Как рассчитать амортизацию грузового автомобиля?

Как рассчитывается амортизация автомобиля?

Амортизация автомобиля, не выражаясь научными терминами, — это учет его износа выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.

При расчете амортизации автомобиля расходы на топливо не учитываются.

Зачем нужно рассчитывать амортизацию автомобиля?

  • Во-первых, это необходимо предпринимателям и юридическим лицам для подачи документации в налоговые органы. Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.
  • Во-вторых, амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или автоломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
  • В-третьих, распространенная ситуация — когда сотрудник компании использует свой личный транспорт для выполнения своих обязанностей. В таком случае работодатель обязан учитывать не только расходы на заправку, но и амортизацию, то есть износ автомобиля. Обычно в компаниях платят 1,5-3 рубля за каждый километр пробега.

Также учитывать износ должен каждый владелец частного автомобиля, чтобы расходы на замену фильтров или масла не стали неожиданностью.

расчет амортизации автомобиля1

Как рассчитывается амортизация?

Расчет амортизации автомобиля — задание не столь сложное, как может показаться. Например во многих автомобильных журналах мы можем увидеть такую информацию, что каждый километр, который мы проезжаем на такой-то модели автомобиля, обходится нам в 3 рубля или 7, и это помимо расходов на заправку.

Откуда берутся эти цифры?

Если вы не обладаете специальными бухгалтерскими знаниями, то нужно просто последовательно учитывать все расходы на ваш автомобиль в течение года: расходники, тормозная жидкость, масло, замена деталей. В результате вы получите определенную сумму, например 20 тысяч. Эту сумму делите на количество пройденных километров за год и узнаете, во сколько вам обходится один километр.

Можно пойти и другим путем:

  • учитываете все расходы на прохождение плановых проверок и техосмотров;
  • смотрите по инструкции, через сколько километров вам нужно будет произвести замену всех фильтров, технологических жидкостей, тормозных колодок, поменять масло в двигателе, АКПП, ГУРе и др., учитываете стоимость проведения всех этих работ;
  • производите сложные математические расчеты — делите полученную сумму на километраж, который ваш автомобиль пройдет к тому времени, и получаете приблизительную стоимость одного километра.

Стоит отметить, что данный способ не будет очень точным, хотя бы потому, что с каждым годом ваши денежные затраты на автомобиль будут только увеличиваться. Но такой подсчет подскажет вам, какую сумму средств нужно иметь, чтобы очередная поломка не очень сильно ударила по бюджету.

расчет амортизации автомобиля2

Чтобы получить более точные данные, нужно не только учитывать ваши расходы на те или иные запчасти и расходники, но и:

  • возраст транспортного средства;
  • его общий пробег;
  • условия, в которых он эксплуатируется;
  • производителя (не секрет, что немецкие машины не нуждаются в столь частом ремонте, как китайские);
  • экологическая обстановка в той местности, где вы проживаете;
  • влажность климата;
  • тип региона — мегаполис, город, поселок, деревня.

В бухгалтерской литературе можно найти различные коэффициенты, которые помогут вам более точно рассчитать амортизацию транспортного средства. Например, все автомобили делятся на категории в зависимости от возраста:

  • до пяти лет;
  • от пяти до семи;
  • от семи до десяти лет.

Соответственно, чем старше транспортное средство, тем больше на него нужно расходовать средств.

Формула для расчета амортизации транспортных средств

Износ транспортного средства высчитывается в процентах. Для этого вам нужно знать:

  • показатель износа;
  • фактический пробег;
  • износ по старости;
  • фактический срок эксплуатации;
  • коэффициенты корректировки — климатические и экологические условия в той местности, где используется автомобиль;
  • тип региона.

Все эти показатели и коэффициенты можно найти в бухгалтерской литературе. Если же вы не желаете копаться во всех этих нормативных актах и постановлениях Минфина, то можно в Интернете найти онлайн-калькулятор для расчета амортизации, и просто вставить фактические данные в указанные поля.

Приведем пример:

  • автомобиль отечественного производства, который мы купили за 400 тысяч два года назад;
  • пробег за 2 года составил 40 тысяч;
  • эксплуатируется в городе с населением до миллиона человек.

Получаем данные:

  • расчетный износ — 18,4%;
  • естественный износ — 400 тысяч умножаем на 18,4% = 73600 рублей;
  • остаточная стоимость — 326400 рублей;
  • рыночная стоимость с учетом морального износа (20%) — 261120 рублей.

Также мы можем узнать во сколько нам обходится один километр пробега — 73,6 тысяч делим на 40 тысяч и получаем 1,84 рубля. Но это без учета морального износа. Если же учитывать еще и моральный износ, то получаем 3 рубля 47 копеек.

расчет амортизации автомобиля3

Стоит отметить, что моральный износ значительно влияет на удешевление транспортных средств. Однако, он редко применяется, либо коэффициент морального износа устанавливается на уровне единицы, то есть никак не влияет на стоимость транспортного средства.

Тут можно долго спорить с теоретиками и доказывать, что какая-нибудь Audi A3 2008 года выпуска по сравнению с новой Ладой Калиной 2013 года не только морально не устарела, но наоборот обогнала ее на несколько десятилетий.

Еще один важный момент — все приведенные выше коэффициенты являются усредненными и не учитывают множество других объективных факторов, главный из которых — мастерство водителя. Согласитесь, что на больших автотранспортных предприятиях практикуют совсем другой подход, чем на небольшой фирме по развозке булочек по городу. Тем не менее, благодаря таким расчетам вы будете приблизительно знать во сколько обойдется вам эксплуатация автомобиля. Также эти данные можно использовать при покупке автомобилей с пробегом.

номер амортизационной группы для автобусаЕсли организация приобрела автомобиль и определила его тип как грузовой или автобус, то следующим шагом для определения его срока полезного использования является выбор номера амортизационной группы. Отнесение грузовика или автобуса к той или иной амортизационной группе зависит от ряда факторов, которые рассматриваются в данной статье.

Распределяем по амортизационным группам грузовой автотранспорт

Напомню, что к грузовому автотранспорту относятся не только грузовые бортовые автомобили, но и фургоны, самосвалы, тягачи, цистерны, прицепы и полуприцепы.

Для грузовых бортовых автомобилей срок полезного использования определяется его грузоподъемностью, которую можно определить как разницу граф 14 «Разрешенная максимальная масса» и 15 «Масса без нагрузки» в паспорте транспортного средства (ПТС). При маленькой грузоподъёмности (не превышающей 500 кг) они попадут в 3 амортизационную группу (СПИ свыше 3 , но не более 5 лет).

К 4 амортизационной группе будут относиться:

  • бортовые грузовые автомобили, если их грузоподъёмность больше чем 500 кг, но не превышает 5 тонн;
  • самосвалы, независимо от их грузоподъемности;
  • прочие грузовые автомобили, такие как снегоболотоходы и грузовые электромобили.
  • некоторые специальные машины типа фургонов и цистерн, если они :
    • предназначены для коммунального хозяйства, лесозаготовок,
    • являются щепозвозами или автокатафалком
    • предназначены для перевозки сжижинного газа, нефтепродуктов или радиоактивных отходов

Седельные тягачи (предназначенные для буксировки полуприцепов), прицепы, полуприцепы и грузовые машины с грузоподъемностью свыше 5 тонн включаются в 5 амортизационную группу (СПИ свыше 7 до 10 лет). К этой же амортизационной группе будут относиться и специальные автомобили типа фургона, цистерны за исключением тех, что попали в 4 амортизационную группу.

Выбираем номер амортизационной группы для автобусов

Номер амортизационной группы как легкового автомобиля, так автобуса зависит от его класса. Но если класс легкового автомобиля зависит от объема его двигателя (кроме высшего класса), то класс автобуса определяется его длиной, которую можно посмотреть в руководстве пользователя автомобиля или приложении к договору на его приобретение, в котором указываются технические характеристики. Кроме того, для автобусы отечественного производства распределяются по классам в зависимости от их габаритов в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66, согласно которой заполняется графа ПТС «Модель, марка ТС». Первая цифра модели автобуса и будет обозначать его класс.

Если габаритная длина автобуса не превышает 5,5 метров, то он относится ко 2 (особо малому) классу. Чтобы автобус можно было отнести ко 3 (малому) классу, его габаритная длина должна быть в диапазоне от 6 до 7,5 м. Автобусы 2 и 3 класса входят в 3 амортизационную группу со сроком полезного использования от 3 до 5 лет.

Например,

Модель УАЗ 2206- является автобусом малого класса, так как вторая цифра модели, определяющая тип транспортного средства «2», т. е. автобус, а первая цифра (класс) указывает его принадлежность к особо малому классу. Такой микроавтобус амортизируется от 3 до 5 лет.

Средние и большие автобусы занимают место в 4 амортизационной группе. Они амортизируются свыше 5 и до 7 лет. Согласно Отраслевой нормали , если автобус имеет габариты от 8,5 до 10м, то он относится к 4 (среднему) классу, а автобус размерами от 11 до 12 м — к 5 (большому) классу. В тоже время ОКОНХ предписывает относить к средним автобусам те, чья длина от 8,5 до 9 м, а к большим, если их размеры от 10,5 до 12 м.

Кроме автобусов 4 (среднего) и 5 (большого) класса к 4 амортизационной группе относятся прочие автобусы, к которым отнесены санитарные автобусы и автобусы с электродвигателем. Таким образом, если в графе 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС предназначение автобуса указано как санитарный, или графа 12 «Тип двигателя» содержит указание на оснащение его электродвигателем, то его необходимо амортизировать от 5 до 7 лет.

Важное уточнение: автобусы распределяются по амортизационным группам согласно их габаритным размерам, но для прочих автобусов не ограничений по размерам не предусмотрено. В результате, если например, размеры санитарного автобуса не будут превышать 7,5 м — то он попадает только в 4 амортизационную группу. А если размер санитарного автобуса или автобуса, оснащенного электродвигателем, будет превышать 12 м, то не исключено, что инспектора будут настаивать на включение его 5 амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет, к которой относятся автобусы 6 (особо большого класса) с длиной от 16,5 до 24 м.

Нестандартный автобус: что делать?

Наибольшую сложность вызывает определение амортизационной группы для автобусов, чья длинна не укладывается в «прокрустово ложе» габаритных размеров. Например, если автобус имеет длину от 7,5 и до 8м. или от 12 до 16 м., то споров о том, к какой амортизационной группе они должен относиться, избежать вряд ли получится. Ведь автобусы этой длины не отнесены ни к одному классу, ни в Отраслевой нормали, ни в ОКОНФ.

Например,

Модель ПАЗ 3204 имеет длину 7,6 м, согласно буквенно-цифровому обозначению он является автобусом малого класса. В тоже время для отнесения его к малому классу его длина не должна превышать 7, 5 м.

Если вы сторонник более консервативного подхода, и не готовы к прениям с налоговыми органами, то исходя из ограничения, уставленного как в отраслевой нормали, так и ОКОНФ, автобусы имеющие длину свыше 7,5 и до 8 м., безопаснее относить к 4 (среднему) классу и амортизировать более 5 лет.

Но этот автобус можно учесть и в 3 амортизационной группе, ориентируясь на 11 статью НК РФ, которая предусматривает, что термины отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговый кодекс не содержит положений, которые позволяют определить класс автобуса. В тоже время для предприятий производящих автомобили в Отраслевой нормали ОН 025270-66 установлена система их классификации и обозначения. Следовательно опираясь на систему обозначения, установленную в отраслевой нормали, это автобус можно отнести его к малому классу и амортизировать не более 5 лет.

К сожалению, автобусы иностранного производства, не имеют цифрового обозначения класса в наименовании его модели. Наиболее вероятно, что налоговые органы будут требовать чтобы «нестандартные» по размеру автобусы были отнесены к более высокой амортизационной группе.

Поделитесь в комментариях: с какими трудностями при определении срока полезного использования автобусов и грузовых автомобилей приходилось вам сталкиваться?

Прочитать как определить тип автомобиля можно . Узнать что влияет на срок полезного использования легкового автомобиля . Посмотреть стоит ли госпошлину включать в первоначальную стоимость основного средства можно

Согласно «Классификации и системы обозначения автомобильных транспортных средств», приведенной в приложении № 3 к Распоряжению Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», обозначение классов автобусов начинается с цифры 2. В письме Минюста России от 21.09.09 № 03-2609 этим распоряжением Минтранса РФ предписано руководствоваться в целях организации эксплуатации транспортных средств.

Сущность амортизации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Амортизация представляет собой постепенный перенос суммы, которая была потрачена на покупку основного средства (средств), на выпускаемую продукцию (услугу, товар).

Норма амортизации основных средств включает в себя величину амортизационных накоплений, установленную в процентном соотношении к существующей балансовой стоимости основного средства.

Сущность амортизации

Виды износа

Все основные средства постепенно подлежат износу, которые представляет собой постепенную утрату основным средством своей потребительской стоимости. Существует 2 типа износа:

  • Физический износ (уменьшение потребительской стоимости в результате снашивания деталей, отрицательного влияния агрессивной среды, природы и др.),
  • Моральный износ (уменьшение стоимости вне зависимости от физического износа).

Для лучшего понимания формулы амортизации необходимо различать моральный износ двух родов:

  • Первого рода, который представляет собой утрату первоначальной стоимости по причине роста производительности труда в отрасли изготовления основных средств,
  • Второго рода, который происходит по причине разработки более прогрессивной или экономичной техники. По причине морального износа второго рода уменьшается относительная полезность устаревших основных фондов.

Основные понятия

Для изучения формулы нормы амортизации следует разобраться с некоторыми понятиями:

  • Объект начисления амортизации представляет собой основное средство, находящееся в организации на праве собственности (оперативного управления или хозяйственного ведения).
  • Срок полезного использования включает среднюю продолжительность службы объекта определенного типа.
  • Норма амортизации является годовым процентом возмещения стоимости основных фондов, который устанавливается государством. В РФ применяются единые нормы амортизации, показатель которых определен для каждого типа основного средства.

Формула нормы амортизации

С целью осуществления бухгалтерского учета формула нормы амортизации может вычисляться двумя способами:

  • По первому способу формула нормы амортизации выглядит следующим образом:

НА = (ПС — ЛС)/(АП · ПС) * 100%

Здесь НА – норма амортизации,

ПС – первоначальная стоимость (рублей),

ЛС ликвидационная стоимость (рублей),

АП – амортизационный период (лет).

  • По второму способу формула нормы амортизации устанавливает показатель на основании срока службы определенного объекта (выражается в годах):

НА=(1/Т) * 100%

Здесь НА – норма амортизации,

Т – срок службы объекта ОС (лет).

Вторая формула используется в бухгалтерском учете и для целей налогообложения. Для расчета налогов также используется следующая формула нормы амортизации:

НА= (2/ Тм) · 100%

Здесь НА – норма амортизации,

Тм — срок службы соответствующего объекта ОС (определяется в месяцах).

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Предприятие имеет следующие показатели по работе за прошлый отчетный период:

Стоимость оборудования – 150 000 рублей,

Нормативный срок службы – 7 лет,

Предположительный срок эксплуатации – 3 года,

Определить норму годовой амортизации и сумму амортизационных отчислений по оборудованию за фактический срок работы.

Решение Рассчитаем годовую норму амортизации:

Агод=1/7=0,143

Амортизация за каждый год использования оборудования:

А1=0,143*150000=21450 рублей,

А2=0,143 (150000-21450)=18382,65 рублей,

А3=0,143(150000 – 21450 – 18382,65)=15753,93 рублей

Рассчитаем фактическую сумму амортизации за три года:

Афакт=21450+18382,65+15753,93=55586,58 рублей

Ответ Н=0,143, Афакт=55586,58 рублей
ПРИМЕР 2

Задание Рассчитать норму амортизации используемого оборудования, если известны следующие данные по его работе:

Первоначальная стоимость – 90 000 рублей,

Ликвидационная стоимость – 29 000 рублей,

Срок работы – 5 лет.

Решение Формула нормы амортизации выглядит следующим образом:

Н=(ПС-Л)/(Т*ПС)

Здесь ПС – первоначальная стоимость (руб.),

ЛС – ликвидационная стоимость (руб.),

Т – срок работы оборудования (лет).

Н=(90000-29000)/(5*90000)=61000/450000=0,14

Показатель в процентах 0,14 * 100% = 14 %

Ответ Норма амортизации 0,14 или 14%

Многие компании используют в своей работе автомобильный транспорт. С точки зрения бухучета автомобили являются основными средствами, поэтому при их использовании следует начислять амортизацию. Рассмотрим, как рассчитать амортизацию автомобиля с учетом всех требований законодательства.

Расчет амортизации автомобиля в бухгалтерском учете

Чтобы определить, как посчитать амортизацию автомобиля, нужно в первую очередь выбрать метод ее начисления. В бухгалтерском учете их существует четыре:

  1. Линейный.
  2. Уменьшаемого остатка.
  3. По сумме лет полезного использования.
  4. Исходя из объема работ (для автомобиля – на основе пробега).

На практике в большинстве случаев используют первый или четвертый метод. Рассмотрим их подробнее.

Для расчета линейным методом необходимо знать первоначальную стоимость и срок полезного использования (СПИ).

Первоначальная стоимость для автомобиля в общем случае – это расходы на приобретение и доставку. В некоторых случаях сюда могут быть добавлены дополнительные расходы – оплата посреднику, таможенные пошлины и т.п.

Для определения срока полезного использования обычно учитывают Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002г. Хотя формально она предназначена для налогового учета, при определении «бухгалтерского» СПИ удобно также руководствоваться этим документом.

Формула расчета амортизации автомобиля при линейном методе выглядит следующим образом:

А = ПС х (100% / СПИ), где

ПС – первоначальная стоимость,

СПИ – срок полезного использования в годах

Рассмотрим, как посчитать амортизацию автомобиля – пример использования линейного метода.

Организация приобрела легковой автомобиль. Стоимость приобретения с учетом дополнительных расходов – 250 тыс. руб. без НДС, срок полезного использования — 5 лет.

Амортизация за год составит:

А = 250 х (100% /5) = 250 х20% = 50 тыс. руб.

Расчет на основании объема работ позволяет учитывать нагрузку, которую испытывает основное средство при эксплуатации и более «адекватно» распределять износ по периодам. Для автомобилей нагрузка наиболее полно отражается через показатели пробега. Поэтому данный метод применительно к транспортным средствам можно назвать: «расчет амортизации автомобиля по километражу».

А = ПС х (ПРф / ПРн), где

ПС – первоначальная стоимость автомобиля;

ПРф — фактический пробег за расчетный период;

ПРн – нормативный пробег за весь срок полезного использования.

Таким образом, чтобы определить, как посчитать амортизацию автомобиля по километражу, СПИ сам по себе не требуется. Нужно только определить общий нормативный пробег транспортного средства.

Величина в скобках – это процент амортизации автомобиля, рассчитанный на основании фактического пробега.

Рассмотрим, как рассчитать амортизацию грузового автомобиля по пробегу.

Организация приобрела грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость определена в сумме 600 тыс. руб. без НДС. Для автомобиля был определен суммарный нормативный пробег 160 тыс. км. За первый год эксплуатации фактический пробег составил 25 тыс. км. Амортизация за первый год составит

А = 600 х (25 /160) = 93,75 тыс. руб.

Как посчитать амортизацию автомобиля в налоговом учете

В целях налогообложения используются два способа начисления амортизации:

  1. Линейный. Расчет в этом случае производится аналогично бухгалтерскому учету.
  2. Нелинейный. При этом методе амортизация рассчитывается в целом по группе объектов. Формула расчета износа за месяц выглядит так:

А = ОС х (К /100), где

ОС – суммарная остаточная стоимость группы объектов начало месяца

К – коэффициент для группы (указан в п. 5 ст. 259.2 НК РФ)

На практике в налоговом учете обычно используют линейный метод. Это связано не только с упрощением самого расчета, но и с тем, что линейный метод – единственный, при котором «налоговая» и «бухгалтерская» амортизация совпадают. Поэтому расчет амортизации автомобиля с его применением не только упрощает учет, но и позволяет избежать налоговых разниц.

Ускоренная амортизация при лизинге

Транспортные средства обычно стоят недешево, поэтому их часто приобретают за счет заемных средств. Одним из распространенных вариантов является лизинг. Он позволяет не только приобрести объект, но и в дальнейшем снизить платежи по налогам на имущество и на прибыль.

Речь идет об использовании ускоренной амортизации. Действующее законодательство позволяет при покупке объекта в лизинг использовать «ускоряющий» коэффициент в размере до 3. Однако, применяя этот метод, необходимо учитывать ряд ограничений.

  1. Имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя.
  2. В договоре лизинга должен быть пункт о применении ускоренной амортизации с указанием используемого коэффициента.
  3. Ускоренную амортизацию в бухгалтерском учете можно применять только при использовании метода уменьшаемого остатка (п. 19 ПБУ 6/01). Т.к. в налоговом учете аналогичный метод отсутствует – неизбежно возникают налоговые разницы.
  4. В налоговом учете нельзя применять повышающий коэффициент амортизации автомобиля к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. Т.е. для значительной части транспортных средств (в частности — для легковых автомобилей, малых автобусов и грузовиков массой до 3,5 т) данная льгота недоступна.

Вывод

Существует несколько методов расчета амортизации автомобилей. На практике чаще всего используется линейный метод и расчет на основании фактического пробега. Если автомобиль приобретен в лизинг, то можно применить ускоренную амортизацию, с учетом предусмотренных законом ограничений.