Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков 2018

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок

ПОДГОТОВЛЕНЫ
на основании Концепции
системы планирования выездных
налоговых проверок, утвержденной
Приказом ФНС России
от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@

ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОТ 25.06.2007

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 1.

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

По налогу на прибыль организаций.

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.).

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации).

4) Официальные Интернет-сайты Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов. В части упрощенной системы налогообложения. Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;

— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;

— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 24,8 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;

— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п. п. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 2.

В части налога на прибыль организаций:

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Приложение 1
к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков
для налогоплательщиков, используемым
налоговыми органами в процессе
отбора объектов для проведения
выездных налоговых проверок

Вид экономической деятельности Налоговая нагрузка, %
1 2
Всего 11,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — всего 5,5
Рыболовство, рыбоводство 13,7
Добыча полезных ископаемых — всего 45,1
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего 49,4
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 14,4
Обрабатывающие производства — всего 7,2
производство пищевых продуктов, включая напитки 13,1
текстильное и швейное производство 5,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 4,9
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,5
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 3,7
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 12,5
производство кокса и нефтепродуктов 3,2
химическое производство 4,4
производство резиновых и пластмассовых изделий 4,7
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 8,9
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 6,7
производство машин и оборудования 11,8
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 7,8
производство транспортных средств и оборудования 5,5
прочие производства 4,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — всего 7,3
производство, передача и распределение электрической энергии 7,0
производство и распределение газообразного топлива 4,2
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 1,1
Строительство 11,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,8
Гостиницы и рестораны 10,7
Транспорт и связь — всего 11,7
из него — деятельность железнодорожного транспорта 8,1
связь 16,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18,2
Образование 42,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 37,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 16,8
из них — деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 15,3

Приложение 2
к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков
для налогоплательщиков, используемым
налоговыми органами в процессе
отбора объектов для проведения
выездных налоговых проверок

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ И АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2006 ГОДУ, В ПРОЦЕНТАХ

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг <*> Рентабельность активов <**>
1 2
Всего в том числе: 14 9,3
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9,0 4,0
рыболовство, рыбоводство 7,4 6,5
добыча полезных ископаемых 30,9 16,5
в том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 29,5 16,5
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 41,8 16,3
из нее добыча металлических руд 50,9 17,6
обрабатывающие производства 15,9 15,1
из них:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 9,3 7,3
текстильное и швейное производство 3,4 2,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6,5 4,0
обработка древесины и производство изделий из дерева 5,3 2,4
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 13,1 11
в том числе:
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий 15,5 11,7
из них
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 8,2 9,1
производство кокса и нефтепродуктов в 17,9 24,3
том числе:
производство кокса 13,9 19,4
производство нефтепродуктов 17,9 24,4
химическое производство 17,0 14,2
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,9 12,7
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 19,7 17,2
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 31,9 25,7
том числе:
металлургическое производство 36,3 27,8
производство готовых металлических изделий 7,2 7
производство машин и оборудования 8,8 6,5
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 9,9 8,3
производство транспортных средств и оборудования 6,3 3,1
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,8 3,1
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 3,8 3,3
из них:
производство, передача и распределение электроэнергии 5,8 3,0
производство и распределение газообразного топлива 3,2 11,8
строительство 5,6 4,0
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 11,5 9,9
в том числе:
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 5,3 13,7
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 14,1 10,0
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 4,9 7,3
гостиницы и рестораны 16,3 12,6
транспорт и связь 14,3 5,0
из них:
деятельность железнодорожного транспорта 6,7 1,4
транспортирование по трубопроводам 19,7 10,5
связь 33,5 13,4
финансовая деятельность 17,6 3,9
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 11,6 3,6
из них
научные исследования и разработки 11 5,1
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,0 8,6
образование 6,6 6,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 7,2 5,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 12,4 8,2
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 17,7 22,3

<*> Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг — соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный — имеет место убыточность.

<**> Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.

Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения

Кинев Ю.Ю.

В условиях рыночных отношений проблема оценки риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления.

Данная статья посвящена практическому комплексному методу оценки риска на этапе принятия решения.

Предприятиям следует не избегать риска, а уметь управлять им. Одно из главных правил финансово-хозяйственной деятельности гласит: “Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня”.

Под риском следует понимать следствие действия либо бездействия, в результате которого существует реальная возможность получения неопределенных результатов различного характера, как положительно, так и отрицательно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Предлагается следующая классификация рисков, которую можно применять при анализе финансово-хозяйственной деятельности. Требования к классификации следующие:

Во-первых, в данной классификации не должно быть видов и подвидов риска, то есть нельзя группировать риски в определенные группы. Это может быть только “виртуальным” объединением. Это объясняется тем, что при объединении рисков в определенные группы может произойти “размывание” риска, то есть уменьшение значимости риска, и, как следствие того, неправильное исследование и оценка.

Во-вторых, каждый риск должен определяться и оцениваться отдельно, и чем точнее определяется риск, тем легче его оценить.

В-третьих, предлагаемая классификация не является жесткой. Каждый руководитель при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности может сам добавлять виды рисков.

Предлагаемая классификация рисков показана на рис.1.

Рис.1. Предлагаемая классификация рисков.

Краткое определение рисков

Региональный — характеризует особенности региона, в котором планируется или уже осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Природно-естественный — обусловлен негативным влиянием стихийных сил природы.

Политический — характеризует возможность изменения общественно-политического климата в стране и регионе, а так же перспективы развития.

Законодательный — обусловлен возможностью резкого изменения различных законодательных актов, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Транспортный — характеризует вероятность потери активов (имущества, оборудования и т. п.) при перевозке или транспортировке.

Организационный — обусловлен внутренними факторами, происходящими в внутри компании. Такими факторами могут быть стратегия фирмы, принципы деятельности, ресурсы и их использование, качество и уровень использования менеджмента и маркетинга.

Имущественный — характеризует степень вероятности потери имущества вследствие кражи, диверсии, халатности и т. п.

Личностный — возникает в том случае, когда от конкретного человека, его деловых и моральных качеств зависят конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности. Особенно актуален данный вид риска при принятии серьезных решений при заключении контрактов, выполнении специальных заданий, при подборе руководителя и формировании рабочих групп.

Маркетинговый — характеризует условия рынка (спрос, предложение, цены), в котором осуществляется финансово-хозяйственная деятельность оператора, а так же процесс реализации услуг мобильной связи.

Производственный — обусловлен освоением новой техники, технологии и осуществлением производственной деятельности.

Расчетный — характеризует вероятность финансовых потерь в результате неправильно выбранного момента, формы и срока платежа.

Инвестиционный — обусловлен выбором вложения капитала с целью получения экономической выгоды в течение некоторого промежутка времени.

Валютный — характеризует влияние изменения курса валют на финансово-хозяйственную деятельность оператора.

Кредитный — характеризует обобщающее понятие всех рисков, связанных с процессом оценки заемщика.

Финансовый — характеризует анализ финансово-хозяйственной деятельности оператора на основе данных бухгалтерской отчетности.

Оценка рисков

Основной задачей предлагаемой методики определения степени риска является систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Предлагается следующий алгоритм оценки рисков, который приведен на рис.2.

Рис.2. Блок-схема комплексной оценки рисков.

Принятие решения

Получение и обработка информации

Информация — это совокупность новых сведений об окружающем нас мире.

Все исследователи рисков не уделяют должного внимания оценке качества информации, с помощью которой они оценивают риск.

Требования, характеризующие качество информации, на наш взгляд, должны быть следующими :

  • достоверность (корректность) информации — мера приближенности информации к первоисточнику или точность передачи информации;
  • объективность информации — мера отражения информацией реальности;
  • однозначность;
  • порядок информации — количество передаточных звеньев между первоисточником и конечным пользователем;
  • полнота информации — отражение исчерпывающего характера соответствия полученных сведений целям сбора;
  • релевантность — степень приближения информации к существу вопроса или степень соответствия информации поставленной задаче;
  • актуальность информации (значимость) — важность информации для оценки риска;
  • стоимость информации.

Предлагается установить взаимосвязь между риском и качеством информации, по которой идет его (риска) оценка. Высказывается предположение, что вероятность риска принятия некачественного (убыточного) решения зависит от качества и объема используемой информации. Это предположение взято из неоклассической теории риска. Согласно этой теории при наличии нескольких вариантов принятия решения (при равной доходности) выбирается такое решение, при котором вероятность риска (колебания) наименьшая. Если предположить, что также при наличии нескольких вариантов с одинаковой прибылью выбирается такое решение, которое основано на более качественной информации, то можно предположить, что существует связь между риском и информацией.

На рис. 3. показана предполагаемая зависимость вероятности риска принятия некачественного (убыточного) решения и объема/качества информации.

Рис. 3. Зависимость риска и информации.

Большая вероятность возникновения риска соответствует минимуму/некачественной информации.

Для оценки качества информации предлагается использовать табл.1.

Таблица 1.

Оценка используемой информации.

Характеристика

Критерий оценки (качество)

Достоверность (корректность) информации

Объективность информации

Однозначность

Порядок информации

Полнота информации

Релевантность

Актуальность информации (значимость)

Количественная оценка качества информации как среднеарифметическое значение (¸ 10).

Данная таблица позволяет проанализировать любую информацию и наглядно убедиться в ее качестве. Номера 1-10 вверху таблицы обозначают качество информации: чем информация качественней, тем выше ее присваивается номер. Итогом анализа может служить итоговое значение качества информации, которое находится как среднеарифметическое значение.

Источники и методы получения информации:

  • документированная информация — наиболее ценный вид получения информации;
  • пресса и печатные издания — традиционно наиболее емкий и широко используемый метод получения информации;
  • данные операторов партнеров;
  • использование косвенных признаков (метод сопроцессов). Ни один процесс не протекает в вакууме, в отрыве от окружения. Это приводит к тому, что всегда его будут сопровождать некоторые самостоятельные процессы, проявления которых можно обнаружить;
  • агентурные методы — платное систематическое выполнение человеком заданий в ваших интересах.

Фиксация рисков

При оценке финансово-хозяйственной деятельности предлагается произвести фиксацию рисков, то есть ограничить количество существующих рисков, используя принцип “разумной достаточности”. Этот принцип основывается на привлечении наиболее значимых и наиболее распространенных рисков для оценки финансово-хозяйственной деятельности оператора. Рекомендуется использовать следующие виды рисков: региональный, природно-естественный, политический, законодательный, транспортный, имущественный, организационный, личностный, маркетинговый, производственный, расчетный, инвестиционный, валютный, кредитный, финансовый.

Составление алгоритма принимаемого решения

Данный этап в оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности предназначен для поэтапного разделения планируемого решения на определенное количество более мелких и простых решений. Такое действие называется составлением алгоритма решения.

Качественная оценка рисков

Качественная оценка рисков подразумевает: выявление рисков, присущих реализации предполагаемого решения; определение количественной структуры рисков; выявление наиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения.

Для осуществления данной процедуры предлагается использовать таблицу качественного анализа. В данной таблице по вертикали составляется алгоритм действий при принятии решения, а по горизонтали — фиксированные ранее риски. Так, при решении на размещение новых базовых станций на одном из предприятий связи, количественная оценка рисков может выглядеть следующим образом (см. табл. 2.).

Таблица 2. Качественная оценка рисков.

После составления данной таблицы производится качественный анализ рисков, присущих реализации данного решения.

Основная цель данного этапа оценки — выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на начальном этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения.

Количественная оценка рисков

В основу количественной оценки рисков предлагается положить методику, применяемую при проведении аудиторских проверок, а именно, оценку рисков по контрольным точкам финансово-хозяйственной деятельности. Использование данного метода, а так же результаты качественного анализа позволяют проводить комплексную оценку рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Количественная оценка рисков проводится на основе данных, полученных при качественной оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности, то есть оцениваться будут только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения.

Для каждого зафиксированного риска составляется таблица оценки риска на основе данных, полученных из статистических, научных, периодических источников, а так же на основе личного опыта руководителей. Данные таблицы оценки риска составлены таким образом, чтобы наиболее полно определить составляющие факторы риска. При использовании данного подхода достигается высокая оперативность и актуальность качественной оценки финансово-хозяйственной деятельности операторов сотовой связи. Проблема субъективности при оценке может быть устранена применением метода Дельфи.

В составленных таблицах выбираются значения, наиболее близко соответствующие поставленным вопросам. В ряде случаев предлагается самостоятельно определять значение риска по десятибалльной шкале. После выбора значения риска при значении, превышающем 0.8, в соответствующей графе делается произвольная метка (+). Заключительным этапом заполнения граф таблицы является проставление значения качества информации, на основе которой принималось решение. В конце таблицы подводится итоговая количественная оценка как среднеарифметическое значение всех показателей составляющих риска. В качестве иллюстрации предлагается часть таблицы оценки организационного риска, заполненной в реальной ситуации (табл. 3).

Табл.3. Сводная таблица оценки организационного риска.

Составляющие риска

Риск

Оцен-

ка

Значение

³ 0.8

Качество

инфор-

мации

Глубина планирования деятельности организации:

  • планирование не осуществляется;
  • в течение дня;
  • на неделю;
  • на месяц;
  • на год;
  • более года

Детализация планирования:

  • степень проработки планов очень высока, корректируются и уточняются промежуточные цели, формализуются усилия и контроль работ;
  • степень проработки планов заключается в определении промежуточных целей и конечного результата
  • детализация отсутствует.

+

Наличие сценариев планирования деятельности предприятия:

  • при разработке решения рассматривается обычно один сценарий действий;
  • при разработке решения рассматривается обычно два-три сценария действия;
  • количество сценариев может быть и большим в зависимости от важности принимаемого решения

Итого

Принятие решения

Принятие решения является заключительной и самой ответственной процедурой в оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности.

При выработке стратегии поведения и в “процессе принятия конкретного решения целесообразно различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь в финансово-хозяйственной деятельности.”

Так, на основании обобщения результатов исследований многих авторов по проблеме количественной оценки рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий, разработана и предлагается эмпирическая шкала риска, которую можно применять при количественной оценке риска (табл. 4.).

Табл. 4. Эмпирическая шкала риска.

Величина риска / (качество информации)

Наименование градаций риска

Характеристика

    1. – 0.2

(0.9 – 1.0)

Минимальный

Вероятность наступления отрицательных последствий чрезвычайно мала, отсутствуют факторы, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

(Информация очень высокого качества.)

Решение принимается.

    1. – 0.3

(0.8 – 0.9)

Малый

Вероятность наступления отрицательных последствий достаточно мала (незначительна), отсутствуют факторы, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. (Информация высокого качества).

Решение принимается.

0.3– 0.4

(0.7 – 0.8)

Средний

Вероятность наступления отрицательных последствий незначительна, проявляются факторы, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

(Информация хорошего качества).

Решение принимается.

0.4– 0.6

(0.5 – 0.7)

Высокий

Значительная вероятность наступления отрицательных последствий, реально существует ограниченное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

(Информация удовлетворительного качества.)

Решение принимается после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов.

0.6 – 0.8

(0.5 – 0.3)

Максимальный

Высокая вероятность наступления отрицательных последствий, реально существует значительное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, возникает опасность потери вложенных средств.

(Информация низкого качества.)

Решение может приниматься после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов.

0.8 – 1.0

(0.3-0.1)

Критический

Вероятность наступления отрицательных последствий очень высокая (критическая), существует максимальное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, реальная потеря вложенных средств и банкротство.

(Отсутствие информации)

Решение не принимается.

Принятие решения состоит из трех этапов:

  • этап — предварительное принятие решения.
  • Предварительное принятие решения производится на основе среднеарифметического значения отдельного вида риска и качества информации раздельно по каждой операции алгоритма принятия решения.

  • этап — анализ критических значений.
  • На этом этапе оценки проводится анализ тех составляющих риска, значения которых превышают критическую величину (в настоящей работе данная величина равна 0.8). Необходимость данного действия состоит в выявлении и выделении тех составляющих, вероятность риска для которых очень велика, что может привести к потере всех вложенных средств и банкротству предприятия.

    В качестве примера принятия решения на 1 и 2 этапе предлагается часть таблицы, которая составлена на основании планируемого решения предприятия связи на размещение нового оборудования в одном из районов г. Хабаровска (см. табл. 5.).

    Таблица 5. Оценка рисков при принятии решения.

    Проведение исследований о необходимости размещения нового оборудования в данном районе

    Вид риска

    Среднее значение

    ( риск/

    информация)

    Критические значения составляющих риска (значения

    ³ 0.8)

    Вид решения

    ( “+”- полож.

    “-”- отриц.)

    Региональный

    0.35 / 0.72

    • наличие реально существующих дестабилизирующих факторов;
    • сложная криминогенная обстановка.

    Природно-естественный

    0.47 / 0.57

    • влияние низких температур;

    Маркетинговый

    0.46 / 0.7

    • низкая платежеспособность вероятных покупателей;
    • ценовая непластичность (цена на уровне себестоимости);
    • недостаточно изучены основные действующие рыночные фигуры и степень остроты рыночной конкуренции;
    • на предприятии не планируются и не проводятся периодические маркетинговые исследования;
    • нет преимуществ перед конкурентами по уровню качества и набору услуг.

    Итого/Вывод

    0.42 / 0.66

    1. этап — принятие окончательного решения.

    Принятие окончательного решения производится на основе результатов предварительного решения и анализа критических значений.

    Как уже говорилось ранее, при принятии решения в условиях неопределенности отдельное внимание должно отводиться качеству информации. В связи с этим предлагается использовать риско-информационную таблицу принятия решения (табл.6). Данная таблица составлена на основании итоговых результатов, полученных при апробации предлагаемого метода на одном из предприятий связи. С целью обеспечения конфиденциальности точное название предприятия не указывается.

    Таблица 3.13. Риско-информационная таблица принятия решения.

    Выводы по оценке риска решения руководства ОАО “Связь” на размещение и использование нового оборудования для предоставления услуг связи в одном из районов г. Хабаровска:

    1. Наиболее высокая оценка риска у транспортного (0.5) и финансового (0.83) рисков.
    2. Наиболее рискоопасной по качественному составу рисков является операция по привлечению оборотных средств для реализации проекта.
    3. Самая высокая степень риска потери (порчи) активов ОАО возникает при осуществлении операции по транспортировке (0.5).
    4. Самая низкая степень риска при осуществлении операции по организации сделки и покупки оборудования (0.39).
    5. При анализе риско-информационной таблицы видно, что большая часть рисков располагается в одной области, что говорит о тщательном планировании и проработке принимаемого решения. В то же время хочется обратить внимание на недостаток информации при рассмотрении регионального, производственного, кредитного и инвестиционного рисков. При использовании более качественной информации данные виды рисков могли из области с высоким риском перейти в область со средним риском
    6. Общая оценка риска решения составляет 0.44, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “высокий”. Реально существует ограниченное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Значительная вероятность наступления отрицательных последствий может быть устранена после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов, либо с применением других методов по управлению рисками.
    7. Общая оценка качества информации при принятии решения составляет 0.73, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “средний”. При оценке риска используется информация хорошего качества, что говорит об ответственном подходе руководства ОАО “Связь” к принятию решений.
    8. Исходя из пунктов 6 и 7, предлагается сделать вывод, что общий риск по решению будет определяться как “высокий / средний”.

    Литература

    Версия для печати

    Приложение N 2. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок

    12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

    ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

    Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

    При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

    — отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

    — отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

    — отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

    — отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

    — отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

    — отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

    Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

    Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

    — контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

    — наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

    — отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

    — приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

    — отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

    — выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

    — существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

    Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

    Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

    — исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

    — уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

    Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

    Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее — Пояснительная записка).

    В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

    Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленными к ним Пояснительной записки, дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

    Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

    В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверке принимается только после предварительного согласования с ФНС России.