Кому нужно проходить обучение по экологической безопасности?

Содержание

Кого нужно обучать по экологической безопасности и обращению с отходами?

Общие сведения и законодательные требования по обучению.

Одной из актуальнейших тематик на данный момент являются темы обучения, затрагивающие охрану окружающей среды и уменьшения воздействия на нее. К ним относится обучение по обращению с опасными отходами и экологической безопасности. Единственное, в чем остается разобраться при выборе обучающей программы – какую категорию сотрудников необходимо обучить. Ведь требования по прохождению обучения направлены не только на повышение уровня знаний специалистов. Они являются законодательным требованием, при нарушении которого предприятию могут грозить значительные штрафы.

Что касается требований законодательства, обучение по экологической безопасности является обязательным согласно ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ. Курс, посвященный обращению с опасными отходами – требование ст. 15 Закона «Об отходах производства и потребления».

Любое направление обучения проходят специалисты, получившие высшее или средне специальное, как правило, техническое образование.

Кому требуется пройти обучение по экологической безопасности?

Обучение по экологической безопасности делится на два основных курса:

  1. Первый предназначен для руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления. Длительность программы 72 часа.
  2. Второй требуется для специалистов экологических служб и систем экологического контроля. Длительность 200 часов.

Основное различие заключается в том, что первая программа рассчитана на специалистов любых предприятий и организаций, не связанных напрямую с решением вопросов охраны окружающей среды, но взаимодействующие с данной областью по роду своих должностных обязанностей. Например, сюда можно отнести главного инженера крупного производственного объекта, имеющего в своем штате отдел экологии. По продолжительности она занимает 72 часа, по стоимости — от 8500 рублей.

Обучение по второй программе уже направлено на руководителей и специалистов, непосредственно задействованных в организации управления охраной окружающей среды предприятия. Это могут быть руководитель отдела экологии, штатные экологи. Также данный вид обучения проходят сотрудники, назначенные на замещение должности эколога, а также экологи проектных организаций и государственных систем управления природопользованием и контроля за качеством окружающей природной среды. Здесь продолжительность курса уже составляет 200 часов, при начальной стоимости от 8500 рублей.

Оба курса можно пройти как очное, так и дистанционно.

Какой категории специалистов необходимо обучение по опасным отходам?

Что касается обучения по обращению с отходами, то оно требуется руководителям и специалистам предприятий и организаций, в ходе деятельности которых осуществляются процессы по управлению отходами, к которым относятся сбор, транспортировка, утилизация или размещение отходов. Проходят обучение лица, ответственные за систему управления отходами и непосредственно к ней причастные. Например, это могут быть водители транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных отходов, которые не могут быть допущены к работе без сертификата о прохождении необходимого обучающего курса.

Обучение по отходам также насчитывает два направления подготовки:

  1. Обучение по обращению с отходами 1-4 классов опасности.
  2. Профессиональную подготовку лиц по работке с отходами 1-4 классов опасности.

Профессиональная подготовка также рассчитана на следующий круг специалистов:

  • оказывающих влияние на систему управления отходами,
  • разрабатывающих мероприятия по уменьшению образования отходов,
  • осуществляющих контроль за системой оборота отходов,
  • руководящих внедрением новых технологий в данной области,
  • а также задействованных в прочих управленческих решениях, касающихся системы образования отходов и дальнейшей их утилизации.

Обе программы длятся 112 часов, начальная стоимость курса составляет 6500 рублей.

Для чего необходимо обучение?

Все виды обучения преследуют главную цель – повышение уровня знаний сотрудников предприятий в вопросах экологии, экологического законодательства, экологических рисков и их предотвращения. Обучение позволяет приумножить и обновить имеющиеся знания, а также получить новые, обеспечить в ходе производственного процесса предприятия, как свою безопасность, так и безопасность окружающей природной среды.

Определиться с категорией сотрудников, которых следует направить на обучение, руководителю предприятия поможет также и краткая программа курса, вопросы которой зачастую соответствуют непосредственным должностным обязанностям работников. Ее лучше уточнять в самом учебном центре перед началом обучения.

Программа обучения по экологической безопасности.

Что касается обучения по экологии, то конечно, программа, направленная на обучение специалистов, будет более расширенной и содержащий специфические вопросы. Так, например, в ее состав войдут:

  • сведения о проведении экологической экспертизы и аудита,
  • работе с программами по передаче отчетности в контролирующие организации,
  • экологическом проектировании,
  • существующих наилучших доступных технологиях и возможности их внедрения на предприятии.

Остальная часть вопросов схожа с программой, рассчитанной для специалистов общехозяйственных систем управления. Среди них будут рассматриваться такие темы, как:

  • экологическое законодательство – действующее, утратившее силу, нововведения и изменения в нем;
  • вопросы экономики и принципы платности природопользования;
  • экологическое нормирование на предприятии;
  • экологическая документация и отчетность производственных объектов;
  • управление природопользованием;
  • сведения об управлении отходами предприятия;
  • проведение производственного контроля;
  • возникновение ответственности за нарушения экологического законодательства.

Курс обучения по обращению с отходами.

Программа курса по обращению с отходами состоит из следующих основных информационных блоков:

  • требования действующего экологического законодательства в области управления отходами;
  • свойства опасных отходов и их обезвреживание;
  • нормирование;
  • основные этапы обращения с отходами;
  • осуществление на предприятии экологического контроля;
  • экономические основы природопользования;
  • документация в области управления отходами предприятия;
  • лицензирование деятельности, связанной с отходами.

Профессиональная подготовка, помимо того, что раскрывает все вышеперечисленные вопросы более расширенно и подробно, содержит такие темы, как:

  • проектирование полигонов для хранения и захоронение отходов,
  • транспортировка отходов,
  • а также сведения о методах аналитического контроля области, связанной с процессами образования и дальнейшего управления отходами.

Ответственность за отсутствие обучения.

Не стоит забывать, что отсутствие обучения у ответственных сотрудников может выявиться, например, во время проверки контролирующей организацией. Этот факт может быть причислен к нарушениям экологического законодательства, а предприятие — получить значительные штрафы согласно «Кодексу об административных правонарушениях».

Ответственность за отсутствие любого из перечисленных ранее видов обучения правомерно устанавливать на основании содержания статьи 8.1 КоАП, которая регламентирует экологические требования по отношению к хозяйственной деятельности природопользователей. По данной статье штраф для предприятия может составить до 100 тысяч рублей и до 5 тысяч для должностного лица.

Также нарушения может повлечь и безграмотная деятельность персонала, вовремя не обученного по соответствующему направлению, что также карается согласно вышеуказанным документам. Например, по статье 8.2 КоАП, при неверном обращении с отходами штраф для предприятия может составить до 250 тысяч рублей. Также он не обойдет и должностное лицо, которому нарушение обойдётся в сумму до 30 тысяч рублей.

Кроме того, неправомерная деятельность предприятия в отношении окружающей среды может определяться содержанием одной их статей 8 главы КоАП и обходиться как значительными денежными штрафами, так и приостановлением деятельности объекта.

Обучение по охране окружающей среды и экологической безопасности

В 2015г. экологическое законодательство претерпело значительные изменения. Поменялись положения ряда нормативно-правовых актов: статьи законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», а в октябре 2015г. Правительство Российской Федерации выпустило Постановление № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». Соответствующие изменения вступают в законную силу поэтапно: с 1 января 2015, 2016, 2018, 2019 и 2020 гг.

Так, с 1 января 2016г. осуществление деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности без лицензии не допускается. До указанного срока все юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на получение лицензии (а также внесение изменений в действующую лицензию по установленным причинам) обязаны подать документы в Росприроднадзор, выполнив требования экологического законодательства. При этом, если лицензия была получена до 01.07.2015г. ее действие сохранится до 01.01.2019г.

Одним из требований к соискателю лицензии является наличие у лицензиата профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV классов опасности, отсутствие которой признается одним из грубейших нарушений при проведении лицензионного контроля у компаний, уже имеющих лицензию.

Подготовку лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности можно пройти в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность. Обучение проводится в соответствии с Приказом Минприроды России от 18 декабря 2002г. № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» которым утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, согласованная с Минобрнауки России.

Следует отметить, что дополнительных требований к организациям, осуществляющим подготовку лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности, в том числе ведения Минприроды России реестра организаций, осуществляющих подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности, законодательством в области обращения с отходами и в сфере образовательной деятельности не предусмотрено.

Наряду с профессиональным обучением обращению с отходами существуют и другие курсы в области охраны окружающей среды (ООС) и экологической безопасности (ЭБ), прохождение которых так же обусловлено требованиями законодательства. Рассмотрим подробнее…

Виды обучения по ООС и ЭБ:

  1. Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности.
  2. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
  3. Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности.
  4. Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб.

Принципиальные отличия различных видов обучения по охране окружающей среды и экологической безопасности

Обучение Контингент обучающихся лиц Документ, подтверждающий прохождение обучения Основание проведение обучения
Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности Руководитель и работники организации, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами Свидетельство (сертификат) ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

п. 3 г) Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления Руководители и специалисты организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду Удостоверение о повышении квалификации ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности Руководители и специалисты, ответственные за деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности и допущенные к данной деятельности Удостоверение о повышении квалификации ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

п. 3 г) Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»

Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб Руководители и специалисты экологических служб организаций, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду Удостоверение о повышении квалификации ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Итак, при изучении таблицы становится ясно, что профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами имеет принципиальные отличия от других представленных видов обучения, и главное из них — это документ, подтверждающий факт проведения подготовки, а именно, свидетельство (сертификат), а не удостоверение о повышении квалификации как у других. Объясняется данное различие, во-первых, положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», где четко сформулировано каким документом должна быть подтверждена профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами. Во – вторых, согласно Разъяснениям об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 07.05.2014г, № АК-1261/06) профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV классов опасности не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (примечание, не путать с «подготовкой»), а следовательно факт проведения данного обучения и не может подтверждаться ни удостоверением о повышении квалификации, ни дипломом.

Обращаем внимание, что к освоению дополнительных профессиональных программ, допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование, т. е. лица, имеющие квалификацию или, находящиеся в процессе ее получения, а допуск к освоению профессиональной подготовки на право работы с отходами I-IV классов опасности ограничивается законодательно закрепленными требованиями безопасности по допуску работы с опасными отходами, среди которых нет требований к уровню образования лица планирующего обучиться по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, освоение которой и является допуском к данным работам.

Как выглядит документ, удостоверяющий факт проведения обучения

Форма и вид документа, подтверждающего факт проведения обучения образовательная организация определяет и утверждает на локальном уровне. Любой вид свидетельства (сертификата), удостоверения о повышении квалификации, заверенный подписью руководителя и печатью обучающей организации является легитимным.

В каком виде и в какие сроки проводятся обучения по ООС и ЭБ

Допускаются разные варианты освоения программ по ООС и ЭБ: очные – практические занятия, лекции, семинары, круглые столы, в том числе дистанционные формы (вебинары, онлайн трансляции, видеолекции) и заочные.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации от 16 до 250 часов, профессиональной переподготовки – свыше 250 часов) определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Срок проведения профессиональной подготовки лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности регламентирован, т.к. определяется примерной программой утверждённой законодательством, и составляет 112 часов.

Содержание основных программ по ООС и ЭБ

Основные обязательные вопросы, освещаемые при проведении профессиональной подготовки лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности:

  1. Основы законодательства в области обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с отходами в РФ.
  2. Обращение с опасными отходами.
  3. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду.
  4. Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами.
  5. Лабораторно-аналитическое обеспечение деятельности в области обращения с отходами.
  6. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с опасными отходами.
  7. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.
  8. Контроль за деятельностью в области обращения с опасными отходами.
  9. Организация управления потоками отходов на уровне субъекта РФ, муниципального образования, промышленного предприятия.
  10. Организация обращения с ТБО.
  11. Транспортирование, использование, обезвреживание опасных отходов.
  12. Проектирование и эксплуатация объектов размещения отходов.

Примерные вопросы, освещаемые при проведении курса: «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления»:

  1. Российское законодательство в области экологической безопасности и ООС.
  2. Система государственного управления в области ООС. Государственный экологический контроль (надзор).
  3. Природопользование, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
  4. Система документации по вопросам ООС.
  5. Организация и проведение производственного экологического контроля на предприятии.
  6. Нормативные и качественные показатели состояния окружающей среды.
  7. Воздухохранная деятельность на предприятии.
  8. Порядок использование водных ресурсов.
  9. Безопасное обращение с отходами на предприятии.

Примерные вопросы, освещаемые при проведении курса: «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб»:

  1. Экологическое законодательство РФ.
  2. Государственный экологический контроль.
  3. Документирование деятельности по обеспечению экологической безопасности.
  4. Экологическая сертификация и стандартизация.
  5. Планирование мероприятий по ООС.
  6. Нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых воздействий на ОС.
  7. Воздухохранная деятельность на предприятии.
  8. Безопасное обращение с отходами.
  9. Экономические методы регулирования в области ООС.
  10. Плата за негативное воздействие на ОС.
  11. Экологический ущерб и порядок возмещения ущерба.

Ответственность за отсутствие обучения

Отсутствие обучения по ООС и ЭБ во исполнение требований ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствие со ст. 8.2. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц — до тридцати тысяч рублей;
  3. на индивидуальных предпринимателей до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. на юридических лиц — до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отсутствие обучения по ООС во исполнение требований ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствие со ст. 8.1. КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц — до пяти тысяч рублей;
  3. на юридических лиц — до ста тысяч рублей.

Ответственность за невыполнение лицензионных требований на осуществление деятельности в области обращения с отходами

В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч пятисот рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья;
  2. на должностных лиц — до пяти тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья;
  3. на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  1. на граждан в размере до двух тысяч рублей;
  2. на должностных лиц — до четырех тысяч рублей;
  3. на юридических лиц — до сорока тысяч рублей.

В соответствии со ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

То же деяние совершенное организованной группой и (или) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Должен ли руководитель проходить обучение по экологии?

Нормативная документация по экологической безопасности:

  • Конституция РФ.
  • Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ;
  • Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ;
  • Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (извлечения);
  • Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (извлечения);
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  • Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370»
  • Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»
  • Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 №698 «Об утверждения Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»
  • Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»
  • Постановление ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  • Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;
  • Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»;
  • Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
  • Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
  • Приказ МПР России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
  • Приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»;
  • Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты»;
  • Приказ Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717»;
  • ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  • ГОСТ Р 14.03-2005. Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация;
  • Письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха»;
  • Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;
  • Приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
  • Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов»;
  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 N 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»;
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
  • Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами».
  • Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора»;
  • Приказ Минприроды России от 04.08.2017 № 435 «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке»;
  • Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Обучение по экологии руководителей и специалистов. Периодичность обучения

Давайте разберемся кто должен проходить обучение по экологии руководителей и специалистов на предприятии и какова периодичность этого обучения. Не путать с обучением лиц, ответственных за обращение с опасными отходами!

Лисичникова Людмила Задать вопрос Периодичность обучения в настоящее время нормативно-правовыми актами не установлена! Это означает, что если у руководителя и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды уже есть обучение по соответствующей программе ( обязательно должна быть ссылка на ст. 73 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), то больше ему обучаться не надо.

Если будут приняты какие-либо изменения в этом вопросе, то эта статья будет дополнена новой информацией.

Интернет пестрит информацией о периодичности данного обучения ( 5 лет) — это ложная информация обучающих организаций, для того чтобы лишний раз собрать с вас деньги!

Поэтому, срок действия обучения по экологии руководителей и специалистов — в настоящее время БЕССРОЧНО.

Подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Обучение по экологии руководителей и специалистов -кто должен проходить обучение по экологии?

Таким образом, если предприятие осуществляет вышеперечисленные виды негативного воздействия на ОС, то руководитель предприятия и ответственные должностные лица в обязательном порядке должны иметь обучение по программе, в которой есть ссылка на ст. 73 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В настоящее время пройти такое обучение — не проблема. В интернете очень много организаций, готовых дистанционно провести обучение, смысл которого заключается в ответах на тестовые вопросы.

Если у предприятия имеются назначенные приказом ответственные за экологическую безопасность лица, то возникает необходимость обучения и этих должностных лиц.

Хочу обратить внимание, что в программе ПЭК имеется:

раздел V — Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

Должностные лица, указанные в этом разделе также должны быть обучены, т.е. иметь подготовку в области ООС и ЭБ.

Ответственность за отсутствие обучения по экологии у руководителей и специалистов

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях данная ответственность не установлена!

Опять же на сайтах обучающих компаний для устрашения расписаны размеры штрафов — от 1 тыс. и выше. Но это не соответствует действительности.

Все что вам грозит за данное нарушение — это получение предписания, за невыполнение которого ваше предприятие уже могут оштрафовать.