ККТ 54 ФЗ

Новый порядок применения ККТ – новые возможностиУ предприятий торговли осталось не так много времени для того, чтобы подготовиться к работе по новым правилам использования контрольно-кассовой техники (далее – ККТ). Так, уже после 1 февраля 2017 года налоговые органы перестанут регистрировать ККТ, не соответствующую новым требованиям. А начиная с июля будущего года все предприятия и ИП, применяющие кассовую технику, будут обязаны обеспечить передачу фискальных данных в электронном виде напрямую в налоговые органы, а также выдавать кассовые чеки или бланки строгой отчетности (далее – БСО) нового образца (ч. 1, ч. 3, ч. 6. ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 290-ФЗ).

В ФНС России в связи с переходом к новому порядку неоднократно отмечали, что действующие правила применения ККТ слишком громоздки, а их соблюдение весьма трудозатратно. В частности, налогоплательщикам приходится тратить много времени и сил на регистрацию и перерегистрацию ККТ, а также на сдачу налоговой отчетности – дело в том, что до поправок законодательство не учитывало возможностей современных IT-систем и облачных технологий, которые могли бы облегчить жизнь налогоплательщикам. Кроме того, налоговики обращают внимание на слабую защищенность фискальных данных, формируемых с помощью устаревших кассовых аппаратов – нередко их показания попросту «скручиваются», и это приводит к налоговым недоимкам.

Применение онлайн-касс, уверяют в ФНС России, поможет снизить ежегодные расходы бизнеса на обслуживание ККТ, а также легализует оборот торговли и услуг. Кроме того, налоговая служба обещает снизить интенсивность проверок бизнеса в связи с переходом к электронной отчетности. При этом Минфин России особо подчеркивает, что эти изменения не направлены на сбор информации о покупателях (письмо Минфина России от 21 марта 2016 г. № 03-01-15/15736).

МНЕНИЕ

Андрей Бударин

Андрей Бударин, и. о. начальника Управления оперативного контроля ФНС России:

«Одна из основных задач перехода на новый порядок применения ККТ – это «сведение на нет» проверок непосредственно в месте применения ККТ. Оперативное получение информации о расчетах ляжет в основу автоматизированной системы контроля за полнотой учета выручки, которая позволит сосредоточиться на зонах риска совершения правонарушений. Благодаря риск-ориентированному подходу ФНС России уже обеспечила за последние пять лет снижение количества проверок на 38% (с 278 тыс. до 173 тыс. в год), при этом их результативность возросла с 54% до 86%. С переходом на новый порядок планируется кардинально сократить количество проверок пользователей ККТ».

Между тем последние поправки в закон о ККТ, за малым исключением, уже действуют, и у предприятий торговли появилась возможность добровольно перейти на новые правила до наступления 1 февраля. При этом переходный период – это не только шанс для разработчиков «обкатать» механизм работы онлайн-касс, но и возможность для бизнеса сэкономить при переходе к новым правилам.

О том, что ожидает предпринимателей при переходе к новому порядку и как можно избежать при этом лишних трат, а также на какие нюансы при этом следует бизнесу обратить внимание – в материале.

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Сорокин

Сорокин Александр,
начальник отдела методологии
автоматизированного контроля учета выручки Управления оперативного
контроля ФНС России

20 апреля 2017 года

Переход на новый порядок применения ККТ: передача фискальных данных в
налоговые органы.

Принять участие

Схема работы онлайн-ККТ

Согласно новым правилам работы с ККТ, с июля будущего года продавец будет обязан не только выдать покупателю кассовый чек или БСО на бумажном носителе, но и направить электронный фискальный документ по желанию клиента в его адрес (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – закон о ККТ).

Однако интернет-магазины распечатывать фискальные документы на бумажном носителе не должны. Кассовые чеки и БСО будут направляться покупателю только в электронной форме (п. 5 ст. 1.2 закона о ККТ).

Одновременно продавец должен будет обеспечить передачу электронных данных о совершенной покупке в налоговую инспекцию через оператора фискальных данных (далее – ОФД) (абз. 3 п. 2 ст. 4.5 закона о ККТ).

А в случае перебоев в работе оператора связи или ОФД, подчеркивает Андрей Бударин, ККТ будет накапливать фискальную информацию, и автоматически направит ее в адрес ФНС России, когда связь будет восстановлена.

Кто обязан работать по новой схеме

Для торговых предприятий и ИП, выбравших специальные налоговые режимы, а также осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов, требования закона о ККТ на которых сейчас не распространяются, использование онлайн-касс также станет обязательным. Однако это произойдет позднее – переход к онлайн-кассам для них откладывается до 1 июля 2018 года. Такую же отсрочку получат и налогоплательщики, выполняющие работы и оказывающие услуги населению (ч. 7-8, ч.11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, письмо ФНС России от 15 августа 2016 г. № ЕД-3-20/3721@).

Но перечень видов деятельности, для осуществления которых ИП и организации вправе не пользоваться ККТ вовсе, сохранен. Более того, он расширен, и теперь среди таких видов следующие:

  • ремонт и окраска обуви;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений и т. д. (абз. 11, абз. 13-14, абз. 17 п. 2 ст. 2 закона о ККТ).

В то же время пользователи смогут применять ККТ в оффлайн-режиме, если они работают в отдаленных местностях, где отсутствует возможность подключиться к Интернету. При этом каких-либо послаблений в части требований к применяемой ими кассовой технике законом о ККТ не предусмотрено. Перечень таких территорий позднее подготовит Минкомсвязь России (п. 7 ст. 2 закона о ККТ, ч. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).Также без ККТ смогут обойтись ИП и юрлица при осуществлении расчетов между собой с использованием электронных средств платежа – например, платежных систем (п. 9 ст. 2 закона о ККТ).

Какую ККТ можно будет использовать по новым правилам?

В связи с поправками ощутимо поменялись требования к ККТ, применяемым в онлайн-режиме. Так, по сравнению с прежними стандартами – напомним, зарегистрировать по старым правилам ККТ еще можно до 1 февраля будущего года – спрос с онлайн-касс будет строже. Согласно новым правилам ККТ должна, в частности, уметь формировать фискальные документы в электронной форме и автоматически направлять их оператору фискальных данныхи печатать на чеке QR-код размером не менее 20 х 20 мм, в котором будут зашифрованы реквизиты проверки подлинности фискального документа и т. д. (абз. 8-10, абз. 13, абз. 19 ст. 4 закона о ККТ).

Между тем, с развитием требований к кассовому оборудованию растут и возможности ККТ, развивает тему член совета директоров и акционер компании по производству торгового оборудования «Эвотор» Алексей Макаров. Так, на смену обычным кассам постепенно приходят современные смарт-терминалы, которые уже представлены на рынке, рассказывает бизнесмен. Эти аппараты не только полностью отвечают требованиям нового закона, но и совместимы с различными облачными сервисами развития бизнеса. Они способны также увеличить доходы предпринимателя за счет приема банковских карт, реализации программ лояльности и управления товарными потоками. «Подобные «умные» терминалы способны поднять бизнес на качественно новый уровень, делая возможности большого бизнеса доступными для малого», – подчеркивает эксперт. Стоимость таких устройств сравнительно невысока – от 18 тыс. руб., уточняет Алексей Макаров.

Кроме того, добавляет Андрей Бударин, в качестве устройства ввода информации в составе современной ККТ могут быть использованы стационарные и мобильные компьютеры, в том числе смартфоны и планшетные компьютеры. Эта возможность также способна сделать пользование кассовой техникой более удобным.

Информацию о соответствующих новым требованиям кассовом оборудовании и фискальных накопителях (ФН), которые пришли на смену электронной кассовой ленте (ЭКЛЗ), ФНС России объединит в рамках соответствующих реестров до 1 февраля 2017 года. Причем в этих реестрах будут содержаться сведения не только о моделях ККТ и ФН но и о каждом произведенном экземпляре оборудования. Именно этими сведениями ИП и организации должны будут руководствоваться при выборе и покупке кассовой техники (абз. 21-22 ст. 1.1, п. 1 ст. 3 закона о ККТ, ч. 10 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Так, по словам Андрея Бударина, первая модель ФН уже включена в соответствующий реестр. В то же время темпы наполнения сведениями новых реестров целиком зависят от производителей кассовой техники: «Как только производитель заявляет новую модель или экземпляр кассового аппарата или фискального накопителя, он появляется в реестре и публикуется на сайте после прохождения необходимых процедур», – подчеркивает представитель ФНС России.

Каков теперь порядок регистрации и перерегистрации ККТ?

Прежде чем обращаться в налоговую инспекцию для постановки кассового аппарата на регистрационный учет, пользователь ККТ должен будет сперва решить некоторые технические задачи. «Для того чтобы начать работу с онлайн-кассой, налогоплательщикам необходимо будет заключить договор с ОФД и обеспечить подключение кассового терминала к Интернету», – рассказывает генеральный директор компании «Электронный Экспресс» (УЦ ГАРАНТ) Алексей Пауков. «Стоимость годового обслуживания у ОФД для ИП и организаций составит от 3 до 5 тыс. руб. за единицу ККТ, подключенной к системе передачи данных. В то же время, эти цифры не являются окончательными – конечная цена услуг ОФД может варьироваться в зависимости от набора дополнительных услуг оператора», – добавляет эксперт.

Отметим, что к Интернету уже сегодня обязаны подключить свои кассовые аппараты все организации и ИП, за исключением тех, годовой доход которых равен или ниже 120 млн руб. (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»).

Также подчеркнем, что ОФД не вправе отказаться от заключения такого договора с пользователем (п. 6 ст. 4.6 закона о ККТ).

После заключения договоров с интернет-провайдером и ОФД можно приступать непосредственно к регистрационным процедурам. И тут, как отмечают эксперты, проявляется главное достоинство нового порядка работы с ККТ – возможность зарегистрировать кассовый аппарат удаленно.

«Ранее порядок регистрации ККТ требовал физического присутствия предпринимателя в налоговой инспекции. Причем посещать налоговый орган приходилось не один раз. Так, при регистрации кассы необходимо было сначала представить ее для осмотра. Потом, после заполнения необходимых документов, нужно было снова идти в налоговую, чтобы получить карточку регистрации ККТ. Более того, через год нужно было опять принести кассовый аппарат в инспекцию в связи с заменой ЭКЛЗ», – рассказывает председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. «Сейчас ситуация поменялась кардинально, все необходимые регистрационные действия можно осуществить через кабинет ККТ на сайте nalog.ru, без необходимости являться в налоговую инспекцию лично. Однако для этого пользователю понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись», – уточняет эксперт.

Добавим, что зарегистрировать или снять с учета ККТ можно в том числе и классическим способом – непосредственно в налоговой инспекции (п. 1, п. 10 ст. 4.2 закона о ККТ).

Если пользователь решит зарегистрировать онлайн-кассу дистанционно, ему необходимо будет направить посредством кабинета ККТ в адрес налоговой инспекции электронное заявление о постановке ККТ на регистрационный учет. После получения электронного заявления специалисты ФНС России в течение одного рабочего дня проведут проверку указанных в заявлении серийных номеров фискального накопителя и ККТ на их наличие в реестрах и направят пользователю регистрационный номер ККТ.

Этот номер, а также иные определенные законом сведения пользователь при помощи непосредственно самого кассового аппарата или компьютерно-кассовой системы, в состав которой входит ККТ, должен записать в фискальный накопитель и сформировать отчет о регистрации, который будет направлен ККТ в налоговый орган. Отчет можно передать также и на бумаге. Все это владельцу онлайн-кассы надлежит проделать в срок не позднее одного рабочего дня с момента получения им регистрационного номера ККТ. В результате сведения о конкретном кассовом аппарате и его пользователе будут отражены в журнале учета ККТ ФНС России (п. 3, п. 13 ст. 4.2 закона о ККТ).

В завершение регистрационных действий с ККТ налоговый орган направит в адрес пользователя электронную карточку регистрации ККТ, или карточку о снятии ККТ с регистрационного учета. Эти документы формируются в виде подписанного электронной подписью документа и направляются налоговым органом в адрес пользователя в течение пяти рабочих дней с даты завершения регистрации, перерегистрации или снятия ККТ с регистрационного учета через кабинет ККТ или посредством ОФД (п. 11 ст. 4.2 закона о ККТ).

Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ
поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.

Добавим, что в случае замены старого ФН на новый, например, в связи с истечением срока действия ключа фискального признака, потребуется перерегистрация ККТ. При этом необходимо будет сформировать и направить в налоговую инспекцию отчет о закрытии ФН указанными выше способами (абз. 2 п. 4, п. 8 ст. 4.2 закона о ККТ).

Таким образом, уже сейчас все регистрационные действия можно произвести дистанционно – без посещения непосредственно налоговой инспекции. Но это касается только кассового оборудования, отвечающего новым правилам. А устаревшую технику до окончания переходного периода можно зарегистрировать только в прежнем порядке (ч. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Модернизация ККТ – цена вопроса

Как подчеркивают в ФНС России, для начала работы по новым правилам не всем налогоплательщикам придется приобретать новую ККТ. Это будет необходимо только тем из них, которые используют оборудование, несовместимое с новым программным обеспечением и на которое невозможно установить ФН. Причем информацию о возможности модернизации ККТ можно получить непосредственно у ее производителя, или у уполномоченного центра технического обслуживания ККТ (далее – ЦТО), отмечает Андрей Бударин. Также, по словам представителя ФНС России, информацию о моделях ККТ, подлежащих модернизации ведомство планирует размещать на своем сайте.

По оценке Алексея Макарова, траты малого бизнеса на модернизацию одной кассы могут составить порядка 12-13 тыс. руб. Так, замена ЭКЛЗ на ФН фактически соответствует плановой замене ЭКЛЗ – в пределах 6 тыс. руб. Также может потребоваться обновить программное обеспечение кассового аппарата. На это также потребуется порядка 6-7 тыс. руб. При этом Андрей Карпов добавляет, что представители крупного бизнеса, которые используют более сложное и дорогое торговое оборудование, понесут более значительные издержки. Так, обновление одного только программного обеспечения компьютерно-кассовой системы может обойтись минимум в 8-10 тыс. руб. за кассу, подчеркивает эксперт.

В случае если модернизация устройства невозможна, нужно будет приобрести кассу, соответствующую новым требованиям. При этом, как показывает проведенное порталом ГАРАНТ.РУ исследование рынка, на приобретение такого аппарата организации или ИП придется истратить от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

А сэкономить на приобретении нового кассового аппарата налогоплательщик сможет, к примеру, заключив с тем или иным банком договор обслуживания системы приема платежных карт – договор эквайринга. В таком случае покупку кассового аппарата может профинансировать и само финансовое учреждение в надежде получать свои 2-3% от оборота по платежным картам. Кроме того, если предпринимателю удастся совместить по времени установку ФН с плановой сменой ЭКЛЗ, то на замене фискального устройства он практически ничего не потеряет. Так, если плановый срок замены ЭКЛЗ приходится на период с сентября 2016 года по февраль 2017 года, целесообразно заменить ЭКЛЗ сразу на ФН.

Необходимо также учитывать, что для модернизации кассового аппарата его необходимо предварительно снять с регистрации. И на это может потребоваться до пяти рабочих дней. Поэтому для сокращения времени простоя кассового аппарата целесообразно совместить обращение в налоговую инспекцию с заявлением о снятии ККТ с учета и сам процесс модернизации кассовой техники (п. 23 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Несмотря на то, что по новым правилам заключение договоров с ЦТО перестало быть обязанностью, эксперты все же призывают не спешить с отказом от услуг специалистов – экономия на техническом обслуживании вряд ли оправдает себя в будущем. «Сотрудничество с ЦТО поможет сократить риски выхода из строя кассового оборудования и увеличит срок его службы. Кроме того, предпринимателю не придется в срочном порядке искать техническую помощь в случае поломки. В результате он сэкономит свои время и деньги», – подчеркивает Алексей Макаров. Напомним, при регистрации кассовой техники по старым правилам, налогоплательщику необходимо представить в налоговую инспекцию договор технического обслуживания кассовой техники (абз. 3 п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями).

***

Говоря о реформе законодательства о ККТ, эксперты подчеркивают, что в новом законе, как и в любых крупных изменениях в законодательстве, есть свои плюсы и минусы. Так, Андрей Карпов отмечает, что очевидным эффектом от внедрения нового механизма взаимодействия добросовестных налогоплательщиков – пользователей ККТ и государства станет создание атмосферы доверия. Этому послужит не только запуск бесконтактной системы администрирования сферы использования ККТ, но и риск-ориентированный подход к проведению налоговых проверок. В то же время, продолжает эксперт, поправки в закон о ККТ фактически означают усиление контроля предпринимателей и малого бизнеса со стороны государства, а это, вкупе с повышением административной ответственности за нарушения в сфере использования ККТ, может еще больше увеличить издержки предпринимателей.

К слову, на необходимость снижения финансовой нагрузки на бизнес в связи с переходом на новые правила указывал и Президент РФ Владимир Путин. Так, президент в ноябре прошлого года предложил правительству проработать вопрос о законодательном закреплении особого налогового вычета для тех ИП и предприятий, которые будут переходить на новую форму работы. А в конце августа этого года Минфин России представил общественности соответствующий законопроект, в котором предлагается ввести для предпринимателей, применяющих ЕНВД и ПСН, налоговые вычеты в части расходов на приобретенную ККТ.

Тем не менее, остается надеяться, что бизнесу удастся оперативно приспособиться к новым реалиям в сфере ККТ с наименьшими затратами, а налоговые органы обеспечат предпринимателям комфортные условия для работы и развития.

Вопрос: О применении ККТ, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Письмо Минфина России от 03.03.2017 N 03-01-15/12207

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

В соответствии с новым порядком применения ККТ передача данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будет направляться в режиме реального времени (online), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств.

При этом принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Кроме того, новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России.

При этом Федеральным законом N 290-ФЗ определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения ККТ.

Также отмечаем, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 18416-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 — 2019 годов», которым вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс), предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

При этом размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 000 рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом) после 01.07.2018.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе ККТ, с помощью которой осуществляется передача фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и которая используется пользователями при оказании услуг, а также пользователями, применяющими упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, пользователями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, пользователями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, составляет не менее 36 месяцев со дня регистрации в налоговых органах ККТ, в фискальном накопителе которой используется указанный ключ фискального признака.

При этом согласно информации, предоставленной производителями ККТ, минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 тысяч рублей, которая включает в себя приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тысяч рублей, включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ составит порядка 4 — 6 тысяч рублей.

Также отмечаем, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты. Ежемесячные затраты за пользование Интернетом, по имеющимся данным, не превысят 50 рублей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети Интернет вышеуказанный перечень, а также внесенные в него изменения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

При этом приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 N 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 N 45053) установлено, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.

Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.

Федеральный закон №54-ФЗ был введен еще в 2003 году. Основная цель принятия — реальный расчет налоговой базы, контроль прибыли, обеспечение защиты прав потребителей. За эти годы закон претерпел немало изменений, и самые значимые произошли с принятием в 2006 году Федерального закона №290-ФЗ. Торговые процессы требовали внедрения современных технологий, поэтому законодательство обязало практически всех предпринимателей перейти на ККТ, передающую данные о платежных операциях в ИФНС в режиме онлайн.

Первыми перейти на новые правила торговли были обязаны бизнесмены, уже применявшие в своей деятельности кассы с ЭКЛЗ. Для них был установлен срок — 1 февраля 2017 года. В начале июля того же года на применение онлайн-кассы перешли розница и общепит, реализующие подакцизные товары (сигареты, алкоголь и прочее).

Следующий этап перехода состоялся ровно через год. Тогда контрольно-кассовая дисциплина коснулась сфер торговли и общественного питания, где в штате есть сотрудники. Предприниматели сферы услуг, использующими труд наемных работников, и владельцы торговых точек, реализующие товар самостоятельно (без привлечения персонала), получили отсрочку до 1.07.2019.

А 6 июня того же года Президент РФ подписал Федеральный закон №129-ФЗ, который внес новые поправки. Согласно статье 2 этого нового законодательного акта, ИП без сотрудников при выполнении работ, оказании услуг или продаже изделий собственного изготовления освобождены от применения кассы до 2021 года. Основные изменения, внесенные этим нормативным актом, коснулись статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

В статье мы расскажем о содержании этого нормативного акта, рассмотрим, кто был обязан перейти на кассы до принятия поправок, кто из перечня получил отсрочку, кому позволено вообще работать без ККМ. Также вы узнаете о нюансах применения онлайн-касс при расчетах между ООО и ИП.

Переходите на онлайн-кассу? Подберем ККТ для ИП и ООО за 5 минут.
Оставьте заявку и получите консультацию.

О чем говорится в ст. 2 54-ФЗ

Пункт 1 регламентирует, что ККТ не нужна кредитным учреждениям, но они обязаны вести учет и составлять перечень всех имеющихся в собственности банкоматов и терминалов, с помощью которых клиенты могут вносить платежи, снимать наличные, проводить иные операции. Формат перечня и порядок его направления в ФНС устанавливает Центральный Банк, согласуясь с уполномоченным органом. В пункте 2 статьи 2 54-ФЗ перечислены организации и ИП, которые в силу деятельности могут не применять контрольно-кассовое оборудование. Подробнее о них мы расскажем ниже.

Пункт 2.1 говорит о том, что ряд предпринимателей (о них мы расскажем ниже), на патенте могут работать без ККМ, если выдают платежный ордер, распечатанный в типографии и содержащий реквизиты, установленные в ст. 4.7 данного закона. После поправок, внесенных Федеральным законом №192-ФЗ, эти виды деятельности также подпали под контрольно-кассовую дисциплину, и часть предпринимателей обязана установить кассы до 1.07.2019.

К таковым относятся хозяйствующие субъекты, занятые в рознице, реализующие чужой товар (сотрудничество с поставщиками) и работающие в одиночку. Также касса понадобится представителям сферы услуг (с сотрудниками). О бизнесменах, которым касса пока не нужна в силу принятых 6 июня поправок, расскажем позже.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона 54-ФЗ разъясняет нюансы применения ККМ в труднодоступных и удаленных от сетей связи местностях. Если предприниматель осуществляет деятельность в местности, где отсутствует стабильное покрытие сети, он обязан установить кассу и внедрить в нее фискальный накопитель для хранения информации. Подключать оборудование к интернету и передавать данные в режиме онлайн не нужно.

Что касается труднодоступных поселений, здесь предприниматели полностью освобождены от онлайн-кассы, но обязаны вести всю необходимую документацию. Этот момент регламентирует пункт 7. Вместо чека, кассир выдает покупателю иной документ, подтверждающий факт расчета. Он должен быть оформлен в соответствии со ст. 4.7 54-ФЗ.

  • Аренда онлайн-кассы МТС касса 5

    56 отзывов

    2 200 ₽1 700₽

    1 700₽

    ЗаказатьЕсть в наличии

  • Аренда онлайн-кассы МТС касса 7

    43 отзыва

    2 700 ₽1 700₽

    1 700₽

    ЗаказатьЕсть в наличии

Преференция не распространяется на районные центры и поселения с численностью населения от 10 000 человек. Список удаленных и труднодоступных местностей составляет региональное правительство. Ознакомиться с перечнем можно на его интернет-ресурсе.

Пункт 5 поясняет, что ФАП и аптеки, расположенные в поселке, селе, деревне, в которой отсутствуют иные точки реализации лекарственных препаратов, также могут работать без ККМ.

От контрольно-кассовой дисциплины освобождены также и церкви, храмы, которые оказывают ритуальные услуги (крещение, венчание и прочее) и реализуют религиозную атрибутику (иконы, книги, свечи, кресты). Об этом говорит пункт 6.

Пункт 8 разъясняет, что организации и ИП, которые подпадают под действие положений пп. 2, 3 и 5 54-ФЗ, но держат в собственности вендинговые аппараты и с их помощью реализуют товары, лекарственные препараты, продукты питания, а также продают подакцизные товары, обязаны установить кассу в установленный срок.

Освобождение получили ООО и ИП, осуществляющие расчеты исключительно между расчетными счетами. Этот момент закреплен в пункте 9 и требует более подробного разбора моментов, когда онлайн-касса все же необходима.

Пункт 10 регламентирует, что все учреждения, которые относятся к муниципалитету, организуют платные парковочные места и взимают плату за право пользования ими, а вырученные деньги направляют в бюджет, могут работать без ККМ.

Пункт 11 ст. 2 54-ФЗ о применении ККТ предусматривает выдачу фискального документа или отправку его электронной копии потребителю услуг страховой компании.

В пункте 12 речь идет о государственных и муниципальных библиотеках, которые освобождены от онлайн-касс. Перечень платных услуг, которые можно оказывать без выдачи чека, формирует Правительство РФ.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен — Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Какие изменения внес закон №129 -ФЗ в статью 2 54-ФЗ

В связи с вступившим недавно в силу Федеральным законом № 129-ФЗ нормативный акт, регулировавший применение ККТ, претерпел некоторые изменения.

Во-первых, ст. 2 закона 54-ФЗ дополнилась двумя новыми пунктами — 13 и 14. В первом указан перечень организаций, на которые не распространяется контрольно-кассовая дисциплина. Сюда вошли образовательные заведения, физкультурно-оздоровительные комплексы, дома культуры, дома ремесел и прочие учреждение, организующие культурные мероприятия и досуг для граждан.

В п. 14 сказано, что ККМ могут не применять ИП при продаже абонементов или входных билетов на посещение государственных или муниципальных театральных учреждений при условии, что реализация осуществляется не в помещении. Также преференция не распроняется, если билеты или абонементы реализуются через интернет-магазин.

Во-вторых, изменилось содержание абзаца 17 п.2 ст.2 закона 54-ФЗ, в котором говорилось об освобождении от установки онлайн-кассы собственников недвижимости, сдающих в аренду жилье. Теперь речь идет об аренде квартиры или частного дома вместе с парковочным местом, также находящимся в собственности.

Кассы для ИП на ЕНВД и ПСН. Установим и зарегистрируем за 1 день.
Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

54-ФЗ статья 2 пункт 2 подпункт 2.1: перечень предпринимателей, которые получили отсрочку

Здесь мы рассмотрим, каких предпринимателей контрольно-кассовая дисциплина коснется уже в этом году, а кто получил отсрочку. В пункте 2.1 (введен 192-ФЗ) ст. 2 Закона 54-ФЗ были указаны виды деятельности, занятые в которых бизнесмены могли не применять ККМ, если выдавали клиентам БСО, до 1 июля 2019 года. Сюда вошли:

  • услуги парикмахера, косметолога, визажиста;
  • услуги ветеринара;
  • ремонт бытовой, электронной техники, компьютеров;
  • шиномонтаж, автомойки, техобслуживание;
  • услуги фитнес-центров;
  • реализация добычи охотником;
  • оказание частных медицинских услуг;
  • реализация молока и продуктов его переработки;
  • осуществление рыболовной деятельности, реализация рыбы и готовых изделий из нее;
    перевозка пассажиров и грузов.

То есть изначально эти сферы подпадали под контрольно-кассовую дисциплину. Но с приближением срока перехода представители микробизнеса столкнулись с рядом проблем. Основная — расходы на приобретение кассового оборудования, фискального накопителя, подключение к оператору фискальных данных оказались неподъемными для некоторых бизнесменов. Затраты на покупку ККТ вкупе с прочими расходами в среднем составляют 30 000-40 000 рублей.

К тому же общественность всколыхнул законодательный акт о налоге на профессиональную деятельность. Пока он действует в тестовом режиме на территориях Москвы, Московской и Калужской областей, Республики Татарстан. После вступления в силу каждый самозанятый, проживающий в этих регионах, обязан зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и отчислять в бюджет процент от полученной суммы дохода. Правительством были предусмотрены следующие налоговые ставки: 4 % — при оказании услуг или работ физическому лицу, 6 % — при получении платежа от юридического лица.

Под понятие «самозанятые» попали граждане, которые изготавливают и продают хенд-мейд (вязаные вещи, игрушки, вышивку, дизайнерские украшения, предметы народного промысла и прочее), реализуют выпечку, консервацию, иные продукты питания, произведенные самостоятельно, оказывают услуги и выполняют работы. По закону для осуществления расчетов самозанятым ККМ не требуется.

В итоге возникла некоторая несправедливость из-за того, что ИП (не имеющих в штате привлеченных сотрудников), ранее применявших ПСН и ЕНВД, занятых в сфере услуг и торговли изделиями собственного производства, также можно было отнести к категории самозанятых. Однако в отношении их законодательство предусматривало переход на контрольно-кассовую технику. Чтобы устранить это разногласие, депутаты Госдумы во главе с Андреем Макаровым (Комитет по бюджету и налогам) внесли законопроект, предусматривающий для таких бизнесменов отсрочку перехода на 2 года.

А 6 июня Президент подписал Федеральный закон №129-ФЗ, после чего многие бизнесмены, осуществляющие деятельность в одиночку, смогли вздохнуть свободно. Чтобы было более понятно, кто получил право работать по-старому, и в каких случаях все же потребуется ККМ, рассмотрим несколько примеров.

Пример №1. Автослесарь зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, занимается ремонтом и обслуживанием автотранспорта самостоятельно. Может воспользоваться отсрочкой. Если в мастерской продает запчасти, моторное масло, шины, то обязан приобрести кассовый аппарат сейчас.

Пример №2. Владелец небольшого кафе (без наемного персонала) реализует собственную выпечку и готовые блюда — получил отсрочку. Если бизнесмен решил расширить меню и заключил договор на поставку продукции с контрагентом, он лишается права на отсрочку. Также обязанность установить кассовое оборудование в течение 30 дней наступит после заключения хотя бы одного трудового договора.

  • для маркировки

    Атол Sigma 7

    50 отзывов

    19 700 ₽17 400₽

    17 400₽

    ЗаказатьЕсть в наличии

  • Меркурий 115Ф

    94 отзыва

    7 250 ₽6 200₽

    6 200₽

    ЗаказатьЕсть в наличии

  • для маркировки

    МТС Касса 5

    17 отзывов

    14 900 ₽13 500₽

    13 500₽

    ЗаказатьЕсть в наличии

  • ПТК MSPos-K

    101 отзыв

    15 200 ₽13 900₽

    13 900₽

    ЗаказатьЕсть в наличии

  • Эвотор 7.2

    156 отзывов

    19 300 ₽18 500₽

    18 500₽

    ЗаказатьЕсть в наличии

Кто может не применять кассу согласно п. 2 ст. 2 закона 54-ФЗ

П. 2 ст. 2 54-ФЗ регламентирует сферы деятельности, полностью освобожденные от контрольно-кассовой дисциплины. То есть они вправе работать без ККМ и не обязаны выдавать какие-либо документы, подтверждающие оплату. Вы можете работать по старым правилам, если:

  • принимаете платежи на расчетный счет в банке только от ИП и ООО;
  • применяете специальный режим НПД;
  • занимаетесь изготовлением ключей или ремонтом обуви;
  • реализуете продукцию на ярмарках, рынках при условии отсутствия помещения;
  • осуществляете торговлю через автоматы, не подключенные к сети электропитания и принимающие исключительно монеты (обычно они применяются для продажи небольших игрушек, жевательных резинок, конфет и прочего);
  • осуществляете разносную торговлю, продажу с лотков (например, пирожки, напитки, мороженое в электричках или поездах);
  • реализуете печатную продукцию (не менее 50 % от всего ассортимента товаров);
  • торгуете мороженым и лимонадом, квасом, молоком на розлив;
  • осуществляете сезонную продажу овощей, живой рыбы и прочих товаров вразвал;
  • оказываете услуги носильщиков, выполнение работ по хозяйству (например, расколка дров);
  • сдаете жилье совместно с парковочным местом (если оно находится в собственности) в аренду.

Ознакомиться с полным списком освобожденных можете в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ.

Как вести безналичные расчеты ИП и ООО согласно п. 9 ст. 2 54-ФЗ

Изменения в законе о кассах не до конца прояснили вопрос по установке ККМ в 2019 году для расчетов между ООО и ИП, положение о которых закреплено в п. 9 ст. 2 54-ФЗ. В своих Письмах Минфин и ФНС дали подробные разъяснения по этому поводу.

ООО или ИП получает деньги от контрагентов, которые также зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или организаций, исключительно на расчетный счет — выдавать чек клиенту не нужно, также не требуется отправка электронной копии в налоговую.

Подотчетник оплачивает услуги/покупки и переводит деньги со своей либо корпоративной карты — организация-контрагент в качестве подтверждения оплаты обязана выдать ему платежный ордер.

Выдачу денежных средств из кассы подотчетному лицу, а также возврат остатков фиксировать с помощью кассового аппарата не нужно. Также касса не понадобится, если вы принимаете платежи с помощью систем интернет-банкинга. Однако при проведении платежных операций с помощью онлайн-кошельков, организация, на чей счет были зачислены средства, должна направить клиенту электронный чек.

Если контрагент оплачивает ваши товары/услуги/работы через банк с применением платежного поручения или квитанции, и чек выдает ФКО, обязанность применять контрольно-кассовую технику наступит в этом году.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес.
Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Оцените, насколько полезна была информация в статье?