 51 п.7 Градостроительного кодекса РФ.

Что может заказчик? Осуществлять строительство. Путем грамотной организации строительного производства, заключая договора генерального подряда или договора подряда на отдельные виды работ, проводить технический надзор, участвовать при вводе объекта строительства в эксплуатацию, передавать его инвестору. Совершенно понятно, что заказчик участвует в организационном сопровождении и юридическом оформлении процесса возведения объекта капитального строительства. Поэтому он тоже может получать разрешения на строительство в уполномоченных органах, подбирать исполнителей проекта и даже исполнять функции заказчика—застройщика в пределах своих полномочий.

И вот мы подошли к главному вопросу темы, какие функции заказчика—застройщика являются непосредственными, и какими законодательными документами они регулируются? В п.3 ст.52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, назван застройщик или заказчик. Функции заказчика—застройщика несколько иные и предусматривают в проекте третьего участника — инвестора, перед которым отвечает:

  • За целевое использование денежных средств,
  • За качественное выполнение строительно-монтажных и прочих работ,
  • За юридическое оформление договора или договоров,
  • За точное соответствие выполняемых при строительстве объекта работ проекту,
  • За соблюдение сроков ввода объекта в эксплуатацию

Помимо материальной ответственности в функции заказчика—застройщика включены дополнительные объемы ответственности, регламентируемые законодательной базой России. Если заказчик—застройщик заключает договор генерального подряда на строительство объекта с генподрядной организацией или берет на себя функции, свойственные генподрядной организации (содержание строительной площадки, снабжение, координация выполнения строительных работ на объекте), у него должны быть правоустанавливающие документы и официальное удостоверение в том, что, осуществляя строительные работы своими силами, компания обладает соответствующим разрешением на строительство, допусками СРО, лицензиями.

Если заказчик—застройщик организует строительство без соответствующего разрешения, местные органы Ростехнадзора могут оштрафовать его или приостановить его деятельность. Изучая функции заказчика—застройщика в проекте необходимо также опираться на положения Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), статьи 740, 743, 746 Гражданского кодекса РФ.

Подробное руководство с описанием деятельности заказчика—застройщика можно получить у менеджеров компании по телефону 209-09-40. Обращайтесь!

Строительство (в широком смысле) включает деятельность следующих субъектов.

  • Инвесторы (в том числе девелоперы и дольщики) — лица, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств.
  • Застройщики — физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
  • Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
    Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом.
  • Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту.
  • Саморегулируемые организации изыскателей, проектировщиков и строителей.
  • Профессиональные научные и творческие организации, а также международные организации (ФИДИК).
  • Государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления является специфическим субъектом строительной деятельности. Оно осуществляет техническое регулирование и государственный строительный надзор, а также градостроительное регулирование — подготовку и утверждение документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории.

В самом простом случае инвестор, застройщик, заказчик и собственник объекта капитального строительства совпадают в одном лице.

инвестиционный проект в строительстве — совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и охватывающих предынвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации, в соответствии с СНБ 1.02.03-97 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений»;

инженерная организация, осуществляющая комплексное управление инвестиционным проектом в строительстве, — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком по договору об оказании инженерных услуг в порядке, установленном законодательством, для выполнения части функций заказчика по реализации инвестиционного проекта, в том числе по контролю и техническому надзору за строительством, а также для оказания услуг по инженерно-техническому сопровождению инвестиционного проекта и принятия от его имени решений о взаимоотношениях с подрядчиком.

(положение о порядке деятельности инженерной организации, осуществляющей комплексное управление инвестиционным проектом в строительств, утвержденное постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.02.2005 №2)

инженер (инженерная организация) — физическое или юридическое лицо, привлекаемое заказчиком по договору об оказании инженерных услуг в порядке, установленном законодательством, для выполнения части функций заказчика по реализации инвестиционного проекта, в том числе по контролю и техническому надзору за строительством, а также для оказания услуг по инженерно-техническому сопровождению инвестиционного проекта и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком;

инженерно-техническое сопровождение инвестиционного проекта — комплекс инженерных, технических, консультационных, научных и экономических мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования инвестиций и достижение установленных результатов инвестиционной деятельности;

инженерные услуги — услуги по инженерно-техническому сопровождению инвестиционного проекта, оказываемые на различных стадиях его реализации.

(инструкция о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденная Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 08.12.2004 N 27)

заказчик в строительной деятельности (далее — заказчик) — инвестор или уполномоченное им лицо, привлекающие подрядчика в строительной деятельности для реализации инвестиционного проекта и (или) выполнения других работ в рамках строительной деятельности на основании заключенного договора;

застройщик в строительной деятельности (далее — застройщик) — инвестор или уполномоченное им лицо, выполняющие функции по реализации инвестиционного проекта до заключения договора с подрядчиком либо осуществляющие реализацию инвестиционного проекта собственными силами или его финансирование;

инженер (инженерная организация) — физическое или юридическое лицо, привлекаемое заказчиком по договору об оказании инженерных услуг в порядке, установленном законодательством, для выполнения части функций заказчика по реализации инвестиционного проекта, в том числе по контролю и техническому надзору за строительством, а также для оказания услуг по инженерно-техническому сопровождению инвестиционного проекта и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком;

подрядчик в строительной деятельности (далее — подрядчик) — физическое или юридическое лицо, имеющее право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) заключившее договор с заказчиком, застройщиком в целях осуществления этой деятельности;

строительная деятельность (строительство) — деятельность по подготовке разрешительной и проектной документации на строительство, выполнению строительных работ, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт, снос зданий и сооружений, монтаж и демонтаж зданий и конструкций, а также сооружение сборных элементов на строительной площадке, за исключением деятельности, осуществляемой в военных целях;

строительный проект — система взаимоувязанных проектных документов, разработанных на основе градостроительного и архитектурного проектов и обеспечивающих непосредственную реализацию инвестиций в строительство;

территория в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — территория) — ограниченное пространство, обладающее одним или несколькими элементами среды обитания и предназначенное для осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

(Закон Республики Беларусь 5 июля 2004 г. n 300-з «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)

инвестор — лицо, принимающее решения по инвестиционной деятельности и осуществляющее инвестиции (вложение средств) в строительство;

застройщик — инвестор или уполномоченное им лицо, выполняющее функции по реализации инвестиционного проекта до заключения договора с подрядчиком либо осуществляющее реализацию инвестиционного проекта собственными силами или его финансирование;

заказчик — инвестор или уполномоченное им лицо, привлекающее подрядчика в строительной деятельности для реализации инвестиционного проекта и (или) выполнения других работ в рамках строительной деятельности на основании заключенного договора;

подрядчик — физическое или юридическое лицо, имеющее право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) заключившее договор с заказчиком, застройщиком в целях осуществления этой деятельности;

генеральный подрядчик — подрядчик, привлекающий для выполнения отдельных своих обязательств других лиц по договорам субподряда и имеющий соответствующее специальное разрешение (лицензию);

субподрядчик — лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор субподряда на выполнение отдельных видов работ и имеющее при необходимости специальное разрешение (лицензию) на выполнение этих работ;

инженерная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком по договору об оказании инженерных услуг для выполнения части функций заказчика по реализации инвестиционного проекта;

объект строительства — здание, сооружение или инженерная система, на строительство (реконструкцию, реставрацию, благоустройство, ремонт) которых разрабатывается проектная или иная документация, необходимая для выполнения предмета заказа;

вид строительных работ — совокупность трудовых процессов, направленных на создание отдельных элементов строящегося объекта;

этап (комплекс) работ — совокупность технологически связанных между собой видов строительных работ, образующих законченный элемент строящегося объекта, определенный сторонами в договоре подряда;

(гл. 1, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 N 224 (ред. от 17.10.2009) «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. N 676» (вместе с «Положением о едином государственном заказчике по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой», «Положением о Межведомственной комиссии по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь»))

Как оформить передачу затрат по незавершенному строительству и дебиторской задолженности между казенными учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. А. Семенюк и В. В. Пименов.

Рассмотрим следующую ситуацию. Казенное учреждение планирует передать в рамках бюджетной деятельности затраты по незавершенному строительству и дебиторскую задолженность другому государственному заказчику (казенному учреждению), подведомственному тому же главному распорядителю, что и передающее учреждение. В учете передающей стороны затраты были распределены на счета 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства» и 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Какими бухгалтерскими проводками оформить передачу затрат, какие должны быть оформлены первичные документы?

В рассматриваемой ситуации конкретный порядок передачи дебиторской задолженности и затрат (в том числе порядок документального оформления таких операций) между бюджетными учреждениями может быть определен главным распорядителем бюджетных средств.

Перед передачей активов в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания), может быть проведена инвентаризация.

Так, например, по незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п. При этом проверяется: не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтироваться; состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов (п. 3.32 Методических указаний).

Независимо от проведения инвентаризации передача учетных данных по нефинансовым активам, дебиторской задолженности может быть оформлена актами, разработанными учреждением самостоятельно с включением в них всех обязательных реквизитов, которые предусмотрены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н).

В частности, могут быть использованы следующие формы:

  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма 0504087);
  • Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0504089).

Кроме того, Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение № 5 к Приказу № 173н) при оформлении расчетов, возникающих по операциям приема-передачи имущества и (или) обязательств между учреждениями и созданными ими обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета, в том числе при реорганизации, предусмотрено оформление Извещения (форма 0504805), которое формируется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждого учреждения, участвующего в приеме-передаче имущества и (или) обязательства.

Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктом 276 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждениями (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предусмотрен счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты».

Таким образом, расчеты по передаче в рамках бюджетной деятельности имущества и дебиторской задолженности (относящейся к финансовым активам) между получателями бюджетных средств, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств, следует отражать бухгалтерскими записями в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н) с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» в разрезе кодов КОСГУ.

Учитывая вышеизложенное, операции по передаче нефинансовых и финансовых активов в рассматриваемой ситуации отражаются в учете передающей стороны следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КРБ 1 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
Кредит КРБ 1 106 11 410
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
— переданы вложения в основные средства;

Дебет КРБ 1 304 04 0001
«Внутриведомственные расчеты»
Кредит КРБ 1 206 00 0002
«Расчеты по выданным авансам»
— передана дебиторская задолженность по выданным авансам.

Соответственно принимающая сторона должна отразить в бухгалтерском учете в установленном порядке следующие записи:

Дебет КРБ 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
— приняты к учету вложения в основные средства;

Дебет КРБ 1 206 00 000
«Расчеты по выданным авансам»
Кредит КРБ 1 304 04 000
«Внутриведомственные расчеты»
— принята дебиторская задолженность по выданным авансам.

Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 4 апрель 2011 года

1Вместо нулей в 24 — 26 разрядах счета проставляется соответствующий код аналитического учета по КОСГУ.

2Вместо нулей в 22 разряде счета проставляется соответствующий код группы синтетического счета, в 23 разряде — код вида синтетического счета, в 24 — 26 разрядах — код аналитического учета по КОСГУ.

3.1. Основные схемы в строительстве

Участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик. Определения этих участников мы привели в разделе 1.3. Чтобы правильно отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции всех участников строительного процесса и не ошибиться с их налоговыми последствиями, надо определить функции участников и схему, по которой реализуется инвестиционный проект. Это можно сделать только при помощи анализа заключенных договоров (контрактов) в каждом конкретном случае.

Приведем основные схемы в строительстве. Инвестор, заказчик и подрядчик являются самостоятельными юридическими лицами (схема 1). Инвестор – самостоятельная организация, а функции заказчика-застройщика и генподрядчика совмещены в одном юридическом лице (схема 2). Функции инвестора и заказчика-застройщика соединены в одном юридическом лице, подрядчик – самостоятельная организация (схема 3). Функции инвестора и подрядчика соединены в одном юридическом лице, заказчик-застройщик – самостоятельная организация (схема 4). Инвестор, заказчик и подрядчик представляют одно юридическое лицо (схема 5).

На практике схемы, при которых реализуется инвестиционный контракт, весьма разнообразны. Органы власти в них играют весомую роль. Они могут быть как с представлением целевого финансирования, так и без него (схемы 6, 7). К схемам 5 и 6 могут быть применены и схемы по совмещению (схемы 2–5).

При осуществлении капитального строительства или реконструкции объектов для федеральных нужд, а также для нужд субъектов РФ ответственность за реализацию государственного или городского заказа (целевой программы) несет так называемый государственный заказчик. Под государственным заказчиком понимается орган (организация), наделенный определенными правами по реализации целевой программы и уполномоченный осуществлять ряд функций.

Схема 1. Инвестор, заказчик и подрядчик являются самостоятельными юридическими лицами

Схема 2. Инвестор – самостоятельная организация, а функции заказчика-застройщика и генподрядчика совмещены в одном юридическом лице

Схема 3. Функции инвестора и заказчика-застройщика соединены в одном юридическом лице, подрядчик – самостоятельная организация

Схема 4. Функции инвестора и подрядчика соединены в одном юридическом лице, заказчик-застройщик – самостоятельная организация

Схема 5. Инвестор, заказчик и подрядчик представляют одно юридическое лицо

Схема 6. Реализация инвестиционного проекта при участии органов власти с предоставлением целевого финансирования

Схема 7. Реализация инвестиционного проекта при участии органов власти без предоставления целевого финансирования

Если государственный заказчик не является инвестором, то между ним и инвестором заключается инвестиционный договор (контракт).

В качестве государственного заказчика при реализации федеральных программ могут выступать соответствующие министерства (например, Министерство транспорта РФ, Министерство культуры РФ и т. п.).

При реализации программы кап. строительства на территории Москвы за счет средств бюджета города Москвы в качестве государственного заказчика может выступать орган городской администрации, уполномоченный Правительством Москвы. Эту функцию могут выполнять также государственные унитарные предприятия города и государственные учреждения, которым Правительством Москвы предоставлены финансовые ресурсы на соответствующие цели в пределах средств, предусмотренных в бюджете города и в соответствующей программе.

Как правило, государственный заказчик, наделенный определенными функциями, сам не несет все возложенные на него полномочия. Часть своих функций он передает заказчику-застройщику, который привлекается на конкурсной основе.

Для реализации целевой программы государственный заказчик привлекает специализированную организацию. Она и является заказчиком-застройщиком и в свою очередь заключает договоры с подрядными строительными организациями. По отношению к подрядным организациям заказчик-застройщик является заказчиком, а может одновременно выступать и генподрядчиком (схема 6).

Передача функций государственного заказчика оформляется договором. В числе переданных функций могут быть: распоряжение финансовыми ресурсами; разработка заданий и подготовка исходных данных для разработки проектной документации; проведение конкурсов и заключение от имени государственного заказчика государственных контрактов (договоров) с подрядными организациями.

На практике встречаются и иные варианты реализации инвестиционных контрактов, в них также задействованы органы власти. Только прямого финансирования инвестиционных контрактов они не осуществляют, хотя и являются непосредственными их участниками. Как правило, их роль сводится к передаче земельного участка, на котором ведется строительство, а также предоставления права застройки (реконструкции) и оказания содействия в подключении к муниципальным инженерным сетям и пр. (схема 7).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru