Госзакупки статистика

Основы закупочной аналитики

В основе аналитики закупок лежит статистика, оцифрованные тренды, прогнозы с использованием математических моделей, рейтинги и ранжирование. Большинство расчетов в закупках должно быть автоматизировано. Это повысит объективность данных и сэкономит ресурсы сотрудников.

Аналитические отчеты в отделе закупок

Если на предприятии есть продвинутый программист, а руководитель отдела закупок логик и математик, то база отчетов будет эффективной. От закупок потребуется проработанная концепция системы аналитических отчетов и качественные технические задания на каждый из отчетов. А от программиста – создание информативных и негромоздких отчетов.
Важно, чтобы каждый аналитический отчет предоставлял информацию для решения сразу нескольких задач. Иначе отчетов становится слишком много, и их смысл во многом теряется.

Пример из практики: правильный отчет «ABC-анализ»

В соответствие с целями по оптимизации товарных запасов розничной сети был спроектирован и реализован отчет «ABC-анализ». Он предоставлял информацию о:

  1. Выручка, маржинальность, сумма закупа товара за выбранный период в соответствующих ценах (по всем 25.000 SKU).
  2. Товарный запас в днях продажи на дату отчета по каждому SKU.
  3. Индексы по выручке и по прибыльности для каждого SKU (ABC-ABC).
  4. Продажи и закупки за период в единицах измерения каждого товара (штуки, метры, квадратные метры, килограммы и т.д.).
  5. Информация о том, сколько дней товар был в продаже в течение отчетного периода.

Отчет мог быть сформирован сотрудником закупок:

  • За любой период от 1 дня до 1 года.
  • По всему предприятию, либо по одному из торговых подразделений.
  • По всем менеджерам отдела закупок либо в разрезе любого из них.
  • По всем товарным категориям либо в разрезе выбранных.

Эффект от внедрения данного отчета:

— Экономия около 30% рабочего времени менеджеров закупок за счет снижения трудоемкости аналитики.

— В течение полугода использования отчета:

  • складские запасы снизились на 12% (при росте продаж на 5%),
  • объем излишков уменьшился на 34%,
  • товарный дефицит снизился на 26%.

Работа по автоматизации аналитического блока в закупках

Проектирование системы отчетов может быть задачей руководителя отдела закупок или коммерческого директора (если он готов разбираться в деталях закупок).

Если указанным специалистам что-то не позволяет сформировать полноценное техническое задание, то возможна совместная работа с внешним консультантом:

  1. Я предлагаю открытый тренинг «Точные закупки», на котором подробно даю подходы к формированию аналитических блоков и несколько шаблонов технических заданий к конкретным отчетам.

  2. Если у предприятия есть потребность в создании ряда отчетов и видение этих отчетов, но не хватает ресурсов для претворения их в жизнь, я предлагаю практическую сессию, на которой совместно с проектной группой из специалистов предприятия будет создан блок технических заданий.

Время чтения: 2 минут(ы)

Аналитика закупок – один из важнейших ключей для получения желаемого результата от участия в торгах. О том, как проводится анализ закупок и тендеров по 44-ФЗ и в чем он заключается, мы сегодня и поговорим.

Анализ закупок по 44-ФЗ: что нужно знать

Анализ закупок по 44-ФЗ представляет собой комплекс мер, направленный на проведение оценки деятельности участников торгов с точки зрения законности, эффективности и дисциплины исполнения ими государственных функций по обеспечению муниципальных и государственных нужд в продукции, работах и услугах.

В рамках анализа проводится оперативная оценка эффективности отдельных закупок, а также аналитическая оценка эффективности закупок по отраслям и заказчикам.

Объектами такой оценки могут являться:

  • отдельные размещения заказа;
  • отраслевые департаменты;
  • государственные заказчики;
  • уполномоченный орган.

В то же время субъектами оценки выступают:

  • государственные заказчики;
  • уполномоченные органы;
  • отраслевые департаменты.

Методика оценки эффективности государственных закупок

Основными методами оценки эффективности муниципальных и государственных закупок являются:

  • анализ истории торгов Заказчика – позволяет увидеть и сравнить все закупки определенного Заказчика, в том числе проанализировать и сравнить объявленные НМЦК и цены реально заключенных контрактов, а также найти собственную закупку и выяснить, осуществлял ли данный Заказчик подобную закупку в прошлом году. Кроме того, такой анализ позволяет выявить потенциальных конкурентов и субподрядчиков.
  • аналитика торгов по отдельной отрасти – показывает потенциал рынка и позволяет обнаружить высокорентабельные проекты.
  • процент падения – наиболее распространенный метод оценки, заключающийся в анализе закупок по видам торгов, номенклатуре закупке и проценту снижения максимальной стоимости контракта. Позволяет обнаружить малоконкурентную нишу.
  • число участников – позволяет спрогнозировать будущую ценовую политику, выявить производителей и получить выгодные предложения по закупке товара.

Программы и сервисы для поиска и анализа закупок

Нужны ли платные или хватит бесплатных?

Как показывает практика, платные сервисы более функциональны, чем бесплатные ресурсы. Все дело в том, что за символическую ежемесячную плату пользователь получает более удобный интерфейс и возможности более тонкой настройки поиска. В случае с бесплатными сервисами пользователю приходится тратить собственное время и силы на самостоятельный перебор и аналитику информации, в то время как платные сайты позволяют задать нужные параметры и получить готовый результат в течение нескольких минут.

В случае отсутствия возможности использования платных сервисов, произвести минимальный анализ закупок можно и в Единой информационной системе.

Для этого необходимо:

  • перейти в ЕИС по ссылке http://www.zakupki.gov.ru;
  • установить фильтр на завершенные закупки;
  • вручную перебрать полученные результаты;
  • самостоятельно произвести анализ по необходимому критерию: победителям, конкурентам или ценовому снижению.

Какой сервис лучше выбрать: обзор

Наиболее распространенными и востребованными сервисами закупок являются:

В заключение хотелось бы добавить, что без грамотно проведенного анализа закупок эффективно использовать собственный потенциал и добиться желаемого результата практически невозможно. Кроме того комплексное использование аналитики закупок позволяет не только найти резервы, но и правильно выстроить стратегию по увеличению собственной прибыли в определенной тендерной нише. Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку: 0 0