Крупнейший налогоплательщик

Хочется отдельно рассказать об обслуживании в компаниях крупного бизнеса – компаниях федерального уровня, на которые хочется равняться по качеству клиентского сервиса. У этих компаний четко прописаны миссии и ценности, которые каждый сотрудник знает наизусть. Есть четкие регламенты внешнего вида и правила поведения сотрудников, разработаны правила работы с клиентами, как для стандартной продажи, так для работы с трудными клиентами и проблемными ситуациями.

Федеральные компании заботятся о своем имидже и о своих сотрудниках. Для того чтобы быть лидерами рынка и эталоном для большинства компаний малого и среднего бизнеса, регулярно трудятся маркетологи, разрабатывая новые продукты и совершенствуют существующие. Вкладываются огромные деньги в обучение, мотивацию на продажи и клиентоориентированность, «выращивание» сотрудников внутри компании. Ведется регулярный контроль качества работы сотрудников, которые в свою очередь должны работать с клиентами практически идеально.

Перечислять достоинства федеральных компаний можно бесконечно, но давайте перейдем к огромной ложке дегтя, которая проявляется на поверку качества работы с клиентами. При чем качество страдает в продажах как для физических лиц, которые наиболее активно контролируются, и в продажах В2В, которыми занимаются сотрудники-профессионалы, прошедшие закалку в продажах В2С, стоящие на несколько шагов выше по карьерной лестнице, нежели коллеги, работающие с клиентами – физическими лицами.

Сразу сделаю ремарку, что речь пойдет не обо всех компаниях, а только о компаниях – мобильных операторах и по совместительству интернет-провайдерах, в контексте предоставления услуг в облачных сервисах, которые в последнее время активно развиваются и предлагаются рынку. В целях не давать кому-либо рекламы, назовем их условно: компания 1, компания 2, компания 3, компания 4, компания 5.

Данный опыт мы получили не целенаправленно, а абсолютно случайно, в параллель с работой над организацией ИТ-проекта и совершенно не предали бы ему значения, если бы ситуация не оказалась идентичной в трех федеральных компаниях из четырех, на которых держится рынок. С компанией 5 коммуникация по данному вопросу не удалась, т.к. при первичной консультации выяснилось, что она облачных услуг не предоставляет.

Изначально для обращения в компании был задействован 1 сотрудник (далее С1), который находился в СЗФО, затем на помощь мы подключили еще одного сотрудника (далее С2) из СФО. Далее детально опишу, чего нам удалось «достичь». Первоначально, С1 были сделаны запросы с сайта из раздела соответствующих услуг. На что в течение следующего дня перезвонили операторы из всех четырех компаний для того, чтобы уточнить была ли оставлена заявка и некоторые подробности обращения. Все операторы заверили, что в течение суток с нами свяжется ответственный сотрудник и ответит на все вопросы. Но ответственный сотрудник перезвонил только из Компании 2, уточнил детали и попросил тайм-аут для проведения расчетов. Более ни одна компания не отозвалась. Повторные звонки на горячую линию результатов не принесли, нас просили ожидать звонка от специалиста.

В связи со сложившейся неопределенностью в течение недели, было принято решение задействовать сотрудника из другого региона С2, данный сотрудник действовал по такой же схеме, оставил запросы с сайта. Его результаты оказались более впечатляющими. С ним на контакт вышли специалисты Компании 1 и Компании 4. Специалист Компании 4, поняв нашу потребность, принял запрос в работу, предложил заполнить договор (что мы успешно сделали) и обозначил нам, что начаты работы по «сборке» решения. Здесь стоит отметить, что за период согласования деталей со специалистом Компании 4 в СФО, на связь вышел сотрудник этой же компании региона СЗФО и сообщил нам, что реализация услуги невозможна (хотя на сайте четко прописано, что услуга предоставляется, то же самое нам подтвердили операторы горячей линии) и предложил обратиться в другую компанию (обозначив ее как партнеров). В результате услуга нам была подключена Компанией 4, с учетом всех требований, но воспользоваться нам не довелось. Потому что подключить ее требовалось (согласно договору) к 14 числу текущего месяца, а предоставили ее 1 числа следующего месяца.

Специалисты Компании 1 попросили в свободной письменной форме изложить потребность, что нами было сделано, после чего они пропали на 2 недели, через 2 недели сотрудники данной компании снова вышли на связь и попросили сделать тоже самое, на следующий день нас попросили заполнить форму с указанием требований к услуге и периодически от данных сотрудников стали поступать вопросы, которые уже были ранее 3 раза прописаны и отправлены в виде запросов, при чем этим же сотрудникам. Итогом этого «глухого телефона» стало несоответствие тарифов указанных на сайте, фактически предложенным нам. А сотруднику С1 из Компании 1 кроме оператора так никто и не перезвонил.

Компания 3 (после запроса на сайте) и нескольких обращений в офис продаж не вышла на связь ни с сотрудником С1, ни С2. Стоит отметить, что в какой-то момент с нами связался представитель данной компании, чтобы продать нам Интернет для офиса. Этому сотруднику мы оставили заявку на интересующую нас услугу, в результате нам назначили менеджера, но информацию об услуге мы смогли получить только через месяц и звучала она так: «Технический отдел не хочет за это браться по причине трудоемкости».

Итогом этих хождений по мукам стало соглашение о сотрудничестве с Компанией 2, которая предложила нам оптимальные условия, отличное понимание наших потребностей, высокую гибкость в работе. За что мы им безмерно благодарны!

Если у вас возникли какие-либо вопросы, обращайтесь в маркетинговое агентство «Сфера», пишите на электронную почту info@sphere-market.ru или звоните. Будем рады ответить на все вопросы!

Налогоплательщик — это физическое лицо либо предприятие, учреждение или организация, на которую действующим законодательством Российской Федерации возложены обязанности по уплате налоговых платежей в бюджет. Определение этого термина дано в статье 19 действующего НК. Уплачивать налоговые платежи плательщики обязаны их собственных средств, виды и размер налогов устанавливается законодательными актами государства.

Плательщики налогов — физические лица — делятся на две отдельные группы:

  1. Граждане России и других государств, которые не зарегистрированы в установленном порядке как индивидуальные предприниматели.
  2. Физические лица, имеющие статус предпринимателя без образования юридического лица (ФОП).
    Обратите внимание, что плательщиком налога могут быть как граждане, так и резиденты нашей страны, которые получают доход в России.

Налогоплательщики — юридические лица — делятся на следующие виды:

  • Предприятия, которые зарегистрированы в России. Это отечественные компании, внесенные в государственный реестр и основанные в порядке, предусмотренном местными нормативными актами.
  • Иностранные предприятия. Эти компании зарегистрированы в других странах, но осуществляют свою деятельность у нас в стране. Поэтому на них возложена обязанность по уплате налогов (прибыль, НДС и т. п.).
  • Специальные предприятия. Это юридические лица, которые осуществляют специализированные виды хозяйственной деятельности. Она облагается налогом по особому режиму. К ним относятся, например, агропредприятия, компании по добыче полезных ископаемых, компании, предоставляющие услуги в сфере игорного бизнеса.

Налоговый кодекс предусматривает наличие у налогоплательщиков определенных прав и обязанностей.

Основные права:

  • Получение в подразделениях финансовой службы информации о порядке начисления и уплаты налогов, а также бланков отчетов и консультаций по их сдаче;
  • Применение льгот по уплате налогов, установленных федеральным законодательством;
  • Получение возмещения сумм, которые были ошибочно перечислены в бюджеты;
  • Получение отсрочек, рассрочек или налоговых кредитов;
  • Проведение сверок по налоговым платежам с государственными органами;
  • Участие в проверках финансово-хозяйственной деятельности на предмет соблюдения налогового законодательства.

В круг обязанностей входит обязательная постановка на учет в фискальных органах, начисление и уплата предусмотренных платежей, а также ведение отчетности и сдача отчетов.

Возврат к списку

Крупнейший налогоплательщик (КН) – это зарегистрированное в РФ юридическое лицо, отвечающее критериям, указанным в приказе ФНС РФ №ММВ-7-2/274@ от 24.04.2012.

Постановка на учет организаций, имеющих статус «Крупнейший налогоплательщик»

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам, должны встать на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ.

Эти налоговые структуры контролируют выполнение крупнейшими налогоплательщиками налогового законодательства без непосредственного участия.

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

§ присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;

§ вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;

§ организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-КНУ, утвержденной приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.

Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления.

ФНС в своем письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции — межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Последствия постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика

В первую очередь это означает, что организация как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ).

То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:

  • уведомления о контролируемых сделках;

  • уведомления об участии в иностранных организациях;

  • уведомления о контролируемых иностранных компаниях;

  • заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;

  • заявления о проведении налогового мониторинга.

Декларации, представленные организацией по обособленным подразделениям, перенаправляются налоговым органом по месту учета в качестве КН в соответствующие налоговые органы по месту нахождения ОП.

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику, утверждены приказом ФНС.

Соответствие показателям прописанных критериев позволяет причислить организацию к крупнейшим налогоплательщикам.

Такими критериями являются:

  • Показатели финансово-экономической деятельности организации за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • Признаки взаимозависимости организаций, их влияние на финансовые результаты деятельности взаимозависимых лиц;

  • Наличие лицензии (специального разрешения), дающей право организации на осуществление определенных видов деятельности;

  • Проведение налогового мониторинга.

Финансово-экономические показатели

Финансово-экономические показатели берутся за любой год из трех лет, которые предшествуют текущему отчетному периоду (году).

При этом последний отчетный год во внимание не принимается.

Если в отчетном году организация перестала соответствовать критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус крупнейшего налогоплательщика организация сохраняет еще два года.

Отметим, что крупнейшими налогоплательщиками могут быть и некоммерческие организации, согласно суммарному объему доходов от реализации и размеру внереализационных доходов на основании данных годовой декларации по налогу на прибыль.

При этом критерии финансово-экономических показателей будут различаться для организаций федерального и регионального уровня.

Организации федерального уровня

Организация будет считаться крупнейшим налогоплательщиком, если предприятие соответствует хотя бы одному из показателей экономической деятельности за отчетный год:

  • суммарный объем начисленных федеральных налогов по данным налоговой отчетности больше 1 млрд. руб. Для организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере оказания услуг связи, в сфере продаж или предоставления в пользование технических средств, которые обеспечивают оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть выше 300 млн. руб.;

  • суммарный объем полученных доходов за год (по данным формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) свыше 20 млрд. руб.;

  • размер активов организации больше 20 млрд. руб.

Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены свои значения критериев.

Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, которые включены в состав стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий:

  • сумма по заключенным экспортным контрактам на поставку стратегической продукции должна превышать 27 млн. руб. в год;

  • сумма полученной выручки от экспортных поставок стратегической продукции должна составлять более 20% от общей суммы выручки;

  • среднесписочная численность персонала должна быть свыше 100 человек;

  • доля государства составляет более 50%.

Отметим, что согласно нововведениям, в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков.

Организации регионального уровня

Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.

Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:

  • суммарный объем полученных доходов за год (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен находиться в пределах от 2 до 20 млрд. руб. включительно;

  • среднесписочная численность персонала должна быть свыше 50 человек;

  • активы должны быть в пределах от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб. включительно либо суммарный объем начисленных федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности должен быть в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.

Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС.

В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории крупнейшего налогоплательщика на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории крупнейшего налогоплательщика и территориальных особенностях администрирования

Если же предприятие применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то такая организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам.

Для наглядности представим критерии отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам в виде Таблицы:

Показатель

Для федерального уровня

Для регионального уровня

Общий объем начисленных налогов

*свыше 1 млрд руб.

от 2 млрд. руб. до 20 млрд. руб.

Суммарный объем полученного дохода

свыше 20 млрд руб.

Активы

свыше 20 млрд руб.

**от 100 млн. до 20 млрд. руб.

Среднесписочная численность

свыше 50 человек

* организациям, специализирующимся на оказании услуг в сфере связи, транспорта, п.2-3 Критериев этот показатель определяет отдельно — он должен превышать 300 млн. руб.;

**в регионах у компаний, претендующих на статус крупнейший налогоплательщик критерии оценки активов могут быть эквивалентны суммарному показателю объема начислений федерального налога, которых варьирует в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. рублей.

Взаимозависимость

В отношении взаимозависимости следует руководствоваться правилами статьи 105.1 НК РФ.

Данный критерий используется, если отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические итоги (результаты) основного вида деятельности компании с показателями, которые удовлетворяют категории крупнейших налогоплательщиков.

В такой ситуации налогоплательщик будет также отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, как и взаимозависимая с ним организация.

Лицензирование

К особой категории отнесены организации, которые причисляются к федеральным крупнейшим налогоплательщикам вне зависимости от выручки, чистых активов, объемов начисленных налогов, на конец отчетного года, численности персонала, наличия взаимозависимости с компанией – крупнейшим налогоплательщиком или других показателей.

Такими организациями, которые имеют лицензии на осуществление своей деятельности, являются:

  • Кредитные организации;

  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  • Организации, которые осуществляют деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

  • Организации, которые осуществляют деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, выступают посредником в качестве страхового брокера.

Особые ситуации

1. НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд. рублей.

2. При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.

3. Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).

4. Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок.

Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, которая подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:

  • представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;

  • соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;

  • соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;

  • соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.

Таким образом, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

  • в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политика для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;

  • соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);

  • представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));

  • применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).

Обязанности юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков

О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не филиалов или представительств).

Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.