Кто такие субъекты малого предпринимательства?

Определение малого предпринимательства — что это и кто к нему относится

Малое предпринимательство в РФ — это любое хозяйство, общество или партнерство, внесенное в реестр. Чтобы иметь право называться малым предприятием, субъект должен соответствовать критериям.

Что такое малое предпринимательство

Согласно Конституции РФ и ГК, любой гражданин имеет право на открытие ИП и организацию предприятия. Малый бизнес в России поддерживается на правительственном уровне и получает немалые льготы.

Малое и среднее предпринимательство — это коммерческая деятельность, характеризующаяся установленными критериями. К ним относится годовой доход, численность работников, доля в уставном капитале и т. д.

Малые предприятия считаются важным и наиболее гибким элементом рыночной структуры. Их деятельность направлена на выявление потребностей потребителей в товарах и услугах и их удовлетворении.

Важно! Малый и средний бизнес — важный фактор в стимуляции конкуренции. Чтобы завоевать клиентуру, предприятиям приходится соперничать между собой, благодаря чему выделяются наиболее жизнеспособные субъекты в рамках рыночной экономики.

Субъекты малого бизнеса

Если говорить кратко, субъект малого предпринимательства — это организации, индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует общегосударственным критериям малого бизнеса. Они являются носителями хозяйственных прав и обязанностей, обладают имуществом и наделены компетенциями.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства, определяет ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. К этой категории причисляют:

  • хозяйственные общества, партнерства или товарищества;
  • потребительские и производственные кооперативы;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.

Стать СМП могут граждане РФ или иностранных государств (физические лица — ИП и ПБОЮЛ, т. е. предприниматель без образования юридического лица), партнерства и коллективы предпринимателей (юридические лица).

С 2016 года запущен единый государственный реестр, в который вносят сведения обо всех средних и малых предприятиях, зарегистрированных на территории РФ. В нем хранится и является общедоступной такая информация о СМП:

  • наименование;
  • ИНН и место нахождения;
  • категория;
  • коды деятельности;
  • лицензия.

Дополнительно вносятся сведения о подписании контрактов, участии в государственных партнерских программах, производимых товарах. Чтобы подтвердить свой статус, предпринимателю достаточно взять выписку из реестра в налоговой службе. Документ действителен для предъявления деловым партнерам и заключения сделок.

Важно! После получения официального статуса СМП организация может претендовать на участие в программе господдержки. Ранее для этого требовалось предоставить финансовую отчетность за год и другие документы. В 2020 году это не требуется.

Его объекты

Объекты малого бизнеса — деятельность, которую осуществляют малые предприятия. К ним относятся:

  • предоставление услуг по разработкам инноваций, техническим исследованиям;
  • посредническая торговая деятельность;
  • оказание бытовых услуг;
  • производство товаров.

Согласно учебникам по экономике, объектами бизнеса называют все, что предлагают на рынке (товары, услуги) с целью удовлетворения потребностей и желаний клиента.

Критерии малого предпринимателя

В последние годы в закон № 209-ФЗ были внесены правки, позволившие пересмотреть определение и понятие малого предприятия и ставшие основой для того, что большее количество организаций и ИП вошло в число СМП.

Критерии были установлены для разных категорий предприятий малого бизнеса:

  • Микропредприятие. Годовая выручка составляет 120 млн рублей, численность работников — не более 15 человек.
  • Малое предприятие. Имеет право получать годовую выручку в размере до 800 млн рублей. В персонал входит не более 100 человек.
  • Среднее предприятие. Годовая выручка составляет до 2 млрд рублей, работает до 250 человек. До 1000 работников имеют право нанимать хозяйственные партнерства согласно утвержденному Минпромторгом списку предприятий легкой промышленности.

Если на предпринимателя не работают иные лица, отнесение к одной из перечисленных категорий осуществляется по размеру выручки.

В 2020 году доля в уставном капитале предприятия других коммерческих организаций может составлять 49% вместо бывших ранее 25%.

Какие существуют ограничения

Владельцами малого бизнеса не могут быть служащие суда, правоохранительных и государственных органов, военные. Однако эти лица могут быть владельцами акций предприятия и получать от них дивиденды. Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью гражданам, имеющим судимость за кражу, взяточничество и коммерческие преступления.

Строгие ограничения накладываются на размер прибыли и численность сотрудников. Если критерии превышены, предприниматель может лишиться статуса. До 2016 года при превышении лимита по выручке или числу персонала малый бизнес и все индивидуальные предприниматели продолжали считаться таковыми еще 2 года. Если за это время владелец организации или ИП не подал заявление о присвоении нового статуса (например, среднего предприятия), он лишался и предыдущего. К 2017 году лимит продлен еще на 1 год.

До установления новых критериев по прибыли мелкие предприниматели именовались таковыми, если СМП получал в год не более 400 млн руб. При потере статуса МП в те годы бизнесмен сейчас может обратиться в налоговую для его возвращения, если годовая прибыль организации не превышает 800 млн руб.

Важно! Соблюдайте предписанные ограничения. Осторожность при оформлении документов убережет от потери статуса.

Преимущества и недостатки мелкого предпринимательства

Государство создает для среднего и малого бизнеса льготные условия для развития. После внесения в реестр предприятия получают немалые преимущества:

  • Льготы по налогам. Разнообразие систем налогообложения позволяет максимально снизить суммы выплат. При совмещении налоговых режимов ставка еще больше снижается. Кроме того, региональные власти также вправе уменьшать размер налогов, чем пользуются предприниматели. С 2015 по 2020 годы действует программа по предоставлению налоговых каникул, позволяющих не вносить выплаты в ФНС в течение первых 2 лет работы.
  • Финансовые преимущества. Государство предоставляет малому бизнесу субсидии, гранты, снижение процентов по кредитам.
  • Административные льготы. По сравнению с крупными предприятиями маленькие получают послабления в форме упрощенного бухучета, ограниченного числа проверок, возможности брать сотрудников на работу по срочному договору.

Если малое предприятие оформляет кредит, поручителями выступают государственные организации.

Кроме льготных условий, малый бизнес имеет и другие плюсы:

  • малый стартовый капитал;
  • простота контроля;
  • быстрота принятия решения на уровне руководства, поскольку отсутствует совет директоров;
  • лояльное отношение общественности;
  • высокое качество сервиса по сравнению с обширными корпорациями;
  • гибкость;
  • владельцем чаще является одно лицо.

Однако у малого бизнеса есть и ряд недостатков, которые организаторам придется учитывать:

  • мало средств для развития;
  • жесткая конкуренция со стороны крупных фирм;
  • необходимость регистрации;
  • сложности, которые испытывают предприниматели во время экономического кризиса;
  • угроза поглощения большими компаниями;
  • трудности при получении кредита (несмотря на государственную поддержку, банки предпочитают иметь дело с крупными фирмами).

Несмотря на минусы, малый и средний бизнес — это выгодная возможность развития предпринимательской деятельности. Сколько бы ни говорили о трудностях, которые поджидают в этой области, грамотное умение воспользоваться льготами и вести налоговый учет позволяют получать ощутимую прибыль.

Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства

Юлия Голанцева, консультант АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» №3, 2009

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Небольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных реагируют на любые изменения экономической ситуации. С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ (далее — Закон № 88-ФЗ) с нового года утратил силу.

Закон № 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Также этим Законом введены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия.

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).

Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ меры.

Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных выше льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос выполняет ваша фирма эти условия или нет лучше всего сможет ответить бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности своей компании.

Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства

Хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и среднему бизнесу – это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Для юридических лиц, установлен отдельный критерий отнесения к малому и среднему бизнесу – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия — от 16 до 100 человек, для микропредприятия — до 15 человек включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки — малому, категория будет установлена по численности работников.

Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

С 1 января 2010 года вступит в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет на малом предприятии.

Обязанность вести бухгалтерский учет установлена Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года (далее – Закон № 129-ФЗ) только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона). Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее — Рекомендации). Этот документ был разработан задолго до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру — специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой малого предприятия.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Пунктом 6 Рекомендаций малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
  • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально — ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно — материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально — ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Простая форма бухгалтерского учета

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее — Книга).

Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом, требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8 (форма также утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

Книга может вестись в виде ведомости. Открывать ее можно на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

По окончании месяца подсчитываются итоговые обороты по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово — хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены все тем же Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2;
  • ведомость учета затрат на производство — форма № В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;
  • ведомость учета реализации — форма № В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;
  • ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;
  • ведомость (шахматная) — форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово — хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях — наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов — красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

План счетов на малых предприятиях

На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Рекомендации. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов, малые предприятия чаще всего не используют счета для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах ( счета 09, 77).

Материальные счета на малых предприятия представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет денежных средств согласно плану счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют.

Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Нужно ли вести бухгалтерский учет малым предприятиям, применяющим УСН

Пунктом 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Но в реальности это освобождение от ведения бухгалтерского учета по сути является формальным.

Во-первых, бухучет необходимо вести с целью контроля финансового положения вашей фирмы и для того, чтоб можно было ценить результаты ее деятельности.

Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость вести бухучет в силу законодательства.

К примеру, бухучет должны вести акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Это следует Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ).

Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 № 319-О установил отсутствие противоречия между нормами Законов №№ 129-ФЗ и 208-ФЗ.

Он указал, что, несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.

То есть, Конституционный Суд РФ своим Определением подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.

До появления этого Определения некоторые федеральные арбитражные суды придерживались противоположной точки зрения. Они считали, что организации, применяющие УСН, не должны вести бухгалтерский учет, даже если такая необходимость предусмотрена законом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 № Ф04-9833/2005(18956-А03-8)).

Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть также в следующих случаях:

Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Закон № 209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Организации — субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.

При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 67н).

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом № 129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639@).

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

К такому же выводу пришли ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.12.2007 № А44-1375/2007.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Обратите внимание. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации.

На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В пункте 1 Приказа Росстата от 12.08 2008 № 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Таким образом, данное требование неправомерно.

Отчетность малых предприятий по УСН

Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода.

Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками — индивидуальными предпринимателями – по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц.

В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики — индивидуальные предприниматели — по месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

Отчетность малых предприятий по ЕНВД

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.

Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый орган по месту жительства «нулевые» декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 № 21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам.

В Письме от 12.10.2006 № 03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать «нулевые» декларации по налогам (на имущество, НДС и др.).

Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н.

Статистическая отчетность малых предприятий

Не зависимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

— № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;

— № МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия — владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;

— № 1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»;

— № 1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;

— № ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

— № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)».

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

Упрощение бухучета

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 18 ноября 2016 г.

Содержание журнала № 23 за 2016 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

В новый год — с новыми учетными правилами

В конце 2016 г. можно внести изменения в бухгалтерскую учетную политику, которые будут действовать с 2017 г. Малые предприятия, имеющие право на применение упрощенных методов учета, могут изменить учетную политику и облегчить себе жизнь. В частности, можно сократить рабочий план счетов бухучета.

Стратегия бухучета на 2017 г.

Право на упрощенное ведение бухучета имеют субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково»пп. 1—3 ч. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ). Но это правило не действует, в частности, в отношениич. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ:

  • организаций, чья бухотчетность подлежит обязательному аудиту (к примеру, акционерных обществп. 5 ст. 67.1 ГК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • жилищных (жилищно-строительных) и кредитных кооперативов;
  • микрофинансовых организаций;
  • коллегий адвокатов и адвокатских бюро;
  • юридических консультаций;
  • НКО — иностранных агентов.

Для тех, кто может применять упрощенные методы бухучета и отчетности, но еще не применяет их, наступило время задуматься: будут ли они оптимизировать бухучет в 2017 г. Для этого в конце 2016 г. надо внести изменения в учетную политику для целей бухучета. Действовать они начнут с начала следующего годач. 7 ст. 8 Закона № 402-ФЗ.

Внедрение упрощенных способов не должно сказаться на качестве вашей бухотчетностич. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ. То есть упрощение учета применяется в тех сферах или операциях, где нет существенности.

К примеру, малое предприятие производит дорогую мебель по индивидуальным заказам из ценных пород дерева. Эта деятельность предполагает наличие как складских остатков материалов, так и незавершенного производства. Причем позаказный метод учета предусматривает обособленное суммирование всех затрат, относящихся к производству конкретного изделия. Если упростить бухучет, исключив расчет себестоимости (в ходе избавления от учета остатков МПЗ), получится неверная картина о финансовом положении. В таком случае стоимость сырья, материалов и прочие затраты будут учитываться до того, как будет признана выручка от реализации.

К тому же это усложнит управленческий учет. Бухучет уже не поможет в деле обоснования ценообразования, а также определения рентабельности выпускаемой продукции и выполняемых работ. Так что подобное упрощение бухучета вряд ли устроит как руководителя, так и пользователей отчетности.

Также нужно учитывать связь бухгалтерского и налогового учета. Если организация платит налог на прибыль, то некоторые упрощения могут ей не подойти. К примеру, единовременное признание в бухучетных расходах стоимости приобретенных материалов лишь отдалит бухгалтерский учет от «прибыльного».

А вот тем, кто применяет упрощенную систему, имеет смысл по максимуму воспользоваться допустимыми бухучетными упрощениями. Это позволит сблизить бухгалтерский учет с налоговым.

Мы рассмотрим основные методы упрощения бухучета. В том числе и те, которые появились в середине 2016 г.Приказ Минфина от 16.05.2016 № 64н А вы сами решайте, что вашей организации подходит, а что — нет.

Отказ от двойной записи при простой системе

Отказ от двойной записи — это экстремальный способ упрощения бухучета. Самое главное преимущество простой системы — это возможность вести бухучет вообще без использования программы. В то же время двойная запись — это определенная гарантия правильности учета. Расхождения общих оборотов по дебету и кредиту всех применяемых счетов говорят об ошибке, к примеру не учтены какой-либо актив, обязательство или задолженность.

При простой системе бухучета проводок вообще не будет. А значит:

  • снижаются возможности для самопроверки;
  • сложнее будет составить бухгалтерский баланс — для этого потребуется полная инвентаризация активов и обязательств.

Именно поэтому отказаться от двойной записи могут только микропредприятия и некоммерческие организации, имеющие право на применение упрощенных способов бухучетап. 6.1 ПБУ 1/2008.

Двойная запись, но простая форма учета

Другой вариант упрощения бухучета — использование простой формы бухучета, которая предполагает отказ от различных регистров учета имущества (журналов, ордеров и др.). Все операции можно регистрировать только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1приложение 1 к Типовым рекомендациям, утв. Приказом Минфина от 21.12.98 № 64н (далее — Типовые рекомендации). Эта форма предполагает внесение записей по дебету и кредиту определенных видов активов, пассивов, обязательств и финансовых результатов. То есть простая форма бухгалтерского учета основана на двойной записип. 22 Типовых рекомендаций.

Наряду с книгой по форме К-1 малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8приложение 10 к Типовым рекомендациям.

По простой форме вести бухучет также могут микропредприятия и некоммерческие организации, имеющие право на применение упрощенных способов учета. И рекомендован он тем, ктопп. 21, 22 Типовых рекомендаций:

  • не производит продукцию, не выполняет работы с большими затратами материальных ресурсов;
  • совершает незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц).

Упрощенная форма бухучета

Упрощенный бухучет рекомендован малым предприятиям, у которыхп. 8 Типовых рекомендаций:

  • простой технологический процесс производства продукции, выполнения работ или оказания услуг;
  • незначительное количество хозяйственных операций (по мнению Минфина — не более ста операций в месяц).

Заключается она, прежде всего, в использовании сокращенного плана счетов и в упрощенном отражении операций на счетах бухучета. Прежде чем решиться на ее применение, надо выяснить возможности настройки компьютерной программы (если она применяется для ведения бухучета). Возможно, придется перенастраивать проводки, формируемые при создании первичных документов.

Приведем примеры, от каких счетов можно отказаться.

Наименование объекта учета Используемый счет
при упрощенной системе учетап. 3 Информации Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016; п. 6 ПБУ 1/2008; разд. 2, 3 Типовых рекомендаций при обычном бухучете
Производственные запасы 10 «Материалы» 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»
Затраты, связанные с производством продукции, работ, услуг 20 «Основное производство» 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
Готовая продукция и товары 41 «Товары» 41 «Товары», 43 «Готовая продукция»
Дебиторская и кредиторская задолженность 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»
Финансовые результаты 99 «Прибыли и убытки» 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»

Понятно, что сокращать рабочий план счетов можно и частично. Так, к примеру, если вам нужна раздельная информация о товарах и о собственной готовой продукции, можно не отказываться от использования счета 43 «Готовая продукция». Если у вас активно выдаются деньги под отчет, то имеет смысл сохранить использование счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Рабочий план счетов бухучета должен быть утвержден в учетной политикеп. 4 ПБУ 1/2008. Часто его делают отдельным приложением к ней. В связи с чем при изменении рабочего плана счетов достаточно обновить это приложение, утвердив его изменение приказом директора.

Общество с ограниченной ответственностью «Светлячок»

Приказ № 8

27.12.2016

г. Москва

О внесении изменений в учетную политику для целей бухучета

Для целей бухгалтерского учета

ПРИКАЗЫВАЮ:

Внести в учетную политику следующие изменения, вступающие в силу с 01.01.2017:

1. Применять сокращенный рабочий план счетов бухучета — Приложение № 1 к данному Приказу.

2. В раздел 3 «Учет материалов» добавить пункт 3.7 следующего содержания:

«3.7. Все производственные запасы учитываются на счете 10 “Материалы”.»

7. В раздел 8 «Учет финансовых результатов» добавить пункт 8.3 следующего содержания:

«8.3. Все доходы и расходы (как по основной деятельности, так и прочие) учитываются на счете 99 “Прибыли и убытки”. Счета 90 “Продажи” и 91 “Прочие доходы и расходы” не используются».

Генеральный директор А.А. Иванов

Но это еще не все. Надо разобраться с остатками на счетах, которые вы более не используете. Их надо списать на счета-заменители по состоянию на 01.01.2017. К примеру, если вы решили с 2017 г. отказаться от счета 43 «Готовая продукция», то его дебетовое сальдо надо перенести на счет 41 «Товары». Перенести остатки счетов, которые больше не будут использоваться, можно:

  • <или>сделав проводки на 01.01.2017;
  • <или>сформировав на эту дату новые входные остатки по тем счетам, которые будут применяться. Во многих бухгалтерских программах для этого придется заводить новое предприятие, так что такой способ не всех устроит.

Оформите бухгалтерской справкой перенос остатков по счетам, которые не будут использоваться с 2017 г.

Упрощенная бухотчетность

Сокращение используемых в бухучете счетов автоматически повлечет за собой изменение в детализации представления итоговых данных. В том числе и тех, которые требуются для составления бухотчетности. Эти данные будут менее детализированы. А значит, их будет недостаточно для полноценного заполнения бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к нимприложения № 1, 2 к Приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н.

Поэтому следующий логичный шаг — использование упрощенных форм бухгалтерской отчетности и отказ от формирования отчета о движении денежных средствприложение № 5 к Приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н; п. 2 ПБУ 23/2011.

Правда, даже упрощенная форма отчета о финансовых результатах предполагает указание достаточно детальных данных, в том числе:

  • отдельно — о выручке (строка 2110 отчета) и отдельно — о прочих доходах;
  • также обособленно — о расходах по обычной деятельности и о прочих расходах (строка 2350);
  • о процентах к уплате (строка 2330 отчета).

Причем порядок заполнения, к примеру, строки 2330 «Проценты к уплате» упрощенного отчета о финансовых результатах ничем не отличается от порядка заполнения такой строки в полноценном отчетеутв. приложением № 1 к Приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н. А значит, для правильного ее заполнения нужно определить годовой кредитовый оборот по счету 66 «Краткосрочные кредиты и займы» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Второй вариант — сразу открыть отдельный субсчет к счету 91 или 99 для учета расходов в виде процентов по займам.

Учтите, что отчитываться по упрощенным формам можно, даже если никаких других упрощений в бухучете вы не применяете (хотя и имеете на это право). Если вы решитесь отчитываться именно по ним, это также надо закрепить в учетной политике.

***

Пояснения к отчетности малое предприятие может оформить в виде отдельного приложения. В нем должна отражаться информация, полезная для пользователя отчетности и помогающая понять ееп. 39 ПБУ 4/99; Информация Минфина № ПЗ-10/2012; Письмо Минфина от 09.01.2013 № 07-02-18/01. Целесообразно раскрыть в том числе и положения учетной политики, необходимые для понимания порядка формирования показателей отчетностиИнформация Минфина от 26.04.2013 «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства». В частности, применяет ли организация упрощенные способы бухучета и если применяет, то какие именно.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Бухгалтерский учет / бухгалтерская отчетность»:

2020 г.

  1. Знакомьтесь: ГИР БО, № 1

2019 г.

  1. Ответы на «бухотчетные» вопросы, № 8
  2. Управленческий ОФР, № 6
  3. Учетная политика — 2020, № 23
  4. «Валютное» ПБУ 3/2006 подправили, № 2
  5. Новый профстандарт для бухгалтеров, № 12 Бухотчетность: вопросы после сдачи, № 12 Памятка по профстандарту «Бухгалтер», № 12
  6. Предоставление акционерам бухотчетности, № 10