Контрагент не оплатил НДС

Поставщик-контрагент не сдал декларацию по НДС. Что делать?

В случае если поставщик не отчитался по НДС-декларации, принятие налогового вычета по его счету-фактуре будет квалифицировано как необоснованная налоговая выгода, сотрудничество организации с ним – неосмотрительным и неосторожным, будет наложен штраф, пеня и доначисление налога к уплате.

Факта сдачи декларации контрагентом недостаточно, это не свидетельство его благонадежности. Она может быть сфальсифицирована, в чем налоговая инспекция убедится при проверке. Это может быть недействующая организация, поэтому очень важно проверять поставщика на добросовестность и легальность.

Итак, если контрагент не отразил счет-фактуру или не подал декларацию, инспекторы отклонят запрос на вычеты по его счетах-фактурах и потребуют сдачи уточненной декларации по НДС. При этом то, что он нарушил свои налоговые обязанности не доказывает, что организация получила необоснованную выгоду.

Налоговый Кодекс не обязывает контролировать контрагентов, только предупреждает. Но, если вы докажите, что сделка была реальна и должная осмотрительность была предпринята, то можете воспользоваться правом вычета налога. Это будет возможно при представлении следующих документов:

  • соглашения с контрагентом;
  • товарных накладных;
  • выписки из ЕГРЮЛ по компании контрагента;
  • копии свидетельства о постановке его на налоговый учет;
  • копии регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • доверенности или другого документа, который уполномочивает заверять документы от лица поставщика, копии документа, удостоверяющего личность;

и действий, предпринятых ранее:

  • получите информацию о его фактическом местонахождении, торговых или производственных площадях;
  • используйте официальные источников, характеризующие его деятельность (например, опубликованные данные бухгалтерской отчетности);
  • оцените возможность выполнения ним условий договора.

Если вы уже оказались в такой ситуации, подайте счета-фактуры, все документы и пояснения налоговому органу. Вас должны ознакомить с актом налоговой проверки и пригласить рассмотреть материалы.

Решение ИФНС об снятии вычета вы можете обжаловать в суде. Вы должны быть полностью готовы доказать, что не состояли в сговоре с недобросовестным контрагентом, перед этим его проверив.

В случае, сумма спорного или снятого вычета будет больше 5 млн рублей, напишите заявление в полицию по факту налогового преступления.

Частная собственность на землю является сегодня главенсивующей формой собственности на землю.
Какие документы нужно собрать, чтобы подготовить кадастровый паспорт на землю? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.
Как пенсионеру уплатить земельный налог? Пошаговая инструкция есть .

Как распознать недобросовестного контрагента?

Правила, которые вас обезопасят:

  1. Проведите ознакомление с уставом компании-поставщика. Сделайте выписку о порядке назначения, видах и сроке деятельности.
  2. Назначьте встречу генеральному директору письменно. Предъявление этого запроса может стать еще одним аргументом проявления осмотрительности.
  3. Следует попросить у поставщика данные регистрации и постановки на учет в налоговой службе, обратите внимание на сроки.
  4. Попросите паспорт и наделяющий полномочиями документ. Если это директор – копию назначения, для остальных – доверенность.
  5. Сделайте запрос на выписку из единого реестра юрлиц или индивидуальных предпринимателей по своему контрагенту. Это наиболее весомый аргумент в суде для подтверждения вашей правоты. Выписку может заменить распечатка с сайта федеральной налоговой службы. Помните, любые изменения вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.
  6. В счетах всегда должна быть подпись главного бухгалтера. Если его кто-то замещает – попросите образцы уполномоченных лиц заранее.
  7. Копия лицензии, если его деятельность лицензируется, и такова имеется – она подтвердит заключение сделки.
  8. Попросите документ о его производственных мощностях, торговых площадях, транспортных средствах и прочих ресурсах, которые необходимы для исполнения его обязательств. Они могут также быть ним арендованы. Изучите численность персонала, особенно работников-исполнителей условий по заключенной сделке. Согласуйте в договоре, если работа возможна к выполнению субподрядчиком, если вас это устраивает. В его добропорядочности убедитесь соответствующим способом.
  9. Обратитесь в налоговую инспекцию с запросом копий бухгалтерского баланса за прошлый отчетный период или год. Если контрагент не сдавал такие документы — вы не получите ответа на свой запрос, но он будет признан очередным доказательством осмотрительности.
  10. Коммерческая деятельность поставщика. Наличие рекламных листовок, коммерческих предложений, каталогов, письменных рекомендаций от партнеров или солидных компаний, с которыми у них было сотрудничество – все это будет в вашу пользу. Заверьте распечатки его сайта нотариусом – информация на них может меняться достаточно часто, будьте осторожны.
  11. Мониторьте судебные дела поставщика, если таковы имеются в справочно-правовых системах, используйте информацию на сайтах арбитражных судов.
  12. Ежеквартально проводите сверки взаимных расчетов, своевременно отслеживайте исполнение обязательств соглашения с вашим поставщиком.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Разрывы в НДС-цепочке: что делать покупателю

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 23 ноября 2018 г.

Содержание журнала № 23 за 2018 г.Л.А. Елина,
ведущий эксперт НДС-декларации, поданные в налоговую инспекцию в электронном виде, проверяются в автоматическом режиме. При этом человеческий фактор сведен к минимуму, от конкретного инспектора мало что зависит. Применяемая в ФНС программа в числе прочего делает встречную проверку данных покупателей и их поставщиков. Если эти данные не совпадают, выявляется налоговый разрыв, который может привести к отказу в вычете входного НДС у покупателя.

Упомянутые в статье Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов можно найти:

раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Цифровизация камеральных проверок НДС-деклараций и не только

Процесс администрирования НДС с 2015 г. выглядит следующим образом. Все налоговые декларации по НДС подаются в электронном виде, книга покупок и книга продаж идут как приложения к декларации, и вся налоговая отчетность стягивается в центры обработки данных (в системе Big Data).

Декларации по НДС проходят автоматизированную камеральную налоговую проверку. Для этого используется АСК «НДС-2″Письмо ФНС от 05.05.2016 № ЕД-4-15/8122. Эта система в автоматическом режиме:

•проверяет, правильно ли рассчитан НДС и заявлены вычеты (возмещение) по нему;

•анализирует данные ваших деклараций по НДС, сопоставляя их с данными деклараций всех ваших контрагентов. Ведь НДС — косвенный налог. Его исчисление и вычет зависят от того, как он отражен у ваших контрагентов. Чтобы у ФНС не было сомнений в правомерности заявления вами вычета по НДС, необходимо, чтобы как минимум эту же сумму поставил к оплате ваш поставщик. АСК «НДС-2» позволяет сравнивать показатели счетов-фактур, книг покупок и продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур посредников с аналогичными данными у контрагентов. Напомним, эти сведения система берет из разделов 8—12 НДС-декла­раций.

В результате такой перекрестной проверки налоговики могут не только проверить, правильно ли вы посчитали и уплатили налог в бюджет. Они могут отследить, заявлены ли вами вычеты по НДС с операций, по которым контрагент не уплатил налог в бюджет, то есть выявить налоговый разрыв. Он может быть обусловлен банальной забывчивостью контрагента, техническими и иными ошибками, а может возникнуть и из-за того, что ваш поставщик — однодневка.

Справка

Программа, используемая ФНС, строит «Дерево связей», где видно, как взаимодействует проверяемая компания с ее контрагентами. Причем названия всех налогоплательщиков подсвечены одним из трех цветов, которые соответствуют трем группам налогового рискаПисьмо ФНС от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@:

•зеленым цветом — если налогоплательщику присвоен низкий уровень налогового риска;

•желтым — что говорит о среднем уровне риска;

•красным цветом — что свидетельствует о высоком уровне риска.

Те, кто имеет низкий и средний уровень налогового риска, могут рассчитывать на более быстрое прохождение камеральной проверки НДС-декла­рации. Выездная проверка налогоплательщиков с низким уровнем риска проводится, как правило, лишь в плановом порядке.

Если же уровень риска компании высокий (красный цвет), то ФНС может подозревать ее в участии в налоговых схемах. Такой компании, а также ее контрагентам уделяется повышенное внимание при проведении проверок.

Как видим, АСК «НДС-2» позволяет в автоматическом режиме делать встречную проверку данных плательщиков НДС, что серьезно повышает шансы инспекторов на выявление налоговых схем и недобросовестных организаций (в том числе фирм-однодневок).

Более того, налоговая служба использует в своей деятельности целый арсенал программных средств, которые постоянно обновляются и совершенствуются. Разрабатываются и новые программы.

Внимание

На настоящий момент АСК «НДС-3» — это миф. На деле налоговая служба применяет АСК «НДС-2» и АИС «Налог-3».

Довольно часто на просторах Интернета упоминается АСК «НДС-3» (являющаяся якобы новой версией АСК «НДС-2»), содержащая данные о движении денежных средств налогоплательщиков и обладающая рядом других возможностей. Однако в настоящее время никакой АСК «НДС-3» не существует. Налоговые органы используют автоматизированную информационную систему «Налог-3» и АСК «НДС-2». К АИС «Налог-3» подгружаются и новые программы, она постоянно оптимизируется и модернизируется.

Подробнее об этом нам расскажет специалист ФНС.

Современные программные комплексы ФНС

ПОЛЯКОВА Алевтина Юрьевна
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

— В настоящее время налоговая служба внедряет автоматизированную информационную систему «Налог-3» (АИС «Налог-3»). Это система ФНС России, обеспечивающая автоматизацию всей деятельности налоговой службыПриказы ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@, от 10.02.2017 № ММВ-7-15/176@. С ее помощью повысится качество контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к внешним источникам информации.

Внедрение АИС «Налог-3» происходит поэтапно в регионах России. Планируется, что в 2019 г. АИС «Налог-3» будет функционировать во всех субъектах РФ.

АИС «Налог-3» включает в себя несколько прикладных подсистем и программных комплексов. В частности, прикладную подсистему АСК «НДС-2». Она предназначена для автоматизации процессов камеральной проверки налоговых деклараций по НДС на основе перекрестных проверок, сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Помимо АСК «НДС-2», в АИС «Налог-3» входит несколько подсистем, одна из которых — прикладная подсистема «Анализ банковских документов»Приказ ФНС от 20.12.2017 № ММВ-7-12/1075@. Она автоматизирует контроль движения средств по расчетным счетам, хранит информацию из банковских выписок, полученных налоговыми органами по запросу. Эта подсистема выступает в качестве сервера, предоставляя в своих экранных формах для других подсистем данные по операциям по счетам налогоплательщиков.

Благодаря всем составляющим, входящим в состав АИС «Налог-3», можно проследить как товарные, так и денежные потоки по взаимоотношениям между налогоплательщиком и его контрагентами. Кроме того, инспекторы с соответствующим уровнем доступа смогут составить полное досье налогоплательщика, используя данные сразу из нескольких федеральных информационных ресурсовприложение № 2 к Письму ФНС от 28.03.2018 № ЕД-4-2/5863@. Это позволяет снизить трудозатраты налоговых органов на сбор доказательной базы при проведении мероприятий налогового контроля.

Как видим, вектор развития программных комплексов, применяемых налоговиками, идет, во-первых, на повышение прозрачности бизнеса и на дальнейшую цифровизацию налогового администрирования. А во-вторых, на анализ и сопоставление товарных и денежных потоков. Это поможет в числе прочего оценивать реальность сделок, по которым выявлены налоговые разрывы. Ведь движение денежных средств позволит выявить реальные расчеты. Так, в судах проверяющим уже удается доказать, что выявленные сделки без оплаты (с длительной отсрочкой на 180 дней) являются одним из свидетельств нереальности операцииОпределение ВС от 20.07.2016 № 305-КГ16-4155; Постановление АС ПО от 24.05.2018 № Ф06-32943/2018 (оставлено в силе Определением ВС от 16.08.2018 № 306-КГ18-11867).

Не только АСК «НДС-2» позволяет ИФНС отследить различные связи плательщика. Например, есть ресурс, строящий «Дерево связей», где видно, связан ли учредитель/руководитель компании с другими фирмами

В будущем возможна интеграция АИС «Налог-3»:

•с системой ККТ (АСК «ККТ»)Управление оперативного контроля АСК ККТ (сайт ФНС России); Приказ ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-6/573@;

•с системой маркировки (ИР «Маркировка»), применяемой пока только в отношении изделий из натурального меха и лекарственных препаратовnalog.ru —> Электронные сервисы —> Маркировка товаров;

•с системой «Меркурий», предназначенной для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по Россиисайт автоматизированной информационной системы «Меркурий»;

•с системой прослеживаемости импортных товаров. Это новый проект, который создается ФНС и ФТС при координации Минфина. Его цель — контроль за движением конкретных видов импортных товаров, декларированием реальных ввозных цен и защита рынка от контрафактной, контрабандной продукции, «серого» импорта и прочего. Эта система будет одним из элементов единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, которая охватывает все этапы оборота товаров с момента их ввоза в Россию до продажи конечным потребителям или их вывоза из РФПисьмо Минфина от 25.01.2017 № 03-01-15/3476. Предполагается, что особенностью системы прослеживаемости при продаже импортных товаров будет полностью электронный документооборот счетов-фактур (универсальных передаточных документов) между госадминистратором системы и налогоплательщиками, в том числе применяющими спецрежимыОсновные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг., утв. Минфином.

Устранение выявленных расхождений

В случае если АСК «НДС-2» находит ошибки в декларации (несоответствия, противоречия между вашими показателями и показателями контрагентов), то у проверяемого налогоплательщика автоматически запрашиваются по ним поясненияПисьмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Если же система выявит несоответствия, которые влекут занижение суммы НДС в бюджет или завышение налога к возмещению, то инспекторы имеют право потребовать представить счета-фактуры и первичные документып. 8.1 ст. 88 НК РФ.

Расхождения, выявляемые программой, используемой ФНС при камеральных проверках, бывают двух типов:

•»НДС» — операции отражены у обоих контрагентов, но, к примеру, есть различия в сумме НДС: у продавца — к уплате; у покупателя — к вычету;

•»Разрыв» — заявлен вычет по счету-фактуре, который контрагент не отразил в своей декларации, либо такая декларация вовсе не была сдана контрагентом. Возможно, что вы просто неверно указали ИНН контрагента либо код вида операции.

Из полученного требования вы узнаете, какие именно ваши данные не стыкуются с другими данными вашей декларации или же с данными из деклараций ваших контрагентов. Разобраться в этом помогут коды ошибок. В частности, выявленному налоговому разрыву, как правило, соответствует код ошибки «1»: аналогичная запись об операции отсутствует у контрагента либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с данными контрагентаПисьмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

В любом случае, получив требование о представлении пояснений, вы должны:

•во-первых, сразу направить в налоговый орган квитанцию по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) о получении документап. 5.1 ст. 23 НК РФ. В случае непредставления (в течение 6 рабочих дней со дня отправки требования) квитанции о приеме требования налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении движения денежных средств на счетах налогоплательщика в банках;

—или уточненную НДС-декла­рацию, в которой уже не будет спорных НДС-вычетов.

Бывает, что контрагент без всякого умысла забыл отразить выставленный вам счет-фактуру в своей декларации. Поэтому предварительно свяжитесь с ним и настоятельно попросите его подать уточненную декларацию, в которую будет включен заветный счет-фактура. Если вы неправильно указали ИНН контрагента или код вида операции, отразите это в пояснениях.

Иногда расхождения носят технический характер: контрагент отразил реализацию в более раннем периоде, чем вы отразили налоговые вычеты. В таком случае достаточно представить пояснения.

Если сделка была реальной, а ваш поставщик — добросовестный налогоплательщик, который отразил счет-фактуру в своей декларации, после исправления допущенных ошибок и/или устранения несоответствий инспекция наверняка подтвердит ваш вычет НДС.

Разрыв остался: отстаиваем вычет НДС

Если после представления вами пояснений и подтверждающих документов в ходе камеральной проверки налоговый разрыв все же не ликвидирован, есть два пути: смириться или бороться. Понятно, что самый желанный для проверяющих вариант — это отказ покупателя от вычетов, заявленных по разорванной НДС-цепочке, и представление уточненки. Для покупателя такой вариант самый простой с точки зрения экономии трудозатрат. Плата за него — не принятая к вычету сумма налога.

Принимая решение, прощаться с вычетом НДС или отстаивать его, надо учитывать следующие моменты.

Во-первых, цель АСК «НДС-2» — выявить подозрительные операции и противоречия. У налоговиков нет права доначислять НДС только на основании разорванной НДС-цепочки, обнаруженной в АСК «НДС-2». Причем данные программного комплекса не могут быть единственным аргументом в суде. Они могут использоваться налоговиками для внутреннего применения при контрольной работе, быть поводом для сомнений, запроса пояснений и документов. Но выступать единственным доказательством необоснованности НДС-вычета данные АСК «НДС-2» не могут. Сведений, содержащихся в НДС-декла­рациях о счетах-фактурах, недостаточно для того, чтобы инспекторы могли в полной мере оценить операции, в которых участвовали налогоплательщики.

В их отношении налоговики должны проводить комплекс контрольных мероприятий, направленных на поиск доказательств получения необоснованной налоговой выгоды одним или несколькими участниками цепочки контрагентов, в которой обнаружен налоговый разрывПисьмо ФНС от 30.12.2015 № ЕД-4-15/23207@.

Порядок доказывания получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды остался прежним: налоговая проверка, выявление фактических обстоятельств сделок, доказательство фиктивного документооборота. При этом могут использоваться все доступные инструменты, данные налоговикам в рамках Налогового кодекса: встречные проверки, вызовы, допросы и т. д.

Во-вторых, несмотря на то что с 2015 г. изменился порядок сдачи деклараций и их камеральной проверки, основания для заявления НДС к вычету остались прежнимип. 1 ст. 172 НК РФ:

•приобретенные товары, работы или услуги должны предназначаться для облагаемых НДС операций;

•такие товары, работы или услуги должны быть приняты к учету;

•должны иметься счет-фактура и первичные документы, подтверждающие приобретение товаров, работ или услуг.

Иных условий для вычета входного НДС в Налоговом кодексе по-прежнему не содержитсясм., например, Постановление 7 ААС от 14.09.2017 № 07АП-7011/2017.

В-третьих, по правилам, закрепленным сейчас в Налоговом кодексе, факт неуплаты поставщиком налога (в нашем случае — НДС по сделке) не является достаточным основанием для признания вычета НДС неправомерным. Как, в частности, не является таким самостоятельным основанием подписание первички неустановленным (неуполномоченным) лицомп. 3 ст. 54.1 НК РФ.

Однако покупатель сможет отстоять вычет входного НДС, только если выполняются иные условия для признания налоговой выгоды обоснованнойпп. 1, 2 ст. 54.1 НК РФ:

•не должны быть искажены данные о хозяйственной операции и объектах налогообложения;

•основной целью сделки/операции не должна быть неуплата (неполная уплата) и/или зачет/возврат НДС или другого налога;

•обязательство по сделке/операции должно быть исполнено:

—или лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком;

—или лицом, которому обязательство по исполнению сделки/операции передано по договору или закону.

Внимание

Учтите, что даже если вы отстоите НДС-вычет на этапе камералки, но не сможете до конца убедить инспекцию в его правомерности, то велика вероятность включения вашей компании в план выездных налоговых проверок.

Также налоговая служба может передать информацию по крупным подозрительным операциям в МВД (отдел экономической безопасности) и даже провести вместе с правоохранительными органами совместную тематическую проверкуст. 36 НК РФ.

Проанализируйте имеющиеся у вас сведения и документы, репутацию контрагента, а также свою готовность к судебному разбирательству.

Если вы не захотите убирать НДС-вычеты при обнаружении налоговых разрывов, будьте готовы к тому, что инспекция будет с пристрастием проверятьст. 54.1 НК РФ; Письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@:

•сначала — реальность сделки и документы на наличие нестыковок, ошибок, наличие физической возможности проведения заявленной операции и т. д.;

•потом — подконтрольность и взаимозависимость вашей компании и поставщика, наличие косвенных связей между руководителями и/или учредителями, замкнутых цепочек движения денег, наличие общего персонала, общего адреса, счетов в одном банке, общего IP-адреса и т. д.;

•если же доказательств подконтрольности не будет выявлено — вашу добросовестность по выбору конкретного проблемного контрагента. Если вы проявили должную осмотрительность и предоставили убедительные доказательства проведенной проверки контрагента, к вам не должно быть претензий — но только в случае, если не опровергается сам факт существования операции.

* * *

Даже если инспекция доначислит вам НДС по итогам камеральной проверки, вы вправе подать возражения (как это сделать, мы рассказывали в , 2018, № 16).

В случае когда, несмотря на ваши обоснованные возражения, инспекция все же вынесет решение, с которым ваша компания не будет согласна, придется обжаловать его. О том, как это сделать, мы рассказывали в , 2018, № 14.

В , 2018, № 24 мы расскажем, как проверяющие могут обнаружить сложные НДС-разрывы, чем это грозит и что можно предпринять.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «НДС — начисление / вычет / возмещение»:

2020 г.

2019 г.

  1. Договор в у. е. и доплата 2% НДС, № 4
  2. По следам НДС-изменений, № 23
  3. Особые НДС-обстоятельства, № 21
  4. НДС-вопросы про вычеты и корректировки, № 19 Изменения в перечне товаров с 10%-м НДС, № 19
  5. КСФ при неоднократных изменениях, № 17
  6. Изменения в порядке вычета входного НДС, № 14
  7. НДС с обеспечительного платежа, № 13
  8. НДС: сомнения, вопросы, пояснения, № 12 Тест: смена ставки НДС с 18% на 20%, № 12

ВС против отказа в вычетах только потому, что контрагент не уплатил НДС со сделки

© anekdotov.net

Арбитражным судам было очевидно: контрагент «левый», осмотрительность не проявлена. ВС подверг такие выводы сомнению и направил дело на второй круг.

Налоговая провела выездную проверку и «забраковала» отношения фирмы с тремя контрагентами. Одного из них удалось «отбить» в судах, на второго организация, видимо, махнула рукой, а насчет третьего решила стоять до победного. Так что после трех арбитражных инстанций истец направился в ВС, оспаривая решения по данному эпизоду.

Не сошлись концы с концами

Товара у этого поставщика было приобретено более чем на 2,5 млн рублей, а вычеты заявлены почти на 400 тысяч. Однако при заключении договора покупатель не проверил добропорядочность поставщика (что впоследствии сыграло против исца в судах).

Неосмотрительность принесла свои печальные плоды: как оказалось, реализацию в адрес истца поставщик в своей налоговой отчетности не отразил. НДС и налог на прибыль платил в минимальных размерах (а именно – НДС по 10-12 тысяч рублей в год). Более того – контрагент не сдал книгу продаж, и по его отчетности вообще никак не сверить, имела ли место спорная реализация на самом деле. Кроме того, официально поставщик не имел ни ресурсов, ни работников (в штате числился один человек).

Возмещение из пустого кошелька

Суды зацепились за то, что источника возмещения НДС в бюджете не сформировано (дело № А42-7695/2017). Однако ВС указал: хоть это и важный фактор, но само по себе не может играть против истца: нельзя переложить на него имущественную ответственность за действия других лиц, к которым истец не имеет никакого отношения.

Так что ВС направил дело на новое рассмотрение. ВС отметил, что ранее в пункте 31 обзора № 1 (2017) указывал: факт неисполнения поставщиком обязанности по уплате налогов сам по себе не должен возлагать негативные последствия на налогоплательщика, проявившего должную осмотрительность, при условии реального исполнения сделки. В постановлении 41-П, которым КС разрешил вычеты по счету-фактуре, выставленному банкротом, также отмечалось, что право налогоплательщика на вычет не может быть обусловлено исполнением контрагентами своей обязанности и их поведением.

Цель и осведомленность

Не следует лишать право на вычет того, кто не знал о нарушениях со стороны поставщика, а сделку затеял не ради ухода от налогов, а в рамках реальной деятельности с целью приобретения товара. Эти два обстоятельства – цель сделки и осведомленность о «делишках» контрагента – надо анализировать в таких обстоятельствах.

В данном случае есть доказательства реальности поставки – об этом говорит движение товара, который истец забирал на складе поставщика, своими транспортными средствами вез на свою производственную базу и там оприходовал.

Презумпция осмотрительности

Также ВС отметил, что оценка проявления должной осмотрительности не сводится к выявлению изъянов в хозяйственных решениях истца. Если не доказаны согласованные действия в уклонении от налогов или хотя бы осведомленность в том, что творит контрагент, «судебная практика исходит из стандарта осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, ожидаемого от его разумного участника в сравнимых обстоятельствах».

Также надо определять, не была ли сделка на самом деле исполнена другими лицами (например, неплательщиками НДС). В данном случае контрагент имел склад, нес затраты на экспедиторов и на аренду, что свидетельствует о его способности поставить товар. При новом рассмотрении ВС посоветовал судам учесть все это (определение 307-ЭС19-27597 от 14 мая 2020 года).

Суд против вычета по НДС, если контрагент не уплатил налог в бюджет

Отказ в вычете НДС

Инспекция отказала компании в вычете по НДС. Основанием для отказа послужил вывод налоговиков об отсутствии должной осмотрительности плательщика при выборе своих контрагентов по сделкам. В частности, плательщик не проконтролировал исполнение контрагентами своих налоговых обязательств. В результате этого НДС не поступил в бюджет. Невозможно возместить из бюджета налог, который туда не поступил.
По мнению плательщика, решение инспекции нарушает его права. Заявитель настаивает на том, что контролировать деятельность своих контрагентов и отвечать за их нарушения он не обязан.
Суд отметил, что в вычете может быть отказано при отсутствии реальной хозяйственной операции либо неосмотрительности плательщика в выборе проблемного контрагента. Из материалов дела следовало, что плательщик представил в целях получения вычетов набор всех необходимых документов. Факт выполнения работ был подтвержден и не оспаривался налоговиками. Денежные средства, уплаченные спорным контрагентам, плательщику не возвращались. По мнению заявителя жалобы, он в полной мере проявил осторожность при выборе спорных контрагентов. Так, обществом анализировалась информация из открытых источников об организациях, а также истребовались копии документов, подтверждающих их правоспособность.

Учет доначисленного НДС в налоговых расходах >>>

Также он установил регулярный мониторинг исполнения контрагентами обязательств перед заказчиками — получателями бюджетных средств. Он отслеживал деловую репутацию своих контрагентов и не мог сомневаться в качестве выполняемых работ. Спорные контрагенты выполняли работы по государственным и муниципальным контрактам. Фиктивного документооборота и бесцельного движения денежных средств не было, а имелись нормальные хозяйственные отношения заявителя с его контрагентами.
Несмотря на все вышеуказанные обстоятельства, кассация решила, что права на вычет предприятие не имеет. Судьи пояснили, что участие спорных контрагентов в многочисленных государственных и муниципальных контрактах свидетельствует лишь о принятии мер для проверки деловой репутации контрагентов. Но данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве достаточного основания для предоставления заявителю права на вычет.
По мнению суда, факт реального выполнения работ и несения плательщиком затрат является лишь достаточным основанием для учета соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль. В данном случае плательщику не был доначислен налог на прибыль. Следовательно, нарушений со стороны инспекции не наблюдается. При этом наличия выполненных работ и понесенных затрат недостаточно для получения вычета.
Материалами дела подтверждалось, что налоговая отчетность представлялась контрагентами плательщика с минимальными суммами налогов. Либо вообще с нулевыми показателями. Документы для проведения встречной проверки по запросу налогового органа указанными контрагентами не были представлены.
Суд напомнил, что НДС относится к косвенным налогам. Соответственно, для предоставления права на налоговые вычеты по нему необходимо, помимо прочего, формирование в бюджете источника для получения права на налоговые вычеты. Иными словами, для того чтобы покупатель смог претендовать на вычет, поставщик должен сначала уплатить НДС в бюджет. В спорном случае этого не произошло. При таких обстоятельствах суд отказал заявителю в вычете налога.

Подборка удачных и неудачных способов налоговой оптимизации налога на прибыль, имущество, НДС, НДФЛ и страховых взносов >>>

Доначисление НДС добросовестным налогоплательщикам – чего нужно опасаться?

Интересная ситуация возникла у наших клиентов, обращавшихся к нам за оптимизацией своей налоговой базы.

Как известно из налогового законодательства, плательщиком налога на добавленную стоимость, в отличие от тех, кто именно состоит на системе налогообложения НДС, может быть абсолютно любой человек или любая фирма.

Покупая продукты в магазинах, граждане видят на чеках информацию о 18 % НДС, которые заложены в цену.

Следовательно, даже не осуществляя предпринимательскую деятельность, покупатели облегчают мега-корпорациям налоговое бремя, уплачивая за них налог на добавленную стоимость, которую они закладывают в цену. Но не о том речь.

Поняв суть, мы можем проследить, кто является плательщиком НДС. Ответ прост! У кого он «в кармане». Держатель НДС должен отдать его государству. Это доход государства, который оно оберегает всем своим фискальным аппаратом.

Контрагент не подал декларацию по НДС – кто отвечает?

Представьте, что вам продают несколько вагонов горючего материала за 5 миллионов рублей. Представили? При этом НДС, который должен отойти государству, уже заложен в эти 5 миллионов.

Еесли продавец горючего получит свои 5 миллионов от Вашей фирмы на свой банковский счет, то он должен отдать государству 18 % НДС (а скоро и все 20%).

Казалось бы все просто и понятно. Однако не совсем.

Тут возникает правовая казуистика. Я бы сказал налоговая правовая казуистика. Если контрагент не сдал декларацию по НДС, последствия могут быть пагубными для вас.

Случай из практики

Подобная проблема возникла у одних наших клиентов из Астрахани. Они заключили договор на покупку горючего с фирмой из другого города. Фирма-продавец не обманула. Топливо было поставлено в срок и в полном объеме. Радостные продавцы вздохнули с облегчением, что нашлись надежные партнеры для дальнейшего сотрудничества — мол, не фирма-однодневка. Полученное горючее было реализовано с прибылью. Предположим, купили за 5 миллионов, а продали за 5,5 миллионов. С 500 тысяч фирма и собралась платить НДС.

Справедливо? Да. Честно? Да.

Но не тут то было. Вот пришло время сдавать декларации по НДС. Наш покупатель сдает декларацию, что он получил прибыль в 500 тысяч рублей, ведь 5 миллионов — это не доход. Пусть другие платят НДС с 5 миллионов!

На что налоговый орган сообщает, что та фирма, которая продала вам горючее на 5 миллионов рублей, благополучно испарилась с налогового горизонта. Они не заплатили НДС с денег, полученных от наших клиентов.

А в соответствии с налоговым законодательством, бремя оплаты НДС ложится на того налогового агента, на котором замкнулся НДС.

В соответствии с этими нормами, налоговая инспекция предъявила к нашим клиентам требование об оплате НДС не с 500 тысяч рублей прибыли, а с 5 миллионов 500 тысяч рублей, поскольку их налоговый контрагент не сдал декларацию и не оплатил НДС.

Первоначальная радость сменилась горем. Нашим клиентам пришлось доказывать в суде с помощью платежек и выписок, что горючее было действительно приобретено, а деньги продавцу переведены, о чем имелись все необходимые документы. Дело было выиграно.

Однако я хотел бы предостеречь многих предпринимателей от таких ситуаций. Как пояснили в налоговой инспекции, это новый вид фирм-однодневок. Они ведут честный взаиморасчет с контрагентами, однако воруют у государства НДС, не выплачивая его и в конечном итоге все равно подставляя своих контрагентов.