Характер сделки 058

Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Банк России предлагает изменить порядок определения признаков, указывающих на необычный характер сделок

В настоящий момент перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержится в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно проекту признаки необычных сделок будут определяться кредитной организацией самостоятельно, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов, и должны будут включать признаки, публикуемые на официальном сайте Банка России в сети «Интернет».

Кредитные организации будут обязаны применять опубликованные Банком России признаки по истечении 10 дней после дня размещения перечня признаков на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» с учетом процедур, содержащихся в программе выявления операций.

Также уточняются требования к проведению кредитными организациями самооценки рисков ОД/ФТ и фиксированию их результатов (уточняются требования к периодичности проведения мероприятий в рамках самооценки рисков ОД/ФТ и способу фиксирования их результатов).

Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

В правилах внутреннего контроля НФО предлагается указывать признаки необычных сделок клиентов

Согласно проекту в целях выявления операций, в отношении которых при реализации НФО правил внутреннего контроля (ПВК) по ПОД/ФТ возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, ПВК по ПОД/ФТ должны содержать признаки необычных сделок.

Признаки необычных сделок определяются НФО самостоятельно, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности НФО и ее клиентов, а также включают признаки, приведенные в согласованном Банком России с Росфинмониторингом (уполномоченным органом) перечне признаков, указывающих на необычный характер сделки.

Согласованный Банком России с уполномоченным органом перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, а также изменения в него размещаются Банком России на его официальном сайте в сети «Интернет».

НФО должны применять признаки, указывающие на необычный характер сделки, приведенные в перечне, по истечении 10 дней после дня размещения указанного перечня (изменений в него) на официальном сайте Банка России с учетом процедур, содержащихся в программе выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, в программе управления риском необходимо будет предусматривать, что результаты мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях легализации доходов, полученных преступным путем, в связи с предоставлением клиентам определенных услуг или осуществлением операций в интересах клиента должны документально фиксироваться не реже одного раза в 6 месяцев.

Признаки сомнительных операций(фиктивных сделок) в банках

► Правовые услуги по валютному регулированию ► Сомнительные операции

Понятие «сомнительных операций»
Агентирование, комиссия, финансирование
Требования к нерезидентам
Снятие наличных
Занижение таможенной стоимости
Операции с векселями
Ценные бумаги и инвалюта
Переводы без открытия счетов
Таможенный союз, ЕАЭС
Признаки необычных сделок
Меры противодействия

▲ Понятие «сомнительных операций» и правовые акты ЦБ с их признаками ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 04.09.2013 г. № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»:

Для целей квалификации операций в качестве сомнительных операций используются следующие акты Банка России:

Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.

1 150-Т ► 07.08.2013 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
2 110-Т ► 19.06.2013 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
3 104-Т ► 10.06.2013 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
4 73-Т ► 17.04.2013 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
5 167-Т ► 07.12.2012 О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
6 157-Т ► 16.11.2012 Об осуществлении уполномоченными банками валютного контроля за проведением резидентами валютных операций, связанных с оплатой товара, перемещаемого по территории Таможенного союза
7 129-Т ▼ 16.09.2010 Об усилении контроля за отдельными операциями юридических лиц
8 83-Т ► 11.06.2010 Об особенностях работы уполномоченных банков с товарно-транспортными накладными, оформленными грузоотправителями на территории Республики Беларусь
9 8-Т 23.01.2009 В дополнение к письму Банка России от 01.11.2008 N 137-Т
10 137-Т ▼ 01.11.2008 О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций
11 111-Т 03.09.2008 О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций
12 80-Т ▼ 04.07.2008 Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями
13 24-Т 13.03.2008 О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций
14 170-Т ▼ 30.10.2007 Об особенностях принятия на банковское обслуживание юридических лиц — нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками
15 161-Т ▼ 26.12.2005 Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций
16 99-Т ► 13.07.2005 О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
17 12-Т ▼ 21.01.2005 Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты
18 179-Т ▼ 24.12.2003 Об усилении контроля за операциями по переводу денежных средств без открытия счетов и за операциями с использованием предоплаченных финансовых продуктов

Для целей квалификации операций в качестве сомнительных операций также используются признаки, указывающие на необычный характер сделки, указанные в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

▲ Сомнительные агентирование, комиссия, финансирование под уступку требования ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от от 16 сентября 2010 г. № 129-Т «Об усилении контроля за отдельными операциями юридических лиц»:

Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности было выявлено, что в последнее время возросли объемы денежных средств, переводимых резидентами в пользу контрагентов (резидентов и нерезидентов) на их счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в порядке исполнения обязательств по агентским договорам, договорам комиссии, договорам финансирования под уступку денежного требования и договорам купли-продажи товаров с поставкой на территории Российской Федерации (в банковской отчетности такие операции отражаются по кодам валютных операций 35020, 99090).

Во многих случаях денежные средства переводятся юридическими лицами — резидентами в пользу нерезидентов-контрагентов, юрисдикция которых не совпадает с юрисдикцией банков-нерезидентов, в которых открыты счета данных нерезидентов, а также в пользу резидентов-контрагентов на их счета, открытые в банках на территории иностранных государств.

Характерными особенностями таких операций являются:

1. Осуществление резидентами-клиентами кредитных организаций в пользу нерезидентов в рамках заключенных между ними агентских договоров (договоров комиссии) безналичных переводов денежных средств в крупных размерах, являющихся выручкой от реализации резидентами-агентами от своего имени принадлежащих нерезидентам-принципалам товаров, поставка которых осуществляется на территории Российской Федерации (т.е. без пересечения таможенной границы Российской Федерации), а также осуществление переводов валюты Российской Федерации между резидентами в рамках аналогичных агентских договоров (договоров комиссии), заключенных между ними.

2. Осуществление по агентским договорам (договорам комиссии) резидентами-принципалами переводов денежных средств в крупных размерах, являющихся агентским вознаграждением за услуги, оказанные на территории Российской Федерации, в пользу нерезидентов-агентов. Обязательства нерезидентов заключаются в оказании резидентам — плательщикам денежных средств услуг по приобретению от своего имени, но в интересах и за счет резидента на территории Российской Федерации товаров у третьих лиц. Сумма агентского вознаграждения в агентском договоре (договоре комиссии), как правило, не предусмотрена и определяется в процентном отношении исходя из стоимости поставленных товаров.

3. Осуществление по договорам финансирования под уступку денежного требования резидентами — финансовыми агентами переводов денежных средств в пользу нерезидентов (кредиторов) в счет денежного требования нерезидентов (кредиторов) к третьим лицам — резидентам (должникам) по заключенным между ними договорам поставки товаров на территории Российской Федерации.

4. Осуществление расчетов и переводов между резидентами в валюте Российской Федерации со счетов, открытых одними резидентами в кредитных организациях, на счета других резидентов-контрагентов, открытые в банках-нерезидентах, по заключенным между ними договорам купли-продажи товаров с поставкой товаров на территории Российской Федерации.

Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, оплата «серого импорта», отмывание доходов, полученных преступным путем.

Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям при выявлении таких операций уделять им особое внимание и в случае, если при реализации правил внутреннего «противолегализационного» контроля в отношении указанных операций возникают подозрения, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, направлять сведения о таких операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»…

▲ Требования банков к нерезидентам в РФ ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от от 30 октября 2007 г. № 170-Т «Об особенностях принятия на банковское обслуживание юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками»:

Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями выявлено, что по счетам ряда клиентов кредитных организаций активно осуществляются операции, носящие запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, в том числе указанные в письме Банка России от 26 декабря 2005 года N 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций» («Вестник Банка России» от 28 декабря 2005 года N 70).

Масштабы и постоянный характер этих операций позволяют предполагать, что в большинстве случаев действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма. Во многих случаях в проведении таких операций участвуют юридические лица-нерезиденты, получившие в налоговых органах код иностранной организации, но не являющиеся российскими налогоплательщиками, не имеющие идентификационного номера налогоплательщика и не сдающие соответствующую отчетность (далее — юридические лица-нерезиденты, не являющиеся российскими налогоплательщиками).

Учитывая изложенное, а также затруднения с проверкой информации, необходимой для идентификации юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками, кредитным организациям в целях обеспечения управления риском потери деловой репутации и правовым риском рекомендуется при принятии на банковское обслуживание таких лиц (за исключением иностранных кредитных организаций) обращать на них особое внимание, а также обращать особое внимание на операции, осуществляемые с участием таких лиц.

При этом Банк России рекомендует кредитным организациям исходить из следующего.

1. До заключения договора банковского счета с юридическими лицами-нерезидентами, не являющимися российскими налогоплательщиками, в дополнение к сведениям, необходимым для идентификации клиента, кредитным организациям рекомендуется получать от юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками (за исключением иностранных кредитных организаций), следующую информацию:

1) о наименовании и местонахождении иностранных кредитных организаций, с которыми у юридического лица-нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком, имелись или имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета, о характере и продолжительности этих отношений;

2) об основных контрагентах, объемах и характере операций, которые предполагается проводить с использованием банковского счета, открываемого в кредитной организации;

3) об обязанности (или отсутствии таковой) юридического лица-нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком, предоставлять по месту его регистрации или деятельности финансовые отчеты компетентным (уполномоченным) государственным учреждениям с указанием наименований таких государственных учреждений;

4) о предоставлении (при наличии соответствующей обязанности) финансового отчета за последний отчетный период (указать государственное учреждение, в которое предоставлен финансовый отчет, а также сведения об общедоступном источнике информации (если имеется), содержащем финансовый отчет);

5) другую информацию, которую кредитная организация сочтет необходимой для осуществления идентификации юридического лица-нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком.

2. В дополнение к документам, представляемым при открытии банковского счета, кредитной организации рекомендуется до заключения договора банковского счета запрашивать у юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками (за исключением иностранных кредитных организаций) рекомендательные письма, составленные в произвольной форме, российских или иностранных кредитных организаций, с которыми у данных юридических лиц-нерезидентов имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета. Рекомендательные письма могут запрашиваться также в отношении учредителей юридического лица-нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком.

Заключение договора банковского счета с юридическими лицами-нерезидентами, не являющимися российскими налогоплательщиками, рекомендуется осуществлять по оформленному в письменном виде решению руководителя кредитной организации или уполномоченного им сотрудника головного офиса кредитной организации в порядке, определяемом кредитной организацией самостоятельно.

Предоставление юридическим лицам-нерезидентам, не являющимся российскими налогоплательщиками, возможности направлять распоряжения о проведении операций по банковскому счету, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, рекомендуется осуществлять с учетом письма Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)».

▲ Признаки сомнительных операций по снятию наличных ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 26 декабря 2005 г. № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций»:

Банк России обращает внимание территориальных учреждений на необходимость руководствоваться в работе по надзору за деятельностью кредитных организаций задачей не только оценки их текущего финансового положения, но и оценки их подверженности правовому риску и риску потери деловой репутации. Такие риски могут возникать в связи с совершением кредитными организациями сомнительных операций как от своего имени и в своем интересе, так и по поручению клиентов. Указанные операции, как правило, привлекают внимание налоговых и правоохранительных органов, которые могут предъявлять к кредитным организациям по вопросам совершения сомнительных операций различные претензии.

К сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции, указанные в письмах Банка России от 21 января 2005 г. № 12-Т, от 26 января 2005 г. № 17-Т, а также следующие виды операций.

1. Систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридичес­кими лицами или индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств. При этом особое внимание следует обращать на клиентов кредитных организаций, у которых отмечается высокое (80% и более) отношение объема снятых наличных средств к оборотам по их счетам.

2. Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.

3. Осуществление резидентами — клиентами кредитных организаций безналичных переводов денежных средств в крупных размерах в пользу нерезидентов (особенно в случаях, когда юрисдикция нерезидента — контрагента по договору не совпадает с юрисдикцией банка – нерезидента, в котором открыт счет нерезидента-контрагента):

— по договорам об импорте работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (особенно консультативных, маркетинговых, компьютерных, рекламных услуг), по которым проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость, а также по договорам перестрахования;

— по сделкам купли-продажи ценных бумаг (особенно векселей российских организаций, а также акций российских эмитентов, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг). При этом особое внимание необходимо уделять клиентам кредитных организаций, у которых операции с ценными бумагами носят в основном односторонний характер (покупка у нерезидентов);

— по договорам о поставке товаров, приобретаемых у нерезидентов на территории Российской Федерации, а также о поставке товаров, приобретаемых резидентами за пределами Российской Федерации и не пересекающих таможенную границу.

4. Проведение операций, связанных с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, когда экспортная выручка, поступившая в пользу клиента, в течение этого же операционного дня возвращается нерезидентам в рамках исполнения иных обязательств.

5. Осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономи­ческого смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.

▲ Признаки сомнительных операций с занижением таможенной стоимости ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 01 ноября 2008 г. № 137-Т «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций» (с изм., внесенными письмом ЦБ РФ от 23.01.2009 г. № 8-Т):

Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями, а также информационного взаимодействия между Банком России и ФТС России выявлено, что в 2008 году существенно возросло количество паспортов сделок, оформляемых по внешнеторговым договорам (контрактам), предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (далее — паспорта сделок), по которым стоимость товаров, отражаемых уполномоченными банками (далее — кредитные организации) в ведомостях банковского контроля … подтверждающих документов, в частности, таможенных деклараций, включая грузовые таможенные декларации, значительно превышает аналогичные данные о стоимости ввезенных товаров, имеющиеся в информационной базе ФТС России.

Во многих случаях денежные средства, отражаемые кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, юридическими лицами — резидентами переводились в пользу нерезидентов, зарегистрированных, как правило, в офшорных зонах, а также других государствах, в частности, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Новой Зеландии и являющихся клиентами банков Латвийской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Литовской Республики.

Данные операции между резидентами и нерезидентами характеризуются следующими особенностями:

1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица — резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами платежей уставный капитал.

2. Операции по счетам юридических лиц — резидентов в кредитных организациях в большинстве случаев носят транзитный характер и связаны с поступлением денежных средств в валюте Российской Федерации от значительного числа других резидентов и последующим переводом их в полном объеме (либо в их значительной части) (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов.

3. Контрагентами юридических лиц — резидентов являются иностранные компании, государство — место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством — местом нахождения обслуживающих их иностранных банков.

4. Со счетов, используемых для переводов денежных средств в пользу нерезидентов, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах.

Возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемых кредитными организациями, и в информационной базе ФТС России, позволяют предполагать, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами — резидентами могут представляться в кредитные организации несуществующие (фиктивные) таможенные декларации, а действительными целями таких операций могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.

Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям уделять особое внимание указанным выше операциям, а также таможенным декларациям, представляемым юридическими лицами — резидентами в соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России N 258-П. При выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, отражаемых кредитными организациями в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, кредитным организациям рекомендуется в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, обращаться в ФТС России.

▲ Контроль над операциями с векселями ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 04 июля 2008 г. № 80-Т «Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями»:

Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности было выявлено, что в последнее время резко возросли объемы денежных средств, переводимых в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юридические лица (такие операции входят в число операций, отражаемых в банковской отчетности по коду валютной операции 55050).

Как показывает практика, первые векселедержатели в течение непродолжительного времени после приобретения векселей передают их другим российским юридическим лицам, в том числе имеющим признаки «фирм-однодневок». Предъявляют указанные векселя к платежу российским кредитным организациям физические лица — резиденты, действующие на основании доверенностей, выданных нерезидентами, которые во многих случаях зарегистрированы в офшорных зонах и являются клиентами, в частности, банков Латвии и Кипра.

Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем.

Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям при выявлении указанных операций направлять сведения о них в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»…

▲ Контроль над покупкой за наличный расчет ценных бумаг и иностранной валюты ▲

Извлечения из письма ЦБ РФ от 21 января 2005 г. № 12-Т «Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки Физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты»:

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» … (далее — Федеральный закон) на кредитные организации возложена обязанность осуществлять внутренний контроль и направлять в уполномоченный орган сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, и иным операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Анализ практики применения Федерального закона показывает, что при приобретении физическими лицами ценных бумаг, а также при купле-продаже иностранной валюты (если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее) используются схемы проведения операций, характер которых дает основание полагать, что целью осуществления указанных схем является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом. Так, в частности, в целях совершения операции по приобретению ценных бумаг физическое лицо открывает банковский счет (депозитный счет либо счет для расчетов с использованием банковских карт), вносит на него наличные денежные средства и за счет указанных средств приобретает ценные бумаги.

В случае совершения операции с наличной иностранной валютой используется аналогичная схема. Например, при покупке физическим лицом наличной иностранной валюты используется следующая последовательность операций:

— в кредитной организации на имя физического лица открываются два банковских счета (депозитные счета либо счета для расчетов с использованием банковских карт): в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

— на счет, открытый в валюте Российской Федерации, вносятся (зачисляются) наличные денежные средства в валюте Российской Федерации;

— по поручению физического лица находящиеся на счете денежные средства в валюте Российской Федерации списываются в счет оплаты покупаемой им иностранной валюты;

— приобретенная иностранная валюта зачисляется на счет физического лица в иностранной валюте и в последующем снимается физическим лицом с этого счета в наличной форме.

Исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом обязательному контролю подлежат операции покупки (продажи) наличной иностранной валюты и приобретения ценных бумаг, осуществляемые за наличный расчет (абзацы третий и четвертый подпункта 1 пункта 1 статьи 6), в случае, если вся описываемая выше последовательность операций совершается в течение короткого промежутка времени (например, в течение одного-двух дней), целью осуществления таких операций может быть уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно абзацу седьмому пункта 2 статьи 7 Федерального закона выявление неоднократного (то есть два и более раз) совершения операций и сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, служит одним из оснований для документального фиксирования информации.

В соответствии с подпунктом 2.9.9 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» («Вестник Банка России» от 10.09.2004 N 54) неоднократные операции и сделки, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, оцениваются кредитными организациями как операции повышенной степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Учитывая изложенное, операции, описанные в абзацах третьем — восьмом настоящего Письма, правомерно рассматривать в качестве операций, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и сведения о которых в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона подлежат направлению в уполномоченный орган.

▲ Контроль над переводами без открытия счетов ▲

Извлечение из письма ЦБ РФ от 24 декабря 2003 г. № 179-Т «Об усилении контроля за операциями по переводу денежных средств без открытия счетов и за операциями с использованием предоплаченных финансовых продуктов»:

Анализ международной практики показывает, что операции по переводу денежных средств без открытия счета, а также операции с предоплаченными финансовыми продуктами могут осуществляться клиентами кредитных организаций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В связи с этим рекомендуем кредитным организациям, осуществляющим операции с предоплаченными финансовыми продуктами, а также предоставляющим услуги по переводу денежных средств без открытия счета, усилить контроль за указанными операциями, обратив особое внимание на операции по регулярному переводу денежных средств физическими лицами без открытия банковского счета в случаях, когда сумма таких операций по отдельности не превышает сумму, эквивалентную 600000 рублей.

Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 5 марта 2010 года №135

ПОЛОЖЕНИЕ
об общих требованиях к правилам внутреннего контроля по противодействию финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

1. Общие положения

2. Процедуры осуществления правил внутреннего контроля

3. Заключительные положения

Приложение. Типичные критерии оценки уровня (категории) риска

Общие положения

1. Настоящее Положение об общих требованиях к правилам внутреннего контроля по противодействию финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее общие требования), определяет единый подход к разработке лицами, представляющими сведения, правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее — правила внутреннего контроля).

2. Для целей настоящих общих требований используются следующие понятия:

правила внутреннего контроля — понимается в том значении, которое указано в статье 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

лица, представляющие сведения — понимается в том значении, которое указано в статье 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Конкретный список лиц, представляющих сведения (с указанием наименования и юридического адреса), формируется Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики (далее ГСФР);

операции (сделки), подлежащие обязательному контролю — операции (сделки) с денежными средствами или имуществом, предусмотренные в статье 6 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

подозрительная операция (сделка) — понимается в том значении, которое указано в статье 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

клиент — физическое или юридическое лицо, принятое на обслуживание или находящееся на обслуживании у лиц, представляющих сведения;

риск финансирования терроризма (экстремизма) или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее — Риск) — типичные возможности совершения у лица, представляющего сведения, деяний по финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в результате принятия на обслуживание или при обслуживании клиента;

надзорные органы — государственные органы Кыргызской Республики, уполномоченные осуществлять контроль за исполнением лицами, представляющими сведения, положений Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

служба внутреннего контроля — уполномоченный сотрудник или структурное подразделение лица, представляющего сведения, ответственные за осуществление правил внутреннего контроля, в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и представление сообщений в ГСФР.

3. Правила внутреннего контроля в основном определяют порядок:

— организации внутреннего контроля, устанавливающий полномочия и ответственность должностных лиц в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

— взаимодействия и подотчетности между лицами и подразделениями, вовлеченными в процесс противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

— идентификации клиентов (меры по надлежащей проверке клиентов) и мониторинга деятельности клиентов;

— выявления в деятельности клиента операций (сделок) с денежными средствами или имуществом (далее — операций (сделок)), подлежащих обязательному контролю и (или) подозрительных операций (сделок);

— предоставления в ГСФР информации по выявленным подозрительным операциям (сделкам) и (или) операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю;

— оценки рисков, связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

— документального фиксирования, хранения и обеспечения конфиденциальности информации, полученной в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

— обучения (подготовки) сотрудников лиц, представляющих сведения, в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

4. Правила внутреннего контроля разрабатываются лицами, представляющими сведения, в соответствии с настоящими общими требованиями и с учетом следующих общих принципов:

1) необходимости сохранения конфиденциальности сведений о внутренних документах лиц, представляющих сведения, разработанных в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

2) необходимости соблюдения банковской, коммерческой или иной тайны, а также конфиденциальности сообщений передаваемых ГСФР и иных сведений, определяемых лицами, представляющими сведения;

3) исключение участия сотрудников лиц, представляющих сведения, в осуществлении финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

4) обеспечение участия сотрудников, лиц, представляющих сведения, независимо от занимаемой должности (в рамках их компетенции) в выявлении в деятельности клиента, операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и (или) подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

5) повышения квалификации сотрудников лиц, представляющих сведения, в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

5. Функция контроля за осуществлением правил внутреннего контроля у лиц, представляющих сведения, возлагается на руководителей лиц, представляющих сведения, и на службу внутреннего контроля.

6. Правила внутреннего контроля должны состоять из процедур их осуществления.

Процедуры осуществления правил внутреннего контроля

7. Процедуры осуществления правил внутреннего контроля разрабатываются лицами, представляющими сведения, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», с учетом настоящих общих требований, а также характера и основных направлений деятельности лиц, представляющих сведения, клиентской базы и уровня (категории) рисков.

8. Лица, представляющие сведения, должны включать в правила внутреннего контроля следующие процедуры:

1) Процедура идентификации и верификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя):

В рамках реализации правил внутреннего контроля, лица, представляющие сведения, разрабатывают процедуру идентификации и верификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Лица, представляющие сведения, обязаны провести повторную идентификацию клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) если возникают подозрения в достоверности ранее полученных сведений.

Лица, представляющие сведения, в процедуре должны предусматривать:

— периодическое обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) (для лиц с высоким уровнем риска — не реже одного раза в год, для всех остальных — не реже одного раза в три года);

— периодического пересмотра уровня (категории) Риска по мере изменения идентификационных сведений или изменения уровня (категории) Риска (категории клиента, места его регистрации, используемых им продуктов и услуг);

— мероприятия по верификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя);

— порядок выявления иностранных политически значимых лиц среди клиентов.

Банки и иные финансово-кредитные учреждения и организации, имеющие право на открытие и ведение банковских и иных счетов, при осуществлении трансграничных корреспондентских отношений обязаны:

— идентифицировать и проводить верификацию учреждений-корреспондентов, с которыми они устанавливают или осуществляют корреспондентские банковские отношения;

— собирать информацию о характере деятельности учреждения-корреспондента;

— на основе общедоступной информации производить оценку репутации учреждения-корреспондента и определить наличие надзорного органа в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

— получить одобрение исполнительного руководства до установления корреспондентских банковских отношений;

— производить оценку контрольных механизмов, используемых учреждением-корреспондентом (являющимся клиентом банка) по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В процедуре должен быть предусмотрен порядок выявления банков-оболочек и банков, зарегистрированных в оффшорных зонах, их филиалов и представительств, а также зарегистрированных в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим, и (или) не предусматривающих раскрытие и (или) предоставление информации органам банковского надзора.

Перечень субъектов, государств и территорий оффшорных зон определяется Национальным банком Кыргызской Республики.

Лица, представляющие сведения, должны уделять особое внимание деловым отношениям, а также операциям (сделкам) с физическими и юридическими лицами государств и территорий, которые не применяют либо применяют в недостаточной степени рекомендации ФАТФ, а также с дочерними организациями, филиалами и представительствами, основные компании которых зарегистрированы в таких государствах и территориях.

Перечень таких стран и территорий утверждается ГСФР совместно с Национальным банком Кыргызской Республики и иными надзорными органами.

2) Процедура оценки Риска совершения клиентом операций (сделок), связанных с финансированием терроризма (экстремизма) или легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем:

Оценка Риска совершения клиентом операций (сделок) связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, производится при установлении деловых отношений с клиентом и после проведения идентификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), а также иных участников операции (сделки).

Для последующей оценки уровня (категории) Риска лицо, представляющее сведение, должно осуществлять постоянный мониторинг операций (сделками) клиента.

Служба внутреннего контроля на основании имеющейся информации и документов, оценивает уровень (категории) Риска и фиксирует его, с обоснованием оценки Риска.

Оценка Риска состоит из следующих последовательных процедур:

а) накопление информации о деятельности клиента на территории Кыргызской Республики и за ее пределами;

б) в случае возникновения подозрения о том, что клиент осуществляет (или намеревается осуществить) операции (сделки), связанные с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, сотрудник лица, представляющего сведения, обязан сообщить об этом службе внутреннего контроля;

в) служба внутреннего контроля вправе принять решение о мониторинге клиента и совершаемых им операций (сделок), а также об отказе в заключении с таким клиентом операции (сделки).

Служба внутреннего контроля в зависимости от специфики деятельности лица, представляющего сведения, и его клиентов для оценки Риска использует типичные критерии оценки уровня (категории) Риска, установленные согласно Приложению к настоящим общим требованиям, а также с учетом дополнительных критериев, предусмотренных в правилах внутреннего контроля.

Если операция (сделка) соответствует хотя бы одному из критериев, установленных согласно Приложению к настоящим общим требованиям, уровень (категория) Риска оценивается как высокий.

Лица, представляющие сведения, должны уделять повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым клиентом, операции (сделки) которого отнесены к высокому уровню (категории) Риска в том числе путем осуществления постоянного мониторинга за операциями (сделками) такого клиента.

Лицам, представляющим сведения, рекомендуется установить дополнительные категории критериев оценки уровня (категории) Риска (минимальные), с учетом особенностей их деятельности.

Коммерческие банки и иные финансово-кредитные учреждения, лицензируемые Национальным банком Кыргызской Республики, дополнительно используют критерии оценки уровня (категории) Риска, установленные Национальным банком Кыргызской Республики.

Лица, представляющие сведения, ежегодно должны проводить у себя оценку используемых Рисков. При этом, основные механизмы оценки Риска определяются ГСФР.

3) Процедура выявления в деятельности клиента операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и (или) подозрительных операций (сделок), а также иных операций (сделок), непосредственно связанных с финансированием терроризма (экстремизма) или легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем:

Процедура выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и (или) подозрительных операций (сделок), должна содержать критерии выявления таких операций (сделок), учитывающие особенности деятельности лиц, представляющих сведения.

Выявление операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, производится на основании критериев, предусмотренных в статье 6 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Выявление подозрительных операций (сделок), производится в соответствии с перечнем критериев подозрительных операций (сделок), установленных ГСФР.

Процедура должна предусматривать выявление, документальное фиксирование и передачу в ГСФР наряду с подозрительными операциями (сделками) и операциями (сделками), подлежащими обязательному контролю, операций (сделок) со следующими признаками:

а) сложные, необычно крупные операции (сделки);

б) операции (сделки), имеющие запутанный или необычный характер, т.е. проводимые по необычной схеме и не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели.

Для целей выявления операций (сделок) с вышеуказанными признаками, лица, представляющие сведения, разрабатывают критерии выявления подобных операций (сделок), с учетом перечня признаков подозрительных операций (сделок), устанавливаемых ГСФР.

В процедуре должно предусматриваться требование об обязательном информировании (по форме, утвержденной руководителем) службы внутреннего контроля, сотрудником лица, предоставляющего сведения, при выявлении операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и (или) подозрительных операций (сделок), а также иных операций (сделок) непосредственно связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем.

Служба внутреннего контроля вправе проводить ежедневный анализ всех операций (сделок) и при выявлении операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и (или) подозрительных операций (сделок) обязана составлять Сообщения о них и в установленном порядке направлять в ГСФР.

4) Процедура проверки информации о клиенте или об операции (сделке) клиента, о бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) для подтверждения обоснованности подозрений осуществления финансирования терроризма (экстремизма) или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем:

При поступлении информации о подозрительной операции (сделке) служба внутреннего контроля осуществляет дополнительный сбор информации о клиенте и бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) или операции (сделке) клиента.

В этих целях лицам, представляющим сведения, необходимо установить следующие процедуры:

а) сотрудник лица, представляющего сведения, выявивший подозрительную операцию (сделку) передает информацию в службу внутреннего контроля в порядке, установленном внутренними документами лица, представляющего сведения;

б) при наличии оснований полагать, что операция (сделка) клиента относится к подозрительной операции (сделки), служба внутреннего контроля принимает решение о признании операции (сделки) клиента подозрительной операцией (сделкой) с последующим предоставлением сообщений в ГСФР;

в) при выявлении в деятельности клиента подозрительной операции (сделки), служба внутреннего контроля должна принять предварительное решение о дальнейших действиях лица, представляющего сведения, в отношении клиента и его операции (сделки), следующего характера:

— обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл подозрительной операции (сделки);

— запросить у клиента дополнительные документы, в том числе контракты, договоры и иные документы, являющиеся основанием для совершения операции (сделки);

— обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими общими требованиями ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через лиц, представляющих сведения;

— предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Кыргызской Республики;

г) при признании операции (сделки) клиента как подозрительной операцией (сделкой), служба внутреннего контроля, в день их признания, составляет Сообщение о подозрительной операции (сделке) (далее — Сообщение) — документ, содержащий сведения об операции (сделке).

Лицам, представляющим сведения, следует предоставлять Сообщение, согласно типовой форме, утвержденной ГСФР, в соответствии с Положением о порядке предоставления Государственной службе финансовой разведки Кыргызской Республики информации и документов государственными органами Кыргызской Республики и лицами, представляющими сведения.

Сообщение незамедлительно передается службой внутреннего контроля для предварительного рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном лицами, представляющими сведения.

Сотрудники лица, представляющего сведения, участвующие в осуществлении операций (сделок), обязаны принять необходимые меры, с целью проверки наличия в отношении клиента, бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), сведений об их участии в террористической или экстремистской деятельности.

Указанные сведения содержатся в Перечне физических и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности (финансировании терроризма или экстремизма), формируемом ГСФР.

В случае, если у сотрудников лица, представляющего сведения, участвующих в осуществлении операций (сделок), возникают подозрения, что какие-либо операции (сделки) осуществляются в целях финансирования терроризма (экстремизма) или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, они обязаны информировать службу внутреннего контроля для направления в установленном порядке в ГСФР независимо от того, относятся или не относятся они к операциям (сделкам), предусмотренным статьей 6 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» или установленным ГСФР в перечне подозрительных операций (сделок).

5) Процедура документального фиксирования информации, указанной в статье 3 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»:

Лица, представляющие сведения, фиксируют информацию и собирают документы об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки) (в том числе сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте клиента и другие) и могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве.

Порядок документального фиксирования операций (сделок) должен предусматривать фиксирование:

— вида операции (сделки) и основания ее совершения;

— даты совершения операции (сделки) и суммы, на которую она совершена;

— сведений, полученных в результате идентификации физического или юридического лица;

— сведений, необходимых для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция (сделка), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии), адреса места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

— сведений, необходимых для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию (сделку) от имени другого лица в силу полномочий, основанных на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адреса места жительства представителя физического или юридического лица;

— сведений, необходимых для идентификации получателя по операции (сделке) с денежными средствами или имуществом, в том числе наименования получателя, номера его счета;

— других сведений, предусмотренных нормативным правовым актом Кыргызской Республики.

Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами и других источников. Документы, позволяющие идентифицировать клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) и иных участников операции (сделки), а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.

При фиксировании информации и сборе документов для целей внутреннего контроля необходимо следить за тем, чтобы клиентами по мотивированному запросу были представлены необходимые обосновывающие документы (договоры, контракты и т.д.).

Способы фиксирования информации для целей противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предусматриваемые в правилах внутреннего контроля, должны обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции (сделки) с учетом специфики деятельности соответствующих лиц, представляющих сведения.

Правила внутреннего контроля должны обеспечивать конфиденциальность фиксируемой информации об операциях (сделках), о клиенте, бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) и их представителях, а также об иных лицах, по поручению, от имени и (или) в интересах которых действуют клиенты, а также о мерах, принимаемых лицами, представляющими сведения в целях предотвращения и выявления операций (сделок), связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

6) Процедура хранения информации и документов, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля:

Лица, представляющие сведения, должны хранить не менее 5 лет после прекращения обязательств между ними и клиентом документы, Сообщения, деловую переписку и иные документы, полученные в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», в состоянии в котором они могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве. Порядок обеспечения хранения информации и документов, полученных при осуществлении внутреннего контроля, должен предусматривать хранение следующих документов:

— оригиналы документов (заверенные в установленном порядке копии), содержащих сведения о клиенте и бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) и их представителях, или иных участниках операции (сделки), в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств лиц, представляющих сведения, и клиента;

— оригиналы или копии (заверенные в установленном порядке) документов по соответствующим операциям (сделкам) клиентов и сообщений об операции (сделке) — в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств лиц, представляющих сведения, и клиента;

— отчет в виде электронного документа, — в течение не менее 5 лет. В случае необходимости представления сведений, зафиксированных и хранящихся в электронном виде, в качестве доказательства в различных процессах, документ подписывается в установленном порядке для придания ему юридической силы;

— анкета, составленная по результатам идентификации и верификации, а также изучения клиента, — в течение не менее 5 лет;

— иные документы, в том числе деловую переписку, — в течение не менее 5 лет после прекращения обязательств между лицом, представляющим сведения, и клиентом.

Сроки хранения вышеуказанных документов могут быть увеличены в соответствии с внутренними документами лиц, представляющих сведения.

Сведения, указываемые в анкете клиента, фиксируются и хранятся в электронной базе данных (отчет в виде электронного документа) лица, представляющего сведения, к которой ответственным сотрудникам должен быть обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме для проверки информации о клиенте и бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе).

Служба внутреннего контроля осуществляет сбор, учет и хранение отправленных в ГСФР Сообщений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, и о подозрительных операциях (сделках), в порядке, установленном лицами, представляющими сведения.

7) Процедура подготовки и обучения кадров в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) или легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем:

Лица, представляющие сведения, разрабатывают процедуру подготовки и обучения кадров по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) или легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Требования к квалификации должностных лиц службы внутреннего контроля и лиц, осуществляющих регистрацию операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), передачу, учет и хранение специальных формуляров и иных документов, связанных с осуществлением и (или) совершением операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), а также к лицам, ответственным за принятие организационных мер по осуществлению внутреннего контроля, определяются руководством лица, представляющего сведения, в соответствии с общими требованиями, установленными соответствующими надзорными органами.

8) Процедура, определяющая порядок организации деятельности лица, предоставляющего сведения по отказу от принятия на обслуживание и выполнение распоряжений клиента об осуществлении операции (сделки):

Лица, представляющие сведения, в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, вправе отказать в принятии на обслуживание физического или юридического лица в следующих случаях:

— непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в статье 2 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» сведения (идентификационные данные), либо представление недостоверных документов;

— наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической или экстремистской деятельности.

Лицо, представляющее сведения, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (сделок) (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования в соответствии с положениями Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», и в случае наличия в отношении участника операции (сделки) сведений об участии в террористической или экстремистской деятельности.

9) Процедура, регламентирующая у лиц, представляющих сведения, деятельность по приостановлению операций (сделок) с денежными средствами или имуществом:

Деятельность по приостановлению отдельных видов операций (сделок) с денежными средствами или имуществом осуществляется в соответствии с нормами части 5 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

10) Процедура по организации у лиц, представляющих сведения, системы по реализации правил внутреннего контроля:

Лицо, представляющее сведения, с учетом особенностей его организации, основных направлений его деятельности, клиентской базы и уровня (категории) его рисков, связанных с клиентами и их операциями (сделками), должно сформировать или определить службу внутреннего контроля, с непосредственным информированием ГСФР.

Лица, представляющие сведения, должны обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность, а также создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления своих функций.

Служба внутреннего контроля в своей деятельности должна быть независимой, что обеспечивается реализацией следующих принципов, закрепленных внутренними документами:

— придание официального статуса, с регламентацией роли и обязанностей, способов обеспечения независимости, конфиденциальности деятельности, взаимоотношений с другими подразделениями, включая службу внутреннего аудита, наделения правом запрашивания и получения информации, необходимой для выполнения своих функций и обязанностей, обеспечения права свободно выражать и раскрывать полученные сведения руководству;

— непосредственное подчинение руководителю либо коллегиальному органу управления лица, представляющего сведения, и подотчетности перед ними.

Руководитель (ответственный сотрудник) службы внутреннего контроля по статусу должен быть на уровне руководящего состава (заместителя руководителя) лица, представляющего сведения.

Лица, представляющие сведения, должны проводить на постоянной основе, не реже одного раза в год, подготовку и переподготовку кадров по вопросам противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в порядке, установленном нормативным правовым актом Кыргызской Республики.

Основной задачей службы внутреннего контроля является:

— исключение вовлечения лица, представляющего сведения, и участия его служащих в осуществлении финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

— эффективная реализация законодательства по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

— содействие ГСФР и надзорным органам в выполнении задач и функций в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) или легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на службу внутреннего контроля должны возлагаться следующие функции:

— организация разработки и представление на утверждение руководителя лица, представляющего сведения, правил внутреннего контроля, а также совершенствование методологии оценки рисков и процедур управления рисками;

— участие в идентификации клиентов и иных участников операций (сделок);

— мониторинг и анализ операций (сделок) клиентов;

— взаимодействие с ГСФР по вопросам предоставления информации об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, и (или) о подозрительных операциях (сделках);

— организация реализации правил внутреннего контроля, в том числе процедур его осуществления. В этих целях ответственный сотрудник консультирует служащих лица, представляющего сведения, по вопросам, возникающим при реализации правил внутреннего контроля;

— организация представления в ГСФР сведений в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

— в пределах предоставленных компетенций, оказание содействия уполномоченным представителям надзорных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности лица, представляющего сведения, по вопросам соблюдения законодательства Кыргызской Республики о противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

— разработка форм отчетов и процедур их предоставления руководству лица, представляющего сведения, в целях обеспечения правил внутреннего контроля;

— представление письменного отчета о результатах реализации правил внутреннего контроля руководству лица, представляющего сведения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Порядок текущей отчетности ответственного сотрудника определяется внутренними документами лица, представляющего сведения.

Служба внутреннего контроля должна наделяться следующими полномочиями:

— получать от руководителей и сотрудников подразделений лица, представляющего сведения, необходимые распорядительные и бухгалтерские документы;

— снимать копии с полученных документов, получать копии необходимых файлов и записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах;

— в установленном порядке входить в помещения подразделений лица, представляющего сведения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях;

— давать временные в пределах сроков, установленных законодательством Кыргызской Республики для проведения операции (сделки) (до решения руководителя лица, представляющего сведения), указания, касающиеся проведения операции (сделки) (в том числе предписания о приостановлении проведения операции (сделки), в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции (сделке);

— иными полномочиями в соответствии с настоящими общими требованиями и внутренними документами лица, представляющего сведения.

При осуществлении своих функций служба внутреннего контроля обязана:

— обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений лица, представляющего сведения, документов;

— соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций, и не разглашать данные о передаче информации ГСФР в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

— выполнять иные обязанности в соответствии с настоящими общими требованиями и внутренними документами лица, представляющего сведения.

Осуществление функций, установленных настоящими общими требованиями и внутренними документами лица, представляющего сведения, относится к исключительной компетенции службы внутреннего контроля.

Сотрудники подразделений лица, представляющего сведения, оказывают содействие службе внутреннего контроля в осуществлении ее функций в соответствии с общими требованиями и внутренними документами лица, представляющего сведения.

Сотрудники лица, представляющего сведения, которым стали известны факты нарушений законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, допущенные сотрудниками лица, представляющего сведения, при проведении операций (сделок), незамедлительно в письменном виде доводят эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и службы внутреннего контроля.

Лицо, представляющее сведения, должно проводить на постоянной основе, не реже одного раза в год, оценку эффективности деятельности службы внутреннего контроля, в порядке, установленном внутренними документами лица, представляющего сведения.

Заключительные положения

Правила внутреннего контроля, действующие на день вступления в силу настоящих общих требований, должны быть приведены в соответствие с ними в течение 3 месяцев со дня их вступления в силу.

Коммерческие банки и иные финансово-кредитные учреждения, лицензируемые Национальным банком Кыргызской Республики, дополнительно применяют минимальные требования к правилам внутреннего контроля, установленным Национальным банком Кыргызской Республики.

Лица, представляющие сведения, регулируемые Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики дополнительно применяют минимальные требования к правилам внутреннего контроля, установленным Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики.

Приложение
к Положению об общих
требованиях к правилам
внутреннего контроля
по противодействию
финансированию терроризма
(экстремизма) и легализации
(отмыванию) доходов,
полученных преступным путем

ТИПИЧНЫЕ КРИТЕРИИ
оценки уровня (категории) риска

Данные критерии являются перечнем признаков операций (сделок), видов и условий деятельности, имеющих риск совершения клиентами операций (сделок) в целях финансирования терроризма (экстремизма) или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Риски совершения финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подразделяются на высокий, средний и низкий уровни (категории) Риска.

Высокий уровень (категория) Риска формируется с учетом следующих признаков уровней (категорий) рисков:

1) Страновой или географический Риск:

— государства (территории), где незаконно производится или переправляется либо разрешается свободный оборот наркотических веществ (кроме государств, использующих наркотические вещества исключительно в медицинских целях);

— государства (территории) не соблюдающие общепринятые стандарты в борьбе с финансированием терроризма и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

— государства (территории) с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельности;

— государства (территории), подвергнувшиеся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым ООН;

— государства (территории), предоставляющие финансирование или поддержку террористической (экстремистской) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации;

— государства (территории), где не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении операций (сделок).

Ссылки на перечни таких государств (территорий) определяются ГСФР на основе данных международных организаций.

2) Риск, связанный с клиентом:

— клиенты, осуществляющие свои деловые взаимоотношения или проводящие операции (сделки) при следующих необычных обстоятельствах:

существенное или необъяснимое географическое расстояние между учреждением и местонахождением клиента;

частое и необъяснимое перемещение денежных средств в различные учреждения или между учреждениями с различным географическим местонахождением;

— наличие в деятельности клиента подозрительных операций (сделок). Данный подпункт может не учитываться при оценке Риска, если в течение одного года в деятельности клиента не было выявлено подозрительных операций (сделок);

— клиенты, недостаточно представляющие сведения о бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе);

— благотворительные и иные международные некоммерческие организации;

— иностранные политически значимые лица;

— отсутствие информации о клиенте (юридическом лице) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

— место нахождения клиента — юридического лица, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления (постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

— клиент либо его учредитель (выгодоприобретатель), либо контрагент клиента по операции (сделке) зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, предоставляющем(щей) льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающем(щей) раскрытия и предоставления информации при проведении операций (оффшорной зоне);

— в отношении клиента имеется письмо ГСФР о предоставлении информации и проведении усиленного мониторинга;

— в отношении клиента имеются данные о том, что информация, представленная им, содержит неверные (заведомо ложные) сведения.

3) Риск, связанный с деятельностью или продукцией (услугами):

а) Виды деятельности:

— деятельность юридических лиц (в том числе кредитных организаций), зарегистрированных в оффшорных зонах, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ;

— деятельность по организации и содержанию игорных заведений, в том числе в электронной форме, а также деятельность ломбардов;

— деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств, предметов высокой роскоши и иных товаров высокой стоимости;

— деятельность, связанная со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и ломом таких изделий;

— деятельность, связанная с совершением сделок с недвижимым имуществом и/или оказание посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом;

— туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристическая деятельность);

— любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности.

б) Виды операций:

— осуществление юридическими лицами переводов денежных средств на (в) банковские счета (банковские вклады) физических лиц (за исключением оплаты труда и компенсации в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики, уплаты налогов, выплаты пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных и других выплат, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики) с последующим снятием (в течение одного дня) физическими лицами указанных денежных средств в наличной форме или переводами указанных денежных средств на (в) банковские счета (банковские вклады) других лиц;

— операции с резидентами государств или территорий (оффшорных зон), предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении операций (сделок), а также несоблюдающих общепринятые стандарты в борьбе с финансированием терроризма и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

— операции с юридическим лицом, постоянно действующие органы управления которого, иные органы или лица, которые имеют право действовать от имени такого юридического лица без доверенности, отсутствуют по местонахождению этого юридического лица;

— осуществление операций (сделок) с использованием интернет-технологий или иных систем удаленного доступа, либо иным способом без непосредственного контакта;

— интенсивное проведение операций (сделок) за наличный (и эквивалентной наличности) расчет, включая игорные заведения и субъекты предпринимательской деятельности по оказанию услуг, связанных с денежными средствами (фирмы, занимающиеся переводами, пункты обмена валют, агенты по переводу денег и торговцы банкнотами);

— неоднократное совершение операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;

— регулярное получение юридическими лицами переводов денежных средств от одного либо нескольких физических лиц (за исключением представителей сфер розничной торговли, общественного питания, розничной торговли горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях);

— регулярная отправка денежных переводов физическими лицами и частными (индивидуальными) предпринимателями физическим(ому) лицам(у) или получение денежных переводов от них.

в) Виды услуг:

— услуги международной системы корреспондентских отношений, включающие такие сделки, как коммерческие платежи от имени лиц, не являющихся клиентами и инкассаторская деятельность;

— международные услуги по управлению частными финансами;

— услуги, обеспечивающие более высокую степень анонимности и имеющие транснациональный характер (международные электронные переводы, частные инвестиционные компании и доверительные фонды, интерактивные банковские услуги).

Средние и низкие уровни (категории) Риска формируются лицами, представляющими сведения, самостоятельно, с учетом характера и основных направлений их деятельности и состава клиентской базы.