Как утилизировать шины автомобильные в бюджетном учреждении?

Содержание

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет. В статье даны рекомендации по установлению в учетной политике методик определения нормы эксплуатации данных запасных частей, рассмотрены действия бухгалтера при списании непригодных к дальнейшей эксплуатации шин и аккумуляторов со счетов бухгалтерского учета.

Шины, аккумуляторы имеют определенный срок службы – нормативный. Для определения данного срока с учетом ряда особенностей следует руководствоваться:

📌 Реклама Отключить

– Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

– нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы);

– Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (утв. Минэкономики РФ 04.06.1998 РД 37.009.015-98) (далее – Методическое руководство РД 37.009.015-98);

– Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 361 (далее – Правила № 361).

Норма эксплуатации автомобильных шин

📌 Реклама Отключить

Согласно нормам ст. 19 Федерального закона № 169-ФЗ запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. В разделе 5 данного перечня приведен перечень повреждений автомобильныхшин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать. Среди таких повреждений названы:

  • остаточная высота рисунка протектора шин легковых автомобилей менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм;
  • наличие у шин внешних повреждений (пробои, порезы, разрывы), обнажающих корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • отсутствие болта (гайки) крепления или наличие трещин диска и ободьев колес, наличие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий.

Таким образом, данные повреждения являются основаниями для выведения шин из эксплуатации, установки вместо них новых и, соответственно, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета. 📌 Реклама Отключить

Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета.

До 1 января 2007 года для расчета нормы эксплуатационного пробега шин применялась формула, приведенная во Временных нормах. С этой даты срок действия Временных норм истек (Распоряжение Минтранса РФ от 05.01.2004 № АК-1-р), в то же время по распоряжению учредителя учреждение вправе использовать их положения. Например, Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 (в ред. от 14.02.2011) (далее – Приказ СД при ВС РФ № 104) определено, что в целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при ВС РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ при эксплуатации автотранспорта следует руководствоваться в том числе и Временными нормами. В случае если в отношении вашего бюджетного учреждения учредителем не принято такого решения, вы вправе в свой учетной политике установить формулу для определения нормы эксплуатационного пробега шин, используемых в учреждении, руководствуясь Временными нормами.

📌 Реклама Отключить

Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 – 9Временных норм, можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы. В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

Пример 1

На балансе учреждения числится автомобиль Toyota, за которым закреплено 2 комплекта шин – летний и зимний (195/70R14) (учитываются на забалансовом счете 09). Бюджетное учреждение, руководствуясь Временными нормами, установило в своей учетной политике следующее.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по следующей формуле:

Hi = H x K1 х К2, где:

H – среднестатистический пробег шины, тыс. км (величина приведена в приложении к учетной политике); 📌 Реклама Отключить

K1 – поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (величина приведена в приложении к учетной политике);

K2 – поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При списании шин норма их эксплуатационного пробега не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега (исключения составляют механические повреждения шин, которые невозможно устранить и которые препятствуют их дальнейшей эксплуатации).

К1 = 0,95 (автомобиль эксплуатируется по городу); К2 = 0,95.

Среднестатистический пробег шин с параметрами 195/70R14 автомобиля марки Toyota – 50 000 км.

В процессе эксплуатации летние шины пришли в негодности. По путевым листам было установлено, что их пробег равен 48 200 км.

Норма эксплуатационного пробега шин равна 45 125 км (50 000 км х 0,95 х 0,95). Комплект летней резины проездил установленную для него эксплуатационную норму и подлежит списанию.

📌 Реклама Отключить

В качестве другого способа определения износа шин можно порекомендовать методику, приведенную в приложении 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98. Настоящее руководство определяет методы и порядок расчета стоимости автотранспортного средства с учетом его технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности; естественного и морального износа, старения; стоимости запасных частей, работ и материалов, необходимых для его восстановления до состояния, отвечающего общим техническим и требованиям безопасности, регламентированным действующим законодательством.

Данная методика определения износа шин основана на следующем.

Критериями износа (старения) шин являются:

– наличие повреждений и дефектов;

– срок эксплуатации;

– высота рисунка протектора.

Ресурс шины снижается и, соответственно, увеличивается процент износа:

📌 Реклама Отключить

– если поврежден борт при монтаже – до 10%;

– если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда – до 20%;

– при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора – до 25%.

Примечание: шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.

К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.

За три года эксплуатации шина от старения теряет пропорционально сроку эксплуатации до 10% ресурса.

В интервале от трех до пяти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше пяти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.

Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.

📌 Реклама Отключить

Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (приведен в таблице, содержащейся в приложения 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей – 1,6 мм, для грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотошин – 0,8 мм).

Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в четырех взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:

📌 Реклама Отключить

Иш = (Вн — Вф) х 100 %.
(Вн — Вдоп)

Износ шин, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм – для легковых автомобилей, 20 мм – для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной шины равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость шины, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой шины.

Данный метод определения срока эксплуатации шин более точный и объективный, хотя и более трудозатратный. Сложность его применения заключается в измерении высоты рисунка протектора в четырех сечениях величины протектора. При использовании данного метода в учетной политике учреждения может быть установлен размер износа, определенного расчетным путем, при котором шины подлежат списанию. Например, такая величина может быть равна 90 или 100 %.

📌 Реклама Отключить

Уточнив условия примера 1, рассчитаем износ летней резины автомобиля Toyota по второй методике.

Пример 2

Срок эксплуатации шины 195/70R14 автомобиля Toyota составляет 2 года. Имеется повреждение борта при монтаже. Измерение высоты рисунка протектора в четырех сечениях показало, что фактическая высота протектора равна 4,3 мм (4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3) / 4,0).

Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%. Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).

Износ шин по высоте рисунка протектора равен 61% ((8,6 — 4,3) / (8,6 — 1,6) х 100%).

Суммарный износ равен 78% (10 + 7 + 61).

Таким образом, по второму варианту расчета возможность списания данных шин возникнет только в том случае, если в учетной политике будет определено, что шины, по которым размер износа составляет 75% и выше, подлежат списанию. В случае если учетной политикой учреждения установлено, например, что «списанию подлежат шины, расчетная величина износа которых составляет 90% и более», шины с расчетной величиной износа 78% остаются в эксплуатации (исключение – механическое повреждение, приведшее в невозможности дальнейшей эксплуатации шин).

📌 Реклама Отключить

Нормативный срок службы автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторная батарея имеет определенный срок службы. Универсального нормативного акта, устанавливающего срок службы аккумуляторных батарей, находящихся в используемых учреждениями автомобилях, нет. Приказ СД при ВС РФ № 104, о котором мы упоминали ранее, отсылает управления судебного департамента при установлении нормативного срока эксплуатации аккумулятора к Нормам сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных средств в соответствии с руководящим документом Минтранса РФ «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков» (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы срока службы аккумуляторов).Данные нормы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

📌 Реклама Отключить

Если вашим учредителем не дано четких рекомендаций в отношении документа, которым следует руководствоваться при определении эксплуатационного срока аккумуляторной батареи (в том числе не установлен внутренним документом срок работы аккумуляторной батареи), то в своей учетной политике вы можете прописать эти нормы (либо сослаться на определяющий их документ, который вы будете применять в работе).

Например, в учетной политике может быть прописано: «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по нормам, разработанным Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы РД-3112199-1089-02), либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по методике, приведенной в приложении 16 к Методическому руководству РД 37.009.015-98, либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется Правилами № 361.

📌 Реклама Отключить

Предположим, на автомобилях, числящихся на балансе вашего учреждения, установлены стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Учреждением было принято решение определять нормативный срок эксплуатации в соответствии с Нормами РД-3112199-1089-02, и это было отражено в учетной политике. Используя данные, отраженные в таблице 1 Норм РД-3112199-1089-02, следует определить типовой срок службы аккумулятора, исходя из которого устанавливается срок годности эксплуатируемого аккумулятора. Для легкового автомобиля, используемого в служебных целях, с годовым пробегом 112 000 км установлена норма в 2,5 года (сведения приведены в таблице 1). Допустим, что годовой пробег используемых вами автотранспортных средств менее установленного размера (пусть будет 90 000 км), но соответствовует величине среднего годового пробега, при превышении которой рекомендуется корректирование типовых норм пробега. Данная величина приведена в таблице 2 и для легковых автомобилей, используемых в служебных целях, составляет 45 000 км. Поскольку фактический годовой пробег автомобиля превышает 45 000 км, норма эксплуатации аккумулятора может быть скорректирована. В результате корректировки срок эксплуатации аккумуляторной батареи может быть увеличен до четырех лет. В учетной политике может быть сразу установлена скорректированная норма либо могут быть прописаны условия, при которых норма корректируется, и указаны ответственные за это лица.

📌 Реклама Отключить

Для подтверждения факта выработки аккумуляторной батареей установленного нормативного срока службы должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств, целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания аккумуляторной батареи от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку аккумуляторной батареи учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства, то есть в километрах пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации аккумуляторных батарей на разных автотранспортных средствах учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки аккумуляторной батареи после выполнения этих работ.

📌 Реклама Отключить

Учет наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей может осуществляться по форме, приведенной в приложении 2 к Нормам РД-3112199-1089-02, либо разработанной и утвержденной в учетной политике удобной для учреждения форме учета использования аккумуляторной батареи.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1 к Нормам РД-3112199-1089-02.

Приложение 16 к Методическому руководствуРД 37.009.015-98 предлагает методику определения процента износа аккумуляторной батареи. Методика заключается в следующем.

Износ аккумуляторной батареи (Иакб) определяется как отношение фактического времени эксплуатации предъявленной батареи (Дф) к среднестатистическому сроку службы (Дст) до ее замены (списания), то есть по следующей формуле:

📌 Реклама Отключить

Иакб = Дф х 100%
Дст

Срок службы аккумуляторной батареи (средний ресурс) получен при помощи математической обработки статистических данных и определен независимо от типа:

– в три года – при интенсивности эксплуатации транспортного средства 40 тыс. км в год и более;

– в четыре года – при интенсивности эксплуатации до 40 тыс. км в год.

Фактический срок службы аккумуляторной батареи определяется как разность даты осмотра предъявленного транспортного средства и даты ее изготовления.

Дата изготовления определяется по маркировке на аккумуляторной батарее, вид и способ нанесения которой устанавливаются нормативным документом на изготовление конкретного типа, марки аккумуляторной батареи.

📌 Реклама Отключить

Отражение операции по списанию в бухгалтерском учете

Согласно нормамп. 349 Инструкции № 157н назабалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения.

Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. По нашему мнению, списание шин и аккумуляторов с забалансового учета должно осуществляться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), поскольку этот документ применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов (приложение 5 к Приказу Минфина РФ № 173н).

📌 Реклама Отключить

В бухгалтерском учете установка запасный частей на автомобиль взамен изношенных и списание последних отражается следующим образом:

Дебет

Кредит

Документ-основание

Пункт

Инструкции № 157н

Отражены в учете шины, аккумулятор, установленные на автомобиль взамен изношенных

09

Требование-накладная (ф. 0315006), Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

349

Списаны использованные шины, аккумулятор

09

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), акт сдачи-приемки выполненных работ

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на следующее. Батареи свинцовых аккумуляторов, целые или разломанные (AA170), относятся к отходам, содержащим металлы, и подлежат утилизации (Номенклатура отходов (в соответствии с резолюцией ОЭСР) «ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I – IV классов опасности. Основные требования» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1091-ст). Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Этим законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. 📌 Реклама Отключить

Следовательно, лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15.06.2003 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

📌 Реклама Отключить

В силу п. 2 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I – IV классов опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 709/11 № А32-10488/2010-58/157-58).

Статьей 8.2 КОАПРФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, во избежание различных неприятных ситуаций рекомендуем сразу же передавать аккумуляторные батареи на утилизацию в специализированную организацию.

_____________________________

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств – тягачей.

Например, как это сделано в Приказе ФСИН РФ от 18.04.2005 № 268 «Об утверждении нормативных сроков работы до капитального ремонта и списания автомобильной, дорожно-строительной техники и электротехнических средств, периодичности технического обслуживания автомобильного транспорта федерального бюджетного учреждения «Управление автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний» и порядка хранения и консервации автотранспортной техники, станочного и паркового оборудования».

📌 Реклама Отключить

В настоящее время эксплуатируются три типа аккумуляторной батареи:

1. Моноблок с ячеистыми крышками и перемычками над крышками (старая конструкция).

2. Моноблок с общей крышкой и залитыми мастикой перемычками.

3. Моноблок (пластмассовый корпус) с общей крышкой – необслуживаемая АКБ.

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

garantr.ru

Автомобильные шины какой косгу

Отражения расходов на покупку автомобильных покрышек в учете бюджетного и автономного учреждения

В данном случае следует говорить о запасных частях к автомобилю. В подтверждение данного вывода пункт 118 Инструкция предусматривает открытие к счету 0 105 00 000 «Материальные запасы» аналитических счетов 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения» и 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», где в том числе учитываются наличие и движение запасных частей, предназначенных для ремонта и замены частей в транспортных средствах.

Мнение специалиста Условия отнесения поступающих в учреждение объектов к основным средствам (материальным запасам) определяются п.

п. 38, 39, 41, 99

«Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета…»

, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. При этом основные критерии отнесения нефинансового актива к основным средствам — срок его полезного использования и выполнение определенных самостоятельных функций.

Расшифровка и применение КОСГУ 310 и КОСГУ 340 в 2020 году

Если произведены расходы, увеличившие стоимость здания, взятого в аренду или безвозмездное пользование, их следует тоже отнести на код 310.

Методические рекомендации по применению 209н (Письмо Минфина от 29.06.2018 года № 02-05-10/45153) уточняют, что на эту статью относится и приобретение ветхого жилья в подлежащих сносу домах, выкупаемого у собственников.

В рекомендациях указано, что при выборе статьи можно руководствоваться классификатором ОК 034-2014 (КПЕС 2008), введенным в действие 01.02.2014 г.

Следует учитывать , в которой говорится, что к ОС не относятся:

  • Активы, в соответствии со 157н относящиеся к МЗ.
  • Активы, находящиеся в пути.
  • Предметы, срок службы которых менее 12 месяцев.
  • Готовая продукция.
  • НФА, находящиеся в составе незавершенных капвложений.

Критерии, по которым актив можно принять к учету в качестве ОС, изложены в .

В подтверждение данного вывода пункт 118 Инструкция предусматривает открытие к счету 0 105 00 000 «Материальные запасы» аналитических счетов 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения» и 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», где в том числе учитываются наличие и движение запасных частей, предназначенных для ремонта и замены частей в транспортных средствах.Мнение специалиста Условия отнесения поступающих в учреждение объектов к основным средствам (материальным запасам) определяются п. п. 38, 39, 41, 99

«Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета.»

, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

При этом основные критерии отнесения нефинансового актива к основным средствам — срок его полезного использования и выполнение определенных самостоятельных функций. Очевидно,

Косгу шиномонтаж и балансировка 2020 года

Определим, какие нарушения встречаются чаще всего и как их избежать.

Ошибка Штраф, наказание Как избежать Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством Ст.

15.14 КоАП РФ: Не обошел вниманием КОСГУ и Приказ № 209н: в новой редакции изложены отдельные положения пункта 21 Инструкции, утвержденной Минфином России 1 декабря 2010 года № 157н (далее – Инструкция № 157н); введен пятый абзац в пункт 2.1 Инструкции, утвержденной Минфином России 16 декабря 2010 года № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Изменение в Инструкции № 157н актуально для автономных учреждений. 2. В учреждении должен быть сформирован единый подход к от­несению приобретаемых материальных ценностей к основным сред­ствам или материальным запасам.

Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится как к основным средствам, так и к материальным запасам. Детализация

Учет автомобильных шин в казенном учреждении

Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин. Смотрите, например, Порядок УИС.

Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).

В порядке, помимо всего прочего, рекомендуем прописать перечень первичных учетных документов по оформлению движения автомобильных шин в учреждении. К ним, в частности,

Учет шин в бюджетном учреждении

Стоимость выданных запасных частей относят на расходы учреждения (по КОСГУ 272 «Расходование материальных запасов»). Основанием для этого служит акт о проведении работ.

Что касается порядка ведения налогового учета запчастей, полученных учреждением при ремонте автомобиля, то он разъяснен Минфином России в письме от 10 сентября 2007 г. . По мнению финансового ведомства, стоимость таких активов следует отражать как внереализационный доход. При этом материальные расходы учитывают в размере суммы налога на прибыль, уплаченного с такого дохода. Если же в счете организации, которая выполняла ремонт, запчасти включены в общую стоимость услуг, то стоимость произведенных работ относят на расходы по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». А вот учет вновь установленных автозапчастей ведется на забалансовом счете.

Но если учреждение проводит ремонт самостоятельно, то необходимо отражать поступление запчастей.

Приобретение материалов в 2020 году: какой КОСГУ применить

Кроме того, специалисты финансового ведомства подготовили (далее — Методические рекомендации). Детализированные подстатьи статьи 340 КОСГУ можно условно разделить на 3 типа: 1. Несложно заметить, что наименования подстатей КОСГУ с 341 по 346 практически повторяют наименования аналитических счетов счета 105 00 «Материальные запасы», приведенных в .

Эти подстатьи были введены для детализации расходов по приобретению (изготовлению) материальных запасов по их группам.

2. Подстатья 347 КОСГУ была введена для обособления расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений.

По какому косгу оплатить шины

В то же время нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает бюджетное учреждение.

То есть она призвана отделить расходы капитального характера в части приобретения материальных запасов. 3. Подстатья 349 КОСГУ является дополнительно введенной в целях отнесения расходов по приобретению материальных ценностей, которые в 2020 году отражались по подстатьям 223, 226, 296 КОСГУ (). В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица, по нашему мнению, должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями гражданского законодательства. Поэтому отнесение расходов по оплате обязательств по конкретным договорам на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ зависит, в первую очередь, от предмета договора (контракта). При этом предусмотренный порядок документального оформления расходов, во избежание разногласий с контролирующими органами, должен подтверждать, что учреждение принимает именно те работы (материальные ценности, услуги), выполнение (поставка, оказание) которых было обозначено в качестве предмета договора (контракта).

Статья Косгу Шины Автомобиля 2020

То есть от правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами; закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение и иные выплаты населению; капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности; межбюджетные трансферты; предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям; обслуживание государственного (муниципального) долга; иные ассигнования.

Купить легкогрузовые шины в Москве

Часто ищут города: , , , , Обособленные подразделения Торгового дома «Кама», работающие в данном регионе 1 344103, г.

Самойловой, д.5,лит.С, офис 15 тел. тел. E-mail: Дилеры, работающие в данном регионе 1 143985,Московская облать, г.

Вход для клиентов

; Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Железнодорожный, ул. Автозоводская д.25, E-mail: 2 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская д.24,E-mail: 3 143900, Московская область, г.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Учет автомобильных покрышек в бюджетном учреждении, карточки

Порядок учета автошин следует прописывать в локальных актах бюджетного учреждения. В общем случае организация «бюджетного» учета требует как минимум разработки соответствующей документации.

Соответственно, все бюджетники самостоятельно разрабатывают необходимые формы, бланки в первую очередь, первичной документации (для целей принятия, выдачи, списания деталей и иных требуемых операций), в том числе карточек учета работы автошин. Разработанные формы документации должны включать помимо прочего список лиц, ответственных за оптимальное использование автошин, порядок проведения надзора за их эксплуатацией.

Для целей организации эксплуатации автотранспорта Минюст РФ советует руководствоваться соответствующими распоряжениями: № РД-3112199-1089-02 от 26.09.2002, № АК-9-р от 21.01.2004 и № АМ-23-р от 14.03.2008.

Директор Департамента управделами С. А. Румянцев

(письмо № 03-2609 от 21.09.2009).

Таким образом, при организации учета автошин и разработки необходимых бланков следует принять во внимание следующую нормативную документацию.

Наименование документа Кем принят Особенности применения
Правила эксплуатации автошин

(кратко – АЭ 001 04)

Распоряжением Минтранса РФ № АК-9-р от 21.01.2004 Об обслуживании и эксплуатации в РФ

Временные нормы эксплуат. (гарантийного) пробега автошин

(кратко – РД 3112199 1085 02)

Введены Минтрансом РФ, Распоряжение 04.04.2002 вместе с “Классификацией автотранспортных средств”

(с изм. от 07.12.2006)

Настоящие нормативы определены для ИП и организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы
Нормы по срокам службы стартерных аккумулятор. батарей (РД-3112199-1089-02) Решение Минтранса РФ от 26.09.2002 Для авто со сроком действия с 01.01.03 по 01.01.08

Нормативы по расходу топлива и ГСМ

Распоряжение Минтранса РФ

№ АМ-23-р от 14.03.2008

Данные методические рекомендации могут применять ИП, автопредприятия и организации разных форм собственности

Так, к примеру, для целей отслеживания эксплуатационного пробега транспорта и иных действий, учреждение вправе разработать свою форму учетной карточки либо взять образец, предложенный Правилами № АЭ 001 04 (см. Прил. № 12).

На данный документ следует обратить отдельное внимание, т. к. в нем фиксируются, по сути, все операции, которые касаются движения автошин и далее находят свое отображение в бухучете. На каждую установленную на транспорт новую (и любую другую) автошину ответственным лицом технической службы заводится отдельная учетная карточка. Это типовой бланк (ОКУД 0504031), форма которого введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015 (см. выше).

В учетной карточке необходимо отображать всю информацию по поступившим автошинам (после ремонта, новым и др.) вплоть до выхода их из строя. Их хранят по номеру транспортного средства, а закрывают только после списания данных запчастей в утиль. При этом в карточке записывают итоги их осмотра и заключение комиссии.

Итак, каждая автошина закрепляется за определенным ТС и его водителем. Все это также отображается в учетной карточке. Как принято, в нее изначально заносятся подробные данные по тех. состоянию. Указываются: заводской №, производитель, дата изготовления, наличие дефектов, особенности повреждений и т. д. Если речь идет о б/у автошине, то при ее монтаже на другое ТС записывают предшествующий пробег.

При замене эксплуатируемой автошины на «запаску» в учетной карточке проставляют дату замены, номера одной и второй. Если демонтируется непригодная шина, то записывают суммарный пробег, дату проведенного демонтажа, соответствующие данные по протектору, причину снятия и дальнейшую «судьбу» детали (в утиль, на ремонт, иное).

Принятие автошин к учету у бюджетников

Автошины поступают обычно отдельно либо вместе с ТС. Их учет в первом и втором случае будет отличаться. Непосредственно факт их поступления к бюджетникам подтверждается:

  • авансовым отчетом (форма по ОКУД 0504505, введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015, ред. от 2017 г.);
  • приходным ордером (форма по ОКУД 0504207, также ведена Приказом Минфина РФ № 52н);
  • отгрузочной документацией поставщика.

Важно! Автошины, поступившие вместе с транспортным средством (далее по тексту сокращенно – ТС), отдельному учету не подлежат.

Учет при поступлении отдельно от ТС

Учет вместе с ТС

Основные проводки

(по части учета автошин у бюджетников)

Автошины учитывают в числе материальных запасов, с применением сч. 0 105 06 000 «Прочие мат. запасы».

Причем учет осуществляется по их действительной цене, формируемой с применением сч. 0 106 04 000

Автошины отображают в составе транспорта (как объекта ОС) с использованием сч. 0 101 05 000 «ТС»

Принятие автошин к учету:

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 106 34 340 (по факт. цене).

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 302 34 730

0 208 34 660 (по закупочной цене, если нет иных трат)

Бюджетники ведут бухгалтерию с применением норм двух Инструкций по применению плана счетов бухучета, одобренных Приказом Минфина РФ № 174н от 16.12.2010 (ред. от 2020) и Приказом № 157н от 01.12.2010 (ред. от 2017).

Монтаж автошин на автотранспорт: документальное оформление, проводки

После того, как автодетали приняли к учету, их передают для установки на ТС, т. е. в эксплуатацию. Все связанные с этим операции подлежат фиксации, а вот каким именно образом, при помощи какого документа, – эти и иные особенности процесса определяет учетная политика бюджетного учреждения.

Обращаясь все к тому же Приказу Минфина РФ № 52н, следует напомнить, что для данных целей предусмотрены типовые бланки. Стандартно это форма по ОКУД 0504230 (акт о списании мат. запасов), а также 0504210 (ведомость выдачи мат. ценностей для потребностей учреждения). Помимо них используются накладные (формы по ОКУД 0504204 и 0504102).

Руководствуясь Инструкцией № 147н, бюджетники отображают ключевые операции:

  1. ДТ 0 401 20 272 КТ 0 105 (ДТ 0 109 хх 272 КТ 36 440) – передача автошин для установки на ТС.
  2. Заб. сч. 09 – принятие установленных деталей на забаланс.

Заб. сч. 09 можно дополнять субсч. 09-1 («Автошины летние») и, соответственно, 09-2 («Автошины зимние»). Учет сезонных автошин можно вести без применения заб. сч. 09, фиксируя всю информацию в учетной документации. Следует иметь в виду, что замена автошин по причине их износа либо в связи с наступившим новым сезоном отображается также согласно нормам, закрепленным в учетной политике бюджетников.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Пример 1. Замена сезонных автошин в «бюджетном» бухучете: оформление, проводки

Со складского помещения бюджетного учреждения водителю выдан комплект летних автошин (4 шт.) для монтажа их на машину взамен зимних. Согласно учетной политике автошины за балансом учитываются в условной оценке 1 шт. – 1 руб.

Движение автошин может оформляться накладной (ОКУД 0504204 либо 0504102).

Списание автошин, не подлежащих ремонту

Автошины подлежат списанию с последующей утилизацией только тогда, когда они пришли в полную негодность и по этой причине их дальнейшая эксплуатация не представляется возможной. Можно ли их на самом деле использовать либо нет, в особенности при наличии конкретных повреждений, определяется с учетом применяемых нормативов по эксплуатации. Например, глубина протектора оказывается выше допустимой, что не является нормой. Следовательно, к эксплуатации деталь не допускается.

Непригодные шины заменяют, а все связанные с этим операции отображают установленным порядком. Стандартно списание производится по решению полномочной спецкомиссии учреждения. При этом оформляется все согласно директивам учетной политики.

Факт списания может оформляться, например, через стандартную бух. справку (ОКУД 0504833), а также типовой акт списания (ОКУД 0504230). Движение автошин отображается через выбытие их с заб. сч. 09 и принятие уже списанных на заб. сч. 02 по цене, прописанной при списании либо условно 1 шт. – 1 руб.

Таким образом, бюджетному учреждению и при списании автошин надлежит руководствоваться установками своей учетной политики, Инструкцией №№ 174н и 157н. Проводками бюджетники отображают следующее:

  • ДТ 0 105 36 340 КТ 0 401 10 189 (оприходование автошин, неподлежащих ремонту, на день их принятия по оценочной цене);
  • ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 (отображена сдача их в утиль);
  • ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 (показан доход от сдачи в утиль).

К сведению, деньги, полученные от утилизации как вида деятельности, приносящего прибыль, бюджетники вправе расходовать на свое усмотрение. Но при этом возможность осуществления названого вида деятельности должна предусматриваться учредительной документацией. Основание: п. 3 ст. 298 ГК РФ.

Пример 2. Списание испорченных автошин, непригодных к дальнейшей эксплуатации

Бюджетным учреждением по решению комиссии списаны 4 шт. автошины суммарной стоимостью 5 000 руб., после чего отправлены на утилизацию. До момента утилизации они приняты на заб. сч. 02 (условно: 1 шт. – 1 руб.). Оприходование списанных деталей произведено по оценочной цене 1000 руб. (по определению комиссии).

Проводки по списанию непригодных автошин Наименование операции Сумма (руб.)
КТ заб. сч. 09 Списание с заб. сч. 5 000
ДТ заб. сч. 02 Принятие к учету до сдачи в утиль 4
КТ заб. сч. 02 Списание с заб. учета 4
ДТ 2 105 36 340 КТ 2 401 10 189 Оприходование 1000
ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 Сдача в утиль 1000
ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 Прибыль от утилизации 1000

Распространенные ошибки бюджетников при ведении бухучета

Ошибка 1. Новые автошины, которые покупались как запчасти, отдельно от машины, для замены сношенных (непригодных), учитывают исключительно среди прочих мат. запасов. Вопреки ошибочному мнению их как основное средство учитывать просто нельзя. И срок их службы тут ничего не решает. Собственно смена одной детали на другую здесь расценивается как ремонт ТС.

Если же изношенные автошины еще можно отремонтировать, то стоимость ремонтных работ включают в траты, отображая: ДТ 1 401 01 225 “Траты по содержанию “, 2 106 04 340 “Повышение цены изготовления” КТ 1 (2) 302 08 730 “Повышение кредиторского долга по расчетам”.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Как снять с учета автошину с большим пробегом, которая долгое время эксплуатировалась?

Пробег сам по себе не может являться причиной для ее списания либо замены. Посему если она технически исправна и может еще эксплуатироваться, то снимать ее для сдачи в утиль, на восстановление и иных целей, не нужно. Иными словами, этого быть не должно.

Предприятия, на балансе которых имеются автотранспортные средства, в обязательном порядке ведут учет всех расходных материалов, необходимых для эксплуатации и поддержания должного технического состояния транспорта. Один из видов учета – контроль движения автомобильных шин. Поступление, эксплуатация и выбытие фиксируется составлением карточки учета работы автомобильной шины. Такой метод контроля позволяет определять весь спектр применения и использования ресурса.

В документе отражаются данные по каждой единице автомобильной шины, а также указывается, за каким именно транспортным средством она закреплена. Для ежемесячного контроля эксплуатации в карточке учета делаются отметки о пробеге автомобиля.

Таким образом отслеживается техническое состояние ресурса и определяется, возможна ли дальнейшая эксплуатация шин. Списать или заменить шину можно только на основании серьезных обстоятельств, свидетельствующих о том, что она непригодна для дальнейшего использования.

Заполнением документа занимается назначенное лицо, занимающее должность в техническом отделе организации. Все данные вносятся в карту учета на основании выводов экспертной комиссии, состав которой утверждает руководитель предприятия. Документ составляется в единичном экземпляре.

Образец бланка карточки учета работы автомобильной шины скачать (Размер: 34,5 KiB | Скачиваний: 19 155)

М. Мишанина

Замена автомобильных шин может происходить как вследствие их износа, порчи, так и при изменении погодных условий. Как правильно организовать учет шин и отразить в бюджетном учете операции по их приобретению, установке и списанию, рассказано в статье.

Особенности организации учета автошин.

Внастоящее время основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила). Их действие было рассчитано на определенный срок – до 31.12.2007. Однако новый документ в этой области не был издан, и Минюст дал предписание руководствоваться им и дальше (Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609).

Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин. Смотрите, например, Порядок УИС.

Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).

В порядке, помимо всего прочего, рекомендуем прописать перечень первичных учетных документов по оформлению движения автомобильных шин в учреждении. К ним, в частности, относятся документы:

  • подтверждающие принятие шин к учету: приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505) с приложенными к нему квитанциями, БСО, кассовыми и товарными чеками и т. д.;
  • по внутреннему перемещению шин: накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требование-накладная (ф. 0504204);
  • по учету шин, выданных в эксплуатацию: карточка учета работы автомобильной шины. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо применять форму карточки, которая приведена в приложении 12 к Правилам или, если учреждение находится в ведении ФСИН, в приложении 13 к Порядку УИС. Этот документ будет также подтверждать обоснованность замены шин;
  • подтверждающие замену шин: акт приема-сдачи выполненных работ, составленный в произвольной форме;
  • подтверждающие списание непригодных к эксплуатации шин с учета: акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерская справка (ф.0504833).

При разработке порядка также следует обратить внимание еще на один важный документ – это Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы). В нем приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега шин. Отметим, что только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и списанию с учета.

Материалы или основные средства?

Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.

Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).

Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).

Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.

Приобретение и учет автомобильных шин.

В соответствии с Указаниями № 65н расходы казенного учреждения на приобретение автомобильных шин следует относить на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражать в бюджетном учете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Принятие к учету автомобильных шин, как и других материальных запасов, осуществляется по фактической стоимости, которая формируется на счете 1 106 34 000 «Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» и включает в себя (п. 100, 102, 127 Инструкции № 157н):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), консультационным и посредническим организациям;
  • таможенные пошлины;
  • суммы, уплачиваемые за доставку (включая страховку доставки);
  • суммы, уплачиваемые за доведение рассматриваемых объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением объектов.

В зависимости от порядка и способа приобретения автомобильных шин в учете казенного учреждения делаются следующие бухгалтерские записи (п. 23, 49, 111 Инструкции № 162н):

Расчеты по приобретению автошин…

…по безналичному расчету

Погашена задолженность перед поставщиком автошин в рамках заключенного с ним контракта (договора)

…за наличный расчет

Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение автошин

Принятие к учету автошин…

…при осуществлении дополнительных расходов, формирующих их фактическую стоимость

Отражено формирование фактической стоимости автошин, приобретенных:

– через подотчетное лицо

Приняты к учету автошины в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении:

– через подотчетное лицо

…без осуществления дополнительных расходов

Приняты к учету автошины, приобретенные:

– через подотчетное лицо

Замена автомобильных шин.

Замена автомобильных шин может происходить вследствие их непригодности для дальнейшей эксплуатации (износа, повреждения) либо при смене сезонов (замена летней резины на зимнюю и наоборот).

Замену непригодных к дальнейшей эксплуатации шин следует рассматривать как текущий ремонт автомобиля.

Новые автошины, выданные взамен изношенных, поврежденных (не подлежащих ремонту), при их установке списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Учет шин за балансом осуществляется в течение всего периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Это следует из п. 349 Инструкции № 157н.

Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09, устанавливается в учетной политике учреждения.

В бюджетном учете данные операции отражаются следующими корреспонденциями счетов (п. 26 Инструкции № 162н, п. 349 Инструкции № 157н):

Списаны с учета шины, установленные на автомобиль

Приняты к забалансовому учету шины, установленные взамен изношенных

Казенное учреждение через подотчетное лицо приобрело комплект новых шин для замены изношенных стоимостью 25 000 руб. Аванс на покупку шин был выдан из кассы учреждения. Денежные средства израсходованы в полном объеме, шины приняты к учету. Установка шин на транспортное средство произведена водителем учреждения.

В учете казенного учреждения будут отражены следующие бухгалтерские записи:

Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение комплекта новых шин

Приняты к учету шины (на основании авансового отчета)

Выданы шины со склада водителю для установки на автомобиль

м. о. л. – водитель

Списаны с учета шины, установленные на автомобиль

Приняты к забалансовому учету шины, установленные взамен изношенных

В случае если замену автомобильных шин осуществляет специализированная сервисная мастерская, в бюджетном учете отражаются следующие корреспонденции счетов (п. 102, 111 Инструкции № 162н):

Отражены расходы по замене шин согласно акту приема-сдачи выполненных работ

Перечислена плата за выполненные работы по замене шин

Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что замена изношенных шин на новые произведена в автосервисе и стоимость соответствующих работ составила 4 000 руб.

В бюджетном учете данные операции отразятся так:

Отражены расходы по замене изношенных шин на новые

Перечислена плата за выполненные работы по замене шин

Шины, снятые с автомобиля, ранее учитываемые за балансом, подлежат списанию на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающего их замену на новые (абз. 3 п. 349 Инструкции № 157н). Сам факт списания шин с забалансового счета 09 можно оформить актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Соответствующее решение должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

В последующем изношенные, поврежденные (не подлежащие ремонту) шины должны быть оприходованы на склад для дальнейшего списания в утиль. Согласно нормам п. 106 Инструкции № 157н, п. 23 Инструкции № 162н принятие к учету непригодных к дальнейшей эксплуатации шин производится по оценочной стоимости в следующем порядке (см. также Письмо Минфина РФ от 09.11.2016 № 02-06-10/65577):

Приняты к учету непригодные к дальнейшей эксплуатации шины

Изношенные шины, числящиеся на забалансовом счете 09, после проведения шиномонтажных работ списаны в сумме 15 000 руб. и оприходованы на баланс по оценочной стоимости (2 000 руб.) для последующей передачи на утилизацию.

В бюджетном учете были отражены следующие бухгалтерские записи:

Списаны с забалансового учета изношенные шины

Приняты к учету непригодные к дальнейшей эксплуатации шины

Замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания его эксплуатационных характеристик.

Поскольку нормативно-правовыми документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, не определены правила отражения в учете операций по замене сезонных шин, учреждение вправе самостоятельно разработать их и утвердить в учетной политике. Приведем возможные варианты учета сезонных автошин.

Вариант 1 – с использованием забалансового счета 09. В целях оптимизации учета к указанному счету вводятся субсчета:

При замене летней резины на зимнюю и наоборот происходит передача шин от водителя на склад и обратно. Такое движение шин между структурными подразделениями учреждения можно оформить накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требованием-накладной (ф. 0504204).

В случае если стоимость шин неизвестна, их учет на забалансовом счете 09 можно вести по количеству или в условной единице 1 шина – 1 руб.

С целью замены летней резины на зимнюю со склада учреждения водителю отпущен комплект зимних шин стоимостью 8 000 руб. Снятые с автомобиля летние шины (стоимость их неизвестна) в количестве четырех штук переданы на склад кладовщику.

В учете казенного учреждения отражены следующие бухгалтерские записи:

Отражено внутреннее перемещение шин между структурными подразделениями

Списание автомобильных шин и аккумуляторов

Профессиональный сервис для бухгалтеров (Отправка отчётности через интернет Правовая база, бланки и готовые ответы Консультации экспертов.)

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет. В статье даны рекомендации по установлению в учетной политике методик определения нормы эксплуатации данных запасных частей, рассмотрены действия бухгалтера при списании непригодных к дальнейшей эксплуатации шин и аккумуляторов со счетов бухгалтерского учета.

Шины, аккумуляторы имеют определенный срок службы – нормативный. Для определения данного срока с учетом ряда особенностей следует руководствоваться:

  • Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы);
  • Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (утв. Минэкономики РФ 04.06.1998 РД 37.009.015-98) (далее – Методическое руководство РД 37.009.015-98);
  • Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 361 (далее – Правила № 361).

Норма эксплуатации автомобильных шин

Согласно нормам ст. 19 Федерального закона № 169-ФЗ запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. В разделе 5 данного перечня приведен перечень повреждений автомобильныхшин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать.

Среди таких повреждений названы:

  • остаточная высота рисунка протектора шин легковых автомобилей менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм;
  • наличие у шин внешних повреждений (пробои, порезы, разрывы), обнажающих корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • отсутствие болта (гайки) крепления или наличие трещин диска и ободьев колес, наличие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий.

Таким образом, данные повреждения являются основаниями для выведения шин из эксплуатации, установки вместо них новых и, соответственно, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета.

Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета.

До 1 января 2007 года для расчета нормы эксплуатационного пробега шин применялась формула, приведенная во Временных нормах. С этой даты срок действия Временных норм истек (Распоряжение Минтранса РФ от 05.01.2004 № АК-1-р), в то же время по распоряжению учредителя учреждение вправе использовать их положения. Например, Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 (в ред. от 14.02.2011) (далее – Приказ СД при ВС РФ № 104) определено, что в целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при ВС РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ при эксплуатации автотранспорта следует руководствоваться в том числе и Временными нормами. В случае если в отношении вашего бюджетного учреждения учредителем не принято такого решения, вы вправе в свой учетной политике установить формулу для определения нормы эксплуатационного пробега шин, используемых в учреждении, руководствуясь Временными нормами.

Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 – 9 Временных норм, можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы. В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

На балансе учреждения числится автомобиль Toyota, за которым закреплено 2 комплекта шин – летний и зимний (195/70R14) (учитываются на забалансовом счете 09). Бюджетное учреждение, руководствуясь Временными нормами, установило в своей учетной политике следующее.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по следующей формуле:

H – среднестатистический пробег шины, тыс. км (величина приведена в приложении к учетной политике);

K1 – поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (величина приведена в приложении к учетной политике);

K2 – поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При списании шин норма их эксплуатационного пробега не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега (исключения составляют механические повреждения шин, которые невозможно устранить и которые препятствуют их дальнейшей эксплуатации).

К1 = 0,95 (автомобиль эксплуатируется по городу); К2 = 0,95.

Среднестатистический пробег шин с параметрами 195/70R14 автомобиля марки Toyota – 50 000 км.

В процессе эксплуатации летние шины пришли в негодности. По путевым листам было установлено, что их пробег равен 48 200 км.

Норма эксплуатационного пробега шин равна 45 125 км (50 000 км х 0,95 х 0,95). Комплект летней резины проездил установленную для него эксплуатационную норму и подлежит списанию.

В качестве другого способа определения износа шин можно порекомендовать методику, приведенную в приложении 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98. Настоящее руководство определяет методы и порядок расчета стоимости автотранспортного средства с учетом его технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности; естественного и морального износа, старения; стоимости запасных частей, работ и материалов, необходимых для его восстановления до состояния, отвечающего общим техническим и требованиям безопасности, регламентированным действующим законодательством.

Данная методика определения износа шин основана на следующем.

Критериями износа (старения) шин являются:

– наличие повреждений и дефектов;

– высота рисунка протектора.

Ресурс шины снижается и, соответственно, увеличивается процент износа:

– если поврежден борт при монтаже – до 10%;

– если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда – до 20%;

– при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора – до 25%.

Примечание: шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.

К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.

За три года эксплуатации шина от старения теряет пропорционально сроку эксплуатации до 10% ресурса.

В интервале от трех до пяти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше пяти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.

Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.

Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине

(Вн) (приведен в таблице, содержащейся в приложения 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей – 1,6 мм, для грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотошин – 0,8 мм).

Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф)

определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в четырех взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:

Износ шин, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм – для легковых автомобилей, 20 мм – для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной шины равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость шины, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой шины.

Данный метод определения срока эксплуатации шин более точный и объективный, хотя и более трудозатратный. Сложность его применения заключается в измерении высоты рисунка протектора в четырех сечениях величины протектора. При использовании данного метода в учетной политике учреждения может быть установлен размер износа, определенного расчетным путем, при котором шины подлежат списанию. Например, такая величина может быть равна 90 или 100 %.

Уточнив условия примера 1, рассчитаем износ летней резины автомобиля Toyota по второй методике.

Срок эксплуатации шины 195/70R14 автомобиля Toyota составляет 2 года. Имеется повреждение борта при монтаже. Измерение высоты рисунка протектора в четырех сечениях показало, что фактическая высота протектора равна 4,3 мм (4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3) / 4,0).

Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%. Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).

Износ шин по высоте рисунка протектора равен 61% ((8,6 — 4,3) / (8,6 — 1,6) х 100%).

Суммарный износ равен 78% (10 + 7 + 61).

Таким образом, по второму варианту расчета возможность списания данных шин возникнет только в том случае, если в учетной политике будет определено, что шины, по которым размер износа составляет 75% и выше, подлежат списанию. В случае если учетной политикой учреждения установлено, например, что «списанию подлежат шины, расчетная величина износа которых составляет 90% и более», шины с расчетной величиной износа 78% остаются в эксплуатации (исключение – механическое повреждение, приведшее в невозможности дальнейшей эксплуатации шин).

Нормативный срок службы автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторная батарея имеет определенный срок службы. Универсального нормативного акта, устанавливающего срок службы аккумуляторных батарей, находящихся в используемых учреждениями автомобилях, нет. Приказ СД при ВС РФ № 104, о котором мы упоминали ранее, отсылает управления судебного департамента при установлении нормативного срока эксплуатации аккумулятора к Нормам сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных средств в соответствии с руководящим документом Минтранса РФ «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков» (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы срока службы аккумуляторов).Данные нормы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Если вашим учредителем не дано четких рекомендаций в отношении документа, которым следует руководствоваться при определении эксплуатационного срока аккумуляторной батареи (в том числе не установлен внутренним документом срок работы аккумуляторной батареи), то в своей учетной политике вы можете прописать эти нормы (либо сослаться на определяющий их документ, который вы будете применять в работе).

Например, в учетной политике может быть прописано: «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по нормам, разработанным Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы РД-3112199-1089-02), либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по методике, приведенной в приложении 16 к Методическому руководству РД 37.009.015-98, либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется Правилами № 361.

Предположим, на автомобилях, числящихся на балансе вашего учреждения, установлены стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Учреждением было принято решение определять нормативный срок эксплуатации в соответствии с Нормами РД-3112199-1089-02, и это было отражено в учетной политике. Используя данные, отраженные в таблице 1 Норм РД-3112199-1089-02, следует определить типовой срок службы аккумулятора, исходя из которого устанавливается срок годности эксплуатируемого аккумулятора. Для легкового автомобиля, используемого в служебных целях, с годовым пробегом 112 000 км установлена норма в 2,5 года (сведения приведены в таблице 1). Допустим, что годовой пробег используемых вами автотранспортных средств менее установленного размера (пусть будет 90 000 км), но соответствовует величине среднего годового пробега, при превышении которой рекомендуется корректирование типовых норм пробега. Данная величина приведена в таблице 2 и для легковых автомобилей, используемых в служебных целях, составляет 45 000 км. Поскольку фактический годовой пробег автомобиля превышает 45 000 км, норма эксплуатации аккумулятора может быть скорректирована. В результате корректировки срок эксплуатации аккумуляторной батареи может быть увеличен до четырех лет. В учетной политике может быть сразу установлена скорректированная норма либо могут быть прописаны условия, при которых норма корректируется, и указаны ответственные за это лица.

Для подтверждения факта выработки аккумуляторной батареей установленного нормативного срока службы должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств, целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания аккумуляторной батареи от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку аккумуляторной батареи учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства, то есть в километрах пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации аккумуляторных батарей на разных автотранспортных средствах учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки аккумуляторной батареи после выполнения этих работ.

Учет наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей может осуществляться по форме, приведенной в приложении 2 к Нормам РД-3112199-1089-02, либо разработанной и утвержденной в учетной политике удобной для учреждения форме учета использования аккумуляторной батареи.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1 к Нормам РД-3112199-1089-02.

Приложение 16 к Методическому руководствуРД 37.009.015-98 предлагает методику определения процента износа аккумуляторной батареи. Методика заключается в следующем.