Какой человек по охране труда?

Содержание

Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Специалист или служба?

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.

📌 Реклама Отключить

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.

К сведению

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.

Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?

Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.

Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда. Согласно его требованиям работник, выполняющий функции охраны труда в компании, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если профильного высшего образования нет, работник должен пройти профессиональную переподготовку в данной области.

При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

📌 Реклама Отключить

Варианты поручения функций специалиста по охране труда

Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.

Численность работников более 50 человек

Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.2ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым. Приведем пример соглашения на стр. .

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

📌 Реклама Отключить

Численность работников менее 50 человек

В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

Дополнительное соглашение № 1

к трудовому договору от 10.10.2012 № 21

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ООО «Ромашка»), именуемое в дальнейшем Работодателем, в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании устава и трудового договора от 14.02.2010, с одной стороны, и специалист отдела кадров Петрова Анна Петровна, именуемая в дальнейшем Работником, с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:

1. С 23.10.2017 Работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения должности специалиста по охране труда.

2. Работник выполняет должностные обязанности в объеме 40 % работы, определенной должностной инструкции специалиста по охране труда, утвержденной приказом ООО «Ромашка» от 14.01.2016 № 05/01:

2.1. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

2.2. Контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.

2.3. Осуществляет проверку знаний работников о требованиях охраны труда.

2.4. …

3. За совмещение должности специалиста по охране труда Работник получает ежемесячную доплату в размере 10 000 (десять тысяч) руб.

4. Действие соглашения может быть прекращено по истечении трех рабочих дней со дня письменного предупреждения Работником Работодателя или письменного уведомления Работодателем Работника о прекращении выполнения дополнительной работы.

Директор И. И. Иванов Иванов, 19.10.2017 Петрова, 19.10.2017

Экземпляр соглашения получила. Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова

И приказ о совмещении должностей.

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»

(ООО «Ромашка»)

ПРИКАЗ № 108‑к о совмещении должностей

С 23 октября 2017 года специалист отдела кадров Анна Петровна Петрова выполняет обязанности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей в объеме 40 % работы с ежемесячной доплатой в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Основание: дополнительное соглашение от 19.10.2017 № 1 к трудовому договору от 10.10.2012 № 21.

Директор Иванов И. И. Иванов

С приказом ознакомлена:

Специалист отдела кадров Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова

А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.

С одной стороны, действительно, согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФпри отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. То есть норма закона не содержит императивного предписания, требующего штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами. К такому выводу приходят и суды (см., например, Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 26.10.2015 по делу № 33‑4656/2015).

📌 Реклама Отключить

Однако мы считаем, что о совмещении должностей в данном случае речи быть не может, поскольку совмещение предполагает выполнение дополнительной работы по другой профессии или должности. Предполагается, что если должность не включена в штатное расписание, и совмещать нечего. Это подтверждает и судебная практика. Например, Апелляционным определением Саратовского областного суда от 03.03.2016 по делу № 33‑1423/2016 работнику было отказано во взыскании платы за совмещение, так как в штатном расписании организации отсутствовала должность, доплату за совмещение по которой требовал работник. А Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 02.09.2016 по делу № 33‑14461/2016 прямо указывал: совмещение должностей (профессий) подразумевает выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же профессии (должности) либо по иной профессии (должности), предусмотренной штатным расписанием организации.

Кроме того, вопрос о возможности оформления совмещения работнику компании по должности специалиста по охране труда при отсутствии ее в штатном расписании рассматривался специалистами Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф. В частности, специалисты указывали, что заключение дополнительного соглашения о совмещении с должностью, не предусмотренной штатным расписанием, невозможно. Однако они не пояснили, как оформить дополнительную работу в таком случае в соответствии с трудовым законодательством.

Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.

Вопрос

Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?

С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.

* * *

Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.

Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.

📌 Реклама Отключить

Создание службы охраны труда в организации

Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?

Какие требования предъявляются к работникам этой службы?

Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Структура и численность службы охраны труда

При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:

  • Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
  • Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).

На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).

Как оформить создание службы охраны труда?

Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.

В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).

Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?

Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):

  • учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
  • помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
  • проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
  • участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
  • согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
  • разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
  • участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
  • помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;
  • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
  • составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
  • разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
  • организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
  • составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
  • оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
  • обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
  • организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
  • организация совещаний по охране труда;
  • ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
  • доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
  • рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
  • осуществление контроля за:

– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

– расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;

– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

– проведением специальной оценки условий труда;

– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

– своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

  • анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.

На практике в структуру службы охраны труда входят:

  • руководитель службы охраны труда;
  • специалисты по охране труда.

На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5).

К сведению

С 1 июля 2016 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Квалификационные требования:

  • к должности «руководитель службы охраны труда»:

– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;

– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;

  • к должности «специалист по охране труда»:

– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;

– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;

– либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.

Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.

Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:

Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2015 № ПГ/32250-3-2).

Должны ли в организациях создаваться комитеты комиссии по охране труда

Должны ли в организациях создаваться комитеты комиссии по охране труда

Организация работы комиссии по охране труда в организации

Комиссия по охране труда (также может именоваться комитетом) — является элементом в системе охраны труда. О том, насколько необходимо создание комиссии по охране труда, каковы ее функции, правомочия, состав, каков порядок организации ее деятельности, вы узнаете далее. Если Вам нужно дистанционное обучение по охране труда, по разумным ценам, быстро и качественно, обращайтесь МУЦ “Экспер” тел. 8-800-775-09-71 тел. 8-960-472-42-44.

Является ли создание комитета (комиссии) по охране труда обязательным? Кто его организует, каковы его функции?

Комиссия по охране труда не всегда имеется на предприятии, т. к. действующее законодательство не обязывает работодателя создавать данную структуру. Согласно ст. 218 Трудового кодекса РФ, это факультативное звено организовывается по желанию и инициативе:

  • руководства;
  • трудящихся;
  • представительного органа сотрудников.

Комиссия по охране труда в организации выполняет следующие функции:

  1. Принимает и изучает предложения по улучшению условий труда, а также всячески содействует в этом администрации.
  2. Помогает организовывать обучение, инструктажи и проверку знаний по охране труда.
  3. Информирует трудящихся об условиях труда, мерах по их улучшению, правах в области охраны и безопасности труда.
  4. Помогает службе по охране труда.
  5. Дает руководству рекомендации по изданию локальных нормативных источников в сфере охраны труда.

Структура комитета. Кто входит в его состав?

Если решение об организации комиссии по охране труда принято, то в ее состав должен входить не только работодатель, но и члены представительного органа работников. Численность представителей зависит от количества рабочего персонала и определяется по договоренности. Свои обязанности участники комиссии по охране труда выполняют безвозмездно. Согласно п. 15 приказа Минтруда России «Об утверждении Типового положения…» от 24.06.2014 № 412н (далее — приказ № 412н), перед определением состава комиссии по охране труда на предприятии все предполагаемые ее члены проходят за счет работодателя соответствующее обучение в специализированном учебном заведении.

Структура комиссии по охране труда следующая:

  1. Председатель (им выступает сам работодатель или его представитель);
  2. Заместители (один из них обязательно должен быть от трудящихся);
  3. Секретарь (обычно им становится сотрудник службы по охране труда).

Типовое положение о комитете. План работы. Участие в проверке знаний по охране труда

Следует обратить внимание, что в приказе о назначении комиссии по охране труда упоминается положение о создании комиссии по охране труда. Оно разрабатывается администрацией на основе типового документа (утв. приказом 412н) с учетом особенностей деятельности предприятия.

Ежегодно комитет составляет план работ, который включает в себя необходимые мероприятия, которые комиссия имеет право осуществлять. В частности, комитет правомочен:

  1. Запрашивать и получать от службы охраны труда сведения об условиях работы на предприятии, опасных для здоровья факторах и мерах по их нейтрализации.
  2. Приглашать на свои заседания администрацию, заслушивать мнение ее представителей по вопросам обеспечения безопасности труда и соблюдения гарантий и прав работников.
  3. Разбирать случаи травматизма и рекомендовать меры воздействия, применяемые к провинившимся.
  4. Участвовать в разрешении трудовых споров, связанных с охраной труда.

Отдельным пунктом следует упомянуть, что в силу абз. 2 п. 10.8 ГОСТ 12.0.004-2015, вступившего в силу с 01.03.2017, члены комитета могут участвовать в комиссии по проверке знаний по охране труда.

По результатам своей деятельности комитет не реже 1 раза в год отчитывается перед трудящимися организации или их выборным (представительным) органом. При неудовлетворительных итогах может встать вопрос о переизбрании членов комиссии, представляющих работников.

Протокол заседания постоянно действующей комиссии

Все заседания комиссии протоколируются. Какой-то установленной законодателем формы протокола заседания комиссии по охране труда не существует, поэтому документ составляется в произвольном виде.

Как правило, в нем отражаются следующие сведения:

  1. Наименование документа, его номер и дата составления.
  2. Название организации.
  3. Список присутствующих.
  4. Повестка дня.
  5. Описание по каждому вопросу (кого слушали, как голосовали).
  6. Резолютивная часть (что постановили, какие решения приняли в итоге).

Завершают протокол подписи председателя и секретаря заседания.

Создание комиссии по охране труда в организации происходит на добровольных началах. В состав комиссии по охране труда обязательно входят участники как со стороны работодателя, так и со стороны рабочих. Комитет (комиссия) по охране труда создается по принципу безвозмездности, при этом все члены данного органа должны пройти соответствующее обучение.

Организация работы по охране труда в организации в соответствии с законодательством России

Организация работы по охране труда в организации возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить работникам безопасные условия труда, отвечающие государственным требованиям (п. 4 ч. 2 ст. 22, ст. 212 Трудовой кодекс РФ). Основные направления организации работы по охране труда в организации установлены в главах 33-36 Трудового кодекса РФ и Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. Организация работы по охране труда в организации это подготовка, принятие и выполнение решений с целью обеспечить безопасность жизни, сохранить здоровье и работоспособность работников в процессе трудовой деятельности.

1.Организация работы по охране труда в организации начинается с утверждения Положения об организации работы по охране труда. Если в организации больше 50 человек, работодатель создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Работодатель разрабатывает положение о создании и функционировании системы управления охраной труда в организации.

2.Организация работы по охране труда в организации предполагает обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (ч. 2 ст. 212 и ст. 214 ТК РФ).

Работа по охране труда включает проведение с работниками инструктажей по охране труда, организацию их стажировок на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

Эта работа включает:

  • проведение вводного инструктажа по охране труда (с оформлением в журнале регистрации вводного инструктажа установленной формы);
  • проведение первичных инструктажей по охране труда с оформлением стажировки,
  • проведение повторных, целевых, внеплановых инструктажей по охране труда (с оформлением в журнале регистрации инструктажей);
  • разработку программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
  • разработку перечня профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте;
  • разработку перечня вопросов, программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
  • разработку перечня должностей тех руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • разработку перечня профессий работающих, которые должны проходить стажировку перед допуском к самостоятельной работе;
  • оформление приказа руководителя организации о создании комиссии (комиссий) по проверке знаний работников по вопросам охраны труда (все члены комиссии и председатель комиссии в обязательном порядке обязаны сами пройти проверку знаний по вопросам охраны труда);
  • разработку программы обучения по вопросам охраны труда;
  • разработку вопросов экзаменационных билетов для проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • разработку графика проведения проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • оформление протоколов заседания комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда;
  • внесение записей о проведенной проверке знаний по охране труда в удостоверения установленной формы.
  • 3.Работодатель организует проведение обязательных медицинских осмотров работников организации (предварительного – при приеме на работу, периодического – в период работы). Эта работа включает:
  • разработку списка лиц, обязанных проходить периодический медицинский осмотр;
  • разработку графика проведения медицинских осмотров;
  • оформление приказа об обеспечении прохождения медицинского осмотра;
  • разработку плана мероприятий по улучшению условий труда в организации;
  • разработку перечня работ, для выполнения которых обязательно проведение медицинских осмотров.

4.Работодатель обязан организовать разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Эта работа включает:

  • разработку (с учетом штатного расписания) перечня инструкций по охране труда, который утверждается руководителем организации;
  • разработку, утверждение у руководителя организации инструкций по охране труда для профессий и видов работ. Инструкции должны быть обязательно согласованы с инженером по охране труда и подписаны руководителем структурного подразделения;
  • регистрацию инструкций по охране труда в журнал регистрации инструкций по охране труда;
  • ведение учета выдачи инструкций по охране труда в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.

5.Планирование мероприятий по охране труда, а именно:

  • разработка плана мероприятий по охране труда;
  • утверждение сметы расходов, направленной на мероприятия по охране труда.

6.Работодатель обязан обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Эта работа включает:

  • разработку перечня профессий, а также категорий работников, которым выдаются СИЗ;
  • оформление ответственным лицом своевременных заявок на получение спецодежды (с указанием размера одежды и обуви);
  • ведение учета выдачи СИЗ ( личные карточки учета СИЗ).

7.Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Эта работа включает:

  • издание приказа руководителя организации о создании комиссии по специальной оценке условий труда ;
  • оформление перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда;
  • заключение гражданско – правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • испытания (исследование) и измерение вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформление карт специальной оценки условий труда;
  • оформление протокола комиссии организации о завершении работы по специальной оценке условий труда;
  • отчет по результатам специальной оценки условий труда;
  • оформление перечня рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам специальной оценки условий труда подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • оформление перечня рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам специальной оценки условий труда подтверждено право на доплаты за работу с вредными или опасными производственными факторами;
  • разработку и оформление плана мероприятий по улучшению условий труда.

8.Работодатель обязан обеспечить санитарно – бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. Это включает:

  • обеспечение работников организации санитарно-бытовыми помещениями, содержание их в исправном состоянии;
  • правильную эксплуатацию систем приточно-вытяжной вентиляции;
  • ведение журнала ремонта и эксплуатации оборудования;
  • разработку графика осмотров, очистки, ремонта вентиляционной системы;
  • обеспечение нормальной освещенности рабочих мест.

9.Работодатель обязан обеспечить организацию контроля в организации за состоянием условий труда на рабочем месте. Эта работа включает:

  • оформление инструкции о проведении контроля соблюдения законодательства по охране труда в организации;
  • ведение ответственными лицами журнала ежедневного контроля состояния охраны труда;
  • ведение ответственными лицами журнала административно — общественного контроля состояния охраны труда;
  • оформление акта ежеквартального контроля состояния охраны труда в организации, с указанием обнаруженных недостатков и мероприятий по их устранению;
  • издание приказа руководителя организации о проведении Дня охраны труда с назначением комиссии для проведения Дня охраны труда;
  • издание приказа руководителя организации о состоянии охраны труда в целом по организации.

10.Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Это работа включает:

  • оформление приказа руководителя организации о назначении комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве;
  • оформление материалов расследования несчастного случая на производстве (объяснительные от потерпевшего и свидетелей, медицинские заключения о характере и тяжести травмы, причинах смерти потерпевшего, а также о нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения);
  • оформления акта о несчастном случае на производстве формы Н-1;
  • оформление факта несчастного случая на производстве в журнале регистрации несчастных случаев;
  • разработку плана мероприятий по устранению нарушений, приведших к несчастному случаю;
  • оформления акта о непроизводственном несчастном случае формы НП;
  • ведение журнала регистрации непроизводственных несчастных случаев;
  • оформление приказа руководителя организации о проведении мероприятий по устранению причин несчастного случая, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения;
  • ведение журнала регистрации микротравм

11.Организация работы по обеспечению электробезопасности в организации. Эта работа включает:

  • издание приказа руководителя организации о назначении лица, ответственного за электрохозяйство;
  • издание приказа руководителя организации о проведении проверки знаний у неэлектротехнического персонала для присвоения группы по электробезопасности I;
  • разработку перечня должностей и профессий, требующих присвоения неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности;
  • разработку перечня должностей и профессий, требующих присвоения электротехнологическому персоналу соответствующей группы по электробезопасности;
  • оформление актов принятия (допуска) электроустановок в эксплуатацию;
  • контроль наличия технических паспортов основного электрооборудования, зданий и сооружений объектов, сертификатов на электрооборудование;
  • разработку инструкций по эксплуатации электроустановок;
  • контроль наличия протоколов проверки сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
  • контроль наличия схем электроснабжения;
  • оформление учета и содержания средств защиты в журнале учета и содержания средств защиты;
    оформление журнала испытаний средств защиты из электроизолирующих и полимерных материалов;
  • оформления протоколов испытаний средств защиты, для средств защиты, принадлежащих сторонним организациям;
  • оформление проверки знаний по технике безопасности у персонала, имеющего группу по электробезопасности I в журнале по проведению проверки знаний по технике безопасности у персонала, имеющего группу по электробезопасности

12.Предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами. Эта работа включает:

  • получение доплат за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами (по результатам специальной оценки условий труда);
  • предоставление дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами (по результатам специальной оценки условий труда);
  • разработку перечня тех профессий и категорий работников, занятых в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах, которые дают право на обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами;
  • разработку перечня профессий тех и должностей работников предприятия, которые обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами.

13.Порядок организации работ повышенной опасности в организации. Эта работа включает:

  • разработку перечня профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, для выполнения которых требуется проведение проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • разработку перечня работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску;
  • оформление согласно установленной форме наряда-допуска;
  • предоставление необходимых СИЗ перед выполнением работ;
  • допуск к выполнению работ повышенной опасности определенной категории работников организации (мужского пола не имеющих медицинских противопоказаний, не моложе 18 лет, имеющих достаточный опыт, умеющих оказывать первую доврачебную помощь).

14.Организация работы по обеспечению пожарной безопасности, включающая:

  • издание приказа руководителя организации о назначении противопожарного режима в организации;
  • издание приказа руководителя организации о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность;
  • разработку общеобъектовой инструкции по вопросам пожарной безопасности;
  • оформление средств наглядной агитации, уголков по пожарной безопасности;
  • содержание первичных средств пожаротушения;
  • плановый осмотр первичных средств пожаротушения, своевременная перезарядка огнетушителей;
  • своевременное проведение инструктажей по пожарной безопасности (вводного, первичного, целевого, внепланового);
  • издание приказа руководителя организации о создании добровольных пожарных дружин;
  • разработку плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • разработку планов эвакуации работников и материальных ценностей на случай пожара;
  • оформление согласно установленной форме нарядов-допусков на проведение огневых работ;
  • ведение журнала регистрации огневых работ.

15.Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах. Создание уголков и кабинетов по охране труда.

По вопросу организации работы по охране труда организации в соответствии с законодательством России презентация Валерия Анатольевича Корж Директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития РФ. Скачать презентацию Валерия Анатольевича Корж Директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития РФ «Организация работы по охране труда организации в соответствии с законодательством России»

В каждой организации должен быть разработан комплект нормативных правовых актов по охране труда. Эти локальные нормативные , правовые акты являются непосредственной базой управления и функционирования системой охраны труда в организации.

Организация охраны труда на малом предприятии

Охрана труда для ИП

В статье освещены основные принципы организации управления охраной труда на малых предприятиях (ИП). Вы узнаете, как запустить систему охраны труда на малом предприятии пошагово, как организовывается охрана труда индивидуальных предпринимателей, которые используют наемный труд, а также тех, которые обходятся без него.

Организацию охраны труда малых предприятиях регулирует ГОСТ Р 12.0.009-2009

Охрана труда для ИП, которые нанимают работников, ничем не отличается от охраны труда на малых предприятиях. Поэтому в дальнейшем будем вести речь о малых предприятиях.

Вводная часть

Законодательство, регулирующее отношения граждан РФ в области охраны труда, делит их на 2 категории: работодатели и работники. Работодатели – это юридические и физические лица (ИП), которые нанимают работников для выполнения любых работ. Работники – это люди, которые выполняют эти работы. Каждой из сторон присвоен особый круг обязанностей по охране труда.

Работодателем может выступать крупное, среднее или малое предприятие, а также индивидуальный предприниматель (ИП).

Все работодатели должны обеспечивать безопасные условия работы и внедрять комплекс трудоохранных мероприятий для своих работников. Это нужно обязательно делать, даже если работник всего один. Для этого работодатели сами или через уполномоченных лиц:

1. Создают систему ОТ и обеспечивают ее эффективную работу.

2. Обеспечивают безопасность производственных процессов, зданий, оборудования, материалов, рабочих мест.

3. Налаживают санитарно-бытовое обслуживание работников.

4. Организуют выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ), спецодежды, средств для удаления загрязнений, молока.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Проводят обучение персонала по вопросам ОТ с выдачей удостоверения по охране труда.

8. Организуют обязательные медосмотры (предварительные, периодические, внеочередные, предсменные).

9. Составляют и сдают отчетность по ОТ.

10. Организуют расследование и учет несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ), разрабатывают и внедряют мероприятия, которые позволят избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

11. Страхуют работников от несчастных случаев (НС) и профессиональных заболеваний (ПЗ).

12. Разрабатывают правила, инструкции, нормы, другую документацию по безопасности и доводят их до сведения работников.

Работники должны:

1. Соблюдать требования безопасности по своей должности или профессии;

2. Использовать СИЗ, спецодежду, другие средства защиты;

3. Вовремя и полностью проходить обучение по ОТ, медосмотры;

4. Немедленно ставить в известность руководителей об опасных производственных ситуациях, ухудшении здоровья, несчастных случаях.

Конечно же, организация управления охраной труда на малых предприятиях и больших отличается. При этом требования не ослабляются, а просто теряются управленческие звенья. Например, 3-ступенчатый контроль состояния ОТ заменяется 2-ступенчатым. Особенности работы службы ОТ зависят от:

• количества занятых работников;
• направления деятельности предприятия (это влияет на перечни видов работ, эксплуатируемого оборудования и т.д.).

Если на малом предприятии работает 50 и более человек, должна быть создана отдельная служба ОТ. Это преимущественно относится к:

• транспортным, производственным и строительным малым предприятиям со штатом до 100 человек;
• научно-техническим или сельскохозяйственным предприятиям с численностью до 60 человек.

Если работников меньше, организацией охраны труда на малом предприятии занимается:

• работодатель (руководитель предприятия, ИП) лично;
• уполномоченный сотрудник (вводится отдельная должность инженера по ОТ или совместительство);
• сторонние аккредитованные специалисты или организации по договору.

Организации охраны труда на малых предприятиях посвящен специальный стандарт – ГОСТ Р 12.0.009-2009. С полным перечнем документации по ОТ, необходимой каждому конкретному предприятию, работодателей всегда готовы ознакомить инспекторы по труду, работники пожарной службы, Энергонадзора и других ведомств.

Организация охраны труда на малом предприятии пошагово

Чтобы организовать эффективную систему охраны труда на малом предприятии, пошагово нужно:

1. Создать службу ОТ или назначить лицо, которое выполняет ее обязанности. Это оформляется приказом.

2 . Приказом назначить ответственных лиц (за пожарную, электробезопасность, ведение работ повышенной опасности и др.).

3. Разработать и утвердить приказами положения о службе ОТ, обучении, организации опасных работ, контроле состояния ОТ, разработке инструкций, пожарной безопасности и др.

4. Сформировать перечни профессий и видов работ, для которых должны быть инструкции по ОТ. Разработать и утвердить эти инструкции.

5. Составить и утвердить программы вводного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

6. Провести обучение всех работников: рабочих и ИТР.

7. Выполнить спецоценку условий труда.

8. Организовать и провести медосмотры.

9. Создать комиссию по ОТ.

10. Предложить работникам выбрать уполномоченных по ОТ и обучить их.

11. Разработать, утвердить и разместить в доступных для работников местах планы эвакуации.

12. Завести и организовать ведение журналов:

• вводного инструктажа;
• инструктажей на рабочих местах;
• учета и поверки огнетушителей;
• поверки инструмента и приспособлений;
• учета НС и ПЗ;
• проверок;
• учета случаев бытового травматизма;
• выдачи инструкций;
• выдачи СИЗ;
• других.

13. Организовать санитарно-бытовое обслуживание.

14. Организовать выдачу СИЗ, средств для удаления загрязнений, молока (если нужно).

15. Обзавестись наглядной агитацией: инструкциями, схемами, плакатами, стендами.

Дальнейшая организация управления охраной труда на малых предприятиях зависит от специфики их деятельности. Заметим, что охрана труда должна быть не просто правильно организована в «бумажном» виде, а ежедневно работать на практике. Должны вестись инструктажи, осуществляться оперативный контроль, внедряться плановые мероприятия, организовываться внеплановые проверки и т.д.

Затраты на охрану труда индивидуальных предпринимателей и малых предприятий можно существенно снизить на этапе планирования производства. Для этого нужно:

• Выбирать офисные, складские, производственные, торговые помещения, которые уже введены в эксплуатацию (есть акты ввода, приемки госкомиссиями и др.), прошли спецпроверки, снабжены системами оповещения, пожаротушения, имеют подходящие санитарно-бытовые условия.

• Планировать проведение спецоценки условий труда. Ее можно делать поэтапно, привлекая средства ФСС. Нужно помнить, что при переезде производства или офиса спецоценку придется проводить заново. А вот для надомников и работников, которые трудятся дистанционно, она не проводится совсем.

• Организовывать закупку спецодежды, СИЗ, смывающих средств оптовыми партиями.

• Проводить обучение работников в спеццентрах группами, а не поодиночке, чтобы можно было требовать скидки.

• Закупать оборудование иностранного производства, которое уже прошло все необходимые проверки, экспертизы и снабжено соответствующими сертификатами.

• В договорах аренды оборудования стараться прописывать, что за его поверку и плановое освидетельствование отвечает арендодатель.

Охрана труда индивидуальных предпринимателей

Охрана труда индивидуальных предпринимателей, которые нанимают работников, ничем не отличается от охраны труда на малых предприятиях: пошагово создаются соответствующие приказы, назначаются ответственные лица, разрабатываются инструкции, проводится обучение, организуются медосмотры, проходит спецоценка условий труда и др. В ряде случаев заботы об охране труда руководителю выгоднее и удобнее доверить специально обученному человеку, чем заниматься этим самому.

ИП не рекомендуется хранить документацию по охране труда дома. Она в любой момент может потребоваться при выполнении производственных заданий. Кроме того, при проверке у инспекторов не возникнет подозрений в своевременности ее оформления.

Охрана труда ИП без наемных работников

Охрана труда для ИП, которые не используют наемный труд, а работают сами на себя, существенно упрощается. Поскольку такой ИП не является работодателем (не может заключить трудовой договор сам с собой), ему не нужно проводить спецоценку условий труда, некого отправлять на обучение, медосмотр, страховать от НС и ПЗ. Исходя из этого, иногда делается неправильный вывод, что охрана труда для ИП «не работает». Это не так. Для наглядности можно провести аналогию с ПДД, соблюдать требования которых водитель обязан независимо от того, выполняет ли он производственное задание или везет на дачу тещу.

В примерный перечень мероприятий по охране труда ИП, который не использует наемный труд, входит:

• обучение мерам пожарной безопасности, пожарно-техническому минимуму;
• обучение по электробезопасности хотя бы на I группу (это обычный инструктаж в уполномоченной организации);
• обучение по ОТ в пределах общего курса;
• если ИП использует оборудование, то обучение мерам безопасности при его эксплуатации;
• поверка либо освидетельствование этого оборудования;
• разработка инструкций по безопасному ведению работ, которые выполняет ИП (даже если это работа за компьютером), регулярное повторение их требований;
• если ИП обслуживает население – прохождение медосмотра, оформление санитарной книжки;
• обслуживание огнетушителей, защитных средств.

Примечание: Полезные материалы по пожарной безопасности представлены на официальном сайте МЧС России «В помощь малому бизнесу» .

Нужно понимать, что охрана труда для ИП, который не использует наемный труд, – это забота о собственном здоровье и здоровье клиентов. Для этого целесообразно использовать накопленный специалистами по безопасности практический опыт – изучать инструкции, применять смывающие средства, СИЗ, осваивать безопасные методы работы, содержать оборудование исправным, использовать безопасные материалы.

Когда проверяющие органы (Росэнергонадзор, СЭС, пожарники, метрологи и другие службы) «доберутся» до конкретного ИП, – это вопрос, на который могут ответить только они сами. Законодательство разрешает проводить плановые проверки охраны труда ИП не ранее, чем через 3 года после их регистрации. Штрафы за невыполнение требований ОТ в среднем в 10 раз выше, чем затраты на них. Сохраненные здоровье и нервы – бесценны.

Из этой статьи вы узнали, как производится организация управления охраной труда на малых предприятиях в зависимости от количества персонала и направления их деятельности, что необходимо для эффективной работы этой системы, как организуют охрану труда ИП, у которых есть работники, и зачем нужна охрана труда для ИП, которые не используют наемный труд.

Оцените пожалуйста сайт или материал!